Конспект красота зимней природы

Обновлено: 04.07.2024

Цель: художественно-эстетическое развитие средствами и методами изобразительного искусства.

Задачи:

  • закреплять знания детей о зиме, как о времени года;
  • расширять представления о пейзаже, об основах перспективы (дальше, ближе);
  • формировать умение рисовать пейзаж по представлению;
  • закреплять технику цветосмешения;
  • упражнять в совершенствовании техники рисования гуашью.
  • развитие познавательной деятельности.
  • развивать изобразительные способности и творческую активность.
  • воспитывать сенсорную культуру, художественный вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного, интерес и любовь к искусству.

Оборудование:

Демонстрационный материал: образцы фона (подмалевка), листы бумаги для показа приемов рисования дерева, ели.

Материал: ребристые карандаши, альбом, гуашь, стакан-непроливайка для воды, мягкие круглые кисти № 1, 3, жесткие плоские кисти № 3, тканевые салфетки;

Методы и приемы: художественное слово, показ, образец педагога, повторный показ, указание, беседа.

Предварительная работа: Наблюдение за природой.

Ход урока

- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой).

- Молодцы, так что же мы будем сегодня рисовать?

2. Беседа о зиме

- Давайте с вами вспомним, что вы видели на улице?

Какое было небо? Солнце? Снег? Деревья? Были ли зеленые деревья? Как они называются? Что лежало на ветках деревьев?

- А теперь давайте посмотрим фотографии зимней природы. Что вы видите на первом фото? Какое небо? Какой снег? Чем покрыты ветки берез? (аналогично остальные фото).

- Красивое время года зима? В чем ее красота?

3. Беседа о зимних пейзажах в творчестве художников

-Красота зимней природы всегда привлекала художников. Многие из них изображали ее на своих пейзажах.

- Что такое пейзаж? Давайте рассмотрим некоторые из них.

4. Тонирование листа бумаги (подмалевок)

- Для того чтобы картина была красивой, нам надо сделать подмалевок, сделать красивый фон для нашей картины. Давайте вспомним, как это делается. (ответы детей).

5. Физминутка

- Пока будут сохнуть основы для наших пейзажей, давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт и возьмите в руки карандаши для массажа. Вытяните руки вперед и покатайте карандаш между ладонями. То же самое подняв руки вверх. Повернитесь влево и покатайте карандаш по левой руке. То же самое вправо. Сядьте. Положите карандаши. Погладьте свои ладони и встряхните ими.

6. Повторение приемов рисования дерева и ели

- А сейчас давайте вернемся к нашим картинам. Если это пейзаж, то, что мы с вами будем рисовать? Какие деревья зимой, какой цвет нам понадобиться? Как получить коричневый цвет? Давайте вспомним, как рисуют дерево? Кто может показать? (Показ ребенка с комментированием своих действий).

7. Рисование пейзажей

- А теперь подумайте, какие деревья будут на вашем рисунке, будут ли у вас ели? Положите ли вы снег на ветви деревьев? Будут ли тропинки?
Расскажите о своих будущих работах.

- Приступайте к рисованию. А волшебное зимнее настроение вам поможет создать музыка П.И.Чайковсого.

8. Итог занятия

Педагог благодарит детей, отмечает, что все постарались, как настоящие художники-пейзажисты и создали неповторимые рисунки, предлагает разместить детские пейзажи на доске.

Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

ВложениеРазмер
ekskurssiya_polyakova.docx 26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в зимний лес

Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.

Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать детское сообщество.

1. Предварительная работа . Беседа с детьми о правилах поведения в лесу.

2 . По дороге в лес . Обратить внимание детей на следы на снегу, обсудить их происхождение. Остановить детей в таком месте, где лес виден, издали и хорошо просматривается его ярусность. Предложить поздороваться с лесом:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Обратить внимание детей на красоту пейзажа, затем обсудить разную высоту деревьев – ярусность леса.

3. В лесу. Обратить внимание на деревья и кустарники, обсудить с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Рассмотреть сосну – только она остаётся зимой зеленая, а потому самая красивая. Рассмотреть иглы сосны – они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз. Предложить детям узнать и назвать деревья (по коре, веткам, почкам).

Провести с детьми беседу о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Чем они питаются зимой, какой окрас меха приобретают в зимний период. Вспомнить, как человек может помочь животным и птицам прозимовать холодную зиму.

В лесу же тяжело приходится крупным животным в период, когда на снеге появляется твердая корка - наст. Их ноги проваливаются под наст, они их ранят, режут острой кромкой наста, не могут быстро убегать от хищников. Это такие животные, как лоси, олени, зубры и т. п. Лесничие и лесники подкармливают таких животных хлебом и зерновыми, насыпают им на пни соль.

Обратить внимание детей на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то брошенные шишки.

Прощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

5. На обратном пути. Загадать детям загадки о лесе, вспомнить поговорки, пословицы о лесе.

6. Во второй половине дня предложить детям нарисовать свои впечатления об экскурсии в зимний лес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Изучаем зимние явления природы; знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы.


План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по коммуникативно-познавательной деятельности по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и ф.


Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре; Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру; .


Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре; Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру; .



Конспект экскурсии с детьми средней группы "Путешествие по зимнему лесу"

Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время , воспитывать познавательный интерес, дружелюбное , заботливое отношение к птицам и растениям.

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.

1. Расширять знания детей о зимних месяцах, характерных зимних явлениях природы : иней, снегопад, метель.

2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.

3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства.

4. Активизировать речь: оттепель, иней, мороз, метель, вьюга, поземка, снегопад.

- Доброе утро, дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.

- Какое у вас настроение?

Давайте поделимся настроением со всеми.

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь целый день.

- Ой ребята, посмотрите что это?

- Смотрите какая красивая снежинка к нам прилетела, но она не простая а с загадкой, хотите отгадать? А вы умеете отгадывать загадки? Ну тогда слушайте.

разукрасила окошки,

радость детям подарила

и на санках прокатила.

- Правильно, зима посмотрите какая она красивая.

- Ребята, скажите, а какое время года сейчас?

- Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)

- Что можно делать зимой на улице?

- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…

С неба все скользят пушинки-

На дорожки, на лужок

Все снижается … снежок

Вот веселье для ребят

Всё сильнее… снегопад

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка

Это девочка … Снегурка

На снегу-то посмотри-

С красной грудкой … снегири

- Ребята, а я вам расскажу о трёх зимних братьях.

- Второй братец – Январь.

- Третий братец – Февраль.

- Ребята а вы знаете какие явления происходят зимой? К нам прилетела одна снежинка, а как называется зимнее явление, когда падают много снежинок?

- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?

- Как называется это явление природы?

- Правильно, посмотрите как это красиво.

Слышится шум сильного ветра (фонограмма).

- Налетит на землю вдруг, Белый вихрь из белых мух.

Снег сугробом стелется, Это что? (метелица).

- Конечно метель, посмотрите как она закружила всё вокруг.

- Как ещё называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)

- Какие трудности может принести метель людям?

(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.

- Ребята, а это что появилось на листочках вдруг?

Расскажите, когда бывает иней?

После оттепели ударит мороз и на земле, на траве появляется иней.

- Посмотрите как это красиво.

- А ещё во время заморозков появляется изморозь – это появление ледяных корок на деревьях, и на всех предметах. Иногда она игольчатая, а иногда пушистая как бахрома, на солнце изморозь искрится, переливаясь всеми цветами радуги.

Дети стоят, а воспитатель называет явления.

- Ой ребята зима нам приготовила картинки, но почему-то на них ничего не видно. Давайте почитаем может что-то на снежинке написано.

- Ребята это загадки, чтобы их отгадать нужно кисточкой и краской закрасить весь листок.

Необходимо взять кисточку правильно, набрать краску и ведение кисти слева направо покрыть весь листок краской.

Педагог рассматривает работы детей и подводит итог.

О каких зимних явлениях мы говорили?

Какие загадки были в картинках?

Ваня, а что тебе понравилось больше всего?

Ариша, а ты что запомнила?

Вы такие молодцы, вы справились со всеми заданиями.

Спасибо за внимание!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное занятие "Красота зимней природы"

Показать красоту русской природы – зимы, используя для этого поэзию, изобразительное искусство, художественное слово, познакомиться с загадками, пословицами, стихами о зиме.

Развивать память, мышление, устную речь у детей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование :

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
�? меня прогонят со двора.
(Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
�? на санках прокатила.
(Зима)

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

-Ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

(Дети отвечают на вопрос.)

Учитель: - В замедленном полёте лениво падают шестигранные звёздочки. Удивительно правильной формы иглистые, чистые кристаллики. Пышно лепятся и не давят одна другую сухие пушинки. Алмазными искрами блестят снежинки на вздутой пелене пухлого сугроба. �? так весь день сыплется и сыплется звёздная пороша.

Великолепен зимний пейзаж! �?ней и снег кругом – настоящая русская зима! В меру подбадривает морозец.

- О зиме написано очень много стихов. Давайте, послушаем! ( Дети рассказывают стихи.)

… Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и – вот сама
�?дёт волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. �? рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.Пушкин)

В декабре метёт позёмка,
Мёрзнет солнышко в окне.
-Тук-тук-тук!
-Войдите!
Ёлка
Вся в снегу пришла ко мне.
Сразу в доме стало тесно,
Жутко, весело, чудесно-
Будто весь огромный лес
Через форточку залез!

Земляничная поляна
Вдруг вошла, полна тумана.
Я один сижу на пне:
Солнце меркнет долго-долго,
Тишиною в тишине.
(С.Козлов)

Я люблю тебя, январь!
Для меня ты месяц лучший-
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь!

Солнце, снег, огонь, мороз –
Пламя белое берёз!

Догоняй меня, лови!
На коньках помчусь - засвищут
Под ногами соловьи!
(С.Козлов)

В феврале, в феврале
Едет вьюга на метле!
По озёрам и по рекам
Белым снегом замела
Чёрной ночи зеркала!

� ? звезде себя не видно…
Ей, наверное, обидно
За белёсой пеленой
Быть невидимой звездой.
(С.Козлов)

Учитель: - А какие пословицы о зиме вы знаете?

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В зимний холод всякий молод.

В лес не съездишь, так и на печи замёрзнешь.

Учитель: - Как вы понимаете пословицы “В зимний холод каждый молод”, “Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет”.

Учитель: - Много зимних примет. Декабрь зовётся в народе воротами зимы. �?здревне декабрь называли “зимник”, “студень”,Стужайло”, “студёный”. В декабре говорили: “тепло из глаз течёт”, то есть мороз прошибает до слёз.

Сухой декабрь – значит, быть сухими весне и лету.

Декабрь тёплый и сырой – к затяжной зиме и поздней холодной весне.

Если первый снег в декабре плотный, мокрый, тяжёлый – ожидается влажное лето, а если сухой, лёгкий – сухое лето.

Зима метельная – лето бурное.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Январь- первый месяц зимы - наши предки называли просинцем, потому что в это время на низком и хмуром небосводе появлялись синие ясные островки. Славяне называли январь ещё и сечнем (от слова “сечь”). В январе секли, то есть рубили леса, чтобы подготовить к весне новые земли для посевов. А в пословицах январь – году начало, зиме середина. Он как бы рассекает зиму пополам. Были у января и другие имена, данные разными славянскими народами: ледень, зимец, прозимец.

Февраль у славян имел несколько названий: межень - потому, что он межа между зимой и весной, снежень- за то, что много снега, лютень- за лютые метели, бокогрей – за то, что начинает с боков пригревать солнышко. Согласно приметам, второй день февраля весну показывает: солнечно – к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей.

По погоде в феврале судили о погоде весной, летом и осенью: февраль холодный и сухой – август жаркий. Тёплый февраль приносит холодную весну и заморозки. В конце февраля с крыш свисают длинные и толстые сосульки – к долгой весне и хорошему лету. Ненастная погода в феврале – к хорошей погоде в августе.

-А вы какие зимние приметы знаете?

Учитель: Доскажите слово в рифму.

“ Снежная история”

Словно пёрышки Жар-птицы
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький (снежок)

Мы зимой “войну” устроим,
Крепость снежную построю
Чем же будем “воевать”?
Каждый “ воин” должен знать!
Угадай скорей, дружок,
Шарик кругленький – (снежок)

Ночь. Зима. На небе звёзды.
Детки спят, совсем уж поздно,
Месяц на небе – рожок,
Выпал беленький ( снежок)

Едут сани по дороге,
Вьётся ниточкой стежок
От полозьев след остался,
Запорошил след (снежок)

Поглядим - ка мы в окно,
Аж, глазам не верится!
Все вокруг белым – бело
�? метёт (метелица)

Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это - снежная (метель)

Эту зимнюю хозяйку
Все боятся, даже зайка
Не боится лишь апрель
Снежно-белую (метель)

Солнце скроет, с ветром воет,
Небо синее закроет
�? позёмкой стелется
Зимняя (метелица)

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос.
(Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)

Учитель: Зима - весёлая пора с играми в снежки, катанием на лыжах и на санках. А вот для птиц морозные дни не такие радостные. Холодно птицам, зёрнышки и семечки глубоко под снегом спрятаны. Как тут быть? Давайте послушаем рассказ “Добрая девочка”.

“ Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробышкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны”.

К.В.Лукашевич.

Беседа: - Как жилось воробышкам в суровую зиму?

-Как помогла выжить суровую зиму Маша?

Молодая синичка : Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?

Взрослая птица: Пинь-пинь-трр, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало. Люди покормят нас зимой, а мы будем летом спасать сады от прожорливых насекомых”.

Учитель: �? что же мы с вами должны делать, чтобы птицы перенесли легче суровую зиму?

Учитель: - Надо помочь птицам, повесить на деревья кормушки. Чтобы сделать простую кормушку для птиц, понадобятся чистый сухой пластиковый или картонный пакет из под молока или сока. На одной стороне пакета примерно на 2,5 см от низа вырежи квадратное окошко со стороной 7.5 см. Второй такой же квадрат вырежи на противоположной стороне пакета. Под каждым отверстием проделай дырочку, в которую может войти ветка. Просунь ветку через дырочки, и перекладинка для птицы готова. Заполни дно кормушки белого хлеба, семенами подсолнечника, тыквы, плодами рябины. Синицы любят несолёное сало. Нельзя давать жареные семена, крошки чёрного хлеба - они вредны для птиц. Прикрепите один конец верёвки к верхушке пакета и повесь кормушку на дерево или столб.

Учитель: - В какие игры вы играете зимой?

Учитель: - А сейчас, я познакомлю вас с интересной игрой. Скатайте с ребятами из снега большие комки, поставьте неподалёку один от другого, полейте водой, чтобы стали крепче. На другой день можно играть в игру в “Снежные бабы”. Все ребята забираются на комки, а кому не хватило комков - водят. Стоящие на комках кричат им: “ Баба-баба!”, а те стараются столкнуть крикунов и занять их места. Кто не удержался – водит.

Физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.

(Дети машут руками, словно работают лыжными палками)

Учитель: �?так, мы с вами добрались на лыжах до зимнего леса. А кругом - то какая красота! Тишина и покой в лесу. Ни звука! �?ней красиво опушил лес. Косматая изморозь накипает на деревьях. Грузные ветви тяжело клонятся книзу. Зима облепила хвойные деревья. В лесу лежат пышные сугробы. “Всё ярко, всё бело кругом!” Хорош лес в зимнем уборе! (Показ слайдов зимнего леса. Приложение .).

-Что вы можете рассказать глядя на величавый зимний лес? (Дети читают свои сочинения на тему “Зимний лес”.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке используется активно - деятельностный способ обучения, при котором дети с помощью учителя сами формулируют тему урока, ставят учебные задачи, реализуют их и анализируют результаты своей деятельности.

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах композиции, выявлении объема предмета для создания художественного образа, об особенностях творчества великих художников; закреплять основы живописи.

Комбинированный (закрепление знаний и практическая работа)

Планируемые
образовательные

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении материала, применять знания о закономерностях композиции, воздушной перспективы, использовать выразительные возможности художественных материалов (гуашь), работать с палитрой.

Метапредметные: научатся определять цель и задачи в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: научатся проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность.

Методы и формы

Методы: беседа с постановкой учебной задачи, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск:

Формы: индивидуальная, фронтальная с элементами взаимного обучения учащимися друг друга (интерактивная форма взаимодействия).

Образовательные ресурсы

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть, палитра.

Наглядно-демонстрационный материал

Основные понятия и термины

Художественный замысел, средства композиции (горизонт, пространство, сюжетно- смысловой центр, ритмы, контрасты, равновесие, линейная перспектива), основы живописи (цветовые отношения неба и земли, воздушная перспектива).

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

(универсальные учебные действия)

I. Организационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

Беседа о красоте зимней природы.

- А теперь давайте посмотрим, какое удивительное творческое наследие оставили художники К. Юон и Б. Кустодиев.

Осмысливают цель урока.

Ученик зачитывает стихотворение.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Дети просматривают презентацию, высказывают свое отношение к увиденному, делятся впечатлениями.

проявляют интерес к творчеству художников; осознают свои эмоции,

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

II. закрепление знаний о закономерностях композиции и основы живописи, постановка учебной задачи

Анализ опорных понятий и обсуждение в парах

А теперь попробуем передать наши впечатления в творческих работах, посвященных красоте русского зимнего пейзажа.

– Давайте сформулируем тему урока и поставим учебные задачи.

Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.

Я предлагаю проанализировать основные средства композиции и установить поэтапность выполнения работы.

Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.

Далее ставят цель: выполнить живописный пейзаж по собственному замыслу и формулируют задачи:

1. Закрепление правил композиции.

2. Закрепление основ живописи.

Учащиеся после обсуждения в парах выстраивают следующую цепочку опорных понятий:

Замысел, горизонт, пространство, центр композиции, остальные предметы и объекты, ритмы, контрасты, равновесие. Точно также устанавливают очередность работы красками, опираясь на следующие понятия: цветовые отношения неба и земли, воздушная перспектива.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении, постановке задач

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

– Теперь переходим к практической части.

- Какие изобразительные мотивы можно взять для сюжетного центра композиции?

- Предлагаю начать работу над сюжетно – смысловым центром.

Педагог наблюдает, советует, корректирует деятельность учащихся.

- Прошу выйти к доске и продемонстрировать получившиеся результаты (показ 3-4 работ).

- При передаче цветовых отношений неба и земли необходимо помнить о воздушной перспективе.

Как проявляет себя воздушная перспектива в передаче задних планов?

Педагог наблюдает, советует, корректирует деятельность учащихся.

- Лепка снеговика, лесные жители: заяц, лиса, белка, красивый заснеженный дом и т.д.

Работа над сюжетно – смысловым центром.

Наметив линию горизонта, пространственные планы и крупные детали композиции простыми формами, дети переходят к выполнению цветовых отношений неба и земли.

- При передаче задних планов (лес, отдаленные деревья или дома) цвет должен быть светлее и иметь более холодный оттенок.

Далее дети прописывают задние планы с передачей воздушной перспективы.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже ния цели.

осознают свои интересы и цели

IV. Итоги урока.

Самоанализ и самооценка.

На основе предложенного зрительного ряда учащиеся могут проанализировать собственные работы по опорным понятиям.

Это дает возможность почти на 100% усвоить теоретический материал и добиться высоких результатов в выполнении практической части. Такой прием позволяет достичь реальной изобразительной грамотности и уверенности в себе.

Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.

Дети анализируют свои результаты, опираясь на поставленные задачи и выводят самооценку.

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах композиции, выявлении объема предмета для создания художественного образа, об особенностях творчества великих художников; закреплять основы живописи.

Комбинированный (закрепление знаний и практическая работа)

Планируемые
образовательные

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать работы великих художников, применять знания о закономерностях композиции, выделять и развивать сюжетный центр, использовать выразительные возможности художественных материалов (гуашь), выявлять объемы предметов, работать с палитрой.

Метапредметные: научатся определять цель и задачи в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: научатся проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность.

Методы и формы

Методы: беседа с постановкой учебной задачи, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск;

Формы: индивидуальная, фронтальная с элементами взаимного обучения учащимися друг друга (интерактивная форма взаимодействия).

Образовательные ресурсы

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.

Наглядно-демонстрационный материал

Основные понятия и термины

Художественный замысел, средства композиции (горизонт, пространство, сюжетно- смысловой центр, ритмы, контрасты, равновесие, линейная перспектива), основы живописи (цветовые отношения неба и земли, основной цвет предмета, воздушная перспектива, объемы (свет и тень).

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

(универсальные учебные действия)

I. Организационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

- На предыдущем уроке мы с вами наметили карандашом композицию и выполнили цветовые отношения неба и земли с передачей воздушной перспективы.

- Давайте еще раз посмотрим результаты и будем работать дальше.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с художественно- выразительными средствами, применяемыми в изобразительном искусстве, и расширим наши знания о живописи, пейзаже.

Далее следует беседа о красоте зимней природы:

- Художники, конечно же писали пейзажи. Например, И. Шишкин писал, в основном, лес. И. Левитан писал лирические пейзажи, отдавая предпочтение осени. Зимой природа спит, но этот сон порой удивительно красив. Особенно красив на рассвете, когда деревья покрыты инеем, а небо напоминает радугу, или в тихий день, когда падает пушистый снег, вокруг нас заснеженные деревья, сугробы и какая-то фантастическая тишина.

Вы можете обсудить свое выступление в парах, при этом надо ответить на вопросы:

-Что вы видите на картине?

-Что вам понравилось?

-Какие эмоции и чувства вызывает картина?

-Какая бы музыка к ней подошла?

-Что произойдет, если картина оживет? Что придет в движение и какие звуки мы услышим?

Учащиеся вспоминают свои действия, оценивают результаты.

Осмысливают цель урока.

- За зимние развлечения, за катание на коньках, лыжах, за новогодние праздники, и т.д.

Читайте также: