Конспект гоголь в петербурге 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима. В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др.
В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину. Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

Петербург и Гоголь

Можно сказать, что этот город для него одновременно обладает какой-то притягательной красотой, но и безобразием, имеет в себе что-то величественное и в то же время низкое. Писатель совершенно уверен в том, что в этом городе с легкостью может происходить что-либо невероятное и удивительное, в частности, например, нос майора Ковалева, который живет своей жизнью, отдельно от своего владельца и чувствует себя вполне неплохо.

Заключение

Гоголь, Петербург, литература, писатель, образ

Петербург для писателя, в течение всей его жизни менял свои обличия. Сначала, когда н только там появился, то это был для него красивый, душевный и притягательный город, но со временем его мнение начало изменяться. Во многом это стало связано с занимаемыми им должностями, особенно его мнение насчет Петербурга начало меняться в то время, когда он находился на государственной службе, был на близкой руке с чиновниками и понял, ощутил на себе всю мерзость Петербурга.

Северная столица Российского государства всегда привлекала талантливых писателей и артистов своей величественной красотой, судьбоносной историей и таинственностью. Город прочно занял особое место на страницах бессмертных произведений классиков, при этом будучи у каждого из них неповторимым по-своему. Почитателям знаменитого украинского деятеля литературы будет интересно подробнее узнать о Петербурге в жизни и творчестве Гоголя.

Петербург в творчестве гоголя

Переезд в столицу

Начиная доклад о Гоголе в Петербурге, кратко стоит осветить и то, что направился писатель на север от родного дома в поиске работы по юридической специальности. Молодой Николай Васильевич питал большие надежды насчет служения государству, вот почему в качестве профессионального поприща изначально выбрал юстицию. С радостью поступив на службу, будущий классик отечественной литературы спустя некоторое время стал серьезно разочаровываться избранной им трудовой сферой. Бюрократическая машина обнажила перед девятнадцатилетним Гоголем все пороки, присущие людям из системы, их алчность и бездуховность.

Петербург в жизни и творчестве гоголя

Изменение отношения Гоголя к городу, который был для него пределом мечтаний, прослеживается непосредственно в произведениях петербургского периода. То несоответствие своим ожиданиям, с которым юноша столкнулся на службе, в точности воспроизводило и разочарование, полученное им от казавшегося прекрасным Петербурга. Внешний лоск столицы маскировал под собой порочность чиновников, нищету и грязь.

Очень хорошо писатель ощутил всю истинную картину изнанки Северной Пальмиры во время жизни в бедном квартале — на Мещанской улице. Говоря о влиянии Питера на атмосферу гоголевских повестей, стоит выделить основные причины, повлиявшие на формирование восприятия города великим автором:

  • разочарование в профессии и бюрократизме;
  • реальное видение Петербурга сквозь жизнь в бедном районе;
  • мрачность и неоднозначность города.

Тема маленького человека

Герой произведения служит в департаменте не столько по своему желанию, сколько из необходимости — он страстно мечтает о статусном предмете гардероба. Несомненно, в новелле нашел свое отражение опыт работы Гоголя на государственном поприще и личные переживания писателя.

Жизнь гоголя в петербурге

Материальная ценность, возымевшая на страницах повести форму заветной шинели, в итоге рушит не только духовную, но и физическую жизнь героя, который погибает от простуды.

    и жажда наживы;
  • материализм, вещизм и бездуховность;
  • узкомыслие и нежелание развиваться.

Гоголь в петербурге кратко

Город контрастов

Петербург в жизни Гоголя не стал полностью негативным для восприятия. Несмотря на то что впоследствии Рим оказался лучшим пристанищем для великого писателя, нежели Северная столица, Николай Васильевич, как и раньше, не мог порой отвести глаз от красоты и величия города и отказаться от возможности вновь обойти свои излюбленные места Питера. Еще в юности литературный деятель отмечал неоднозначность Града Петрова, которая отражена и на страницах написанных им книг.

Петербург в жизни гоголя

Противоположностью этому миру являлся Невский проспект со своими нарядными дамами и кавалерами, одетыми с иголочки и излучающими радость и благородство. Вскоре Гоголь бесповоротно разочаруется в лоске главной петербургской улицы и образе, который поначалу сражает наповал.

Столкнувшись с оборотной стороной внешних прикрас столицы, Николай Васильевич осознает, насколько непрост и двояк Петербург. Будучи высокодуховным человеком, писатель видит главное — блеск города, камней его прекрасных барышень и шпилей архитектурных шедевров затмевает суть — все эти богатства нажиты за счет обмана, унижения слабых и обыкновенной подлости. Этим классик, конечно, затрагивает вечную тему, актуальную, к сожалению, на все времена, так как связана она с порочностью человеческой природы. Обличение натуры людей, наравне с мистикой и природой, стало ключевой темой творчества автора.

Произведения периода

Шинель гоголь

  • бездушность и внутренняя пустота чинуш;
  • трагедия бедного человека;
  • двоякость образа столицы;
  • лживость и лизоблюдство в недрах бюрократической системы.

Разочарование писателя

Столкновение с реалиями столичной жизни помогло писателю повзрослеть и вырасти в профессиональном плане. Отказавшись от службы в юстиции, Николая Васильевич, сам еще тогда этого не зная, подарил себя потомкам в качестве уникального автора, наследие которого будет жить веками. То личное глубокое разочарование, которое постиг Гоголь, открыв для себя Петербург во всем его многообразии, легло в основу его литературных шедевров, несущих в себе актуальные идеи и вечные болезненные темы. Недаром произведения украинского классика составляют основу школьной программы наравне с Пушкиным и Достоевским.

Продолжая традиции русских мастеров пера, Николай Гоголь также виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать. И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является расширение и углубление сведений о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, анализ повести "Шинель". Рассмотрен вопрос о том, как представлен в повести образ Петербурга и каково его влияние на жизнь "маленького человека".

Учитель: Савельева Л.И.

Предмет, класс

Литература, 9 класс

Программа по литературе для образовательных учреждений - VIII-XI классы – Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, С.А. Леонов, Н.А. Демидова, О.Б. Марьина - М.: Дрофа, 2011

Урок по счёту

Урок - обобщение и углубление знаний

Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

Задачи урока:

1) Обобщить, систематизировать и углубить знания о жизни Н.В. Гоголя в Петербурге.

4) Формировать умение работать с текстом изучаемого произведения, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

5) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

Характеристика учебной группы 9 а класса

Остальные обучающиеся обладают средними способностями. Эти учащиеся могут отвечать на вопросы, но не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания материала повышенного уровня.

В целом же, состояние учебной деятельности удовлетворительное. Уровень учебных знаний и навыков учащихся можно охарактеризовать как средний.

Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. В этом классе в течение предыдущего учебного года сложилась рабочая обстановка, что способствует участию каждого обучающегося в усвоении и закреплении знаний (хотя состав группы поменялся в течение года на 50%).

Краткая информация о проведённом уроке помещена на официальном сайте ИК-6 при УФСИН России по Омской области (февраль 2015 года).

Структурные элементы урока, цели

Деятельность учителя

Работа учащихся

Приложение№1 (25 слайдов)

Организационный этап

Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Подготавливаются к занятию.

Актуализация знаний

Существует исторический анекдот о том, как Петр Первый спросил у своего любимого придворного шута Балакирева, что говорят в народе о Петербурге. Пётр ожидал, видимо, услышать нечто для города и для себя лестное. Шут же ответил царю так:

С одной стороны - море,

А с четвертой ох.

Слушают слово учителя.

Создание проблемной ситуации

-Оправдал ли шут надежды Петра?

Дополнение учителя: Правильно. Говорят, Пётр Первый рассердился на шута за эти слова.

-Что говорили в народе о Петербурге?

-А что положительного о городе сказано Балакиревым?

-Кто из русских писателей создал образ Петербурга на страницах своих произведений?

-На какую тему мы могли бы побеседовать, обратившись к творчеству Н.В. Гоголя? Посмотрите на иллюстрацию (на доске), она поможет определить тему урока.

-Итак, какова тема урока?

- Надеюсь, вы согласны, что, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы знаем, что многие писатели показывали в своих произведениях другой Петербург. Он изображался как противоречивый город, в котором произошло много трагических событий. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный.

Попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока

-Нет, не оправдал, сказал ему своё мнение и мнение народа, которое не понравилось царю.

-Говорили, что Петербург – суровый, жестокий город.

-В Петербурге было много горя, боли, неприятного испуга.

-Это большой город на берегу моря, он мощный, влиятельный.

-А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь.

-О жизни Н.В. Гоголя в Петербурге, о том, что столица его разочаровала, о том, что писатель испытывал денежные затруднения, что именно здесь Гоголь делает первые литературные пробы.

-О трудной жизни главного героя в большом городе. Об одиночестве героя.

Формулируют цели урока (по сложившемуся алгоритму)

-Знакомство с новыми фактами из жизни автора (его жизнь в Петербурге), историей создания произведения.

- Выявление особенностей изображения Петербурга в повести "Шинель".

-Изображение социального портрета огромного города, в котором совершается гибель "маленького человека", происходящая из-за двойственной, обманчивой природы этого города.

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

1.Верно ли то, что зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург? (слайд№4)

2.Правда ли, что Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками? (слайд№5).

4. Правда ли, что в конце 1829 года Гоголь начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника? (слайд№7)

8.Правда ли, что в июне 1834 года он не был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете? (слайд№11)

10. Правда ли, что Гоголь умер в Петербурге 21 февраля 1852 года? (слайд№13)

Выставление результатов и оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ – балл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-учить анализу текста;

-воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

Ф.М.Достоевский.

1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний

.О биографии и творчестве Н. В. Гоголя.

1.Что вы знаете о Н. В. Гоголе? Какие произведения изучали ранее? ( учащиеся вспоминают известные им факты из биографии писателя, говорят о прочитанных ранее произведениях).

3.Слово учителя:

Подумайте…….

-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

— А как должно быть в жизни?

Бедный человек или бедный чиновник А. А. Башмачкин?

Наш герой Акакий Башмачкин герой маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” — по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста.

II.Отгадывание кроссворда.


1. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)

Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)

Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)

Количество департаментов, где служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Место действия повести; (Петербург)

Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

III. Работа со словарем Ожегова С.И. ( 3 мин)

(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

IV. Беседа( Повторение изученного)

Итак, мы начинаем анализировать повесть.

VI.Анализ повести.

Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Как он относится к службе?

Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?

( унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)

Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?

Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.)

Что можем отметить об особенностях речи Акакия Акакиевича?

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

_ДОСКА: АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

Как вы думаете, почему?

Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?

(приобретение новой шинели)

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.

Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)

VII.Физкультминутка.

Что такое кульминация??

Определите кульминационный эпизод повести.

Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?

(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)

Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?

(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)

-Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?

В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

Какие

(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)

Как заканчивается повесть??

Давайте обратим внимание на финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?

(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)

VIII. Итоги урока:

(Если смотреть первое значение, то Акакий Акакиевич — бедный чиновник, получающий 400 рублей в год титулярный советник, вынужденный жить экономно.

Если смотреть второе значение, то Акакий Акакиевич – бедный человек. Настоящая беда его заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма, конечно, присутствует, но следует добавить, что гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека).

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

А как должно быть в жизни?

IX.Рефлексия.

Понравился ли вам урок.

Довольны ли вы вашей работой на уроке.

Читайте также: