В песков весна идет конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР музыка, технология.

АВТОР: Гайворонская Оксана Сергеевна.

ТЕМА : Весна идет.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок.

ТИП: Обобщающий урок.

Цель урока: продолжить знакомить детей с произведениями о весне, с ее приметами, учить чувствовать красоту слова. Учить выразительному чтению, развивать речевые умения; прививать учащимся любовь и бережное отношение к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать музыку.

  1. Развивать устную речь учащихся.
  2. Развивать образное и логическое мышление.
  1. Воспитывать у ребят радость от процесса творчества;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе;

Выбирая педагогический инструментарий моего урока и способ организации учебного занятия, я опиралась на возрастные и психологические особенности учащихся, считаю, что все этапы урока были познавательными, ребята справились с предложенными им заданиями. И достаточно высоко оценили качество урока на этапе рефлексии.

Считаю, что цель урока достигнута, результатом нашей совместной деятельности можно считать коллективное панно и позитивный психологический настрой.

Ход урока (тихо играет музыка).

Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Сергеевна, я поздравляю вас с успешным окончанием самой большой учебной четверти и приглашаю всех совершить путешествие.

Иногда при свете солнца, если зайцы пролетают,

То не стоит удивляться, мухи тоже ведь летают,

Но при этом абсолютно никого не удивляют.

Ребята, а какой зайчик умеет летать?

Проскользнув в глухую чащу,

Там где мрак и злые елки

Хмуро смотрят друг на друга,

Солнце, в мир свой не пуская,

Заяц солнечный промчался

Между ветками мелькая,

Лапы хмурых незнакомок

Светом солнца обжигая.

2. Психологическое вхождение.

Итак, наш солнечный зайчик разбудил лес от долгого зимнего сна. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Послушайте, как композитор Вивальди выразил в музыке неповторимую красоту пробуждающейся природы. (музыка звучит громче).

Учитель: Как звучала музыка? Для ответа давайте воспользуемся словарем настроений.

Ученики: плавно, нежно, игриво, ласково, легко, упруго, отрывисто, задумчиво, задорно, торжественно, величественно, энергично, напевно, светло, неторопливо

Учитель: Какое настроение создала мелодия?

Ученики: печальное, жизнерадостное, грустное, веселое, ликующее …

Учитель: какое время весны (начало, середина, конец) на ваш взгляд можно услышать в отрывке из произведения Вивальди.

Учитель: Закройте глаза и шепотом произнесем слово: “Весна!”

Что вы себе представили?

Ученики: теплое солнышко, зеленая травка, первые цветы, …

Учитель : Чем пахнет весна?

Какого цвета она?

Назовите какие звуки можно услышать весной?

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Весна – это особенное время года. В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

И ручьи по оврагам шумят.

Слышите, какие замечательные слова! Это зажурчал весенний поэтический ручеек. А какие стихи о весне знаете вы?

Ученики: читают отрывки стихотворений о весне.

Наш солнечный зайчик очень любит стихи о весне, давайте прочитаем его любимое стихотворение.

Первичное чтение учителем.

У Весны работы много,

Помогают ей лучи.

Дружно гонят по дорогам

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают всё вокруг.

Из-под снега и травинок

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У Весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

Вам понравилось стихотворение?

Тогда ответьте на мои вопросы, используя строчки из этого стихотворения.

Кто помогает весне? Как лучи помогают весне?

Прочитайте, какие приметы весны перечислены в стихотворении?

Что говорится о поле?

Давайте проверим кто выразительнее прочтет стихотворение, мальчики или девочки. Мальчики читают первую строчку, а девочки вторую и т.д.

Ученики: читают хором.

Учитель: какая строчка стихотворения вам больше всего понравилась, прочитайте! А мне понравилась:

На проталине цветочки золотые расцвели.

А вы видели, как распускаются цветы? Хотите посмотреть (просмотр ролика)?

Давайте представим, что все ребята, лепестки одного большого цветка, который готов распустится.

О каких приметах весны автор забыл упомянуть?

Ученики: о возвращении перелетных птиц.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня …

А вы знаете, как люди готовятся к прилету скворцов?

Вы тоже можете на каникулах вместе с папой приготовить сюрприз для птиц.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей. (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, что говорит мама дочке?

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок.

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы.

Почему не надо рвать цветы?

Учитель: давайте вспомним цветы, которые цветут весной на лесной полянке. Рассмотрите эти цветы.

(На доске рисунки всех перечисленных цветов и розы).– Какой цветок лишний и почему? (Роза – лишняя, так как это – садовое растение)

Один из самых редких цветов – подснежник.

Учитель: Ребята, урок близится к концу, посмотрите на лесную полянку, вам понравился наш урок, украсьте полянку, цветами, а на дереве пусть распустятся листочки.

Составление коллективного панно.

А вот и красавица весна:

Весна (входит весна с букетом цветов):

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Что было для вас новым? Что понравилось? Что вас удивило?

(сюрпризы для детей и жюри)

1. В завершении задание солнечного зайчика.

Расставив цифры с буквами в порядке возрастания, мы прочтем очень важное предложение.

Б – 1 Р – 3 Г – 5 В – 10 Ы – 13 Е – 2 Е – 8 Ц – 9 Е – 4 И – 6 Т – 7 Е – 11 Т – 12

1. Ребята, посмотрите, ветерок перепутал слова в стихотворении Ирины Токмановой. Давайте поставим слова на место.

Верно, очень теплые

(Шагает, тают, видны, весны.)

чтение получившихся вариантов.

Я подснежник рвать не стану!

Он один на всю поляну,

Пусть растет, красуется,

Ясным днем любуется!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему идет дождь и дует ветер

материал, данный в презентации поможет лучше запомнить данную тему.


Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И.


Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творческая мастерская. Весна идет! Весне дорогу!"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония": Г.Новицкая "Подснежник".


Физминутки для глаз: "Матрешки", "Футбол", "А снег идет" и другие.

В апреле 2011 года была на курсах по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Хочу поделиться предложенными мне видеофизминутками.


Ваш ребенок идет в школу.

Полная презентация о подготовке ребенка к школе. Можно использовать на родительском собрании в детском саду или по окончании подготовительных курсов.


Литературное чтение. Дж. Родари "Отчего идет дождь"

На уроке чтения дети учатся различать научные и художественные тексты.

ваш ребенок идет в школу

Советы и рекомендацииродителям будущих первоклассников,а так же ответына часто задаваемые вопросы.

Форма: урок-путешествие

продолжить формировать навык составления плана текста;

развивать речь учащихся посредством пересказа с опорой на план;

расширять кругозор учащихся;

способствовать развитию познавательного интереса.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор , презентация по теме, глобус.

1. Организация класса.

2.Введение в тему.

-Ребята, о каком времени года мы читали произведения на предыдущих уроках? (о весне)

-Ждете ли вы весну?

-Почему люди с нетерпением ждут весну? (весна – время пробуждения природы, все устали от зимней стужи)

-А знаете ли вы, что люди разных уголков нашей планеты ждут прихода весны, и, что в разных странах определяют приход весны по-разному?

- А чтобы узнать, я предлагаю вам совершить путешествие в разные уголки нашей планеты (слайд 1). Вы согласны?

3.Целеполагание (слайд 2 )

-Итак, цель нашего путешествия: у знать, как определяют приход весны в разных местах земного шара.

- Но чтобы совершить такое необычное путешествие, нам обязательно нужен проводник. И в его качестве выступит В.Песков. Давайте поближе с ним познакомимся, и вы поймете, почему мы выбрали именно его. (слайд 3)

- А кроме того, что этот человек - знаток природы нашей планеты, В. Песков – автор текста, с которым мы познакомимся на уроке.

4. Проверка полученных знаний на предыдущем уроке.

5. Основная часть.

-Итак, отправляемся в путешествие. И как самые настоящие путешественники, мы заведем с вами путевой дневник, в который кратко будем записывать все то, что узнаем. (слайд 5) ( открываем учебник на стр. 148, в тетрадь записываем имя автора и название текста.)

-Кто мне напомнит, о чем мы должны узнать в ходе нашего путешествия?

-С помощью глобуса мы будем видеть, какой путь проделываем. Найдем сначала место нашего пребывания и место первой остановки. (показ на глобусе)

- Первую остановку мы сделаем в Женеве, у городской ратуши. (слайд 6,7) (Словарная работа: ратуша - здание, где находится городская власть).

-Прочитав 1 абзац текста, мы найдем ответ, на интересующий нас вопрос. ( чтение учащимся вслух).

- По какому старинному обычаю определяют приход весны в Женеве? Куда записывают дату прихода весны? Давайте сделаем первую запись в наш путевой дневник. ( слайд 8)

-Отправляемся дальше. Следующая остановка – Аляска.(слайд 9).

-Прочитаем следующий абзац, чтобы внести запись в наш путевой дневник. (чтение 2-3 абзаца).

- Каким образом жители Аляски определяют приход весны? С каким природным явлением связан ее приход? (ледоход).

-Запишем заметку в путевой дневник (слайд 10).

- Ребята, а теперь мы отправляемся на самый холодный материк. Кто из вас догадался, о каком материке я говорю? (Антарктида) (слайд 11)

- Давайте прочитаем дальше и узнаем, кто же приносит сюда весну?

- Пингвины Адели - непостоянные жители Антарктиды. С наступлением зимы, эти пингвины уплывают на южные острова, а весной - приплывают вновь на материк. (слайд 12)

-Итак, запишем, кто приносит весну в Антарктиду? (слайд 13).

- А теперь мы на наш материк, в его средние широты. (слайд 14)

(Чтение 5-6 абзаца).

-С прилетом каких птиц жители средней полосы России связывают приход весны? (Грач, жаворонок (слайд 15)).

-Перечислите, опираясь на текст, и других гонцов весны.

-Только ли перелетные птицы предчувствуют приход тепла?

-Как реагируют на приход весны домашние, городские и лесные птицы?

-Давайте внесем последнюю заметку в наш дневник.

-Вот наше путешествие и подошло к концу. Выполнили ли мы поставленную перед нами задачу? Выполнили, так как узнали и записали нужную информацию).

Можем ли мы теперь с уверенностью сказать, что весна - долгожданное время года и ее приход в разных уголках определяют по-разному.

- Я предлагаю вам сейчас самостоятельно перечитать текст и, опираясь на наш путевой дневник, попробовать себя в роли телеведущего. (учащиеся готовятся к пересказу и несколько человек пересказывают. После - анализируем, у кого получилось лучше и почему).

6. Итог урока. Оценивание.

- Понравился ли вам урок? Что нового узнали?

7. Домашнее задание:

- Я предлагаю поделиться знаниями, полученными на уроке, со своими близкими. Пусть они оценят вас словесно, а их оценками вы поделитесь на следующем уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Путь Василия Пескова начинался с расширенных подписей под собственными ч.

Путь Василия
Пескова
начинался с
расширенных
подписей под
собственными
черно-белыми
фотографиями…

Василий Михайлович ПесковПосле окончания школы и Воронежской школы киномехани.

С 1995 по 1997 год вёл эту передачу самостоя- тельно. С 1999 по 2003 год б.


Т



грач

поющий скворец


Март – это месяц, когда зима медленно, нехотя и с большим трудом отказывается.

Март – это месяц, когда зима медленно, нехотя и с большим трудом отказывается от своих прав.
Эта сложная борьба аллегорично показана на мирной и лирической по настроению картине.
На ней все очень мирно и пасторально – очаровательный деревенский пейзаж, улочка, полностью
засыпанная снежным покрывалом, протоптанные людьми и животными тропинки, наезженные санями
следы. По дороге легкой рысцой скачут кони с юными всадниками, а немного выше на ней резвится
славный рыже-белый жеребенок-подросток, ловко уворачиваясь от наседающей на нее игривой
собачонки.
То, что на полотне запечатлен уже весенний месяц, и вот-вот по улицам потекут звонкие ручьи, говорит
только одно малозаметное обстоятельство – теплый солнечный свет. Он заливает все вокруг, заставляя
предметы отбрасывать холодные голубовато-фиолетовые тени.
Ветви чистых от снега деревьев и их стволы он окрашивает в золотисто-лимонные оттенки, которые
контрастно выглядят на фоне использованных во всех других местах холодных тонов и красок.
Кроны на самых верхушках тронуты нежным сиреневатым цветом – это под влиянием пригревающего
солнца набухают первые почки.
О приближении весны говорит и чистое небо. Оно еще не приобрело того насыщенного бирюзового
оттенка, характерного для весны, но уже утратило типичную зимнюю окраску цвета свинца. Не осталось
ни следа от мрачности зимы. От всего полотна исходит спокойствие, ощущение счастья и предчувствие
скорого возрождения и расцвета природы.
Талантливый пейзажист использовал в этой картине грамотные приемы, позволяющие передать объем,
цвет и даже фактуру снега. Глядя на дорогу с колеями и следами, просто физически ощущаешь все еще
морозный воздух, слышишь скрип снега под копытами лошадей, теплые лучи солнца на своей коже.
В этом и заключено предчувствие весны.

Краткое описание документа:

В помощь учителю коррекционной школы 8 вида при проведении урока по произведению В. Пескова. Презентация содержит биографические сведения, фотографии автора, текст произведения, который иллюстрирован интересными и познавательными фотографиями.

Конспект урока чтения для учащихся 6 класса
Тема: "Весна шагает по планете" по тексту В. Пескова "Весна идет".
Форма: урок-путешествие
Цели урока:
познакомить учащихся посредством чтения текста В. Пескова "Весна идет" с особенностями встречи весны в разных уголках земного шара;
продолжить формировать навык составления плана текста;
развивать речь учащихся посредством пересказа с опорой на план;
расширять кругозор учащихся;
способствовать развитию познавательного интереса.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация по теме, глобус.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. 2. Введение в тему.
Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране, мы узнаем много нового и интересного, побываем в интересных местах, а потом расскажем о своих впечатлениях родным и друзьям. Но природа открывает свои тайны только добрым сердечным людям.
-Ребята, о каком времени года мы читали произведения на предыдущих уроках? (о весне)
-Ждете ли вы весну?
-Почему люди с нетерпением ждут весну? (весна - время пробуждения природы, все устали от зимней стужи)
-А знаете ли вы, что люди разных уголков нашей планеты ждут прихода весны, и, что в разных странах определяют приход весны по-разному?
- А чтобы узнать, я предлагаю вам совершить путешествие в разные уголки нашей планеты (слайд 1). Вы согласны?
3. Целеполагание (слайд 2 )
-Итак, цель нашего путешествия: узнать, как определяют приход весны в разных местах земного шара.
- Но чтобы совершить такое необычное путешествие, нам обязательно нужен проводник. И в его качестве выступит В. Песков. Давайте поближе с ним познакомимся, и вы поймете, почему мы выбрали именно его. (слайд 3)
- А кроме того,


Урок познакомит учащихся с новыми словами и понятиями, будет совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом.

Описание разработки

Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет”.

Задачи:

Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;

Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;

Систематизировать знания о предложении, о частях речи.

Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;

Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.

Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.

Оборудование: тексты произведений о весне выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели” и произведение П. И. Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок - и смолк.

На меня все посмотрели,

На друзей все посмотрели,

И за парты тихо сели.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

– Сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Такой урок называется интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку: (сл 2)

Когда это бывает? (Весной)

Эпиграфом к уроку прочитаем строки А. Толстого на доске хором

– На уроке мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним её с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним всё, что мы знаем о предложении и о частях речи.

III. Основная часть.

Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости!

Г. Ладонщиков “Весна”

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня …

Улеглись в полях метели

В свои белые постели.

И весна идёт повсюду

Гонит зиму со двора.

Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они? (показ на экран) убавить звук

- Правильно это птицы. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуются своим пением.

– А сейчас вам два цветка загадают загадки, а вы отгадайте и назовите их?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (Это подснежник) (сл 5)

Весна: – Верно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

МКОУ Новоспасская СОШ

интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 4 классе

Учителя начальных классов

I кв. категории

Кравченко Н.А.

апрель 2014 г.

Тема: Чтение – "Весна идет" и обобщение знаний о предложении и о частях речи. 4-й класс (1сл.)

Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет”.

Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;

Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;

Систематизировать знания о предложении, о частях речи.

Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;

Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.

Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.

Оборудование: тексты произведений о весне выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели” и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок - и смолк.

На меня все посмотрели,

На друзей все посмотрели,

И за парты тихо сели.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

– Сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Такой урок называется интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку: (сл 2)

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)

Эпиграфом к уроку прочитаем строки А.Толстого на доске хором

– На уроке мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним её с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним всё, что мы знаем о предложении и о частях речи.

III. Основная часть.

Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости!

Г. Ладонщиков “Весна”

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня …
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду
Гонит зиму со двора.

Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они? (показ на экран) убавить звук

- Правильно это птицы. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуются своим пением.

– А сейчас вам два цветка загадают загадки, а вы отгадайте и назовите их?

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Это подснежник) (сл 5)

Весна: – Верно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком. (Это одуванчик) (сл 6)

– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе. ( присаживаются)

Учитель: - Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по – человечески, доброжелательно и красиво.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему? Что изменяется с приходом весны. ( Птицы поют, солнце ярко светит)

- Назовите, весенние месяцы.

А кто знает пословицы о каждом месяце? (ученики называют)

-Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

-В апреле земля преет.

-Сухой март, да май мокрый – дают хлеб добрый.

-Зима весну пугает, да сама тает.

-Матушка весна всем красна.

-Птица радуется весне, а младенец матери.

-Увидел грача - весну встречай.

– Какое стихотворение Алексея Плещеева о весне вы знаете?

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1.) Работа в тетради. ( число, классная работа)

– Откройте свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку.(сл 7)

Вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением и запишем слова на это правило. Эти слова нам встретятся в текстах. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

З . лёный, скв . рцы, л . сточки, д . лёкая, нар . дилась, з.лень, в.сенние, м.сяц.

Проверим свою работу с тем, что написано на слайде, называя проверочные слова и какой частью речи являются эти слова? Какое слово лишнее?

2.) Работа с 1-м текстом.

Сейчас мы будем читать и разбирать тексты о весне. Взяли карточку № 1.

а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.

– Почему говорят, что “март– это особенный месяц года”?(зима не хочет сдаваться….) (сл 8)

– Как всё изменилось вокруг с приходом весны? (ожил лес, деревья, птицы щебечут, солнце греет дольше и теплее)

б) Повторное чтение текста вслух по абзацам “цепочкой”(4 ч)

- Вы обратили внимание, что текст дан без названия. Давайте попробуем озаглавить.

в) Озаглавливание текста.

– “Весна пришла”, “Начало весны”, “Голубой март”.

г) Ответы на вопросы

– Как изменилась неживая природа с началом весны? Какое стало небо?(небо голубое, стало выше, греет солнце)

– Как ведут себя живые существа?( птицы щебечут)

– Почему март называют голубым? Докажите. (потому что всё стало светло,всё голубое – снега, дали, льды и т.д.)

д) Выборочное чтение

– Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.(ожил лес, но ещё не одет)

– Найдите слова, которыми описывается первая зелень.( чуть дымится первая зелень……)

– Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищения тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.

– Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.

е) Работа с предложением.

Наконец-то пришла долгожданная весна!

– Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное), по интонации? (восклицательное), по составу? (простое)

– Разобрать по членам предложения. Найдите и выпишите глаголы неопределённой формы.

– Значит о чём мы прочитали в этом тексте? Что узнали? (О начале весны, об изменениях в природе…….)

–Правильно. Мы прочитали рассказ о начале весны, о её признаках, об изменениях в природе с приходом весны …

и скажите, можно ли отнести его к нашему тексту. ( лес ожил, небо голубое,)

В.Татаринов “Весна близка”

Розовый, берёзовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клён раздет.
Ветер невидимкою,
Плачет и поёт,
В синем небе льдинкою
Облачко плывёт.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка!
Покружит, уляжется
И растает снег …
Это только кажется,
Что зима навек!

- Вот каким увидел поэт приход весны.

V. Физминутка. (сл10)

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад.

3) Работа над 2-м текстом. ( Парная работа)

А сейчас послушаем другой рассказ и скажем, к какому периоду весны он относится.

а) Чтение текста сильным учащимся.

– Скажите, к какому периоду весны он относится? ( Весна в полном разгаре)

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам

-Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом?( распустились первые вес.цветы, над растениями порхают бабочки)

– Этот текст без названия. Как его можно озаглавить?

– “Разгар весны”, “Весна-красна”, “Весенние краски”

в) Чтение текста учащимися про себя

г) Ответы на вопросы с тексту с выборочным чтением.

– Каким теперь стал лес? (преобразился полностью) Как?

– Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте и запишите их в тетрадь самостоятельно.

(Зелёный, жёлтый, голубой, малиновый, коричневый, сиреневый, бордовый, оранжевый, розовый, лимонный, чёрный, серебристый.)

Какой частью речи являются эти слова? В каком числе они стоят?

- Вот видите, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила весну ( прилагательными), оживила всё вокруг.

5.) Найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и выражения. Запишем их в тетради.(парная работа)

Изумрудные листочки, величественная ель, зелёные кружева.

Как эти пары слов называются в русском языке? Что такое словосочетания? Из каких частей речи они состоят? (прилаг+сущ)

- Разбор как часть речи слова – прилетела.( нф-прилететь, I спр, п.в, 3 л, ед.ч, ж.р., сказуемое) с комментированием.

7.) Только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Художники особенно чувствуют картины родной природы. (сл 11)

- Что вы видите ребята на картине, что изобразил художник?

- Да, мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревенским домом, нераспустившими берёзами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.

- Послушайте стихотворение Э. Мошковской, а о чём оно догадайтесь и потом скажите, есть ли это на картинке.

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он уже не белый,

Старый и добрый.

- ПРАВИЛЬНО. Серый снег на картинке. Какая часть речи здесь в основном используется? Перечислить какие запомнили.

- Смотря на эту картину, составьте любые предложения о весне, используя разные части речи.

(Наступила долгожданная весна. Белый снег потемнел и начал таять. Потекли весёлые ручьи. На деревьях сидят грачи) Запишите любое.

8) Творческое задание в группах.

Я раздаю всем по предложению. Вам нужно составить связный рассказ.

1 группа Ранняя весна.

Наступает радостное время года.

Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.

Синее небо высокое.

По небу плывёт лёгкое облачко.

В вершинах деревьев шумит весенний ветер.

2 группа Приход весны.
Светит яркое солнце.
По небу бегут голубые облака.
На деревьях появляются зелёные листочки.
Из тёплых стран прилетают птицы.

Чтение стихотворения П. Соловьёва “Подснежник”

В саду, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?”

VI. Итог урока

- Итак, о чём мы сегодня говорили? (о весне, какая бывает в начале периода и в самом разгаре)Что мы писали? ( предложения, повторили части речи, разбор как часть речи)

- Что нового узнала гостья весна. (Сколько много пословиц, стихов знают о весне.) И я призываю вас беречь, любить и охранять природу.)

Читайте также: