Конспект урока чтения медведь и пчелы башкирская народная сказка

Обновлено: 07.07.2024

Цель: обобщение ранее полученных знаний.

  1. Систематизировать знания о сказках;
  2. Развитие целостности восприятия на основе упражнения в собирании разрезных картинок, памяти на основе упражнений воспроизведения материала;
  3. Повышать интерес к чтению.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: презентация, пазлы по сказкам, карточки с буквами, картинки по сказкам, костюмы животных.

- Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.

Там зло с добром не уживается,

И победит всегда добро.

Как же эта страна называется?

Догадались, наверно, давно?

- Конечно, это необыкновенная страна – страна сказок (слайд 1)

- Кто мне напомнит, как называется раздел, который мы недавно закончили изучать? (чудесный мир сказок)

- А вы любите сказки? Почему вам нравится слушать или читать сказки? (в сказках разные чудеса: хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

- А что это за литературный жанр – сказка? (это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического; сказка обязательно чему-то учит)

- А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, про животных)

- Ребята, а кто сочиняет сказки? (сказки сочиняют писатели и народ)

- А как называются сказки, которые написали сочиняет народ? (народными)

- А как называются сказки, которые написали писатели (литературные)

- О сказках даже сочиняют стихотворения, и одно такое нам приготовили ребята: (_______________________________)

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

- Так как вы думаете звучит тема нашего урока? (ответы детей)

- А сейчас мы проверим вашу память, вспомните ли вы сказочных героев. У вас на партах лежат конверты. В каждом конверте лежат пазлы. Угадаете ли вы что это за сказки?

1 парта – Лиса и тетерев.

2 парта – Медведь и пчелы.

3 парта – Овечка и волк.

4 парта – Колобок.

5 парта – Лиса и журавль.

6 парта – Лиса и куропатка.

- А как вы думаете, сказки которые вы отгадали из конвертов, они какие? (народные)

- Ребята, хотите знать с какой сказкой мы сейчас встретимся? Обратите внимание на доску, все буквы перемешались, кто поставит их в правильном порядке и прочитает название сказки? (Лиса и журавль)

- Давайте откроем наши учебники на странице 80. Какого народа эта сказка? (русская)

- Найдите в тексте и прочитайте, чем же угощала лиса журавля? А что приготовил журавль на обед?

- В этих сказках присутствовал такой персонаж как лиса – а какая она? (ответы детей)

- Одинаковый характер у нее в этих сказках? А в каких еще сказках данного раздела мы встречали лису? (Лиса и тетерев, Тигр и лиса)

- Давайте сделаем маленькую остановку в нашем путешествии и немного отдохнем: (дети повторяют описываемые движения)

Давным–давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался.

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

- Продолжаем наше увлекательное путешествие. Напомните мне пожалуйста, какая сказка досталась в пазлах 2 парте? (Медведь и пчелы)

- Я предлагаю вспомнить ее (страница 87).

- Что же так любил есть медведь?

- Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост?

- Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем?

- Забрал ли человек мед у пчел? Почему? Подтвердите свой ответ текстом.

- О чем попросили пчелы человека?

- Чему учит эта сказка?

- Я знаю, что вы любите загадки, поэтому постарайтесь отгадать героев следующей сказки:

Будто облако резвилось

И на травку опустилось.

Спинка вся в густых колечках,

Бродит по траве … (овечка)

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кото-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - … (волк)

- Что посоветовала овечка волку?

- Что же с ним произошло?

- К сожалению мы остановились не на всех сказках данного раздела. В каких же сказках мы не успели побывать? (Храбрый баран, Лиса и тетерев, Тигр и лиса, Куцый хвост, Глупый котенок) Но ведь вы их помните?

- Ребята, а ведь сказки нас чему то учат, помогают нам. Вот на доске даны слова, как вы думаете, какие из них лишние? Почему?

- Вот и подошло наше путешествие к концу. В этом разделе мы читали много сказок разных народов. Ребята, а какая сказка вам понравилась больше всего? Почему именно эта сказка?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:


ма зма взма взмах взмах-нул взмахнул за-пу-та-ют-ся запутают.

ма зма взма
взмах взмах-нул взмахнул

 Медведь и пчелы. Жил-был медведь.

Медведь и пчелы.

1. Что любил есть медведь? 2. Почему пчёлы не могли его ужалить? 3. Для чего.

1. Что любил есть медведь?
2. Почему пчёлы не могли его ужалить?
3. Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост?

4. Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем? 5. Забрал ли человек мед у п.

4. Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем?
5. Забрал ли человек мед у пчёл?
6. О чём пчелы попросили человека?

7. Чему учит эта сказка?На добро отвечают добром.

7. Чему учит эта сказка?
На добро отвечают добром.

Жил-был медведь. Хвост у него был длинный-предлинный и пушистый.Пчелы пытаютс.

Жил-был медведь. Хвост у него был длинный-предлинный и пушистый.
Пчелы пытаются ужалить его, да не могут.
Влез человек на дерево, взмахнул топором и отрубил хвост медведю.
- Возьми нас к себе. – сказали пчелы .
С тех пор пчелы стали жить у человека и кормить его медом.
Однажды пришел в лес человек.
1
2
3
4
5
6
Прочитайте отрывок из сказки и расположите предложения в правильном порядке

Знакомство с профессией. Кто разводит пчел? Пчеловод (пасечник.

Знакомство с профессией.
Кто разводит пчел?

Пчеловод (пасечник) - это специалист, который занимается разведением пчел и содержанием пчелиных угодий, а также получением продуктов пчеловодства.

Он ухаживает за пчелами, формирует новые пчелиные семьи, собирает продукты пчеловодства (мед, воск, соты, маточное молочко, пергу, пчелиный яд, прополис, пыльцу), обеспечивает зимовку насекомым и ремонт ульев.

В работе пасечник использует
специальную защитную одежду,
дымарь, пчеловодный нож и
медогонку (для быстрой откачки меда).

Цель создание оптимальных условий для формирования духовно – нравственного развития детей младшего дошкольного возраста, через художественно-эстетическое направление посредством драматизации башкирской народной сказки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

для воспитанников младшей группы

в рамках городского конкурса

Подготовила и провела:

Галимова Гульназ Зайтуновна,

первой квалификационной категории

Согласовано: старший воспитатель

2019 - 2020 учебный год

Цель: создание оптимальных условий для формирования духовно –

нравственного развития детей младшего дошкольного возраста,

через художественно-эстетическое направление посредством

драматизации башкирской народной сказки.

учить понимать речь взрослых, формировать умение детей слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, через театрально-игровую деятельность с наглядным сопровождением;

продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

познакомить с башкирской пословицей;

поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности;

побуждать детей отзываться на игры-действия, подражать движениям животных;

познакомить со свойствами мёда: цвет, запах, тягучесть;

создавать условия для проявления познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности.

привлекать детей к активному участию в изготовлении пчел;

развивать умение детей разыгрывать башкирскую сказку с использованием атрибутов;

развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них;

развивать фантазию, воображение;

развивать речь в процессе наблюдений.

поддерживать желание участвовать в театрализации сказки;

воспитывать чувство радости, желание слушать сказку;

вызывать эмоциональную отзывчивость: восторг, восхищение, радость, удивление в ходе исследовательской деятельности;

воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе;

воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе: взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу.

Приоритетная образовательная область:

Методы и приемы:

Словесный: загадка, беседа, башкирская пословица, художественное слово.

Наглядный: показ иллюстраций, игрушек.

сюрпризный момент (Лесная книга башкирских сказок)

Практический: соберем пчелок.

Материал и оборудование:

- звери, деревья, елки – клубочки;

- цветочки для поляны;

- подносы по количеству детей;

- баночка с медом;

Форма организационной деятельности: групповая

Место проведения: групповая комната.

Заходит воспитатель с детьми, здороваются с гостями.

На полу лежат клубочки.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это? (подходят с детьми смотрят)

Предполагаемые ответы детей: Шарики, мячи, клубочки

Воспитатель: Да это клубочки. Почему они здесь лежат?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Давайте мы их соберем в корзину. Откуда они интересно

Предполагаемые ответы детей:

Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа — липовый, цветы — цветочный и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется наша Республика? (Башкортостан). Чем богата наша Республика? (здесь много полезных ископаемых, природа Башкирии очень красива и богата).

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

Над цветами летает,

— Что домой ты принесла?

— Мед, — ответила пчела

Далее воспитатель делит детей на две подгруппы, одна — дикие пчелы, другая — домашние. Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом с человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.

К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно,

А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно.

Но мне и дела нет до вас — пришел моей работы час!

Я не страшнее волка старательная пчелка.

Воспитатель: Пчелки (обращается к домашним пчелам), где вы живете?

Ребенок: Мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов — растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, ухаживают за нами пчеловоды.

Воспитатель: А как живется диким пчелам?

Ребенок: Мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.

Воспитатель: Каковы еще ваши отличия?

Ребенок: Мы, домашние пчелы, крупнее диких, и меда носим больше, но болеем чаще. Ребенок: А мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мы размножаемся (роимся) отделяется новый рой — он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется — бортник, сбор дикого меда — бортничество.

Ребенок: А нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там. Воспитатель: Пчелки труженицы, куда же вы носите свой мед?

Ребенок: Нам, домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их), мы их растягиваем и носим туда мед.

Ребенок: А мы сами делаем соты.

Воспитатель: Кто главный в пчелиной семье? (Пчела — матка, она хозяйка улья). Воспитатель: Для чего нужен мед?

Ребенок: Для нас, пчел, это пища, а для человека — мед это ценный продукт питания, а также лечебное средство от многих болезней.

Воспитатель: Пчелки (обращается к диким), у вас есть враги?

Ребенок: У нас их много — медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят.

Друг за другом полетели.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:

1. Мед собирается по каплям;

2. Пчела приносит и радость и сладость;

3. Любишь мед, люби и хлопоты;

4. Мед исцеляет от многих болезней.

Воспитатель читает сказку.

После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с медом. Ребенок читает стихотворение.

Вьется над цветком

Нектар в нем собирает

Свою добычу в улей

Пока не село солнце,

Полосочки на тельце,

Прозрачных два крыла

Попьем мы чаю с медом,

Раз трудится пчела.

Воспитатель раздает детям травяной чай с медом. Дети пьют чай и наслаждаются его ароматом.

Читайте также: