Ф н глинка авангардная песнь конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Тип: урок внеклассного чтения, урок-обсуждение, знакомство с новым материалом

Цели:

Оборудование: (по возможности в электронном виде - презентация)

Ход урока

(слайд 2) В истории каждой страны есть даты, которыми она особенно гордится, память о которых чтят поколения людей. Одним из таких незабываемых событий в истории нашей страны является 1812 г., Бородинская битва, которая произошла близ селения Бородино. И всегда находились люди, которые были очевидцами, участниками событий, записывали все, что они видели. С одним из таких людей мы познакомились на прошлом уроке – это Денис Давыдов, который вёл дневниковые записи о войне 1812 г..

Бородино … Бородинское сражение …

(слайд 4) Вот как писал об этом М.Ю. Лермонтов:

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел;
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Никогда еще в подлунной
Не кипел столь страстный бой
Из орудий ад чугунный,
Разразившись, поднял вой,
Целый день не умолкает,
Изрыгая смерть кругом:
Строй за строем исчезает
Под убийственным огнем!

Самое страшное, что несет война – это смерть.

(слайд 6) Вот что об этом говорят великие писатели (высказывания Гёте и Сервантеса)

Итак, единственный сын умирает – каким бывает погребение на войне?

(С почестями – последняя дань уважения живых ушедшим).

Бывает и по-другому. Многие могилы неизвестны. И сейчас некоторые наши современники занимаются поисками и захоронением останков погибших.

(слайд 8) Она очень любила мужа, везде сопровождала его.

(слайд 9) Поэтесса М. Цветаева спустя 100 лет после гибели генерала напишет так:

Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Однажды Маргарите приснился сон, где было предсказано, что ее участь решится в Бородине. 1 сентября она узнала о смерти мужа. Оправившись от удара, она поехала искать тело мужа. Здесь ее и увидел Ф. Глинка.

Я просила дома прочитать рассказ и ответить на вопросы.

(слайды 12, 13) М. Тучкова на свои деньги на месте гибели мужа построила маленькую церковь Спаса Нерукотворного, ставшую первым архитектурным памятником Бородинского поля. Этой церкви была подарена полковая икона, в которой служил Тучков.

(слайд 14) Позже был основан Спасо-Бородинский женский монастырь, где она стала первой настоятельницей.

(слайд 16) И еще один памятник – не совсем обычный – оставила эта женщина в памяти потомков – Бородинский хлеб, ставший символом скорби и памяти о тех далёких днях русской истории.

Я просила вас узнать его историю и выяснить, что он символизирует. (Черный - символ земли, тмин – капли крови, которыми полита эта земля, белая посыпка – пепел от сожжённых тел погибших).

(слайд 17) В г. Десногорске Смоленской области в 2012 г. был установлен памятник Бородинскому хлебу.

(слайд 18) На Бородинском поле много памятников. Памятник – это дань погибшим, уважение к усопшим.

(слайды 19 - 25) (Просмотр памятников, установленных на Бородинском поле)

  • А можно ли уважительно относиться к врагам, живым или мертвым? Эта тема не нова в литературе.

(слайд 26) А.С. Пушкин, описывая Полтавскую битву, писал об уважительном отношении Петра I к врагам:

В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает…

(Учителя – шведы, против которых воевал, уважал их мужество, умение вести войну.)

  • Ставят ли памятник врагам на той территории, где они воевали? (ответы детей)

(слайд 28) На Бородинском поле такой памятник есть. Правда, его поставили французы.

Давайте вернемся к последним словам рассказа (зачитать).

  • Почему именно этими словами завершается рассказ о последнем сожжении на Бородинском поле? (Подчеркнуть количество принесенных в жертву войне, не реализовавших себя жизней. С другой стороны – равнодушие крестьян. Подчеркивается тема сострадания и человеческого отношения к тем, кто уже перестал быть врагом).
  • Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Любой человек после смерти имеет право на гуманное отношение)

Но я боюсь вам наскучить,
В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжелой думой о конце;
На вашем молодом лице
Следов заботы и печали
Не отыскать и вы едва ли
Вблизи когда-нибудь видали,
Как умирают. Дай вам бог
И не видать …

ВложениеРазмер
voyna_ne_po_pravilam.docx 114.96 КБ

Предварительный просмотр:

(бинарный урок по истории и литературе)

Задачи урока.
Образовательные:

  • Углубить знания о характере Отечественной войны 1812 г.
    Раскрыть общенародный характер войны 1812 г. в истории и литературе.
    Показать войну глазами современника, участника войны – поэта и писателя XIX века Ф.Н.Глинки.
  • Воспитание чувства уважения к памяти предков и к памятникам культуры и искусства.
  • Развитие чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности.
  • Формирование способностей к самовыражению.
  • Развитие навыков выразительного чтения и культуры речи.
  • Развитие навыков работы с исторической картой, учебником и иллюстративным материалом.
  • Формировать умение оценивать исторические события.

Горя пламенною любовию к Отечеству, какой

русский может оставаться в неведении, как избавлена

Россия и кто виновник её спасения?

2).Народный характер войны (партизанское движение).

3).Подведение итогов урока.

4). Домашнее задание.

(бинарный урок по истории и литературе)

У читель истории. Здравствуйте…! Сегодняшний наш урок не совсем обычный – вести его будут сразу 2 учителя – учитель истории . и учитель литературы . (представить друг друга) .

Учитель литературы. Об историческом событии мы будем говорить, знакомясь с литературными источниками эпохи, которую вы изучаете на уроках истории.

1. Русское воинство в победе над врагом.

Учитель литературы. Предположите, о чём будет наш разговор? (Ответы детей)

У читель истории. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Ответы детей)

Учитель литературы. По каким критериям сегодня будем оценивать вашу работу на уроке? (Полнота и правильность ответа, активность на уроке)

У читель истории. Поскольку наш урок интегрированный, за работу на уроке вы получите отметки и по истории, и по литературе.

А сейчас давайте подумаем, если бы вопрос о причинах победы России мы задали императору Александру I, как бы он на него ответил? В роли императора Александра I выступит . (См.слайд с портретом А.I)

Первая серьёзная проверка сил русского воинства произойдёт у Смоленска. Задание : найти на карте в атласе и показать на карте у доски город Смоленск. Вспомните, что нам известно о Смоленском сражении? (Ответ)

У читель истории. А теперь давайте послушаем, что думал Наполен о причинах поражения французов в России. В роли французского императора (См.слайд с портретом)

У читель истории. Скажите, чем отличались мнения русского и французского правителей?О какой миссии в отношении России говорил Н.Б.? (Ответы учащихся) !В ойна с Россией мыслилась Наполеоном как борьба европейской цивилизации с полуазиатским варварством.

На самом деле, нельзя отрицать, что осенью 1812 года наступили ранние холода. Пожар Москвы тоже, несомненно, сыграл свою роль в ослаблении армии Наполеона. Но Наполеон не хотел признавать, что с первых дней войны в России разгорелась настоящая народная война, с которой ему уже приходилось сталкиваться в одной из европейских стран. Назовите эту страну? (Испания) Подобную войну он считал явлением аномальным, нарушением регламента правильной войны.

2.Народный характер войны (партизанское движение).

У читель истории. Среди руководителей других войсковых партизанских отрядов были: (см.слайд) А.Фигнер, А.Сеславин (о нём также есть стихотворение у Ф.Глинки). Действовало немало и партизанских отрядов, стихийно созданных крестьянами. Известны имена их организаторов – Герасим Курин (численность его отряда доходила до 6 тысяч человек!), Василиса Кожина. Скрываясь по лесам, р искуя своей жизнью, они выслеживали и убивали неприятеля, вооружившись, кто - ружьём, кто - топором, кто - медвежьей рогатиной, а кто - просто толстой дубиной. Французам на русской земле не было места. А если попадались в руки к французам, то приговор был суров – расстрелять! Таков сюжет картины худ. В.В.Верещагина (см.слайд).

У читель литературы. Фёдор Глинка стал одним из первых, кто задумался о необходимости написать истрию Отечественной войны. См. Документ № 3 на распечатке. Как он обосновывал это?

3.Подведение итогов урока.

У читель литературы. Читая строчки, написанные современником войны 200 лет назад, м ы убедились, что война носила народный характер, была войной Отечественной.

У читель истории. Как вы думаете, в чём значение этой победы для России? ( Россия не только отстояла свою независимость, но и остановила завоевание Наполеоном Европы. Война сформировала национальное самосознание, каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью целого и могучего русского народа)

У читель литературы. А теперь скажите, оправдались ли ваши ожидания по поводу сегодняшнего урока?

У читель истории. Кто, по-вашему, заслуживает похвалы, чья работа на уроке соответствует намеченным нами критериям? (Полнота и правильность ответа, активность на уроке)

Презентация на тему: " Федор Николаевич Глинка « Война 1812 года неоспоримо назваться может священною. В ней заключаются примеры всех гражданских и всех военных добродетелей." — Транскрипт:

5 Оставление Москвы Федор Николаевич воспринял так же, как и все русские люди – как тяжелый крест, страшную долю: Оставление Москвы Федор Николаевич воспринял так же, как и все русские люди – как тяжелый крест, страшную долю: Горит, горит царей столица; Над ней в кровавых тучах гром, И гнева Божьего десница… И бури огненны кругом. О,Кремль! Твои святые стены И башни горды на стенах, Дворцы и храмы позлащенны Падут, уничиженны в прах. И все, что древность освятила, По ветрам с дымом улетит! И град обширный, как могила, Иль дебрь пустынна – замолчит.

Родился 16 сентября 1745 г. в Петербурге в семье генерал-поручика из старинного дворянского рода. С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге (1759 г.) и стал командиром роты Астраханского пехотного полка (1761 г.).

С 1762 г. служил адъютантом генерал-губернатора Ревеля (ныне Таллин); принимал участие в военных действиях в Польше в 1764—1765 г., участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 г.

В 1774 г. под Алуштой Кутузов получил пулевое ранение в висок и потерял правый глаз.

После лечения за границей шесть лет служил под командованием А. В. Суворова, занимаясь организацией обороны крымского побережья.

Во время русско-турецкой войны 1787—1791 г. Кутузов получил второе тяжёлое пулевое ранение в голову (1788 г.), отличился при штурме крепости Измаил (1790 г.), был отмечен высокими наградами и получил чин генерал-лейтенанта.

В 1805 г. Кутузов стал командовать войсками, действовавшими в Австрии против Наполеона 1, а в 1811 г. принял командование Молдавской армией.

Во время Отечественной войны (20 августа 1812 г.) Кутузов стал главнокомандующим российской армией и после изгнания Наполеона получил орден Святого Георгия 1-й степени, а также титул князя Смоленского. Выступал против преследования Наполеона в Европе, но был назначен главнокомандующим объединённых русской и прусской армий.

Скончался 28 апреля 1813 г. в Бунцлау

Конспект по литературному чтению. 4 класс

1. Умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи.

Познавательные

  • Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные

3. Метапредметные: межпредметные понятия, УУД.

Ресурсы:

1. Основные УМК ШколаРоссии книга.

2. Дополнительные ИКТ.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Расскажите, что вы узнали о Куликовской битве.
  2. Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  3. Найдите в тексте, где Дмитрия Ивановича стали называть Домским?
  4. Какими чертами характера он обладал?
  5. Рассказывают о Куликовской битве.
  6. Отвечают на вопрос

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Введение в тему урока.

  • -Прочитайте отрывок из поэмы.
  • Здесь – на полях Бородина –
  • С Россией билася Европа,
  • И честь России спасена
  • В волнах кровавого потопа.
  • С. Раич
  • — Как вы думаете, о каком сражении здесь идет речь?
  • — Что вы знаете о Бородинском сражении?

— Откройте учебник на с. 76, прочитайте текст.

— Рассмотрите репродукции картин. Что изображено

Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции.

Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И.

Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

  1. Слушают стихотворения
  2. О Бородинском сражении
  3. Отвечают на вопрос
  4. Бородинское сражение
  5. Р1К1
  6. IV.Физминутка
  7. Утром стрекоза проснулось,
  8. Потянулось, улыбнулось.
  9. Раз- росой она умылась,
  10. Два-изящно покружилось,
  11. Три-нагнулось и присела,
  12. На четыре –полетела.
  13. У реки остановилась.
  14. Над водой закружилось.
  15. Выполняют Физминутку.
  16. П1К1

V. Работа по теме урока.

VI. Рефлексия.

  1. — Выберите любое начало предложения и продолжите его.
  2. • Сегодня на уроке я узнал…
  3. • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  4. • После уроков мне захотелось…
  5. • Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока.

  • 1. Домашнее задание
  • — О чем мы говорили сегодня на уроки?
  • Что вы поняли из прочитанного?
  • Составить рассказ о войне 1812 г.
  • Записывают домашнее задание
  • Р1

Великий сын России. Ф.Н. Глинка

Краткое описание

Основными целями данного мероприятия являются ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Ф.Н.

Глинки, развитие эстетических чувств учащихся, навыков выразительного чтения, формирование положительных эмоций, воспитание нравственности, патриотизма, интереса к истории своего Отечества и родного края. Мероприятие рассчитано на обучающихся 9-10 классов.

Описание Тема мероприятия: Великий сын России. Ф.Н.Глинка.Цели мероприятия: — познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.Н. Глинки; — развивать навыки выступления перед аудитроией; — развивать навыки выразительного чтения; — развивать навыки слушать выступающих; — развивать эстетические чувства обучающихся; — формировать положительные эмоции; — воспитывать нравственность, патриотизм, интерес к истории своего Отечества и родного края; — осуществлять межпредметные связи.

  • Оборудование мероприятия:
  • 1-ый ведущий
  • 2-й ведущий
  • 3-й ведущий

1-ый ведущий

Рядовым солдатом участвовал Федор Николаевич Глинка в Бородинском сражении. «Быть кровавому бою, быть великому сражению! – запишет в своем дневнике Фёдор Глинка 17 августа, приближаясь к Бородино.

– Всякой раз, когда, идя с солдатами во время ночных переходов, завожу с ними разговор или слушаю их разговоры, то во всех поступках их замечаю ревностное и пламенное желание стать и сражаться. Горящие окрестности, разоряемые церкви, поруганная Святыня и стон жителей с неизъяснимою силою действуют на души их.

Уж гул в полях, уж шум слышней! День близок роковой… Заря светлей, огни бледней… Нас кличет враг на бой! Идет на нас, к нему пойдем В широкие поля; Прими ты нас, когда падем, Родимая земля.

Силу и уверенность в победе черпали воины в любви к свой земле, своей истории, своим песням.

1-й ведущий Федор Николаевич Глинка был очевидцем пожара Москвы. Эта страшная картина навсегда осталась в памяти поэта. Во многих его стихах звучат боль и гордость за не покорившийся врагу древний русский город.

2—й ведущий

В 1830 году Глинка был переведён в Тверь и определён на службу в губернское правление. Тогда-то поэта и посетил А.С. Пушкин, приехавший в Тверь вместе с П.А. Вяземским. Глинка и Пушкин познакомились после окончания Пушкиным лицея. Когда в апреле 1820 г. поэту грозила ссылка, Глинка пытался помочь ему при посредничестве Милорадовича. Своё сочувствие к судьбе А.С. Пушкина Фёдор Николаевич выразил в стихах.

  • 3-ий ведущий
  • 2-й ведущий
  • 3-й ведущий
  • Песню исполняет учитель школы.
  • Список литературы

Читайте также: