Конспект заняття українська хата

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие интереса и уважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста к обычаям, языку, культуре и истории различных этнических традиций в контексте культуры народов России и всего мира.

Задачи: Продолжить знакомство с глобусом – моделью планеты Земля. Закрепить название континентов. Продолжать знакомить с национальностями народов населяющих континент Евразия.

Формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях, играх. Воспитывать толерантность и дружбу между народами , уважение к народным традициям. Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.
Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны), название языков от названий стран. Познакомить с венком как атрибутом традиционных народных праздников. Развивать творческие способности, аккуратность, усидчивость , умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.

Методические приемы:
внесение глобуса, рассматривание, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры, объяснение, выводы.

Организационный момент: Дети идут по кругу.

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.

Мы еще чуть–чуть пройдемся,

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, кто из вас знает, что это такое?

- Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей.

- Каким цветом на глобусе обозначены моря и океаны? (голубым). Леса? (зеленым). Суша? ( желтым ). Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты. Какие вы знаете ? (ответы детей)

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия, он состоит из 2 частей - Европы и Азии. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу глобуса, люди здесь не живут, а приезжают для изучения этого континента.

На свете много островов,

Так много, что не счесть.

А вот больших материков

Мы насчитаем шесть:

(Северная и Южная),

Что такое Евразия?

Это — Европа плюс Азия:

Из двух частей света возник

Самый большой материк!

Два континента - один материк.

Он самый большой!

Он очень велик! (Евразия)

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, орангутанги. (Африка)

Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом! (Антарктида)

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в . (Австралии.)

- Молодцы, ребята. А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется "Ушки – на макушке". Попрошу детей слушать внимательно. Им нужно хлопнуть в ладоши, когда услышат название любого материка.


Россия, Австралия, Испания, Ростов, Франция, Великобритания, Антарктида, Северный Полюс, Северная Америка, Швеция, Германия, Краснодар, Киев, Молдова, Москва, Канада, Африка, Сочи, Батайск, Юрмала, Южная Америка, Евразия, Япония.


- Давайте ещё раз обратимся к нашему глобусу и ответим. На каком континенте находится наша Родина Россия? (Евразия)

- На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи .

- Для этого мы с вами станем в круг и начнём играть.

Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч.

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живёт в Италии? – Итальянцы и т.д.

- Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут. Люди в разных странах разговаривают на разных языках.

- А на каком языке разговаривают в России? (На русском). Правильно, русский язык – это государственный язык России.

Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. Они все имеют свои обычаи, традиции и разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга.
Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов.

Сегодня мы приготовили для вас картинки с изображением представителей народов ( славянских, кавказских, азиатских) в национальных костюмах. Попробуйте собрать их и назвать, к какому народу относится ваша собранная картинка.

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

Мы сегодня с вами познакомимся с одним из славянских народов – с Украинцами.

Презентация.

Слайд 2. Это ребята, политическая карта Украины, где разными цветами изображены города этой большой сраны.

Слайд 3. А это государственный флаг Украины. Голубой цвет означает небо, а жёлтый — цвет пшеницы — одной из главных сельскохозяйственных культур Украины. Ещё говоря, что флаг - как пшеница в степях под голубой аркой неба. Он олицетворяет извечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли.

Слайд 5 . Киев - столица и самый крупный город Украины , город-герой . Находится на реке Днепр . Украина, дружеский сосед России. Раньше наши страны были одним государством. Поэтому очень много общего в исторической культуре украинцев и русских: сказки, песни, народные хороводы, игры и игрушки.

Слайд 6. Хата (мазанка) - жилище в южных поселениях восточных славян: на юге России (донские и кубанские казаки, как правило, жили в хатах), также на Украине, в Белоруссии.

Дома в Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы, побеленные снаружи и изнутри, с глинобитным полом, крытые соломой или камышом. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу.Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения.

Славянские народы, как и другие народы мира, любят красоту, и поэтому, дома – хаты украшают яркими сказочными рисунками. В росписи домов присутствует растительный орнамент (различные цветы), а так же животные и птицы.

Слайд 9. В правом углу дома делали святой угол, или покуть. Это было место для икон, украшенных рушниками, ароматными травами и цветами. Рядом стояли стол, лава. Рушники обязательное украшение украинского дома. Рушник - это декоративная ткань, покрытая вышитым орнаментом. Для украинцев рушник - это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались изображения петухи куры , лебеди , утки , орлы , различные геометрические орнаменты (ромбы, круги и прочие узоры).

Слайд 13 . Еще один символ Украины, любимейшее украшение каждой девушки во времена девичества наших прабабушек - венок. Венки появились в седую давность и были связанные в славян с культом Солнца. Форма венка, ребята, это - ….(ответы детей) Правильно, круг как у солнышка.

Слайд 15. Это своеобразный оберег от всего плохого и недоброго. Кроме цветов, в венок сплетают ещё и разноцветные ленты. Ленты берегли волосы от чужих глаз. Цвет ленты имел определенное значение:

Светло-коричневая лента – земля-кормилица.

Жёлтая лента – это солнце.

Зелёная лента – красота и молодость.

Голубая и синяя лента – вода и небо.

Оранжевая лента – хлеб.

Фиолетовая лента – людская мудрость.

Розовая лента – благополучие.

Белая лента – чистоту, память о предках.

Летом венок плели из живых цветов: васильков, маков, ромашек, бархатцев. Украинский веночек плелся из 12 цветов, каждый цветок – лекарь и оберег.

Практическая деятельность.

Посмотрите на наш венок. Чего не хватает в нашем веночке? (желтых, красных цветов). Перед вами подготовленный материал. Как сделать цветы я сейчас покажу, и каждый приготовит цветочек для нашего букета. (демонстрация этапов изготовления, дети повторяют действия педагога.) А чтобы работалось веселее, послушайте украинскую песню.

Итог занятия.

Ребята, до чего красиво получилось!

Волшебный вышел наш венок

Опрятный, радует аж глаз -

Косу украшу им сейчас.

Ребята, а как можно использовать наш веночек. (Для украшения, для игры, для фотосессии).

Чтобы наш веночек превратился в настоящий, давайте скажем: один, два, три - ты веночек оживи!

Ты веночек волшебный

Ты веночек душистый

Ты по кругу обернись

Около (имя девочки) остановись.

Вот тебе веночек

Потанцуй дружочек. (ребенок у которой веночек, выполняет движения, а другие хлопают в ладони).

Ребята, давайте вспомним названия каких континентов мы сегодня повторяли? На каком континенте находится Украина? Как называется жилище в Украине? Какие символы Украины вы запомнили? Что нового вы узнали сегодня?

Цель знакомить детей с укладом жизни казаков, расширяя представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 20

муниципального образования Тимашевский район

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной группы

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

- сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях;

- показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

- развивать внимание, память;

- прививать бережное отношение к традициям родного края;

- развивать и обогащать словарный запас;

- развивать фантазию и эстетический вкус.
Воспитательные:

- продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа.

- формировать у детей чувство любви к своей малой Родине.

- воспитывать нравственные чувства.

- развивать чувство гордости за свой народ.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.

- Ребята, скажите, мне как называется страна в которой мы живем?

- Среди просторов нашей большой страны есть город, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется?

- А как одним словом можно назвать близких людей?
- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили до них - давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые предметы быта, которыми они пользовались.

(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №2).

- Ребята, как вы думаете, чей это двор?
- Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.

- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.

- Ребята, посмотрите на экран, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?

- Да, во дворе находилась печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур.

- Посмотрите на экран и скажите, что это такое? (слайд №3)

- Правильно, это казачья хата. А вы знаете, из чего ее строили?

- Стены хаты делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво. Белый цвет – символ чистоты. (слайд №4).

- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?

- Правильно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много. (слайд №5)

- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья?

- Ребята, вы хотите попасть в настоящий казачий курень? (Звучит казачья песня. На слайде №7 казачья горница)
- Курень, куренёк, он не низок, не высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок.

- Слава Богу! (Ответ детей)

- Еще в каждой хате есть печь. За ней находится настил для сна. Там спят старики и дети, потому что это самое теплое место в доме. А как вы думаете для чего в хате печь? Правильно для обогрева и приготовления еды. (Слайд №8)
- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (Слайд №9).

- В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.

- А вот и кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №10)
- Ребята, посмотрите как здесь красиво, тепло и уютно.
- Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов)
- А теперь я покажу вам женскую половину. (слайд№11)

- Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук).

- Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками.

- Ребята, кто знает, что это за ящик здесь стоит?
- Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки хранят свои вещи. (слайд №12)

- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)

Глазки все закрыли дружно.
И отправились вперед.
Повернулись, развернулись,
Нас уже хозяйка ждет.

-Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в хату, посмотрите, как жили Кубанские казаки. Казачий курень: печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стенах - семейные фотографии, вышитые рушники.
Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пииту, а казаки - сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель, макитры.
- Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла?




Поведение итога занятия
Педагог предлагает вспомнить, что собой представляет кубанский курень.
• Поясните, что собой представляла хата казака?
• Чем по дому занимались казачки?
• Что собой представляла посуда? Из чего она сделана? Чем она отличается от современной?
• Как казачка сервировала стол?
• Что вы узнали еще нового?
Понравилось ли вам в гостях?


Ход:
- Ребята, сегодня в нашем почтовом ящике я обнаружила конверт, а там письмо на незнакомом языке. Послушайте его:

-Здрастуйте, дорогі хлопці! Пишуть вам діти з прекрасної країни - України. Ми так само , як і ви, ходимо в дитячий сад і пишаємося своєю великою країною. Відправляємо вам фотографії та розповідь про нашу Батьківщину. До побачення!

- Не очень понятно, да, ребята? Это письмо написано на украинском языке. Давайте я переведу его вам:

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам дети из прекрасной страны- Украины. Мы так же , как и вы, ходим в детский сад и гордимся своей великой страной. Отправляем вам фотографии и рассказ о нашей Родине. До свидания!

- Мы живём в России и говорим, на каком языке?
- Как вы думаете, где живут ребята, которые говорят и пишут на украинском языке?
- Сегодня мы познакомимся с Украиной.

Вывешивается политическая карта
- Посмотрите на карту (показ границ Украины и России)
Далеко или близко располагаются друг от друга страны?
- Какая страна больше? А меньше?
- Сейчас вы услышите рассказ об Украине.

Слайд 1
Украина – волны лугов и полей, города лучезарные, белые хаты! Страна живого труда людей, синие воды рек и морей, тихие закаты.

Слайд 2
Украина и Россия – дружные соседи. Раньше эти две страны были одним государством, а потом разделились. Но даже после разделения у нас осталось много общего: сказки, песни, игры, праздники. Даже язык похож! Вы заметили?

Слайд 3
Это флаг Украины. Он состоит из двух полос: синего и жёлтого цветов. Желтый цвет символизирует пшеничные поля, а синий - ясное небо над ними. Рядом герб Украины - золотой трезубец-символ власти и величия.

Слайд 5
Раньше украинцы строили себе дома из глины, соломы, камыша, лозы. Снаружи дома белили, а крыши крыли камышом или соломой. Такой традиционный украинский дом называется хата. Хаты строились небольшими, зато тёплыми, нарядными, с окнами к солнцу.

Слайд 6
Украина славится народными промыслами. Это и гончарство-изготовление посуды из глины

Слайд 7
И вытынанка- вырезание из бумаги

Слайд 8
А так же: резьба по дереву, ткачество, ковроделие

Слайд 9
Гутництво- изготовление изделий из стекла

Слайд 11
Особое место среди украинских промыслов занимает вышивка. Украинскую хату украшали вышитыми коврами, рушниками. Рушник-это полотенце из холста. Рушник - национальный символ Украины, оберег дома, символ согласия, любви и красоты. Он защищает дом от злых сил.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Выбирается водящий- домовой. Дети двигаются по кругу, приговаривая:

Дедушка Домовой,
Мы хотим играть с тобой!
Ты на месте повернись,
Вправо, влево наклонись.
Приседай и вставай,
Да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи,
Что нам делать покажи!

Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения, дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой. Затем игру можно повторить, выбрав другого домового.

1. Флаг Украины состоит из двух цветов: синего и жёлтого
2. Украина больше России
3. Столица Украины - Москва
4. Рушник-это полотенце с вышивкой
5. Украинские девушки носят на голове венок
6. Национальное украинское блюдо - чак-чак
7. Герб Украины - жёлтый трезубец на синем фоне
8. Праздник сбора урожая у украинцев называется Акатуй
9. Улицы Богдана Хмельницкого и Репина названы в честь великих украинцев
10. На Украине говорят на мордовском языке
11. Мы живём в городе, который называется Киев

-Молодцы! Не смотря на то, что Украина и Россия уже давно две отдельные страны, у нас много общего. Много украинцев живёт в России и у нас, в Ульяновске, а на Украине много русских. Все мы должны дружить.

- Итак, о какой стране мы узнали сегодня? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Давайте в группе напишем ответ нашим друзьям из Украины и расскажем о своей стране и о нашем городе. А я вам скажу, по секрету, что это ещё не все фотографии, которые прислали нам ребята из Украины. В следующий раз мы продолжим наше путешествие в эту удивительную страну и узнаем много нового.

Читайте также: