Конспект урока 2 класс окружающий мир перспектива время

Обновлено: 07.07.2024

Планируемые результаты: учащиеся научатся давать научное объяснение смены дня и ночи, связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю, выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи), аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

(Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Дети от имени куклы Девочки отвечают на них.)

— Что такое настоящее?

— Что такое прошлое?

— Что такое будущее?

— Назовите единицы измерения времени.

— Приведите примеры старинных и современных часов.

III. Самоопределение к деятельности

Прислушайся к часам ты:

— Тик-так, тик-так, тик-так, —

Поет веселый гномик

По имени Тик-Так.

Когда сойдутся стрелки,

Он знает, что вот-вот

К нему Румяный Полдень

А разбегутся стрелки —

Его разыщет брат,

Веселый Добрый Вечер,

Как много лет назад.

Его сменяя, Полночь

По имени Тик-Така

Чуть слышно назовет.

Пробудет до рассвета

И станет с Добрым Утром

Тогда Тик-Так играть.

А лишь сойдутся стрелки,

И в комнату вот-вот

К Тик-Таку снова Полдень

— О какой единице измерения времени говорится в стихотворении? Кто хочет мне помочь? Нужны четыре помощника.

(Учитель вызывает четырех учеников и дает им игровые имена: Утро, Полдень, Вечер, Полночь.)

— Давайте паре Утро — Полдень мы дадим общее имя — День, а пару Вечер — Полночь назовем Ночь.

— Какое одно общее имя можно дать всем нашим героям? Как называют время, проходящее от одного восхода солнца до другого? Какая это единица измерения времени? (Сутки.)

Сегодня на уроке будем говорить о сутках и неделе.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Учитель предлагает ученикам, участвующим в инсценировке, взяться за руки и двигаться кругом по часовой стрелке. Движение хоровода учитель сопровождает чтением первого абзаца текста на с. 20 учебника.)

С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Вот, например, какой ответ предлагали Древние греки.

— Прочитаем об этом в последнем абзаце текста на с. 21 учебника.

— Какие еще волшебные объяснения чередования дня и ночи вам известны? (Ответы учеников.)

О смене дня и ночи народ рассказывал не только в сказках и мифах, но и в загадках.

Черная птица спать уложила,

Белая прилетела — встать повелела. (День и ночь.)

Черная корова всех поборола,

Белая пришла — всех подняла. (День и ночь.)

— Придумайте свои сказочные истории о смене дня и ночи. Расскажите их. (Рассказы детей.)

Итак, мы познакомились с фантастическими объяснениями смены дня и ночи, даже придумали свои сказочные истории, отгадали загадки. А теперь узнаем, как наука отвечает на этот вопрос. Вот наши помощники заспорили: Девочка считает, что Солнце ходит вокруг Земли и попеременно освещает то одну, то другую ее сторону. А Мальчик говорит, что это Земля вращается вокруг Солнца и потому объяснение Девочки неправильно.

— Поднимите руки те, кто согласен с Мальчиком.

— А кто поддерживает Девочку? Кто же прав? (Ответы учеников.)

мы познакомились с устройством Вселенной. И знаем, что раскаленное небесное тело — звезда Солнце — находится в центре, а планеты — холодные небесные тела, в том числе и наша Земля, — вращаются вокруг него. Вот такой небесный танец. Значит, объяснение Девочки, почему происходит смена дня и ночи, неправильно.

Северный и Южный полюсы соединены воображаемой линией — земной осью. Вокруг нее Земля и вращается с запада на восток. Время полного оборота Земли вокруг своей оси — это и есть сутки. На той стороне Земли, которая освещается солнцем, день. На противоположной стороне, находящейся в тени, ночь. Итак, смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси.

(Учитель во время объяснения может запустить детский волчок для наглядной демонстрации вращения предмета вокруг собственной оси; подтверждает текст, показывая опыт, в котором вращающийся глобус освещается неподвижным фонариком.)

- Рассмотрите схему на с. 20 учебника. Объясните по ней смену дня и ночи.

- Кто хочет примерить на себя роли Земли и Солнца? (Учитель на голову одного из учеников надевает бумажный ободок с изображением земного шара. Другой ученик держит в руках включенный фонарик. Земля кружится вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своей воображаемой оси.)

2. Беседа

- Вот Земля полностью обернулась вокруг своей оси. Сколько времени прошло? (Сутки.)

- А как называются семь суток? (Неделя.)

- Назовите дни недели.

(Учитель выстраивает их последовательность на доске с помощью магнитов и полосок бумаги, на которых написаны названия дней недели.)

- Как по названию узнать, какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым?

V. Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит,

(Сложенные ладони прижать к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Рано утором солнце встало,

(Поднять руки вверх, потянуться.)

Нам лучи свои послало.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качать разведенными в стороны руками.)

Небо тучей заволок

(Закрыть лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Наклоны влево и вправо.)

Дождь по крышам застучал,

(Прыжки на месте.)

Вселенная, время, календарь

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопки в ладоши.)

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

(Встать, спрятать руки за спину.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Ответ: сутки - это единица измерения времени, равная 24 ч.

— Как называется первый день недели? Поставьте возле него цифру 1.

— Как называется второй день недели? Поставьте возле него цифру 2.

— Продолжите выполнять задание самостоятельно.

— Объясните названия дней недели.

VII. Рефлексия

(Учитель предлагает выполнить задания, используя карточки с названиями дней недели.)

— Расставьте карточки по порядку, от понедельника до воскресенья.

— Перечислите дни недели в обратном порядке, от воскресенья до понедельника.

— Назовите и покажите рабочие и выходные дни.

— Назовите и покажите дни недели, начиная со среды (с пятницы, со вторника).

— Назовите и покажите 1,4, 5, 2-й дни недели.

— В какой день недели вы поете в школе, занимаетесь физкультурой, рисуете?

— Перечислите дни раньше четверга.

— Перечислите дни между пятницей и воскресеньем.

VIII. Подведение итогов урока

— Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик - отвечать на них.

(Учитель передает куклы желающим.)

— Что такое сутки?

— Почему происходит смена дня и ночи?

Домашнее задание

2. Выполнить задание 5 (с. 15—17) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Сказание о создании ночи

Цель: сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.
Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт, перечислять единицы времени в порядке их увеличения, объяснять, как действуют солнечные, водяные, Вселенная, время, календарь
песочные часы, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.


Бобик в гостях у Барбоса
(отрывок)
Бобик залез в окно и с любопытством стал осматривать комнату.
— Тебе хорошо! — сказал он Барбосу. — Ты в доме живешь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И крыша протекает. Неважные условия!
— Да, — ответил Барбос, — у нас квартира хорошая: две комнат с кухней и еще ванная. Ходи где хочешь.
— А меня даже в коридор хозяева не пускают! — пожаловался Бобик. — Говорят — я дворовый пес, поэтому должен жить в конуре. Один раз зашел в комнату — что было! Закричали, заохали, даже палкой по спине стукнули.
Он почесал лапой за ухом, потом увидел на стене часы с маятником и спрашивает:
— А что это у вас за штука на стенке висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.
— Это часы, — ответил Барбос. — Разве ты часов никогда не видел?
— Нет. А для чего они?
Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:
— Ну, это такая штука, понимаешь. часы. они ходят.
— Как — ходят? — удивился Бобик. — У них ведь ног нету!
— Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
— Ого! Так они еще и дерутся? — испугался Бобик.
— Да нет! Как они могут драться!
— Так ведь сам сказал — бить!
— Бить - это значит звонить: бом! бом!
— А, ну так бы и говорил!
Н. Носов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока окружающего мира во 2 классе

Тип урока : изучение нового

Целевые установки урока :

- сформировать у учащихся представление о времени, которое включает прошлое, настоящее и будущее;

- познакомить детей с разными типами старинных и современных часов.

Планируемые результаты (для ученика) :

- различать единицы времени;

- определять время по механическим часам;

- различать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;

- объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы

- Освоение личностного смысла учения;

- осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

- понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира;

-выделять и осознавать то, что нравится

Регулятивные: Отвечать на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выполнять взаимопроверку в паре.

Познавательные: Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрну-том виде, анализировать, сравнивать различные объекты, обобщать, классифицировать

Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; высказывать предположения; п роявлять активность в решении познавательных целей; сотрудничать; дополнять.

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

I . Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя.

- Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс –

Урок окружающего мира у нас.

II . Проверка домашнего задания:

1.Индивидуальные задания на карточке

Карточка №1.
Закончите предложения

Модель Земли называется …

В верхней части глобуса находится самая северная точка планеты…

Основные стороны горизонта…

Огромные водные пространства на планете Земля – это …

- Перечислите названия океанов.

Карточка №2.
Закончите предложения

Прибор для определения сторон горизонта …

В нижней части глобуса находится самая южная точка планеты…

Основные стороны горизонта…

- Перечислите названия материков.

2. Опрос: - Что такое горизонт? Линия горизонта? Что такое компас? Глобус? Покажите на глобусе материки и океаны.

3. Выполнено задание в тетради. Оцените свою работу, поставьте себе отметку на полях. После урока тетради сдадите.

III . 1. Открытие нового знания.

Загадка: Вчера было.

И завтра будет. (Время)

- Время – это то, что возвратить нельзя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.

Учитель показывает на доске работы ребят.

- Узнаёте? Когда вы их выполняли? Как назывались ваши творческие работы?

А как мы назовём то, что происходит с нами сейчас? Выполняли вы эти работы когда?

- Когда вы закончите школу? Когда вы были выпускниками детского сада?

2. Работа по учебнику. Стр.16 – 17

Рассмотрите рисунки на с. 16-17 учебника. Узнайте и обоснуйте, где прошлое, настоящее и будущее.

А где наше будущее? (В мечтах) Но наше будущее зависит от того, какие мы в настоящем, от наших дел.

Как вы это понимаете?

Читаем 1-й абзац текста на с. 17

- Можно ли измерить время? (Учитель переливает воду из одного сосуда в другой.) Можно сказать, что время похоже на воду? Можем узнать, сколько воды у нас здесь? А время потрогать можно?

- Люди научились измерять время, хоть мы его не видим и не слышим. Как?

- А как бы вы объяснили, что такое часы. Какие бывают часы? Давайте заглянем в прошлое. Рассмотрите часы на с. 18. Какие часы вы видите? Как вы думаете, какие из них были самыми первыми? Вы догадались по рисунку, как работают солнечные часы? Какие недостатки у них?

Слайды презентации № 1 и № 2. Солнечные часы.

Рассмотрите песочные часы, расскажите принцип их работы. Какие у них недостатки?

Механические, электронные часы. О них расскажет Алёна, она сегодня в роли Умного Совёнка.

На с. 19 какие часы вы видите?

Егор этим летом побывал в Москве на экскурсии по Красной площади. Он принёс фотографию и хочет рассказать, что узнал о курантах на экскурсии.

Слайд презентации №3.

Все часы идут вот так:

Тик – так, тик – так, тик – так.

Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик – так.

Налево – раз, направо – два

Мы тоже можем так:

Тик – так, тик – так, тик – так.

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат, словно убежать хотят!

Если их не заведут, то они совсем встают.

5. Единицы измерения времени.

Рост мы измеряем в …, вес – в … . А время? Назовите известные вам единицы измерения времени.

Учитель выкладывает на доске таблички: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Секунды короткие, раз – и секунда прошла. В минуте 60 секунд. А минута – это много или мало? Что можно успеть за минуту?

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 2 – с. 12

- Какие единицы времени проверяют по часам? По календарю?

- Назовите части часов. - Какая стрелка самая быстрая? Медленная? Определите время по часам.

Поставьте время, когда начинается первый урок. Время обеда в школе. Когда вы ложитесь спать.
Задание 3 – с. 13.

Покажите время, когда вы просыпаетесь, возвращаетесь из школы, смотрите любимую передачу.

- Урок подходит к концу. Продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я узнал(а)… - Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

- Что такое часы? Какие единицы измерения времени вы знаете?

V . Домашнее задание.

1. Выполнить работу на листках, вариант задания выберите самостоятельно.

2. Прочитать текст учебника – с. 16 – 19, ответить на вопросы после текста.

Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Методические задачи урока:

  • Учить детей делать выводы.
  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать универсальное учебное действие учащихся.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
  • Развивать произвольное вынимание, память, воображение.
  • Развивать интерес к изучению окружающего мира.
  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку.
  • Воспитывать желание прийти на помощь однокласснику.

Основные дидактические методы:

  • Проблемный.
  • Частично-поисковый.
  • Практический.

Форма организации познавательной деятельности:

  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме:

Четвертый урок в разделе “Вселенная, время, календарь”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
  • Евгений Шварц “Сказка о потерянном времени”.
  • Сергей Аксаков “Аленький цветочек”.
  • Николай Носов “Бобик в гостях у барбоса”.
  • Таблица самооценки деятельности на уроке.
  • Магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.

Универсальные учебные действия:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира.
  • Иметь представления о моральных нормах поведения.
  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  • Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях.
  • Осуществлять анализ объекта(с выделение двух – трех существенных признаков).
  • Воспринимать мнения других людей о явлениях окружающего мира.
  • Понимать задаваемые вопросы.

1. Самоопределение к деятельности.

Урок с улыбки начинаем
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.

2. Актуализация и пробное учебные действие.

В начале урока группа учеников – исследователей проверит и сосчитает, сколько часов в школьном здании и где находятся самые главные часы в школе.

В начале урока учитель показывает детям фотографии, выполненные 1 сентября в 1 классе, и сообщает: Ребята, прошло какое то время, как были сделаны эти фотографии. Когда это было?
(В прошлом году.)

Учитель: Что такое прошлое?
(Прошлое – это то, что уже прошло.)

Учитель: А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас?
(Настоящее – это то, что происходит с нами сейчас.)

Учитель: А как вы думаете, что такое будущее?
(Будущее – это то, что будет.)

Учитель: Когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом?
(Мы перейдем в 3 класс в будущем.)

Учитель: А можно ли на вернуться на год назад в 1 класс?
(Нет, нельзя.)

Учитель: Отгадайте загадку: они всегда бежит вперед и никогда не устает?
(Время.)

Учитель: А можно ли остановить время?
(Время остановить нельзя. Но с помощью фотографий и рисунков можно сохранить память о том или ионом событии.)

Учитель: Разглядывая фотографии, картины, мы как через волшебное стекло заглядываем в прошлое.

Учебник стр. 16–17.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Учитель: Рассмотрите фотографии и рисунки, о чем они могут рассказать?
(Дети указывают на каком рисунке изображено прошлое, на каком – настоящее, а на каком – будущее.)

Учитель: Какие предметы времени это подсказали?
(Одежда и внешний вид людей, транспорт.)

Учитель: А где живет наше будущее?
(Наше будущее живет в мечтах, воображении и надеждах. А еще – в настоящем, от него зависит каким будет наше будущее.)

Учитель: А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?
(Потрогать время рукой и рассмотреть его нельзя.)

Учитель: Как люди научились измерять невидимое и неслышимое время?
(С помощью часов.)

Учитель: Мы отправляемся в музей времени. В первом зале экскурсоводы расскажут нам о часах прошлого.

Первый “экскурсовод” рассказывает о солнечных часах.
(Часы не всегда имели такой привычный для нас вид, как в настоящее время. Солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. На циферблат с цифрами от 1 до 12 падала тень от колышка или дощечки.


Чтобы проверить действие солнечных часов “хранители времени” проводят опыт с фонариком и предметом, отбрасывающим тень: от положения фонарика меняется положение тени.)

Второй “экскурсовод” рассказывает о водяных часах.
(Это сосуд, из которого через отверстие постоянно вытекает вода. Потом нужно снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмеряно. Это и позволяло определить время.)



Третий “экскурсовод” рассказывает о песочных часах.

(Песочные часы делали в виде 2х воронкообразных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполнялся песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка и служила мерой времени.)

4. Групповая работа.

Учитель: вы будете работать в группах. Вам необходимо указать какие недостатки имели солнечные, водяные и песочные часы.

(I-я группа: Солнечные часы в пасмурный день и ночью часы не работали.
II-я группа: Часто нужно наливать воду.
III-я группа: Нужно постоянно переворачивать часы.)

Учитель: Сейчас без часов нам не обойтись. Они имеют разную форму и размер, есть маленькие часы и часы великаны.


Учитель: Какие главные часы у нас в стране?
(Самые главные часы – кранты у нас в стране.)

Учитель: А где они находятся?
(Они находятся на Спасской башне Московского Кремля.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Группа учеников исследователей выявила, в школе есть часы, их всего 17:

  • В классных кабинетах;
  • В школьной библиотеке;
  • В вестибюле школы.

Учитель: Какие самые часы в школе?
(Самые главные часы в вестибюле, по ним дают звонки.)

Тик – так, тик – так тикают минуты
Тик – так, так – так все часы идут вот так.

(Дети поднимают и опускают плечи, качают согнутыми в локтях и поднятыми руками, шагают на месте.)

6. Реализация построения проекта.

Дети получают модели часов и изучают их устройство.

(Корпус, циферблат, стрелки.)

На моделях часов дети устанавливают различное время и определяют его.

Учитель: Какая стрелка самая медленная на часах?
(Самая медленная стрелка на часах часовая.)

Учитель: Какая стрелка самая быстрая?
(Это секундная стрелка.)

Учитель: Как вы думаете, минута это много или мало? Что можно сделать за минуту?

(Дети высказывают свое мнение)

Учитель: За одну минуту на заводе холодильников их выходит более 100 новеньких.
На кондитерской фабрике за минуту выпускают 78 кг конфет.
Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит 1 автомобиль.
Вот почему люди экономят каждую минуту.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: С помощью чего можно определить время?
(С помощью часов и календаря.)

Групповая работа стр. 12 рабочей тетради:

I-я группа – прономеруйте единицы измерения времени в порядке их увеличения.
II-я группа – расположите карточки в порядке уменьшения.
III-я группа – распределите единицы измерения времени в 2 групп: первая – можно определить по часам, вторая – по календарю.

Представитель каждой группы распределяет карточки на доске.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Что такое часы? Для чего нужны часы? Какие ты знаешь единицы измерения времени? В каких литературных произведениях упоминается от часах.

Учитель: Сегодня часы наши верные спутники. Поэтому учитесь ценить и экономить свое и чужое время.

9. Домашнее задание.

Учебник стр. 16–19. Рабочая тетрадь № 3 стр. 13. Найти пословицы и поговорки о времени (по желанию).

Читайте также: