Взаимное расположение фигур на плоскости 2 класс школа 21 века конспект

Обновлено: 16.05.2024

Тема: Взаимное расположение фигур на плоскости.

Тип урока: изучения нового материала.

- отрабатывать умение различать геометрические фигуры;

- формировать представление о возможных вариантах расположения геометрических фигур на плоскости (пересекающиеся и непересекающиеся фигуры);

- формировать умение находить на чертеже пересекающиеся фигуры и их общую часть;

- формировать умение показывать с помощью моделей пересекающиеся и непересекающиеся фигуры, определять их общую часть;

воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки, умение сотрудничать;

- совершенствовать математическую речь;

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать пространственные представления.

Формируемые УУД:

личностные: развитие способности к самооценке;

регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; организация и планирование своих действий, осуществление итогового контроля;

коммуникативные: учёт разных мнений; формирование умения высказывать собственное мнение, умение работать в парах.

познавательные: умение анализировать объекты, проводить сравнения, обобщать, делать выводы в результате совместной работы.

Технология: технология деятельностного подхода, разноуровневая дифференциация

Оборудование:

– учебник Рудницкая В. Н. Математика. – 2 класс. – часть 1. – С. 93-94.

– рабочая тетрадь Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика. – 2 класс. - № 1. – С. 35.

– пособие В. В. Воскобовича "Прозрачный квадрат"

1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Посмотрите на доску. Назовите геометрические фигуры. (прямые, лучи, отрезки)

– Если я уберу фигуры, у которых нет начала и нет конца, и фигуры, у которых есть и начало, и конец, то какие фигуры у меня останутся? (лучи)

– Прочитайте названия лучей. Какую букву нужно называть первой? Почему? (первой называют "начало луча")

– Какие лучи пересекутся, а какие нет? Как вы это узнали? (у лучей, которые пересеклись, есть общая часть - точка)

– Как вы думаете, а как могут быть расположены любые фигуры относительно друг друга на плоскости? (…)

– Узнать это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

2. Изучение нового материала.

– Рассмотрите рисунок. Назовите фигуры (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). Как они расположены? (часть треугольника лежит на четырёхугольнике, а пятиугольник расположен отдельно).

– В таких случаях говорят, что треугольник и четырёхугольник пересекаются (имеют общую часть), а треугольник и пятиугольник и четырёхугольник и пятиугольник – не пересекаются (не имеют общих частей).

– Таким образом, фигуры могут или пересекаться (будет общая часть), или не пересекаться (не будет общих частей).

– Как вы думаете, какая фигура может получиться при пересечении двух фигур? (…)

– Давайте проверим ваши предположения. Возьмите прозрачные фигуры, лежащие у вас на партах, и наложите их друг на друга:

- у первого ряда на партах по 2 треугольника,

- у второго ряда – треугольник и четырёхугольник,

- третьего ряда – по 2 четырёхугольника.

– Схематично изобразите то, что у вас получилось в тетради. Пройдите по своему ряду и посмотрите на результаты одноклассников.

– Какой формы получились общие части фигур? (треугольник, четырёхугольник).

Моделирование полученных результатов на доске.

– А может ли быть результатом пересечения ваших фигур отрезок? Точка? Покажите.

– Какой вывод можно сделать? (Фигуры на плоскости могут пересекаться, общей частью двух фигур может быть любая фигура: многоугольник, отрезок, точка)

– Давайте проверим наш вывод. Откроем учебник на странице 93 и прочитаем правило.

– А сейчас мы будем потренироваться в определении расположения фигур на плоскости. Переверните страницу и прочитайте задание № 4. Назовите пересекающиеся и непересекающиеся фигуры.

– Как вы определили по рисунку, где круг, а где окружность? (круг закрашен, а окружность нет) Что такое окружность? (это граница круга)

– Как вы думаете, как могут быть расположены окружности на плоскости? (…) Поможет ответить на этот вопрос задание № 6:

рис. А – не пересекаются

рис. Б – имеют 2 общие точки

рис. В – не пересекаются (т.к. окружность – граница круга)

– А если бы так были расположены круги, то что бы вы тогда сказали?

рис. Г – имеют 1 общую точку

– Сейчас мы проверим, как вы поняли тему урока. Откройте рабочие тетради на странице 35. Выберите любое задание из №№ 1-3, выполните его. Оцените себя с помощью шкалы и светофора.

– Как могут быть расположены фигуры на плоскости?

– Чем (какой фигурой) может быть общая часть двух фигур?

6. Домашнее задание:

А) начертите в тетради разные способы расположения треугольника и пятиугольника;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах через решение практических задач.

Конспект урока математики

Тема: Взаимное расположение фигур на плоскости.

Тип урока: формирования новых знаний и умений.

Цели: дать понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах через решение практических задач.

Задачи: - развивать пространственные представления, математическую речь, внимание, логическое мышление;

-активизировать стремление учащихся самостоятельно получать новые знания;

-формировать умение учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийный проектор (презентация), карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал для учащихся (геометрические фигуры).

1.Организационный момент.

-Проверка готовности к уроку.

-Детям предлагается отгадать загадки о геометрических фигурах, назвать известные им другие геометрические фигуры.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

-Детям предлагается сравнить два рисунка с геометрическими фигурами (Сходство: одни и те же геометрические фигуры, одинаковое количество фигур, все фигуры являются многоугольниками. Отличие: разное расположение фигур - на одном рисунке фигуры пересекаются, на другом нет).

-Дети делают вывод, что фигуры могут располагаться по разному относительно друг друга.

3. Определение темы, цели и задач урока.

-Взаимное положение фигур может быть разным. -Ставится основная цель урока: понять, как могут располагаться фигуры относительно друг друга .

-Предлагается составить план достижения цели урок по опорным словам:

провести наблюдение…, сконструировать…, сделать вывод о…

-Определить, какие знания пригодятся для достижения цели (знания о геометрических фигурах).

-Предлагается оформить знания в виде схемы (заготовка схемы на слайде).

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Учитель предлагает детям с помощью прозрачных пластиковых фигурок показать различные пересечения фигур.

Чтобы общей частью фигур была точка.

Чтобы общей частью был отрезок.

Чтобы общей частью была другая фигура.

-Дети делают вывод, что при пересечении фигур общей частью может быть точка, отрезок или другая фигура.

- Сравнение вывода в учебнике с тем, который сделали дети, корректирование формулировки.

- Выполнение заданий учебника (определение общей части при пересечении фигур).

- Предлагается подумать, для чего эти знания могут пригодиться в жизни (в помощь детям показываются слайды :художественная мозаика, работа столяра, работа закройщика, пазлы).

-Дети делают вывод, что новые знания пригодятся и в работе, и в искусстве, и в игре.

5.Первичное закрепление новых знаний.

- Работа в группах: выкладывание предложенных на слайдах рисунков из геометрических фигур (проанализировать, какая общая часть получается при пересечении фигур).

-Подтвердила ли практическая работа ранее сделанный вывод?

6.Подведение итогов урока, рефлексия.

- оформление теоретического материала в виде схемы (дети вставляют слова, напечатанные на карточках, в пустые окошечки схемы).

Взаимное расположение фигур

Общая часть Общая часть


есть нет


Тока


Отрезок

- Составление вывода по схеме.

- Добились ли поставленной цели? Что было интересно на уроке? Что помогло в работе?

-Предлагается прикрепить на елку цветные шарики в зависимости от настроения учащихся после занятия (степень удовлетворенности от работы на уроке).

Примечание: в ходе урока предусмотрено 2 динамические паузы, домашнее задание детям не было предложено, так как урок проводился перед выходным днем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока- показать второклассникам на примерах различные случаи возможного расположения фигур на плоскости: фигуры накладываются одна на другую (пересекаются), расположены отдельно одна от другой (не пересекаются). Особо выделяются случаи взаимного расположения двух окружностей.

Прозвенел опять звонок

-Сегодня урок у нас будет необычный. Сегодня мы отправляемся в путешествие. А кто будет героем нашего путешествия, вы узнаете, отгадав загадку.

В математике она

Без хвоста от запятой

Всем нам кажется простой.

И в конце, закончив строчку,

Мы поставим, братцы,… (точку)

-Правильно, ребята! Сегодня с нами будет путешествовать точка, которая приготовила для вас много испытаний. ( На доску прикрепляется точка)

2. Актуализация опорных знаний

- Отправляемся в путешествие! А вот уже и точка встретила своих друзей. (Фигуры начерчены на доске)

-Ребята а кто эти друзья? (Отрезки и лучи). А как вы определили? Докажите. (Луч – это часть прямой ограниченный одной точкой; отрезок – это часть прямой ограниченный двумя точками)

3. Введение в новую тему

-Ребята, а мы можем продлить линию у луча? (можем) Продлеваю линейкой. А ещё могу? (да)

-А у отрезка могу продлить? (нет) Почему?(он ограничен точками)

-А хотите сами попробовать? (да)

-Перед вами листочки, на которых друзья нашей точки. Ваша задача продлить линию и узнать, какие лучи пересекутся.

-Какие инструменты помогут вам в этом? (линейка, карандаш)

-Какие лучи пересеклись? (ВА и ОМ)

-Покажите на доске.

-Какие лучи не пересеклись?(СД и ОМ) Как вы думаете почему они не пересеклись?

-Покажите цветным карандашом место, где лучи пересеклись.

-На что похоже место на пересечении лучей? (на точку)

-Можно сказать, что точка – это общая часть двух лучей?

- Ребята, а как вы думаете, могут ли пересекаться фигуры? (сомневаются)

-А давайте попробуем узнать.

-Возьмите у себя на тарелочке треугольники. И попробуйте наложить их так, чтобы они пересеклись. Получается?

-Давайте теперь попробуем на доске. (дети пробуют все возможные варианты пересечения треугольников)

-Покажите место пересечения.

-Покажите какая часть принадлежит только одному треугольнику, а какая часть принадлежит только второму.

-А какая часть принадлежит двум треугольникам?

-Как можем назвать эту часть, если она принадлежит двум треугольникам?

-А теперь давайте ответим на вопрос могут ли фигуры пересекаться? (да)

А теперь, ребята положите один треугольник на другой так, чтобы их общей частью был треугольник; четырёхугольник.

3.Закрепление новых знаний

Обрати внимание учебник стр.93

-Эти фигуры на доске. Посмотрите на первые две фигуры. Какую общую часть они имеют? (треугольник) и т.д. Работа у доски.

- Ребята, для вас точка приготовила интересное задание. У вас на столах лежат листочки с заданием. Вам нужно р аскрасить фигуру так, чтобы сверху был треугольник, под ним пятиугольник , а внизу круг.

-Что нового узнали на уроке?

-А какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 776 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.02.2017 4567
  • DOCX 14.6 кбайт
  • 120 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лагута Маргарита Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Предмет математика Класс 2 Учитель: Коленченко И. П.

Тема урока: Взаимное расположение фигур на плоскости

Цель: показать учащимся на примерах различные случаи возможного расположения фигур на плоскости: фигуры накладываются одна на другую (пересекаются), расположены отдельно одна от другой (не пересекаются); ввести понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение сравнивать и рассуждать.

Задачи: Познавательные: постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов. формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для работы в парах, карточки для работы в группах.

Эмоциональный и психологический настрой

Проверяют готовность к уроку

Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…).

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

-Какую цель мы ставим перед собой, идя в школу? (Получить новые знания)

- Я предлагаю вам выполнить задание и определить тему нашего урока. (Решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания)

1, 2 группа 3, 4 группа

15 - 8 = 7 и 20 + 30 = 50 ни

12 + 1 = 13 у 17 - 7 = 10 ре

20 - 10 = 10 г 13 + 3 = 16 че

6 + 9 = 15 р 25 - 20 = 5 пе

20 - 19 = 1 ф 6 + 5 = 11 се

40 + 5 = 45 ы 70 + 3 = 73 е

- Какие слова у вас получились? (фигуры, пересечение) Слайд

- Кто сможет сформулировать тему урока?

Слайд Взаимное расположение фигур на плоскости

- Какие вопросы вы хотели бы мне задать по этой теме?

(Что такое пересечение? Как можно показать? Какие фигуры можно увидеть при пересечение фигур?)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Работают в группах. Определяют тему урока, ставят задачи

4.Первичное усвоение новых знаний.

Практическая работа с раздаточным материалом в парах

1)Наложите одну фигуру на другую

Образовалась ли их общая часть?

Какая фигура является общей частью при наложении одной фигуры на другую?

2)Приложите одну фигуру к другой.

Образовалась ли их общая часть?

Какая фигура является общей частью при соединении одной фигуры с другой?

3)Приложите одну фигуру так, чтобы соприкасались вершина одной фигуры со стороной другой фигуры.

Образовалась ли их общая часть?

Какая фигура является общей частью при соприкосновении одной фигуры с другой?

- Свои результаты запишите в таблице. Слайд

Образовалась ли общая часть

Какая фигура является общей частью

1. Наложение фигур

- Какой вывод можно сделать?

При наложении, прикладывании, соприкосновении геометрических фигур образовывается общая часть.

- Как проверить наши выводы? (по учебнику) стр 93

-Как можно по-научному назвать фигуры, которые при наложении одной на другую, прикладывании, соприкосновении образовывают общую часть? (фигуры пересекаются)

- Оцените свою работу.

-Мы сегодня открывали новое, а для чего?

-Пригодятся ли вам эти знания ? Где и когда?

Работают в парах

Оценивают свою работу

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.

5.Первичная проверка понимания.

Решите задачу. Слайд

Катя и Лена нарисовали 23 непересекающиеся фигуры. Катя вырезала 10 фигур, а Лена 7 фигур. Сколько фигур им осталось вырезать?

Какие фигуры вы видите? Назовите лишнюю. Почему эта фигура лишняя?

Работают у доски

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

6. Первичное закрепление.

Пересекающиеся фигуры. Непересекающиеся фигуры.

Работают в группах

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание

Р: волевая саморегуляция.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

8. Рефлексия. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

- Перед вами фигуры. Сделайте их пересекающимися.

-Фигуры должны показать, с каким настроением вы уходите с урока.

Подводят итог урока

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Читайте также: