Сокровища бабушкиного сундука 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Программное содержание: Образовательные задачи:

Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами. Углубить знания детей о декоративно-прикладном искусстве башкир, о растительном и геометрическом орнаменте. Совершенствовать навыки игры на ложках и наперстках под башкирскую народную мелодию.

Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе, правильно понимать смысл загадок.

Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии народных башкирских мелодий.

В игре закреплять умение быстро перестраиваться в круг, соблюдать заданный темп в беге. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к башкирской культуре. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: камзол, елян, кашмау, думбыра, кубыз, курай

Приветствие: (Слайд1).

1. Здравствуйте, ребята! /Пропевают под музыку/

Как ваше настроение?

Очень хорошо! /показывают большой палец вверх/

Мы будем заниматься!

Да-да-да /3 хлопка/

Мы будем все стараться

Также как всегда. /3 щелчка/

Посмотрите, сколько гостей к вам пришли, давайте поздороваемся с ними

Гости дорогие, здравствуйте! / прохлоповывают/

Сегодня у нас с вами необычная встреча

Ребята, посмотрите, что это? Клубочек. Мы сделаем из него волшебный круг. Каждый возьмет клубочек поочередно, улыбнется и назовет свое имя ласково. Вот и получился круг доброты.

Дети садятся полукругом

2. Введение в тему (Слайд 2).

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Это карта нашей республики. Как называется наша республика? (Слайд 3).

Откуда родом ты?- меня спросили

И я ответила гордо: Из России.

А если говорить точней- с Урала я, (Слайд 4).

Там Родина – Башкирия моя. (Слайд 5).

У наших гор вершины до небес. (Слайд 6).

И соловьиных песен полон лес, (Слайд 7).

Богаты недра нефтью, серебром. (Слайд 8).

Поляны – ягодами, а сердца добром.

3. Изучение нового: (Слайд 9).

У башкирского народа есть такая традиция - хранить все самое лучшее. Дорогие и старинные изделия хранились в сундуке и предавались они детям и внукам из поколения в поколение. И мне от бабушки достался такой сундучок. Там хранится много интересного. Хотите узнать, что там?

/достает палас/ (Слайд 10).

Что это?/палас/. Его соткала моя бабушка из шерстяной пряжи на самодельном ткацком станке. Шерсть сначала прядут, сучат, красят. Палас украшен башкирским орнаментом. Как вы думаете, какой орнамент, растительный или геометрический? Почему? Слайд 11.

Геометрический орнамент состоит из кругов, точек, ромбов, крестов, звезд. Слайд 12.

Растительный орнамент – это ветви, листья, цветы, различные плоды.

Основной цвет орнамента - это фон, (Слайд 13). Он обычно бывает черным, (Слайд 14) красным или (Слайд 15) желтым. (Слайд 16).

Черный фон – это цвет земли, (Слайд 17) красный – цвет зари, Слайд 18) желтый –солнца. Какой фон у моего паласа? (Слайд 19).

Я вам раздам лоскутки с орнаментом. За столом, где желтый кружок собираем палас на желтом фоне, где красный кружок – на красном фоне, где черный кружок – на черном фоне. Вот вы объединились в команды, присаживайтесь за свой стол.

Ребята, обратите внимание на мой костюм. Что на мне надето?

Правильно, башкирский национальный костюм.

(Слайд 20). Башкирский национальный костюм – это настоящее произведение искусства. Платье у башкирки украшено оборками, атласными лентами.

(Слайд 21).А это камзол. Чем он расшит? /монетами/.

Камзол – это короткая безрукавка.

Поверх платья надевали еще длинный кафтан, который называется елян. Наряд дополняет женский головной убор – кашмау, который закрывает голову. а длинная полоса – затылок. Его украшали кораллами, монетами, вышивками.

(Слайд 22). Посмотрите на ряд картинок и назовите, что лишнее?

/сарафан, башкирское платье, камзол, елян /.Почему, так вы думаете?

Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.

Какие звуки вы обычно слышите дома?

Верно! Голоса родных, журчание воды, бегущей из крана, ворчание закипающего чайника, шум различных электроприборов, а еще звуки музыки, льющиеся из радио, телевизора или магнитофона (педагог добавляет то, что не сказали дети).

Какие звуки можно услышать на улицах большого города? (ответы детей).

Звуки, которые мы слышим в природе? (ответы детей).

Много разных звуков мы с вами вспомнили и назвали.

Какие звуки мы можем услышать, когда музыканты играют на музыкальных инструментах?

Мы с вами познакомимся с башкирскими музыкальными инструментами. (Достаю из сундука кубыз). (Слайд 24).

Кубыз –это небольшой башкирский национальный музыкальный инструмент. Он представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. Когда на нем играют - звучит тихая нежная мелодия (послушайте игру на кубызе). (Слайд 25). Посмотрите на экран. Этот инструмент –думбыра. На что он похож? Он имеет грушевидную форму.

- Дети, как называется этот музыкальный инструмент?

(Достаю курай из сундука) (Слайд 26). Посмотрите на него. Правильно, курай. Ребята, курай - самый древний музыкальный инструмент. По форме он напоминает дудку, делают этот инструмент из стебля растения, который в народе так и называется дудник, а по - башкирски – курай.

А сейчас послушайте и посмотрите сказку про курай. (Слайд 27).

Сказка про курай. (Слайд 28).

Случилось это в давние времена… Жила на свете девушка, краше которой только луна в небе. Душа её была чище воды в роднике, сердце нежное. Старики не могли нарадоваться на дочь: и лицом пригожа и хозяюшка добрая, заботливая. (Слайд 29).

Прознал про красавицу злой богач, решил женить на ней своего глупого сына и заслал сватов. Поселилась в сердце родителей печаль, да делать нечего. Люди они были бедные, так и смирились со своим горем. (Слайд 30).

А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было её горю помочь…. Долго шла, вдруг видит цветущий Курай, обхватила она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала… (Слайд 31).

А в то время проходил мимо леса молодой батыр, увидел цветок Курая, срезал его стебель и сделал дудочку. Запела дудочка – Курай нежно, но так печально, и рассказала о молодой красавице. Сердце у батыра было доброе и справедливое, решил он помочь девушке и спасти её от глупого жениха. Слайд 32.

Пошел он в селение, отыскал дом красавицы и предложил им свою помощь и защиту. Как увидел батыр девушку, так сразу понял, что искал её всю свою жизнь, так она была хороша! (Слайд 33).

Увез батыр стариков и девушку в свои края, сыграли они пышную свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался (Слайд 34).

Вот так Курай помог добрым людям…. И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям о горе и радости, боли и счастье. (Слайд 35).

Давайте послушаем, как звучит курай?

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Какая замечательная мелодия!

Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

Ребята, вы узнали башкирские музыкальные инструменты? (Слайд 36).

Отгадайте загадки о музыкальных инструментах:

1. Голос птиц, мелодии рассвета

Все передает тростинка эта. (курай)

2. Подношу его к губам - как прекрасен этот звук!

Он и льется, и звенит от прикосновенья рук. (кубыз)

3. Только тронешь - запоет, людям радость принесет.

У нее звенит струна, голосом поет она. (думбыра)

4. А сейчас вы не зевайте

Мою загадку отгадайте

Сама не ест, а всех кормит /ложка/

А вот это что? Наперсток.

Пой под музыку, пляши

Ох, наперстки так звонки

Ложки тоже хороши

Мы сыграем от души.

Играми да сказками сыт не будешь,

Славится наш народ гостеприимством да угощением.

Я хочу угостить вас башкирским блюдом - баурсак.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия по русскому языку 3 класс

Цели: -познакомить с устаревшими словами нашей малой родины;

- расширять представления о словарном запасе наших бабушек и дедушек;

- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о родном крае;

- воспитание любви к родному краю, уважительного отношения к старшему поколению

Орг.момент (Создание эмоционального настроя)

Сегодня новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее и пожмите руку.

Введение в новую тему.(Актуализация знаний)

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, ─ так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

крепнут, как дети, на смену другие.

- Мне почтальон сегодня передал вот такую посылку. На ней подписано 3 класс школы села Гордино. Что же там? (Достаю из пакета)

-Да, сундучок! Смотрите, он легко открывается! А что же там внутри? Проверим?

- Открываем! О! Здесь какие-то слова. Давайте их вместе прочитаем!

= давайте (достаю карточки со словами, показываю детям)

= керосиновая лампа, голбец, чердак, коромысло, лапти, …

-Ребята, вам понятны эти слова?

- как мы можем назвать эти слова?

-старые, древние, устаревшие

-Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?

= нет, мы ими не пользуемся , потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают

-А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова?

= наши бабушки и дедушки? Наши прабабушки и прадедушки.

-Значит от кого этот сундучок?

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

(показываю слова, сундучок)

- Слова из бабушкиного сундучка!

-А где можно встретить сундучки?

-А слово сундучок вышло из обихода или мы употребляем его в своей речи?

- В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

- Да потому, что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например,( керосиновая лампа, лапти) вместе с ним уходит и слово.

На слайде: Устаревшие слова.

Историзмы Архаизмы

В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко. А где же мы можем их встретить чаще?

(В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).

- А где можно узнать об устаревших словах?

- А хотите больше узнать об устаревших словах? Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в прошлое нашей страны и нашего края. Путешествовать мы будем по разным станциям.

Ну и на первой станции Бабушкин сундучок нам предстоит с вами объяснить значение слов из сундучка. Пожалуйста, …(дети по очереди рассказывают значения слов, на слайде картинка к этому слову)

керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта перегонки нефти .

После широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии , а также туристами.

Голбец - род примоста, загородки, чулан а или казенки в крестьянской избе , междупечь ю и полатями; припечье, со ступеньками для всхода на печь и на полати , с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье : чулан называется верхним, а подполье нижним голбцем. Ино голбец бывает не у входа и полатей, а за перегородкой, в стряпной за печью

Чердак- помещение между потолком и крышей дома

Коромысло - Деревянная дуга с крючками или выемками на концах для носки вёдер на плече.

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.

- Интересные слова были в речи у наших бабушек?

2 станция Найди пару (работа в парах)

- А сейчас поработайте в парах. Вам нужно соединить слова –в пары. Устаревшее – нынешнее значение.

- Трудная работа? Но вы молодцы справились с заданием! Знаете устаревшие слова.

3 станция Вятский диалект

- В а ньке, а В а ньке? Ты чо, вопш э оп е ть?!
- Чо?
- Ты опеть гресь розвёл меш хлевам!? (Ванька, ты опять грязь развёл между хлевами!?)
- Ак это не иа. Это Пётко! (Да ведь это не я. Это Петька)

-Мань, а Мань, гликось, чо деется –то?

-внучка-то сёдня моя старшая шубу изнахратила. Эка она полоротая!

-А шуба –то баская была?

Вань, а Вань, мы вчерась с поскотины вылепётывали уж в потёмках. Всё изгородь городили. Притомились.

- Аха, а Мишка- то потом стыбзил у Грушки ишенку, котору она себе приготовила.

- Ой, стыдоба –то кака.

- Мань, айда потрёкам!

-испекла сёдня шаньги, дак внуки в один присест всё сопели

-дак видно вкусно было

- а потом ну и попридурялись

- Ребята, интересно было слушать? Какие устаревшие слова услышали? А каково их значение? А сейчас вы слышите эти слова где –либо? (Значит не все слова вышли из обихода,и не везде)

4 станция - Путешествие по самому себе:

карточки с указанием старинных частей тела человека.

Как называются части нашего тела?

Какие слова для вас новые?

-Почему исчезли эти слова?

(Их заменили новые слова синонимы, более точные и удобные. Такие слова называются АРХАИЗМАМИ.(Карточка на доске)

Физминутка.

- А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.

5 станция Подбор однокоренных слов.

--А знаете ли вы ,что у некоторых устаревших слов сохранились слова родственники. Самих этих слов уже не существует, а вот однокоренные слова мы используем и сейчас. Давайте поищем родственников.

(СЛОВА НА КАРТОЧКАХ)

перст, перстень, наперсток, перчатки, палец, кольцо

Какое из этих слов устаревшее? Почему?

- Кто знает значение этого слова?

– Каково общее лексическое значение этих слов?

-. (Палец и то, что надевается на палец.)

-Являются ли эти слова родственными?

( Не все слова родственные.)

- Какое слово не является родственным?

- Почему слово палец не входит в эту группу?

----Подберите родственников к слову очи.

─ Что такое слово? (Основная единица языка)

─ Какие слова называются устаревшими?

= слова, которые вышли из употребления

-Где мы можем встретиться с устаревшими словами?

- Скажите, а зачем нам нужно изучать устаревшие слова?

Решили мы поставленную задачу, узнали, для чего нужно изучать эти слова?

= чтоб не забывать историю малой родины,

Как говорит пословица - Кто дрожит, тот и от врага бежит .

1) Устаревшие слова помогают нам понять глубже историю нашего народа.

2) Устаревшие слова можно встретить в современных документах.

3) В толковом словаре великорусского языка Даля можно найти устаревшие слова

4) В сказках Пушкина, Жуковского нет устаревших слов

5) В моём классе ребята работали дружно

Спасибо за урок!

- А вот ещё письмо – наставление от наших предков,

Дорогие отроки!

Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: " Сокровища бабушкиного сундука".

Цель: Знакомство учащихся с казахским народным орнаментом, изготовление аппликации по казахским мотивам.

Задачи: сформировать понятие о казахском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете; научить передавать в рисунке цветовой и ритмический строй казахского узора; воспитывать художественный вкус.

Для учащихся – альбомы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока.

I. Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Повторение знаний о казахском орнаменте, полученных ранее на уроках ИЗО.

- Какие изделия казахских мастериц вы видели в краеведческом музее? (Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения.)

- Какие виды орнамента использовались в коврах, одежде, обуви? (Геометрический и растительный орнамент.)

- Какими способами был выполнен орнамент? (Аппликация, вышивка, ткачество.)

- Какие цвета использовались в казахском орнаменте? (Красный, желтый, зеленый, черный.)

- Какие элементы казахского орнамента вы знаете? (Солнце, звезда, цветок, травка, след змеи, след птицы, собачий хвост, голова лошади, рога.)

Ответы сопровождаются выполнением рисунков на доске.

IV. Объяснение темы урока.

В настоящее время народный орнамент применяется для украшения юрт, устанавливаемых во время праздников; им украшают костюмы для танцоров и театральных актеров. Орнамент используют строители в декоре современных зданий. Герб нашей Республики украшен кускарным орнаментом.

Казахский орнамент прекрасно подходит для выполнения в технике силуэта. Во-первых, он симметричен, во-вторых, народные мастера всегда строили орнаменты на контрастных цветах, в-третьих, узоры на одежде и обуви выполнялись именно в технике аппликации, которая имеет много общего с силуэтом.

Показ последовательности выполнения работы по технологической карте.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИЛУЭТА

1. Сложите лист бумаги пополам или вчетверо цветной стороной внутрь.

2. Нарисуйте половину или четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.

4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

5. Наклейте работу на черный лист.

V. Практическая работа учащихся.

Выполнение казахского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).

Выставка аппликаций на классной доске.

- композиция (размер, симметрия, ритм);

- чистота и аккуратность исполнения.

Тема: " Сокровища бабушкиного сундука".

Цель: Знакомство учащихся с казахским народным орнаментом, изготовление аппликации по казахским мотивам.

Задачи: сформировать понятие о казахском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете; научить передавать в рисунке цветовой и ритмический строй казахского узора; воспитывать художественный вкус.

Для учащихся – альбомы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.

I. Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Повторение знаний о казахском орнаменте, полученных ранее на уроках ИЗО.

- Какие изделия казахских мастериц вы видели в краеведческом музее? (Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения.)

- Какие виды орнамента использовались в коврах, одежде, обуви? (Геометрический и растительный орнамент.)

- Какими способами был выполнен орнамент? (Аппликация, вышивка, ткачество.)

- Какие цвета использовались в казахском орнаменте? (Красный, желтый, зеленый, черный.)

- Какие элементы казахского орнамента вы знаете? (Солнце, звезда, цветок, травка, след змеи, след птицы, собачий хвост, голова лошади, рога.)

Ответы сопровождаются выполнением рисунков на доске.

IV. Объяснение темы урока.

В настоящее время народный орнамент применяется для украшения юрт, устанавливаемых во время праздников; им украшают костюмы для танцоров и театральных актеров. Орнамент используют строители в декоре современных зданий. Герб нашей Республики украшен кускарным орнаментом.

Казахский орнамент прекрасно подходит для выполнения в технике силуэта. Во-первых, он симметричен, во-вторых, народные мастера всегда строили орнаменты на контрастных цветах, в-третьих, узоры на одежде и обуви выполнялись именно в технике аппликации, которая имеет много общего с силуэтом.

Показ последовательности выполнения работы по технологической карте.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИЛУЭТА

1. Сложите лист бумаги пополам или вчетверо цветной стороной внутрь.

2. Нарисуйте половину или четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.

4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

5. Наклейте работу на черный лист.

V. Практическая работа учащихся.

Выполнение казахского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).

Читайте также: