Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе интересное рядом

Обновлено: 03.07.2024

Описание материала: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные опыты помогут детям по другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
- ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей)
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символом.
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывешиваются соответствующие символы.
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха.
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара и буду его нагревать. (опыт демонстрируется в системе онлайн). Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей).
- Какой вывод можно сделать?
-Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара?
- обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
- Что Вам напоминает твердый сахар?
- А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

Цель : развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Оборудование : на каждого ребенка - 2 яйца, 2 бумажные салфетки, 1 текстильная салфетка, ложечка, стека, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, блюдце 2 шт., яичная скорлупа, клей, заготовки для аппликации.

Восп. Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

Восп. Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о яйце (достает из корзинки яйцо и показывает детям) .

Восп . Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.

Восп. А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (ответы детей) . Яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний и помогают похудеть. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

Восп . Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей) . Их несут только куры? (ответы детей) . Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Восп. Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Восп. Ребята, давайте еще раз посмотрим на яйцо. Назовите, пожалуйста, его внешние признаки (ответы детей) . А вы бы хотели посмотреть, что внутри яйца? (ответ детей)

Восп. Для этого нам нужно провести опыты, вы согласны? (ответы детей)

Восп. Как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (ученые) . А где они проводят свои опыты? (в лабораториях) . Для проведения опытов нужно одевать защитную одежду и знать правила безопасности во время экспериментирования. Вы знаете правила? (ответы детей) .

Дети повторяют правила. Одевают фартуки. Проходят за столы для проведения опытов.

Восп. Ребята, возьмите в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит (ответы детей) . Что мы видим в центре (ответы детей) . Какой желток? (желтый, круглый….) . Что вокруг желтка? (ответы детей) . Какой он? (прозрачный с желта, жидкий, принимает форму сосуда) . Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Возьмите стеки и попробуйте проткнуть желток. Что получилось? Почему? (ответы детей) . Желток - жидкая масса в тонкой пленке. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая) .

Ребята делают вывод : яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).

Восп. Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что мы видим? (ответы детей) .

Делаем вывод : в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды) . Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

А теперь, давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что увидели? (яйцо плавает посередине) .

Итак, сделаем вывод : в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.

Восп . Ребята я немного устала, а вы? Давайте отдохнем?

Воспитатель обращает внимание на стакан с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения (в стакан с газированной водой погрузили яйцо) . Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить? (что станет с яйцом) .

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой) .

Восп . Какой можно сделать вывод? (газированная вода разрушает скорлупу, краска остается на поверхности яйца). Дети высказывают свои предположения, почему так произошло.

Восп. Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей) .

Восп. Сейчас давайте обратим внимание на скорлупу, скорлупа, ребята, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки (показ иллюстраций) .

Восп. Ребята, вы, как настоящие ученые, провели опыты, а теперь я предлагаю вам побывать в роли народных умельцев и сделать красивую аппликацию из яичной скорлупы.

Восп. Ребята, для выполнения этой работы вам понадобится ловкость рук. Давайте разомнем наши пальчики.

Восп. Ребята, какие вы молодцы. Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей) . Что больше всего вам понравилось? (ответы детей) . Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей) . Скажите, можно ли пить газированную воду?

свойствах и кач ествах, о результата х их в заимодействия д руг с другом.

Воспитательны е задачи : Воспитывать правила безо пасного о бращения с

веществами, со блюдать меры предосто рожности и оце нивать степень опасност и.

Совершенствовать навыки сот рудничес тва, коллективн ой работы, и позитивны х

Це левые ориентир ы на этапе з авершения дошкольног о образ ования :

- способен сотр удничать и выпол нять функц ии в совместно й деятельности

- обладает развит ым воображе нием, различает условную и реальную ситуа ции

- умеет подчиняться разным правилам и социаль ным нормам

- достаточно хорошо владеет устн ой речью , может выражат ь свои мысли

- любознательн ый, интересует ся причинно – следственн ыми связями, склонен

- способен к принят ию собственн ых решений, о пираясь на свои знания и ум ения.

Одноразов ые фартуки, шап очки, пипетк и по количе ству детей, ватн ые палочки,

стакан, тарелка, большой подн ос, 12 маленьки х тарелочек, картофелина и я блоко,

порезанные на12 кусочков, йод меди цинский, раств ор уксусной к ислоты; маке т

Вводная часть ( мотивационный, подготовител ьный этап ) .

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращаетс я в

исследователь ский ин стит ут, а мы с вами в научных сотрудни ков. Я в стар шег о

научного сотрудн ика, а вы в младших . У нас сегодня с вами особенная профес сия

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.

-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.

-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Материалы и Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.

Организационный момент

Воспитатель:Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, покажите мне какое у вас настроение. Мое хорошее настроение плюс ваше хорошее настроение.

Воспитатель:Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

Воспитатель:Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель:Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.

Воспитатель:Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

Воспитатель:А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

Воспитатель: Давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде. (надевают халаты)

Воспитатель:Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.

-Здравствуйте профессор! (тишина)

-Странно, почему-то его нет?

(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)

Видео профессора №1

Профессор: Добрый день, Екатерина Андреевна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. (Звучит сигнал, видео исчезает)

Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с вами

великолепно справимся. Дети находят конверт.

Воспитатель: Прежде чем вам преступить к выполнению заданий я предлагаю вам разделиться на две команды.

Воспитатель достает лист с первым заданием и читает его.

Воспитатель: Ребята здесь загадка давайте отгадаем.

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Это в небе… (Радуга)

- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга? (слайд)

Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)

Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.

1.Раскрась шнурок цветными фломастерами как показано на рисунке.

2.Понемножку поворачивай его, чтобы прокрасить со всех сторон.

3.Наполни бутылку водой до линии.

4.Отпусти шнурок в воду.

5.Чтобы он не упал внутрь, свободный конец шнурка обвяжи вокруг горлышка бутылки.

6.Проследи за результатом.

Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана, (читает задание). Ребята здесь еще загадка давайте отгадаем.

Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)

Воспитатель: Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.

Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)

Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.

Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще одна подсказка от профессора.

Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды

Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например? (воду)

Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.

Воспитатель:

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.

Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?

Воспитатель: А почему так получилось?

Воспитатель: Вам понравился наш опыт?

Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

Итог. Рефлексия.

Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?

Читайте также: