Конспект по толстому 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 5452 0

Лев Николаевич Толстой - биография

Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.
И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями

Лев Николаевич Толстой - граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.

Лев Толстой родился 9 сентября1828 года.

«Юный Лёва пробыл в Москве менее четырех лет. В июле 1837 года внезапно умер его отец. (Мать Толстого скончалась, когда ему не было и двух лет.) Осиротевшие дети переехали в Казань, где жила их опекунша, тетка П.И. Юшкова.

Толстой прожил в Казани шесть лет. Это была пора его отрочества и юности. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение. Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскомуязыкам.

Более полная биография Льва Толстого:

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Скончался — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне.

Казанский университет

Крымская кампания

В кругу литераторов и за границей

Народная школа

Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

Перелом (1880-е гг.)

Лев Толстой и Анатолий Фёдорович Кони

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Уход и смерть Льва Толстого

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Жизненный манифест Льва Толстого

Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.

Спи как можно меньше.

Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.

Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.

Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.

Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.

Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.

Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.

Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.

Придумывай себе как можно больше занятий.

Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.

Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.

Ищи случаев сделать добро.

Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой

20 цитат Льва Толстого

Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Все приходит к тому, кто умеет ждать.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Сильные люди всегда просты.

Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, чтолюбят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.

У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.

Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.

Величайшие истины — самые простые.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.

Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Два мэтра: Лев Толстой и Илья Репин, Ясная Поляна, 1908 г., фото:

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury_v_5.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.

- формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;

- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;

- формирование представлений о современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- формирование умений и навыков оценки художественного произведения.

- осознание своеобразия и ценности региональной литературы;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

- воспитание любви к литературе.

1. По источнику получения знаний:

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (компьютерная презентация Power Point).

2. По уровню активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения, работа с компьютером (компьютерная презентация Power Point).

- метод устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся;

- метод закрепления изучаемого материала;

- обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения;

- работа с компьютером;

- работа с художественным словом (тексты произведений);

- работа с иллюстративным материалом.

-привлечение внимания учащихся художественным словом;

-опора на опыт и знания учащихся.

Средства наглядности : компьютер (презентация Power Point).

Тип урока: урок изучения творчества писателя.

Вид урока: лекция-беседа.

- с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией);

Оформление доски: эпиграф к уроку, компьютер, Мультимедиа проектор.

1. Организационный момент………………………………………. 2 мин.

2. Актуализация знаний учащихся…..………………………………10 мин.

3. Введение теоретико-понятийного аппарата……………………….2 мин.

4. Изложение нового материала………………………………………..25 мин.

5.Формулировка выводов …………………………………………….2 мин.

7. Подведение итогов ……..……………………………………………. 2 мин.

Продолжительность урока : 45 мин.

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.

Актуализация знаний учащихся.

Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.

Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.

Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?

Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века.

Учитель: Сколько лет прожил писатель?

Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.

Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?

Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.

Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?

Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.

Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.

Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.

Учитель: Л . Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?

Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.

Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.

Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?

Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.

В какой семье родился Л.Н. Толстой?

Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.

Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?

Ученик 11: Было четверо детей.

Учитель: Что вы запомнили о его родителях?

Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.

Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.

Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?

Ученик 14: Л.Н. Толстой ……

Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?

Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.

Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?

Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?

Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.

Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.

Введение теоретико-понятийного аппарата.

Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул – татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.

Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?

Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.

Формулировка выводов урока:

Домашнее задание с комментированием к нему:

Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?

Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен для 5 класса на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, рассказ о писателе, изучение нового материала, работа по учебнику, физкультминутка, введение теоретико-понятийного аппарата, формулировка выводов урока, домашнее задание, итог урока.

Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого.

Цель: формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого.

1.Образовательная:

- формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого;

- демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого;

- формирование представлений о современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого.

2. Развивающая:

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- формирование умений и навыков оценки художественного произведения.

3. Воспитательная:

- осознание своеобразия и ценности региональной литературы;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

- воспитание любви к литературе.

1. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте.

Сказку в душу пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.

2. Актуализация знаний учащихся.

При изображении действительности и прозою-то художнику нужно много потрудиться: надо подыскать такие выражения, которые бы выражали не только мысли художника, но и возбуждали бы в читателе те чувства, то настроение, которые художник желает вызвать в читателе.

Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, близ Тулы, в 1828 году. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, умер, когда мальчику было неполных девять лет. Мать же, урождённая княжна Мария Николаевна Волконская, скончалась, когда Толстому не исполнилось ещё и двух лет. Воспитательницей его самого, троих его старших братьев и младшей сестры стала дальняя родственница Толстых — Т. А. Ергольская.

Большую часть своей жизни Толстой провёл в Ясной Поляне, откуда ушёл за десять дней до своей смерти. Сравнительно дольше, чем в других местах, Толстой жил в Москве. Учился он в Казанском университете, в который поступил в 1844 году и из которого вышел в 1847 году, не окончив курса, так как не мог уложить себя в рамки тогдашней университетской науки и тогдашнего университетского режима.

Толстой — национальная гордость русского народа. Можно сказать больше: он гордость всего человечества, потому что влияние его гения выходит далеко за пределы России. Человечеству Толстой дорог как гениальный писатель, неустанно искавший великую правду жизни.

Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого.

Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году.

Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер?

Ученик 2: Родился в первой трети Х I Х века, а умер в начале ХХ века.

Учитель: Сколько лет прожил писатель?

Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий.

Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках?

Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права.

Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события?

Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война.

Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война.

Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война.

Учитель: Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение?

Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения.

Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого.

Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде?

Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке.

В какой семье родился Л.Н. Толстой?

Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье.

Учитель: Сколько было детей в семье Толстых?

Ученик 11: Было четверо детей.

Учитель: Что вы запомнили о его родителях?

Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет.

Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны.

Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука?

Ученик 14: Л.Н. Толстой ……

Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным?

Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.

Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого?

Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение?

Ученик 20: Отвечает пересказ у доски.

Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу.

Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

Введение теоретико-понятийного аппарата.

Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах.

Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен?

Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности.

Формулировка выводов урока:

Домашнее задание с комментированием к нему:

1. Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена?

2. Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как ты думаешь, кому из них тяжелее? Почему?

Подведение итогов:

Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Великий русский писатель-классик Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в большой дворянской семье.

Родители, Мария Николаевна и Николай Ильич, умерли рано, оставив своих пятерых детей сиротами. Заботу о них взяла на себя их тётя по отцу Александра Ильинична Остен-Сакен.

В 1841 году Александра Ильинична умерла, и семья Толстых переехала в Казань, где жила другая их тётя Пелагея Ильинична Юшкова.

Через 3 года Лев Николаевич стал студентом Императорского Казанского университета. Учиться по программе Толстому не нравилось. Его живой ум требовал свободы и глубины.

Будущий писатель, не окончив курса, вернулся в Ясную Поляну и продолжил учиться самостоятельно. Он посвятил самообразованию всю жизнь: изучал языки и науки, пробовал себя в разных ремёслах, много путешествовал.

В 1851 году вместе с братом-военным Толстой побывал на Кавказе, где шли боевые действия.

Писатель много путешествовал. Он побывал во многих странах Европы: Польше, Франции, Швейцарии, Италии, Германии.

Лев Николаевич был не только плодовитым писателем, но и самобытным философом. Он искал смысл человеческой жизни, призывал к честности и простоте. Чтобы поговорить с великим писателем, в Ясную Поляну приходили люди со всех уголков России.

Свои идеи писатель подтверждал делом: он открыл в имении школу для крестьян и сам работал в ней учителем. Ему нравилось трудиться на земле, одеваться и питаться без излишеств.

О Толстом знал весь мир. Трижды международный Нобелевский комитет выдвигал его кандидатуру на Нобелевскую премию (главную награду в области литературы). Писатель отказывался, потому что видел цель творчества не в этом. Как и в далёком детстве, он мечтал о счастье для всех людей.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе. Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для учеников всех классов.


Детские годы

Дата рождения Льва Николаевича — 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых.

Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.

Юность

Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.

Литература

Личная жизнь

В 1863 году в семье произошло пополнение: родился первенец четы Толстых. Есть сведения, что всего Софья Андреевна родила 13 детей, пятеро из которых не дожили до взрослого возраста. Долгие годы она была верной подругой и соратницей Льва Николаевича, всячески помогала и поддерживала, полностью оградила от решения бытовых вопросов.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

Интересные факты

Другие варианты биографии

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Льва Николаевича – пройти.

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:

Читайте также: