Конспект логоритмічного заняття для дітей із дислалією
Обновлено: 07.07.2024
В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.
Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.
Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.
- Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
- Коррекция речевых нарушений и развитие речи
Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе. Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:
- воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;
- музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);
- физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.
Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия.
1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.
Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.
2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.
Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.
3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.
Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.
4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица
происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.
5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.
Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.
Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)
Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.
1. Воспитание темпа и ритма дыхания.
Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.
2. Развитие артикуляционного праксиса.
Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.
3. Развитие просодических компонентов речи.
Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.
4. Развитие фонематического восприятия.
Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.
А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.
Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”
- воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
- развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;
- совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.
Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма
Приветствие, мимическое упражнение “Здесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)
- Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом”, “Ёжик” (С. и Е. Железновы)
- Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ).Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)
- Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику”(Аверьянова)
- Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку).
- А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)
- Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).
- Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)
- Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова). Завершение занятия.
Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”
- воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
- развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
- совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.
Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма
Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)
“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”
Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.
“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
- В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.
“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –
Крепкие, дружные, все такие нужные!
“Строим дом” (ПГ под музыку):
Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!
- Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.
“Маляры” (АГ под музыку):
Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!
“Новоселье” (согласование речи с движениями):
А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!
Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!
Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!
Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!
Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!
Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!
Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)
- Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)
- Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.
- Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!
Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)
Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)
Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.
Цель: взаимосвязь речи, музыки и движения на подготовительном этапе.
- закрепить знания цветов, узнавать их по иллюстрациям;
- развивать динамическую координацию движений;
- закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание;
- развивать правильное диафрагменное дыхание;
- готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков, посредством артикуляционной гимнастики;
-воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру;
-воспитывать навыки коммуникативного поведения.
Речевой материал:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
Оборудование:
I. Вводная часть.
Цель: организовать и настроить детей на занятие.
Я рада встрече с вами. Посмотрите, какой сегодня прекрасный день.
-А теперь давайте поздороваемся сами с собой и друг с другом.
II.Основная часть.
Ребята, мы отправимся с вами в веселое путешествие. Готовы?
Посмотрите, какая красивая полянка с цветами.
- Посмотрите, много разных цветов вокруг. Возьмите каждый по цветку и по очереди скажите название своего цветка.
- Сейчас мы будем вдыхать аромат цветка и дуть на него. Я научу вас делать это правильно. Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на цветок через рот, щеки не надуваем, при этом немного втягивая живот.
- Ребята, посмотрите, кажется дождь начинается.
Игра повторяется несколько раз.
III. Заключительная часть.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения; подведение итогов занятия.
Логопед в центре, это солнышко.
Вышли лучики гулять!
Вдруг исчезли, улетели-
Мы догнать их не успели
Надо лучики собрать!
-Ребята, настроение хорошее? Давайте поделимся нашим прекрасным настроением!
- К солнышку потянулись!
- Лучик взяли и к сердцу прижали!
- Людям отдали и улыбнулись!
Литература
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
2. Руденко И. И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии №1 2005 г.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
4. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М. : Akademia, 2005 г.
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к речевой деятельности; положительный настрой на продуктивную деятельность.
Смотри также
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
- 1,64 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 21.02.2018 00:46
Домашние задания для выдачи родителям
- 517,68 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 23.03.2017 01:44
Карточки для логопункта
Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. "Нарушение звукопроизношения у детей". Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ.
- 77,29 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 28.10.2019 09:41
Методический материал практикующих логопедов по постановке звуков
- 34,23 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 29.10.2019 17:49
Методическое пособие. Игры для формирования правильного звукопроизношения (карточки)
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка.
- 72,07 КБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 30.10.2019 06:31
Образцы заполнения речевых карт для обследования детей с ОНР и ФФН
Представлены образцы заполнения речевых карт. Речевые карты включают в себя обследование всех сторон развития ребенка, в том числе и грамматический строй, произношение и различение звуков, уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова, письмо и чтение и т. д.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект логоритмического занятия с детьми 6 лет с дизартрией
1 этап – подготовительный (по Г.А. Волковой)
(продолжительность занятия 30 минут)
Тема: Летняя прогулка.
Цель: постепенное формирование двигательного навыка.
коррекционно-обучающие:
- формировать темпо-ритмическую организацию движений;
коррекционно-развивающие:
- развивать динамическую координацию движений;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать правильное речевое дыхание;
- развивать речеслуховое внимание, память и логическое мышление;
воспитательные:
- воспитывать статику движений;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, нарисованные цветки (колокольчик, одуванчик, роза, ромашка, ландыш, подсолнух, тюльпан, гвоздика), нарисованные бабочки, бабочки на веревочке.
Ход занятия
Вводная часть.
Орг. момент.
- Здравствуйте! Мы сегодня с вами отправимся на летнюю прогулку. Отправляемся с вами на цветочную лужайку.
Основная часть.
Игра на воспитание статики движений и речеслухового внимания.
- Вот мы и добрались до цветочной полянки.
Упражнение на развитие речевого дыхания.
- Посмотрите, сколько цветов вокруг. Возьмите каждый по цветку и по очереди скажите название своего цветка.
- Сейчас мы будем вдыхать аромат цветка и дуть на него. Я научу вас делать это правильно.
- Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на цветок через рот, щеки не надуваем, при этом немного втягивая живот.
- Давайте повторим еще несколько раз.
Упражнение на координацию движения.
- А теперь мы отправимся с вами на другую полянку. Я буду произносить текст и показывать движения, а мы внимательно следите и повторяйте (в сопровождении с музыкой, темп средний).
Мы шагаем, мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг,
Шаг вперед – шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно ускоряем.
Сейчас быстро мы пойдем,
Затем медленно идем.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
- Посмотрите, сколько бабочек прилетело на эту полянку.
Игра на развитие внимания и логического мышления.
Упражнение на развитие дыхания.
- Каждый возьмите бабочку за веревочку, приподнимите ее на уровне губ.
- Сейчас мы будем дуть с вами на бабочку. Будем делать это правильно.
- Вдыхаем через нос, не поднимая плечи, при этом живот у нас немного надувается, а на выдохе будем дуть на бабочку через рот, немного втягивая живот, при этом щеки не надуваем.
- Давайте повторим еще несколько раз.
- Итак, у каждого в руках бабочка определенного цвета. Посмотрите, как много на нашей поляне бабочек ( на полу разложено 20 разноцветных бабочек ). Вам нужно из всех бабочек выбрать те, которые того же цвета, как и бабочка в ваших руках.
- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились!
Игра на развитие мелкой моторики.
- Ребята, а давайте с помощью наших ручек изобразим бабочку.
Игра на развитие общей моторики.
- А сейчас представляем, что мы все стали бабочками (играет музыка).
- Слушаем музыку и порхаем ( плавно махать руками в стороны ). Сначала стоим на месте и машем руками как бабочка крыльями, делаем это спокойно.
- Затем летаем в любом (произвольном) направлении.
- Молодцы! Красивые бабочки!
Заключительная часть.
- Теперь спокойно походим по залу, не торопимся. Дышим спокойно, через нос вдыхаем и также спокойно выдыхаем.
Читайте также: