Конспект урока блок снег да снег

Обновлено: 07.07.2024

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Дюсебаев Кайрат Канашевич это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 18.28 Kb

Урок внеклассного чтения

I. Организационный момент.

III. Первичное закрепление изученного. 1) Упражнение в выразительном чтении стихотворения (слайд 3) - Расставим паузы, логические ударения, определим интонацию.

Снег да снег./ Всю избу занесло./ интонация спокойная Снег белеет кругом по колено.// интонация спокойная Так морозно, светло и бело!/ интонация восхищения Только чёрные, чёрные стены…//

и так далее… 2) Творческое задание. (слайд 4) - Рассмотрите иллюстрацию. Передаёт ли она замысел автора? - Блок написал стихотворение с помощью слов, а вы изобразите его с помощью красок. (Иллюстрирование стихотворения учащимися).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения

I . Организационный момент.

III . Первичное закрепление изученного. 1) Упражнение в выразительном чтении стихотворения (слайд 3) - Расставим паузы, логические ударения, определим интонацию.

Снег да снег./ Всю избу занесло./ интонация спокойная Снег белеет кругом по колено.// интонация спокойная Так морозно, светло и бело!/ интонация восхищения Только чёрные, чёрные стены…//

и так далее… 2) Творческое задание. (слайд 4) - Рассмотрите иллюстрацию. Передаёт ли она замысел автора? - Блок написал стихотворение с помощью слов, а вы изобразите его с помощью красок. (Иллюстрирование стихотворения учащимися).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют осознанность восприятия литературного произведения;

предметные: научатся осознанно воспринимать литературные произведения, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться сравнивать тексты стихотворений.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

− Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

− Начнём наш урок с загадки:

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

− Конечно, вы знаете это время года. Закройте глаза и шёпотом произнесите, когда это бывает. (Зимой.)

Учитель читает стихотворение.

У дедушки Года, у старого деда,

Есть внучки четыре – прекрасные девы.

Послушайте о старшей.

Как старшая внучка красива собою!

Зовётся Зимою, Зимой ледяною!

Лицо белоснежно и волосы белые,

Всю сахарной, снежной Зима землю делает.

Как только пора для Зимы заступает,

Свои сундучки она вновь открывает.

Есть пять ледяных у неё сундуков:

В одном спит метель – это мать ветерков,

В другом сундуке затаилась пороша

И множество градин – стеклянных горошин,

А в третьем спит вьюга, в четвёртом – снежинки,

Иней в последнем – в хрустальной корзинке.

И эти богатства Зима всем раздарит.

II. Объявление темы урока.

− О чём будет сегодня произведение?

Величава Зима – называть ее хочется

Не по имени просто, а по имени-отчеству.

Ой, зима ты – Морозовна!

Ой, Зима ты – Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер в ветках березовых

Сыплет хлопья на головы.

Ой, Зима ты – Морозовна!

Ой, Зима ты – Метельевна!

− Почему такое обращение к зиме у поэта?

Русский народ любит зиму. Можно на санках покататься, в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье вьюги можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть.

В воздухе летит – не тает,

Белизною взгляд ласкает.

Составляет из сестёр

Купол – сказочный шатёр.

Спать ложится на деревья.

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.

Тот, что раньше выпал, дремлет.

В искрах звонких серебрится…

Одного тепла боится.

− Вы готовы послушать еще одно стихотворение о снеге?

III. Работа по теме урока.

− Понравилось вам стихотворение? Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение? Какое настроение передает поэт? Что нравится поэту? Как относятся к приходу зимы люди? Как об этом сказано? Каким тоном и в каком темпе следует читать это произведение? Почему?

2. Моделирование обложки.

− Что я вам читала? Покажите на модели. О чем это стихотворение? Каким бывает снег? (Мягким, пушистым, первым, свежим, искристым, мокрым, грязным, серебристым, рыхлым, белым.)

Что написал А. Блок? Покажите и скажите. (Стихотворение о зиме, о природе.)

3. Беседа о снеге.

– Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок.

Водяные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. И здесь сразу же образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не те снежинки, какие падают на землю, они ещё очень малы. Но кристаллики всё растут, развиваются и наконец становятся удивительно красивыми звёздочками. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.


Выполняется под музыку.

− Представьте, что в нашем классе пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу и воображаемому снегу.

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

4. Повторное слушание стихотворения.

− Прочитайте слова: простор, оглашается, охапка, перечит, нрав. Значения каких слов вам не понятны? Найдите эти слова в тексте, подчеркните их.

− Какие строчки вам особенно понравились?

Чтение вместе с учителем:

Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце;

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки смеются…

− Как автор относится к природе, к людям? Кто помнит фамилию автора? Что вы знаете о Блоке?

Александр Александрович Блок (1880−1921) родился в Петербурге, в семье, где все увлекались литературой. Его стихи отличаются напевностью и музыкальностью.

Любое хорошее стихотворение открывает перед читателем что-то новое, необычное, порой сказочное в самых привычных вещах и явлениях, легко запоминается и звучит как музыка.

− Перед вами две неполные модели, которые нужно дополнить.

− Зима – мастерица-выдумщица! Чего только не лепят из снега!

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

6. Работа по учебнику.

7. Конкурс чтецов.

Хорошо читающие дети выразительно читают стихи:

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Белая дорожка
(русская народная песня)

Мороз трещит и колется,

А в поле за околицей

Припев: За речку, за рощу

Ах, белая дорожка,

Летит, пылит метелица,

А на пути лесок.

В лесу за каждым деревцем

Сюда не раз ходили мы

В осенние деньки,

Средь поля посадили мы

Ложись, снежок, укутывай

Всю землю, укрывай,

Храни от ветра лютого

IV. Итог урока.

− Вот и закончилась наша зимняя сказка. Кто подарил нам сегодня эту сказку? Какое стихотворение А. Блока слушали? Попробуйте озвучить иллюстрации учебника.

− Хотите снова встретиться с зимней сказкой? Вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. Тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся.

- формировать литературоведческие представления и понятия; учить выявлять позицию автора, выражать своё понимание произведения;

- развивать речевые умения; развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: проектор, презентация к уроку, модельки снежинок

1. Организационный момент

– Ребята, к нам на урок пришла гостья, но вам надо узнать кто она.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула руковом,

Всё покрыла серебром. /Зима/

- Правильно, это Зимушка-Зима!

- А что я о ней прочитала?

- А как ещё можно назвать снег, с чем сравнить?

- Сколько всего зимних месяцев?

- Какой месяц первый? Какой последний? Какой месяц между декабрём и февралём?

- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?

- Несмотря на свой суровый характер зима принесла нам на урок подарок

- Знаете ли вы, что означает это слово?

- Поэзия – это искусство, это стихотворная речь. Стихотворения создают поэты. Это те люди, которые обладают талантом так построить речь, чтобы она звучала как музыка.

Околдован лес стоит, -

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

- А вы умеете слушать? А видеть?

1) Чтение стихотворения учителем.

2) Работа с произведением.

- Какое настроение передаёт автор в своём произведении?

- Пока я читала стихотворение, в воздухе кружились снежинки. Они легли к вам на парты и просят изобразить на них модель обложки к прослушанному стихотворению.

У каждого ученика на парте лежит снежинка.

3) Словарная работа.

- Есть ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

4) Беседа об авторе.

- Может кто-нибудь знает автора этого произведения?

- Это стихотворение написал А.А.Блок.

Укажите на модели фамилию автора.

Он родился в семье, где увлекались литературой. Стихи Александра Александровича отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, когда поэт читал свои стихи, то слушатели шёпотом повторяли вместе с ним строки.

Поэзия А.А.Блока проникнута такой задушевностью, что тот, кто знакомится с ней, навсегда остаётся почитателем поэта.

А.А.Блок чаще писал о природе, родине, чувствах человека.

5) Продолжение работы с произведением.

- А о чём это стихотворение?

- Покажите, каким цветом обозначается стихотворение о природе?

Изобразите это на модели.

- Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?

Изобразите название стихотворения на модели.

6) Повторное чтение.

- Как автор относится к природе; к людям?

- Кто назовёт фамилию автора?

4. Творческая работа.

5. Презентация работ учащихся.

- Назовите произведение, которое мы слушали на уроке.

7. Домашнее задание.

Принести книги со стихотворениями А.А.Блока.

Цель: создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.

- формирование у учащихся понятия о поэтическом мире как одной из категорий лирики; формирование представления о поэтическом мире И. А. Бунина.

- расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста;

- Воспитание внимательного, чуткого отношения к слову, умения находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, презентация к уроку

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэзией И. А. Бунина, а так же с понятием “поэтический мир”. Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. А теперь соединим их в одно понятие - “поэтический мир”. Как вы думаете, что это такое?

-Да. Это значит, что у каждого поэта свой, неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир- это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой.

- Сегодня мы постараемся разгадать загадки души И.А.Бунина

- В конце урока вы сумеете ответить на вопрос - каков поэтический мир И. А. Бунина.

3. Работа по теме

1) Знакомство с жизнью и творчеством поэта (смотрим презентацию)

2) Работа с текстом

А) Первичное чтение учителем

Б) Проверка первичного усвоения

- Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

- - Какими красками автор изобразил зимнее утро

- Почему поэт называет утро радостным и молодым?

- С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

В) Вторичное чтение (учащимися)

1) Дифференцированная работа

Задания для самостоятельной работы.

1. Какие факты из биографии И. А. Бунина вам известны?

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина

3. Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Сформулируйте главные мысли стихотворений И. А. Бунина.

Как показывает И. А. Бунин связь человека и природы?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

В чём проявляется мастерство Бунина – поэта?

Поэтический мир Бунина. Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

2) Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.

В лирике выражаются чувства и эмоции по поводу того или иного явления

Стих - главный способ организации текста, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

В чём же мастерство Бунина - поэта? Каков его поэтический мир?

- И.А. Бунин мастерски пользуется словом: его стихотворения словно картины. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) - одно из отличительных свойств поэзии И.А.Бунина.

После проведённой работы со стихотворениями делается предварительный вывод – в поэзии И. А. Бунина мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать

-. Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

( Надо читать его стихи, каждое произведение поэта – частичка его поэтического мира.

-Как вы думаете, что пытается донести до нас, читателей, своими стихами Бунин?

Читайте также: