Чарльз диккенс конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Войти через uID

Комическая эпопея, написанная журналистом

Мир романов Диккенса — Лондон. Вначале Лондон старинных экипажей и почтовых карет, а потом Лондон железных дорог и промышленного бума.

В Лондоне Диккенс прожил почти всю жизнь и знал его вдоль и поперек, знал и его парадный фасад, и его страшные задворки. Уже взрослым человеком он предпочитал обходить стороной то место, где ребенком работал на фабрике ваксы — клеил этикетки к жестяным коробочкам. Зарабатывать на хлеб пришлось рано: отец наделал долгов и попал в долговую тюрьму.
Среди профессий, которыми Диккенс овладел в юности, была и журналистика. В двадцать лет он приобрел себе имя очерками повседневной жизни, печатавшимися под псевдонимом Боз. Тогда ему пришлось узнать и трущобы, и притоны, и тюрьмы. Современность оказалась богатой тайнами, но тайны эти были грязны и неприглядны.
Из журнализма родился первый роман Диккенса — о мистере Пиквике.

Роман имел грандиозный успех, а имя Диккенса стало знаменитым. Впрочем, первая удача легко могла обернуться и неудачей. В самом материале для Диккенса таились опасности. Во-первых, он плохо знал спорт, который быстро входил в моду. Чемпионов по скачкам и боксу чествовали как знатных особ. Диккенс оттеснил спорт на второй план, ограничив его сюжетной линией трусливого Уинкля — комичными сценами катания на коньках и верховой езды.
Во-вторых, Диккенс помнил провинциальную Англию лишь по впечатлениям раннего детства. Вот почему по-настоящему повествование в романе обретает уверенность, когда события перемещаются в Лондон, а у пиквикистов появляется слуга Сэм Уэллер. Он сыплет афоризмами на кокни.

Памфлет — сатирическое произведение, написанное с целью опровержения или обличения. В роли памфлета может выступать и журналистский очерк, и поэма, и роман.

Лейтмотив — повторяющееся выражение, деталь, поступок, становящиеся постоянной характеристикой персонажа или сюжетного действия.

Нравственный смысл счастливого финала в романах Диккенса: хорошие люди должны быть счастливыми.

Итак, злые наказаны: Сайкс погиб, Феджин повешен. Добрые вознаграждены, а счастье в этом несовершенном мире невозможно без денег. Оливер обретает семью (он встречает сестру своей покойной матери — добрую и прекрасную Роз Мейли), получает причитающуюся ему долю наследства.
Тайна раскрыта, зло побеждено. Впервые именно в этом романе Диккенс поручает дело расследования не только добрым джентльменам, но и профессиональным сыщикам с Боу-cтрит.

На Боу-cтрит в середине XVIII в. было открыто первое сыскное агентство. В числе его создателей — великий английский романист Генри Филдинг. Диккенс продолжил его дело, обратив внимание на проблему раскрытия преступления именно в тот момент, когда на смену агентству на Боу-cтрит приходит полицейское управление Скотленд-Ярд (дословно — шотландский двор, поскольку в этом здании первоначально размещалось представительство Шотландии в Лондоне).

Когда покров тайны снят, обнажаются социальные пороки всего общества. Это, может быть, самая главная тайна: то, что происходит на дне общества, связано с тем, как следуют нравственным заповедям люди, обосновавшиеся на верхних ступенях социальной лестницы. Общественный верх и низ отражены друг в друге: наверху принимают закон о работных домах, внизу — в этих домах живут.

Роман воспитания на викторианский манер

Роман воспитания
Кем и когда он был создан?
Со времен эпохи Просвещения было принято считать, что если вы хотите изменить мир, то нужно изменить человека. Правда, просветители полагали лучшим путем воспитания возвращение к природе, развитие естественных склонностей человека.

Фантастическая песенка Герцогини, кажется, лишь простодушно зарифмовывает рекомендации диккенсовских воспитателей:
Лупите своего сынка
За то, что он чихает.
Он дразнит вас наверняка,
Нарочно раздражает!
Гав! Гав! Гав!
Перевод Д. Орловской

Если защита слабых и страдающих — проблема социальная, то само преступление все более интересует Диккенса и с другой стороны — нравственной. В современном детективном романе мы обычно проходим сюжетный путь вместе с тем, кто ищет и догоняет. А как ощущает себя тот, кого ищут, тот, кто совершил преступление и теперь пытается скрыться?

Вам хотелось бы знать тайну Эдвина Друда?
Это Диккенса самый последний роман.
Он его не окончил. Осыпалась груда,
и молочной стеной опустился туман.
Вы мне станете петь про нелепость, про дикость
всяких тайн, от которых и пепел остыл.
А ко мне приходил в сновидениях Диккенс
и конец, унесенный с собою, открыл.
Н. Асеев

Соперниками в романе выступают дядя и племянник. Ничего не подозревающий Эдвин Друд постоянно приезжает к своему любящему дядюшке Джасперу, регенту церковного хора в городке Клойстергем близ Лондона. Там же живет и Роза Бадд, с которой Эдвин был помолвлен еще в детстве. Эта помолвка становится все более мучительной для них: будучи близкими людьми, они не любят друг друга. После долгих колебаний Эдвин решает разорвать помолвку.
Увы, он не сообщил об этом дяде. А это спасло бы ему жизнь. Джаспер любит Розу. Внешне благопристойный джентльмен, он скрывает тайные страсти. Нравственное лицемерие стало одним из главных пороков викторианской Англии.

Круг понятий

Роман Диккенса:
журнализм
памфлет
тайна
сказка
юмор
метафора

Темы для докладов и сочинений
О чем свидетельствует пристрастие Диккенса к счастливому финалу?
Можно ли считать романы Диккенса романами воспитания?
Что отличает Диккенса от современных авторов детективных романов?
Найдите примеры метафор в романах Диккенса. Может ли метафора превращаться в лейтмотив того или иного персонажа?

Литература
Пирсон X. Диккенс. — (ЖЗЛ).
Сильман Т. Диккенс: очерк творчества. — М., 1958.
Тайна Чарльза Диккенса / сост. Е. Ю. Гениева. — М., 1990 (в книге собран большой материал классических отзывов английских писателей о Диккенсе).
Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. — М., 1975.
Чегодаева М. А. Тайна последнего романа Диккенса (опыт реконструкции) // Мастера классического искусства Запада. — М., 1983. — С. 227—286.


Чарльз Диккенс – самый популярный англоязычный писатель своего времени. И на этом уроке мы проследим за поворотами судьбы классика английского реализма Чарльза Диккенса. Узнаем, как пройти путь от простого репортёра до самого популярного писателя своего времени. Выясним, к какому герою Диккенса и для чего приходили духи накануне Рождества.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Ч. Диккенс. Рождественские повести"

Сегодня на уроке мы:

– Проследим за поворотами судьбы классика английского реализма Чарльза Диккенса.

– Узнаем, как пройти путь от простого репортёра до самого популярного писателя своего времени.

– Выясним, к какому герою Диккенса и для чего приходили духи накануне Рождества.

Чарльз Диккенс – самый популярный англоязычный писатель своего времени. Редко кому удаётся достичь такой славы при жизни.


Но жизнь гения английской литературы, чьё имя называют рядом с именами Байрона и Шекспира, не была беззаботной.

Родился Чарльз Диккенс в английском городе Портсмут. Семья Диккенсов была довольно состоятельной. Отец семейства, Джон Диккенс, сначала служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота в Портсмуте. А позже его перевели в Лондон, где и начались злоключения семьи Диккенсов.

Дело в том, что Джон Диккенс не умел жить по средствам. Он очень любил комфорт, баловал жену и восьмерых детей, устраивал домашние спектакли и концерты. Легко брал деньги в долг, но при этом совершенно не думал о том, как их будет отдавать. Такая жизнь привела к тому, что большое семейство оказалось в лондонской долговой тюрьме.

Старшая дочь Диккенсов продолжила обучение в Королевской музыкальной академии. А вот 12-летнему Чарльзу пришлось работать на фабрике по производству ваксы, чтобы помогать семье. Ваксу использовали в качестве обувного крема. Детский труд ценился очень дёшево, а работать детям приходилось по десять-двенадцать часов. Выходные Чарльз Диккенс проводил вместе с родными в тюрьме. Можно представить, какое потрясение пережил артистичный изнеженный мальчик, привыкший блистать в домашних спектаклях и проводить время за чтением книг.

Но эти тяжёлые впечатления и знакомство с жизнью лондонского дна научили Чарльза Диккенса сочувствию к обездоленным и вызвали жажду справедливости. И раскрыли в нём талант репортёра.

В том же 1836 году Чарльз Диккенс женился на Кэтрин Хогарт, дочери издателя журнала, в котором публиковались произведения писателя. Кэтрин была настолько талантливой актрисой, что играла на сценах американских и канадских театров, а не только в домашних постановках. Кэтрин была искусным кулинаром и одарённым литератором. Она даже выпустила книгу под своим именем.

Брак Чарльза Диккенса и Кэтрин Хогарт не стал счастливым. Писатель был деспотичным мужем. А все таланты Кэтрин потерялись в тени славы её знаменитого супруга. Кэтрин растворилась в заботах о муже и десятерых детях, но брак это не спасло. В жизни Диккенса появилась другая женщина. 46-летний писатель влюбился в летнюю актрису Эллен Тернан, которая и стала для него главной женщиной в последние 13 лет его жизни.


Интересно, что и либералы, и консерваторы считали Диккенса своим. Потому что в его прозе критика старых порядков сочеталась с осуждением жестокости нового общества. В романах Диккенса запечатлены картины жизни английского общества девятнадцатого века во всём безобразии и великолепии, нищете и блеске.

Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах есть и элементы сентиментализма, и сказочное начало. Как реалиста Диккенса часто ругали за обязательный счастливый конец, за роль счастливых случайностей в развитии сюжета. За то, что Диккенс слишком часто даёт отрицательным героям шанс на исправление.

В рождественский сочельник бессердечный скряга мистер Скрудж получает мистическое послание от своего компаньона Джейкоба Марли, умершего год назад. Ему является призрак Марли, который ужасно мучается в загробной жизни. Бывший компаньон ведёт с мистером Скруджем нравоучительную беседу, говоря, что Скрудж ещё может избежать жуткой участи. Призрак говорит о христианских ценностях, о важности Рождества, о том, что главное для человека – это забота о ближнем.

Вслед за Марли мистеру Скруджу являются ещё три призрака. Или, точнее, духа.

Святочный дух Прошлых лет переносит старого скрягу в годы юности. Он напоминает Скруджу о том, что по своей природе мистер Скрудж добрый и славный человек. И о том, что Эбенизер сам разрушил своё счастье и свою душу в погоне за наживой.

Дух нынешних Святок показывает Скруджу, как празднуют Рождество разные люди: горожане, рабочие маяка и рудокопы. Сила реализма Диккенса проявляется в описании бедняцких кварталов и скудного праздничного ужина семьи Боба Крэтчита. Клерка, который работает в конторе Скруджа. Празднуя Рождество, люди на время забывают о всех своих бедах и ссорах. И в этой части текста важно не только желание Скруджа стать частью общего сердечного веселья.

Скрудж видит, как плохо отзываются о нём люди. Но даже среди всеобщей ненависти для него есть светлая искра. Его племянник Фред любит дядюшку несмотря ни на что и верит в его преображение. И Боб Крэтчит, который работает в невыносимых условиях за жалкие гроши, предлагает тост за здоровье своего работодателя. Здесь Диккенс снова говорит о том, что даже для самого большого грешника есть надежда. Каждый может измениться и начать делать благие дела.

А вот третий дух, Дух будущих Святок, показывает Скруджу, что может произойти, если тот не изменится. Смерть ждёт несчастного малютку Тима, сына Боба Крэтчита. Смерть ждёт и самого Скруджа. А для самого мистера Скруджа у горожан не находится ни добрых слов, ни сожаления. Ведь он своей скаредностью принёс людям много страданий, но ни сделал ни одного доброго дела.

Мы уже говорили о том, что внимание к острым социальным проблемам в романах Диккенса часто влекло за собой перемены в общественной жизни. Был у Диккенса и безусловный нравственный авторитет. Так во время поездки по США Диккенс читал свои произведения не только в театрах и концертных залах, но и даже с кафедры церкви, словно проповедник.

При этом сам писатель обладал сложным характером и далеко не всегда мог служить примером безупречной христианской нравственности. Водились за ним и странности. Например, Диккенс был подвержен приступам меланхолии, мог непроизвольно впадать в транс. Героев своих романов он видел и слышал, словно призраков.

Постоянный изнурительный труд, беспорядочная жизнь и нервные потрясения привели к ранней смерти писателя. 9 июня 1870 года Диккенс умер от инсульта в 58 лет.


Писатель оставил завещание, в котором просил устроить ему скромные похороны и не ставить памятников. Но Диккенса похоронили в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. А день этот объявили днём национального траура.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока позволит в форме лекции обзорно познакомить обучающихся с европейским реализмом второй половины XIX века и его классическими представителями.

Литература. 10 класс.

Цели: познакомить учащихся с литературными направлениями, представителями зарубежной литературы 19 века, с творчеством Ф.Стендаля, О.де Бальзака и Ч.Диккенса.

Предметные умения: знать факты биографии и творческой деятельности авторов, уметь анализировать текст, извлекать из него информацию.

Регулятивные: умеет самостоятельно определять цели своего обучения; планирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника; устанавливает причинно-следственные связи; строит логические рассуждения, делает выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе; умеет формулировать и аргументировать собственное мнение; соблюдает правила речевого поведения.

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Европейский реализм.

В европейской литературе это собственно романтизм (конец XVIII века – 30–40-е годы XIX века), реализм (30–40-е – 60–70-е годы XIX века), а также течения, сложившиеся в конце XIX века: натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм и другие.

Таким образом, реализм является доминирующим течением в европейской литературе второй половины XIX века.

Данная точка зрения возникла в результате обнаружения сходств в поэтике и тематике разных течений литературы XIX века. Однако в них есть и серьезные отличия.

Литература реализма отражает характерное для эпохи второй половины XIX века представление о человеке. В его основе лежит идея социальности человеческой личности. Идеологию романтиков, напомним, отличал культ самодостаточного и активного героя, противопоставляющего себя реальной действительности и самостоятельно формирующего обстоятельства своей жизни. Реалисты, наоборот, рассматривают человека как существо социальное, то есть вписанное в контекст общественной жизни и во всех своих проявлениях обусловленное социальными обстоятельствами.

Основу эстетики реализма составляет установка на достоверное, правдивое, объективное изображение реальной действительности. Декларация такого изображения отличает взгляды многих писателей-реалистов.

В рамках данной эстетики сложились следующие общие черты реалистической литературы:

– углубленный психологизм (выявление глубинного содержания внутренней жизни человека);

– серьезное и трагическое изображение положения человека в буржуазном мире;

– максимально детализированное изображение реальности в совокупности самых,

казалось бы, незначительных черт.

В то же время мы говорим о том, что эти универсальные эстетические принципы реализма нашли самые оригинальные формы художественной реализации в творчестве разных писателей.

Французский реализм.

Основные события французской истории, с которыми связано развитие реализма во французской литературе:

1804–1814 гг. – период правления Наполеона (Первая империя).

1814–1830 гг. – период Реставрации (восстановления на престоле династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией).

1830 г. – падение режима Реставрации в результате Июльской революции и установление Июльской монархии.

1848 г. – падение Июльской монархии в результате Февральской революции и создание Второй республики.

1851 г. – установление Второй империи в результате государственного переворота и приход к власти Наполеона III.

1870 г. – поражение в войне с Пруссией, отстранение от власти Наполеона III и провозглашение Третьей республики.

1871 г. – Парижская коммуна.

Формирование французского реализма приходится на 30–40-е годы. В это время реализм еще не противопоставлял себя романтизму, а плодотворно с ним взаимодействовал. Эта взаимосвязь отчетливо видна в творчестве Фредерика Стендаля и Оноре де Бальзака, которые, кстати, и не называли себя реалистами.

Открытая полемика с романтизмом и отказ от романтической поэтики возникает позднее – в рамках следующего периода в развитии реалистической литературы, хронологические рамки которого - 50–60-е годы. Февральская революция 1848 года, установление Второй империи и наступление эпохи консерватизма и реакции вызвали серьезные изменения в мироощущении французских писателей и поэтов, окончательно дискредитировав романтический взгляд на мир.

Фредерик Стендаль (1783-1842)

Стендаль – литературный псевдоним французского писателя Мари-Анри Бейля. Родился в провинциальном городе Гренобль. Покинув родной город в 16-летнем возрасте в надежде сделать столичную карьеру, он в 17 лет поступает на службу в наполеоновскую армию и участвует во всех европейских компаниях Наполеона, начиная с его итальянских походов и заканчивая войной против России 1812 года. Он был свидетелем Бородинского сражения и лично испытал все ужасы отступления Наполеона из России, которые подробно описал в дневниках, впрочем, достаточно иронически.

Именно в такой литературе, по мнению писателя, нуждаются современники, пережившие революцию и поражение Наполеона. Эти события французской истории, по Стендалю, отменили и актуальность классицизма (ведь ему не свойственно правдоподобие в изображении конфликтов), и актуальность романтизма в привычном нам понимании (т.к. он идеализирует жизнь).

Так крушение идеи героя обернулось, с одной стороны, отказом от маски и ложной цели, восстановлением подлинного лица, а с другой стороны, разочарованием в общественной жизни и сознательным уходом из нее под знаком протеста.

Оноре де Бальзак (1799-1850).

В центре интереса Бальзака – современная ему, то есть буржуазная, стадия в эволюции социального мира. На поиск объективного закона, определяющего сущность буржуазной жизни, и нацелен замысел Бальзака. Этим обусловлены основные эстетические принципы бальзаковского творчества:

1. Стремление к универсальному, всеохватному изображению французского общества.

2. Установка на изображение общества как единой системы, подобной природному организму. Общественная жизнь представляет собой не совокупность разрозненных событий, а органическое единство, в рамках которого все со всем связано.

3. Установка на исследование жизни общества в исторической перспективе. Современность – это результат закономерного исторического развития, следовательно ее истоки нужно искать в событиях прошлого.

4. Установка на изображение социальных типов. Если герой Стендаля является носителем определенного психологического типа, то в центре интереса Бальзака оказывается именно социальный тип. Это, например, тип буржуазного приобретателя или тип карьериста.

5. Принцип достоверного изображения современной действительности. Этот принцип нашел свое выражение в тщательной прорисовке подробностей обыденной жизни и материальной среды обитания современного человека. Бальзак подробно описывает место действия, вещи и предметы.

Роман посвящён проблеме столкновения неискушённого человека с обществом, наполненным пороками.

В основе сюжета романа лежит фантастическое событие. Рафаэль де Валантен, молодой разорившийся дворянин, находящийся на пороге самоубийства по причине отсутствия средств к существованию и равнодушия общества к его талантам, становится обладателем волшебного талисмана – куска шагреневой кожи, исполняющего любое желание своего хозяина в обмен на дни его жизни.

В первой части романа предметом изображения является ситуация выбора, в которой оказывается герой. Она разворачивается в лавке антиквара, где герой вынужден размышлять над разными концепциями смысла человеческой жизни. Одна из них принадлежит старику-антиквару, который настаивает на том, что счастье достижимо в знании. Знание и воображение, с его точки зрения, это способ обладания миром, способ осуществления собственных желаний. Причем виртуальный способ воплощения желания нисколько не смущает старика.

Английский реализм.

Формирование английского реализма приходится на начало викторианской эпохи. Так в британской истории принято называть эпоху правления королевы Виктории, которая, взойдя на престол в 1837 году, царствовала вплоть до начала 20 века. Это эпоха

экономического расцвета Англии: происходит мощное развитие индустрии, рост городов, развитие науки, успешно осуществляется колониальная политика Англии.

С другой стороны, историки описывают викторианскую эпоху как эпоху сомнений и разочарований. Индустриализация остро обозначила проблему нищеты, что привело к обострению социальных конфликтов.

В области этики это время также существуют разные концепции. С одной стороны, культивируется индивидуализм и такие формы поведения, которые могут обеспечить человеку успех и счастье.

Литература английского реализма, очень специфичная по сравнению с литературой французского реализма, также, с одной стороны, воспроизводит эту систему ценностей, а с другой стороны, подвергает ее критическому осмыслению.

Эту специфику мы разберем на примере творчества одного из классиков английской литературы – Ч.Диккенса.

Чарльз Диккенс (1812-1870).

В литературу Диккенс пришел из журналистики, получив заказ на создание серии очерков от редакции одного из лондонских журналов. Деятельности репортера предшествовали самые разные способы заработка: из-за финансовой несостоятельности отца, который был заключен в долговую тюрьму, Диккенс оставил школу и сначала работал на фабрике, а затем – посыльным, писцом, стенографистом и, наконец, газетным репортером.

Творчество Диккенса можно разделить на несколько периодов. В 30–40-х годах его отличает оптимистический взгляд на мир. В ранних произведениях он нашел свое выражение в юмористической тональности повествования и в вере в неизбежность поражения зла перед лицом доброты и бескорыстия.

Первая задача (безусловно, реалистическая) находит свое выражение в описании жизненного пути Оливера и того страшного социального фона, на котором разворачивается его история (сиротский приют, контора гробовщика, воровской притон в Лондоне).

Вторая задача, свидетельствующая о романтических основах мировоззрения автора, реализуется в характере героя и завершении его истории. В соответствии с реалистической логикой, герой в той или иной форме должен был бы испытать на себе действие той социальной среды и тех социальных обстоятельств, которые составляют контекст его жизни. Однако в романе Диккенса реалистическая логика не действует: его герой, несмотря на криминальную среду обитания, ее воздействию не поддается. Недаром Оливера Твиста принято именовать сказочным героем. Тем более что завершение его истории также выстроено в соответствии с логикой сказки: герои-злодеи в финале романа терпят поражение, а Оливер обретает счастье и благополучие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока (урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок контроля и оценки)

урок постановки учебной задачи

Планируемые результаты

Метапредметные

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на урок.

Приветствие. Приводят в порядок свое рабочее место. Настраиваются на урок.

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Проверка домашнего задания (может быть, может отсутствовать)

Актуализация субъективного опыта учащихся

Вступительное слово учителя. Об истории Англии во времена Чарльза Дикенса.

Учащиеся воспринимают информацию. Слушая, отвечают на вопросы:

1. Что из себя представляли работные дома в Англии 19 века?

2. Кто попадал в работные дома?

О соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Чарльза Дикенса. С творчеством писателя с мировым именем.

Чтение учебника. Ответы на вопросы учителя.

1. Какую роль значение имеет творчество Чарльза Диккенса в русской литературе?

Что привлекало в романах писателя русского читателя?

Какая жизненная школа определила гуманистическую направленность прозы Дикенса?

Что привлекало Дикенса журналистская деятельность?

Какую роль отводил Дикенс литературе?

О соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Мотивирование к учебной деятельности. Создание ситуации затруднения

Учащиеся отвечают на вопросы:

Как вы думаете, почему именно Рождество?

Какие рождественские рассказы вы уже читали?

Изучение нового материала

Какова роль нагнетания глаголов, прилагательных в характеристике Эбинизера Скруджа?

Почему в день сочельника Скрудж не видел основания веселиться?

Почему Скрудж стал таким жадным и «Мертвым?

Что изменило главного героя?

Учащиеся отвечают на вопросы. (чтение отрывка 1)

Какова роль нагнетания глаголов, прилагательных в характеристике Эбинизера Скруджа?

Почему в день сочельника Скрудж не видел основания веселиться?

Почему Скрудж стал таким жадным и «Мертвым?

Что изменило главного героя?

Почему Срудж стал злым?

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

Закрепление изученного материала

Какова идея произведения?

А кто виноват в том, что человек становится одиноким?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

оценивают собственную учебную деятельность.

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Подведение итогов урока. Рефлексия

В чем это отношение проявилось?

Отвечают на вопросы

Читайте также: