Некрасов поэт и гражданин конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

3) активизировать познавательную активность учащихся

Развивающая: развитие навыков анализа стихотворного текста, понимания идейного содержания произведения; навыков работы с различными источниками (художественным текстом, словарями, справочниками, Интернет-источниками), развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков алгоритмизации путей получения знания (метапредметный аспект); развитие коммуникативных навыков при работе в парах.

Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции старшеклассников, привитие любви, интереса к историческому прошлому своего народа, отраженному в лучших произведениях русской классики

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок-исследование

Технология : элементы технологии интенсивного обучения.

Межпредметные связи: литература - изобразительное искусство, история, обществознание, языкознание, информационно-коммуникационные технологии.

Теоретико-понятийный аппарат: поэтический диалог, лирический герой, типизация

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация

Толковые словари, учебники обществознания за курс 7,9 классов, Конституция РФ

Бланки опорных конспектов для учащихся

Маркеры, полоски цветной бумаги для рефлексивного этапа урока

II. Актуализация знаний.

Работа с эпиграфами.

Основные формы правления в разные исторические периоды - Х I Х и ХХ I век

Девятнадцатый век : официальная форма власти в России – монархия

Мы прошли долгий путь становления демократического государства. А в начале этого пути – лучшие представители дворянской интеллигенции, борцы за народное счастье:

Радищев Александр Николаевич ( 1749 — 1802)

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было совершено группой дворян-единомышленников (при поддержке военных частей) и ставило целью либерализацию российского общественно-политического строя и недопущение вступления на трон Николая I. В Проекте конституции Северного общества планировалось объявить об отмене крепостного права о даровании свободы печати, вероисповедания. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам. После этого должен был быть созван Всенародный собор (Учредительное собрание), которое должно было решить вопрос о форме правления - конституционная монархия или республика. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов – повешены, остальные – сосланы в Сибирь.

" Поэт и гражданин"

Результат работы группы:

Работа со стихотворениями

Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен до конца. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Так сложилась жизнь Некрасова , что он терял друзей одного за другим. Одних уносила смерть (Белинский, Добролюбов) , других – ссылка и тюрьма (Михайлов, Чернышевский). В этих испытаниях Некрасов проявил истинный талант дружбы. Он умел быть верным своим великим друзьям: бесстрашно посещал их в тюремных казематах, писал вдохновенные гимны о людях, чьи имена были под запретом. Пафос гражданственности, революционный настрой - главное отличие таких стихотворений. В них – некрасовский идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, готов отдать во имя нее жизнь.

В итоге работы выделяем цитаты:

«Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

«…он видит невозможность

«Жить для себя возможно только в мире,

Создавая образ действительно жившего прекрасного человека, Некрасов не стремится к портретной точности. Тщательно работая над фактическим материалом, он создавал образ общественного деятеля своего времени (типизация ) В период с 1861-1864 годов он приходит к убеждению, что главное качество такого деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал.

Кто, служа великим целям века

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет…

Учащиеся приходят к выводу: Н.А. Некрасов убежден, что главное качество поэта-гражданина, общественного деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал.

Результат работы с учебниками обществознания

Примерный вариант ответа:

В учебнике обществознания 7 класса приводятся данные о том, что в античной Греции и Риме гражданами считались только СВОБОДНЫЕ жители. Дается уточнение, что «г ражданин признает КОНСТИТУЦИЮ данной страны, пользуется предоставленными ему ПРАВАМИ и выполняет конституционные ОБЯЗАННОСТИ . Государство обязуется сохранять жизнь имущество, безопасность, труд и отдых своих граждан. Далее приводятся права граждан, включая политические (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров и др.) и виды обязанностей (соблюдение законов государства, защита отечества, сохранение природы, забота о детях и нетрудоспособных родителях и др.).

В учебнике обществознания 9 класса дано определение гражданского общества.

Гражданское общество – общество свободных СУВЕРЕННЫХ личностей , наделенных широкими гражданскими и политическими правами , активно участвующих в управлении государством , свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.

VII . РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ

Примерный вариант ответа:

VIII . Итоги урока. Формулировка выводов. Рефлексия.

IX . Задание на дом:

Электронную версию сочинения можно прислать по электронной почте:

malahova 25@ gmail . com

Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. – М., 2001

Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // /seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf

Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. _М., 2002

Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс Русская литература XIX века. Вторая половина: вВ 2 ч. / Под ред. Л.Г.Максидоновой– М., 1999

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок с использованием проектных технологий, ИКТ со зрительной и речевой опорой. Содержание материала урока личностно- ориентировано, доступно, интересно для учеников, нацелено на сотрудничество ученик-учитель-ученик.

Урок литературы в 6-Б классе на тему

Н.А.Некрасов –поэт и гражданин.



Магамедова Н.Р.

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные:

Способствовать расширению знаний о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, представлений обучающихся об исторических событиях 19 в. в России;

познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем;

показать роль пейзажа в стихотворении;

выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения;
показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ;

Способствовать развитию познавательного интереса, навыков синтеза и анализа, творческих способностей, речи учащихся, коммуникативных навыков

Воспитательные:

По источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ИКТ;

По уровню познавательного интереса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Приёмы: беседа, рассказ, чтение, сопоставление, анализ, словесное рисование.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Наглядность: мультимедийные презентации (приложения),

Межпредметные связи: история, обществознание, ИЗО, музыка.

Предварительные индивидуальные задания:

Подготовить историческую справку о строительстве железной дороги иежду Петербургом и Москвой (историк).

Подготовить историческую справку об от мене крепостного права.

Задание в группах:

По произведениям Н.А.Некрасова, изученным ранее, составить вопросы (Ромашка Блума).

Задание всем:

повторить определение следующих терминов: "диалог", "ремарка", "олицетворение", "баллада", "метафора", "антитеза"

1.Организация класса.

2.Актуализация знаний.

Слово учителя. Мозговой штурм.

3.Открытие темы, целей урока.

Постановка вопросов. Работа с эпиграфом

4. Актуализация знаний.

а) вступительное слово, чтение отрывков из произведений

в)рассказ ученика (дополнительно подготовленный).

5. Изучение нового материала.

6.Работа в группах. Творческое задание: сочинить сенквейн

Физминутка

Отмена крепостного права.

Строительство железной дороги Москва-Петербург.

Видеоролик. Первичное восприятие стихотворения.

Минутка релаксации

Чтение 1 главы стихотворения

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Работа над II главой стихотворения. Беседа. Заполнение таблицы.

Словесное рисование. Работа с репродукцией

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

8.Обобщающая работа. Ромашка Блума.

9. Подведение итогов урока

10. Организация домашнего задания.

11. Оценивание

12. Рефлексия

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

1. Музыкальное вступление (звучит до звонка на урок)

2. Орг. момент. (сообщаются условия организации работы на уроке)

3. Слово учителя. Мозговой штурм.

-Сегодня на уроке речь пойдет о творчестве очень известного поэта, его имя известно каждому. Проверим, знаете ли вы его. На партах лежат карточки с записями цитат о нем самом. Задание: прочитать и предположить о ком идет речь. Кто будет героем нашего урока.

-Самостоятельность, решительность

наперекор отцу строил свою жизнь сам

- упорство, трудолюбие

добился признания как поэт, выбрался из нужды

-любовь к людям и родной природе

в самых обыкновенных людях он замечал красоту души

-умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном

- певец людских страданий

4.Открытие темы, целей урока.

- Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов.

Работа с эпиграфом

Обратите внимание на эпиграф. Эти строки взяты из известного стихотворения Н.А.Некрасова "Поэт и гражданин".

- Вспомните, что такое эпиграф?. (Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль). Какова же, по-вашему, главная мысль предстоящего урока?

5. Актуализация знаний.

а) вступительное слово, чтение отрывков из произведений

Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под узды мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Иду на помощь к рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Сегодня мы снова будем рисовать в своем воображении картины, описанные великим поэтом. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым.

Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.

-Доброту и сочувствие к простым людям Некрасов унаследовал от матери.

-В 11 лет он поступил в Ярославскую гимназию, проучился там 5лет.

-В 16 лет отец отправляет его в Петербург в военную школу.

-Но Некрасов еще в гимназии увлекся литературой, начал писать стихи, и решает поступить в Университет.

-Отец отказывается его поддержать и оставляет без средств. Некрасову приходится самому зарабатывать себе на хлеб.(Вот как он вспоминает это трудное время: стр.210 уч-ка ).

-Некрасов так и не закончил учебу в Университете, который от посещал вольным слушателем.

-Но он много писал. Его статьи, рецензии, очерки, пьесы, стихотворения стали печатать.

-Главной темой своего творчества поэт сделал судьбу труженика, судьбу русского народа.

-Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда.

Рассказ ученика ( дополнение).

Брак родителей Н. Некрасова не был счастлив. Крестьяне ненавидели Алексея Сергеевича, не любила, боялась его и семья. Неприютно и страшно было в доме, похожем на тюрьму. Он бил детей, жестоко обращался с женой. Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им всё время. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи крестьяне, и она, как могла, помогала им. Однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за её заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать её страдания. Николай. Несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил её водой (обратиться ещё раз к эпиграфу урока).Некрасов обладал даром большого поэта. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, ремесленника, солдата.

5. Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.

Гражданин-человек, который

- любит свою Родину, малую и большую, свой народ, свой язык;

- проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину;

- осознаёт ответственность за судьбу своей страны;

- интересуется историей и культурой Родины;

- гордится Родиной;

- проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, её культуре, традициям;

- протестует против несправедливого отношения к людям.

Уточняющий вопрос:

- А можно ли самого Н.А.Некрасова назвать гражданином?

(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда)

Любил, гордился, протестовал

Отечества достойный сын

Сочувствует, сострадает, обличает

Певец людских страданий

Физминутка

История написания

- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

Историческая справка о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом

В основу произведения положены факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Легенды, связанные с дорогой

• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

-Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога".

Работас учебником. Эпиграф.

- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)

- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

Первичное восприятие произведения. Видеоролик.

Словарная работа

ядрёный - свежий, здоровый

кочи - кочки

обаяние - незнание правды, неведение

- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)

заступ - лопата

Беседа. Проверка первичного восприятия.

- Действительно ли речь полйдет в стихотворении о том, какой замечательный человек построил ЖД? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

Минутка релаксации

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде и любуетесь видами из окна вагона

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рассмотреть основные темы лирики поэта

Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.

Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

II . Проверка д/з.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (проверка конспекта, выразит чтение стих)

I II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о месте Некрасова в русской литературе как личности и как поэта.

Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья - значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А., труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.

2. Анализ стихотворения.

Чтение стихотворения по ролям.

- О чём спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои…

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.

Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины.

3. Вывод . Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Данный урок является уроком открытия новых знаний и ориентирован на развитие коммуникативных, информационных и творческих способностей учащихся. Шаблон урока предполагает вариативность выбора материала учителем и установку на творческую работу.

Тема: Н.А.Некрасов –поэт и гражданин

Цели урока: Изучить ведущую тему творчества Н.Некрасова. Познакомить с интерпретацией темы поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова.

Форма кейса, используемого на уроке: первооткрывательские, неструктурированные кейсы

Создание проблемной ситуации

Характеристика эпохи 40-60-х годов 19 века. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Кто из русских поэтов говорил о назначении поэта и поэзии?

Найти проблему и пути её решения

Первичное целеполагание: что понадобится для ответа на вопрос? (факты биографии, стихотворения, критика) Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами.

Открытие новых знаний

Работа с информацией

Применение новых знаний

Создание творческих проектов

2гр. Создание устного выступления

Читайте также: