Художественная культура древней передней азии конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: 1. Познакомить с особенностями художественной культуры Междуречья.

2. Создать условия для выражения собственного суждения о культуре Месопотамии

3. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты;

4. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.

- ответы на вопросы Главы 1 Учебника.

В IV-I тысячелетиях до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, или Двуречье, или Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь, научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и точными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

Слайд 2. В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города государства, как: Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.

Возникновение письменности

К 3 тысячелетию до н. э. в южных долинах Двуречья сложились многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо), постепенно замененное сложными геометрическим, а знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

Слайд 7. Была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669- 633гг) - первое систематизированное собрание, таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер, размещались по отраслям знаний.

В 612 г. эти таблички чуть не погибли. Их спало то, что во время пожаров глина от обжига стала еще крепче. Конечно, многие таблички разбились, но то, что сохранилось через 2500 лет поведало нам о культуре народов Междуречья.

Слайд 8. Архитектура

Время сохранило очень мало архитектурных сооружений. Строились они из необожженной глины, поэтому разрушалось. Не пощадили их и многочисленные войны.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов.

Слайд 9. Зиккурат - ступенчатый храм, имеющий 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.

Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницы). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами.

Слайд 10-11. Наибольшую известность приобрел зиккурат бога луны в городе Уре.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Слайд 12. Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу шел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар. Они были облицованы глазурованным темно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-желтого цвета и рядами белых и желтых драконов - фантастических существ с головой змее, орлиными задними и львиными передними лапами. Синий цвет не случаен, он являлся магическим средством от дурного глаза. Краски до сих пор не потускнели.

Слайд 13. Важнейшим архитектурным Достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Подобная конструкция была использована при создании оного из семи чудес света - Висячих садов Семирамиды.

Изобразительное искусство

В основном это были рельефы и мозаики, которые украшали внутренние стены парадных залов дворцов. На них изображены батальные сцены: колесницы, скачущие всадники, наступающие войска, воины, берущие крепость, толпы пленных. И все это совершается во славу царя.

Слайд 16. Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить трехъярусную мозаичную плиту - Штандарт из Ура.

Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад в развитие мелкой пластики. До нашего времени сохранились образцы шумеро-аккадской скульптуры. Одним из самых ранних являются адоранты - фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее - глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.

Статуя адоранта представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт.

На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Музыкальное искусство.

Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные учебники по пению.

Во время траурных церемоний исполнялись песни-плачи.

Музыка доставляла наслаждение богам и царям.

Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой, лютни и лиры.

В культовой музыке использовались колокольчики.

Слайд 18. В одной з раскопок в городе Уре была обнаружена Арфа с головой быка.

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка¬кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус¬ловия и важнейшие исторические события?

2. Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы ее характерные особенности? О чем поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создан ли первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни¬невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

I Творческая мастерская

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, па нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

План-конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В III тыс. до н.э. одним из крупнейших городов-государств в южных долинах Двуречья был Шумер.

В историю мировой культуры шумеры вошли благодаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно замененное геометрическими знаками.

Пиктография, постепенно превратилась в клинопись.

Писали вначале справа налево, но это было неудобно, т.к. правая рука закрывала написание. Постепенно перешли у написанию слева направо.

III тыс. до н.э. – появление письменности у шумеров Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек

III тыс. до н.э. – появление письменности у шумеров

Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек

Перевод текста одной из шумерских табличек (школа)

Судьба писца мне опостылела,

Судьбу писца я возненавидел…

Город Ниневия (Ассирия) – обнаружена библиотека царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н.э), где найдено более 30 тыс. табличек

Город Ниневия (Ассирия) – обнаружена библиотека царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н.э),

где найдено более 30 тыс. табличек

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

До нашего времени сохранилось немного архитектурных сооружений, чаще всего это лишь фундаменты зданий.

Строились они из необожженной глины, поэтому разрушалось. Не пощадили их и многочисленные войны.

Первыми ЗИККУРАТЫ начали строить ШУМЕРЫ, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров идею строительства подобных храмов 2. На верхней площадке располагалось святилище, где находилась статуя божества 1. Ступенчатость зиккурата символизировала устройство мира в виде лестницы, связывающей небо и землю 3. Верхняя площадка также использовалась для наблюдения за планетами Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение ЗИККУРАТОВ.

Первыми ЗИККУРАТЫ начали строить ШУМЕРЫ, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров идею строительства подобных храмов

2. На верхней площадке располагалось святилище, где находилась статуя божества

1. Ступенчатость зиккурата символизировала устройство мира в виде лестницы, связывающей небо и землю

3. Верхняя площадка также использовалась для наблюдения за планетами

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение ЗИККУРАТОВ.

Зиккурат в городе Уре

Зиккурат в городе Уре

Зиккурат в Уре

Зиккурат в Уре

Путь к городу вел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар Примечательные архитектурные сооружения Вавилона

Путь к городу вел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар

Примечательные архитектурные сооружения Вавилона

Ворота храма богини Иштар (Вавилон, IV в до н.э.) – реконструкция. Музей Пергамон, Берлин Синий цвет фона имел значение магического средства от дурного глаза

Ворота храма богини Иштар (Вавилон, IV в до н.э.) – реконструкция.

Музей Пергамон, Берлин

Синий цвет фона имел значение магического средства от дурного глаза

Висячие сады Семирамиды, г.Вавилон ( IV в до н.э) Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции

Висячие сады Семирамиды, г.Вавилон ( IV в до н.э)

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции

Конструкция Висячих садов Семирамиды является одной из созданий семи чудес света. Пирамидальная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступеньках Для орошения растений здесь впервые была использована конструктивная идея водоснабжения.

Конструкция Висячих садов Семирамиды

является одной из созданий семи чудес света.

Пирамидальная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступеньках

Для орошения растений здесь впервые была использована конструктивная идея водоснабжения.


Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено в основном рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов дворцов. На них изображены батальные сцены: колесницы, скачущие всадники, наступающие войска, воины, берущие крепость, толпы пленных. И все это совершается во славу царя. Рельефы во славу царей

Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено в основном рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние стены парадных залов дворцов. На них изображены батальные сцены: колесницы, скачущие всадники, наступающие войска, воины, берущие крепость, толпы пленных. И все это совершается во славу царя.

Рельефы во славу царей


Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н.э. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н.э.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н.э.

Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н.э.

Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить трехъярусную мозаичную плиту – Штандарт из Ура. (сюжет посвящен теме военного сражения и одержанной победе. Штандарт из Ура

Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить трехъярусную мозаичную плиту – Штандарт из Ура. (сюжет посвящен теме военного сражения и одержанной победе.

Штандарт из Ура

Панель войны

Панель войны

Панель мира

Панель мира

Скульптура До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму.

Адоранты (молящиеся) - это небольшие (30 см) статуэтки людей. Их ставили в храмах, чтобы постоянно умолять богов о ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были сделаны.

Скульптура Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н.э. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали.

Сановник Эбих-Иль. Шумер. III тыс. лет до н.э.

Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения.

Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали.

Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные учебники по пению. Во время траурных церемоний исполнялись песни-плачи. Музыка доставляла наслаждение богам и царям.

Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные учебники по пению.

Во время траурных церемоний исполнялись песни-плачи.

Музыка доставляла наслаждение богам и царям.

Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой, лютни и лиры. Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка.

Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой, лютни и лиры.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка.

На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа.

На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа.

• Территория Передней Азии включает в себя очень разные
природные зоны: Междуречье - долину рек Евфрата и
Тигра, которую греки называли Месопотамией,
полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные
районы, восточное побережье Средиземного моря,
Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в
древности этот обширный регион, одними из первых в
мире основали города-государства (Ур, Урук, Шумер,
Аккад, Вавилон, Урарту и др.), изобрели колесо,
монеты и письменность, создали замечательные
произведения искусства.
• Главная тема искусства ДПА – прославление силы и
могущества человека!

3. 1. Возникновение письменности

Искусство Шумера
(27-25 вв. до н.э.)
Пиктографическая
надпись. Урук
Письменность Шумера широко
распространила законодательства,
знания, основы наук, религиозные
представления, мифы и верования.
Записанное на табличках
поведало учёным удивительные
сведения о жизни и культуре
народов Междуречья.

Руины Белого храма. Урук. Шумер. III тыс. лет до н.э.
В середине 4 тыс. до н.э. была
изобретена рамка для
кирпича-сырца, который не
обжигали, а сушили на солнце.
Началось возведение храмов
прямоугольной конфигурации.
Храм был побелен
известью – отсюда
название.
Важной частью
архитектурных
ансамблей были
лестницы и пандусы

8. Зиккурат – культовое сооружение в древнем Междуречье

9. Пантеон древневосточных богов

10. Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и
пандусы, которые соединяли террасы.
Чередование террас
подчеркивалось
раскраской:
- Низ первой террасы был
окрашен черным
битумом,
- первая - облицована
обожженным красным
кирпичом,
- вторая была побелена,
- третья, как и святилище
была выложена голубым
глазурованным кирпичом.
Зиккурат бога Луны Нанны в
Уре. 21 в. до н.э.
3 яруса. Высота 21м

11. Вавилонская башня

Ворота Иштар.
Дорога процессий
В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена
главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к
храму, посвященному одноименному божеству. От ворот богини Иштар
мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались
торжественные шествия. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий
на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного
кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов,
изображенных на голубом фоне.

13. Вавилон. Ворота Иштар. 6 в. до н.э.

Стены ворот были украшены
глазурованными тёмно-синими
кирпичами, который не потерял свой
цвет до наших дней, с рельефными
изображениями символических
защитников города – львов, диких
быков, а также фантастических
существ - драконов, желтых и белых
на темно-синем фоне.

14. 3. Изобразительное искусство

1) Рельефы, которые украшали внутренние стены
дворцов ассирийских правителей.
Тематика рельефов:
a. Придворная жизнь царя и его приближённых
b. Батальные сцены
c. Сцены охоты на диких животных

Настенные рельефы со сценами охоты на
диких животных.
Большая львиная охота.
Фрагменты рельефа. 9 в. до н.э.

2) Рельеф мемориального
характера
Стела – каменная плита с
округлой поверхностью
Победная стела царя
Нарамсина.
XXIII до н.э.
Лувр, Париж
Высота 2 м, выполнена из
красного песчаника.

Стела царя Хаммурапи. Вавилон. 18 в. до н.э.
Лучшим из сохранившихся
произведений
вавилонского искусства
является рельеф,
венчающий свод законов
царя Хаммурапи. Рельеф
этот высечен в верхней
части диоритового столба,
сплошь покрытого
клинописным текстом, и
изображает царя
Хаммурапи,
принимающего законы от
бога солнца и правосудия
Шамаша.

Скульптура
Сановник
Эбих-Иль.
Шумер.
III тыс.
лет до н.э.
Адоранты (молящиеся) - это небольшие (30 см) статуэтки
людей. Их ставили в храмах, чтобы постоянно умолять богов о
ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были
сделаны.

Голова Саргона Древнего.
Медь. 23 в. до н.э.
Голова богини Иштар из
Урука. Начало III тыс. лет
до н.э. Иракский музей,
Багдад

4. Музыкальное искусство
• Высокий уровень развития
• Инструменты: арфа, барабан, тарелки, двойной гобой,
продольные флейты, лютни, лиры, колокольчики.
Музыкант.
Рельеф. II
тыс. до н. э.
Арфа с головой
быка. Начало III
тыс. лет до н.э.
Изображение лиры
на Штандарте
войны и мира
Ур, сер. III тыс до н.э.

22. Вопросы и задания по теме

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры
народов ДПА. Какие из них не утратили своего значения
в наши дни?
2. Каковы особенности шумерской письменности? О чём
нам поведали таблички? Что вам известно о первой в
мире библиотеке царя Ашшурбанипала?
3. Каковы характерные особенности архитектуры древнего
Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и
градостроительного зодчества.
4. Определите ведущие темы изобразительного искусства
ДПА. Какими обстоятельствами они были обусловлены?
5. Расскажите о музыкальной культуре ДПА. Какие
музыкальные инструменты пользовались особой
популярностью?

Читайте также: