Науки що вивчають природу природознавство 5 клас конспект уроку

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок биологии в 5 классе.

Разработка учителя биологии Минаева А.А.

Цель: Сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.

- закрепить и расширить знания о естественных науках,

- развивать умение работать с книгой, мышление и речь,

- развивать интерес к предмету,

- пополнить словарный запас учащихся и расширить кругозор.

Оборудование :

2) Карточки и таблицы для заполнения,

4) Тестовые задания.

I . Организационный момент.

- На сегодняшнем уроке мы закрепим и расширим ваши знания о естественных науках и о том, что они изучают, продолжим развивать ваше умение работать с книгой. Если выйти на улицу и осмотреться, то вокруг мы увидим множество разнообразных живых организмов: деревья, кустарники, травы, цветы, птиц и животных. Для кого-то это покажется обыденным, но только не нам. Ведь вокруг столько нерешенных вопросов: почему деревья зеленые, почему некоторые травы пахнут, а другие нет, почему пчела сидит на цветке? Да! Мир живой природы не так прост, как кажется!

Что же такое биология? Биология – это не одна наука, а целая совокупность наук о живой природе. И сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Итак, первая наука - Ботаника (от греческого слова "ботанэ" - трава, зелень). Как думаете, что она изучает? (изучает растения). Следующая - зоология (от греческого слова "зоон" - животное) и тут не трудно догадаться, что изучает она животных. Еще одна наука - Микология (от греческого "микес" - гриб) и изучает она всевозможные грибы. И последняя наука - Микробиология (от греческого слова "микрос" - малый). Если предыдущие науки изучают то, что человеку видно невооруженным взглядом, то микробиология изучает различные микроскопически малые организмы: всевозможные бактерии и вирусы.

Это лишь часть наук, изучающих отдельные группы организмов. Но помимо этого существуют еще и целые разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.

Например экология (от греческого слова "ойкос" - дом, жилище). Она исследует связи окружающей среды с различными организмами и их между собой. Физиология (от греческого "физис" - природа) изучает множество жизненных процессов, протекающих в организмах. Анатомия (от греческого слова "анатоме" - рассечение), изучает строение организмов, то из каких частей он состоит. Чтобы изучить строение клеток, из которых состоит организм и процессы, протекающие в них на помощь приходит Цитология (от греческого - "цитос" - клетка). Помимо клеток живые организмы могут состоять так же и из молекул, а исследует их Молекулярная биология.

Теперь, когда мы поговорили про науки, изучающие живую природу, давайте разберемся как же она устроена. Живая природа подразделяется на царства:

Бактерии – самые древнейшие организмы на нашей планете, появились они около 3,5 млн. лет назад. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Большинство из них использует в пищу готовые питательные или по-другому органические вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах.

Растения. Появились они на Земле примерно 3 млрд. лет назад. Отличительной особенностью растений является то, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества за счет энергии света, из углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы.

Грибы тоже очень древняя группа организмов, но они отличие от растений, не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет и минеральные соли. Это сближает их с большинством бактерий и животных.

Животные. Одно из самых крупных царств живой природы. Они появились на Земле после бактерий, растений и грибов. Практически все животные питаются готовыми органическими веществами, что отличает их от растений и сближает с грибами.

III . Работа по теме. Работа по учебнику.

— Что такое природа?

— Какая бывает природа ? (Живая и Неживая.)

- Сегодня мы должны ответить на вопросы:

- Какие науки называются естественными?

- От какого слова происходит название той или иной науки?

— Что изучают естественные науки? . Как называли природу в старину? (Естество)

- Какие науки называют естественными?

Что они изучают?

Тело — это любой предмет, любое живое существо.

- Что мы называем веществом?

Вещество — это то, из чего состоят тело . Различные тела могут состоять из одного и того же вещества.

— Что отнесём к явлениям?

Явления — это любые изменения, происходящие в природе. Приведите примеры.

1 V . Физкультминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялсь,

Опустили руки вниз.

V Закрепление знаний .

1. Какое общее название имеют все науки о природе?

А) общественные науки, Б) естественные науки, В) гуманитарные науки.

2. Как называется наука о веществах и их превращениях?

А) химия, Б) биология, В) геология.

3. Что изучает наука астрономия?

А) явления природы, Б) строение Земли, В) небесные тела.

4. Какая наука является основой техники?

А) экология, Б) физика, В) геология.

А) геология, Б) география, В) биология.

6. Какое утверждение является ошибочным?

А) орнитологи изучают птиц, Б) энтомологи изучают насекомых,

В) ихтиологи изучают муравьёв.

7. Как называется метод изучения природы, когда учёные проводят опыты

в лабораториях? А) измерение, Б) эксперимент, В) наблюдение.

8. Что НЕ относится к измерительным приборам.

А) рулетка, В) спиртовка, Г) термометр, Д) весы.

9. Что можно измерить при помощи секундомера?

А) время, Б) скорость, В) температуру, Г) длину.

10. Великий шведский учёный, который в 18 веке распределил все растения и

животных по группам, то есть предложил классификацию организмов.

А) Чарльз Дарвин, Б) Карл Линней, В) Владимир Вернадский.

Упр.2 Соотнесите названия наук и их определение. Ответы запишем в таблицу.

1. Астрономия А. Землю, её форму, строение, состав, развитие.

2. Физика Б. живую природу.

3. Химия В. небесные тела

4. Геология Г. вещества и их превращения.

5. География Д. связи м/у организмами и окружающей их средой, между человеком и природой

6. Биология Е.нашу планету: океаны, материки, страны, города, народы, хозяйство.

Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по предмету "Природоведение" (естествознание) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Данный материал будет полезен учителям – предметникам. Урок направлен на формирование представлений о природоведении как об учебном предмете; развитие интереса к изучению естественных наук; воспитание бережливого отношения к природе.

Тема: Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе.

Цели: ознакомить учащихся с науками, которые изучают природу и источниками информации о природе; формировать представления о природоведении как об учебном предмете; развивать интерес к изучению естественных наук;воспитывать бережливое отношение к природе.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник “Природоведение” для 5 класса; раздаточный материал: смайлики для определения настроения, заготовки таблиц (для каждого учащегося) “Естественные науки”, задания для игр “Паучок”, “Найди пару”, разноцветные карточки для игры “Верю, не верю”; карта с обозначением стран под названиями “Физика”, “Химия”, “Биология”, “География”, “Астрономия”, “Экология”; портреты: Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, Эратосфена, Н. Коперника, В. Вернадского; справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы.

Мотивация учебной деятельности
Мир, в котором мы живем, интересный и разнообразный. Человек всегда хотел найти ответ на вопрос: как этот мир устроен? Много сотен лет понадобилось человеку, чтобы побывать во всех уголках планеты, узнать, из чего состоят облака, почва, откуда течет река, почему растет лес, какой возраст имеет Вселенная, какое место занимает Земля во Вселенной.
Изучая элементы природоведения в начальной школе, вы уже открыли для себя много интересного в мире, который нас окружает, сделали первые шаги в разгадывании тайн природы. Дальнейшее изучение этого предмета позволит сформировать у Вас представление о целостности природы и месте человека в ней, усвоить знания о Земле и других небесных телах, составе и свойствах воздуха, воды, форме поверхности Земли и других факторах, влияющих на жизнь на нашей планете.

Актуализация опорных знаний
Вопросы к учащимся:
- Что такое природа? (Природа – это все то, что окружает человека)
- Приведите примеры природы? (Солнце, Земля, человек, вода, воздух, растения, животные. )
- Какой может быть природа? (Живой и неживой)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Живет, рождается, дышит, растет, питается, отмирает)

1. Науки, изучающие природу.
Каждый человек имеет свой взгляд на мир, но каким бы он ни был, человек всегда любовался красотой природы и пытался понять: почему это именно так? Почему небо синее? Куда исчезает вода после дождя? Почему трава зеленая?
Природа постоянно меняется. Все эти изменения в природе называются явлениями. Примеры явлений природы: идет дождь, светит солнце, дует ветер, желтеют листья. Явлений много. Человек пытался их объяснить, предусмотреть, чтобы их не бояться и жить в согласии с окружающим миром. Для облегчения изучения природы ее явления разделяют на группы, объяснением которых занимаются различные науки.
Знание о природе люди накапливали издревле и передавали из поколения в поколение. Без них они просто не смогли бы жить.
В результате познания человеком природы возникли различные науки, которые называются естественными. Сейчас мы с вами заглянем в гости к каждой науке. Осуществляя путешествие, мы познакомимся с местными жителями -учеными, узнаем, чем они занимаются в своих странах, что они исследуют. Каждый из вас получил заготовку таблицы, которую вовремя путешествия вам нужно заполнить самыми важными сведениями. Будьте внимательны. Итак, поехали!



Первая остановка “Физика”. В переводе с греческого означает “природа”. В этой стране ученые-физики изучают физические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их форм, температуры и т.д. Например, движется автомобиль, нагревается вода, летит мяч, горит свет, действует магнит.
Вопрос к учащимся:

- Давайте вспомним, с курса начальной школы, какие еще физические явления вы знаете? (Ответы учащихся)
Первым жителем страны был древнегреческий ученый Аристотель, который утверждал, что тела движутся, только когда на них действует какая либо сила. Уважаемыми жителями страны Физики были Альберт Эйнштейн, Ю. Кондратюк, С. Королев, И. Сикорский, которые помогли развиваться науке Физике.
Едем дальше и следующей нашей остановкой будет страна “Химия”. Химия это наука о веществах и их взаимном превращении. Например, горение угля, гниение листьев.

Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, а какие еще химические явления вы знаете? (Ответы учащихся)

Основателем современной химии считается английский ученый Роберт Бойль. Первыми жителями страны “Химии“ являются Демокрит, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев. С их помощью и многих других ученых-химиков наука Химия развивается и нашу современную жизнь невозможно представить без нее.
Следующей остановкой в нашем путешествии будет страна “Биология”. В переводе с древнегреческого языка дословно означает “наука о жизни”. В стране ученые-биологи изучают биологические явления, которые происходят с живыми организмами. Например, прорастание семян растений, как человек дышит, трава отмирает.

Вопрос к учащимся:
- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете биологические явления? (Ответы учащихся)
Основателем Биологии считают древнегреческого врача Гиппократа. Он был также основоположником медицины. Почетными жителями страны “Биологии” являются Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Чарльз Дарвин, Иван Павлов, Владимир Вернадский и многие другие ученые, которые работали над развитием биологии.
Четвертой нашей остановкой будет страна “География”. В переводе означает “наука о земле”. Явления, которые изучает география, характерны для определенных местностей Земли. Например, ветер, землетрясение, извержение вулкана.
Основателем науки географии считают Эратосфена. Начали географию (сами того не подозревая) купцы-мореплаватели, открывая новые пути выгодные для торговли государства. Это такие, как Марко Поло, Христофор Колумб, и многие другие. А вот уже с XVI в. начиная с экспедиции Фернана Магеллана, который доказал шарообразность Земли, начинается эра исследования.
Следующей остановкой будет страна под названием “Астрономия”, которая в переводе означает “наука о космосе”. Жители этой страны исследуют и изучают астрономические явления, которые связаны с движением небесных тел. Например, смена дня и ночи, движение комет, падения метеорита.
Первым мыслителем этой страны был польский ученый Николай Коперник, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Наиболее известными жителями страны Астрономии считают Джордано Бруно, Галилео Галилея, а также Юрия Гагарина, Леонида Каденюка.
И вот мы с вами добрались до последней страны нашего путешествия, в последнее время нам с вами очень необходимой. Это страна “Экология”. Она возникла совсем недавно. Изучает и исследует Экология взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Основателем “Экологии” считают Владимира Вернадского.

2. Источники знаний о природе.
Упорная работа ученых по исследованию природы принесла весомые результаты. Каждый ученый использует достижения своих предшественников. Узнать о них ему помогают разнообразные справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы и др. Настоящей сокровищницей тел живой и неживой природы является природоведческие музеи.
Сегодня каждый, в том числе и вы, можете ознакомиться с научными достижениями. Для этого достаточно воспользоваться бумажными справочными изданиями либо Интернетом.
Как работать с энциклопедиями и словарями (демонстрируется учителем):
1.Ознакомиться с содержанием издания.
2.Выяснить, какие имеются разделы либо темы, в какой последовательности излагается материал, где искать
информацию, которая вас интересует.
С изобретением компьютера значительно расширились возможности поиска информации. Сегодня для получения необходимых знаний по природоведению пользуются услугами всемирной сети Интернет. С ее помощью можно за считанные минуты получить любую информацию – текстовую, видео, звуковую, картографическую.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами посетили страны, о которых вы знали, которые вы изучали в младшей школе, но не знали их имена.

Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра "Паучок"
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)

Вопросы к учащимся:
- Что мы изучили на сегодняшнем уроке?
- О чем вам было интересно узнать?
- Что вы не поняли из темы урока?
- Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Каким оно было? Каким стало?
- Что вы расскажете своим родителям с того, что изучили на уроке, когда придете домой?
Еще много существует нераскрытых вопросов о природе, окружающей среде, Вселенной! А найдем ли ответы на них, – зависит только от нас с вами, нашей работы на уроках природоведения, а также от желания учиться!
Желаю вам успехов в этом сложном и интересном деле. А я вам в этом буду помогать на каждом уроке!

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Науки, що вивчають природу. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Висновок Природознавство - наука про явища і закони природи. Одні науки природознавства, такі як фізика, хімія, астрономія та ін, досліджують неорганічну природу, а інші, наприклад біологічні науки, вивчають живу природу. Природознавство зачіпає широкий спектр питань про численні і багатосторонні прояви властивостей об'єктв природи, які можна розглядати як єдине ціле. Область пізнання природи природничими науками невичерпна.

194943 194935 194922 194942 194907 194909 194946 194913 194911 194950 194945 194930 194912 194941 194940 194948 194919 194951 194934 194923 194933 194949 194947 194944 194936 194932 194918 194906 194929 194910

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Нажмите, чтобы узнать подробности

- умеют работать в группах, объективно оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

Критерии успеха:

- знать науки о природе

- понимать предмет изучения каждой науки

- приводить примеры достижения наук и их значение для человека

Языковые цели:

Уровень мыслительных навыков:

Критерии оценивания:

самооценка индивидуальной и групповой работы, взаимооценка

Дескрипторы:

- определен в структуре содержания этапов урока

Методы обучения:

активные методы обучения

Дифференциация:

разноуровневые задания при выполнении домашнего задания.

Привитие ценностей:

знания человека - богатство - наука - прогресс

Межпредметные связи:

астрономия, география, биология, экология, химия, физика

Навыки использования ИКТ:

читают, понимают и анализируют PowerPoint

Предварительные знания:

Основные понятия:

наука, вещество, тело (природное, искусственное), явления, прогресс, астрономия, география, биология, экология, химия, физика

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использованные ресурсы

Приветствует учеников. Знакомство.

- С какием же настроением вы пришли на первый урок? (оценивает, делает коррекцию, желает успеха).

Оценивают свое состояние на начало урока.


Начало урока

-Какие науки вы знаете?

( учитель записывает на доске все, что называют ученики)

-Что они изучают? А для чего человеку нужно столько наук?

Объедините науки, которые изучают природу и общество.

К концу урока каждый из вас будет:

-знать науки о природе

-понимать предмет изучения каждой науки

-приводить примеры достижений науки и его значения для человека.

Ученики называют разные науки и результат деятельности


Изучение нового материала.

Наука - это вид человеческой деятельности, направленный на изучение и систематизацию закономерностей природы, общества и самого процесса познания.

- Как называются науки, которые изучают природу? Почему?

Природу в старину называли естеством.

Сделайте предположение, что же изучает естествознание…

Естествознание - это совокупность знаний о природе.

Все науки, которые изучают природу, называют естественными.

- Что изучают естественные науки?

-Они изучают разнообразные природные тела и явления.

Телами, как вы, наверное, помните, называют любые предметы, любые живые существа.

-Как называют предметы, сделанные человеком? Нарисуйте природные и искусственные тела.

ФО. Какие тела вы нарисовали? Почему?

-А из чего состоят тела?

Вещества - это то, из чего состоят все тела.

Явления - это изменения, происходящие в природе. Нарисуйте явление природы, которое вы наблюдали.

ФО. Какие явления вы нарисовали? Где и когда вы их наблюдали?

(наука, естествознание, естественные науки, тело, вещество, явления)

Делают рисунки природных тел и явлений.


Выполнять разные задания интереснее с друзьями. Для этого нужно объединиться и решить, по каким правилам мы будем работать.

Предложите свои правила, которые все будут выполнять.

Записываем все предложения от учеников.

Групповая работа.

-Чтобы это значило? Ваше предположение?


Информация оказалась не полной. Остались отдельные части.

Цель: кто быстрее и правильно соберёт логическую цепочку, т.е. информацию к картинке

При выполнении задания, обратите внимание, как будет оцениваться ваша совместная работа.

определены иллюстрации и соответствующая область науки

определены область науки и происхождение слова

определены область науки и предмет изучения

Выдается разрезанная таблица:

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

возможно от греч. слова

Наука о веществах и их превращениях

Наука о живой природе

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

­­­­­­­­­­­­­­Проверка выполнения задания в группах.

ФО. О чем была информация?

Прочитайте полученную цепочку. Как вы пришли к такому выводу?

ФО. Сделайте самооценку работы группы по дескрипторам. Как вы справились с заданием?

надо еще поработать

Все верно! Молодцы!

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте - вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане с дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

ФО. Какую интересную деталь вы заметили во время выполнения этого задания? Что вы думаете по этому поводу?

(происхождение слов греческое)

Древние греки заложили основы многих наук. Знания греков уточняли, развивали, дополняли, делали новые открытия, изобретения, образовались новые науки. Например, в глубину моря определяли с помощью веревки с узлами, то сегодня - это эхолоты, которые используют знания скорости звука в воде. Наблюдения в древности велись на поверхности Земли, а сейчас наблюдения из космоса уточняют прогнозы изменения погоды, помогают вовремя предупредить людей о предстоящей угрозе.

Науки развиваются, становятся на службе человека.

- Какие современные достижения наук о природе (астрономия, география, биология, экология, геология, химия, физика) изменили наш мир?

- Приведите примеры достижений наук в производстве различных предметов, находящихся в классном кабинете.

ФО. Спасибо, Вы привели очень много интересных примеров, которые показывают, что ученики вашего класса имеют разносторонние знания об окружающем мире.


Зоологія - тварини ; ботаніка - рослини ; цитологія - клітини.

На этой странице находится вопрос Які ще науки, що вивчають природу, ви знаєте?, относящийся к категории Физика. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 - 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Физика. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


1 В) Если кастрюлю накрыть крышкой, то скорость испарения увеличиться 3 Б) Охлаждение происходить за счет испарения воды.


V0 = 5 м / с V = 0 S = (V ^ 2 - V0 ^ 2) / - 2 * a S = V0 ^ 2 / 2 * a a = V0 ^ 2 / 2 * S = 5 ^ 2 / 2 * 25 = 0, 5 м / с S2 = V0 * t - a * t ^ 2 / 2 = 5 ^ 2 - 0, 5 * 2 ^ 2 / 2 = 9 м.


Найдем металл по плотности. По формуле : m(масса) = p(плотность)V(объем) = > p = m / V p = 765г / 90см ^ 3 = 8, 5г / см ^ 3, что по таблице соответствует Латуни.


Чтобы ребёнок не терял равновесие.


Смотри прикрепленный файл.


Ответ : 3, 4×10 ^ 8 Дж / кг×°С.


3. 4 * 10 ^ 8 симвооооолыыыы.


По II закону Ньютона a = F / m, где F - равнодействующая сил, приложенных к телу. А) F = √(15 - 10)² + 10²≈11, 2(Н) = > a = 11, 2 / 5 = 2, 24(м / с²) б) F = 50 - 30 = 20(Н) = > a = 20 / 5 = 4(м / с²) в) F = 30 + 20 - 50 = 0 = > а = 0.

Читайте также: