Конспект экскурсии для детей с овз средняя группа

Обновлено: 02.07.2024

Цель: активизация речевого общения, социализация детей в коллективе сверстников.

- развивать основной ряд познавательных процессов, мелкую моторику, усидчивость, логическое мышление, зрительную ориентировку в плоскости листа;

- учить работать в детском коллективе;

- воспитывать терпеливость, отзывчивость, аккуратность, партнерские отношения, культуру общения.

Форма работы с детьми: коллективная

Ход встречи

Педагог: Ребята, давайте образуем круг.

Мы построим с вами круг

Слева - друг и справа - друг

Никуда не выходи

Я открою вам небольшой секрет «В круге доброты все становятся добрее, внимательнее, терпеливее друг к другу.

Мы пойдем сегодня в лес,

Там полным-полно чудес

Ушки, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

Ребята, а скажите, кто из домашних животных является самым преданным и верным другом человека?

Ответы детей: собака, кошка.


Ответы детей с указанием и отслеживанием пути по бланку.

Педагог: здорово. А скажите, какие деревья чаще всего растут в лесу?

Ответы детей: елки, сосны, березы.

Педагог: все верно, и . и . могут расти в лесу, а на нашей полянке лесной выросли ели. . Посмотрите на эту полянку. Чего не хватает у елей?

Ответы детей: палочек


Педагог: Ребята, у елей не дорисованы стволы. Давайте дорисуем! Но прежде чем работать с карандашами и ручками, нужно сделать зарядку для пальцев рук.

- Повторяйте за мной движения и слова.

Под высокой сосной (пальцы правой руки широко расставлены)

Сидит зайка косой (указательный и средний пальцы левой руки показывают уши зайца)

Под другою сосной (пальцы левой руки широко расставлены)

Сидит зайка другой (указательный и средний пальцы правой руки показывают уши зайца)

Повторить 2-3 раза

- Теперь можно брать в руки маркер - это жирный фломастер и выполнять задание.

- ___ дорисуй стволы у всех елок, а мы посчитаем их.

- А что же не дорисовано у солнышек?

- ___ дорисуй лучики у солнышек.

- Ребята, а вы заметили, что в нашем помещении тоже есть свое солнышко? И за то, что мы справились с заданием, оно подарит нам свое тепло. Подойдите поближе. Возьмите несколько лучиков солнца (сухой дождь) и закройте глаза (включается сухой дождь и дети открывают глаза).

- Вот таким образом солнце благодарит вас за то, что верно выполнили задание.

- Но посмотрите, один луч солнца указывает нам путь к ели!

- Прислушайтесь, там что-то есть, что-то загадочное!

(включить игрушку еж, загадывающую про себя загадку)

Кто же это, ребята.

Еж колючий, серый еж,

Ты скажи куда идешь.

Ты в колючках весь такой,

Что не взять тебя рукой.

- Ребята, мне кажется Еж немного грустит. Почему?

Ответы детей: он скучает, у него что-нибудь болит, он потерялся.

Педагог: Вы знаете, еж потерял своих друзей бельчат. . Поможем ежику найти его друзей. А как мы их будем искать?

Ответы детей: пойдем в лес, под елками.

Педагог: посмотрите, на елке осталась одна шишка и мне кажется, что она волшебная и может указать нам путь, где искать бельчат. Попробуем катнуть шишку и последовать за ней?

- Вот какие вы молодцы! Помогли ежу найти его друзей бельчат.

Педагог: Ребята, мне бельчата рассказали, что пока они играли, кто-то к мишке заходил, беспорядок учинил!

- Посмотрите, что случилось у мишки в комнате, какой беспорядок. Он так хотел поиграть с ежом и бельчатами, но беспорядок оставлять после себя нельзя. Что нужно сделать?

Ответы детей: навести порядок, убрать все по местам.

Педагог: правильно. Мы можем помочь мишки убрать в комнате? Да.

- ___ помоги убрать мишки в комнате, а ___ и ___ помогите мишке выложить из палочек чашки для медведя, медведицы и себя самого.




Педагог: МОЛОДЦЫ! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу.

Давайте с вами встанем в круг,

Чтобы был слева друг и справа друг

Подведение итогов встречи:

- И скажите мне, друзья, понравилось ли вам наше путешествие?

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

- Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дошкольное отделение ГБУ ОО КРЦ ППМСС

( к реализации проблемы до 2019-2020 уч.г.)

План-конспект

открытого занятия

в средней группе детей с ОВЗ.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Развитие познавательных и творческих способностей детей при формировании обобщающих понятий.

Интегрированное подгрупповое занятие

учитель-дефектолог Асанова И.А.

Дата проведения 20.11.2019 г.

Образовательные: углубление представлений детей о жизни диких животных и птиц весной., о деревьях, формирование обобщающих понятий, установление причинно-следственных связей, расширение антономического словаря, обучение рассказу по символам.

Развивающие: развитие творческих способностей, воображения, эстетического и слухового восприятия, представления о геометрических фигурах, конструктивного праксиса, мелкой и общей моторики, физиологического дыхания.

Воспитательные : формирование у детей экологического поведения, воспитание отзывчивости и желания помочь.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздороваемся, встанем в круг, протянем ладони друг к другу и улыбнемся. Наш круг похож на весеннее солнышко, давайте покажем, как оно согревает нас весной:

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик!

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи!

Солнце нежно согревает

Щечки, щечки, щечки!

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки!

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это!

- У вас хорошее настроение? Тогда будем заниматься!

- Посмотрите, кто к нам пришел на занятие! Это - Лесовичок! Он хочет пригласить нас к себе в гости - в весенний лес!

-Дети, но прежде чем отправится в путешествие, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей)

- Вы когда- нибудь летали на облаках? (нет) А хотите попробовать?

- Тогда садитесь, закройте глаза и представьте, что мы поднимаемся высоко, высоко в небо, пролетаем над домами, садами, полями, горами, речкой. Облака такие красивые, мягкие, имеют причудливую форму и плывут по небу, как большие корабли. Мы потихоньку снижаемся, снижаемся и приземлились! -Вот мы и оказались на опушке леса. Здесь живет Лесовичок, он дружит со всеми в лесу, следит за порядком и помогает всем животным и растениям.

-Рассмотрите внимательно ваши облака. Кого они вам напоминают? (ответы детей) А как назвать их одним словом? Правильно, дикие животные -Лесовичок приготовил вам фломастеры, давайте мы дорисуем этим облакам глазки, носик, чтобы они еще больше стали похожи на животных! (дети рисуют на тучках как на асфальте)

- Какие забавные животные у вас получились! Давайте изобразим Лесовичку этих животных! (дети изображают каждый своего животного). А теперь расскажем какие изменения происходят в жизни животных весной. (ответы детей) А Лесовичок спрашивает, можно ли увидеть в лесу корову или козу? (нет) А почему?

-Да, правильно, потому что это домашние животные и они не разгуливают просто так в лесу!

- А теперь Лесовичок предлагает пройти глубже в лес и посмотреть какие деревья там растут. Но только, чтобы не наступить на муравейник или лесной цветок, каждый из вас встанет на безопасные островки - кочки (дети подходят к деревьям и встают на массажные коврики).

- Это какое дерево? (береза) А это? (дуб) А чем они отличаются? (ответы детей).

- У дуба ствол - толстый, а у березы - тонкий. - У дуба ветки - крепкие, а у березы - хрупкие. - У дуба крона - развесистая, а у березы – вытянутая.

- А что же у них общее? (ответы детей) А как мы называем деревья, на которых растут листья?

- А вот посмотрите справа, эти елочки тоже лиственные деревья? (нет)

- А какие? (хвойные) Почему? (ответы детей) Правильно!

- А как вы думаете, зачем нужны деревья? (ответы детей) Да, благодаря кислороду в лесу очень чистый воздух. Давайте подышим полной грудью! (дети выполняют дыхательную гимнастику)

- А вы хотите немного побыть деревьями? (Да)

- Тогда идите сюда на середину и Лесовичок превратит вас в деревья!

-1,2,3 –повернись! В дерево превратись!

- Сядьте на корточки, спрячьте голову в колени, обхватите ее руками.

- Представьте, что вы - маленькое семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

- Медленно поднимайтесь на ноги, распрямите туловище. Вытяните руки вверх и напрягите тело.

- Подул ветер, и дерево раскачалось (дети раскачиваются) и зашумело веточками – ш-ш-ш!

- Молодцы! Вы сумели показать Лесовичку, какие вы стройные и красивые деревья!

- А теперь немного отдохнем и присядем на пенечки и послушаем звуки леса .(дети слушают пение птиц)

- Чьи голоса вы слышали? Почему так звонко поют птицы? Правильно, потому что они радуются весне и теплу.

- На наши деревья тоже прилетели птицы, давайте назовем их. (дети называют птиц: грач, скворец, ласточка, соловей, дятел,снегирь, синица)

- А как называют птиц. Которые прилетают из теплых краев? (перелетные) А птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие)

- Ребята, все птицы в нашем лесу перепутались! Давайте на березу посадим перелетных, а на дуб – зимующих .(дети пересаживают птиц, исключая лишних)

- Дети, наши птицы так громко пели, что у них пересохло горлышко и они очень хотят пить. Как же нам их напоить? (ответы детей)

- Смотрите, за березой я нашла банку с водой, но в ней очень мало воды и птицы не достанут своими клювиками до воды. Как же нам помочь птицам? (нужно покидать в банку камешки) Правильно, поищите камешки в траве. ( дети ищут камни и опускают их в банку, наблюдая за подъемом воды)

- Почему поднимается вода? Правильно, потому что камни вытесняют воду.

- Молодцы, помогли птицам! А теперь оставим баночку под деревом, а сами потихоньку уйдем, потому, что птицы нас боятся и не приблизятся к воде.

Лесовичок приготовил нам последнее задание (дети достают из конвертов геометрические фигуры и называют их)

- Вы должны пофантазировать и превратить эти фигуры с помощью прищепок в предметы (дети собирают: солнышко, траву, цветы, весеннее дерево, насекомых, скворечник)

- Давайте теперь из этих предметов выложим весеннюю картину и расскажем Лесовичку о весне (дети составляют рассказ по символам)

- Молодцы, справились и с этим заданием!

- Дети, где мы сегодня побывали? А кого мы там встретили? (птиц) Каких? (перелетных и зимующих) А еще о ком мы рассказывали Лесовичку? (о диких животных, о деревьях) Вам понравилось путешествие? Давайте попрощаемся с Лесовичком! Ему пора отправляться в лес. Он благодарит всех деток за то, что вы помогли птицам, так много знаете о лесе и не нарушали его правила! До свидания!

В ходе экскурсии дети закрепляют свои знания о деревьях, их строении, их названия, вспоминают названия листьев деревьев. Формируется интерес к осенней природе, к поэзии.

Оценить 2534 0

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Разработка конспекта экскурсии в парк.

Цель: Систематизация знаний детей о природных изменениях осенью на примере лиственных деревьев.

Время года- осень.

Закреплять умение детей правильно образовывать однокоренные слова от слов тополь, берёза, осина, клён.

Формировать умение различать деревья клён, берёзу, тополь, осину,

Воспитывать у детей эстетические чувства; умение оценить красоту осеннего парка.

Развивать познавательный интерес к природе, деревьям, осени.

Словарная работа: экскурсия, клён - кленовый, берёза - берёзовый, тополь - тополиный, осина - осиновый, листопад, осенний, золотистый, багряный, убранство.

Подготовительная работа: на занятии по ознакомлению с окружающим миром - знакомство с лиственными деревьями; рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением деревьев, парков; беседа по правилам безопасного поведения детей во время экскурсии; рассматривание деревьев и их листьев на участке детского сада; чтение стихов отечественных поэтов о красоте русской осенней природы.

- Дети, как называется это место? Как вы догадались, что это парк? (предположения детей). Вы знаете, чем отличается парк от леса или рощи? (ответы детей) – В парке деревья сажают люди, ухаживают за ними, присматривают.

- А теперь подойдём поближе к деревьям.

Каждый ребёнок рассматривает деревья, вспоминает и уточняет их названия. Далее педагог спрашивает:

- Ребята, из каких частей состоит дерево? (ответы детей) Совершенно верно! Дерево состоит из корней, ствола и ветвей с листьями.

- Теперь вспомните, какие деревья вы видели на прогулках? А где? (в лесу, на улицах, в роще, в сквере.)

- Ребята, как вы думаете, почему такие деревья как тополь, берёза, осина, клён не растут в лесу? (предположения детей) Верно, так как в лесу растут хвойные деревья, а эти деревья - лиственные.

- Посмотрите, пожалуйста, на это дерево (указывает на клён), обратите внимание на его листья. На что они похожи? (высказывания детей) Я бы сказала, что они похожи на звёздочки. Каких цветов вы видите кленовые листья? (жёлтые, красные, оранжевые) Красные листья называют иногда багряными.

-Посмотрим теперь на это белоствольное дерево, тонкое, красивое, как оно называется? Конечно, берёза, про её красу писали стихи многие поэты, например у поэта А.Прокофьева есть замечательное стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

- Вам понравилось стихотворение? Посмотрите на мелкие берёзовые листочки, по краям они резные.

- Подойдите и посмотрите на эти могучие тополи и на их листочки, которые как называются? (тополиные), обратите внимание на их форму.

- А рядом растут красавицы- осинки, у них серые стволы, а листочки похожи на маленькие сердечки.

- Какие же вы молодцы, запомнили много стихов! А сейчас, пожалуйста, скажите, как называется осеннее явление, при котором идет дождь, но не обычный, а из листьев? (листопад) молодцы, изобразите, как кружатся листочки на ветру, устройте осенний листопад ( дети берут листья в руки и бросают их).

- Как же красиво у вас получилось! Кто из вас вспомнит игру про листья и веточки? (детка- детка, где твоя ветка?)- Воспитатель предлагает поиграть в эту игру, цель которой закрепление знаний детей о деревьях и их различиях .

В конце экскурсии педагог спрашивает детей о впечатлениях и их настроении, а на память о ней предлагает собрать осенние букеты.

Примечание: вечером в свободной деятельности педагог может предложить детям изобразить в их рисунках экскурсию, используя различные знакомые им техники рисования.

Дети с ОВЗ отстают в развитии от своих сверстников. Они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях. И одна из важных задач это создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ. Экскурсии это одна из важных форм учебно-воспитательной работы для успешной социализации детей с ОВЗ. Экскурсии представляют собой своеобразный урок непосредственного общения с природой, с окружающей средой, что очень важно для детей с ОВЗ.

В начальной школе накоплен значительный опыт по методике проведения экскурсий в природу, которые полезны для оздоровления и игротерапии детей с ОВЗ, помогает развивать временные представления, ориентировку в пространстве, это помогает в дальнейшем усваивать такой сложный предмет – как математика.

Успех экскурсии зависит от ее подготовки; чем детальнее, конкретнее подготовительная работа, тем легче и интереснее пройдет экскурсия. Подготовку к экскурсии можно разбить на две части: подготовка учителя и подготовка учащихся.

Чтобы провести полноценную экскурсию следует учитывать ее этапы:

I. Подготовка учителя к экскурсии.
II. Подготовка учащихся.
III. Проведение экскурсии.
IV. Итоги экскурсии.

Рассмотрим подробно каждый этап.

I. Подготовка учителя к экскурсии.

Готовясь к учебному году, учитель намечает примерный календарь проведения экскурсий, исходя из учебной программы; определяет учебно-воспитательные задачи каждой экскурсии. При этом следует учитывать, что большинство воспитательных задач не может быть разрешено на одной экскурсии, а требует длительной работы.

Каждая экскурсия предполагает тщательную подготовку. Первое, что должен сделать учитель, это точно установить тему и цель экскурсии; просмотреть соответствующую литературу. Необходимо также наметить какие книги можно порекомендовать учащимся для чтения до экскурсии.

На уроке предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.

Учитель намечает в соответствии с темой и целью предварительный план-маршрут экскурсии, где указываются ее основные разделы. Выясняет, какие явления и на каких объектах будут показаны, каким методом будет проведена экскурсия, по каким местам и в какой последовательности она пройдет.

После этого предстоит перейти к проверке маршрута путем предварительной экскурсии самого учителя. С местом проведения экскурсии лучше всего ознакомиться за 1-2 дня.

Также учитель должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.

Методика экскурсии зависит от ее темы и цели, возраста и знаний учащихся.

Разрабатывая план отдельной экскурсии, следует избегать стандарта в планировке: нельзя допускать, чтобы экскурсия по изучению растений осенью была сходна по своему плану с весенней экскурсией. Однообразие методики притупляет восприятие учащихся, хотя все экскурсии в действительности включают в себя отдельные части, связанные в определенной последовательности, которые повторяются.

II. Подготовка учащихся к экскурсии.

Учащиеся должны уяснить, что экскурсия — это учебное занятие, которое проводится во внеклассной обстановке, поэтому к ней нужно относиться так же серьезно и ответственно, как к уроку.

Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них - соблюдение тишины.

Следующая важная заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта - гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

Третья заповедь - это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить своих питомцев находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный.

Наблюдения за животными также могут дать много любопытной и полезной информации о самых различных связях в природе: растения - насекомые; насекомые - птицы; растения - птицы и т.п., об отношениях человека к ним. Из-за отсутствия наблюдательности многие не могут предсказать последствий своего поведения, своего вмешательства в жизнь растений и животных и этим наносят большой вред природным обитателям.

Перед экскурсией, исходя из воспитательной позиции учитель формирует у учащихся следующие правила поведения:

  • отмечать, запоминать наиболее типичные или красивые растения, но не собирать их;
  • наблюдать за бабочками, жуками, лягушками, но не ловить, не трогать их;
  • к птичьим гнездам не следует подходить очень близко, а тем более трогать и брать их с собой и др.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет школьников на группы по 3-5 человек; каждая группа выбирает старшего, который отвечает за дисциплину своей группы. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит школьников работать в коллективе.

Восприятие экскурсионных объектов будет полнее, если во время подготовки к экскурсии учащихся заинтересовать проблемно-познавательными заданиями, дать предварительные сведения об объектах экскурсии. Каждой группе дается конкретное свое задание. Учитель обязательно консультирует школьников, как во время экскурсии вести записи, составлять планы, чертить схемы, собирать экскурсионный материал и т.д.

III. Проведение экскурсии.

В структуре проведения экскурсии можно выделить следующие основные моменты:

  1. Вводная беседа (2-3 мин)
  2. Самостоятельные наблюдения и выполнение заданий (25 мин)
  3. Беседа по материалам детских наблюдений и выполненным практическим заданиям
  4. Обобщение учителем экскурсии.

Рассмотрим каждую часть урока-экскурсии.

1. Необходимой частью каждой экскурсии является вводная беседа. В беседе отмечаются особенности времен года, погоды, состояние растительности, дается характеристика местности с географической стороны. Проводится она либо в школе, либо непосредственно на месте.
В зависимости от возраста и подготовки учащихся сведения могут быть различны по объему, но всегда должны быть строго научны, проверены и обоснованы. Язык беседы должен быть точным, ясным, образным и простым. Участие детей в беседе так же может быть различно; оно тем активнее, чем больше экскурсий было с ними проведено. Если учитель осенью проводит с классом две экскурсии, то на второй приметы осени отмечают сами дети.

В заключение беседы учитель напоминает о распределении заданий, дает дополнительные разъяснения. Если вводная беседа проводится уже на месте работы, то учитель показывает приемы сбора растений или их частей (плодов, семян, листьев и т.д.), если беседа проходит в классе, то имеет смысл демонстрация кино или диафильма по теме экскурсии, что помогает учащимся с ОВЗ глубже и полнее осмыслить ее.

Задания должны включать только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключения составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов, например, на зимней экскурсии во 2 классе учитель обращает внимание учащихся на отсутствие насекомых в это время года.

3. Беседа по материалам наблюдений.

IV. Подведение итогов экскурсии.

Подведение итогов должно быть кратким, иначе ослабляются эмоциональность впечатлений от экскурсии. Этот этап включает обработку собранного материала и его использования в учебной работе. Собранный материал можно оформить в виде альбома, гербария и т.д., использовать на уроках труда, рисования, предметных уроках.

Для закрепления экскурсионных впечатлений можно использовать такой вид работы, как сочинение. Эта работа способствует развитию у учащихся: излагать свои впечатления об увиденном и услышанном на экскурсии, выражать свои чувства, активизации письменной речи, обогащению словаря.

Можно сделать выставку на тему экскурсии.

Значительно расширяются возможности познавательных интересов детей, когда на основе наблюдений и формирования природоведческих представлений на экскурсиях они усваивают обобщенные знания. Опыт учителей показывает, что детям с ОВЗ доступны простые обобщения.
Анастасова Л.И. [9] выделяет следующие методические приемы, способствующие обобщению знаний:

Однако, следует заметить, что нельзя проводить обобщения, используя лишь один какой-то прием, необходима их взаимосвязь.

Эффективным средством обобщения является составление или заполнение уже готовых таблиц, работа со схемами.

Работа с таблицами и со схемами развивает у учащихся умение обобщать, подводить итоги, систематизировать природоведческие знания, тем самым формируя познавательный интерес к изучению природы.

Еще одним из важных способов закрепления материала для детей с ОВЗ является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. Вот такие игры можно провести во время экскурсии в природу:

Игра помогает запомнить ученикам названия деревьев и кустарников, научиться различать их по листьям, плодам и семенам.

Все учащиеся делятся на две команды. Игроком одной из команд завязывают глаза и выдают по 5 листьев, цветов, семян, плодов и др. на ощупь или по запаху они должны определить какие растения у них в руках. За каждое правильное название - одно очко. Потом команды меняются. (растения подбираются самые разнообразные, но хорошо знакомые детям).

В процессе игры дети с ОВЗ легче усваивают знания, т.к., в отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно учащиеся овладевают знаниями играя. Включение в экскурсии дидактических игр ведет к формированию устойчивого интереса учащихся к природе.

Говоря об учебных экскурсиях хочется отменить и экскурсии в музеи, ботанические и зоологические сады, зоопарки. Эти экскурсии дают возможность показать учащимся объекты, которые невозможно увидеть на обычной экскурсии в природу (редкие растения и животные, или те, которые существовали много тысяч лет назад, ценные полезные ископаемые, драгоценные металлы и камни и т.д.).

Своеобразие этих экскурсий в методическом смысле состоит в том, что из огромного разнообразия материала учителю необходимо предварительно отобрать объекты изучения, продумать характер работы с каждым экспонатом.

Существуют и экскурсии на производство. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что помимо объектов и явлений природы, учащиеся наблюдают деятельность человека, что очень важно для детей с ОВЗ. В план производственных экскурсий должны быть включены вопросы для наблюдения за деятельностью людей:

  • что и для какой цели делают люди?
  • как и какие орудия, приспособления они используют в своей работе?
  • как они организованы?
  • каковы результаты их труда?

Такие экскурсии формируют познавательный интерес учащихся с ОВЗ, способствуют развитию экологической культуры.

Разнообразные экскурсии способствуют не только развитию детей с ОВЗ, но и их успешной социализации в общество. Дают положительные результаты и возможности воспитанникам с ОВЗ научиться преодолевать трудности, подготавливает их для вхождения в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, дают возможность ощутить личный и коллективный успех.

Список литературы.

2. Герд В.А. Экскурсионное дело. Учебное пособие: Издательский дом Герда, 2011-200 с.

3. Пономарева О.Н. Организация подведения итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы. // Нач.шк. 2009. №9.

4. Постникова Е.А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения. // Нач.шк. 2001. №1.

5. Прохорова Е.Б. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях в природу. // Нач.шк. 2009. №8.

6. Перекалова B.C. Обобщение наблюдений на уроке природоведения. // Нач.шк. 2008. №11.

7. Клепенина З.А. Наблюдения в природе // Нач.шк. - 2006. №9.

8. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе развития творческой деятельности на экскурсиях в природу. - М., 2012-142 с.

9. Методические рекомендации по формированию интереса к познанию природы у младших школьников. Автор Анастасова Л.И. М., МГПИ, 2007

Читайте также: