Космическое пространство конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.

Задачи:

  • закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
  • воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
  • развивать мышление, восприятие, память;
  • расширять словарный запас детей.

Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.

Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.

Ход занятия

На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).

Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд №2)

Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)

Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.

Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)

Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.

Ребенок читает стихотворение

Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7-13)

В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.

Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.

Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.

Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.

На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)

Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.

(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).

Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая.

Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)

Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)

Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.

На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)

Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)

Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.

Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.

(Под ритмичную музыку)

Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).

Ведущий: Молодцы!

Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.

Ведущий: Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)

(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).

Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)

Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)

Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.

На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!

Для чего нужен луноход? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны.

Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).

При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей).

Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)

Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)

Ребенок читает стихотворение

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)

Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей).

А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей). (Слайд №34)

На первом слайде представлены:

  • планета,
  • ракета,
  • скафандр,
  • спутник,
  • книга.
  • космонавт,
  • луна,
  • комета,
  • телефон,
  • телескоп,
  • шлем танкиста,
  • шлем космонавта,
  • луноход,
  • созвездие
  • метеорит

Ведущий: По дороге в космос, проложенной Ю.Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы. (Слайд №38)

А как вы думаете, для чего люди осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (Ответы детей) (Слайд №39)

(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)

Ведущий: На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе. (Слайд №40)

Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.

Дети под руководством педагога приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.

Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?

Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.

Список литературы

1. Продолжать формировать представления детей о космосе, Вселенной.

2. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

3. Развивать, обогащать и активизировать детский словарь за счет слов : скафандр, космонавт, планеты солнечной системы, спутники, астероид, атмосфера, созвездие, орбита.

4. Расширять представления детей о российских космонавтах.

5. Упражнять детей в обратном счете в пределах десяти.

6. Развивать речь, память, внимание, воображение, мышление.

7. Воспитывать у детей интерес к космическому пространству.

Материал: ноутбук, иллюстрации с изображением космонавтов, плакат с изображением солнечной системы, мягкие модули для построения ракеты.

Ход НОД:

-Ребята, какой сейчас месяц? (апрель)

-А какой праздник мы отмечаем в апреле? (12 апреля - День космонавтики)

- А почему именно 12 апреля? (в этот день человек впервые полетел в космос)

-Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?

- А сколько продолжался полет? (1 час 48 минут)

- Откуда стартовал Юрий Гагарин? (космодром Байконур в Казахстане)

Воспитатель обращает внимание детей на фотографии и изображением Юрия Алексеевича Гагарина.

-Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик-космонавт, герой Советского Союза, полковник Юрий Алексеевич Гагарин. А на этой фотографии он одет по-другому, в ту одежду, в которой он находится в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм-скафандр очень прочный: защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди.

-А сейчас ребята расскажут стихотворения об этом замечательном человеке (дети читают стихотворения)

-Ребята, а каких еще космонавтов вы знаете? (Валентина Терешкова, Леонид Попов, Алексей Леонов, Титов)

-Скажите, только ли люди были в космосе? (нет, там побывали животные, первой в космос отправилась собака Лайка)

- В то время люди еще очень мало знали о космосе, а космические аппараты еще не умели возвращать с орбиты, поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. В Москве даже открыли памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Через 3 года, после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются две собаки - Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

-Ребята, а чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь, космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах, о штормах на морях)

-А какими для этого нужно быть? (сильными, крепкими, выносливыми, ловкими, преодолевать испытания)

-Давайте мы с вами разомнемся и станем такими.

Раз-два стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три- четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой)

Но дорога нам не страшна (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

- Хотите, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле?

-Представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще, ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается сильная тряска. Испытания серьезные.

-Почему космонавт должен быть бесстрашным? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета)

-Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)

-Если на небе много звезд то мы скажем, какое оно? (звездное)

-Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

-Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам (звездочет)

-А сейчас мы проверим, какая у вас память. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу или поменяю картинки местами. Вы откроете глаза и скажите, что же изменилось или чего не стало.

-А что для этого мы должны сделать? (соорудить ракету)

-Правильно. Сейчас наши мальчики нам в этом помогут.

-Ракета готова, осталось одеть скафандры. Давайте оденем (дети имитируют движения одевания скафандра)

- Сейчас приготовимся к полету и дружно отсчитаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1! Поехали!

- Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Давайте опять отсчитаем и полетим.

-Понравилось вам в космическом пространстве? Что вам больше запомнилось? Расскажите о своих впечатлениях. (ответы детей)

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Он восьмой идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- А сейчас я возьму по одной планете, назову ее, а вы должны сказать, какая она по счету в Солнечной системе и найти ее место.

Дети заполняют Солнечную систему планетами и рассказывают о каждой из девяти планет стихотворение.

Д.В.: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1- поехали!

( Просмотр первой презентации о космосе )

Ребёнок.: В космической ракете

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель. В. Степанов.

Вопросы по первой презентации:

- Ребята, понравилось вам в космосе?

- Что особенно запомнилось?

- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)

- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)

- Кто из женщин впервые полетел в космос? (Валентина Терешкова)

- Белка и Стрелка – кто это? ( Первые собаки, побывавшие в космосе)

- Что такое созвездие? (Узор из звёзд)

- Как называется созвездие из семи ярких звёзд? (Большой ковш или Большая медведица)

- Что запускает человек в космос? (Спутники, орбитальные станции или космические дома)

В.: Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Д.: Космонавты должны многому учиться, быть здоровыми, постоянно тренироваться.

В.: Давайте и мы потренируемся.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

В.: Ребята, а в космосе есть ещё очень много интересного!

( Просмотр второй презентации о планетах )


Характеристика каждой планеты солнечной системы.

( Выучив заранее, дети рассказывают про планету. Один слайд – одна планета)

1. Меркурий . Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая. Он имеет самую высокую скорость вращения, и обегает солнце за три месяца. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚).

2. Венера . Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Это самая горячая планета.

3. Земля – это третья планета по счёту от Солнца. Земля – это единственная планета, на которой есть вода и кислород, следовательно, есть жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.

4. Марс . Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она похожа с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни, т.к. Марс состоит из углекислого газа ( вредного для всего живого). На его поверхности есть вулканы. Поверхность Марса – красная.

5. Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.

6. Сатурн – имеет обширную систему колец, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

8. Нептун - голубой гигант, состоящий из газа. Эта планета названа в честь древнегреческого бога морей и океанов Нептуна. Его поверхность из космоса выглядит голубой. Нептун отличается от остальных планет тем, что крутится сверху вниз. На Нептуне практически всегда очень холодно. А именно около –273 градуса.

9. Плутон - карликовая планета, состоящая из камня и льда. Это до недавних пор была 9-я планета по счету от Солнца и самая маленькая. Настолько маленькая, что недавно ее перестали считать планетой. Плутон обегает Солнце почти 250 лет. Планета была названа в честь греческого бога подземного царства Плутона.

Солнце – это огромная раскалённая звезда. Его свет и тепло дают жизнь всему живому на планете. Многие явления природы на Земле зависят от Солнца. Но не все солнечные лучи полезны, есть среди них и вредные.

Солнышк о на небе
Раньше всех встаёт.
Поздно спать ложится,
Как не устаёт?
Я бы не смогла так -
По его пути,
За один денёчек
Небо всё пройти!

Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна .

В.: Ребята, давайте повторим и закрепим названия планет считалочкой.

(Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч любому ребёнку - ведёт счет, а дети называют планеты.)

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

В.: Ребята, давайте немного отдохнём!

Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы, подойти к столикам, где лежат картинки и собрать их.

(Играет музыка, дети собирают картинки).

В.: – Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают развитию творчества. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы и нарисовать удивительный космос, выразив свои впечатления, полученные сегодня от нашего путешествия.

(Дети переходят в рабочую зону и садятся за столы. Самостоятельная деятельность детей. Во время работы звучит лёгкая музыка).

В конце работы все рисунки выкладываются на ковре.

В.: – Ребята, посмотрите на наш космос, какие замечательные работы у вас получились.

– Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?

– Понравилось вам наше путешествие в космосе?

На этом наше космическое путешествие закончилось. В космосе хорошо, но на Земле лучше!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект организованной учебной деятельности

для детей старшей группы

Задачи: Воспитывать у детей интерес к космическому пространству, к космонавтам. Развивать воображение, творчество, умение вырезывать ракету из бумаги, наклеивать иллюминаторы, дорисовывать лица космонавтов.

Закрепить знания детей о космосе.

Учить детей интонационно выразительно передавать красоту звездного неба, при чтении стихотворения наизусть. Развивать поэтический слух, память, речь. Помочь детям почувствовать образный язык стихотворения.

Полилингвальный компонент: космос - ғарыш, cosmos

Тонированные листы ватмана, цветная бумага, ножницы, кисти, клей, салфетки, дощечки, карандаши, фломастеры.

Вводная часть

Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное.

Правильно, космос.

Для того чтобы начать игру надо разделиться на две команды

Дети берут перевернутые картинки с изображением звезды и ракеты.

Основная часть

Вам предстоит выполнить множество заданий, которые помогут вспомнить все, что мы знаем о космосе, о планетах Солнечной системы, о том, что необходимо для успешного полета.

Важно помнить, что только дружба, смекалка, взаимовыручка помогут вам победить.

А еще, ребята, мне бы хотелось вам напомнить, что в любой игре есть свои правила. Сегодня вам разрешается думать, обсуждать, рассуждать и отвечать. Но, ни в коем случае не ссориться, не шуметь, не перебивать друзей и не выкрикивать.

За правильный ответ вы получите маленькую ракету.

На чем летают люди в космос ? (на ракете)

Как называют людей летающих в космос ? ( космонавт )

Что люди делают в космосе? (проводят исследования)

Кого запускали в космос до людей ? (Белка и Стрелка)

Какая страна первой отправила космонавта в космос ? (Россия)

Кто был первым космонавтом , полетевшим в космос ? (Ю. Гагарин)

Когда полетел в космос Ю . Гагарин? (12 апреля)

Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)

Как называется снаряжение космонавтов ? (Скафандр)

Почему только на планете Земля есть жизнь?

Что такое телескоп? Зачем люди придумали его?

Что такое Луна? Как она выглядит?

Назовите космонавтов республики Казахстан. (Аубакиров. Мусабаев)

Что происходит на Земле, благодаря тому, что она вращается вокруг Солнца?

Когда мы отмечаем День Космонавтики? Почему?

Молодцы! С первым заданием справились хорошо.

Следующее задание: что нужно для того, чтобы полететь в космос?

Строят ракету всегда по специальному рисунку , который называется чертеж.

Я предлагаю построить ракету по единому чертежу из счетных палочек.

Все справились с заданием хорошо.

Детям предлагается макет солнечной системы.

Команды подписывают названия планет в нужной последовательности

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Сейчас будет задание для капитанов.

Нужно выполнить задание правильно и быстро.

Вам надо прямыми линиями соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось.

Кто сделает первым и все правильно, та команда побеждает.

Объявляю готовность №1!

1 - на старт! (Все кладут руки на колени.)

2 - стартовая готовность!-(Все хлопают себя по коленям.)

3 - Пуск! (Все хлопают в ладоши над головой и произносят -Р-Р-Р)

На корабле перегруз! Уберите лишнее!

Скафандр, барабан, ракета, звезда? (барабан)

Космонавт, луноход, тарелка, солнце. (тарелка)

Земля, ромашка, спутник, космодром. (ромашка)

Диван, планета, телескоп, созвездие. (диван)

Ракеты в космосе.

Нынче праздник космонавтов! –
Поздравляем с этим днём.
Нам открыл его Гагарин.
Много сказано о нём:

В мире первый космонавт он,
Потому для всех герой.
Был добрейшим человеком,
Был с улыбкой неземной.

Оттого-то этот праздник
Для детишек добрым стал,
Потому, видать, про космос
Каждый в детстве помышлял:

На Гагарина похожи
Все мальчишки быть хотят,
В честь него рисуют дети
Разноцветный звездопад.

Предлагает детям выучить стихотворение по символам

Читают стихотворение наизусть.

- Ребята, мы в невесомости. (Встаем на одну ножку, плывем, двигаемся как в невесомости)
Посмотрите, мы приближаемся к Земле.

Автор: Шакирова Алия Талгатовна

Организация: МБДОУ № 112

Населенный пункт: РеспубликаТатарстан, г. Казань

Автор: Мухаметгалеева Айгуль Рамилевна

Организация: МБДОУ № 112

Населенный пункт: РеспубликаТатарстан, г. Казань

ЦЕЛИ ООД: расширение представлений детей о космосе.

Образовтельные задачи:

1.Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя новыми словами по теме.

3. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 и обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством предметов.

4. Закреплять приём вырезывания по прямым линиям

5. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно, работать по схеме-образцу.

6. Совершенствовать двигательные способности детей, развивать основные физические качества.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

1. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Расширить кругозор дошкольников.

2. Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру.

3.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Методические приемы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование цифр, букв).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

ЗАДАЧИ ООД:

  • Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах.
  • Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавта, его личностных качествах).
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать конструктивные и творческие способности, моторику.

Предварительная работа:

беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА

ПЛАН ООД.

1.Организационный момент – 2 минуты.

а) Приветствие – 1 минута.

б) Проверка готовности детей - 1 минута

2.Актуализация – 2 минуты

а) Повторение пройденного материала - 2 минуты.

3. Формирование новых понятий и способов действий – 6 минут

а) Ознакомление с подготовкой космонавтов к условиям космоса – 2 минуты

б) Изучения устройства ракеты – 2 минуты

в) Знакомство с особенностями космической еды и выполнение заданий – 3 минуты

г) Изучение разных моделей ракеты, которые можно собрать из деталей головоломки Танграм – 1 минуты

4. Применение, формирование умений и навыков – 15 минут

а) практическая работа детей по сборке и склеиванию плоскостных моделей ракеты - 15 минут,

5. Закрепление пройденного материала – 3 минуты

6. Подведение итогов ООД

Уборка рабочего места – 2 минуты.

ХОД ООД.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.

- Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой

- Здравствуйте! Девочки приветствуют педагога

- Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков

- Здравствуйте! Мальчики приветствуют педагога

- Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх

- Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой

  • День такой прекрасный. Протягивают прямые руки вперед

Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши

Воспитатель: Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обычный. Я пригласила к нам в детский сад одну очень интересную гостью, которая скоро появится здесь. Она очень занятая особа, но, когда узнала, какие вы любознательные дети, то сразу захотела с вами познакомиться. У нее к вам есть какое-то интересное предложение.

2. Сюрпризный момент

(Раздается стук в двери, воспитатель выходит посмотреть, кто же пришел, надевает костюм Доктора космических наук – шляпу, очки, в руки - чемоданчик с документами, и выходит к детям)

-Здравствуйте, дети, меня зовут Венера Марсовна и я – Доктор космических наук.

- Ребята, а вы знаете, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое?

  • – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет).

- Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое

пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос. (Слайд 1)

- На какой планете мы живем? (Земля)

- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)

- Нравится вам наша планета? (Да, нравится)

- А чем она вам нравится?

(Здесь много лесов, рек, морей и гор. На нашей планете живут разные, интересные животные и птицы. На Земле много красивых городов больших и маленьких. На нашей планете растет много красивых цветов. Мы здесь родились. )

- Один мой знакомый мудрец – Старик Хоттабыч – утверждает, что Земля – это огромная тарелка, которая держится на трех китах. Вы согласны с этим?

(Нет, наша планета Земля, имеет форму шара.) (Слайд 2)

- А сейчас, ребята, вам я вопрос такой задам:

Школу юных космонавтов собираюсь открывать.

Вы хотели бы ребята в этой школе побывать? - Да!

А придет пора лететь вы не станете реветь? - Нет!

- Очень хорошо. Что ж, тогда ответьте, пожалуйста, кто же у нас побывал в космосе самым первым?

(собаки Белка и Стрелка)

- Правильно! (Слайд 3)

- А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе?

(Юрий Алексеевич Гагарин)

- Совершенно верно! (Слайд 4)

-А каким должен быть космонавт знаете?

3. Стихи:

1. Космонавтом, чтобы стать, надо многое узнать:

Быть проворным и умелым,

Очень быстрым, ловким, смелым! Матвей

3. Чтобы космонавтом стать, надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

2. Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать.

Слабых в космос не берут,

Ведь полет не легкий труд! Лера

4. На корабль могут взять только сильных, ловких.

- Космос покоряют только настоящие космонавты: ловкие, смелые, сильные, выносливые. Чтобы такими стать они действительно много тренируются.

  • - Вот, посмотрите, как ребята тренируются. (Показывает) 5)

- Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету и проверим вестибулярный аппарат, который помогает нам ориентироваться в пространстве и удерживать равновесие, то есть мы понимаем: где право, где лево, где верх и низ. Итак, начнём

(Звучит музыка)

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Венера Марсовна: - Замечательно ребята! Физическую подготовку мы прошли.

Но еще космонавт должен знать, как устроена ракета, ведь ему придется в ней летать далеко от Земли. Давайте попробуем разобраться в ее устройстве и проведем учения. (слайд 6)

- А вот так ракета взлетает с космодрома. (Слайд 7). Постепенно ступени ракеты сгорают и в открытом космосе ракета выглядит вот так (Слайд 8).

Венера Марсовна: С устройством ракеты мы познакомились, теперь –экзамен. Справитесь - сразу летим в космос. Отгадайте загадку (Слайд 9) – изображение отгадки открывается по щелчку мыши. Послушайте стихотворение про Луну - (Слайд 10)

- Мы сказали, что космонавты люди сильные, смелые, умные …

Для всего этого они должны не только тренироваться, но и хорошо питаться.

(Показываем детям два подноса, с различной едой и тюбиками).

- И на тарелках у нас еда, и в тюбиках еда. Какую же еду мы с вами возьмем в космос?

(В тюбиках, потому что в космосе невесомость и обычную еду там приготовить и съесть невозможно)

(Зерна кофе и молоко). Проверяем по щелчку мыши.

- На следующем тюбике написано фрукты. (Слайд 13). Что из предложенного можно добавить в этот тюбик? (Яблоко). По щелчку мыши проверяем правильный ответ.

- В каком виде мы его будем есть в космосе? (Яблочное пюре)

- На следующем тюбике написано овощи. (Слайд 14). Что из предложенного можно добавить в этот тюбик? (Капуста, огурцы, помидор). По щелчку мыши проверяем правильный ответ.

Венера Марсовна: Экзамен сдали успешно, поздравляю.

7. Разрезание бумаги ножницами по прямым линиям.

- Мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Нам с вами ее нужно собрать из модулей головоломки ТАНГРАМ, вот они. Образец ракеты перед вами на экране. (Слайд 16). Эти модули нужно разрезать так, как показано на этой схеме (Слайд 17). Дети получают ножницы, лист бумаги и распечатки схемы головоломки Танграм, которые они сами должны разрезать.

- Все разрезали? (Да). Теперь нужно сделать разминку, чтобы подготовиться к сбору ракеты. (Слайд 18). Делаем разминку.

8. СБОР РАКЕТЫ ИЗ МОДУЛЕЙ и склеивание деталей (Звучит музыка).

- Посмотрите, какие модели ракет можно построить (Слайд 19). Сбор моделей и наклеивание деталей ракеты на бумагу.

- Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты готовы! Ну что ж, теперь мы можем отправляться в полет.

- В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (Дети надевают).

-В космосе невесомость, поэтому необходимо пристегнуть ремни. (Дети пристегивают воображаемые ремни).

Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)

Завести моторы (Вращательные движения руками).

Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).

Приготовиться к запуску ракеты

Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…

Пуск! ( Руки тянутся вверх)

10 секунд- полет нормальный, 20 секунд- полет нормальный….

11. Задание на нахождение звезд одинаковой формы.

12. Рассматривание изображения планет солнечной системы (Слайд 22).

- Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9 планет Солнечной системы:

1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.

2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.

3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.

5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.

6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.

8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.

9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.

- А теперь узнаем о планетах солнечной системы подробнее.

За-зо-зу (произносится утвердительно).

Зя-зе-зю (произносится удивленно).

Зве-звя-зви (произносится вопросительно).

Зву-зво-звы (произносится радостно).

- Ну, что же, нам пора возвращаться обратно на Землю. Занимаем места в ракете. Пристегнуть ремни! Держитесь крепче! Мы вернулись! (Слайд 25)

16. Подведение итогов

Венера Марсовна: Вот мы и вернулись на космодром! Снимем наши воображаемые скафандры и баллоны с кислородом. Замечательно!

- Что вы сегодня узнали во время путешествия? (ответы детей)

(Как тренируются космонавты; что космонавты едят в космосе; изучали, как устроена космическя ракета делали разные модели ракет; находили звезды разной формы; изучали планеты Солнечной системы).

- Вам понравилось наше космическое путешествие? (дети показывают).

Венера Марсовна: Ребята, за успешное выполнение полета я вручаю вам удостоверения космонавтов!

(Венера Марсовна вручает каждому ребенку удостоверение)

Венера Марсовна: И на память вам останутся модели ракет, которые вы сами собрали. Теперь вы можете показать ее другим ребятам и рассказать о нашем увлекательном путешествии. До свидания!

Читайте также: