Социально экономическое развитие страны в конце 19 начале 20 века конспект

Обновлено: 06.07.2024

В конце 19 - начале 20 веков для России начался новый этап. Страна все еще остается аграрной. Характерен бурный производственный рост. Производство напрямую зависело от иностранных капиталов, которые значительно поспособствовали его развитию. Кроме того, сыграло роль строительство железных дорог, обеспечивающих связь центра с окраинами. При энергичном темпе развития тут сохраняется очень низкая производительность труда. Помимо этого, начинают появляться банки, российский рубль приобретает хорошее положение, которое ничем ни хуже других мировых валют. И к началу 20 века Россия ворвалась в пятерку самых развитых стран мира.

Конспект
Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. Социально-экономическое развитие страны
Прежде чем перейти к рассмотрению событий истории России, отвлечёмся и обратим своё внимание на то, какие важные явления происходили в мире.
К началу XX столетия в передовых странах Западной Европы завершился процесс индустриализации, в ходе которой образовался новый общественно-политический класс, являющийся главным её двигателем. Этот класс получил название - буржуазия, что в буквальном переводе с французского означает горожанин. Такое название этот класс получил потому что, в основной своей массе, был сосредоточен в крупных городах. Помимо экономической самостоятельности, буржуазия всё больше и больше завоёвывает себе политические права и привилегии.
С 60-70-х гг. XIX в. начинается процесс, который получил название технологической революции или Второй промышленной революции. Этот процесс характеризовался такими нововведениями как изобретение высококачественной стали, давшей огромный толчок для строительства железных дорог, а также появлением поточного конвейерного производства, многократно увеличившего производительность труда. Первым человеком кто смог эффективно использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей стал американский промышленник Генри Форд.
Рубеж XIX – XX вв. был отмечен мощным демографическим скачком. Население земли в период с 1850 по 1900 г. увеличилось с 1.26 до 1.65 млрд. человек, т.е. на треть. Население Европы с 1870 по 1914 г. увеличилось с 300 до 450 млн. человек, т.е. в полтора раза. Резкое увеличение численности населения европейских стран, вкупе с нарастанием процесса индустриализации приводит к двум немаловажным явлениям:
1. Урбанизация – повышение численности городского населения и возрастание роли городов.
2. Миграция – перемещение людей из одних регионов или стран в другие.
Основным объектом миграции в начале XX в. были такие страны как США и Канада.
Наряду с изменениями в промышленной, демографической, социальной и экономической сферах деятельности, стоит отметить также и революционные изменения в развитии военной техники. Это касается появления таких современных видов вооружения как танки, аэропланы, подводные лодки, пулемёты и химическое оружие. Само собой, что подобные новшества сулили изменить не только сам характер войны, но и привести к невиданным ранее масштабам человеческих жертв.
Теперь, когда мы кратко, освежили в памяти, самые значительные явления и процессы, происходившие в мире на рубеже XIX – XX вв. мы возвращаемся к событиям российской истории.
Население Российской империи к концу XIX в. составляло 125.7 млн. человек. Процент городского населения был небольшим – 13.4. Два города обладали численностью более миллиона человек – это Москва и Санкт-Петербург. Россия являлась многонациональной страной. В ней проживало около 140 народов. Самым многочисленным народом были русские, в процентном соотношении их доля составляла 48% от всего населения Российской империи. Далее по численности шли украинцы, белорусы, поляки, евреи, татары, башкиры и чуваши. В религиозном отношении самой многочисленной конфессией было православие – примерно 70% от всего населения. Далее шли мусульмане – около 11%, католики – 9% и иудеи – 4.2%.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Смена XIX и XX вв. неоднозначно отразилась на социальной сфере и экономике. Если кратко, особые трудности вызвали неудачи в Крымской войне 1853-1855 гг. и изнуряющая русско-турецкая кампания 1877-1878 гг. С 80-х гг. реализуется взятый курс по индустриализации страны. Наиболее успешными для промышленного производства оказываются 90-е гг., когда массово за счет государственной казны возводятся железнодорожные пути.

Данное обстоятельство дает мощный толчок к положительным изменениям в:

o Угледобывающей отрасли.

o Поиске месторождений нефти, выведшем страну в лидеры.

Политика индустриализации

Занимающий в то время пост Министр финансов С. Ю. Витте, с 1892 г. активно следовал обозначенному курсу благодаря:

1. Привлечению инвестиций и займов правительства.

2. Особому порядку на таможне, оберегающему отечественных производителей от иностранных конкурирующих предприятий и увеличивающему экспорт.

3. Сосредоточению ресурсов внутри страны из-за монополии на вино.

4. Повышению косвенной уплаты налогов.

Привлекаемые финансовые ресурсы извне значительно повышают зависимость от западных держав.

Положение в деревне

Другие поводы для обострений ситуации для жителей села:

• Не завершение реформы 1861 г.

• Сохранение пережитков феодального строя на основе крепостного права.

• Принудительное лишение крестьянами зaгонов, пастбищ для скота и лесных массивов.

Недостача земельных участков вынуждает людей переселяться в центральные районы, в черноземные области.

Рост производства

На предприятиях возрастает количество рабочих и усиливается эксплуатация владельцами. Потакая их интересам, в 80-х гг. нарушается законодательство:

 Отменяется запрет на работу женщин в ночные часы.

 Возобновляется труд детей.

 Инспекторы на фабриках перенимают обязанности полицейских отслеживания наиболее инициативных работников и организацию стачек.

Но исключительно силовые методы не могут подавить нарастающее революционное движение. Среди уступок того времени – разрешение сословию крестьян и мещан на занятость в государственный учреждениях, получение профильного образования и свободный выбор места проживания.

В период спада экономики в 1900-1903 гг. выделяются солидные денежные ресурсы на развитие казенных и частных предприятий. Внедряется механизм концессий при передаче на продолжительное время казенных заказов предпринимателям по более высокой стоимости. Данная норма позитивно влияла на промышленность.

Среди противоречивых действий – отстранение государственного сектора от принципов буржуазного хозяйствования, основанных на извлечении прибыли и себестоимости. Некий дисбаланс создавали оборонные предприятия.

Тормозящие факторы

Представители аристократических кругов и чиновники высшего ранга, влиявшие на значимых людей при царском дворе, высказывали недовольство проводимым реформам Витте. Ощутимое сопротивление оказывал министр внутренних дел В. К. Плеве, социальная политика которого придерживалась устаревших консервативных взглядов с сохранением привилегированного положения дворянства и пережитков феодализма. В противоборстве преобразований и отсутствии таковых на рубеже двух столетий победу одержали не реформы Витте.

Значительно обострил ситуацию мировой кризис значимых отраслей экономики – металлургической и машиностроения. Министра обвинили в неуспехах производства, обозначив разработанный им курс как авантюрный и губительный.

Подобные заявления приводят к его к отставке в 1903 г. Через пару лет он возобновляет деятельность как глава Совета Министров. За заключенный с Японией Портсмутский мир ему даруется Николем II титул графа. Реформирование государства продолжается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зазработка конспекта урока по истории России. В ходе урока рассматриваются реформы Витте С.Ю. и Столыпина П.А. Конспект использовался на открытом уроке. На уроке использовались дополнительные материалы с более детальной информацией о произведенных реформах и личностях самих реформаторов.

  1. Класс: 9 а Дата: 23.12.2014 Предмет: история № урока:
  2. Тема: Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в.
  3. Цели:

Воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся интереса к истории Отечества через различные формы активизации учебной деятельности.

Вид: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный.

Используемые технологии: Клейм-сэпот-куэсчен, тайм пэа шэа

Вспомните в каком состоянии Россия вступала в 20 век? Какие вопросы наше государство волновало больше всего? (Медленное промышленное развитие, тяжелое положение крестьян из-за непосильных выкупных платежей реформы 1861 г.).

Совершенно верно. Все эти факторы отрицательно влияли на развитие какой области? (Экономической).

Иными словами на развитие экономики.

Вопрос развития экономики государства и оставался наиболее важным и острым для России на рубеже XIX – XX в.

И так, о чем мы сегодня будем говорить?

(Об экономике, экономических реформах).

Тема урока: Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в.

Какую цель вы ставите, чтобы раскрыть тему урока?

Верно. Для решения данной цели какие задачи вы ставите перед собой?

(Изучить теоретический материал).

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

И так, в начале XX века к проблеме реформирования экономики подошли с разных сторон. Этим вопросом занимаются два видных реформатора: С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.

Но, не смотря на общую цель – развитие экономики, способы и пути решения вопроса у них были разные. В том, какие именно и были ли они эффективными, в этом вам предстоит разобраться, поработав в группах, применив систему Клейм-сэпот-куэсчен (Мыслительный прием, в котором ученики выполняют задание по алгоритму:

Найди доказательство (обоснование) своего утверждения.

Задай вопрос, касающийся своего утверждения (на который тебе потребуется найти ответ)

и используя учебный материал и дополнительные источники, которые находятся у вас на столах. В ходе работы вы должны представить данные в виде таблицы. Время работы – 10 минут. Далее от каждой группы в течение 3 минут выступит ее представитель.

Ход работы: класс делится на 4 группы по 5 человек.

1 группа: Положение России к началу XX. (Основные проблемы и вопросы развития России к началу XX в.)

2 группа: Сравнительная характеристика России с европейскими странами

3 группа: Способы развития экономики С.Ю. Витте.

4 группа: Способы развития экономики П.А. Столыпина.

3 и 4 группы работают по учебному материалу, т.к. он достаточно раскрывает поставленные группам вопросы.

1 и 2 группам учитель раздает дополнительный исторический материал.

Каждой группе учитель раздает алгоритм работы.

Предлагают утверждения: каким способом тот или иной реформатор развивал экономику.

(Витте – развивал экономику через развитие промышленности, внутренней и внешней торговли, Столыпин – через крестьянскую и аграрную реформы).

Во время самостоятельной работы групп, учитель раздает каждой группе рабочий лист, куда они должны совместно вписывать методы реформирования.

Читайте также: