Конспект информирование в области безопасности жизнедеятельности

Обновлено: 04.07.2024

Ознакомиться с системой о повещения и информирования населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусматривает своевременное доведение до насе­ления сигналов опасности и необходимой информации об обста­новке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования государственных и коммерческих систем радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

В соответствии с существующими положениями силы и сред­ства гражданской обороны участвуют в защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Поэтому вопросы оповещения и информирования населения об опасностях мы рассмотрим в комплексе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций как. в военное, так и в мирное время. Система управления и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государствен­ную систему предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На территории всех субъектов Рос­сийской Федерации созданы террито ­ риальные системы централизованного оповещения , которые находятся на по­стоянном дежурстве. Оповещение насе­ления осуществляется путем задейство­вания электросирен и с использованием сетей проводного, радио- и телевизи­онного вещания.

Кроме централизованной системы опо­вещения, в районах размещения потен­циально опасных объектов (атомных стан­ций, гидроузлов, химических и других ава­рийно опасных объектов) создаются ло ­ кальные системы оповещения , которые являются частью территориальных сис­тем. В целом существующие системы цен­трализованного оповещения обеспечива­ют своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникно­вении или угрозе возникновения чрезвы­чайных ситуаций до органов управления ГОЧС и населения.



На каждый случай вероятных чрезвы­чайных ситуаций местные органы ГОЧС заготавливают примерные варианты со­общений (запись на русском и нацио­нальных языках), которые затем с учетом конкретных событий корректируются.

Информация передается в течение 5 мин после подачи звуковых сигналов (сирены, гудки и пр.). Выслушав сообще­ние, каждый должен действовать без па­ники и суеты в соответствии с полученны­ми указаниями.

Действия населения после прослуши­вания речевой информации зависят от конкретных условий, в которых может оказаться каждый человек. Каждый должен дей­ствовать, сообразуясь с имеющимися возможностями по защите своей жизни и здоровья.

надеть респиратор или противопыльную тканевую маску (ПТМ-1), или ватно-марлевую повязку, противо­газ;

взять подготовленный запас продуктов питания и воды, средств медицинской защиты, предметы первой необходимости, бытовой дозиметр для определения альфа- и бета-излучения ;

При отсут­ствии указанных защитных сооружений в качестве защиты от радио­активного заражения можно использовать подвалы и каменные по­стройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в недостаточно подготовленном для этого доме (квартире), следует, не теряя вре­мени, приступить к его (ее) герметизации: завесить окна и двери плотной тканью, при необходимости заделать щели, закрыть венти­ляционные трубы.

Если люди оказались на зараженной местности или им пред­стоит преодолевать участок заражения, необходимо принять ра­диозащитное средство (1) из аптечки АИ-2.

В сельских районах следует загнать животных в герметизирован­ные и подготовленные для длительного содержания скота помеще­ния, укрытия, плотно закрыть все двери и люки кладовых, погребов и других мест хранения запасов продовольствия и кормов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ № 14 города Кузнецка.

План – конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

Преподаватель - организатор ОБЖ

Тип урока: урок совершенствований знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: Познакомить обучающихся с системой оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, и с основными способами оповещения населения.

Задачи урока:

1. обучающая – изучить систему и способы оповещения и информирования населения об опасностях;

2. практическая – научить действиям по сигналам оповещения и информирования;

3. воспитательная – стимулировать обучающихся более серьезно относится к системе оповещения об опасностях.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.

Вводная часть – организация урока, повторение изученного, проверка домашнего задания, актуализация новой темы, постановка целей, учебной и развивающей задач урока.

1. Проверка домашнего задания: (слайд 3)

1) Что такое ядерное оружие? Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

2) Какие существуют боеприпасы обычных средств поражения? Как они классифицируются?

3) Что такое биологическое оружие? В чем заключается его поражающее действие?

4) Что такое химическое оружие? Какие поражающие факторы химического оружия вы знаете?

2. Актуализация темы урока.

Ребята вот мы и подошли к теме нашего урока. Как узнать, что случилось, какая чрезвычайная ситуация произошла, и как об этом узнать?

3. Изучение нового материала.

Вопросы урока: (слайд 5)

2. Организация и способы оповещения.

На прошедшем уроке я дал задание двум нашим ученицам провести небольшой социологический прогноз с жителями нашего микрорайона. Опрашиваемым было предложено три вопроса:

1) Какие сигналы оповещения вы знаете?

2) Для чего передаются сигналы оповещения?

3) Что делать после получения сигнала?

Давайте теперь послушаем, что отвечали простые прохожие. (слайд 6, видео)

Опрос показал, что население Кузнецка в основном знает как им поступить услышав сигнал оповещения.

Теперь давайте мы с вами сами постараемся ответить на эти вопросы. Но что означает само слово оповещение ( весть – известие, вещать – значит говорить).

Теперь давайте немного узнаем как- же создавалась система оповещения в нашей стране.

В июле1961 года Местная противовоздушная оборона была преобразована в ГО. Задачей ГО была защита населения от ОМП и других средств нападения, а так же для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катострофических затоплений.

25 ноября 1992 года Правительство РФ утвердило положение «О Государственном комитете по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий ГКЧС.

Также начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в ЧС. 1993 год можно считать годом ее становления, а в 1994 она стала полноценно функционировать.(слайд 7)

Так какие же задачи решает оповещение и информирование: (слайд 9)

1. Своевременно предупредить о надвигающейся опасности и сложившейся обстановке.

2. Проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Теперь давайте разберем, что же включает в себя процесс оповещения: (слайд 10) доведение информации в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также населения, заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти.

Так какие же сигналы оповещения вы знаете? (слайд 11)

1. Воздушная тревога.

2. Отбой воздушной тревоги.

3. Радиационная опасность.

4. Химическая тревога.

Порядок оповещения населения. (слайд 13)

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Говорит управление по делам ГО и ЧС города Кузнецка. Граждане! Произошла авария на железнодорожном узле станции Кузнецк, перевернулась цисцерна в которой находился хлор, произошла утечка - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в. (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают. (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах. (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах. (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы. (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Теперь давайте поговорим какие системы и аппаратура оповещения существуют. (слайд17)

Системы оповещения на территории городов страны построены на базе аппаратуры типа АДУ – ЦВ или П -164, они устанавливаются на узлах связи. Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности являются электросирены, которые отрабатывают 11циклов, они устанавливаются на территории городов с тем расчетом, чтобы обеспечить по возможности, сплошное звукопокрытие. Для этого используют установки типа С – 40 их звукопокрытие составляет 300 -400 метров.

Наличие электрических сирен города Кузнецка. (слайд 18)

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются уличные громкоговорители, один громкоговоритель обеспечивает доведение информации в пределах 40 – 50 метров вдоль улицы. С помощью громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять передачу речевой информации. (слайд 19)

Действия при оповещении ГОЧС. (слайд 20, видео)

4. Закрепление изученного материала : (слайд 21)

Для чего предназначены сигналы оповещения?

Как передаются сигналы оповещения?

Какие сигналы оповещения вы знаете?

Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения?

В какой форме передаются сигналы оповещения?

Каково содержание сигналов оповещения?

Кто занимается передачей сигналов оповещения?

5. Домашнее задание :


Цель: познакомить с системой оповещения, классификацией эвакуации, рассредоточением; развивать речь, внимание, память, воспитывать патриотизм, гордость за Россию, сострадание, безопасное поведение.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

- Инженерная защита населения и территорий

Знакомство с новым материалом.

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

1). Система оповещения.

Система оповещения входит в состав РСЧС.

Делится по территориальному принципу (федеральная, региональная, территориальная, местная, объектовая).

Локальная система оповещения.

Локальная система оповещения (ЛСО) – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения

2).Эвакуация населения – организованное перемещение населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

По видам опасностей (химическое, биологическое, радиационное заражение, затопление и др.)

По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом)

По длительности проведения (временная – несколько суток; среднесрочная – до 1 месяца; продолжительная – более месяца)

По времени начала (заблаговременная, безотлагательная)

По охвату населения (общая и частичная)

3) Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых будет продолжаться в этих городах.

Получив извещение о начале эвакуации, каждый гражданин обязан: собрать все необходимые документы и вещи, паспорт, военный билет, документы об образовании и специальности, трудовую книжку, свидетельства о браке и рождении детей, страховые полисы, деньги, имеющиеся средства индивидуальной защиты, одежду и обувь приспособленные для защиты кожи, аптечку индивидуальную и другие лекарства, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный медицинский или другие перевязочные материалы, йод, комплект верхней одежды и обуви по сезону (в летнее время необходимо взять и теплые вещи), постельное белье и туалетные принадлежности, трехдневный запас продуктов.

Продукты и вещи сложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свертки для удобства, переноски и транспортировки, к каждому переносимому предмету прикрепить бирку с указанием фамилии и инициалов, адреса проживания и конечного пункта эвакуации.

На одежде и белье детей дошкольного возраста должна быть сделана вышивка с указанием фамилии, имени, отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.

Уходя из квартиры, необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сети, окна и форточки. К установленному сроку прибыть на эвакуационный пункт для регистрации и отправки в загородную зону или безопасный район.

В пути следования необходимо соблюдать установленный порядок, неукоснительно выполнять распоряжения старшего команды, быстро и грамотно действовать по сигналам оповещения.

Эвакуируемые не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать пункты и место жительства и перемещаться из одного района в другой. Они обязаны точно выполнять все указания местных органов власти. Все эвакуируемые должны оказывать друг другу помощь.


-75%

Автобусный тур

Правила поведения туристов на отдыхе Правила безопасности в горах. Безопасность пассажиров автобусного тура. Походы на велосипедах и правила безопасности велопоходов. Безопасность лыжных походов. Аптечка туриста

Весенний паводок

Подготовка к паводку населения и служб Мероприятия по подготовке к паводку, а так же основной план мероприятий по к весеннему паводку на дорогах. Предупредительные действия оперативных служб.

Взрыв в метро

Действия при взрыве в метро Угроза взрыва в метро и ваши действия если вы находитесь на платформе или в вагоне, тоннеле, на эскалаторе. Что должен делать машинист, сотрудники метрополитена.

Учим ребенка правильно реагировать при пожаре

Учим ребенка правильно реагировать при пожаре: правила поведения при пожаре Как научить ребенка правильно реагировать на опасность при пожаре. Правила поведения во время пожара для детей. Способы и методы обучения для разных возрастов и групп

Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.

Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.

ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.

Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.

Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.

Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.

Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:

  • По организации здорового образа жизни, обеспечивающего как ее продолжительность, так и качество, то есть минимизацию количества заболеваний, сохранение физического, психического здоровья; возможности выполнения своих планов, удовлетворения желаний.
  • Изучение норм безопасного поведения, находясь дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, включая побережье озер, рек, морей; правил купания, нахождения на транспортных средствах.
  • Обучение первичным и базовым навыкам оказания медпомощи раненым, травмированным людям в различных ситуациях, в том числе обходясь исключительно подручными средствами.
  • Изучение правил безопасного поведения в дорожных ситуациях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
  • Обучение своду правил безопасности, навыкам неотложных действий при возникновении как природных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, ураганов, так и ЧС техногенного характера – промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами, распространением ядовитых, радиоактивных веществ.
  • Инструктирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности при нахождении дома, в школе, в местах отдыха на природе. Учитывая количества пожаров и возможной опасности для людей в зданиях универсального торгово-развлекательного назначения, которые дети, подростки посещают вместе с родителями, так и самостоятельно; особое внимание уделяют правилам пожарной безопасности в общественных местах, что способствует выработке верного алгоритма поведения при возникновении нештатных ситуаций в них.
  • Обучение по программам гражданской обороны, навыкам действий при получении сигналов ГО.
  • Ознакомление с основами военной службы, усвоение базовых знаний о системе обороны Российской Федерации. Фактически цель преподавания по этому важному разделу ОБЖ содержит задачи военно-патриотического воспитания, взамен отмененной начальной военной подготовки, которая была обязательным предметом в системе образования советской школы.

Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.

Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.

Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.

При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.

Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.

Во многих средних образовательных заведениях выделен, оснащен класс ОБЖ, где для практического изучения хранятся, используются на уроках защитные устройства органов дыхания; углекислотные, воздушно-пенные огнетушители; учебное оружие и другие, необходимые для выработки навыков, приемов обращения с ними, предметы, оборудование.

Для наглядного изучения выпускаются и развешиваются на стенах кабинетов, выделенных под классы ОБЖ, тематические наборы плакатов, где каждый плакат дает представление о тех или иных необходимых действиях, мерах безопасности при возникновении ЧС, а так же правилах пользования различными защитными средствами, обращения с первичными средствами тушения пожаров, оружием.

Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.

Гражданская оборона и ОБЖ

Знаки ОМП

Современные средства поражения населения и их поражающие факторы Основные виды (массового и обычного) средств поражения населения. Поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия и средства защиты от них

ИТМ

Инженерно-технические мероприятия (ИТМ) ГОЧС: определение Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМ ГОЧС): раскрывается значение термина и проводимые мероприятия

химическая разведка

Химическая разведка: назначение, задачи, методы ведения Способы и методы индикации в химической разведке, правильная организация ведения и цели разведки. Основные приборы контроля при ведении химической разведки.

Оповещение внимание всем

Сигнал Внимание всем Что нужно делать при получении сигнала Внимание всем и как он подается. Действия населения по сигналу Внимание всем.

Действия при пожаре или возгорании

пожарная безопасность в общественном месте

Пожарная безопасность в общественных местах: основные правила Алгоритм действий при возникновении пожара в общественном месте и требования пожарной безопасности в них. Общие требования. Как вести и защитить себя и детей

Действия при пожаре

Действия работников и персонала при обнаружении пожара Порядок действия работников и персонала при обнаружении пожара на предприятии в здании. Что необходимо предпринять руководителю организации при возгорании.

Дым в подъезде действия

Дым в подъезде: алгоритм действий Если вы почувствовали запах дыма в подъезде, мы расскажем, что необходимо делать. Как правильно себя вести в данной ситуации. Правила безопасности

Безопасность на личном автотранспорте.

Загорелся автомобиль: что делать и основные причины Основные причины из-за которых горит машина. Профилактика предотвращения пожаров на автотранспорте. Что делать, если загорелся автомобиль

Действия в чрезвычайных ситуациях

Как собрать ртуть, когда разбили градусник

Разбился градусник: Что делать и как собрать ртуть в домашних условиях Правила уборки ртути из разбитого градусника в помещении. Симптомы и виды отравления. Способы и алгоритм демеркуризации. Средства защиты при уборке в комнате

страшное цунами

Действия при угрозе цунами Признаки приближения цунами и оповещение о нем. Действие населения при угрозе цунами. Самые разрушительные цунами в истории.


Действия при обрушении здания Последствия внезапных обрушений зданий. Виды обрушений зданий. Предупредительные действия. Что делать если вы оказались погребенными под обломками

что делать если на вас напали

Правила поведения при нападении: разбой на улице или похищение Рекомендации, помогающие снизить риск разбойного нападения. Правила поведения при нападении. Как избежать нападения с целью похищения.

Действия при авариях и катастрофах

аварии на жд

Действия при аварии на железнодорожном транспорте и правила поведения в поездах Причины аварий на железнодорожном транспорте и поездах, ликвидация их последствий. Правила поведения во время катастрофы и крушении.

безопасность в общественных видах транспорта

Правила безопасности в общественном транспорте Безопасность в наземном городском транспорте. Безопасность в метро. Как обезопасить себя на железнодорожном виде транспорта. Что делать при возгорании.


Взрыв: действия ударной волны и поражающие факторы Отличия взрыва от хлопка и вспышки. Причины и радиусы действия взрыва на здания и сооружения. Что делать после если произошел ядерный взрыв. План спасения, правила поведения

Аварийная служба

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: виды, причины и порядок действий Аварии на системах жизнеобеспечения, как к ним подготовиться и порядок действий. Что делать если оказался в зоне. Примеры аварий. Правила поведения для населения.

Эвакуация при пожаре

Пожарный выход

Пожарные выходы и их типы: аварийный и эвакуационный Аварийный и эвакуационный пожарные выходы из здания или помещения. Сколько их должно быть. Условные обозначения на плане (схеме) эвакуации

trenirovka-po-evakacii-pri-pozhare

Организация тренировок по эвакуации при пожаре Организация тренировки на объекте. Разработка годового плана графика тренировок. Обязанности руководителя тренировки и персонала при эвакуации

правила при пожаре в торговом центре

Эвакуация из торгового центра при пожаре: основные правила Правила эвакуации и общие рекомендации для населения и посетителей при чрезвычайной ситуации и пожарах в торговых (развлекательных) центрах.

оповещение о пожаре

Способ оповещения людей при пожарах Представляется статья посвященная способу оповещения людей в офисных и административных зданиях при пожаре, пути реализации и применения.

Читайте также: