Основные понятия генетики 9 класс биология конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Символика — перечень и объяснение условных названий и тер минов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.

Основы генетической символики были заложены Грегором Менде лем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Первое по коление обозначается F 1 (Filli — дети), второе поколение — F 2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.

Словарь основных терминов и понятий

Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.

Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) организма.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).

Доминантный признак (ген ) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д

Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.

Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Чистые линии – организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака.

Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, до ступных наблюдению и анализу.

  1. Общие методические рекомендации по решению генетических задач
  1. Алгоритм решения генетических задач
  1. Внимательно прочтите уровень задачи.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи.
  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
  7. Запишите ответ на вопрос задачи.

(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)

верная запись неверная запись

8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.

9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.

10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГЕНЕТИКА Почему мы похожи на своих родителей?

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГЕНЕТИКА Почему мы похожи на своих родителей?

ГЕНЕТИКА Почему мы похожи на своих родителей?

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особен.

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость - способность организмов приобретать в процессе развития новые признаки свойства

ГЕН – участок ДНК, хранящий информацию о первичной структуре одного белка, оп.

ГЕН – участок ДНК, хранящий информацию о первичной структуре одного белка, определяющий возможность развития отдельного признака Локус – месторасположение гена на участке ДНК


ГЕНОТИП ФЕНОТИП совокупность всех генов отдельной особи совокупность всех пр.

ГЕНОТИП ФЕНОТИП совокупность всех генов отдельной особи совокупность всех признаков особи

ГЕНОФОНД – СОВОКУПНОСТЬ ГЕНОВ ГРУППЫ ОСОБЕЙ.

ГЕНОФОНД – СОВОКУПНОСТЬ ГЕНОВ ГРУППЫ ОСОБЕЙ.


Альтернативные признаки взаимоисключающие, контрастные признаки

Альтернативные признаки взаимоисключающие, контрастные признаки

Гомозигота - зигота (организм), имеющая одинаковые аллели АА, ВВ или аа, bb.

Гомозигота - зигота (организм), имеющая одинаковые аллели АА, ВВ или аа, bb Гетерозигота - зигота (организм), имеющая два разных аллеля по данному гену (один – доминантный, другой рецессивный). Аа, В b, Сс

Доминантный признак - признак, проявляющийся у потомков первого поколения и п.

Доминантный признак - признак, проявляющийся у потомков первого поколения и подавляющий развитие другого признака А, В, С, D Рецессивный признак - признак, проявляющийся у потомков через одно поколение и подавляющийся доминантным признаком. а, b, с, d

Гибриды - особи, полученные при скрещивании родительских форм с разными генот.

Гибриды - особи, полученные при скрещивании родительских форм с разными генотипами.

МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ Гибридологический метод — система скрещиваний, позволяющая пр.

МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ Гибридологический метод — система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования признаков в ряду поколений. Генеалогический — составление и анализ родословных; Популяционно-статистический метод — изучение генетической структуры популяций. Цитогенетический — изучение хромосом; Близнецовый — изучение близнецов;

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА F — потомство, число внизу или сразу после буквы указы.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА F — потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения F1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей, F2 — гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1 Предложена Г. Менделем, используется для записи результатов скрещиваний Р — родители × — значок скрещивания; A — доминантный ген, а — рецессивный ген; АА — гомозигота по доминанте, аа — гомозигота по рецессиву, Аа — гетерозигота. - женская особь — мужская особь;

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 277 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.03.2016 13612
  • PPTX 7.4 мбайт
  • 1038 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лесникова Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Методы генетики 5. Мутационный метод – изучение влияния мутагенных факторов на генетический аппарат клетки, ДНК, хромосомы, на изменения признаков или свойств организмов.


Методы генетики 6. Молекулярно-генетический- Изучение ДНК и РНК вирусов, бактерий и др. организмов, культивируемых invitro и позволяющее установить действия генов в процессе жизнедеятельности клетки и организма invitro – в пробирке


Методы генетики 7. Метод математического моделирования - моделирования различных молекулярных структур и генетических процессов с помощью компьютеров


ТЕРМИНОЛОГИЯ Признак – это любая особенность строения или свойство организма, по которому его можно отличить от другого организма.


ТЕРМИНОЛОГИЯ Альтернативные признаки – это противоположные и взаимоисключающие признаки, которые не могут присутствовать у организма одновременно


ТЕРМИНОЛОГИЯ Локус– это местоположение определённого гена в хромосоме


ТЕРМИНОЛОГИЯ Ген – это участок молекулы ДНК, отвечающий за определенный признак Генотип — совокупность генов организма


ТЕРМИНОЛОГИЯ Фенотип - совокупность внешних и внутренних признаков и свойств организма, которые формируются при взаимодействии генотипа с условиями окружающей среды


ТЕРМИНОЛОГИЯ Аллельные гены – это гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и отвечающие за формирование одного признака


ТЕРМИНОЛОГИЯ Доминантный признак - это преобладающий признак, подавляющий развитие другого альтернативного признака (А, В, С)


Терминология Рецессивный признак – это подавляемый признак (а, b, c)


Доминантный и Рецессивный гены


Терминология Гомозиготный организм - имеющий два одинаковых аллельных гена, формирующих какой-либо один признак.(АА, аа) АА – гомозигота по доминантному признаку аа – гомозигота по рецессивному признаку


Терминология Гетерозиготный организм - имеющий два разных аллельных гена, один из которых-доминантный, а другой — рецессивный Аа – гетерозигота


Символика Р – родительская форма ♀ - женский знак ♂ - мужской знак × - знак скрещивания G - гаметы А – доминантный ген а – рецессивный ген F1 – гибрид первого поколения



Первый закон Менделя


Первый закон Менделя G A A a a


Первый закон Менделя G A A a a РЕШЕТКА ПЕННЕТА 100 % единообразие


Формулировка Первого закон Менделя При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям (АА и аа) и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков (цвет семян), все гибриды первого поколения (F1) будут единообразными по доминантному признаку


Второй закон Менделя


Второй закон Менделя (закон расщепления) Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением


Второй закон Менделя (закон расщепления)


Второй закон Менделя (закон расщепления) Расщепление по генотипу: 1АА, 2Аа и 1аа Т.е. 1:2:1 Расщепление по фенотипу: желтые АА, и 2Аа, зеленые аа Т.е. 3:1


Формулировка Второго закона Менделя При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения (F1) между собой во втором поколении (F2) наблюдается явление расщепления в определенном числовом соотношении: По фенотипу 3:1 По генотипу 1:2:1




Явление доминирования не абсолютно При скрещивании гомозиготных красноплодных и белоплодных сортов земляники, все первое поколение гибридов получается розовоплодным. При скрещивании полученных гибридов между собой получаем расщепление в соотношении: 1/4 красноплодные (АА); 1/2 розовоплодные (Аа); 1/4 белоплодные (аа). Характерно то, что при неполном доминировании расщепление по генотипу соответствует расщеплению по фенотипу- 1:2:1, так как гетерозиготы фенотипически отличаются от гомозигот. Неполное доминирование


У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос АА – курчавые, Аа – волнистые, аа - прямые Неполное доминирование АА Аа аа

Урок "Основы генетики" 9кл знакомит учащихся с основными понятиями темы - наследственность и изменчивость. Учащиеся рассматривают метод построения родословных. Понятие изменчивости раскрывается на примере исследования с растением колеус, помещенным в разные условия освещенности. Так же ученики знакомятся с основными этапами истории науки генетики. В заключении урока предлагается выполнить несколько заданий для закрепления основных понятий. Урок сопровождается презентацией.




Думаю, что презентацию к уроку надо серьёзно технически дорабатывать. Иллюстрации низкого качества. Шрифт на многих слайдах не соответствует санитарным нормам, а на 6 и 7 слайдах прочитать что либо не представляется возможным.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: