Листья конспект подготовительная группа

Обновлено: 08.07.2024

Цель: систематизация знаний детей о деревьях наших лесов.

- расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев;
- уточнить строение деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
- формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, дать представления о способах распространения семян;
- закреплять знания о значении деревьев в жизни человека;

- продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

- воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения).

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса.

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий.

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

- Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (Ответы детей.)

- Правильно! Конечно деревья!

- А какую пользу деревья приносят лесу? (Ответы детей.)

- Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

- Ребята, скажите, где можно встретить очень много деревьев? (Ответы детей.)

- Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей.)

- Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить. (Чтение стихотворения.)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Ведь они нам не враги.

- А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают леса? (Ответы детей.)

- Как называется лес, в котором растут деревья: береза, осина, дуб и т.д.

Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнее-зелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?(Хвойные, а лес хвойный — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.).
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

- Наши леса богаты разными деревьями.

- Ребята, а вы знаете, строение дерева? (Ствол, ветки, крона, корни, кора, листья.) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (Корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию.)

- Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки. (Читаю первую загадку.)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- Правильно! Берёза! (Показ картинки с изображением берёзы.)

- Ребята, а как выглядит берёза? (Ответы детей.)

- Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

- Какую пользу берёза приносит человеку? (Ответы детей.)

- Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями, так как от них больше тепла. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Из них делают различные отвары, настойки, элексиры. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

- А как называются плоды березы? (Сережки.)

- Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Руки пораскинул. (Дуб.)

- Правильно! Дуб! (Показ картинки с изображением дуба.)

- Скажите дети, а какой ствол у дуба? (Ответы детей.)

- Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

- А как называются плоды дуба? (Ответы детей.)

- Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

- Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

- А какую пользу дуб приносит для человека? (Ответы детей.)

- Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве, потому что это самое крепкое и прочное дерево. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет), его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

- Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (Ответы детей.) (Показ картинки с изображением дуба.) - Правильно! Ёлку!

- Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (Ответы детей.)

- Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

- У ели плоды – шишки. (Ответы детей.)

- Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Плоды - летучие (Тополь). (Показ картинки с изображением дуба) - Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (Ответы детей.)

- Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая, легкая, белая, она хорошо обрабатывается и широко используется для технических целей: сырье для бумаги, изготовление спичечной соломки, для получения искусственного шелка, пиломатериалов, долблёных лодок, тары и многого другого.

Используется древесина и для изготовления древесного угля, дров, в некоторых вариантах идет на постройку зданий. Применяется для облицовки мебели, изготовления шпона, корыт, лопат.

- А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)

- Немножко отдохнули, а сейчас поиграем

- Посмотрите, ребята у вас на столе лежат очень красивые листочки, возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и раскрасьте их. А потом меняйтесь друг с другом. Предлагаю раскрасить листики разными цветами осени. Какие это цвета? (желтый, красный, оранжевый, коричневый, багряный).
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

Тема: Осенние листо чки

Це ль: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.

Зада чи:

Воспитательн ые:

Воспитывать любовь к живой природе, желание беречь её, правильно вести себя в природе.

Развиваю щие:

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивать воображение и творческую активность;

Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Образовательн ые:

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;

Закрепить знания о знакомых деревьях, грибах, птицах.

Работа над словар ем: черешок, кромка, жилки.

Интеграция образовательных област ей: Художественно - эстетическое развитие; социально - коммуникативное развитие; физическое развитие; речевое развитие.

Создание среды для организации и проведения Н ОД:

Оформление уголка осеннего леса.

Кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья разноцветные разной формы.

Картинки грибов, пенек.

Виды детской деятельности в Н ОД:

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)

Двигательная деятельность (физ. минутка)

Познавательно - исследовательская (рассматривание листочка)

Продуктивная (поделка кораблик)

Музыкально-художественная (фонограмма звуки природы)

Чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

Части НОД

1. Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Кто-то бросил нам в оконце.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от кого

Ответы детей: (от кошки и от воробья)

Воспитатель: Нет, ребята. Нам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Вам загадку отгадать.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Ответы детей (белка, белочка, бельчонок)

Правильно, письмо от белочки.

Что случилось вдруг в лесу

Все ни как я не пойму

Все листочки пожелтели

С ветки медленно слетели

Застелили всю округу

И пустились в пляс по кругу

Ребята, что случилось в лесу у белочки.

Предполагаемые ответы детей (листопад, осень)

Что же нам делать, как помочь белочке?

Надо в этом более подробно разобраться

Собирайтесь скорее. В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные.

Вдаль тропинка нас зовет.

А пока будем идти в лес,

послушаем звуки природы.

(Звучит фонограмма звуков природы.)

Дети идут по залу (ходьба змейкой между

кубиками, ходьба по скамейке).

- А теперь наша тропинка спускается вниз.

Идем осторожно, не толкаемся.

2. Основн ая част ь.

Вот мы и пришли в лес. А знаете ли вы

правила поведения в лесу?

Ответы детей: да.

Висят знаки (ветки не ломать, гнезда

не разрушать, не шуметь, не сорить)

Тогда ответьте, что обозначают эти знаки?

Ответы детей (нельзя ломать ветки деревьев,

нельзя разрушать гнезда птиц, нельзя

трогать животных, они могут быть опасны)

Зал украшен, как осенняя полянка леса.

- Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

По дорожке мы пойдем, и грибочки мы найдем.

Ребята, какой грибок вы нашли?

А какой грибок вам нравиться. Почему?

Женя, а ты какой грибок нашел,

он съедобный или несъедобный?

А мухомор - красивый гриб, съедобный или

несъедобный. А для чего он нужен в лесу?

Ребята, а полянка, на которой растут грибы,

как называется? (грибная)

Много грибов на полянке?

Ответы детей (много) Молодцы!

Вот в лесу стоит пенёк

Он совсем не одинок

Как ты думаешь, спрошу

Для чего пенек в лесу.

Как вы думаете ребята? (Чтобы отдохнуть,

Я хочу вам что-то показать, подойдите поближе,

мы сейчас заглянем за кору пенька, что вы там

видите? Ответы детей (жука, гусеницу, муху,

насекомых) Правильно, ребята. Насекомые

спрятались за кору пенька, чтобы пережить зиму,

Посмотрите, какая красивая полянка.

Как её можно назвать? Давайте назовем её

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим

Осень, осень, осень

Ребята, а осень грустное или веселое

время года? (веселое, грустное).

Каждое время года прекрасно по-своему!

А почему именно осенью так приятно гулять

в лесу? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые

края. Соня, какие птицы улетели на юг?

Лена, как называют таких птиц? Другие птицы

прилетают к нам зимовать. Какие это птицы, Лиза?

Как их называют, одним словом?

Осень — очень красивое время года, потому что

деревья меняют свои зеленые наряды на

разноцветные. Листья не только украшают дерево,

благодаря листьям дерево дышит. Чтобы ответить

на вопрос белочки рассмотрим, как устроен лист.

А для этого посмотрим на доску.

Исследование строения листа

Рассмотрим сначала черешок - это часть,

которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа.

Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут

от черешка по всему листу. Она вбирает в себя

солнечный свет и потому всегда темнее, чем

нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами,

если перевернете листок и рассмотрите его

А почему же листья желтеют осенью?

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет

благодаря зеленому веществу (хлорофилл)

Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого

пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным

кубиком сильно постучите по листочку сквозь

ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани

появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из

листочка и окрашивает его в зеленый цвет.

Когда наступает осень и становится холоднее и

меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество

постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем.

Тогда лист, становится желтым или. какого цвета

бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые,

Потанцуем с осенними листочками.

Листики - листочки улеглись в кружочки (ходят

Ну, а мы по кругу весело идем.

С листьями играем,

Песенку веселую поем (бег)

3. Заключи те- ель ная час ть.

Ребята давным-давно, когда не было бумаги,

люди писали письма на листочках. Они прижимали их к

сердечку, шептали добрые слова и отпускали.

Поэтому если листик залетел к вам в дом, значит,

к вам в дом прилетело счастье. Берегите его.

Хотите мы, тоже напишем письма. Для этого

мы прижмем листик к сердцу, прошепчем добрые

слова (пожелание, и натянем парус у нашего

кораблика, посмотрите как у меня. Зубочистка будет

мачтой. А парусом будет наш листочек. Для этого

мы лист сложим пополам, черешок соединим с

кромкой и натянем на мачту.

Наш кораблик готов к плаванию.

Как вы думаете, кораблик сможет доплыть?

Ребята, когда я пойду домой обещаю вам отпустить

наш кораблик по реке в плаванье. Он уплывет,

и наши желания я верю, сбудутся.

Главное в это верить.

Нам пора возвращаться назад. Как вы думаете

у нас все получилось? Дети рассказывают,

что узнали, что интересно было им. Если вам

понравилось в лесу, я предлагаю взять с собой

зеленый листочек, если не понравилось,

то красный, а если вам что-то понравилось,

а что-то нет - желтый.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 " Сказка" г. Камбарка

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Воспитатель 1 категории

Тема занятия: Почему листья опадают.

Цель: 1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование : Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

- Ребята, сегодня , когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? ( Да)

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

- Ну что , ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

- А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? ( Ответы детей)

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

- Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

-Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

- Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

- Вот , оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? ( ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях( желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? ( хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? ( потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

-Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали -
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. ( Дети смотрят мультфильм)

- Ну что ребята, вы все поняли?(да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

- А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? ( Дети выполняют задание)

- Ну что вы заметили? ( Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

- Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают ( ответы детей) . Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. ( Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. ( Дети берут листочки и встают в круг.

- Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Учить детей рисовать осенние листья, передавая форму и окраску. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения оттенков). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства. Поддерживать творческие проявления.

Ход занятия:

Педагог: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится.

Меж редеющих верхушек

Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва.

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней

Бережет густую тень.

Сдвинул шапку набекрень.

Дети: В этом стихотворении говорится об осени.

Педагог: а какие приметы осени вы знаете? Назовите.

Дети: (перечисляют приметы осени).

Педагог: Красивые листочки подарила нам осень. Давайте и мы попробуем нарисовать осенние листья.

(На столах у каждого акварельные краски, кисти, непроливайки, палитры, альбомные листы.)

На магнитной доске прикреплены разноцветные осенние листья.

Педагог: Обратите внимание на разнообразные оттенки, которые можно увидеть на листьях. Вот лист каштана похож на корону. Осень окрасила этот лист в желтый цвет как будто золотую корону. А этот лист клена, он напоминает ладошку с растопыренными пальцами. Для кленового листа осень припасла оранжево-желтую краску. Весь листок сначала раскрасила оранжевой краской, а потом смешала оранжевую и желтую.

Сначала листок рисуем простым карандашом. Наносим краску смешивая ее прямо на листочке по 2-3 цвета, так, чтобы краска сливалась одна в другую, образуя новое сочетание, новые оттенки. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы на рисунке листочки были как настоящие.

Самостоятельная деятельность детей.

(По ходу занятия воспитатель помогает детям выбрать верное цветосочетание)

- Вспомните, какое строение имеет лист дерева?

( черенок , прожилки — это каркас, основа листа)

- Сегодня на занятии мы нарисуем для ёжика осенний листок, а какой, вы узнаете, послушав маленькое четверостишие:

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый

Жёлто - розовый — кленовый.

- Кто догадался, какой листочек мы будем рисовать? (кленовый)

2. Подготовка к практической работе.

-Давайте рассмотрим строение кленового листа.

( лист крупный, резной, имеет жёсткий черенок и хорошо выраженные прожилки)

- На что похожа резная часть листа? (на корону)

- Посмотрите, как можно легко передать его форму.

3.Показ приёмов работы сопровождаем объяснением:

- рисовать будем в квадратном формате листа

- начинаем рисовать простым карандашом, помня о том , что на карандаш мы не нажимаем, линии должны быть чуть заметны, они нам только помогают построить форму листа

- рисуем крупно в середине альбомного листа

- прорисовываем сначала черенок — главную прожилку

- в нижней части черенка рисуем дугу - вторую основную прожилку — получается лук

- дальше рисуем стрелу - третью прожилку

- теперь на каждую прожилку одеваем корону

- соединяем короны плавной дугообразной линией

- так же соединяем стрелу с прожилками.

- обводим черенок и прожилки коричневым восковым мелком.

4. Практическая работа.

-Теперь самостоятельно рисуем лист простым карандашом

Дети повторяют последовательность рисования:

- с чего начинаем рисовать?- черенок

- всё соединяем плавной линией.

5. Подготовка к практической работе.

Давайте раскрасим наши листочки.

- Скажите, какими цветами сама природа раскрасила листья?

( жёлтый, красный, зелёно- жёлтый, оранжевый)

- Как вы думаете сколько цветов понадобится нам для раскрашивания листочков? ( только три)

- Какие? ( жёлтый, красный и синий)

- Почему именно эти цвета? ( смешивая их мы можем получить другие -оранжевый и зелёный)

- Как эти цвета называются? ( основные)

6. Показ приёмов работы в технике:

- набираем на кисть много жёлтой краски, раскрашиваем лист, пока краска не высохла, добавляем другой цвет красный или синий - получаем жёлто -оранжевый или жёлто -зелёный цвет (в какой гамме хотим получить лист).

- посмотрите, восковой мелок не закрасился краской и у нас уже прорисовались прожилки.

7. Практическая работа.

-Теперь самостоятельно раскрашиваем лист красками .

- раскрашиваем весь лист жёлтым цветом

- добавляем красный или синий по желанию

посмотри, сколько красивых листьев нарисовали ребята. Получился настоящий осенний листопад.

Педагог:Какие красивые получились листочки. Давайте их рассмотрим и отметим лучшие. (Дети оценивают работы друг друга за аккуратность, за интересное цветовое решение)

Педагог:Молодцы! Все хорошо постарались.

Читайте также: