Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука р в подготовительной группе
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Купряшкина Элла Александровна
Организация: МБДОУ Детский сад №93
Населенный пункт: г. Рязань
Цель : автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.
Задачи :
- закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
- упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
-развивать мелкую и артикуляционную моторику (с помощью криотерапии);
-развивать фонематический слух и восприятие;
-обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование : массажер су-джок; контейнер со льдом, нить, полотенце, тарелка с горячей водой; картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер; картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, веер, ручка, светофор, карандаши, ролики; игрушки: пирамида, барабан, робот, катер, паровоз, веер.
1. Организационный момент. (Психогимнастика).
* Стоя около стола.
Логопед обращается к ребенку:
- Я очень рада, что ты пришла на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.
Далее ребенок присаживается за стол.
- Здравствуй Сима, сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Ира. Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук [р]. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика (с картинками)
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
И не сколько не устанем.
Буду подражать слону
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Блин мы ели с наслажденьем-
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен моляром
Если хочешь жить как в сказке
Позови на помощь краски.
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем.
Гриб в лукошко мы положим.
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять.
3. Автоматизация звука [р] в словах.
-Ира придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].
Картинный материал : руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.
- Ты очень хорошо справилась с этим заданием.
- Ира очень любит украшения. И сейчас мы соберем для Иры красивые бусы. (Ребенок достает из коробки с ледяными кубиками розовые бусины и нанизывает на нить. После протирает руки полотенцем и греет в теплой воде.)
5. Пальчиковая гимнастика.
-Ира очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой у нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко,
Каждым пальцем мяч прижму,
И сначала все начну.
-Иришка предлагает тебе выполнить еще одно задание. Она будет называть большой предмет, а ты – маленький.
-Ира приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.
-У Иры есть очень много игрушек, и она принесла их с собой, ты их посмотри, и скажи, что есть у Иры.
-Ира предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение.
• Как бы мне пошла корона,
Важно каркает… (ворона).
• Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
• Вот так чудо - огород,
Мы стоим разинув …(рот).
• Им летом по горам,
В шубе бегает… (баран).
• Испугался кот собак,
Задом пятится как … (рак).
• Пришел домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш).
• Роет землю серый крот,
-Ира немного устала, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
-Ира просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, в названии которых звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – в названии которых звук[р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – в названии которых звук [р] в конце слова.
Картинный материал : ракушка, самовар, ракета, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, веер, ручка, карандаши, ролики, светофор, помидор (делает в программе Power Point)
11. Итог занятия.
-Сима, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Ира очень довольна, что ты ей помогла научиться говорить звук [р]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами в названии которых есть звук[р].
Список используемой литературы:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.- 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
- учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное внимание, память, пространственные представления;
- развивать артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
- учить действовать согласно инструкции логопеда;
- создавать положительное эмоциональное отношение к занятию;
- воспитывать навыки самоконтроля за речью.
Предварительная работа: постановка звука [р] механическим способом; автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных ТРА-, ДРА-; определение места звука в слове; разучивание чистоговорок со звуком [р]
Ход образовательной деятельности
- Здравствуй, Юля! Сегодня у нас с тобой необычное занятие. Я предлагаю тебе превратиться в разных животных. Раз, два, повернись и в животных превратись!
Ребенок выполняет задания – повторяет вслед за логопедом.
-Ты догадалась, с каким звуком мы будем сегодня играть? (Ребенок отвечает)
- Правильно, мы сегодня будем играть со звуком [р].
- Раз, два, повернись, снова в человека превратись и на стульчик садись!
- Давай возьмем зеркало и вспомним, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [р]. Произнеси звук [р]. (Ребенок берет зеркало и произносит звук [р])
- Что делают губы, зубы и язычок при произнесении звука [р]. (губы улыбаются, зубы приоткрыты, язык находится на бугорках за верхними зубами)
- Чтобы получился красивый звук [р], нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал. (Логопед показывает, ребенок повторяет за логопедом)
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в Страну Рычалию. Все жители этой страны очень любят звук [р]. Поэтому попасть в эту страну могут лишь те, кто правильно произносит этот звук.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
- Но к путешествию необходимо подготовиться. А для этого нам нужен крепкий и сильный язычок. Давай подготовим его к работе. Слушай внимательно и повторяй за мной.
Ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения, согласно инструкции логопеда
2. Дыхательное упражнение
- А сейчас я хочу узнать, как внимательно ты умеешь слушать, потому что в путешествии всякое может случиться. Я буду называть разные звуки, если услышишь звук [р], положи синий кружочек. В конце мы посчитаем, сколько звуков [р] ты услышала.
Звуки : М Н Р В Р Г П Л Р Р (4 звука)
Слоги : ТА – ЛО – РУ – МЫ – РЫ – РА – СЫ – ШО – РО – РУ (5 звуков)
Слова : БУКВА, РУКА, РАБОТА, НОС, РАКЕТА, ВОРОНА, СУМКА, КРУПА, КОВЕР
(6 звуков)
4. Упражнение на развитие общей моторики
- Ну что ж, пора отправляться в путь. (шагаем по группе, проговаривая чистоговорки)
РА-РА-РА- начинается игра
РА-РА-РА- прогуляться нам пора
РА-РА-РА- на пути стоит гора
- На пути нам встретилась гора. Чтобы перейти через нее, нужно повторить красиво слоги. Поднимаемся в гору - проговариваем слоги РА-РО-РУ-РЫ, спускаемся с горы – проговариваем слоги АР-ОР-УР-ЫР.
РУ-РУ-РУ-в парке листьев соберу
- Вот мы и прибыли в Страну Рычалию. Посмотри, какой красивый парк в этой стране! А сколько разноцветных листьев в парке! Но они необычные. На каждом листочке есть картинка. У меня есть 3 корзинки. В 1 корзинку мы соберем листочки со звуком [р] в начале слова, во 2 – в середине слова, в 3 – в конце слова. (Ребенок собирает в корзинки листочки со звуком [р].)
РО-РО-РО-мы поедем на метро
РА-РА-РА-в зоопарк зайти пора
- Следующая наша остановка - зоопарк. В зоопарке живут разные животные. Они размещаются в вольерах. Посмотри, перед тобой 4 домика, 4 вольера и картинки животных. Тебе нужно заселить вольеры. В 1 вольер – животных, в названии которых 1 слог, во 2 – животных, в названии которых 2 слога, в 3 – животных, в названии которых 3 слога, в 4 – животных, в названии которых 4 слога.
- Кто живет в первом вольере? Во втором? Третьем? Четвертом?
-Какое животное лишнее? Почему? (Рысь, т. к. это дикое животное, а все остальные домашние животные)
На столе картинки: КОРОВА, ПОРОСЕНОК, БАРАН, КРОЛИК
Ребенок закрывает глаза. Убираю любую картинку.
Меняю картинки местами.
- Кто находится слева от поросенка? Справа от барана? Между коровой и бараном?
- Наше путешествие подходит к концу. Давай построим домик для всех жителей Страны Рычалии Выбирай только те кирпичики, на которых нарисованы слова со звуком [р].
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше веселое путешествие со звуком [р]. Пора возвращаться в детский сад.
РА-РА-РА-вот закончилась игра
РА-РА-РА-возвращаться нам пора
(Предлагаю сесть на коврик)
- Тебе понравилось путешествие?
- А какое задание особенно понравилось?
- С каким звуком мы играли, выполняя задания?
- Оцени свою работу. Возьми себе веселый смайлик, если ты считаешь, что у тебя сегодня все получилось, ты сегодня хорошо поработала. Или возьми грустный смайлик, если считаешь, что тебе нужно еще поработать, если у тебя не все получилось, не все удалось.
Ребенок оценивает свою работу на занятии
- Ты с легкостью преодолела все препятствия, выполнила все задания. Молодец!
Список использованной и рекомендуемой литературы
2. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Издательство ГНОМ, 2015.
3. Логопед. Научно-методический журнал / №3/2014
4. Логопед. Научно-методический журнал / №1/2016
5. Логопед. Научно-методический журнал / №2/2016
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель : Коррекция произношения звука [р]
- закреплять умение произносить звук [р] изолированно , в слогах , словах с использованием игровой ситуации;
- закреплять умение определять наличие звука [р] в словах (в начале, середине, конце) ;
- упражнять в умении делить слова на слоги ;
- учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное внимание, память, пространственные представления;
- развивать артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
- учить действовать согласно инструкции логопеда ;
- создавать положительное эмоциональное отношение к занятию ;
- воспитывать навыки самоконтроля за речью.
Предварительная работа : постановка звука [р] механическим способом; автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах , в слогах со стечением двух согласных ТРА-, ДРА-; определение места звука в слове ; разучивание чистоговорок со звуком [р]
Ход образовательной деятельности
- Здравствуй, Арина! Сегодня у нас с тобой необычное занятие . Я предлагаю тебе превратиться в разных животных. Раз, два, повернись и в животных превратись!
Ребенок выполняет задания – повторяет вслед за логопедом .
-Ты догадалась, с каким звуком мы будем сегодня играть? (Ребенок отвечает)
- Правильно, мы сегодня будем играть со звуком [р] .
- Раз, два, повернись, снова в человека превратись и на стульчик садись!
- Давай возьмем зеркало и вспомним, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [р] . Произнеси звук [р] . (Ребенок берет зеркало и произносит звук [р] )
- Что делают губы, зубы и язычок при произнесении звука [р] . (губы улыбаются, зубы приоткрыты, язык находится на бугорках за верхними зубами)
- Чтобы получился красивый звук [р] , нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал. ( Логопед показывает , ребенок повторяет за логопедом )
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в Страну Рычалию. Все жители этой страны очень любят звук [р] . Поэтому попасть в эту страну могут лишь те, кто правильно произносит этот звук .
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
- Но к путешествию необходимо подготовиться . А для этого нам нужен крепкий и сильный язычок. Давай подготовим его к работе . Слушай внимательно и повторяй за мной.
Ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения, согласно инструкции логопеда
2. Дыхательное упражнение
- А сейчас я хочу узнать, как внимательно ты умеешь слушать, потому что в путешествии всякое может случиться. Я буду называть разные звуки , если услышишь звук [р] , положи синий кружочек. В конце мы посчитаем, сколько звуков [р] ты услышала .
Звуки : М Н Р В Р Г П Л Р Р (4 звука )
Слоги : ТА – ЛО – РУ – МЫ – РЫ – РА – СЫ – ШО – РО – РУ (5 звуков )
Слова : БУКВА, РУКА, РАБОТА, НОС, РАКЕТА, ВОРОНА, СУМКА, КРУПА, КОВЕР
(6 звуков )
4. Упражнение на развитие общей моторики
- Ну что ж, пора отправляться в путь. (шагаем по группе , проговаривая чистоговорки)
РА-РА-РА- вот хорошая игра
РА-РА-РА- вот высокая гора
РА-РА-РА- роет крот нору с утра
- На пути нам встретилась гора. Чтобы перейти через нее, нужно повторить красиво слоги . Поднимаемся в гору - проговариваем слоги РА-РО-РУ-РЫ , спускаемся с горы – проговариваем слоги АР-ОР-УР-ЫР .
РА-РА-РА - продолжается игра
РУ-РУ-РУ - вижу чью-то я нору.
- Вот мы и прибыли в Страну Рычалию. Посмотри, какой красивый парк в этой стране! А сколько разноцветных листьев в парке! Но они необычные. На каждом листочке есть картинка. У меня есть 3 корзинки. В 1 корзинку мы соберем листочки со звуком [р] в начале слова , во 2 – в середине слова , в 3 – в конце слова . (Ребенок собирает в корзинки листочки со звуком [р] .)
РА-РА-РА - продолжается игра
РО-РО-РО - у крота свое метро
РА-РА-РА - ровная гора
- Следующая наша остановка - зоопарк. В зоопарке живут разные животные. Они размещаются в вольерах. Посмотри, перед тобой 4 домика, 4 вольера и картинки животных. Тебе нужно заселить вольеры. В 1 вольер – животных, в названии которых 1 слог , во 2 – животных, в названии которых 2 слога , в 3 – животных, в названии которых 3 слога , в 4 – животных, в названии которых 4 слога .
- Кто живет в первом вольере? Во втором? Третьем? Четвертом?
-Какое животное лишнее? Почему? (Рысь, т. к. это дикое животное, а все остальные домашние животные)
На столе картинки : КОРОВА, ПОРОСЕНОК, БАРАН, КРОЛИК
Ребенок закрывает глаза. Убираю любую картинку.
Меняю картинки местами.
- Кто находится слева от поросенка? Справа от барана? Между коровой и бараном?
- Наше путешествие подходит к концу. Давай построим домик для всех жителей Страны Рычалии Выбирай только те кирпичики, на которых нарисованы слова со звуком [р] .
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше веселое путешествие со звуком [р] . Пора возвращаться в детский сад.
РА-РА-РА-вот закончилась игра
РА-РА-РА-возвращаться нам пора
(Предлагаю сесть на коврик)
- Тебе понравилось путешествие?
- А какое задание особенно понравилось?
- С каким звуком мы играли , выполняя задания?
- Оцени свою работу. Возьми себе веселый смайлик, если ты считаешь, что у тебя сегодня все получилось, ты сегодня хорошо поработала. Или возьми грустный смайлик, если считаешь, что тебе нужно еще поработать, если у тебя не все получилось, не все удалось.
Ребенок оценивает свою работу на занятии
- Ты с легкостью преодолела все препятствия, выполнила все задания. Молодец!
Список использованной и рекомендуемой литературы
2. Коноваленко В. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет : пособие для логопедов , воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2015.
2. Повторение артикуляции звука:
-Давай поможем Буратино и расскажем ему о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
Ты язык приподними
И моторчик заведи.
Порычи собачкой злой р-р-р
а звучание трубы р-р-р.
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
6. Физкультминутка:
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но вот беда - он потерял свой золотой ключик. Что будем делать?
-Молодец! Искать ключик.
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Читайте также: