План конспект по истории искусств искусство византии

Обновлено: 05.07.2024

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.
  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.
  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Тема урока, его место в целом программы.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

…Все на свете уходит – остается искусство.

- Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

- На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Виды искусства Примеры Х Характерные черты различных видов искусства
1. Архитектура
2. Мозаика
3. Иконопись
4. Музыка

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.
  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

- Согласны ли вы с мнением автора этих строк?

- Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

  • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
  • Синтез различных видов искусств.
  • Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.
  • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

- Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.

Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

♦ Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

I. Проверка домашнего задания.

1. В чем было в отличие общественного строя Византии от других стран Европы?

2. В чем вы видите ахиллесову пяту императорской власти в Византии?

3. В какой области, по вашему мнению, Юстиниану удалось добиться больших успехов: а) во внешней политике; б) во внутренней политике? Какое из достижений эпохи правления Юстиниана вы считаете главным?

4. Почему Византия нуждалась в искусстве своих дипломатов?

5. Какую роль в истории Руси сыграло принятие христианства от Византии? А какое значение это имело для самой Византии?

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Исторические условия развития культуры Византии.

2. Образование, научные знания.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение нового материала с постановки проблемного задания:

Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

Византия становится наследницей античной культуры.

Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

Научные знания Византии.

Введено буквенное обозначение в алгебре.

нашли применение в астрономии,

строительстве, исчислении сбора

В XI веке в Константинополе при монастыре была открыта больница.

Для обучения медицине создано

Медицинское училище. Составлены
пособия по медицине

Применялся в сражениях на море и на суше

Составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и

Исторические сочинения составлялись на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев

2.Образование, научные знания.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди. Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Учитель задает следующие вопросы:

Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?

Учащиеся могут дать примерно такие ответы:

Войны, торговля, мореплавание.

Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.

Архитектура

Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид. В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе в объеме материала учебника (с. 63—64).

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике (с. 66).

Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.

В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.

Икона - откровение Божие.

Мировоззрение иконописца -
мировоззрение Церкви.

Икона - вне времени, она символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное. Кисть иконописца бесстрастна:
личные эмоции не должны иметь
места. Икона - средство для общения с Богом и святыми. Для иконы характерна обратная перспектива.

Картина - это творческий образ, созданный фантазией художника, он является формой передачи его собственного мировоззрения.

Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера. Картина эмоциональна, она
принадлежит духовному миру
художника. Картина построена по законам прямой перспективы.

Картина - место для общения
с автором и его идеями.

Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива.



Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева - береза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань - паволоку.

Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными традициями.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.

Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: §7,ответитьписьменнонавопросы1-4,с.67.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте раскрываются основные направления развития культуры Византии. Цель урока: познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозайке, иконописи. В конспекте представлено описание Собора Святой Софии в Константинополе. Объяснение материала начинается с постановки проблемного задания.

Конспект урока по теме: Культура Византии

Наталья Борисовна Переведенцева,

1.Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.

2.Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

Проверка домашнего задания.

-рассказать о природных, географических условиях Аравийского полуострова, население и его образ жизни;

-сравнить системы государственного управления норманнов и арабов;

-охарактеризовать объединяющую роль ислама;

-основные обязанности мусульман;

-рассказать об основных завоеваниях арабов.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1.Исторические условия развития культуры Византии.

2.Образование, научные знания.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

1. .Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение материала с постановки проблемного задания:

-подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

-Византия становится наследницей античной культуры.

-Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

2. Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.

Текст. Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.

В XI веке был открыт первый в Европе университет.

После заполнения таблицы учитель задает следующие вопросы:

- чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

-что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.

Учащиеся могут дать такие ответы:

-Войны, торговля, мореплавание.

-Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства учитель характерезует некоторые виды- архитектуру, мозаику, иконопись.

Архитектура

-Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас живущих в XXI веке?

Снаружи храм кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем его внешний вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении-барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе.

Храм был построен за пять лет ( 532-537г.г.). Храм святой Софии возвели архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Тяжесть купола они распределили на четыре мощных столба посредством арок, а также парусов- треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение парусов было большим архитектурным достижением. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы , сделав их незаметными зрителю На высоте 51 метра почти квадратное здание увенчалось огромным куполом, диаметр которого 31,5 метров. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится. Через сорок окон купола внутрь храма льётся волна света. Создаётся впечатление , что купол завис в воздухе, свет падает на центр зала, а с боков помещение затемнено, что делает храм ещё выше.

Несмотря на всю тяжесть, прочность постройки такова, что она выдержала ряд землятресений. Лишь в 989году купол был разрушен сильным землятресением и был восстановлен вызванным из Армении архитектором Трдатом.

Стены украшала мозаика, но в1453 году Константинополь был захвачен турками, которые превратили храм святой Софии в мечеть. Турки замазали византийские мозаики и закрыли их огромными щитами с изречениями из Корана. В настоящие время храм святой Софии существует как музей.

Собор святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было очень сложным, что повторить его никто больше не пытался.

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.

Разнообразные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разных наклонов, поверхность смальты делали немного шероховатой.

При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике (с.66).

Самым важным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.

В храме, домах появились иконы- изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.

Икона- откровение Божие.

Мировоззрение иконописца- мировоззрение церкви.

Икона вне времени, она символ инобытия в нашем мире..

Авторство иконописца скрывается- т.к. икона творение соборное.

Личные эмоции не имеют места.

Картина - творческий образ, созданный фантазией художника.

Художник передаёт своё мировоззрение.

Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера.

Картина эмоциональна, она принадлежит духовному миру художника.

Картина- место для общения с автором и его идеями.

Иконы писали на деревянной доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева- береза, сосна, дуб.

Если сделать поперечный срез иконы и посмотреть на нее с боку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый- иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань-поволоку.

Слой второй- грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий – красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

Темпера- краска, сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит Эмульсия, составленная из воды и яичного желтка.

Слой четвертый –защитный -натуральная олифа.

Эта икона была создана в Константинополе в первой трети XII века и привеэена на Русь в 1131-1132 гг.,а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда происходит ее название.

Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.

Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство- великая материнская любовь.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны

В заключении учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии,- Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытали влияние византийской культуры.

Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными традициями.

Закрепление изученного материала

Вопросы и задания:

-объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

-укажите в каких направлениях развивались научные знания?

-какой существовал канон в оформлении христианского храма?

Домашнее задание: пересказ &7, ответить письменно на вопросы 1-4 (с.67)

• рассмотреть характерные черты и мотивы византийского орнамента;
• обратить внимание на наиболее употребляемые цвета в данном орнаменте;
• дать понятие о том, что сложившийся уникальный стиль оказал влияние в дальнейшем на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности – на русское искусство.

Оценить 448 0

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.

Цель: знакомство с византийским орнаментом как явлением культуры и искусства.

рассмотреть характерные черты и мотивы византийского орнамента;

обратить внимание на наиболее употребляемые цвета в данном орнаменте;

дать понятие о том, что сложившийся уникальный стиль оказал влияние в дальнейшем на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности – на русское искусство.

Самостоятельная работа учащихся: копирование мотива византийского орнамента по выбору.

Организационный момент. Проверка готовности.

Беседа по теме урока.

Особенности византийского орнамента, его основные цвета и мотивы.

Оформление информации в тетрадь.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Организационный момент. Проверка готовности.

Беседа по теме урока.

Древние мотивы византийских узоров мы можем видеть и сегодня в ультрасовременных интерьерах квартир, на декоративной плитке, украшающей стены и пол, на предметах дорогой посуды, на украшениях.

Такие узоры всегда ассоциируются с блеском и роскошью, яркостью цвета. Но истоки особого византийского стиля берут начало в строгом аскетизме и стремлении человечества к духовной гармонии, проявившем себя в особых внешних формах.

Но, прежде чем мы начнём говорить об особенностях именно византийского орнамента, мне бы хотелось вспомнить, что такое орнамент вообще.

Кто может объяснить это понятие?

Особенности византийского орнамента, его основные цвета и мотивы.

Особенности византийского орнамента.

Византийский орнамент объединил в себе восточные и эллинистические традиции. В нем изящно переплетаются пышная зрелищность и утонченная декоративность, глубокая религиозность и условность изобразительного языка, догматизм и эмоциональность, философская глубина и художественная экспрессия, восхищение мимолетной бренной красотой мира и смиренное поклонение Высшему началу.

Наиболее характерной чертой орнаментального творчества Византии можно назвать причудливую узорчатость, заимствованную у персов. Например, узоры на византийских тканях часто состоят из геометрических фигур (кругов или многоугольников), в которые затейливо вписаны изображения животных.

Часто все это великолепие обрамляется длинным и плавно изогнутым акантовым листом.

Для византийских узоров наиболее характерно использование зооморфных и геометрических элементов в сочетании с человеческими фигурами.

Орнаментальная флористика византийского орнамента сильно стилизована и делится на простейшие элементы: пальметка, полупальметка, а также стебель, образующие различные комбинации.

Одной из отличительных особенностей византийского декора считается то, что он выполнен не просто в качестве обычного украшения, а как элемент прославления Бога. Это касается и светской орнаменталистики.

Основные отличительные особенности византийского орнамента

• Утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным и служит выражением идеалов новой культуры.
• Композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагоналей. Подобная техника явно заимствована в восточных странах.
• Причудливая узорчатость. Здесь явно прослеживается влияние персидского традиционного узора.
• Присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга. Эти древние мотивы в данном случае наполняются христианской символикой.

Цвета византийских орнаментов.

Если посмотреть на иллюстрацию, где изображен византийский орнамент в цвете, то можно сразу же заметить основные тона, наиболее часто встречающиеся в узорчатых украшениях Византии.

Это ярко-красные оттенки, ярко-зеленые, пурпурные и фиолетовые.

Интересно то, что характерный византийский стиль, сложившийся под влиянием культурного наследия других народов, в свою очередь, оказал непосредственное влияние на русское искусство, а также на искусство западноевропейских стран.

Византийский орнамент: основные мотивы.

Лилия - этот цветок является символом вечного обновления природы и прихода на землю Спасителя. Лилия была геральдическим растением Верхнего Египта. В Византии она становится символом Благовещения.

Древо Жизни - символ Царствия Небесного, Евхаристии. Этот символ, использовавшийся с древнейших времен, художники наполняют новым смыслом. Мотив полностью сливается с идеей креста и несет в себе символику евхаристии. Теперь Древо Жизни – это отражение Царствия Небесного и самого Христа. Изображается он в виде виноградной лозы. Помимо всего прочего, данный растительный орнамент символизирует Вселенскую церковь и всех верующих.

Спираль - ее часто можно видеть в мотивах соприкасающихся друг с другом кругов, как бы образующих сетку, покрывающую всю орнаментальную поверхность. Внутри кругов, в свою очередь, изображаются трехчастные композиции и кресты - следы влияния персидского орнамента.

Плетенка - мотив, являющийся символом сети, которой улавливаются человеческие души. Часто стоит во главе принципа построения всей композиции, что объединяет древнерусский и византийский орнаменты.

Часто присутствует в архитектуре, в церковных росписях, в типографских и рукописных книгах. Изначально пришел из арабских орнаментов.

Византийский цветок - один из излюбленных мотивов в орнаментальном византийском искусстве. Выполнен в виде трех- или пятилепестковых пальметт. У основания такого элемента имеются характерные спиралевидные усики. Данный мотив очень часто можно видеть на орнаментах византийских тканей и в миниатюрах.

Акант - образ, знаменующий собой вечную жизнь будущего века. Этот мотив пришел в византийский орнамент из декоров античного искусства. Считался символом вечной жизни. Подобный орнамент можно видеть на капителях церкви св. Сергия и Вакха, св. Полиевкта, в храме Софии Константинопольской.

Драгоценный камень - изобразительная имитация натурального камня. Этот элемент был часто использован в архитектуре.

Лавровый венок - символизирует победу Иисуса Христа над смертью. Монограмма Христа. В Древнем Риме такой венок подносили полководцам-победителям, в Греции – олимпийским чемпионам, которым полагались божественные почести.

Якорь - олицетворяет надежду на вечную жизнь и спасение.

Зооморфные мотивы в византийском орнаменте.

В византийский орнамент бывают искусно вплетены изображения драконов, рыб, грифонов (гибрид орла со львом), сэнмурвов (гибрид птицы и собаки), львов, волков, леопардов, а также птиц (орлов, голубей, павлинов).

Грифоны. Эти мифические животные символизируют мудрость и силу, а также дуальную природу Спасителя - одновременно божественную и человеческую. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа. Грифонов нередко можно видеть на шелке XI – XIII вв., на серебряных чашах, на блюдах IX – X вв.

Лев. Излюбленный геральдический образ, символизирующий идею сильной власти.

Павлин. В Византийской империи павлины в обязательном порядке содержались при дворе, их называли царскими птицами. Как элемент орнамента павлин олицетворяет бессмертие нетленной души.

Голубь. Символ божественного вдохновения, просветления и очищения души. Часто изображался сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой в клюве (извечный символ – от ветхозаветного Ноя с ковчегом до шедеврального рисунка Пикассо).

Орнаментальная византийская мозаика

Именно в Византии была создана технология производства смальты. В V–VI вв. орнаменты из нее широко использовались для украшения храмов. Позднее к подобному декору, который мог быть как геометрическим, так и растительным добавились изображения Христа, апостолов, Божьей Матери, святых.

Постепенно мозаичная икона выходит в оформлении на первый план. Орнамент же становится не более чем узкой полоской вокруг этих монументальных панно.

Однако в 730 г. императором Львом III Исавром издается указ о запрете почитания икон. После этого художниками была разработана сложнейшая система изготовления орнаментов из смальты.

Приемами, изобретенными в эти времена иконоборчества, мастера пользовались вплоть до падения Византии.

Широко использовался орнамент в книгах и в декоративно-прикладном искусстве.

Византия в культурном, политическом и особенно религиозном смысле была прямой наследницей Рима. Россия, Сербия, Румыния, Болгария и Грузия взяли за основу многие тенденции духовного и художественного роста Восточной Римской Империи.

В качестве ярчайших примеров этого тезиса можно привести мозаики и орнаменты важнейших храмов Древней Руси – Софии Киевской и Новгородской.

Читайте также: