Конспект логоритмічного заняття для дітей із дислалією

Обновлено: 07.07.2024

В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе. Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

- воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;

- музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

- физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.

Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.

Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица

происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа и ритма дыхания.

Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодических компонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.

4. Развитие фонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.

Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма

Приветствие, мимическое упражнениеЗдесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)

- Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом”, “Ёжик” (С. и Е. Железновы)

- Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ).Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)

- Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику”(Аверьянова)

- Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку).

- А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)

- Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).

- Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)

- Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова). Завершение занятия.

Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”

  • воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма

Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”

Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.

“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

- В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.

“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные!

“Строим дом” (ПГ под музыку):

Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!

- Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.

“Маляры” (АГ под музыку):

Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!

“Новоселье” (согласование речи с движениями):

А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!

Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)

- Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)

- Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.

- Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!

Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)

Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.

Цель: взаимосвязь речи, музыки и движения на подготовительном этапе.

- закрепить знания цветов, узнавать их по иллюстрациям;

- развивать динамическую координацию движений;

- закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание;

- развивать правильное диафрагменное дыхание;

- готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков, посредством артикуляционной гимнастики;

-воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру;

-воспитывать навыки коммуникативного поведения.

Речевой материал:

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

Оборудование:

I. Вводная часть.

Цель: организовать и настроить детей на занятие.

Я рада встрече с вами. Посмотрите, какой сегодня прекрасный день.

-А теперь давайте поздороваемся сами с собой и друг с другом.

II.Основная часть.

Ребята, мы отправимся с вами в веселое путешествие. Готовы?

Посмотрите, какая красивая полянка с цветами.

- Посмотрите, много разных цветов вокруг. Возьмите каждый по цветку и по очереди скажите название своего цветка.

- Сейчас мы будем вдыхать аромат цветка и дуть на него. Я научу вас делать это правильно. Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на цветок через рот, щеки не надуваем, при этом немного втягивая живот.

- Ребята, посмотрите, кажется дождь начинается.

Игра повторяется несколько раз.

III. Заключительная часть.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения; подведение итогов занятия.

Логопед в центре, это солнышко.

Вышли лучики гулять!

Вдруг исчезли, улетели-

Мы догнать их не успели

Надо лучики собрать!

-Ребята, настроение хорошее? Давайте поделимся нашим прекрасным настроением!

- К солнышку потянулись!

- Лучик взяли и к сердцу прижали!

- Людям отдали и улыбнулись!

Литература

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

2. Руденко И. И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии №1 2005 г.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

4. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М. : Akademia, 2005 г.

Конспект группового логоритмического занятия для детей с дислалией

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к речевой деятельности; положительный настрой на продуктивную деятельность.

Смотри также

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

  • 1,64 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.02.2018 00:46

Домашние задания для выдачи родителям

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.03.2017 01:44

Карточки для логопункта

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. "Нарушение звукопроизношения у детей". Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ.

  • 77,29 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 28.10.2019 09:41

Методический материал практикующих логопедов по постановке звуков

  • 34,23 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 29.10.2019 17:49

Методическое пособие. Игры для формирования правильного звукопроизношения (карточки)

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка.

  • 72,07 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.10.2019 06:31

Образцы заполнения речевых карт для обследования детей с ОНР и ФФН

Представлены образцы заполнения речевых карт. Речевые карты включают в себя обследование всех сторон развития ребенка, в том числе и грамматический строй, произношение и различение звуков, уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова, письмо и чтение и т. д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логоритмического занятия с детьми 6 лет с дизартрией

1 этап – подготовительный (по Г.А. Волковой)

(продолжительность занятия 30 минут)

Тема: Летняя прогулка.

Цель: постепенное формирование двигательного навыка.

коррекционно-обучающие:

- формировать темпо-ритмическую организацию движений;

коррекционно-развивающие:

- развивать динамическую координацию движений;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать правильное речевое дыхание;

- развивать речеслуховое внимание, память и логическое мышление;

воспитательные:

- воспитывать статику движений;

- воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, нарисованные цветки (колокольчик, одуванчик, роза, ромашка, ландыш, подсолнух, тюльпан, гвоздика), нарисованные бабочки, бабочки на веревочке.

Ход занятия

Вводная часть.

Орг. момент.

- Здравствуйте! Мы сегодня с вами отправимся на летнюю прогулку. Отправляемся с вами на цветочную лужайку.

Основная часть.

Игра на воспитание статики движений и речеслухового внимания.

- Вот мы и добрались до цветочной полянки.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

- Посмотрите, сколько цветов вокруг. Возьмите каждый по цветку и по очереди скажите название своего цветка.

- Сейчас мы будем вдыхать аромат цветка и дуть на него. Я научу вас делать это правильно.

- Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на цветок через рот, щеки не надуваем, при этом немного втягивая живот.

- Давайте повторим еще несколько раз.

Упражнение на координацию движения.

- А теперь мы отправимся с вами на другую полянку. Я буду произносить текст и показывать движения, а мы внимательно следите и повторяйте (в сопровождении с музыкой, темп средний).

Мы шагаем, мы шагаем

Выше ноги поднимаем.

Влево шаг – вправо шаг,

Шаг вперед – шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем,

Затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

- Посмотрите, сколько бабочек прилетело на эту полянку.

Игра на развитие внимания и логического мышления.

Упражнение на развитие дыхания.

- Каждый возьмите бабочку за веревочку, приподнимите ее на уровне губ.

- Сейчас мы будем дуть с вами на бабочку. Будем делать это правильно.

- Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на бабочку через рот, немного втягивая живот, при этом щеки не надуваем.

- Давайте повторим еще несколько раз.

- Итак, у каждого в руках бабочка определенного цвета. Посмотрите, как много на нашей поляне бабочек ( на полу разложено 20 разноцветных бабочек ). Вам нужно из всех бабочек выбрать те, которые того же цвета, как и бабочка в ваших руках.

- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились!

Игра на развитие мелкой моторики.

- Ребята, а давайте с помощью наших ручек изобразим бабочку.

Игра на развитие общей моторики.

- А сейчас представляем, что мы все стали бабочками (играет музыка).

- Слушаем музыку и порхаем ( плавно махать руками в стороны ). Сначала стоим на месте и машем руками как бабочка крыльями, делаем это спокойно.

- Затем летаем в любом (произвольном) направлении.

- Молодцы! Красивые бабочки!

Заключительная часть.

- Теперь спокойно походим по залу, не торопимся. Дышим спокойно, через нос вдыхаем и также спокойно выдыхаем.

Читайте также: