Пейзаж как жанр изобразительного искусства конспект

Обновлено: 07.07.2024

Импрессионизм - это направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.

Пейзаж настроения – это передача художником на холсте цветовых отношений, вызванных в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха.

Постимпрессионизм – течение, в котором художники отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.

Гравюра – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Монотипия (от греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики,

который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Список литературы

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного изучения темы

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж является молодым жанром живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, представлено изображение водной или земной поверхности, растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения, такие как люди, животные.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский и городской пейзаж.

Пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Первые наброски пейзажа появились еще в первобытных наскальных рисунках. Это были контуры гор, волнистые линии в виде моря.

Пейзаж в виде самостоятельного жанра появился в Древнем Китае. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.

Особое мировоззрение Китая пропагандировало уважение к силам природы, поэтому ко всем деталям ее изображения подходили очень серьезно. В Древнем Китае на картинах не изображалась какая-то определенная местность, это скорее был образ собирательный. Картины писались на шелковых свитках, хранились в шкатулках.

Европейские художники тоже не сразу начали изображать в пейзажах одно конкретное место. В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов.

В эпоху Возрождения интерес к пейзажу стал возрастать, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин.

Выделились подвиды пейзажа – архитектурный и морской пейзаж

Маринист - это художник, пишущий виды моря.

Выдающимся маринистом был русский художник Иван Константинович Айвазовский. В изображении морских стихий ему нет равных.

В спорах о творчестве родилось направление – импрессионизм, это

направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.

Именно он одним из первых стал писать картины на открытом воздухе – на пленэре.

Пейзаж настроения – это передача художником на холсте цветовых отношений, вызванных в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха.

В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками.

С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание).

Стремление передать в картине свое восприятие жизни нашло отражение в творчестве постимпрессионистов.

Постимпрессионизм – течение, в котором художники отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.

Ярким представителем этого направления являются работы Винсента Ван Гога, которые вы сейчас видите на экране.

Впервые образ русской природы

появился в творчестве Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847 гг.) На своих полотнах он изображал мир сельской жизни.

- Талантливым его учеником был Григорий Васильевич Сорока

(1823-64г.) Все его картины изображают родные места художника и от каждой так и веет грустью и печалью.

Расцвет русской пейзажной живописи приходится на середину XIX в.

Особая роль в русской пейзажной живописи принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспевал русскую землю с ее величественными лесами и равнинами.

Но самым проникновенным русским художником-пейзажистом остается Исаак Ильич Левитан. Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния.

При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но может использоваться и вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, акварель, гуашь, пастель и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, тоже относятся к графике.

В графике линия и разнообразный штрих постоянно способствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры.

Графический пейзаж отличается от обычного тем, что воспроизводится при помощи прямых, кривых и волнистых линий.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги.

Когда с конца 15 в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей.

Гравюра – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

Существуют разные способы выполнения рисунка.

Вот некоторые из них:

Граттаж (от фр. Gr atter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Монотипия (от греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики,

который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665)

Чем больше значения в жизни людей приобретал город, тем больше он стал отражаться в творчестве художников. Виды города принято называть городским пейзажем.

Впервые изображение города появилось в период готики. Затем - в итальянском искусстве XV в. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.

Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.

Тренировочные задания

1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте правильно понятия и определения

1. Оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

2.Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Стратегия выполнения задания:

1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.

2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.

3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.

4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.

5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.

Правильные ответы:

1. Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

2. Оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Стратегии выполнения задания

1. Просмотрите сначала текст, чтобы понять его общее содержание.

2. Затем внимательно прочитайте предложенные слова/словосочетания.

3. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждое слово/словосочетание. Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него.

4. Прочитайте текст до первого предложения, где нужно восстановить пропущенный фрагмент. Обращайте особое внимание на слова, которые стоят непосредственно перед пропуском и после него.

5. Найдите нужное слово/словосочетание в списке. Проверьте, подходит ли этот фрагмент в данное предложение и его ближайшее окружение по смыслу.

6. Проработайте таким образом весь текст. Возможно, у вас будут варианты для каких-то предложений. Выбирая окончательный ответ, помните, что восстановленный фрагмент должен соответствовать предложению по структуре и предложению и его ближайшему окружению по смыслу.

7. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и организации текста, придающие ему логическую завершенность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства; - расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха; - развивать технику работы разными художественными материалами; - воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование:

IV. Материалы для выполнения творческих заданий: акварельные и гуашевые краски, уголь кисточки, простой карандаш, ластик. Лист форматом А-3, палитра, банка для воды.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть. Слайды 1, 2

II. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж). Слайд 4

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?

В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни). Слайд 5

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая). Слайд 6

- Что означает батальный жанр?

- Что означает исторический жанр?

(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого). Слайд 8

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов). Слайд 9

- Что означает анималистический жанр?

(рисование животных). Слайд 10

- Что означает маринистический жанр?

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря). Слайд 11

- Что означает бытовой жанр?

(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь). Слайд 12

Что такое натюрморт?

Что такое портрет?

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека. Слайд 14

III. Объяснение новой темы:

Слайд 15

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.

Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки).

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?

- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них. Слайд 18

Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее). Слайд 19

Марина - это пейзаж, изображающий морской вид. Слайд 20

Промышленный (индустриальный) пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строи­тельства и других предметов научно-технического прогресса. Слайд 21

Городской пейзаж - это картина, на которой худож­ник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дво­рики. Слайд 22

Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое. Слайд 23

Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомас­штабными изображениями людей и животных в пейзажной ком­позиции. Слайд 24

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом. Слайд 26

- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?

- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?

- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?

Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.

- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу… И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?

Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.

Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.

Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.

I ряд – сегодня: художники – живописцы.

- Какие средства изображения будете использовать?

(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого). Слайды 36-37

II ряд – сегодня: художники – графики.

- Какие средства изображения будете использовать?

(линии, пятно, штрих, контур). Слайд 38

Памятка. Слайд 39

Самостоятельная работа над зимним пейзажем по представлению:

1. Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)

2. Выбрать время суток (утро, день, вечер)

3. Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)

4. Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.

5. Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур

6. Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.

III. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся

2. Заключительное слово учителя

- Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вро­де бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Ка­ждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который со­звучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложи­ли свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

Пейзаж

Статьи

Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком.

Представление о пейзаже, которое актуально на сегодняшний день, формировалось не в одночасье. Для этого потребовался длительный временной период, в течение которого развивались и усовершенствовались художественные приемы и техники.

Ключевыми понятиями данного жанра являются понятия передачи света, воздушной среды, передачи состояния атмосферы, а также теория построения перспективы.

В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными.

Пейзаж может выступать не как самостоятельный жанр, а как отдельный прием в любом другом жанре живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней труды великих мастеров представляют особую ценность, как культурную, так и историческую.

Иссакиевский собор

Дело в том, что художник при написании картины изначально вкладывает в нее свое отношение, видение мира, настроение. По тональности пейзажа мы можем судить, как общество того времени относилось к тем местам, где люди жили, работали, отдыхали.

Таким образом, картины с изображением природных ландшафтов наделены эмоциональным содержанием.

Тот факт, что пейзаж отображает виды природы, не исключает появления на картинах людей или животных. Но они никогда не играют ключевой роли, оставаясь на втором плане. Природу рисовали во все времена, однако до 16 века она не была центром картины. Скорее, природа выступала неким дополнением в описании исторических событий, образов. Словом, она служила фоном.

В живописи пейзаж весьма многогранен. Этот жанр стал основой для многих мировых шедевров. Многие художники предпочитают переносить на холст природные стихии, грозы, космическое пространство, леса, реки. Временных ограничений нет, то есть, картины могут уносить зрителя, как в прошлое, так и в будущее. Сюжетная линия может переносить во времени или же просто отражать общий настрой.

Картины, которые приобрели мировую известность, оцениваются миллионами долларов. Такие художники, как Уильям Тернер, Исаак Левитан, Иван Айвазовский по праву считаются элитой среди живописцев.

Золотая осень

Удивительно, но еще несколько веков назад пейзаж, как жанр, не вызывал особого интереса у художников. Причиной тому был нераскрытый потенциал изображения ландшафта.

История пейзажа

Изображение природы встречаются еще в работах древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные светила присутствуют в картинах, созданных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа можно встретить в наскальной живописи. Изображения элементов природы было весьма условным. Огромное влияние на изобразительное искусство оказала культура Древнего Востока.

На рельефных фресках и расписных вазах изображались повествовательные картины о ведении быта, об охоте, ловле рыбы или сцены милитаристического характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, приходящейся на период 1550 – 1069 гг. до н.э., изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех зарисовок является идея о единении человека и природы.

Искусство античного Средиземноморья богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи патрицианских домов.

В пейзажах, которые пришли к нам из Древней Греции, можно отметить, что присутствие людей является обязательным фактом.

Древнеримский пейзаж считается более совершенным, так как в нем присутствует перспектива. Природа же выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.

Зимний пейзаж

В Европе пейзаж – способ указания места, где разворачиваются те или иные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и миропонимании того времени.

Жанр в Индонезии и Индокитае в то время уже процветал, так как неописуемую эмоциональную силу ему придавали изображения тропических рельефов.

В живописи средневекового Китая пейзаж выступает, как не зависящий от человека жанр. Способствовало обособлению то, что обновляющаяся природа наглядно показывает выполнение основного философского закона Дао.

Основной его посыл о предпочтительных вариантах развития событий прослеживается в каждой картине.

Важное отличие китайского пейзажа состоит в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.

Благодаря тому, что такие пейзажи содержат огромное количество горных видов, они кажутся бесконечными. Особую глубину картинам придает водная гладь и дымка.

В истории пейзажа есть один любопытный период. В эпоху средневековья сменяются идеалы, воодушевляющие художников. На место радости бытия, правдивости и телесности пришли религиозные нотки.

Живопись должна была воздействовать на человека, как некая проповедь. Из нее на достаточно продолжительное время исчезает пейзаж полностью. Даже иконописцы отображают природу схематично, и то только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.

Но все меняется с эпохи раннего Возрождения. Гармония человека и природы – основное стремление живописцев.

В искусстве Западной Европы с XII по XV вв. пейзажные фоны были неотъемлемой частью любого произведения. Отдельные фрагменты незамысловатых фонов образовывали задний план. Отдельный интерес пейзаж стал вызывать у художников эпохи Возрождения. Привлекала внимание сама натура, запечатленная быстрыми набросками и этюдами.

Приверженцы эпохи итальянского кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет доминирующую роль в картине, становясь, таким образом, главенствующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники старались подчеркнуть единое начало природы и человека, вписывая в пейзажи изображение Святых. Отдельно стал развиваться и городской пейзаж, подчеркивая самобытность архитектурной среды.

Улицы Питера

Важность пейзажных мотивов усилилась в эпоху чинквеченто, которая начинается примерно с XVI века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, видов, перспективы для подачи зрителю красоты окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным, а ключевым элементом картины.

Ярким тому примером служит портрет Моны Лизы, которые написал знаменитый Леонардо.

Фоновый пейзаж на этой картине по своей значимости не уступает главному персонажу. Благодаря всемирно известному шедевру, диаметрально изменился социальный статус художника. Если изначально он относился к низшему сословию, то впоследствии превратился в социокультурный идеал, так как реализовал в своих картинах основные культурные ценности и идеи.

В странах северной Европы с 16 века пейзаж также начинает обосабливаться, как жанр. Многие художники голландской школы выделяют образ природы в качестве ключевого элемента своих картин.

Голландские пейзажи характерны приглушенным колоритом, который формируется из светло-серебристых, коричневых и оливково-ох-ристых оттенков. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в работах мастеров Дунайской школы.

Последующее развитие пейзажной живописи происходило под влиянием реалистического искусства Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса представляли собой пленэрные пейзажи. Художник в точности передает сочную свежесть зелени, игру света и тени, прочие оттенки.

Зимняя дорога

В начале XVIII века начинает развиваться архитектурный пейзаж, хотя его элементы достаточно широко применялись в искусстве Средневековья.

Огромный вклад в развитие нового поджанра внесли представители венецианской школы.

Во второй половине столетия акцент пейзажной живописи делается на эстетику естественной натуры. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими зрительными эффектами. Особенный восторг вызывают морские пейзажи.

Так, к примеру, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического направления, которое стало развиваться в начале XIX века в Европе и Америке.

Французские пейзажисты уделяли внимание красоте сельской природы. К знаменитым представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро были выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и другие импрессионисты. Когда же наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Синьяк.

К началу XX века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых различных художественных направлениях. Интересовал пейзажный жанр даже кубистов и сюрреалистов. Если первые рисовали пейзажи в характерном для них стиле – при помощи простейших геометрических фигур, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзией.

Ярким представителем кубистов считается французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Течение сюрреалистов представлял Сальвадор Дали.

Пейзаж в русском искусстве переживает этап своего становления в конце XVIII века. Основоположником пейзажного жанра по праву принято считать Семена Щедрина. Его работы оставались преданными стилистическим канонам классицизма, включающим в себя трехплановое распределение цвета, использование кулис и заглаженной фактуре письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.

Пейзаж стал более разнообразным. Он содержит контрастные яркие оттенки. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем плане. Зелено-голубые просторы придают картине некую воздушность.

Русская пейзажная живопись конца 19 века характерна многообразием направлений. В творчестве Ивана Шишкина и Виктора Васнецова были реализованы повествовательно-художественные замыслы.

Ряд русских живописцев направили свою деятельность на поиски обобщенного образа пейзажа. К ним относят Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Примерно в это же время становится популярной пленэрная живопись.

Разновидности пейзажей

Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.

Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.

Санкт-Петербург

Рыбы в Питере


Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более четкому делению.

Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.

Отдельным поджанром выступают картины, на которых изображено небо. Сформировалось целое течение художников-пейзажистов, специализировавшихся на таких пейзажах.

Классификация видов пейзажей может основываться и на делении сюжетов по временам года. В такой интерпретации отличают зимние, весенние, летние и осенние пейзажи. В делении по времени суток бывают утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельной категорией выступают картины, в которых природные явления украшены метафорически: жаркий полдень, освежающий ливень, таинственная ночь.

Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.

Разделение работ по направлениям носит исключительно условный характер.

Характер пейзажа

Выделяют следующие характеры пейзажа:

Великий Новгород

Инструменты, материалы и техники

Приобретать особые инструменты при работе над пейзажем не придется. Чаще всего используется бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, чернила, фломастеры и перо. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создать тот или иной оттенок на рисунке, если его использовать в конкретной технике, а так же на конкретной основе.

В зависимости от того, будет ли рисунок формироваться на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной цветной бумаге, результат будет различным.

Одна из техник выполняется простым карандашом твердостью Н, В, 2В на зернистой бумаге. Карандаш – достаточно распространенный инструмент в рисовании, использующийся в любом жанре изобразительного искусства. В создании пейзажа при помощи карандаша можно добиться повышенной экспрессивности, дать картине жизненность.

В то же время, техника рисования остается тривиальной. Карандашом создаются детализированные объекты или целые этюды. Для создания черновых эскизов желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.

Мост над Невой

Естественно, начинающий художник должен сначала познакомиться с маркировкой грифелей по твердости.

Следующая техника подразумевает использование пера и туши на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши задействуют обычную шариковую ручку. Этому не стоит удивляться, так как художники часто прибегают к использованию чернил вместо красок. Бамбуковыми или птичьими перьями создают интересные визуальные эффекты.

Если необходимо создать плавный переход тонов, то сделать его можно с помощью небольшой губки или кусочка поролона.

Насыщенность тонов меняется методом перекрещивания линий, расположенных близко друг к другу.

Важно выбрать гладкую бумагу или картон, который плохо впитывает влагу. Только в этом случае чернила можно будет перемещать целыми слоями.

Использование прессованного угля по зернистой бумаге составляет основу еще одной техники рисования пейзажа. Углем очень удобно создавать пейзажные этюды, так как при умелом обращении художник получает гамму оттенков, от светло-серого до черного.

Детали при этом получаются четкими и хорошо прорисованными. Дозировка угля зависит от фрагмента пейзажа. Именно в этом жанре изобразительного искусства уголь, как универсальный инструмент, полностью раскрывает себя, создавая не только четкие очертания, но и легкие размытости.

Для работы в помещении берут древесный уголь. Для пленэрного пейзажа больше подойдет прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, сделанных углем, производится элементарным затиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.

Наибольшей популярностью пользуется техника с применением акварели и чернил. Рисунок формируется на бумаге средней плотности.

Кремль в Новгороде

Художник должен уметь работать с кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких этюдов на пленэре пользуются цветными карандашами с водорастворимыми грифелями. Они легко размываются, если провести по ним увлажненной кистью.

При этом желательно отдавать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы от влажности не деформировалась поверхность рисунка.

Пейзаж в современном искусстве

Как и в живописи, пейзаж в фотографии сегодня является обособленным жанром, в котором основным объектом является природа. Он также делится на подвиды, но особой категорией выступает городской и индустриальный пейзаж.

Пейзаж в керамике – это не просто вид художественного творчества. Сегодня это одно из популярных течений, к которому присоединяются многие представителя популярных художественных школ. В этом направлении работают и художники-керамисты.

Пейзаж на керамическом панно или на декоративной тарелке является настоящим шедевром декоративно-прикладного творчества. Работа керамиста считается более сложной, чем работа художника. Картина формируется послойно, так как она отличается рельефностью.

На основная сложность состоит в том, что краски в процессе обжига меняют свои оттенки, поэтому мастер должен так подобрать их состав, чтобы получилась реальная картина.

Пейзажи Изборска

Такие произведения ценятся за естественную передачу природной красоты. Сегодня с работами талантливых мастеров можно познакомиться не только на выставках, но и в онлайн-галереях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;

- Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;

- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Универсально учебные действия:

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональноценностное отношение

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы.

Задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока 1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний.

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник)

- Что может быть изображено на картинах художников?

- Послушайте стихотворение – загадку и отгадайте её. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник.

Взял ты кисти и тетрадь,

Лес, березу, подорожник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится … (картина).

На картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы деревья и речка, на других – красавица и полководец, а на третьих - вообще ваза с ананасами. Такие картины и называются по -разному. Все картины в зависимости, что на них изображено, подразделяются на особые направления – жанры. Жанр – это тема картины, на которую она создана, её сюжет.

- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства. А с каким жанром вы узнаете, отгадав кроссворд.

- Какова тема нашего урока. (Картина – пейзаж)

- Какие цели и задачи поставим перед собою на этом уроке? ( Узнать, что такое пейзаж как жанр изобразительного искусства, нарисовать пейзаж)

- Что же такое пейзаж? Ответить на мой вопрос поможет стихотворение.

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…

- Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово в стихотворении?

(В стихотворении говорится о лесах, полях.)

- Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.

“В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д.”

- Все значения, которые вы мне дали, я запишу на доске.

Пейзаж – природа: лес, поле.

- Ребята, послушаем стихи о природе. В своем воображении нарисуйте иллюстрацию к стихотворению С.А. Есенина “Береза”.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

- Какое замечательное стихотворение. Кто желает высказать свое отношение к услышанному стихотворению.

Иллюстрацией к этому стихотворению может быть дом с заснеженной березой.

-- Все высказывания верны и я допишу смысл слова “пейзаж”.

ПЕЙЗАЖ – природа, местность.

Стихотворение Ираиды Мордовиной

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.

- О чем говорится в этом стихотворении?

Что ещё допишем в определение пейзаж?

- Представьте, что вы попали в галерею, в которой находятся пейзажи. После просмотра картин, я попрошу Вас рассказать о чувствах и настроении, которое передают эти картины.

Презентация с настроением пейзажа.

- Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

- От чего зависит настроение пейзажа.

- Что ещё можно дописать в определение слова пейзаж?

ПЕЙЗАЖ – природа, Родина, местность, отношение человека к природе (его чувства).

- А сейчас я попрошу вас, ребята, открыть словарь и прочитать значение слова пейзаж.

Ученик зачитывает из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Пейзаж – общий вид, какой – нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении.

- Ребята, опираясь на наши выводы, лирику поэтов, словари, постарайтесь дать определение пейзажа.

( Предполагаемый ответ ученика. Как произведение искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения, чувства. Пейзаж – это вид местности, страны.)

4. Знакомство с творчеством выдающегося художника И.И. Шишкина.

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

О каком художнике пойдёт речь.

И.И. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком городке, расположенном на берегу реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный и любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Он был небогатым купцом, человеком разносторонних знаний. Его увлекала техникой, занимался археологией, историей. Интерес к старине, природе, чтению книг он прививал к сыну, поощряя любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В Московском Училище живописи сразу определилось влечение художника к пейзажу. Окончив училище, поступил в художественную академию в Петербурге. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.

Иван Иванович Шишкин - русский художник, автор замечательных пейзажей. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Картины И.И. Шишкина хранятся в Третьяковской галерее в городе Москве.

Если вы придёте в музей, и вам захочется, как можно больше узнать о картинах, то лучше не просто ходить, а прислушаться к тому, что говорят экскурсоводы.

- Кто такие экскурсоводы?

Экскурсоводы и – работники музея, которые помогают посетителям лучше узнать экспонаты, проводя по выставке специальный обзор – экскурсию.

Экскурсоводы должны много знать о творчестве художника, о картинах которого они говорят, о его жизни, в каких жанрах рисовал свои полотна. О картине он должен рассказать так, чтобы у посетителя галереи появился интерес к живописи, и творчеству этого художника.

- В роле экскурсоводов сегодня выступят ребята нашего класса.

Само название выражает сущность изображенного на картине, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед полевая тропа. Мотив дороги приобретает у художника радостное звучание. Это светлая, “гостеприимная” дорога, зовущая и манящая вдаль.

Все рожь кругом, как “степь” живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой чарующий простор.

(Отрывок из стихотворения Некрасова “Тишина”)

2. Наиболее широкой известностью пользуется картина “Утро в сосновом бору”

Художник хорошо передавал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца и, конечно же, медведи. Именно медведи придали живучесть, радость лесу.

3. На одном из пейзажей художник изобразил сосну, занесенную снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утеса. Художник не просто назвал ее “Сосна”, а на “Севере диком”, первой строчкой стихотворения М.Ю. Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Именно лермонтовскую поэтическую сосну, овеянную мыслями о “далеком крае, где солнца восход” и изобразил на своем полотне художник.

- К 1880-м годам И.И.Шишкин стал просто великим мастером пейзажа. На его полотнах появились такие картины как: “Ручей в березовом лесу”, “Лесные дали”, “Дубовая роща”, “Сосны, освещенные солнцем”.

- Картина “Корабельная роща” написана в последний год жизни. Эта картина свидетельствует о великом искусстве художника.

Умер художник в 1898 году, оставив нам прекрасные пейзажи.

- Как вы думаете, почему художнику так нравилось писать пейзажи, что его вдохновляло.

Отношение И.И. Шишкина к родной земле передать словами К. Паустовского. Родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложим назад

6. Продолжение по теме урока.

- В нашем учебнике есть репродукции пейзажей известный художников. (Стр. 115- 117) Это шедевры, оригиналы которых находятся в Третьяковской галерее. Рассмотрите их, прочитайте текс.

Исаак Ильич Левитан

Алексей Кондратьевич Саврасов

Жан Батист Камиль Боро

Василий Николаевич Башкеев

7. Практическая работа.

- Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.Как называют художника рисующего природу?

Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.

- Как называют художников, рисующих природу?

– Определить линию горизонта, так как пейзаж – это небо и земля,

– Передний, дальний планы,

– Зависимость цвета от расстояния.

Совместно с учителем дети рисуют пейзаж.

8. Выставка работ учащихся.

Работы вывешиваются на доске.

Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс
Полюбуемся на вас.

Сегодня на уроке я узнал…

Главным для меня было.

Сегодня я хочу похвалить за работу на уроке….

- Как называют художников, рисующих природу?

- Назовите известных вам художников-пейзажистов.

- Как мы должны относиться к природе?

– Как вы хорошо потрудились! На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги. Передайте на них свое настроение с помощью красок.

Читайте также: