Конспект домашние птицы биология 7

Обновлено: 29.04.2024

Данный архив содержит конспект урока по биологии на тему "Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком", который составлен для учащихся 7 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу

Предмет: Биология
Категория материала: Конспекты
Класс: 7 класс
Автор: Волкова Татьяна Викторовна это Вы?
Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 51.49 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок 56 Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком.7 класс..docx

Поурочный план

Предмет: биология

Тема урока № 56 Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся знания о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства, породах домашней птицы.

Образовательные: дать характеристику домашним птицам, познакомить с происхождением и важнейшими породами птиц, их использованием человеком;

Развивающие: совершенствовать умения находить необходимые сведения в учебнике и приложениях, сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы, мыслить логически;

Воспитательные : воспитывать ответственное отношение к природе.

Оборудование: презентация, приложения, фотографии домашних птиц.

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

Здравствуйте, ребята. За окном стоит весна, настроение весеннее, давайте улыбнемся друг другу, посмотрим в окно и начнем с отличным настроением наш урок.

Сегодня на уроке в основном мы будем работать в группах, поэтому обратите внимание на критерии оценивания групповой работы:

Критерий оценивания групповой работы

Работал с учебником, приложением, д/материалом

Шкала перевода баллов в оценки:

Актуализация знаний

Определить‚ какая из трёх птиц в каждом ряду не относится к тому отряду‚ к которому принадлежат две другие и объясните почему?

а) воробей‚ коршун‚ синица;
б) утка- кряква, лебедь‚ глухарь;
в) орёл‚ куропатка‚ коршун;
г) филин‚ тетерев‚ куропатка;
д) жаворонок‚ цапля‚ ласточка;
е) гусь‚ журавль‚ утка;
ж) снегирь‚ сорока‚ ястреб;
з) сыч‚ аист‚ сова.

Б). Решение биологических задач.

Работа в группах:

В 1850г в Америку завезли птичку, которая вскоре хорошо там акклиматизировалась. Случилось так, что в пригороде Бостона появилось много насекомых, гусеницы которых наносили вред посевам. На помощь пришла эта птичка, которая уничтожила насекомых – вредителей. В знак благодарности жители Бостона поставили ей памятник в центральном парке.

Что это за птица? (воробей).

Это произошло в XVI в. В средневековой Германии. В течение долгого времени город Монстер был в осаде. Там уже давно закончилось продовольствие, и люди умирали от голода. Тогда один из жителей взял птицу и поставил её на крепостной стене. Когда командующий вражеской армией увидел это, то решил, что его план взять город измором провалился. И враги отступили. На самом же деле в городе не осталось никаких продуктов и эта птица была последней. Благодарные жители поставили ей памятник. Что это за птица? (петух).

Работа в группах

С детства нас окружают наши пернатые друзья – птицы, которые включают в себя около 9,5 тысяч видов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
А тему нашего урока вы сами назовете мне после того как отгадаете предложенные вам загадки, работая по группам:

Ходит по двору весь день

Царь в короне набекрень,

Громко шпорами звенит,

Грозно подданным кричит:

А не то намну бока. (Петух)

2. Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов. (Курица)

3. Жёлтый одуванчик

Зёрнышки клюет. (Цыплёнок)

4. Когда плывёт - прекрасен,

Когда шипит - опасен. (Гусь)

В пруду поныряет

И снова - пешком.

Что это за птица?

Ответь на вопрос! (Утка)

6.Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте кто? . (Индюк)

Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. Молодцы, правильно.

Запишите тему урока: Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком.

Работа в группах

IV . Изучение нового материала:

А). Птицеводство.

Человек использует не только продукты от диких птиц, но ещё и одомашнил около 10 видов птиц. К ним относятся куры, утки, гуси, индейки, цесарки, голуби, канарейки и др. Большинство из них человек разводит с целью получения мяса, яиц, перьев и пуха. Больше всего разводят кур. - Как вы считаете, с чем это связано?

- Как называется отрасль животноводства, занимающаяся разведением птиц? (птицеводство).

Б). Разведение птиц на птицефабриках.

Родительское стадо содержат для производства элитных яиц.

Яйца выводят в инкубаторах. В них поддерживается постоянная температура. Яйца регулярно переворачивают, чтобы зародыш не погиб от просыхания к оболочке яйца. За 2 суток до вылупления яйца переносят в выводковую камеру. В крупном инкубаторе одновременно выводится до 50 тыс. яиц.

Брудерные цеха по откорму молодняка. Колонии – места куда переводят молодняк из брудеров в цеха клеточных несушек, маточное стадо.

Цеха по обработке яиц, мясной птицы, отходов производства.

А также зоотехническая лаборатория и ветеринарный блок.

Беседа по вопросам:

Люди, каких профессий работают на птицефабриках? (зооинженера, технолога,

ветеринарного врача и инженера — механика).

Что служит кормом для птиц ? (комбикорм, изготовленный из зерна, отходов мукомольной

промышленности, картофеля, корнеплодов, витаминов, минеральных солей).

Птица занимает особое положение среди животных по потребности в минеральных веществах, необходимых для построения скорлупы яиц и скелета. При нарушении кормления они заболевают, теряют продуктивность, погибают.

Очень чувствительны птицы всех возрастов к недостатку витаминов всех групп. В комплексе профилактических мероприятий решающее значение имеет соблюдение технологии кормления и содержания птицы. При контроле за полноценностью кормления обращают внимание на подбор компонентов комбикормов и других кормов рациона.

Очень чувствительны птицы к отравлению поваренной солью. Смертельной дозой соли для птиц является 4,5 г. Обычно куры отравляются при длительном кормлении комбикормом для крупного рогатого скота. Отравлению способствует недостаточное обеспечение водой. К кормлению птицы предъявляются высокие требования.

В). Важнейшие породы домашних птиц.

Работа в группах по заданиям:

Используя материал на страницах 220- 221 параграфа 52 учебника под редакцией К.Кайыма, подготовьте материал по предложенной домашней птице, обсудите в группе, представьте работу своей группы на плакате в виде таблицы, схемы, рисунков и выступите перед классом:

1 группа: куры. 2 группа: гуси. 3 группа: утки.

План работы групп:

Предок домашней птицы.

Основные породы домашней птицы, их характеристика.

Значение для человека.

Направления пород

Распространенные породы

Дикие банкивские куры

Леггорн, минорка, русская белая, андалузская и др.

Шантеклер, доминикан, корниш, плимутрок и др.

Мясо – яичные (общепользовательные)

Белый поимутрок, юрловские голосистые, первомайские и др.

Дикий серый гусь и дикий гусь - сухонос

Кубанские, китайские, холмогорские, уральские, итальянские, рейнской пород и больших серых гусей.

Пекинские, московские белые, украинские

Бронзовые, северокавказские. московские белые

Г). Занимательная страница.

Куры садятся на жердочке как только начинает темнеть, потому что в темноте они плохо видят.

В 1519г. испанский мореплаватель Ф.Фернандес привез в Европу индейку, украв её из сада ацтекского вождя Монтесумы;

Самым многочисленным видом домашних птиц считается домашняя курица – прирученная разновидность красной джунглевой (банкивской) курицы, обитающей в Юго – Восточной Азии. В конце 80-х годов на з.ш. насчитывалось 8 295 760 000 домашних кур, т.е. по 1,6 курицы на каждого жителя планеты;

Из белка куриного яйца в медицинской промышленности получают вещество лизоцим, подавляющее рот и развитие гноеродных микробов. Он применяется при лечении хронических гнойных заболеваний, ожогов, обморожений и т.п.;

В небольшом английском городе Уолсби рабочие, занятые упаковкой порошкообразного удобрения из птичьего помета, заметили, что у них быстро стали расти волосы. Владельцы фабрики получили около 3000 заказов на удобрение для применения его в качестве средства, усиливающего рост волос.

Работа в группах

Закрепление

1. Какое значение имеет птицеводство?

2. Как содержатся куры в современных птицефабриках?

3. Какие птицы одомашнены человеком?

4. Назовите домашних птиц, выращиваемых для красоты?

5. Какие породы уток, гусей и индеек разводят в Казахстане?

1. Отрасль животноводства, от которой получаем мясо, яйцо и перо?

А) кролиководство В) птицеводство С) коневодство Д) свиноводство Е) рыбоводство

2. Предком пород домашних кур является:
А) дикая банкивская курица; в) утка – кряква С) дикий гусь; Д) ворона Е) дикая индейка

3. Яйценосная порода кур

А) плимутрок В) английские С) первомайские Д) леггорн Е) индийские

4. Мясная порода кур

А) первомайские В) английские С) корниш Д) леггорн Е) индийские

5. Самая крупная домашняя птица

А) гусь В) утка С) курица Д) перепел Е) индейка

6. В некоторых странах их специально выращивают в заповедниках:

А) павлин В) утка С) перепел Д) индейка Е) гусь

7. Самой первой домашней птицей считается

А) перепел В) курица С) гусь Д) утка Е) индейка

1 – В; 2 – А; 3 – Д; 4 – С; 5 – Е; 6 – А; 7 – С.

Шкала оценивания:

Работая в группах, учащиеся самостоятельно делают выводы урока.

(Птицеводство – одна из отраслей животноводства.

Породы домашних птиц разнообразны, созданы человеком для своих целей).

VIII .

Найти интересный материал о домашних птицах.

IX . Рефлексия

Выбрать стикер по цвету, характеризующий ваше отношение к уроку:

Зеленый - усвоил (а) много новой информации, которая будет полезна в жизни!

Жёлтый - большую часть информации мне знакома!

Оранжевый - многое меня удивило!

Синий – не усвоил, ничего не понял!

Список литературы и Интернет – источников:

А.Никишов. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений, Москва, 2000, 253с.

Б.Быховский, Зоология. Учебник для 6- 7 классов средней школы. Москва, 1975, 272с.

О.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. 7- 8 классы. Москва, 2004, 431с.

Г.Н.Курочкин. Амбиортус и археоптерикс. Биология в школе. 1990г, №1, с5-8.

Птицеводство – отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, индеек, уток, гусей, цесарок, мясных голубей и перепелок. Основной продукцией птицеводства являются мясо и яйца, которые являются основным и доступным источником белка для человека. Это высококалорийные продукты питания, богатые полноценным белком и витаминами. По физиологической норме человек должен съедать в год 292 яйца и 14 кг мяса птицы.

Курей разводят для обеспечения населения мясом (бройлеры) и яйцами (курицы-несушки ). Большое значение для человека имеют перепелиные яйца , польза от которых очень велика, особенно для людей склонных к аллергии , поскольку это ценный диетический продукт. Использование перепелиных яиц в комплексе с диетическим питанием способствует укреплению иммунитета и обновлению обмену веществ в организме человека , что очень важно как при разных заболеваниях, так и облегчения общего состояния здоровья, в общем. Кроме того, человек получает от домашних птиц удобрение, пух, перо.

В Риме кур считали вещими птицами: полководцы не осмеливались начать битвы, не дав поклевать зерна священным птицам. Если куры с аппетитом клевали зерно, войска шли вперед, если же отказывались клевать, отступали. Гаданием, предсказанием по поведению кур занимались в Древнем Риме жрецы – авгуры. По преданию, один из полководцев – Публий Клавдий велел выбросить в море священных кур за то, что они отказались клевать зерно. И на следующий же день был разбит врагом.

Со временем куры утратили привилегии священных птиц и превратились для человека в источник питания.


В ходе видеоурока мы изучим роль птиц в природе, их практическое значение для человека, обоснуем необходимость охраны птиц, покажем сущность птицеводства. Видеоурок содержит познавательный материал, способствующий расширению общего кругозора учащихся, а также формированию интереса к изучаемому предмету.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Значение птиц. Одомашнивание птиц. Птицеводство"

Значение птиц в природе

Значение птиц в природе велико. Они заселили все материки и большую часть островов земного шара. Численность их огромна и составляет около 100 миллиардов особей. Птицы ежедневно потребляют огромное количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на природу. Особенно велико значение птиц в регулирование численности насекомых и мелких грызунов, являющиеся основными объектами их питания. Нередко птицы сами служат пищей другим животным и являются важным звеном пищевых цепей в природе.


Птицы способствуют расселению растений: склёвывая сочные плоды рябины, брусники, черники и других растений, они перелетают с места на место, оставляя там вместе с помётом неповреждённые семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжёлые плоды дуба – жёлуди – оказываются вдали от дерева, на котором выросли. Распространение плодов и семян животными называется зоохорией.


Некоторые птицы (колибри, нектарницы, попугаи лори) питаются нектаром и являются важными опылителями растений.


Значение птиц для человека

Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют огромное количество насекомых, в первую очередь различных вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Это пример биологического способа борьбы с вредителями.

Многие птицы (жаворонки, голуби, щеглы) питаются семенами сорняков (лебеды, репейника, чертополоха), и таким образом очищают от них поля.


Полезны также и хищные птицы, истребляющие мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей возбудителей многих инфекционных заболеваний человека и животных.


Многие птицы служат объектами спортивной и промысловой охоты. Это в первую очередь куриные птицы – рябчик, тетерев, глухарь, серая куропатка, перепел и гуси. Также существует охота на птиц с использованием специально обученных ловчих птиц. Такая охота традиционно именуется соколиной. В России соколиная охота была особенно популярной среди знати в 17 веке.


Пух и перо птиц – уникальный природный материал. Важное промысловое значение имеет сбор гагачьего пуха. Гага – крупная морская утка – гнездится на побережье северных морей. Она выстилает своё гнездо толстым слоем отличного пуха, обладающего мягкостью и упругостью.


В прошлом птичьи перья имели большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времён Римской империи. Пух и перо используют при изготовлении подушек, перин, пошиве тёплой зимней одежды.

Помёт морских водоплавающих птиц – олушей, бакланов – содержит большое количество солей азота и фосфора, и используется в качестве ценного удобрения.

Многие виды птиц используются в качестве домашних животных – это певчие и декоративные виды. Наиболее популярными являются попугаи: волнистые попугайчики, какаду, ара. Канарейки – одни из наиболее популярных певчих птиц, содержащихся в неволе, благодаря яркой окраске и мелодичному пению.


Велика эстетическая роль птиц. Своей подвижностью, ловкостью, звонкими мелодичными песнями они украшают и оживляют леса и парки, луга и берега водоёмов. Наблюдение за ними доставляет людям огромную радость. На садовых участках и парках в качестве декоративных птиц могут содержаться павлины, различные виды фазанов, а на прудах – белые и чёрные лебеди.

Птицы могут участвовать в переносе на большие расстояния многих заболеваний. Известно более 40 заболеваний, общих для человека и птиц либо переносимых последними (птичий грипп, сальмонеллёз, лямблиоз и другие). Многие виды диких птиц являются хозяевами клещей, блох и паразитических червей.

Деятельность человека (охота, загрязнения окружающей среды, разрушение среды обитания птиц) во многих случаях являются причиной гибели многих птиц.

Угрозу для существования птиц могут составлять также естественные факторы – природные катаклизмы и глобальные изменения климата. В результате воздействия всех факторов происходит сокращение численности многих видов птиц.

С 1600 года по настоящее время вымерло более 95 видов птиц.

Первые общества по охране птиц были созданы ещё в 19 веке: в 1889 году в Великобритании — Королевское общество защиты птиц. В России с 1993 года года действует Союз охраны птиц.

Редкие виды птиц охраняются в заповедниках.

Положительная роль птиц в природе и польза для человека вызывают необходимость заботы о наших пернатых друзьях. Прежде всего, не следует проявлять к птицам чрезмерное любопытство, тревожить их, разрушать гнёзда, уничтожать яйца и трогать птенцов. Особенно важно это соблюдать в период гнездования и во время выведения потомства.

Нужно заботиться о сохранении среды обитания птиц. Даже в большом городе, в маленьком пруду или озере, могут отдыхать утки и чайки, гнездиться лебеди.

Птицам часто не хватает мест для гнездования. Поэтому большую помощь птицам можно оказать, создавая им удобные места для гнездовий. Для этого в садах и парках развешивают скворечники и другие искусственные гнездовья. Зимой, особенно в сильные морозы, птицы не всегда могут найти пищу. Подкармливая их на кормушках, мы помогаем птицам пережить неблагоприятные погодные условия.


Птицы являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто появляются на обложках научных книг о природе и художественных произведений; на рекламных плакатах и на керамических и ювелирных изделиях, предметах быта.

В современной геральдике птицы присутствуют на 35 % государственных гербов, примерно половина из них включают изображения одноглавых и двуглавых орлов, а также сокола и ястреба.


Приручать диких птиц человек начал с глубокой древности. Человеком одомашнено несколько видов птиц с целью получения от них яиц, мяса, пера и пуха.

Многие сотни лет люди оставляли для размножения лучших птиц, постепенно они одомашнивались, становились крупнее, откладывали больше яиц. Происходило формирование домашних пород птиц.

Порода – искусственно выведенная группа домашних животных, обладающая важными для хозяйственной деятельности человека признаками: большей массой, плодовитостью, устойчивостью к болезням.

Около 4500 лет назад жители Древней Индии приручили дикую банкивскую, или кустарниковую, курицу, которая стала родоначальницей более 100 пород современных кур, например, русские белые, первомайские и юрловские. В Европе кур стали разводить позже, примерно за 2 тысячелетия до нашей эры.


Дикие куры имели массу около одного килограмма, самка откладывала всего от 5 до 8 яиц в год. Современные породы некоторых мясных кур достигают массы 7 килограммов, другие имеют высокую яйценоскость – дают до 350 яиц в год. Созданы и чисто декоративные породы. Например, петухи японских парковых кур имеют хвост длиной пять метров.


Дикая индейка из лесов юга Северной Америки была одомашнена еще до нашей эры мексиканскими индейцами. Лучшие из современных пород индеек отличаются быстрым ростом и достигают массы 15 килограммов.


Породы домашних уток – прямые потомки утки кряквы. Разнообразны породы домашних гусей, ведущих своё происхождение от серого гуся.

Примерно за 5000 лет до нашей эры был одомашнен сизый голубь. В настоящее время известно более 200 пород голубей. Все породы можно объединить в три группы: декоративные, почтовые и мясные. Голуби каждой из трёх групп отличаются окраской, формой и массой тела.


Разведение домашних птиц составляет отдельную отрасль сельского хозяйства —птицеводство. Разведение птиц – одно из наиболее выгодных направлений животноводства. Птицы эффективнее других домашних животных перерабатывают пищу и быстро растут. Они дают высококачественное мясо, отличающееся хорошим вкусом и высокой питательностью. Куриные яйца – один из распространённых и излюбленных продуктов питания человека. Кроме высокой калорийности, они являются источником многих витаминов. Яйца используют для приготовления разнообразных блюд.

В настоящее время созданы крупные птицефабрики, на которых имеются обогреваемые, вентилируемые и освещаемые помещения для отдельного содержания, например, кур-несушек, яиц и молодняка. Кур-несушек содержат в помещении, где устанавливается продолжительность искусственного помещения, благоприятная для откладывания яиц. Ежедневно курица несёт по одному яйцу, лишь иногда делая перерывы.

Птицы — высокоорганизованные позвоночные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Имеют постоянную температуру тела, которая обеспечивается интенсивным обменом веществ. Птицы обладают сложным инстинктивным поведением. Известно около 9000 видов птиц.

Птицы отлично приспособлены к полету: тело обтекаемой формы, облегченный скелет, воздушные мешки в легких и др. На голове птиц есть пара глаз, позади которых расположены органы слуха. Глаза защищены дополнительным третьим веком. Птицы обладают очень острым зрением. Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Челюсти вытянуты в клюв и одеты роговым покровом. Форма и размеры клюва зависят от характера употребляемой пищи. В клюве различают надклювье (верхняя часть) и подклювье (нижняя часть).

Перьевой покров птиц составляют контурные и пуховые перья. Контурные перья имеют прочный стержень, нижняя часть которого (очин) погружена в кожу. Широкая часть пера — опахало состоит из бородок 1-го и 2-го порядка, сцепленных между собой крючочками. Среди контурных перьев различают рулевые, участвующие в управлении полетом, и маховые, образующие поверхность крыльев. Под контурными перьями расположены пуховые, имеющие тонкий стержень и бородки первого порядка. Они способствуют сохранению постоянной температуры тела.

Кожа птиц сухая, лишена желез.

У основания рулевых перьев расположена одна копчиковая железа, выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, предохраняя их от намокания.

Кости скелета тонкие и прочные. Полости трубчатых костей заполнены воздухом, что облегчает полет птиц. Шейный отдел позвоночника образован большим числом подвижных позвонков. Поясничные и крестцовые позвонки прочно срослись и служат опорой туловищу. К грудным позвонкам прикрепляются ребра, образуя с грудиной грудную клетку. Грудина имеет вырост — киль, к которому крепятся грудные мышцы, приводящие в движение крылья. Череп имеет достаточно крупную мозговую коробку с большими глазницами и вытянутыми костями челюстей, лишенными зубов.

строение скелета птицы

Пищеварительная система птиц начинается ртом. Далее пища попадает в глотку, пищевод и в его расширенную часть — зоб (особенно развит у зерноядных). В зобе пища размягчается и поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного. В железистом желудке пища подвергается действию пищеварительных соков, а в мускульном — перетирается с помощью проглоченных небольших камешков. У птиц сохраняется клоака, куда поступает непереваренная пища, моча и половые продукты.

У птиц четырехкамерное сердце, состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит артериальную кровь, а правая — венозную. Движение крови происходит по двум кругам кровообращения — малому и большому, нигде не смешиваясь. Органы выделения — парные почки. От них отходят мочеточники, по которым моча поступает в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает вес птиц в полете.

Головной мозг имеет сильно развитые мозжечок и большие полушария (особенно зрительные бугры), что обусловлено более сложным поведением птиц.

строение птицы

Птицы раздельнополы.

У самцов парные семенники, а у самок — один яичник. От половых желез в клоаку тянутся семяпроводы или яйцевод. Яйца созревают и приобретают оболочки, постепенно продвигаясь по яйцеводу самки. Яйцо содержит желток с большим запасом питательных веществ, окруженный жидким белком и известковой скорлупой. Скорлупа имеет поры, через которые свободно проходит воздух. Снаружи скорлупа покрыта тоненькой пленочкой, защищающей от проникновения в яйцо микробов.

На ранних стадиях развития зародыш проявляет сходство с рептилиями и другими низшими позвоночными, что говорит об их родстве. На более поздних стадиях развития зародыш приобретает птичьи черты. В зависимости от уровня развития различают выводковых и гнездовых птенцов. Первые вылупляются опушенными, зрячими, способными самостоятельно питаться и следовать за матерью. Вторые появляются на свет слепыми, голыми, неспособными питаться самостоятельно.

В отличие от рептилий, птицы для выведения птенцов насиживают яйца. Яйца насиживает один из родителей или оба попеременно. Все птицы заботятся о потомстве: находят для него корм, согревают, защищают от хищников и обучают летать птенцов.

Многие виды птиц ведут кочующий образ жизни в поисках корма, а некоторые виды собираются в стаи и улетают осенью в более теплые края на зимовку, каждую весну возвращаясь в свои гнездовья. Таких птиц называются перелетными.

Основные отряды птиц

Куриные имеют сильные ноги, короткие широкие крылья, короткий сильный клюв, выводковый тип птенцов; полет тяжелый; обитают в лесах, степях и пустынях (тетерев, рябчик, индейка).

Водоплавающие птицы имеют ноги с плавательными перепонками, несколько отставленные назад, уплощенный клюв, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат, плотное оперение; развита копчиковая железа; птенцы выводковые (утки, гуси).

Дневные хищные птицы имеют ноги с большими острыми когтями, изогнутый крючковидный клюв; птенцы гнездовые (ястребы, соколы).

Ночные хищники имеют ноги с острыми загнутыми когтями, загнутый клюв, мягкое рыхлое оперение, обращенные вперед глаза; птенцы гнездовые (совы, филины).

Степные птицы имеют хорошо развитые ноги, длинную шею; птенцы выводковые (страусы, дрофы).

Птицы открытых воздушных пространств отличаются быстрым и легким полетом, имеют узкие крылья и раздвоенный хвост (стрижи, ласточки).

Особенности внешнего строения некоторых птиц

  1. Птицы болот и побережий имеют длинные тонкие ноги и шею, большой клюв; пух способен превращаться в несмачиваемый порошок, который вместе с жироподобным веществом копчиковой железы делает непромокаемым перьевой покров (цапли, аисты, выпи).
  1. Воробьиные — на ногах первый палец обращен назад; строение крыльев и клюва разнообразные; птенцы гнездовые (воробьи, дрозды, жаворонок).
  2. Дятловые — два пальца на ногах обращены назад, два — вперед; хвост подогнут и служит опорой при вертикальной посадке на ствол дерева; клюв долотообразный.

Класс Птицы. Признаки. Таблица

класс птицы. Признаки

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса, но прежде чем написать на доске и в тетради нашу тему, мы отгадаем следующие загадки.

Нос, как топор, хвост, как упор (Дятел).

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками в болото (Аист).

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

Учащиеся озвучивают тему урока. Учитель продолжает.

Учитель. Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Давайте с вами рассмотрим, какие легенды существуют про птиц. Учитель раздает нескольким ученикам карточки с легендами.

Учитель . В чем выражается приспособленность птиц к полету? Ответы учащихся записываются кратко на доске.

Наиболее характерная особенность птиц – наличие перьевого покрова и способность к полету. Это обеспечивается рядом приспособлений.

II I. Этап изучения нового материала

На доске заранее рисуем таблицу, которую нужно будет заполнить в течениие урока.

Сухая кожа, покрытая роговыми перьями

Контурное – создает форму тела и помогает при полете.

Пуховое перо и пух – сохраняют тепло.

Легкий и прочный за счет срастания костей (кисти, таза, черепа) и воздушных полостей внутри них.

Летательные мышцы крепятся к килю.

Большие грудные (опускают крылья) и подключичные (поднимают крылья).

Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен веществ для поддержания постоянной температуры тела)

Клюв-глотка-пищевод (с зобом)- желудок (мускульный и железистый отделы) – кишечник - клоака

Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.

Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), два круга кровообращения.

Хорошо развит мозжечок. Развиты полушария переднего мозга (сложное поведение, инстинкты).

Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйцо, содержащее запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой.

Образование пар – гнездование – откладывание яиц (от 1-2 до 15-20 шт.) – насиживание яиц – забота о потомстве.

1. Инструктивная карточка

1. Рассмотрите картинку птицы. Какова форма ее тела? (При ответе на вопросы используйте текст в учебнике на с. 134-136). Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?

Рис. Строение пера: 1 — опахало; 2 — ствол; 3 — верхнее отверстие; 4 — нижнее отверстие; 5 — очин; 6 — пуховая часть опахала

Рис. Схема строения пера (А) и опахала (Б): 1 — ствол; 2 — опахало; 3 — бородки второго порядка; 4 — бородки первого порядка; 5 — крючочки

2. Выясните, как расположены перья на теле птицы. Где размещаются более мелкие перья, где — более крупные? Почему?

3. Изучите набор перьев птицы. Сравните их строение, в чем сходство и различие. Обратите внимание на строение контурного пера. Найдите очин, ствол, опахало. Осмотрите щетинки опахала под лупой. Найдите бородки 1-го порядка. Какова функция бородок? Зарисуйте строение перьев и обозначьте их основные части.

Рис. Типы перьев: 1 — контурное перо; 2 — побочное пуховое перо (глухаря); 3 — пуховое перо; 4 — нитевидное перо; 5 — щетинка; 6 — собственно пух

4. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на клюв. Из каких частей он состоит? Найдите у основания клюва восковицу. Для чего она служит? Найдите наружные ноздри. Какие еще органы чувств расположены на голове?

5. Сравните строение передних и задних конечностей птицы. Почему в их строении возникли столь резкие различия?

1. Скелет туловища малоподвижен и образует жесткую конструкцию; ряд позвонков срастается, образуя с тазовыми костями жесткий сложный крестец. Хвостовые позвонки также срастаются в одну кость для поддержания рулевых перьев. Грудинная кость большая, и на ней появляется большой гребень - киль - для закрепления крыловых мышц.

Ребра с крючковидными отростками образуют прочную, но легкую конструкцию: крупные кости у летающих птиц полые. К ребрам прирастают легкие, поэтому движение ребер при полете автоматически приводит к вентиляции легких. Череп максимально облегчен: современные птицы не имеют зубов, они заменены роговым клювом. Передняя конечность по внешнему виду мало похожа на обычную конечность позвоночных. В образовании летательной поверхности принимает участие и кожа. На крыле есть крылышко, которое образовано несколькими (чаще четырьмя) очень мелкими маховыми перышками, сидящими на 1-м пальце, который способен приподниматься, отделяя крылышко от остальной поверхности крыла. При крутых подъемах угол атаки крыла увеличивается, под крылом образуются неблагоприятные для полета завихрения воздуха. Птица оттопыривает крылышко, пропуская через образующуюся щель поток воздуха, и это позволяет ей увеличивать угол атаки крыла без уменьшения его подъемной силы.

Задние конечности ходильные, с короткой и мощной бедренной костью. Малая берцовая кость срастается с большой, к которой прирастает верхний ряд костей предплюсны.

Нижний ряд элементов предплюсны образует одну кость - цевку (она имелась у двуногих динозавров). На ногах птиц от четырех до двух пальцев.

Долгое время развитие птиц сдерживалось летающими ящерами, но, в конце концов птицы победили и после вымирания архозавров заселили всю Землю, дали множество форм и сейчас находятся в состоянии расцвета. Сейчас на Земле живет около 8600 видов птиц, представленных не менее чем 100 млрд. особей. Расцвет этот объясняется прогрессивными признаками птиц, из которых немаловажен покров из перьев.

2. Перо птиц имеет упругий стержень - ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. От ствола отходит опахало, состоящее из множества тонких и узких пластин - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. На этих бородках первого порядка находятся бородки второго порядка, а они снабжены микроскопически мелкими крючочками. Эта конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Перьевой покров легок, плохо проводит тепло и придает телу птицы обтекаемость.

Различают несколько видов перьев. Контурные перья налегают друг на друга в виде черепицы, образуя вокруг тела птиц покров, иногда очень твердый и прочный (у глухаря его не всегда пробивает охотничья дробь). Под контурными перьями лежат мягкие пуховые перья. Стержень у них короткий, бородки не сцеплены друг с другом. Также есть перья, совмещающие в себе особенности контурных перьев и пуха - полупух. В разных частях туловища контурные перья имеют различную форму и неодинаковые размеры. Самые крупные и крепкие перья - на крыльях птиц, это маховые перья. Маховые перья имеют несимметричные опахала. Более широкое опахало одного пера прикрывает узкую часть опахала другого пера. Маховое перо несколько вогнуто с нижней стороны, что не позволяет ему сгибаться снизу вверх.

Рулевые перья, составляющие хвостовое оперение, получили свое название потому, что раньше хвосту придавалось значение руля. Но, как выяснилось, хвост только выравнивает движение поворота птицы; рулят птицы в полете с помощью крыльев, а движение хвоста - не причина, а следствие полета. Но название перьев - рулевые - осталось. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

Перьевой покров легко намокает, поэтому птицы смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной над корнем хвоста. Особенно эта железа развита у водоплавающих.

3. Мощная мускулатура птиц позволяет им летать со скоростью до 160 км/час (у черного стрижа), а в среднем - 50-90 км/час.

4. Пищеварительная система.

Так как птицы беззубы, пища поступает через длинный пищевод в зоб, где подвергается предварительному химическому воздействию. Из зоба она поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого - пупка. Мускулистый желудок заменяет птицам зубы: пропитанная пищеварительным соком пища размельчается благодаря сокращениям мускульных стенок. Этому процессу помогают проглоченные птицей камешки, выполняющие роль жерновов. От желудка отходит 12-перстная кишка, обвивающаяся вокруг поджелудочной железы. Печень у птиц большая, пищеварение идет быстро. Далее идет тонкий кишечник, который переходит в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. У многих птиц есть слепая кишка, увеличивающая всасывающую поверхность системы.

5. Дыхательная система.

Обмен веществ у птиц очень интенсивен, температура тела доходит до 42°С. Чтобы обеспечить интенсивный обмен веществ, нужно много кислорода. Поэтому у птиц имеются не только легкие, которые вентилируются тем интенсивнее, чем чаще взмахи крыльев, но и воздушные мешки, во много раз превышающие легкие по объему. Их несколько пар: носоглоточные, шейные, переднегрудные, заднегрудные и брюшные, плюс непарный межключичный мешок. Когда птица поднимает крылья, мешки расширяются и заполняются воздухом из легких. При опускании крыльев мешки сжимаются, и воздух, выходя из них, продувает легкие на выходе второй раз. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат.

6. Кровеносная система. В сердце птиц два предсердия и два желудочка. Желудочек птицы разделен сплошной перегородкой, что обеспечивает поступление из левого желудочка в артериальный ствол только чистой артериальной крови, которая разносится артериями по всему телу птицы.

7. Органы выделения - почки - имеют плоскую форму и темно-красный цвет и находятся по бокам позвоночника, непосредственно прилегая к костям таза и занимая в них особые углубления. От почек идут два мочеточника, которые впадают в клоаку, не образуя мочевого пузыря. Большая часть воды из мочи всасывается стенками клоаки, поэтому моча густая, кашицеобразная. Основной продукт азотного обмена - мочевая кислота. Соли выводятся носовыми железами, особенно сильно развитыми у птиц, связанных с морем.

Из яиц, отложенных птенцовыми (или гнездовыми) птицами (например, голубями), выклевывается голый, совершенно беспомощный птенец. У выводковых птиц (кур, уток) птенец хорошо опушен и с первого часа после выклева способен бегать и клевать пищу.

9. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно хорошо развит мозжечок, координирующий движения в полете. Полушария переднего мозга больше, чем у рептилий, сильно развиты зрительные доли мозга. Глаза птиц способы к аккомодации (наводке на резкость) двумя способами: изменением формы хрусталика и изменением расстояния между ним и сетчаткой. Птицы хорошо различают цвета. Вообще зрение у птиц развито лучше, чем слух.

Довольно большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии. Птицы способны к сложным формам деятельности. У них часты случаи брачных турниров (токование), они легко обучаются новому. Сезонные перелеты, устройство сложных гнезд - все это свидетельства хорошо развитой высшей нервной деятельности. В поведении птиц важную роль играет импринтинг (запечатление): вышедший из яйца птенец начинает считать матерью любого, кто его вскармливает, поэтому он следует за ним.

Типы развития птиц

Птенцы зрячие, опушенные, через некоторое время следуют за взрослыми, питаются самостоятельно.

Птенцы слепые, голые, долго остаются в гнезде, выкармливаются родителями.

IV. Этап проверки первичного усвоения знаний.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Изучить § 27, ответить на вопросы к параграфу.

VI. Этап подведения итогов занятия.

Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:

2. А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

3. Энциклопедия для детей. – М: Аванта плюс, 2001 с. 219.

4. С. А. Молис. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

5. О. П. Семененко, И. П. Упатова, А. И. Чурилова. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10-х классах. – Х.:Скорпион, 2000. – 152 с.

6. Н. И. Галушкова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 281 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам.

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па.


Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся.


Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр.


Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср.


Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе.

Читайте также: