Конспект урока теории происхождения государства 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

2 Цели урока Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права. Воспитательная – привитие уважение к идеям демократии, государственной власти и праву. Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать правовые идеи, навыков работы с учебным текстом, с источником. Тип урока - комбинированный урок. Оборудование урока 1. Учебные пособия. 2. Интерактивная доска.

5 Государство – механизм властного управления обществом. Признаки государства: 1. Территория. 2. Народ. 3. Чиновники, осуществляющие власть. 4. Силовые структуры (армия, правоохранительные органы). 5. Суверенитет – независимость государства. 6. Законодательство. Повторение

7 Теологическая теория происхождения государства Фома Аквинский ( ): Фома Аквинский ( ): Прочитать текст на стр.6 и указать основные идеи теологической теории: - Государство и право создал Бог. - Государство и право создал Бог. - Государственная власть божественна и незыблема. - Государственная власть божественна и незыблема. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех. - Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.

8 Патриархальная теория происхождения государства Аристотель ( ): Аристотель ( ): Прочитать текст на стр. 6-7 и записать основные идеи патриархальной теории: - Рождение государства и права связано с семьёй. СЕМЬЯГОСУДАРСТВО Отец – глава семьи Правитель – глава государства Отец заботится о своих подопечных Государь заботится о своих подданных Власть отца в семье –от Бога Власть правителя в государстве – от Бога.

9 Теория общественного договора Дж. Локк ( ): Дж. Локк ( ): - Прочитать текст на стр.7 и - Прочитать текст на стр.7 и указать главные идеи договорной теории: - Отрицание божественного происхождения государства и права. - Отрицание божественного происхождения государства и права. - Государство и право созданы людьми. - Государство и право созданы людьми. - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор). - Часть своих прав люди передали государству. - Часть своих прав люди передали государству. - Государство обязалось охранять безопасность граждан. - Государство обязалось охранять безопасность граждан.

10 Теория насилия Е. Дюринг ( ) Е. Дюринг ( ) - Государство создано в результате завоевания одного народа другим. Расовая насилия Ж. Габино ( ) Ж. Габино ( ) - Государство создано людьми высшей расы, которые способны подчинять людей низших рас.

11 Классовая теория происхождения государства Карл Маркс ( ) Карл Маркс ( ) Внимательно прочитайте текст на стр. 9, ответьте на вопросы: В чём К. Маркс видел причины образования государства? В чём К. Маркс видел причины образования государства? Какие этапы составляют историю происхождения государства? Какие этапы составляют историю происхождения государства? Когда, по мнению, К.Маркса, необходимость в государстве отпадёт? Когда, по мнению, К.Маркса, необходимость в государстве отпадёт?

12 Классовая теория происхождения государства Главная причина образования государства – экономическая: I. Неравенство экономическое привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых). II. Появились социально-экономические противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели). III. Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп. IV. После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.

13 Повторение Как связаны государство и право? Как связаны государство и право? Почему теорий происхождения государства и права существует несколько? Почему теорий происхождения государства и права существует несколько? Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией? Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения государства были связаны с религией? В чём прогрессивность Договорной теории? В чём прогрессивность Договорной теории? Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права? Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права?

14 Закрепление пройденного материала Субъективное право Субъективное право Объективное право Объективное право Государство Государство Признаки государства Признаки государства Суверенитет Суверенитет Теологическая теория происхождения государства Теологическая теория происхождения государства Патриархальная теория происхождения государства Патриархальная теория происхождения государства Договорная теория происхождения государства Договорная теория происхождения государства Теория насилия Теория насилия Расовая теория происхождения государства Расовая теория происхождения государства Классовая теория происхождения государства Классовая теория происхождения государства

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №10. Понятие государства и его признаки. Теории происхождения государства. Сущность и функции государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое государство, каковы основные признаки?

2. В чем заключается сущность государства?

Глоссарий по теме:

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова : государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

1. внутренние

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную ( призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую ( состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную ( государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую ( как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

В начале урока происходит установление личностного контакта учителя и учеников, принятие темы урока и включение мотива на совместную работу. Учитель должен вкратце охарактеризовать цели урока и его этапы. С первых минут урока учащиеся должны осознать необходимость правовой оценки понятия государства, многообразие подходов к такому пониманию и возможность критической оценки существующих положений в современной теории государства и права. Тема занятия должна быть доступна для наглядного восприятия и сопровождаться несколькими цитатами, на основе которых учителю будет легче подтвердить практическую ценность данного урока.

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. (Н.А. Бердяев).

Общество составлено из двух больших классов: из тех, у которых обедов больше, чем аппетита, и тех, у которых аппетита больше, нежели обедов. (Себастьян Шамфор).

Государство - это я. (Людовик XIV).

Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера. (Шопенгауэр).

Цитаты зачитываются вслух, после чего ученики отмечают в своих тетрадях номер той цитаты, которая им более близка по смыслу.

II этап. Введение нового материала

Довольно логичным будет переход от одной части урока к другой, если начать введение нового материала с вопроса: “Почему в течение многих веков люди ищут определение государства и его истоки?” При ответе на вопрос учащиеся могут воспользоваться уже предложенными цитатами или своими собственными рассуждениями. Учитель может выслушать три – четыре различных мнения и попросить остальных учащихся дать краткий ответ на вопрос в своих тетрадях. После этого учитель излагает основные современные определения понятия государства и его отличительные признаки.

Ученые говорят о том, что первое человеческое общество возникло около 3 – 4,5 миллионов лет назад, государства же появились на Земле лишь 5 – 6 тысяч лет назад. Человечество долгое время довольствовалось жизнью внутри племени, рода, общины.

Власть и нормы (правила поведения людей) в догосударственный период происходили из самой жизни людей и были с ней органично связаны, так как обеспечивали социально-экономическое единство рода или племени. Орудия труда были несовершенны, и производительность такого труда была невелика. Люди добывали все необходимое для своего выживания и лишь со временем научились делать запасы и создавать более совершенные механизмы для выполнения различных работ. Изначально именно несовершенство орудий труда, незащищенность людей побудила их к совместному проживанию.

  1. власть распространялась лишь в рамках рода и основывалась на кровных связях;
  2. власть была общественной и строилась на основах демократии;
  3. главными органами власти были родовые собрания, старейшины, военоначальники.
  1. отношения регулировались в основном обычаями;
  2. такие правила поведения существовали в памяти людей, а не на бумаге;
  3. нормы обеспечивались силой привычки, а также такими мерами, как внушением и принуждением;
  4. в основном существовали не права и обязанности, а системы табу, то есть полных запретов;
  5. нормы выражали интересы всего племени.

В какой-то момент мононормы стали нормами права, территория племени – территорией государства, воины племени превратились в армию, появилась государственная власть и государственный аппарат. До сих пор ученые спорят о том, когда и по какой причине это произошло. Формирование государства – длительный процесс, который по-разному протекал у различных народов мира. Некоторые в своем развитии пошли по западному пути, некоторые – по восточному. Ученые используют эти термины условно, так как западный путь был характерен лишь для Европы. Появление “восточных” государств было вызвано необходимостью проведения больших ирригационных работ, которые выполнялись большой группой людей на земле, находящейся в общественной собственности. Именно эти государства первыми появились 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда, Ганга, Янцзы и других. “Западные” государства появились позже, но в своем развитии довольно быстро нагнали, а затем и перегнали “восточные” государства. Появление государств на территории Европы было связано с разделением общества на классы, сопровождавшееся интенсивным формированием частной собственности. Примерами такого пути развития служат Древние Афины, Древняя Спарта, Древний Рим.

  1. наличие публичной власти (аппарат управления и принуждения);
  2. система налогов, податей, займов;
  3. территориальное деление граждан;
  4. право;
  5. монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
  6. суверенитет.

Изложение этого материала целесообразно проводить наглядно с использованием современных обучающих технологий. В заключение учитель предлагает три современных определения государства, выделяя в них одинаковые элементы, и предлагает учащимся определить для себя наиболее понятное и запоминающееся:

“Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию” (Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов. М., 1994. С. 36—37).

“Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом” (Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 67).

В учебном пособии “Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства” (М., 1995) под редакцией А.Б. Венгерова дается понятие государства в широком и узком смыслах слова. В широком как властно-политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В узком как система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий и охраняющий интересы как определенных классов и социальных групп, так и общества в целом (с. 102).

III этап. Разминка “Моменты истории”

  1. Русской правдой;
  2. Псковской судной грамотой;
  3. Судебником 1497 года;
  4. Судебником 1550 года;
  5. Соборным Уложением 1649 года.
  1. битьем кнутом;
  2. штрафом;
  3. исправительными работами;
  4. смертной казнью;
  5. выселением на свободные земли.
  1. 6 августа 1905 года;
  2. 15 января 1917 года;
  3. 1 сентября 1917 года;
  4. 25 октября (7 ноября) 1917 года;
  5. 5 августа 1920 года.
  1. демократией;
  2. военной демократией;
  3. тиранией;
  4. раннефеодальной монархией;
  5. абсолютной монархией.
  1. в 988 г.;
  2. в 682 г.;
  3. в 862 г.;
  4. в 882 г.;
  5. в 1167 г.
  1. С.Е. Десницким;
  2. Петром I;
  3. Екатериной II;
  4. М.М. Сперанским;
  5. Н.М. Карамзиным.
  1. 3 республики;
  2. 4 республики;
  3. 5 республик;
  4. 8 республик;
  5. 12 республик.
  1. В связи с окончанием гражданской войны.
  2. В связи с глубоким экономическим кризисом.
  3. В связи с неприемлемостью военных методов работы и управления страной в условиях мира.
  4. В связи с созданием частного сектора хозяйства.
  1. Особая система военной юстиции;
  2. Государственный Комитет Обороны (ГКО);
  3. Совет по делам эвакуации;
  4. Ставка Верховного Главного командования.
  1. с сочетанием идеологического консерватизма с экономическими реформами;
  2. с формированием жесткого внешнеполитического курса;
  3. с персонализацией власти и укреплением позиций партийно-государственной бюрократии;
  4. с неустойчивостью ситуации, к которой привели начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества.
  1. "Больше социализма";
  2. "Гласность";
  3. "Суверенитет";
  4. "Демократия".
  1. к потере монополии КПСС на власть и переходу к многопартийности;
  2. к приватизации государственной собственности;
  3. к проведению денежной реформы, направленной на борьбу с "теневой политикой".
  1. В 1989 г.
  2. В 1990 г.
  3. В 1991 г.
  4. В 1992 г.

Учитель должен подвести итоги работы в виде удовлетворения уровнем знаний учащихся и предложить в виде вывода следующую информацию.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования “союзы союзов”. Центром одного из них стал Киев. В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

IV этап. Групповая работа

Учащиеся делятся на семь групп, каждой из которых предлагается конверт, в котором содержится название теории происхождения государства, визитные карточки ее авторов, содержание теории и бланк с “плюсами” и “минусами” теории. Учитель предварительно поясняет, что многие известные ученые создавали свои собственные теории происхождения государств на Земле. Учащиеся в течение 5 минут обсуждают в группе доставшуюся им по жребию теорию, определяют ее положительные и отрицательные стороны и готовятся исполнить роль ее создателей перед своими одноклассниками. Особо поясняется и то, что по итогам представления будет проведено голосование, которое покажет не только степень согласия с той или иной теорией, но и отношение окружающих к выбранному способу представления.

1. Теологическая теория.

Создателями этой теории стали Фома Аквинский и ведущие представители ислама и католической церкви. По их мнению государство – это продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема и зависит в первую очередь от представителей различных религиозных организаций. Каждый человек обязан подчиняться монарху, как наместнику Бога на земле.

2. Патриархальная теория.

Ее представителями являются Аристотель, Михайловский. Они обосновывали теорию на том, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному объединению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение их под крылом все большего количества людей приводит в конечном счете к образованию государства. Власть – продолжение воли отца. Историки же свидетельствуют, что семья как социальный институт возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

3. Договорная теория.

Возникла в XVII – XVIII веках, ее представителями являются Гроций, Руссо, Радищев. Эти ученые считали, что государство возникает в результате сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в первобытном, “естественном” состоянии. Все люди объединяются на основе такого соглашения и передают часть своих прав государству.

4. Теория насилия.

Авторами этой теории можно считать Дюринга, Гумпиловича, Каутского. Они видели причину происхождения государственности не в экономических отношениях, не в божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Т.о., государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория.

Получила широкое распространение в IXX веке и изложен в трудах Спенсера, Вормса, Прейса. Представители этой теории считают, что государство подобно организму человека. В нем все взаимосвязано и выполняет определенные функции, иначе говоря, государство – продукт биологической эволюции. У него есть мозг – правительство и средства выполнения решений – подчиненные (органы и другие составляющие организма).

6. Материалистическая теория.

Ее творцами являются Маркс, Энгельс, Ленин. По их мнению, государство – результат развития общественных отношений.

Разделение труда – возникновение помимо земледелия скотоводства и ремесла – появление людей, занятых только обменом – совершенствование орудий труда – рост продукции – возникновение излишков – частная собственность – деление общества на классы – эксплуатация.

Государство – средство обеспечения власти одного класса, гарантия существования общества.

7. Психологическая теория.

Наиболее известные представители: Петражицкий, Тард, Фрейд. Они связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания.

V этап. Выступление от лица группы

От лица каждой группы выступает ее представитель, который имеет возможность в течение двух минут убедить остальных в ценности и научности своей теории.

VI этап. Проведение тайного голосования

Учитель раздает каждому учащемуся бланк для голосования, в котором записаны названия представленных теорий и просит проголосовать за одну из них. Голосование проводится тайно и, по возможности, с соблюдением необходимых для того процедур.

Читайте также: