Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школы на тему солнечная система солнце

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Урок №5. Солнце и Солнечная система. Вещественная природа Вселенной.

Цель урока: Ознакомить с современными представлениями о Солнце, Солнечной системе, вещественной природой Вселенной.

Задачи: Продолжить формирование современного представления о Солнце и Солнечной системе.

Ознакомить с вещественной природой Вселенной.

Воспитывать интерес к окружающему миру, к космическому пространству.

Развивать познавательный интерес, умение извлекать знания из разных источников.

Содействовать в ходе урока воспитанию умения работать в группе, взаимоуважению.

Ожидаемый результат: -должны знать основные естественнонаучные понятия о Солнце, Солнечной системе, вещественной природе Вселенной;

-должны уметь давать определения терминов по теме.

Основные идеи: Солнце, Солнечная система, планета, 8 планет, орбита, малые небесные тела – астероиды, кометы, метеоры или метеориты.Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.

ФИО учителя: Токарева Людмила Владимировна

Стаж работы: 28 лет

Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Жамбылского района Алматинской области

Должность: учитель географии и истории

Уровень: первый (продвинутый)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося

I.Организационный момент (10 мин.).

Деление на группы.

Учитель раздает карточки с названиями планет.

Учитель предлагает ребятам посмотреть на столы (на столах картинки двух соседних планет) и сесть за тот стол, где изображена такая же планета, как на вашей карточке.

Учащиеся делают движения, о которых поется в песенке.

Учащиеся формируют группы в соответствии с карточками с названиями планет у учащихся и на столах.

II.Этап вызова (5

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Выход на тему урока.

Учащиеся смотрят видео, отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока.

III.Этап осмысления (25 мин.).

Формирование новых знаний.

Подведение итогов. 1.Работа учащихся в группах

с текстом учебника параграфов 6.

Задание: Прочитав текст параграфа и обсудив в группе, учащиеся должны ответить на вопросы.

Защита постеров от групп.

3.Работа учащихся в группах.

Учитель: Какие планеты входят в Солнечную систему и их особенности? Это мы узнаем, поработав с параграфом 7.

Задание группам:

Заполните таблицу в соответствии с вашей планетой на карточке:

(какая посчету от Солнца) Особен-

Проверьте в паре правильность заполнения таблицы.

По окончании проверки таблицы от каждой группы презентация проведенного исследования (о двух планетах). Презентация по порядку расположения планет. Ребята выходят с надписями со столов по порядку расположения планет от Солнца и остаются у доски до окончания презентаций. Затем поднимают вверх карточки, и все вместе произносят по порядку 8 планет.

5. Работа с терминами:

Учитель предлагает подвести итог. Учащиеся индивидуально работают с текстом параграфа.

Обсуждают в группе проблему, ее оформление на постере и его защиту от группы.

Учащиеся защищают постеры от групп.

Учащиеся делают вывод о значении Солнца для развития жизни на Земле.

Учащиеся индивидуально работают с текстом параграфа.

Учащиеся заполняют таблицу в соответствии со своей карточкой с названием планеты.

Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы в парах.

Презентация от группы о 2-х планетах.

После презентации учащиеся остаются у доски.

После окончания презентации учащиеся поднимают карточки с названиями планет. Учащиеся класса перечисляют планеты по порядку в направлении от Солнца.

Учащиеся придумывают разные ассоциации, связанные с определенными терминами.

Учащиеся делают выводы по изученному учебному материалу.

IV.Рефлексия 5 мин.

Домашнее задание:

Рефлексия Параграфы 6, 7. Продолжить заполнение таблицы. Термины выучить.

Самооценивание в конце рабочего листа.

Записывают домашнее задание.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке на рабочем листе.

Учащиеся рисуют смайлики на стикерах и наклеивают их на доску.

Используемый подход: КМ, ВО, НП, ТиО, ЛиУ, ИКТ, ОДО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

Группы формируются в соответствии с карточками с названиями планет. На столах соответствующие карточки – по 2 планеты.

Ресурсы, используемые на этих этапах, тематически взаимосвязаны. Поэтому многие учащиеся класса уже на организационном этапе начинают понимать, о чем будем говорить на уроке.

Таким образом, использую технологию проблемно-диалогического обучения и на организационном этапе, и на этапе вызова. Эта технология позволяет активизировать знания учащихся. При проблемном введении учебного материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать тему урока, тем самым гарантирует появление познавательной мотивации учащихся.

Задания группам не сводились к простому пересказу учебного материала. Была попытка сформулировать задания в соответствии с таксономией Блума (для 4-х групп). Поэтому, хотя группы были сформированы по карточкам случайным образом, задания группам раздала в соответствии с составом учащихся в группах и уровнем сложности задания.

При выполнении этих заданий учащимся приходилось собирать соответствующую информацию, рассуждать, формулировать выводы и даже формулировать предположения (гипотезы). Это говорит о внедрении модуля критического мышления.

Методы и ресурсы, используемые на уроке, старалась подбирать тематически взаимосвязанные, с учетом возрастных особенностей учащихся, а также, чтобы учебное занятие было интересно и увлекательно для учеников. Учебный процесс старалась построить, как исследовательскую, поисковую деятельность. В группах многие учащиеся чувствовали себя увереннее, старались не подвести свою команду, присутствовал здоровый дух соревнования.

На этапе подведения итогов урока учащиеся говорили о практической значимости знаний по теме в жизни человека.

После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока, ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания.

Зачастую сталкиваюсь на уроках с одной и той же проблемой: не хватает времени на организацию работы учащихся в тетрадях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока природоведения представлена для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаемый результат: учащиеся должны знать значение Солнца для всего живого, планеты Солнчной системы.

Тема: Солнце. Солнечная система.

Цель: Формирование представления у учащихся о Солнце, Солнечной системе.

Задачи: 1) Формировать представление у учащихся о Солнце, Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.

2) Развивать зрительное восприятие через упражнение в узнавании и различении по рисункам Солнца, планет Солнечной системы.

3) Формировать мотивацию к предмету.

1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

2. Разминка на развитие ВПФ (катание массажных шаров на ладони).

3. Актуализация знаний.

- Что мы видим ночью на небе? (Звезды, Луну)

- А что мы видим днем на небе? (Солнце)

- Правильно, ночью мы видим звезды и Луну, а днем видим Солнце.

4. Новый материал.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, что Солнце – это звезда, что вокруг Солнца вращается 8 планет. Запишите в тетради дату и тему урока.

- Как вы думаете, для чего мы сегодня будем говорить о солнце, солнечной системе? (чтобы получить новые знания)

- Что такое Солнце?

- Солнце – это небесное тело, которое излучает свет и тепло. Солнце – это самая близкая к нам звезда (слайд 2). Лучи Солнца очень яркие, поэтому долго смотреть на солнце нельзя. Иначе можно получить ожог глаз.

- Солнце очень раскалённое, горячее. Солнце посылает на Землю свет и тепло. Кому нужны свет и тепло от Солнца? (людям, животным, растениям)

- Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Все планеты вместе с Солнцем образуют Солнечную систему (3 слайд). Эти планеты называются: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (слайды 4 -11).

Итак, Солнце – это звезда. Вокруг Солнца вращается 8 планет. Наша планета Земля единственная планета, на которой есть жизнь. Все планеты вместе с Солнцем образуют Солнечную систему.

На луне жил звездочёт (смотрят в телескоп) -

Вёл планетам он учёт (показывать в небо рукой)

Раз - Меркурий (описать круг руками)

Два - Венера (хлопок),

Три - Земля, четыре - Марс (присесть),

Пять – Юпитер и шесть - Сатурн (наклоны вправо - влево),

А ещё Уран, Нептун (наклоны вперёд-назад).

5. Закрепление материала.

1. Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Планету назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия планет. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется минимальное количество участников (3гр.)


2.

6. Итог урока.

- Что такое Солнце?

- Зачем всему живому нужно Солнце?

- Что такое Солнечная система?

- Назовите планеты Солнечной системы.

7. Домашнее задание.

Раскрасить планеты на карточке и вклеить в тетрадь (3 гр.)

8. Оценивание учащихся.

9. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке? (Теперь я знаю…)


-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок природоведения в 5 классе.

Учитель: Феоктистова И.А.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Знакомство обучающихся со временем года - лето, летними месяцами, признаками лета.

Образовательные задачи: Дать представление о времени года лето, об основных признаках лета.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционно- развивающие задачи: Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию, наблюдательности, сообразительности, развитие устной связной речи, развитие и активизация познавательного интереса к предмету, обогащению словарного запаса обучающихся; развивать способность правильно и грамотно высказывать свои мысли.

Оборудование: учебные и письменные принадлежности, иллюстрации, иллюстративный материал с заданиями, учебная презентация, цветочки.

I Организационный момент.

Организационный момент направлен на подготовку обучающихся к уроку и состоит из приветствия учителя, отметки в журнале отсутствующих, проверки готовности к уроку, целеустановки на урок, психологического настроя обучающихся.

- А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу? (Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие). Нарисуй на полях.

Наблюдение за погодой.

Дата Облачность Температура воздуха Осадки

II Изучение нового материала

- Ребята сегодня мы с вами узнаем много интересного, будем делиться своими знаниями друг с другом.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Когда я зашла в класс на урок - со мной вместе залетели цветочки и приземлились к вам на парты. Посмотрите на них какие они красивые, изящные. А теперь переверните их и сложите из букв слово,- какое слово получилось? Правильно лето!

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь?

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о лете, о летних месяцах, об основных признаках Запись в тетрадь темы урока.

Объяснение учителя:

Лето красное пришло. Для многих из нас лето – это самая любимая пора года. Солнечная и тёплая погода позволяет купаться и загорать. И всё это совпадает с летними каникулами. С наступлением лета мы попадаем в сказочный мир приключений. Природа наливается разноцветными красками и одаривает спелым урожаем. Пышная зелень, цветущие сады, ласковое солнце, тёплые дожди – всё это лето! А кто может назвать отличительные особенности летней погоды?

. заметно теплеет, иногда идут кратковременные тёплые дожди с громом и молнией, и через короткий промежуток времени появляется радуга.

Как меняется летний день? . Солнце встаёт рано, день длинный.

Как меняется жизнь людей? . некоторые дети отправляются в лагеря, другие отдыхают всей семьёй, ездят на море или в лес

. Каких насекомых вы наблюдали в своем селе? В какие игры вы предпочитаете играть летом? . футбол, волейбол, прятки .

Чем ещё любите заниматься? . кататься на велосипеде, строить шалаши.

Какую одежду носите летом? . футболки, шорты, платья, сарафаны и обязательно головной убор.

Какие интересные места вы посетили во время прошлых летних каникул.

Жаркое, урожайное, богатое, щедрое, нарядное, яркое, долгожданное, ароматное.

Письмо от Незнайки.

Теперь я прочту вам письмо Незнайки про лето:

Здравствуйте, ребята. Наступило лето. Солнце светит жарко, кругом лежит снег.

Мы с Пончиком ходим купаться, а Знайка купаться не любит, катается с горы на санках. В лесу поспела ягода – земляника, черника, малина, огурцы. Летний январь – мое самое любимое время года!

Понравилось вам письмо Незнайки? А почему вы смеялись?

Что перепутал Незнайка?

Давайте вспомним названия летних месяцев (запись в пустых клеточках на доске по цепочке)

Доскажи словечко:

Над лугами зной стоит

Пчёлка над цветком жужжит.

Речка, лес, фруктовый сад

Нас к себе тогда манят

Скажут все, что это

Учитель: - Давайте вспомним основные явления и приметы лета. В этом вам помогут загадки. Отгадайте их.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

За блеском Треск,

За треском — Блеск.

Над рекой повисло.

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

Учитель: Основные признаки

Земля покрылась травой и цветами.

День длинный, ночь короткая.

Вода в реке тёплая.

Работа с текстом учебника.

Прочитать текст на стр.______ и ответить на вопрос:

Физкультминутка

*Пантомима "Летняя помощь детей взрослым"

А сейчас хотелось бы узнать о том, как помогают дети взрослым в поле, на огороде, в саду.

Задание - подготовить пантомиму на тему " Помощь взрослым". (Учитель - консультант, если у кого - затруднения, оказывает индивидуальную помощь). Кто догадался, о каких видах работы шла речь?

- А как вы помогаете родителям летом?

Я надеюсь, вы и в следующее лето будете помощниками.

Щебетанье птиц, красота и аромат цветов, таяние снега, вкусные и полезные фрукты и овощи, короткие дни, гроза, тёплый дождь, сугробы, радуга, жаркие дни, ягоды и грибы, у школы снеговики, порхание бабочек, длинные дни. ещё лето любим за цветы.

- Какое любимое занятие у детей летом? (купание)

Представьте, что мы с вами пришли на водоём- речку или озеро.

Встаньте. Плывем кролем, плывем брасом.

Хорошо зимой, ребята! Давайте еще поиграем. Доскажи словечко:

Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

С желтой серединкой,

Теперь необходимо внимательно посмотреть вокруг и выполнить такое задание:

"Найди определенный цветок " 1 ряд - ромашка 2 ряд- одуванчик

III Закрепление

Слушайте загадки. Отгадки вписывайте в клеточки.

Яркое, круглое, светит днем.

Летом он длиннее, а зимой короче.

С приходом лета они появились на лугах, в садах, на клумбах.

4. Он падает с неба в виде капелек воды, иногда мелкий и частый, а иногда очень крупный.

Прочитайте ключевое слово. (ЛЕТО)

Про какое время года мы сегодня говорили?

Второй месяц лета?

Работа в парах. Подчеркнуть только признаки лета.

-Назовите по порядку, какие признаки подчеркнули в 1 столбике? А во 2?

4.Отгадайте загадки о летних развлечениях.

Две педали, руль один

В середине мы сидим.

Рама, цепь, седло из кожи.

Мы на нём кататься можем!

Едим сами как хотим,

Но глядим куда рулим.

Не с моторчиком мопед,

А простой - (. велосипед).

На прогулку мне коня

Взять сегодня надо.

С ветерком до сада.

Умею прыгать и катиться,

А если бросят – полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому … (мячу).

Что можно делать летом? Правильно, летом можно кататься на велосипеде и самокате, играть в мяч.

Что общего у велосипеда, самоката, мяча? Какая фигура их объединяет? Круг.

Колеса – круглые и мяч тоже круглый.

*Физминутка (с массажным мячиком, су-джоками)

В руки мячик мы возьмем, пальцами его сожмем.

Меж ладошек покатаем, вверх подбросим и поймаем.

Я раздала вам листочки с кругами. (Детям даются листочки, на каждом нарисовано по 3 кружка.) Подумайте, какие летние предметы можно дорисовать.

4* Встречайте Лето пословицами и поговорками.

Май весну завершает, июнь лето начинает

5*Приметы лета:

Радуга быстро исчезла — к ясной погоде.

Обилие ягод предвещает холодную зиму.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозный.

Муравьи спешно, среди дня заделывают входы — будет дождь.

Если пчелы улетели с утра в поле — будет хорошая погода.

Если паук направляет свою паутину в сторону севера — жди похолодания, а если паутину направляет на юг — будет потепление.

Лягушки держатся в воде — к сухой погоде, а выползают на сушу или сильно расквакались — к непогоде, ненастью.

6.Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

велосипед бабочка солнце

бабочка солнце велосипед

7.Сейчас поиграем в игру "Плюс", "Минус". Если вы согласны с моим высказываньем, ставьте плюс, если нет - минус.

2. Заплывай далеко от берега. (-)

3. Не купайся натощак (+)

4 Купайся в грязной воде (-)

5. Купайся и ныряй в незнакомом месте (-)

6. После купания насухо вытри тело полотенцем(+)

7. Не купайся в грязной воде (+)

8. Купайся под дождём.(-)

Затем идёт самопроверка. На доске запись + - + - - ++ -

8. Игра “Хлопки”

Я буду произносить разные слова. Если услышите слово “лето”, то вам нужно хлопнуть. Давайте проверим: зима, лето.

Снег, жара, солнце, лето, лето, июнь, июль, август.

Молодцы, вы внимательно слушали и справились с заданием.

Сколько раз я сказала слово “лето”?

Какое слово было “лишним”?

Что общего было у 3 последних слов?

9* (индивидуальное)- Выбери из открыток открытку, где изображено лето.

10* Учитель: - Какие подарки готовит нам каждый год ЛЕТО КРАСНОЕ? (Ответы детей: и т.д.)

* 11. Продолжите фразу. Я люблю лето за…

Подведение итогов урока. Оценивание.

IV Домашняя работа.

Составить мини- сочинение "Я люблю лето!"+ рисунок.

Работать будете парами. В своей работе используйте слова - подсказки, которые написаны на листочке.

Слова - помощники: жаркие дни, яркое солнце, пение птиц, бабочки, каникулы, летние игры, лес, ягоды, помощь взрослым

* Просигнальте. Кому было легко, кому пока трудновато, а

кому было трудно? Кто доволен своей работой?

Перед вами лежат шаблоны ладошки. Приготовьте карандаши. Закрасьте ноготочки.

Большой пальчик – тема мне была интересна красным

Указательный – я узнал много нового желтым

Средний – мне было трудно, но я старался синим

Безымянный – у меня было хорошее настроение зелёным

Мизинец – я хотел бы знать ещё больше … любым.

Ваши знания в ваших руках. Нам улыбается солнышко. Покажите свое настроение.

Вы подарили мне тепло и радость своей хорошей работой. Спасибо вам за урок!

Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.

  • Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
  • Обобщить и систематизировать знания.
  • Контроль и самоконтроль знаний.

Оборудование: проектор, экран, презентации.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Приветствие учителем учащихся.

Объявление темы, целей, формы проведения урока.

Повторение пройденного материала.

  1. Как устроена система мира по Аристотелю?
  2. Как устроена система мира по Птолемею?
  3. Чем система мира, созданная Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?

Ученики отвечают на вопросы. Учитель оценивает ответы учащихся.

Основная часть урока.

Учитель.

Читает отрывок из стихотворения Л.А.Бунина “Огни небес”

Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
Порою только неугасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных.
Та красота, что мир стремит вперед,
Есть тоже след былого. Без возврата …

Учитель.

С давних времен люди наблюдали за звездным небом. Изучали его. Многого достигли в своих исследованиях астрономы Древнего Египта, Вавилона и других древних стран. Даже сегодня используя современное оборудование: космические корабли, спутники, телескопы, нельзя утверждать, что Вселенная изучена полностью. Ученые высказывают гипотезы возникновения Солнечной системы. На этот счет существует несколько теорий. Например. В середине 18 века немецкий философ Иммануил Кант высказал предположение, что Солнечная система образовалась из холодного газопылевого облака. Позднее, в прошлом веке, советский академик Отто Юльевич Шмидт дополнил подобную теорию рассуждениями и расчетами, согласно которым газопылевое облако, вращалось вокруг Солнца. Предлагаю посмотреть динамическую модель образования Солнечной системы.

На экране демонстрируется динамическая модель общепринятой теории “Эволюция Солнечной системы” из мультимедиа-программы “Открытая Астрономия 2.5”


Учитель.

Как Вы думаете, что такое Солнечная система?

Ученики дают свои ответы.

Учитель.

Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела.

(Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь).
(На экране высвечивается слайд № 1, 2 – “Солнечная система).

Учитель.

Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца?

Ученики называют планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.

Учитель.

Объясняет новый материал, основываясь на уже существующих знаниях учащихся.

Предлагает учащимся рассмотреть планеты Солнечной системы более подробно и узнать, откуда они получили свое название.

На экране демонстрируются слайды презентации “Солнечная система”.

3 – Меркурий,
4 – Венера,
5 – Земля,
6 – Марс,
7 – Юпитер,
8 – Спутники Юпитера,
9 – Сатурн,
10 – Спутники Сатурна,
11 – Уран,
12 – Спутники Урана,
13 – Нептун,
14 – Спутники Нептуна,
15 – Плутон с его спутником Харон

Учитель дает пояснение к каждому слайду:

1. Название каждой планете Солнечной системы, связанными с древнеримскими богами и богинями;
2. Характеристику планет:

- расстояние от Солнца до планет,
- диаметр планет,
- рельеф и цвет планет,
- вид на звездном небе,
- состав атмосферы,
- температуру на поверхности планет,
- оборот вокруг своей оси,
- оборот вокруг Солнца;
- наличие и характеристика крупных спутников

3. Сравнительную характеристику размеров планет, спутников и Солнца.

На экране высвечивается слайд № 16 “Сравнительные размеры Солнца, планет и орбит их спутников”, затем слайд № 17 “Сравнительная характеристика Меркурия и других небесных тел”

4. Учитель обращает внимание на новое понятие для учащихся - астероиды и облако Оорта.

На экране высвечивается слайд № 18 “Астероид”, затем слайд № 19 “Пояс астероидов”

Учитель.

1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци случайно открыл звезду, прямое восхождение которой заметно изменялось за сутки наблюдений. Вычислив орбиту этого астрономического объекта, стало понятно, что открыта малая планета, между Марсом и Юпитером. Ее назвали Церера в честь древнеримской богини плодородия. Открытые позднее небесные тела подобные этому и меньше его получили название астероиды или их еще называют малые планеты. Астероид от греческого означает “звездообразный”.

Происхождение астероидов до конца еще не выяснено. Существует две гипотезы возникновения астероидов: первая - предположение, что это остатки разрушившейся некогда существовавшей планеты Фаэтон. Вторая - остатки “строительного материала” из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.

За планетами Солнечной системы расположен второй пояс астероидов – пояс Койпера. И замыкает Солнечную систему облако Оорта.

Облако Оорта образуют все ледяные космические тела, которые не вошли в состав планет и находятся во внешней области Солнечной системы. Облако, которое составили, миллионы таких ледяных тел называют облако Оорта. Это та часть Солнечной системы, где находятся кометные тела.

На экране высвечивается слайд № 20 “Солнечной системы”

Учитель.

До августа 2006 года наша Солнечная система имела 9 планет.

И чтобы легче было запомнить расположение и название планет существует такая поговорка или можно назвать ее считалочкой, где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия планет:

Мечтая
Всегда
Замечала
Мария
Южного
Солнца
Улыбку
На
Пляже, что соответствует Меркурию, Венере, Земле, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну и Плутону.

В 21 веке на небе, за орбитой Плутона было обнаружено новое космическое тело (сейчас название этого космического тела – Эрида). Ученые долго спорили, отнести это тело к планетам или к разряду астероидов, так как оно было достаточно мало. И вот в августе 2006 года на Ассамблее Международного астрономического союза (МАС) было принято решение об изменении строения Солнечной системы. Солнечная система теперь состоит из 8 планет. Но добавилась категория карликовых планет.

Учитель изображает на доске схему “Планеты Солнечной системы” и предлагает учащимся записать ее в тетради:

На экране высвечивается слайд № 21 “Планеты Солнечной системы”

Планеты земной группы или внутренние, расположены ближе к Солнцу, имеют твердую поверхность, меньше по размеру, чем планеты- гиганты, состоят, в основном, из горных пород и металлов. А планеты-гиганты или их еще называют внешними планетами, формировались на дальней периферии и состоят преимущественно из газов (основной газ водород). Газовые планеты больше планет земной группы, все имеют газопылевые кольца, ярко выражены только у Сатурна. Не имеют твердой поверхности, но имеют атмосферу, состоящую в основном из водорода и гелия.

К карликовым планетам отнесли Плутон, Эриду и Цереру.

Плутон - самая дальняя 9-я планета Солнечной системы, она по размерам самая маленькая, холодная и не является газовым гигантом. Эрида - последняя планета, открытая в 21 веке за орбитой Плутона так же мала. И, на конец самый крупный астероид Церера, находится на орбите между Марсом и Юпитером

Обращая внимание на слайд № 20 “Солнечная система” и предлагает зарисовать и записать полное современное строение Солнечной системы.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель.

Пользуясь учебником “Природоведения” 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин и атласом, 5 класс, природоведение, изд. “Дрофа”, предлагает учащимся дать характеристику планетам земной группы. Работу учащиеся на уроке выполняют в тетради.

Планета Диаметр (км.) Расстояние до Солнца (млн. км.) Атмосфера Оборот вокруг своей оси Год на планете (измерение в земных сутках) Спутники (количество)
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун

Заключительная часть урока.

  1. Что называют Солнечной системой?
  2. Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы?
  3. На какие группы делятся планеты Солнечной системы?
  4. Перечислите планеты земной группы.
  5. Перечислите планеты – гиганты.
  6. Каковы отличия планет земной группы от планет – гигантов?

Домашнее задание.

Используя учебник “ Природоведение” 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин и атлас, 5 класс, природоведение, изд. “Дрофа”, заполнить таблицу до конца , дать характеристику планет-гигантов.

Читайте также: