Человек как творец и творение культуры обществознание конспект

Обновлено: 16.05.2024

Человек как творение культуры

Человек не только создатель, творец, но и самое лучшее, самое прекрасное творение культуры. Под непосредственным влиянием культуры осуществляется переход от дикости и варварства к цивилизации. Благодаря культуре человек обретал, преумножал и совершенствовал знания, умения, навыки. Культура шлифовала чувства человека, сообщая им более глубокую эмоциональную насыщенность, способность чутко откликаться на красоту мира, на многообразие жизненных коллизий, на извечное противостояние и противоборство добра и зла. Культура совершенствовала разум человека, ориентируя его усилия на гибкость, неординарность и, вместе с тем, на строгую логичность, обоснованность, непротиворечивость мышления. Культура закаляла волю человека, делала ее более настойчивой и устремленной. В культуре и через культуру человек приобщался к непреходящим нравственным, эстетическим, художественным, познавательным ценностям. Именно культура формирует у человека чувство собственного достоинства, рождает стремление к самореализации и самоутверждению. Но культура же предохраняет человека от синдрома нарциссизма, при котором человек, любуясь собой, своим совершенством, считает себя лучшим из лучших представителей рода человеческого: самым красивым, самым умным, самым достойным всех жизненных благ и наслаждений, порой не прилагая к этому никаких ни физических, ни интеллектуальных, ни иных усилий.

Человек — творец культуры. Но в той же степени, в какой человек создает необыкновенно красочный и многогранный мир культуры, культура, в свою очередь, творит человека. И в этом творчестве торжествует закон самой жизни, незыблемый, неприкосновенный, непреодолимый.

Конспект урока по обществознанию на тему "Человек -творец и носитель культуры" можно использовать для урока ОДНКР в 5 классе.

ВложениеРазмер
Конспект урока 27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

Основные методы и приемы:

Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика; дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой; сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, духовность;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Технологическая карта урока

Организационный момент. Психологический настрой

Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей.

Приветствуют учителя, садятся

Актуализация опорных знаний

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Беседа с учащимися:

- Что такое культура?

А кто является творцом культуры?

Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.

Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?

Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?

А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культура – составная часть духовной сферы. Предполагают, что творец культуры – человек

Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.

Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры ?

Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь.

Изучение нового материала

Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах.

Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.

Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

(притчу можно инсценировать)

Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной?

Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.

Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.

Какие качества характеризуют нравственного человека?

Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?

Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной.

Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?

Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели.

Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты)

Задания для групп:

Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.

Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)

Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)

Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)

Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)

Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)

В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка)

Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)

Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)

Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)

Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)

Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)

Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)

Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)

Краткое обсуждение, самооценка.

Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление знаний.

Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым? Можно ли нравственность считать частью культуры?

Приведите примеры нравственных поступков.

Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.

Приводят примеры из истории, общественной жизни. При затруднении можно использовать материалы учебника стр. 17 (текст про Апостола Павла)

Учащиеся делают вывод о том. Что мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.

Информация о домашнем задании

2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)

Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.

Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

9класс Человек.Общество.Право У-5

Цель урока : Формирование чёткого представления учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.

Задачи урока:

Развивающая : формировать умения работать с разными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; высказывать свою точку зрения, анализировать высказывания; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Воспитательная: продолжить культурно-нравственное воспитание учащихся.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: Проверочный тест (приложение №1), мультимедийное оборудование, предметная наглядность, авторская электронная презентация.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1) Выполнение учащимися проверочного теста.

Учитель: Ребята! На прошлом занятии мы говорили о том, что человека делают человеком нравственные качества. Выяснили, что главная задача моральных норм – создать образец поведения человека по отношению к другим людям. Сейчас вы в течение 5 (пяти) минут выполните тестовые задания,[1] которые покажут, как вы усвоили основные моменты темы.

2) Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте ответим на несколько вопросов: -Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности? (Этим живым существом является человек)

- Что мы называем потребностями? (Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания организма и развития личности)

- Какая потребность относится к социальным - потребность в общении, потребность в жилище, потребность во сне? (потребность в общении)

Физ. минутка (расслабляющие упражнения для восстановления работоспособности глаз – 30 секунд, релаксационная пауза)

Учитель: Ребята выполним расслабляющие упражнения: 1.Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть. Повторить несколько раз. 2.Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны. 3.Нарисовать глазами перед собой любой предмет.

Релаксационная пауза (проводится под спокойную, расслабляющую музыку): Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Шум величественного морского прибоя ласкает слух. Морские птицы наперебой исполняют свои птичьи серенады. Вы на острове совсем одни, наедине с бескрайними просторами океана. Вы внутренне спокойны и умиротворены.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Далее нам предстоит выявить составляющие компоненты культуры (работа со схемой, слайд №2).

Субъект культуры – индивид, социальная группа, общество в целом.

Человеческая деятельность – выражается в действиях человека. Культурная предметность – выражается в социальном опыте, способах и программах деятельности. Коммуникация – взаимодействие между людьми (запись компонентов культуры в схематичном виде в тетрадь).

Учитель: Выявляем виды культур (работа со схемой, слайд №3).

Существует 9 видов культур – материальная, духовная, народная, авторская, массовая, религиозная, светская, контркультура, субкультура.

Материальная культура – представлена архитектурными зданиями, техникой.

Духовная культура – это нравственные принципы и ценности – добро, справедливость, честность.

Народная культура – выражается на народных сказках, песнях, пословицах, поговорках.

Авторская культура – авторские литературные произведения, авторские программы.

Массовая культура – популярная музыка, мобильная телефония.

Религиозная культура – исполнение религиозных обрядов, служб.

Светская культура – празднование нового года …

Примером контркультуры – может выступать преступная среда.

Субкультуру – представляют различные общественные движения (движение зелёных, традиции жизни и быта отдельной семьи) (запись видов культур в схематичном виде в тетрадь).

Учитель: Выясняем функции культуры (работа со схемой, слайд №4). Какие функции культуры представлены на схеме? (6-ть функций – гуманистическая, коммуникативная, гносеологическая (познавательная), информативная, нормативно-регулирующая, ценностно-ориентационная) Беседа по сущности каждой из функций (запись функции культуры в схематичном виде в тетрадь).

IV Закрепление знаний.

Учитель : Ребята я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

Задание 1. Что такое культура?

Задание 2. Нарисуйте словесный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка.

Задание 3. Согласны ли вы с высказыванием Н.Г.Чернышевского? Свой ответ обоснуйте.

V. Рефлексивно-оценочный этап

Итог: Самая трудная вещь – требование к себе.

С этого и начинается процесс совершенствования

и самосовершенствования человека, перестройка

А.С. Макаренко ( Целью жизни Макаренко было воспитание нового человека, гражданина своей страны. Все свои усилия он отдал делу воспитания такого человека. Работая с несовершеннолетними правонарушителями, он мечтал сделать из детей активных граждан страны, которые бы жили радостями и горестями Родины, были настоящими ее хозяевами.

Путеводной нитью произведений Макаренко проходит тема – человек сам творит себя и свое будущее.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура и её функции"

В начале 20 века их было, пожалуй, не больше 10. В 1952 году американские культурологи Альфред Луис Крёбель и Клайд Клакхон насчитали уже 164. Позже никто не вёл точных подсчётов, но, наверное, под 1000 наберётся. Обычно определения отражают важнейшие характеристики термина. Если существует около 1000 объяснений того, что есть культура, значит, и этих самых важнейших характеристик не меньше.

Так что тот картофель, который растёт у вас на огороде, - тоже артефакт. В диком виде он встречается лишь в Южной Америке. А мы употребляем в пищу культурные сорта - результат селекции.

Но артефакты - это не только вещи, но и идеи, теории, отношения, нормы, социальные институты. В природе не существует религиозных культов, наследственной передачи власти или всеобщих равных и прямых выборов. Нет суда присяжных, нет школ. Животные не руководствуются нравственными нормами, их поведение нельзя оценивать с позиций добра и зла. Всё перечисленное (как и многое другое) - человеческие изобретения, артефакты, культура.

Но люди создали и много такого, что язык не поворачивается назвать культурой. Наркотики, преступность, социальное неравенство, человеконенавистнические идеологии, лагеря смерти…

Но оба этих подхода объединяет одна вещь. К культуре относится лишь то, что создано людьми. Человек - творец культуры. Но чтобы стать человеком, недостаточно им родиться.

Только в обществе себе подобных можно получить то, что наследуется исключительно по социальным каналам. Мы рождаемся мальчиками или девочками. Представления о мужских и женских профессиях или распределении обязанностей в семье формируются в процессе воспитания. Мы способны отличать свет от тьмы, день от ночи. Но почему они сменяют друг друга, нам объяснят в школе. Раньше это делали мифы и сказки, которые взрослые рассказывали детям. Практически любой человек с самого рождения может издавать звуки. Но членораздельно мы заговорим на том языке, на котором разговаривают окружающие нас люди.

Пожалуй, самая важная функция культуры - воспитание человека, приучение его к жизни в обществе.

Говоря иначе - социализация. Культура творит человека. Он становится Человеком в полном смысле этого слова, усваивая накопленную предыдущими поколениями людей культуру.

Что усвоит, тем и станет. Если в силу каких-то обстоятельств ребёнок окажется вне человеческого общества в возрасте от 2 до 12 лет, финита ля комедия. Полноценным членом общества, личностью, стать он уже не сможет. Будет индивидом - единичным представителем человеческого рода.

Многие другие функции культуры, которые мы назовём, тесно связаны с этой, главной.

Например, познавательная и информационная. Иногда говорят, что в своём поведении животные, в отличие от человека, опираются исключительно на инстинкты. Это слишком упрощённое объяснение. Высшие животные способны накапливать информацию о мире, личный жизненный опыт.

И затем использовать его. Но люди могут опираться не только на личную память, но и на общечеловеческую. Общество способно накапливать информацию о мире и передавать её следующим поколениям.

Личный опыт животного умирает вместе с ним. Знания, полученные каждым отдельным человеком, имеют все шансы на бессмертие. Каждый из нас может черпать из общечеловеческой интеллектуальной сокровищницы столько информации, сколько необходимо. Люди создали даже специальный социальный институт для передачи, трансляции знаний - систему образования. И постоянно совершенствуют способы этой передачи.

От поколения к поколению передаются не только знания, но и нормы поведения. Чтобы люди успешно взаимодействовали, одних биологических законов недостаточно. Одна из научных теорий так объясняет причину, по которой вымерли неандертальцы. Тоже разумные люди, но нашим предкам конкуренции составить не смогли. У неандертальцев слишком слабо были развиты лобные доли мозга, где, кроме всего прочего, находятся центры контроля поведения.

В их общинах уровень внутренней агрессии был выше. Гораздо больше проблем они решали, как сейчас принято говорить, силовыми методами. По закону джунглей: выживает сильнейший! А вот их конкурент - Человек разумный - был в состоянии подчинять свои боевые инстинкты общепринятым правилам поведения. Физически неандертальцы выигрывали. Проигрывали как коллектив. Формирование норм - моральных, религиозных, правовых, правил этикета - проявление регулятивной или нормативной функции культуры.

Но простого выполнения норм недостаточно. Человек должен следовать им сознательно, понимать, почему они так важны. Людям постоянно приходится делать выбор. Они сами должны решать, что хорошо, а что плохо, что является добром, а что злом, что важно, а что второстепенно. Усваивая культуру общества, человек усваивает и определённые представления о жизненных ценностях, на которые затем опирается. Эта функция культуры - формирование ценностных ориентаций - так и называется - ценностная или аксиологическая. Разумеется, система ценностей у разных народов и в разные исторические эпохи отличается. Возьмём, например, идеал женской красоты.

Представления о нём зависят не только от времени и пространства. Может быть, у каждого из вас он свой. Но он есть! Значит, аксиологическая функцию для вас культура уже частично выполнила.

Следующая функция - коммуникативная. Усвоение культуры происходит в процессе общения. Усваивая её, мы получаем возможность общаться с другими людьми. Важнейшим средством общения, безусловно, является язык.

Можно сказать, что это ядро культуры любого народа. Большинство слов не просто называют какой-то конкретный предмет, они являются понятиями. То есть, слыша или читая слово, мы сразу представляем себе все важнейшие характеристики называемого объекта. Вы назовёте собакой и таксу, и сенбернара. А другое животное, похожее по размерам или строению тела: четыре лапы, уши, хвост, шерсть - не назовёте.

Особенности восприятия мира выражаются в национальных языках. Изучая иностранные языки, мы не только облегчаем общение с представителями других народов, мы лучше понимаем друг друга. А понимание - первый шаг к приятию.

Но кроме разговорных языков, культура создаёт и другие системы знаков и символов. Дорожные знаки и 3 цвета светофора помогают разруливать сложные ситуации между водителями и пешеходами.

С помощью нот мы можем донести до окружающих музыку своей души. На языке программирования разговариваем с компьютером. Знаки - чувственно воспринимаемые предметы, фиксирующие значение и смысл других объектов. Буквы, жесты, ноты, цифры, рисунки.

Если знаки передают какую-то идею, их называют символами. Кольца на безымянных пальцах вступивших в брак - символ любви и верности друг другу: в горе и радости, в богатстве и бедности…

То есть культура создаёт не только идеи и ценности, но и специальные знаки и символы для их обозначения и передачи. Это - знаково-символическая функция.

Усваивая культурное наследие, мы получаем возможность приспособиться к жизни в самых разных условиях. Мы не наращиваем, например, дополнительную жировую прослойку или волосяной покров, переезжая в страну с холодным климатом. Мы просто одеваем другую одежду, строим жилище из наиболее подходящих материалов, обогреваем его. Переходим на тот рацион питания, который доступен в данной местности.

Если нам нужно пробыть какое-то время под водой, мы не ждём, когда у нас вырастут жабры. Мы используем акваланг, ну или подводную лодку.

Эти примеры иллюстрируют адаптивную функцию культуры.

Многие культурные достижения позволяют просто отдохнуть при их усвоении, развлечься, получить удовольствие. Музыка, кино, компьютерные игры.

Особо выделим творческую функцию культуры. Ведь мы не просто усваиваем то, что создали предыдущие поколения. Мы продолжаем творить культуру, создавать нечто новое. Но для этого необходимо опереться на уже достигнутое, переосмыслить его. Ну, хотя бы понять, что ещё не создано.

Культура - неотъемлемое свойство человека. Но на вопрос, кого можно считать культурным, в разные исторические периоды отвечали по-разному. Для древних греков это человек, воспитанный в традициях своего народа, усвоивший его жизненные ценности. В Древнем Риме - гражданин, патриот. В средневековой Европе - христианин, разбирающийся в основах вероучения и соблюдающий все религиозные нормы. В Новое время - человек, получивший воспитание и образование.

Читайте также: