Конспект головные уборы средняя группа

Обновлено: 30.06.2024

Цель: познакомить с различными головными уборами.

Ход занятия

I. Беседа.

На стенде прикреплены головные уборы.

Воспитатель. Головные уборы нужны человеку, чтобы предохранить голову летом от жары, зимой - от холода. Существуют различные виды головных уборов: шляпы, тапки- ушанки, береты, пилотки, бескозырки, вязаные шапочки, платки, косынки.

Мужчины носят: шляпы, фуражки, кепки, пилотки (солдаты), бескозырки (моряки), каски (в рабочее время на заводе), шапки-ушанки (зимой), вязаные шерстяные шапочки, береты.

Женщины: шляпы (зимние и летние), береты, кепки, вязаные шапочки, платки, косынки, каски (на заводе во время работы).

II. Умение ориентироваться в названиях головных уборов.

1) Покажите, где берет, где фуражка, платок и др.

2) Я назову головные уборы. Запомните уборы, назовите в этом же порядке и покажите их.

Например: косынка, шляпа, шапка и т. д.

3) Назовите зимние головные уборы, летние.

4) Сосчитайте головные уборы в трех рядах. Сколько всего головных уборов?

III. Понятие о частях головных уборов.

Например: у шляпы - поля и тулья, у кепки и фуражки - козырек.

Воспитатель - продавец, а дети - покупатели.

Дети с интересом изображают покупателей, запоминая название убора.

V. Демонстрация головных уборов.

VI. Заучивание наизусть.

Зимой ношу я шапку,

Летний зной дает.

VII. Конкурс рисунков.

- Нарисуйте понравившийся головной убор.

- Нарисуйте головной убор, придуманный вами.

Цели: закрепление представлений детей о головных уборах.

Задачи:

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- учить согласовывать прилагательные с существительными;

- закрепить произношение звука [К], учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком;

- учить детей согласовывать числительные с существительными в роде, числе.

- развивать связную речь детей, умение рассуждать;

- развивать мышление и логику;

- развивать координацию речи с движениями.

- формировать навыки доброжелательности, инициативности;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к предметам одежды.

Форма работы: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Наглядность: иллюстрации в рабочих тетрадях.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ход занятия

Ребята, хотите послушать историю про Ежика и Лисенка? Тогда слушайте.

- Вы согласны с Ежиком?

- Что примерял Лисенок, чтобы выглядеть сказочным героем?

- Сегодня мы с вами поговорим о головных уборах.

- Какие сказочные герои изображены на рисунке? ( Петрушка, Буратино, Стойкий оловянный солдатик, Золушка, Красная Шапочка, почтальон Печкин.)

- Давайте мы с вами поможем отыскать сказочным героям свои головные уборы и соединим их стрелками со своими хозяевами. Чепчик принадлежит кому? (Золушке.) шапка-ушанка кому? ( почтальону Печкину) , красная шапка кому? ( Красной шапочке), Колпак – кому? (Буратино), кому принадлежит кивер? ( оловянному солдатику), колпак принадлежит кому? (Петрушке).

1. - Какие головные уборы изображены на рисунке? ( шляпа, шапка, кепка, косынка, фуражка, платок, панама, беретка)

- Назовите их ласково.( шляпка, шапочка, кепочка, косыночка, фуражечка , платочек , панамочка, береточка).

3. – Скажи со словами один, три, пять.

Дети называют каждый головной убор, образуя словосочетания.

(Одна шляпа, одна шапка, одна кепка, одна косынка, одна фуражка, один платок, одна панама, одна беретка; три шляпы, три шапки, три кепки, три косынки, три фуражки, три платка, три панамы, три беретки; пять шляп, пять шапок, пять кепок, пять косынок, пять фуражек, пять платков, пять панамок, пять береток )

5. - Из чего делают головные уборы? ( Из соломы, ткани, фетра, меха, пластмассы, кожи.)

- Шляпы из соломы (какая? – соломенная, из фетра - …( фетровая); шапка из меха ( какая?) - …( меховая), норки- …,(норковая); кепка из шерсти - …(шерстяная), кепка из кожи –какая ..( кожаная), платок из шелка какая ? (шелковая

6. Ребята, посмотрите на следующий рисунок.

- Что собираются делать Ежик и Лесенок?

- Какими красками раскрашен колпачок Ежика?

- Какими красками вы будете раскрашивать колпачок Лесенка?

- Каким цветом раскрасите кисточку, каким – пуговицы, каким – сам колпачок?

7. Звуковой анализ.

- Ребята, в названии каких головных уборах слышится звук [К]?

– О чем мы сегодня говорили?

- В какие игры играли?

-Что вы узнали о головных уборах?

ВложениеРазмер
razvitie_rechi_golovnye_ubory.docx 21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: закрепление представлений детей о головных уборах.

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- учить согласовывать прилагательные с существительными;

- закрепить произношение звука [К], учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком;

- учить детей согласовывать числительные с существительными в роде, числе.

- развивать связную речь детей, умение рассуждать;

- развивать мышление и логику;

- развивать координацию речи с движениями.

- формировать навыки доброжелательности, инициативности;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к предметам одежды.

Форма работы: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Наглядность: иллюстрации в рабочих тетрадях.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, хотите послушать историю про Ежика и Лисенка? Тогда слушайте.

- Вы согласны с Ежиком?

- Что примерял Лисенок, чтобы выглядеть сказочным героем?

- Сегодня мы с вами поговорим о головных уборах.

- Какие сказочные герои изображены на рисунке? ( Петрушка, Буратино, Стойкий оловянный солдатик, Золушка, Красная Шапочка, почтальон Печкин.)

- Давайте мы с вами поможем отыскать сказочным героям свои головные уборы и соединим их стрелками со своими хозяевами. Чепчик принадлежит кому? (Золушке.) шапка-ушанка кому? ( почтальону Печкину) , красная шапка кому? ( Красной шапочке), Колпак – кому? (Буратино), кому принадлежит кивер? ( оловянному солдатику), колпак принадлежит кому? (Петрушке).

1. - Какие головные уборы изображены на рисунке? ( шляпа, шапка, кепка, косынка, фуражка, платок, панама, беретка)

- Назовите их ласково.( шляпка, шапочка, кепочка, косыночка, фуражечка , платочек , панамочка, береточка).

3. – Скажи со словами один, три, пять.

Дети называют каждый головной убор, образуя словосочетания.

(Одна шляпа, одна шапка, одна кепка, одна косынка, одна фуражка, один платок, одна панама, одна беретка; три шляпы, три шапки, три кепки, три косынки, три фуражки, три платка, три панамы, три беретки; пять шляп, пять шапок, пять кепок, пять косынок, пять фуражек, пять платков, пять панамок, пять береток )

5. - Из чего делают головные уборы? ( Из соломы, ткани, фетра, меха, пластмассы, кожи.)

- Шляпы из соломы (какая? – соломенная, из фетра - …( фетровая); шапка из меха ( какая?) - …( меховая), норки- …,(норковая); кепка из шерсти - …(шерстяная), кепка из кожи –какая ..( кожаная), платок из шелка какая ? (шелковая

6. Ребята, посмотрите на следующий рисунок.

- Что собираются делать Ежик и Лесенок?

- Какими красками раскрашен колпачок Ежика?

- Какими красками вы будете раскрашивать колпачок Лесенка?

- Каким цветом раскрасите кисточку, каким – пуговицы, каким – сам колпачок?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Коррекционная: развивать речь, память, внимание.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: Иллюстрация головные уборы, кукла Маша.

Ход занятия:

— К нам в гости пришла кукла Маши.

— Посмотрите какая она веселая, нарядная на голове у неё шапочка.

— Маша хочет загадать вам загадки.

— Вам нравится отгадывать загадки?

1.Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под соломенную… (шляпку)

2. Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму. (шапка-ушанка)

Простудиться не хотите —
Наседку теплую купите:
Хоть погода будет зябка,
Голову согреет … (шапка)

4. Бывает из шелка, бывает из ситца
И очень девчонкам идет круглолицым
Цветами украшена или в горошек
Похожи девчонки в ней на матрешек. (Косынка)

5. Всегда надеваем мы вместе с футболкой

Спортивную кепку с названьем (Бейсболка)


Беседа о головных уборах.

— Как называются все эти предметы?
— Почему головные уборы так называются?
3 . Русские национальные головные уборы.

Давайте вспомним в какой стране мы живем? (России). Да наша Родина - Россия!.

-С давних времен традиционно на Руси женщина должна была

обязательно покрывать голову.

Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными

(прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы.

Сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным

- Самым древним головным убором на Руси считают венец и обруч,

До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку, называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом.

Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

Дома женщина обязательно носила платок, который завязывала на голове.

Концы платка торчали на голове как рожки.

- Как вы думаете, для чего нужны были эти рожки?

- Эти рожки означали, что у этой женщины есть дети. Так же они служили

для ребенка и его матери оберегом от злого духа и от дурного глаза.

- Как вы думаете, почему эти головные уборы выглядят по-разному?

- А ещё поверх повойника (это полотняная шапочка) женщина надевала платок.

-Немного позднее повойник превратился в сороку, а затем в кокошник и

(дети рассматривают иллюстрации)

Гномик по лесу (Идут по кругу)

Колпачок был не простым (Руки вперед)

Со звоночком золотым (Хлопки в ладоши)

Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте)
Где искать ему пропажу (Ходьба на месте)

— Определите, к какому времени года относятся головные уборы.
— Проведите от головных уборов линию к временам года.
— Как называются головные уборы, которые носят летом? (Летние)
— Какие головные уборы мы носим зимой? (Зимние)

(Образование относительных прилагательных).
— Шапка из меха (какая?) — меховая
— Платок из шерсти (какой?) – шерстяной
— Кепка из кожи (какая?) — кожаная
— Косынка из ситца (какая?) — ситцевая
— Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

— Людям каких профессий нужны эти головные уборы?
— Колпак — повару.
Фуражка — лётчику
Шлем (защитный) – хоккеисту
Цилиндр – фокуснику
Каска – строителю
Бескозырка – моряку .

Итог
— О чём, мы сегодня говорили?
— Что вам больше всего понравилось?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Коррекционная: развивать речь, память, внимание.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: иллюстрация головные уборы, кукла Маша.

Раздаточный материал: карточки с изображением головных уборов (зимние и летние).

Ход занятия:

— К нам в гости пришла кукла Маша.

— Посмотрите какая она веселая, нарядная на голове у неё шапочка.

— Маша хочет загадать вам загадки.

— Вам нравится отгадывать загадки?

1. Если хочешь модной быть,

Успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток

Должен подходить под соломенную… (шляпку)

2. Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму. (шапка-ушанка)


Простудиться не хотите —

Наседку теплую купите:

Хоть погода будет зябка,

Голову согреет … (шапка)


4. Бывает из шелка, бывает из ситца

И очень девчонкам идет круглолицым

Цветами украшена или в горошек

Похожи девчонки в ней на матрешек. (Косынка)


5. Всегда надеваем мы вместе с футболкой

Спортивную кепку с названьем (Бейсболка)


2. Беседа о головных уборах.

— Как называются все эти предметы?

— Почему головные уборы так называются?


3. Русские национальные головные уборы.

Давайте вспомним в какой стране мы живем? (России). Да наша Родина - Россия!.

-С давних времен традиционно на Руси женщина должна была

обязательно покрывать голову.

Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными

(прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы.

Сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным

- Самым древним головным убором на Руси считают венец и обруч,

До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку, называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом.

Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

Дома женщина обязательно носила платок, который завязывала на голове.

Концы платка торчали на голове как рожки.

- Как вы думаете, для чего нужны были эти рожки?

- Эти рожки означали, что у этой женщины есть дети. Так же они служили

для ребенка и его матери оберегом от злого духа и от дурного глаза.

- Как вы думаете, почему эти головные уборы выглядят по-разному?

- А ещё поверх повойника (это полотняная шапочка) женщина надевала платок.

-Немного позднее повойник превратился в сороку, а затем в кокошник и

(дети рассматривают иллюстрации)



Гномик по лесу гулял (Идут по кругу)

Колпачок был не простым (Руки вперед)

Со звоночком золотым (Хлопки в ладоши)

Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте)

Где искать ему пропажу (Ходьба на месте)




Раз, два, три, четыре, пять (Сжимают и разжимают пальцы)

Мы на голову наденем (Имитация одевания)

Если солнце ярко светит (Растопырить пальцы с напряжением)

Кепку, косынку, панамку (Хлопают в ладоши)

Если мороз за окном (Сжимают и разжимают пальцы)

Шапку, ушанку, платок (Хлопают в ладоши)

Смотрим мы на сезон (Сжимают и разжимают пальцы)

Подбираем головной убор (Гладят себя по голове)


— Определите, к какому времени года относятся головные уборы.

— Проведите от головных уборов линию к временам года.

— Как называются головные уборы, которые носят летом? (Летние)

— Какие головные уборы мы носим зимой? (Зимние)


(Образование относительных прилагательных).

— Шапка из меха (какая) — меховая

— Платок из шерсти (какой) – шерстяной

— Кепка из кожи (какая) — кожаная

— Косынка из ситца (какая) — ситцевая

— Шляпа из соломы (какая) – соломенная


— Людям каких профессий нужны эти головные уборы?

Шлем (защитный) – хоккеисту



— О чём, мы сегодня говорили?

— Что вам больше всего понравилось?

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему "Одежда, обувь, головные уборы" в средней группе ДОУ.

План-конспект занятия познавательному развитию в группе среднего возраста "Одежда, обувь, головные уборы





Подводит итоги- хвалит активных, подбадривает тех, у кого что-то не получалось.
Рефлексия
Предлагает детям взять кусочки ткани и подойти к заранее установленным весам с чашами:
-положить в зелёную чашу свой кусочек,если ребёнок хотел бы ещё раз побывать в гостях у Портняжки;
- положить в жёлтую,если ребёнку было скучно и ему не очень понравилось путешествие.
Благодарит всех за участие.

Читайте также: