Конспект индивидуального логопедического занятия звук р 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Занятие разработано с целью постановки правильного произношения звука "Р" ( с использованием логопедических зондов ), развития фонематических процессов, развития артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Оценить 198 0

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса на тему:

Разработала и провела

г. Красный Сулин

Цель:Обучение правильному произношению звука [ р ].

Задачи:1. Вызывать звук [ р ] механическим способом. 2. Развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание. 3. Развивать фонематический слух. 4. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Организационный момент.

Сегодня мы продолжим старательно и терпеливо вызывать самый красивый, но сложный звук [ р ]. Постараемся подобрать слова - картинки на этот звук. Будем учиться слушать и слышать звук в словах. Продолжим учиться строить звуковые схемы слов. Ты обязательно справишься. Но сначала подготовим речевой аппарат к правильному произношению.

2. Дыхательная гимнастика. "Кружатся снежинки".

(Выработка сильной прямой воздушной струи)

3. Артикуляционная гимнастика. Зеркало.

4.Постановка звука с использованием логопедических зондов.

5.Дидактическая игра "Поймай звук [ р] в словах. (Учитель называет слова, обучающийся хлопает в ладоши, если услышал звук.)

Солнце, шишка, подарки, одежда, мороженое, искры, качели, дружба, печенье, карандаши, школа, охотник, творог, пироги.

6.Дидактическая игра " Найди звук в картинках". (Обучающийся выбирает картинки со звуком [ р ].

(картинки: лопата, самолет, рак, платье, бусы, ключ, автобус, самокат, кот, белка, рыба, санки, сумка, грузовик, сапоги, забор, жираф, очки, подушка, шар, пушка, лодка, корова, заяц, радуга, лук, замок, звезда, зонт, ручка, змея.

7.Звуковой анализ слова. Построение звуковой схемы слов.

8.Подведение итогов занятия.

Какой звук ты учился правильно произносить ? (Ребенок показывает букву). В каких словах встретился звук [р]?

Ты – молодец! Справился со всеми заданиями. Спасибо за урок.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Коррекционно-образовательные:

· Совершенствовать грамматический строй речи

Коррекционно-развивающие:

· Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

· Развивать умение формулировать ответы на вопросы.

· Развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие.

· Развивать внимание, память, логическое мышление,

Коррекционно-воспитательные:

· Воспитывать желание активно работать на занятии.

· Воспитывать интерес и любовь к сказкам, умение выражать свои чувства.

ВложениеРазмер
tema_priklyuchenie_buratino.docx 25.53 КБ
samoanaliz.docx 16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука (Р)

в слогах, словах, фразах, тексте.

Щеблевская Елена Евгеньевна

  • Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
  • Развивать умение формулировать ответы на вопросы.
  • Развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление,
  • Воспитывать самоконтроль.
  • Воспитывать желание активно работать на занятии.
  • Воспитывать интерес и любовь к сказкам, умение выражать свои чувства.
  • устанавливать эмоциональный контакт;
  • Предварительная работа : Прослушивание звуков природы.
  • Словарь : грустная – весёлая, хмурая – солнечная.
  • Оборудование : игрушка Буратино, фонотека – звуки природы (зима).

Зима потеряла свои снежинки, без снежинок она будет грустной, хмурой и пасмурной. Настя давай поможем Зимушке! И она будет не грустной, а….наоборот (весёлой), не хмурой, а …(солнечной). Мы поможем вернуть снежинки, ведь каждая снежинка имеет своё задание. Настенька, Ты обязательно справишься с заданиями.

Кончик языка – (поднят вверх и дрожит),

Горлышко - дрожит, вибрирует.

Воздушная струя - сильная.

5. упражнение (Лошадка цокает) (счёт до 10).

Отлично, молодец Настя!

Молодец, Настенька, справилась и с этим заданием.

Посмотри, карандаш замерз, превратился в ледышку, давай его отогреем. Возьми карандаш между ладошками, и погреем его.

«Вам бабушка прислала на наряды сто рублей.

Что хотите, покупайте, но наряды выбирайте

Отвечать нужно полными предложениями. Готова, начали

Вы наденете шорты или джинсы ? (Я надену шоРты).

Вы выберете куртку или пальто? (Я выберу куРтку).

На юбочке будет бахрома или петельки? (На юбочке будет бахрома).

Что вы выберете- брошь или клипсы? (Я выберу бРошь).

Руку украсят браслеты или цепочки? (Руку украсят бРаслеты).

Руку украсят браслеты или цепочки? (Руку украсят бРаслеты).

Все верно, Молодец!

Предварительный просмотр:

учителем – логопедом Е.Е. Щеблевской.

При планировании индивидуального логопедического занятия учитывались индивидуальные особенности ребёнка. У Насти наблюдается недостаточное развитие речи, не сформированность лексико – грамматических конструкций, навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно, у ребёнка слабый артикуляционный аппарат, недостаточно развито внимание, память, мышление, присутствует заикание.

Цели и задачи соответствуют теме занятия. Коррекционно – образовательные, коррекционно – развивающие, коррекционно – воспитательные, социализирующие чётко спланированы.

На занятии велась индивидуальная работа с ребенком.

Основные этапы занятия отвечают принципам работы на данном речевом нарушении и поставленным задачам. Прослеживалась чёткая последовательность от одного этапа занятия к другому. Продолжительность занятия 20 минут, что соответствует требования при проведении логопедического занятия на данном речевом нарушении.

На данном этапе создала проблемную ситуацию для того, чтобы ребёнок поставил себе цель – вернуть снежинки Зиме. Таким образом, Настя не осознанно, добиваясь своей детской цели, достигает поставленные мною коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные цели.

2 этап: Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций ребёнка в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности.

Возвращая, снежинки Зиме ребёнок выполнял следующие задания:

-слушала и узнавала звуки природы,

-подбирала слова на заданные слоги,

-выполняла дыхательную и артикуляционную и пальчиковую гимнастику

-строила этажи дома по количеству слогов в слове,

-подбирала схемы слов к картинкам

3 этап: рефлексия – итог занятия.

Основной задачей на данном этапе было подведение ребёнка к положительному эмоциональному чувству радости от оказанной помощи Зиме и чувство удовлетворения от правильно выполненных заданий.

При проведении занятия использовала элементы здоровьесберегающих технологий: дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Проводила своевременную смену видов деятельности.

Я построила данное занятие по основному принципу коррекционного обучения: от простого - к сложному. С моей помощью, ребёнок сам соотнёс свою цель и результат деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.


Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени.

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·.

Индивидуальное логопедическое занятие в 3В классе. Тема: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах, тексте".

Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить изолированное произношение звука Р;закрепить правильное произношение звука Р в слогах, словах, фразах, тексте;совершенствовать грамматический с.


"Автоматизация звука [р] в слогах, словах, фразах"

В конспекте логопедического занятия пердставлен материал по автоматизации звука Р в слогах, словах и фразах. В игровой форме рекомендуется проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Подобран.


Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предло.


Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

формировать правильную голосовыдыхаемую струю; развивать фонематический слух и анализ.

I .Организационный этап.

- Здравствуй. Отгадай загадку с непослушным звуком в ответе:

«С двух сторон землей объята,

К нам пришла издалека.

Любят плавать в ней ребята.

II . Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика:

4. Дыхательная гимнастика:

5. Автоматизация звука [Р] в слогах.

- Повторяй за мной:

Кра-кра-кра, Кро-кро-кро, Кру-кру-кру, Кры-кры-кры, Крэ-крэ-крэ;

Пра-пра-пра, Про-про-про, Пру-пру-пру, Пры-пры-пры, Прэ-прэ-прэ.

ОР-ОР-ОР – в поле мухомор.

АР-АР-АР - в небе пар.

УР-УР-УР – длинный шнур.

ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир.

ОР-ОР-ОР – не работает мотор.

АР-АР-АР – на носу сидит комар.

УР-УР-УР – уведите кур.

ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир.

6. Автоматизация звука в словах. Развитие фонематического слуха и навыков фонематического анализа.

(Предоставляется картинный материал: рыба, муравей, барабан, боксер, роза, картина, крот, радуга.)

- Повторяй за мной слова, произнося их четко и громко:

Рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, трава, тростник, завтрак, воронка, брусника, фарфор, буран, нора, гора, мотор, двор.

- Повторяй за мной:

Тарара-тарара - поднимайся, детвора!

Тарара-тарара – в школу нам идти пора!

Туруру-туруру – поднимаем детвору.

Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

Веселый — грустный, тихий — громкий,

смелый — трусливый, новый — старый,

мягкий — твердый, плохой — хороший,

сухой — мокрый, левый — правый,

мелкий- крупный, ленивый — трудолюбивый.

- Замени в слове звук Л на звук Р (ль на рь):

Голод (город), баллон (барон), блошки (брошки), толк (торг), полоть (пороть), полог (порог), болт (борт), классный (красный), глаза (гроза).

III. Задачи урока:

1) автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте;

2) развивать фонематическое восприятие при выделении на слух слогов и слов со звуком [Р];

3) развивать умение использовать в процессе произношения различную силу голоса;

4) совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

5) формировать навык фонемного анализа слов и слогового анализа и синтеза слов;

6) развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений, а также понимания прочитанного;

Предметные картинки: барабан, гитара, труба, арфа, рукавица, руль, русалка, роза, радуга, топор, ранец, рыба, мухомор, сыр, баранка, караван, шар, корона, таракан, марка, гармонь, картина, фартук, барсук, горка, форма, торт, корм, шорты, шнурки, огурцы, урна, куртка, рама, роза, рука, горы, борода, а также арбуз, ширма, карман, парта, трава, труба, дракон, графин-разрезанные на две части.

Карточки со слогами: РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР, АР, ОР, УР. Буквы Р.

У Рады розовые розы. У Рады красные розы.

Ира ест мороженое. Ира ест пирожное.

Вера собирает помидоры. Вера собирает огурцы.

Рая кормит кур. Рая кормит кролика.

Индивидуальные схемы слогового анализа слов, магнитно-маркерная доска, магниты, зеркала, игрушка рак.

V. Речевой материал:

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Жил в подводном городе рак, с рыбами дружил, ходил в гости к карасю. Но однажды ему стало грустно и скучно в родном городе и рак отправился к нам в школу.

По дороге рак проползал мимо цирка и услышал звуки музыкальных инструментов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА. Но несмотря на то, что мелодии очень понравились, рак Рок поспешил на наш урок.

3. Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: СА-ЗА-РА-ЛА-ЛЭ-СЭ-РЭ-КЭ СО-РО-ЛО-ЗО-МУ-СУ-ЛУ-РУ

4. Слова для развития фонематического восприятия: КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

5. Слоги для автоматизации и развития интенсивного компонента интонации: РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в класс пришёл гость. Для того, что бы узнать кто он необходимо отгадать загадку.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Логопед: Ребята, так кто же будет сегодня заниматься с нами? Правильно, рак! И зовут нашего рака Рок.

2. Подведение к теме урока.

Логопед: Жил в подводном гоРоде Рак, с Рыбами дРужил, ходил в гости к каРасю. Но однажды ему стало гРустно и скучно в Родном гоРоде и Рак отправился к нам в школу.

По доРоге Рак пРоползал мимо циРка и услышал звуки музыкальных инстРументов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА (Логопед произнося слова акцентирует звук [Р] и прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку). Но несмотря на то, что мелодии очень понРавились, Рак Рок поспешил на наш уРок.

Логопед: Кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы слышали часто? В названии каждой картинки он есть. Молодцы ребята.

3. Развитие фонематического восприятия

а) дифференциация на слух звука [Р] в слогах.

Логопед: Ребята, сейчас я буду произносить разные слоги, а вы поднимайте букву Р, если услышите слог со звуком [Р].

б) дифференциация на слух звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а что вы поднимите, если услышите слово со звуком Р? Правильно, букву Р!

КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

4. Характеристика звука.

Логопед: Наш рак Рок совершенно не умеет произносить звук Р, как хорошо, что он пришёл в школу! Давайте его научим? Расскажите Року какой звук Р.

(Один из учеников дает характеристику звука : согласный, твердый, звонкий. Затем еще несколько учеников повторяют это.)

5. Артикуляционная гимнастика.

*Что бы не перегружать урок можно просто сделать артикуляционную гимнастику см. сноску в конце текста.

Логопед: Я расскажу Року сказку про язычок, а вы помогайте мне и выполняйте движения.

(Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука).

Проснулся язычок рано утром. Зевнул, широко открыв рот и отправился завтракать.

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так.

(Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта).

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл.

(Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы).

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так.

(Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком).

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы.

(Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть).

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так.

(Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”).

6. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Кто из вас помнит в каком положении должны находиться губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р] ?

(Проводится уточнение артикуляционного уклада звука [Р] и его произношение несколькими учениками и всем классом).

7. а) Автоматизация звука в слогах+ работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Ребята, повторите произнесенный мною ряд слогов сначала шёпотом, а затем с каждым слоговым рядом прибавляя силу голоса.

РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

б) Работа над структурой слогов со стечением согласных. + работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Я буду хлопать в ладоши то громко, то тихо. Если я хлопаю тихо, то вы проговариваете слог, напечатанный на карточке, тихо, если хлопаю громко, то проговариваете громко. Сначала, а потом все вместе.

РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР

Логопед: Дети, давайте представим, что сами мы раки.

- Как хватает рыбу рак? (Пожимают плечами)

- Да клешней своей - вот так! (Двумя пальчиками изображается движение клешни рака)

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!" (Щипают себя за щеки, руки)

8. Автоматизация звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, у рака Рока есть любимая считалка, давайте произнесем её опираясь на картинки?

(Логопед показывает детям картинки и произносит с ними первые два три слова, затем дети самостоятельно (хором) произносят названия картинок.)

Вот со звуком [Р] считалка :

Рукавица, руль, русалка,

Роза, радуга, топор,

Ранец, рыба, мухомор,

Сыр, баранка, караван,

Шар, корона, таракан.

Логопед: Ребята, встретились ли вам не знакомые слова? (Логопед поясняет значение таких слов как рукавица, караван).

Логопед: Дети, на доске нарисованы схемы, где находится звук Р в начале, середине или конце слова. Прикрепите эти слова под соответствующими схемами.

б) Работа над структурой слов со стечением согласных.

Логопед: Ребята, а сейчас я вам покажу картинки, один из вас будет называть это слово, а остальные повторять и поднимать карточку с тем сочетанием звуков, который слышат в этом слове.

Ар: марка, гармонь, картина, фартук, барсук.

Ор: горка, форма, торт, корм, шорты.

Ур: шнурки, огурцы, урна, куртка.

в) Работа над структурой слов со стечением согласных. +слоговой синтез.

Логопед: Ребята, посмотрите, а эти карточки у меня порвались, помогите найти половинки слов.

ар-буз, шир-ма, кар-ман, пар-та

тра-ва, тру-ба, дра-кон, гра-фин

• если позволяет время, то можно поработать над грамматикой

Логопед: Дети, я укажу на слово, а вы называйте если было бы нарисовано много (арбузы, ширмы, карманы, парты, травы, трубы, драконы, графины)

9. Формирование навыка слогового анализа.

10. Автоматизация звука в предложениях. Развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений. +понимание прочитанного

Логопед: Ребята, рак Рок любит фотографировать и хотел показать нам свои снимки, но перепутал их с чужими. Давайте поможем ему? (Детям раздаются фотографий и надписи к ним, дети должны прочитать предложения и верно приклеить их, затем поочередно задают вопросы раку).

1-ый: У Рады розовые розы? рак: Нет, у Рады не розовые розы!

2-ой: У Рады красные розы? рак: Да, у Рады красные розы!

2-ой: Ира ест мороженое? рак: Нет, Ира не ест мороженое!

1-ый: Ира ест пирожное? рак: Да, Ира ест пирожное!

1-ый: Вера собирает помидоры? рак: Нет, Вера не собирает помидоры!

2-ой: Вера собирает огурцы? рак: Да, Вера собирает огурцы!

2-ой: Рая кормит кур? рак: Нет, Рая не кормит кур!

1-ый: Рая кормит кролика? рак: Да, Рая кормит кролика!

11. Автоматизация звука в тексте.

Логопед: Раку Року очень понравилось у нас в гостях. В благодарность он хочет рассказать нам одну историю. (Чтение рассказа логопедом. Беседа по содержанию. Заучивание и пересказ рассказа учениками.)

12. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р]. Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.

Читайте также: