Конспект это последовательная фиксация

Обновлено: 04.07.2024

В процессе обучения в вузе студенты пишут конспекты, тезисы, рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы; должны приобрести навыки написания отзыва, рецензии, научной статьи, аннотации и др.

Каждый из этих жанров имеет свои особенности и специфические черты. Их композиции и языковому оформлению посвящены специальные учебные пособия и справочники, на которые мы опирались в данной работе и в которых студенты найдут более подробную информацию (Демидова А. К. Письменный научный текст. Оформление научной работы. — М., 1991; Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2001; Борикова JI.B., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000).

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушивания лекции. Конспекты бывают пяти типов: (1) плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); (2) текстуальные (состоящие из цитат); (3) свободные (сочетающие цитаты и самостоятельный текст); (4) тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); (5) конспект-схема (схематическое фиксирование информации — синтагматическое или парадигматическое). Составление конспектов способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Аннотация — это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, время и место издания) в номинативной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; во второй — перечисляются основные положения. Субъект действия в аннотации не называется; он известен из контекста. Активно используются глагольные и причастные конструкции.

Вербицкая А.А.

Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. — М.: Высшая школа, 2001. — 239 с.

В пособии содержатся основные сведения о нормах современного русского произношения, об особенностях происхождения гласных, согласных, их сочетаний, отдельных слов и словосочетаний.

Произносительная норма современного русского языка представлена в виде имеющихся вариантов, определены основные тенденции развития нормы, показаны отклонения от нормы, связанные с воздействием родного языка или диалекта. Включен словарь-справочник нормативного произношения.

Для студентов, преподавателей, учащихся школы, для всех, кто стремится научиться говорить правильно, кому дорога чистота русской речи.

Рецензия — это критический отзыв о конкретном произведении, статье, предполагающий: (1) комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, выраженной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы); (2) обобщенную аргументированную оценку; (3) выводы о значимости работы.

Отзыв дает самую общую характеристику без подробного анализа (в отличие от рецензии), но содержит практические рекомендации.

Примерный план написания рецензий и отзывов

(1) Предмет анализа (В работе автора. В рецензируемой работе. Названная работа позволяет заполнить известный пробел в. ).

(2) Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме. Актуальность темы вполне очевидна. ).

(3) Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы является. В статье рассматривается вопрос о. Обращение к проблеме. вполне обоснованно. ).

(4) Краткое содержание работы.

(5) Общая оценка (Оценивая работу в целом. Автор систематизировал и обобщил материал. Автор углубляет наше представление об исследуемом явлении. Несомненным достоинством работы является. ).

(6) Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение положение автора о том. Работа построена нерационально, следовало бы сократить. Представляется нецелесообразным. Недостатком работы является. Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора. ).

(7) Выводы (Работа может быть оценена положительно. В целом статья имеет важное значение. Работа отвечает требованиям, предъявляемым к научным сочинениям подобного жанра. ).

Реферат — это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.п.). Это самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Структурно реферат должен включать три части: (Г) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы);

(2) описание основного содержания; (3) выводы референта.

Требования к написанию реферата

(1) Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста.

(2) Реферативное изложение должно быть сжатым.

(3) Реферат — это не конспект, он должен содержать оценочные элементы (типа: нельзя не согласиться. автор удачно иллюстрирует. ).

Обобщенная модель реферата

Статья, работа называется (озаглавлена, опубликованная

Тема статьи, работы посвящена вопросу (представляет собой анализ, обзор. )

Сущность проблемы сводится к. (заключается в. представлена как. )

Статья, работа состоит из . (частей, глав, начинается с. заканчивается. )

Во введении формулируются. (представляется освещение вопроса в . литературе)

В начале статьи, работы определяются цели и задачи, далее представлена характеристика проблемы (общая характеристика частей, глав)

В основной части дается научное описание. (затрагиваются вопросы, классифицируются факты, опровергается мнение. )

Автор ссылается на. (примеры, мнения, факты, изложенные в. )В заключении автор подводит итог (делает выводы, утверждает. )

Таким образом, в статье убедительно доказано (получили подтверждение. нашло отражение. )

Основная ценность работы заключается.

Недостатком работы является. (вызывает сомнение, нельзя согласиться с. )

Оценивая работу в целом, можно рекомендовать. (согласиться, не согласиться с позицией автора. )

Оценочные конструкции: В статье представлена точка зрения на. ; содержатся дискуссионные положения; убедительные доказательства; отмечается важность; с теоретической точки зрения это. ; автор убедительно доказывает, что. ; очевидно, что. ; подтверждается; нет сомнения в том, что. ; автор отстаивает точку зрения . ; признает достоинства, отмечает недостатки, критикует, возражает; желательно (целесообразно, полезно) было бы. ; высказать свое предположение.

При характеристике структурных элементов научного сочинения возможны следующие определения:

Проблема: фундаментальная, актуальная, научная.

Вопрос: теоретический, практический, общий, конкретный, важный, спорный, правомерный.

Цель: главная, основная, реальная, поставленная, указанная.

Задача: определенная, ведущая, ближайшая, первоочередная, особая.

Направление: главное, основное, избранное, намеченное, указанное, решающее.

Изучение: практическое, теоретическое, специальное, углубленное, всестороннее, детальное.

Исследование: научное, теоретическое, опытное, фундаментальное, обширное, сложное, ценное.

Путь изучения: верный, правильный, рациональный, спорный, неверный.

Наблюдения: объективные, специальные, непосредственные, проводимые, указанные.

Эксперимент: проведенный, задуманный, констатирующий, уникальный, новый.

Анализ: научный, объективный, всесторонний, исчерпывающий, детальный, сравнительный, точный.

Материал: фактический, собранный, полученный, анализируемый, систематизированный, обширный, достоверный.

Данные: проверенные, точные, косвенные, исходные, убедительные.

Факт: общеизвестный, достоверный, очевидный, бесспорный, спорный.

Информация: полная, исчерпывающая, подробная, новая, текущая, существенная.

Наиболее частотные глаголы при написании рефератов, рецензий, отзывов: рассматривать, анализировать, раскрывать, излагать, показывать, освещать, исследовать, доказывать, пояснять, выяснять, полагать, считать, утверждать, формулировать, констатировать, характеризовать, подчеркивать, ссылаться, опираться, аргументировать, полемизировать, опровергать и т.п.

Для организации связного текста, могут быть использованы такие средства связи: вначале, в первую очередь, предварительно, одновременно, в дальнейшем, далее, в заключение; во-первых, во-вторых, наконец; тем самым, в результате, в силу этого, вследствие того, при этом условии; в частности, между прочим, вообще, следовательно; как было упомянуто выше, как уже отмечалось, как известно; соответственно этому, в отличие от этого и т.п.

К научно-исследовательским работам, выполняемым в вузе, относятся курсовая и выпускная квалификационная (дипломная) работы, научные статьи. Тематика их должна быть актуальной, содержание — отвечающим современным требованиям науки. Подготовка таких работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы, а также имеющегося в этой области практического опыта. Курсовые и особенно выпускные квалификационные работы требуют, как правило, проведения экспериментального исследования и его анализа. Желательны практические рекомендации по внедрению результатов эксперимента в будущей работе выпускника.

Примерная схема построения курсовой работы, выпускной квалификационной работы, научной статьи

(1) Обоснование актуальности научного исследования, соответствие его современному состоянию и перспективам развития отрасли науки и практики (актуальность проблемы).

(2) Обзор литературы по теме исследования, характеристика имеющихся по данной теме теорий.

(3) Выделение конкретного вопроса (предмета) исследования; выдвижение гипотезы.

(4) Обоснование и четкое изложение целей и задач работы, характеристика используемых в ней методов.

(5) Формулировка основных положений, обосновывающих позицию автора в избранной теме.

(1) Описание основного содержания статьи; теоретических подходов к избранной проблеме (в курсовой и дипломной работах).

(2) Иллюстрация автором своих положений.

(3) Для дипломной работы (проекта): экспериментальная часть — описание эксперимента, анализ полученных данных, их интерпретация и обобщение; практические рекомендации по совершенствованию полученных в ходе экс­перимента результатов и перспективах их внедрения в практическую деятельность.

(1) Краткое изложение научного исследования.

(2) Окончательная формулировка выводов.

(3) Список использованной литературы, включая авторские работы (если они есть).

Мы рассмотрели примеры научно-информативной и учебно-научной подсистем научного стиля. Из жанров собственно научной подсистемы научного стиля остановимся на диссертации.

Диссертация — это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени (магистра, кандидата наук, доктора наук). В этой связи основная задача ее автора — продемонстрировать уровень своей научной квалификации и прежде всего умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность тех или иных положений. Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность приводимых сведений. Основой содержания является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей или обобщение ранее известных положений с других научных позиций.

Язык и стиль диссертационной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, чему посвящены специальные исследования [39, 15].

Научно-популярная подсистема научного стиля, т.е. научно-популярная литература в собственном значении адресована широкой аудитории и ставит своей задачей не только распространение на массового читателя, но и формирование у него тех или иных убеждений, что сближает научно-популярную литературу с публицистикой как по функциональным задачам, так и в языковом отношении.

Научно-популярное изложение требует от автора не только высокой научной осведомленности, но и публицистического таланта, умения изложить научные вопросы точно, доходчиво, интересно.

Многие выдающиеся ученые и публицисты оставили нам прекрасные образцы научно-публицистических и научно-популярных произведений: К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, JI.H. Гумилев, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев и др.

1. Назовите черты, отличающие научный стиль от других функционально-стилевых разновидностей языка.

2. Каковы основные стилеобразующие факторы научного стиля?

3. Охарактеризуйте лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

4. Какими жанрами представлен научный стиль?

5. Расскажите о содержательных, структурных и языковых особенностях произведений учебно-научных жанров.

6. В чем специфика жанров собственно научного стиля?

7. Чем отличается научно-популярная литература от других произведений научного стиля? Какие речевые нормы для нее характерны?

1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 2001.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. — М., 2001.

3. Борисова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000.

4. Васильева А.К. Основы культуры речи. — М., 1990.

5. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Письменный научный текст. Оформление научной работы. — М., 1991.

6. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. — М., 1982.

7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1977.

8. Митрофанова ОД. Научный стиль речи: Проблемы обучения. — М., 1976. '

5.1.Сфера функционирования; жанровое разнообразие

Официально-деловой стиль — это совокупность языковых средств, функция которых — обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

Сфера функционирования официально-делового стиля — административно-правовая. Широта этой сферы позволяет выделить по меньшей мере три подстиля (разновидности) официально-делового стиля:

(1) собственно официально-деловой (административно-канцелярский);

(2) юридический (законодательный);

Эти подстили, имея ряд различий, близки друг другу по своим основным характеристикам: (1) точность изложения, не допускающая возможности инотолкований; детальность изложения; (2) стереотипность, стандартизированность изложения; (3) долженствующе-предписывающий характер изложения; (4) объективность; (5) логичность.

Доминирующая языковая функция официально-делового стиля — информативная (предписывающая, констатирующая). Основная форма реализации этого стиля — письменная, типичный вид речи — монолог.

Тексты официально-делового стиля представляют огромное разнообразие жанров: устав, закон, приказ, распоряжение, инструкция, заявление, докладная записка, объяснительная записка, автобиография, анкета, трудовой договор, статистический отчет, доверенность, расписка, характеристика и др.

В сфере деловой речи коммуниканты имеют дело с документом — деловой бумагой, обладающей юридической силой. Соответствующий жанр документа выбирается в зависимости от официально-деловой ситуации. Официальный документ будет выполнять свое назначение, если его содержание тщательно продумано, а языковое оформление безупречно. Постоянные элементы содержания документа — его реквизиты. Сумма реквизитов и их содержательно-композиционная схема составляют форму документа.

Схема обусловленности выбора в осуществлении реализации официально-деловой речи может быть представлена следующим образом [62, с. 219]:

типовая официально-деловая ситуация — жанр документа — форма документа — языковое наполнение документа.

Несмотря на многообразие жанров и форм деловых документов, деловую речь характеризуют некие общие языковые особенности, которые в силу их функциональной обусловленности и постоянства употребления являются функционально-стилистической нормой официально-делового стиля.

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

¾ подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

¾ показывает внутреннюю логику изложения;

¾ содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

¾ отражает отношение составителя к материалу;

¾ может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.

Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.

Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания конспектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

Сформулируй и запиши вывод.

План-конспект может выглядеть как таблица. Например:

Основные вопросы Раскрытие вопросов

Ключевые слова Суть, основная мысль Раскрытие основной мысли Заключение, вопросы, личные отношения

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.

Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.




Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.

Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.

Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Прочитать внимательно текст.

Разделить его на смысловые части - блоки.

Поставить к каждой части вопрос.

Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.

Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.

Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.

Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.

Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.

Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

¾ подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

¾ показывает внутреннюю логику изложения;

¾ содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

¾ отражает отношение составителя к материалу;

¾ может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.

Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.

Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания конспектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

Сформулируй и запиши вывод.

План-конспект может выглядеть как таблица. Например:

Основные вопросы Раскрытие вопросов

Ключевые слова Суть, основная мысль Раскрытие основной мысли Заключение, вопросы, личные отношения

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.

Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.

Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.

Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.

Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Прочитать внимательно текст.

Разделить его на смысловые части - блоки.

Поставить к каждой части вопрос.

Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.

Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.

Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.

Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.

Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.

Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.

  • сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
  • выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
  • использование различных цветов;
  • подчеркивание;
  • заключение в рамку главной информации.
  1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.
  2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа - способы фиксации прочитанной информации.

Один из видов чтения — углубленное — предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем, если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Резюмирование.
Резюме - краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы книги, главные итоги.
Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств - максимум информации. Это обычно одно - три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Информация, полученная путём чтения, предназначается для дальнейшего использования, поэтому её следует фиксировать: делать пометки, подчёркивания, разного вида записи (выписки, план, конспект, конспект-схемы и др.). Рассмотрим перечисленные виды записей более подробно.

Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Рекомендуем:

Выписки следует делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объёме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

Конспект – это последовательная фиксация, отобранной и обдуманной в процессе чтения информации. Конспекты бывают четырёх типов:

плановые - каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта;

текстуальные, состоящие из цитат;

свободные, сочетающие выписки, цитаты, тезисы;

тематические, содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам.

Рекомендуем:

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

Составьте план текста – он поможет вам в логике изложения группировать материал.

Выделите в тексте и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Рекомендуем:

Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные понятия.

Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам.

Читайте также: