Конспект урока чехов в рождественскую ночь

Обновлено: 20.05.2024

Направление

Чеховское произведение является рассказом. Драматизм ощущается с первых строк.

Женщина не любит мужа, но она поняла то, что он ей дорог, когда возникла опасная для его жизни ситуация.

Главные герои и характеристики

Жена – женщина 23 лет. Чехов описывал её как даму с бледным лицом, которая проявляла свои эмоции.

Муж – человек смелый, понимающий о том, что есть чувство долга.

Проблематика

Любовь не всегда бывает взаимной, но быт может объединять людей. Эти моменты всегда стоит оценивать, прежде чем рассуждать о счастье в семейной паре.

Основная мысль

Главной мыслью является тот факт, что люди могут полюбить, когда с их второй половинкой случается беда.

Чему учит

Дорожить родными людьми всегда нужно. Порой можно нанести человеку обиду, а его не станет в этом мире. Нужно всегда думать о том, что говоришь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была проведена в рамках подготовки к МАН. Материал научной работы можно использовать на уроках посвященных творчеству А.П. Чехова.

Глава 1. История развития жанра святочного рассказа………………………..6

Устный святочный рассказ и праздник…………………………………..6

Жанровое своеобразие святочного рассказа…………………………. 9

Глава 2. Поэтика святочных рассказов А.П. Чехова…………………………14

Список использованной литературы …………………………………………..27

Интерес Чехова к святочному рассказу был довольно устойчивым: с 1883 по 1900 годы им было создано более тридцати произведений, так или иначе связанных со святочной традицией. Это объясняется, во-первых, обстоятельствами биографического характера: с детства в семье приученный отмечать церковные праздники, Чехов и в зрелые годы не стремился преодолеть в себе чувство праздничного переживания. Во-вторых, писатель начинал свой творческий путь в тех периодических изданиях, которым свойственны циклическое переживание времени и последовательная реакция на даты церковного и народного календаря.

Святочные рассказы Чехов писал только в первый и второй периоды своего творчества. Рассказы, написанные с 1883 по 1885, мы будем считать ранним периодом освоения жанра святочного рассказа (ранние святочные рассказы); рассказы, написанные с 1886 по 1900, будем считать поздним периодом (поздние святочные рассказы).

Час торжества святочного рассказа, который приходится на последнюю четверть XIX века, стал одновременно и часом кризиса жанра, что нашло выражение в рефлексии писателей по поводу его обязательных признаков, в создании множества пародий, в расширении количества мотивов и, как следствие, в размывании его границ.

Чехов, довольно рано научившись ощущать штамп и стереотип, с самых первых опытов в этом жанре преодолевает его формально-содержательную инерцию.

Интерес современного литературоведения к поэтике святочных рассказов Чехова делает нашу тему актуальной.

Цель научно – исследовательской работы– описать поэтику святочных рассказов Чехова.

Поставленной целью обусловлены следующие задачи:

1.Проследить по материалам научной литературы истоки и становление жанра святочного рассказа.

2. Охарактеризовать основные жанровые признаки данного вида календарной словесности и на этом фоне рассмотреть святочные рассказы Чехова.

4. Определить роль художественного пространства в святочных рассказах писателя.

5. Определить характер чудесного в святочных рассказах Чехова.

Целью и задачами определяется структура научно-исследовательской работы.

Теоретико-методологической базой данного исследования являются работы Е.В.Душечкиной, И.А. Есаулова, М. Кучерской, Н.В. Капустина, А. Собенникова, Н.Н. Старыгиной, А.П. Чудакова.

Глава 1. История развития жанра святочного рассказа.

Устный святочный рассказ и праздник.

В самом определении жанра – святочный рассказ – содержится указание на его истоки. Святки считались главным (универсальным) праздником годового цикла. Этот праздник издревле был связан с культом умирающего и рождающегося солнца, и поэтому был приурочен ко времени зимнего солнцестояния (последняя декада декабря). Святки праздновались в течении двух недель - с 25 декабря по 6 января, то есть открываются и завершаются они двумя крупнейшими христианскими праздниками – Рождеством и Крещением.

Слияние нескольких праздничных систем повлияло на широту диапазона святочных обычаев и обрядов, способствовало тому, что календарные рассказы, приуроченные к святкам, оказались – как в устной, так и в письменной традициях - из всех календарных текстов самыми многочисленными и многообразными.

Русские святочные произведения берут свое начало в народной традиции (святочные былчки), в которой в наибольшей степени отразились специфические элементы языческих святок. Эти элементы определили основные мотивы и поэтику святочного рассказа [17, с. 21].

Святки, расположенные на рубеже старого и нового времени, были периодом, когда люди испытывали острое желание узнать свою судьбу. Получить сведения о будущем можно было с помощью гаданий, которые и стали одной из самых характерных особенностей святочного поведения. Увиденные на святках сны считались пророческими и воспринимались как одна из форм узнавания будущего. Эта особенность святочного времени выразилась в том, что мотивы гадания и святочного сна, а также неразрывно связанная с ними тема судьбы обычно играли в святочных текстах исключительно важную роль.

Отличительной чертой святочного поведения считалось ряженье. Первоначально костюмы и все святочные игры отражали стремление воздействовать на будущий урожай. Со временем ряженье сало простой забавой, целью которой было нарядиться так, чтобы было смешно и неузнаваемо: участники праздничного действа рядились, внешне меняя при этом пол, возраст, профессию, социальный статус. Поэтому мотив ряженья, отражая специфическую черту поведения в течение праздников зимнего календарного цикла, часто используется в святочных текстах.

Святки были временем, особенно напряженным в матримониальном отношении: святочные игрища являлись местом знакомства, выбора невест и сближения молодых людей. Отсюда и происхождение матримониальной темы в текстах святочного содержания.

Таким образом, все перечисленные особенности праздничного святочного поведения нашли отражение в устных святочных историях – святочных быличках – в виде мотивов и тем, ставших позднее традиционными темами и мотивами для произведений святочного жанра.

Стало очевидным, что само праздничное поведение, событийная наполненность святок, много лет отмечаемых русским народом, определило содержательно-сюжетную основу устных святочных рассказов, которые со временем стали письменно фиксироваться и уже относились к первым опытам литературного святочного рассказа.

Жанровое своеобразие святочных рассказов.

Завершение становление жанра святочного рассказа в конце XIX века оформило его жестокую схему, включающую в себя набор своеобразных жанровых признаков.

1.4.1 . Подавляющее большинство (многие тысячи) русских святочных произведений было создано в конце XIX века. Почти каждое периодическое издание печатало на святках приуроченный к ним рассказ, а в праздничных номерах помещало подборку материалов, связанных с рождественской, святочной и новогодней тематикой.

Что же в этом смысле представляют собой чеховские святочные тексты?

Подход к святочным рассказам Чехова, помимо своеобразия жанра святочного рассказа, необходимо должен учитывать его мироощущение, отношение к читателю, особенности поэтики писателя: особенность его прозаического стиля в прозе, ассоциативность связей между повторяющимися деталями текста, оригинальную символику, повторение отдельных семантических элементов, идейный адогматизм, внутренний и внешний сюжет, открытые финалы, атипичность героев, особый характер иронии и т.д.

Глава 2. Поэтика святочных рассказов

В рассказе говорится о том, что в Рождественскую ночь молодая женщина ждет возвращения мужа, рыболовная артель которого была в море на промысле. Никто не верил в возвращение рыбаков. Их возвращение оказалось настоящим чудом. Однако Литвинов понял, что жена, ожидавшая его, не рада. Она его ненавидит. Тогда Литвинов садится в лодку, которой правит дурачок Петруша, и погибает в море. В эти мгновения в душе молодой женщины происходит перемена – она полюбила своего мужа.

В этом слиянии всего сущего на уровне звучания есть особое состояние, достижение которого возможно только в особое время, каковым и является время Рождества. Это состояние единения и соединения человека со всем Миром, в котором разлиты добро и любовь. И через любовь героиня соединяется со своим мужем.

Грань между любовью и ненавистью столь тонка, что осознать ее невозможно. Эта граница похожа на границу перехода от тьмы к свету, происходящего в период Рождества. Мгновение, в которое человек переживает эту грань, и есть момент выхода в другое пространство, которое не зависит от обстоятельств реальной жизни.

Дважды упоминается рождественская заутреня. Это происходит в переломные моменты рассказа. В первый раз упоминается, когда надежды на спасение рыбаков уже нет: «Вой ветра, шум деревьев, стоны Петруши и звон — всё умолкло за ревом моря.

Хронотоп этого рассказа напрямую связан с рождественскими мотивами, мотивом нечистой силы, проявляющемся в неистовстве природной стихии, мотивом рождественского чуда, звоном колоколов зовущих к заутрене, они выражают борьбу добра и зла.

Еще одним значимым пространственным образом в рассказе является лестница. Этот образ связан с христианским пониманием вознесения и ниспадения человеческой души. В начале рассказа героиня сползает на коленях по скользкой лестнице, создастся впечатление, что ее присутствие на берегу свирепствующего моря связано с ожиданием мужа. Она вспоминает Николая Чудотворца (Святой Николай, покровитель моряков, детей, избавитель от тяжелого недуга). Это еще больше настраивает читателей на определенное восприятие текста. Когда героиня узнает о смерти мужа, происходит ее преображение. Он с легкостью поднимается по скользкой лестнице. На лице ее румянец. Это вводит читателя в некое замешательство. Муж и жена встречаются возле лестницы. Происходит кардинальный перелом в произведении, выясняется истинная причина пребывания женщины на берегу.

Композиция рассказа достаточно сложна, в ней переплетаются воспоминания Ваньки, его письмо, в котором он дает характеристику окружающей его действительности, тут же мы видим точку зрения повествователя, так же, перед нашими глазами проходят как бы пейзажи-открытки деревни и реалистичное описание Москвы и мастерской.

Особое внимание следует уделить тому, как пишет письмо Ванька: "Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях". Ранее упоминается "темный образ". Герой принимает молитвенную позу, поэтому поздравление дедушки с Рождеством и пожелание "всего от Господа Бога" нельзя считать речевыми клише. Эта коленопреклонённая поза, образ, свеча, указывают на то, что для Ваньки, это наивысший момент, момент откровения, крик о помощи, обращение не только к дедушке, но и к Богу.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

Жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Прародителями первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера от Рождества до Крещения. Оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX века. Рождественский рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы данного типа появились в Европе. Родоначальником жанра по праву считается английский писатель Ч. Диккенс. Финалом его рассказов была победа света над мраком, добра над злом. Святочный/рождественский рассказ окончательно сложился в конце XIX века. В это же время в связи с большим количеством периодических печатных изданий происходит кризис жанра. Наложение на святочный рассказ специфики рождественского рассказа позволило обогатить этот вид календарной словесности глубоким нравственным христианским смыслом.

Святочный рассказ можно распознать по следующим признакам: хронлогическая приуроченность, наличие элемента чудесного, повествование ведется от первого лица, обязательный нравственный урок, мораль. Среди главных мотивов святочного рассказа можно выделить: мотив нечистой силы, мотив чудесного, мотив нравственного перерождения героев.

Среди классиков русской прозы Чехов глубже и выразительнее других сумел мастерски обогатить данный жанр, преодолев традиционные шаблоны фабулы и тематики. Уже в своих ранних рассказах Чехов не дает читателю выбрать единый способ прочтения, единственно верную трактовку рассказа, при этом соблюдает жанровый канон святочной литературы. Однако новаторство Чехова состояло прежде всего во взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал – двух, казалось бы, взаимоисключающих путей осмысления действительности. При чтении ранних святочных рассказов не покидает ощущение, что за внешней комичностью скрыт и остросоциальный, и глубокий философский смысл случая.

Список использованной литературы

Айзерман А. С. Размышления над прочитанным // Литертура в школе №6. 2000. с. 64-66.

А.П. Чехов о литературе. М., 1955.

Будницкая Е.Ю. Чувство изящные и красивые как цветы// Целебное творчество А.П. Чехова. М., 1996. с. 11-14.

Баран Хенрик. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. М., 1993.

Безбородкина Е.С. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей // Литература в школе №7. 2007.

Боголепов А.А. Рождество, Страстная и Пасха в православном Богослужении. М., 1999.

Бердников Г.П. Идейные и творческие искания А.П.Чехова. 3-е изд. дораб. М., 1984.

Варшавская К.О. Малые жанры в литературе 80-90-х годов и проза А.П. Чехова. Томск, 1969.

Вязанкина Л.А. Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе (8 класс) // Литература в школе №6. 1994. с. 95-96.

Громов Л.П. Повествование Чехова как художественная система. В. Кн.: Современные проблемы литературоведения и языкознания. М., 1974.

Громов Л.П. В творческой лаборатории Чехова. Ростовский университет, 1963.

Герашник А.Н. Раннее творчество А.П. Чехова. Л., 1986.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1990.

Добролюбова Е.А. Читая Чехова, пишу…. // Целебное творчество А.П. Чехова. М., 1996. с. 29-42.

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. Спб., 1995.

Душечкина Е.В. Святочный бум, или праздничная повинность русских беллетристов // Новое литературное обозрение. №6. 1994.

Душечкина Е.В. Русская елка: История, мифология, литература. СПб., 2002.

Е.В. Душечкина и Х. Баран. Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы. Составление, вступительная статья, примечания СПб.: Художественная литература, 1993.

Е.В. Душечкина. Петербургский святочный рассказ. Вступительная статья, Л., 1991.

Дунаев М.М. Православие и русская литература. 2001.

Доманский Ю.В. Структура пространства в рассказах Чехова. Тверь, 2001.

Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков, 1998. с. 349-363.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Евангельский текст в русской литературе ХIX-ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1994.

Ермилов В.В. А.П. Чехов. М., 1951.

Евангелие от Луки в русском переводе с параллельными местами и приложениями // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета, Новосибирск, 2006.

Изотова Н.В. Реальность в снах персонажей прозы А.П. Чехова. Сборник статей. Творчество А.П. Чехова: Текст, контекст, интертекст. М., 2011.

Кучерская. М. Святочные рассказы. Предисловие, составление, примечания и словарь. М., 1996.

Кретова А.А. Будьте совершенны. // Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников. М., 1999.

Киреева И. История рождественской елочки. М.: Просветитель, 1998.

Кураев Андрей диакон. Школьное Богословие. М., 1997.

Кубасов А. В. Жанровое своеобразие святочных рассказов А. П. Чехова и В. Г. Короленко // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века. Екатеринбург, 1994.

Капустин Н. В. Еще раз о святочных рассказах А. П. Чехова // Филологические науки. №4. 2002.

Капустин Н. В. Чужое слово в прозе А. П. Чехова // Жанровые трансформации. Иваново, 2003.

Колесникова В. Святки // Наука и религия. №12. 1991.

Кулагина М.А. Проблема романа в творческих исканиях А.П.Чехова 1880-х годов // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века. Екатеринбург, 1997.

Лапонина Л. Прием остранения в рассказах А.П.Чехова о детях. Молодые исследователи Чехова. Материал международной научной конференции. М., 2005.

Максимов С.В. Святки // Дружба народов. №1.1992.

Минералов И.Г. Проза Чехова и проблема реалистического символа. М., 1985.

Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 1998г.

Оверина К.С. Ранняя проза А.П. Чехова (1880 - 1884): проблема повествования. СПб., 2001.

Переписка А.П. Чехова. В 2-х томах. М.,1984.

Полоцкая Э. А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. М., 1979.

Паперный З.С. Вопреки всем правилам // Пьеса и водевили Чехова. М., 1982.

Писемский М. Вифлеемская звезда / Рождество и Пасха в стихах и прозе. Составление и вступление. М., 1993.

Панкеев И. Русские праздники. М., 1998.

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. Л., 1987.

Сидлова Л.В. Хронотоп в рассказах А.П. Чехова // Русская словесность. №2. 2005.

Самсонова Н. В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX первой трети XX вв Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1998.

Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992.

Старыгина Н.Н. Лесков в школе. – М.: Владос, 2000.

Собенников А. Чехов и христианство // Календарные рассказы А. П. Чехова. Иркутск. 2001.

Сухих И.Н. Проблема поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

Толстогузов П.Н. Сказка и сказочность в творчестве А.П. Чехова 1880-х годов. Л., 1988.

Толстогузов П.Н. Рождественские рассказы творчества Чехова. Вологда, 1990.

Уманова Н.В. Сатирический святочный рассказ в русской литературе к. 19 века. М., 2011.

Толстая Е. Поэтика Раздражения: Чехов в конце 1880-х начале 1890-х годов. М., 1994.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. М., 1974 - 1979гг.


Урок по предмету "Родная литература" в 9 классе. Рассчитан на расширение читательского кругозора, на знакомство с святочным рассказом в творчестве А. П. Чехова. Обсуждаемые проблемы могут помочь при написании сочинения на ОГЭ.

Содержимое разработки

Урок разработан с использованием материалов, находящихся в доступности в сети Интернет.


-75%

Заглавие имеет точное идейное звучание.
Сюжет построен на остром, необычном положении.
Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие,
неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть
рассказа.
Художественная деталь вместо красноречивых описаний.
Простота и четкость авторской речи, речь героев в
соответствии с характером.
Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,
эпитеты — немногочисленны.
Наличие подтекста.

Ирония — истинный смысл скрыт (например в
заглавии рассказа) или противоречит смыслу
явному.
В парадоксе привычная истина рушится на глазах.
Парадоксальность- неожиданность, непривычность.
Противоречивость исходным предпосылкам,
традиционному взгляду или здравому смыслу.
Подтекст - способ построения художественного
текста, основанный на несовпадении внешнего,
прямого смысла слова и его внутреннего значения.

- На сколько частей вы поделили бы рассказ?
В какой части сосредоточено действие?
Какой эпизод считаете кульминационным?

• - С помощью каких приемов (внешних описаний) автору
удается показать всю сложность и напряжение
внутреннего состояния героини, пришедшей на берег
моря?
• - Какие нравственные вопросы ставит перед читателем
А.П.Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?
• - Чем достигается высокий психологизм рассказа?

• - Какие евангельские истины, на ваш взгляд, призван
напомнить рассказ? Считаете ли вы случайным, что сюжет
основывается на нравственном перерождении героини Натальи Сергеевны?
• - В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в
повествовательной речи прямые характеристики героев? Как
они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?
• - Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей
Петрович?

• - Давайте вспомним Ваше первое
впечатление от этого рассказа. Изменилось
ли оно?
• - Так в чем же иронический парадокс
рассказа?
• В чем смысл финала рассказа?

Читайте также: