Московское княжество в первой половине 15 века конспект урока 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Фрязин – русское название иностранца, приехавшего из Италии.

Вотчина – крупный земельный надел, передающийся по наследству.

Поместье – земельное владение, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.

Помещик – владелец поместья.

Уния – объединение христианских конфессий. В 1439 г. была заключена между Римом и Константинополем.

Ясак – натуральный налог, с народов Поволжья, Сибири и Севера.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Православная церковь Руси также обрела независимость от Константинополя. В 1439 г. В ходе Ферраро - флорентийского собора Патриарх подписал унию с католической церковью. Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства. Вместо греческого митрополита без утверждения в Константинополе был избран русский Московский митрополит Иона. А в 1453 г. под натиском турок - османов пал Константинополь. На политической карте мира исчезло государство Византия и появилась Османская империя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Московское княжество в первой половине XV века

Цели и задачи:

· выявить предпосылки объединения русских земель;

· определить факторы, тормозящие процесс объединения;

· проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Василия I и Василия II ;

· характеризовать причины и следствия междоусобной войны второй четверти XV в.

Планируемые результаты:

Предметные:

· применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности политики Василия 1;

· объяснять причины междоусобной войны второй четверти XV в. и ее влияние на процесс объединения русских земель;

· характеризовать изменения в отношениях Московского княжества с Литвой и Золотой Ордой;

· соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.

Метапредметные УУД :

1) коммуникативные:

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

· формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) регулятивные:

· формировать целевые установки учебной деятельности;

· самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности;

· сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.

3) познавательные :

· устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

· анализировать материал учебника и дополнительный материал; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

4) личностные :

· формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

· оценивать исторические события и роль личности в истории.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

События русской истории конца XIV – середины XV вв. являются дискуссионными. Особые споры вызывает проблема значения феодальной войны, разразившейся после смерти Василия I .

Существует две полярные точки зрения на этот вопрос.

1. Феодальная война окончилась поражением сторонников восстановления порядков феодальной раздробленности, усилением великокняжеской власти и создала условия для завершения объединения Руси.

2. Феодальная война была обычной княжеской междоусобицей по поводу верховной власти, она ослабила Русские земли, задержала процесс объединения русских земель на 30 лет.

Сегодня в течении урока вы попробуете сформулировать свою точку зрения на этот вопрос.

Учитель: Ребята, давайте сформулируем задачи урока.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Предположительный ответ:

Цель : рассмотреть процесс развития Русского государства в период феодальной войны второй четверти XV в.; Познакомится с основными направлениями внутренней и внешней политики московских князей.

Задачи урока:

1. Познакомиться с основными событиями правления Василия 1 и Василия 2;

2. Познакомиться с причинами, ходом и последствиями феодальной войны;

3. Дать оценку правлению Василия 1 и Василия 2, а также итогам феодальной войны.

Актуализация знаний учащихся

Работа с текстом

Продолжателями политики Ивана Калиты по укреплению Московского княжества являлись его сыновья – Семён Гордый и Иван Синий (Красный - красивый), при них власть великих князей еще больше увеличилась. Ситуация изменилась после смерти Ивана Красного, когда началась борьба за власть между 9-летним наследником Дмитрием Ивановичем Невским (Донской) и суздальским, а затем и тверским князем. Победителем из этой борьбы в 1374 году вышел тверской (московский князь – Дмитрий) князь, который обязал Дмитрия (тверского князя) помогать в борьбе с ордынцами.

Дмитрий Донской вел осторожную политику по отношению к Орде, стремясь втереться в доверие к ханам, он тем не менее поддерживал восстания против них, отказался от уплаты дани. При Донском для укрепления Москвы были построены краснокаменные (белокаменные) стены Московского кремля.

В 1390 (1380) году произошло одно из важнейших событий отечественной истории, войска хана Мамая (темник) встретились на Чудском озере (Куликосвкое поле) с войсками Дмитрия Донского. Куликовская битва началась с поединка Пересчета и Лихобея (Челубея). Во время битвы Донской переоделся в рядового война, и чуть не погиб под завалами трупов.

Причинами победы в этой битве был подъем патриотизма, вера в победу и объединение князей, благодаря благославлению Сергия Богородского (Радонежского). Одним из позитивных (негативных) последствий победы стало разорение и поджег Москвы ханом Батыем (Тохтамышем).

Именно при Дмитрии Донском начинают формироваться предпосылки освобождения от литовской (ордынской) зависимости.

Учитель: Молодцы ребята! Таким образом, мы с вами вспомнили об одном из знаменательных событий отечественной истории. Теперь переходим к изучению новой темы.

Изучение новой темы:

Старший сын Дмитрия Донского, Василий родился в 1371 году, а в 1382 году хан Тохтамыш штурмом взял Москву в наказание за отказ Дмитрия платить Орде дань и ехать в Сарай на поклон. Однако уже осенью хан сменил гнев на милость и вручил Дмитрию ярлык на великое княжение. Ценой был сын Дмитрия - Василий, взятый в заложники. Через три года Василию удалось бежать из Орды и найти прибежище в Литве. Данное событие имело важное значение для определения политики Василия 1.

(Учащиеся переносят схему в тетрадь)

Дмитрий Иванович Донской, передал ярлык на великое княжение своему сыну Василию без согласования с ханом, но Орда признала Василия I и подтвердила ярлык на великое княжение.

Многие историки характеризуют правление Василия I как постоянное лавирование между Вильно (столицей Литвы) и Сараем.

Ребята, предлагаю выполнить задание.

Задание: стр. 172 2 абз. – 173. Выясните основные события правления князя. Насколько правы в характеристике политики князя историки?

1. 1390 г. – женитьба на дочери великого литовского князя Витовта Софье (укрепление авторитета князя)

2. 1391 г. выкуп у ордынского хана ярлыков на Нижнегородско - Суздальское княжество, Муром и Тарусу.

3. 1392 г. – заключение союза с Литвой. Причина – опасения нападения З.О., но союз оказался не прочным (см. пункт 7)

4. 1395 г. несостоявшееся нашествие Тамерлана на Русь.

5. 1399 г. договор с Тверью.

6. Начало XV в. вооруженный конфликт с Витовтом.

7. 1408 г. карательная экспедиция Едигея (возобновил уплату дани). Причина: Воспользовавшись новой усобицей в Орде (разгром Золотой Орды Тимуром (Тамерлан), Василий отказался платить дань.

Учитель: Ребята, прослушайте краткую справку (учащийся зачитывает краткую справку, подготовленную заранее).

Пример краткой справки

В 70-х годах XIV в. выдвинулся один из местных правителей Средней Азии — Тимур (Тамерлан), наделенный незаурядными военными и государственными талантами и известный своей жестокостью и железной волей. В 1395 г. Тимур разгромил хана Тохтамыша и подчинил себе Золотую Орду. После его смерти в 1405 году начались усобицы в Орде и она распалась на (Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства). Но это не ослабило господства над Русью. В 1453 году под ударами турецкого султана пал Константинополь, эти земли заняла Османская империя. В 1475 году Крымское ханство стало вассалом Османского государства.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать выводы к перечисленным фактам. Предполагаемый ответ:

Вывод:

1. Василий 1 продолжает политику присоединения земель (Присоединение Нижнегородско – Суздальское княжества, Мурома и Тарусу)

2. Политика лавирования между Ордой и Литвой .

Учитель: Ребята, вернемся к завещанию Дмитрия Донского. Оно содержало особое условие: после смерти Василия Московское княжество должно перейти его младшему брату - Юрию. Но, на момент составления завещания у Василия не было детей, он женится через год после составления завещания.

Учащиеся переносят схему в тетрадь.

https://documents.iu.ru/ddfcd329-1b79-49b0-8cc0-48abead72763/0/image010.jpg

Это противоречие и станет причиной конфликта между сторонниками укрепления единовластия московского князя и сторонниками возврата к удельным порядкам передачи престола.

Последствия

Василий II занял престол по завещанию отца.

Претензии Юрия Дмитриевича на московский престол.

Утверждение единовластия на Руси

Уделы вошли в состав великокня-жеских земель

Василий II получил ярлык на московский престол

Начало военных действий

Неудачные попытки Юрия занять Москву; Смерть Юрия

Признание Василия II московским князем

Ослепление Василия II сторонниками Дмитрия Шемяки (получил прозвище – Темный)

Полная победа Василия II

Учитель: Ребята, можно ли эту войну назвать гражданской?

Кроме победы Василия II и его сторонников Феодальная война 1425-1453 гг. имела важнейшие политические и социально-экономические последствия. Попробуйте сформулировать эти последствия. (Учащиеся без опоры на текст учебника формулируют последствия, а затем сверяют с учебником)

1. Дальнейшее усиление власти московского князя, опора на армию (расширение земель) - деспотия

2. Расширение полномочий московского князя (законодательная власть расширяется. Может вводить удобные законы, опираясь на военную силу)

3. Восстановление династического правления (не опираясь на решение Орды)

· Укрепил (власть) расширил (полномочия) восстановил (династическое правления)

· Победил в междоусобной войне

Самостоятельное задание (или д/з): Выяснить, как была устроена поместная система и какое место в русском обществе занимали служилые люди.


В уроке рассказывается об изменениях в порядке владения землёй в Московском княжестве. Говорится о развитии ремесла и торговли, которые способствовали сплочению земель вокруг Москвы. Подробно описывается период правления Василия I.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Московское княжество в первой половине XV века"

Уже начиная с XII века, в Москве жили не только славяне. Первыми иностранными поселенцами там были греки.

В основном это были переводчики, священники и иконописцы. Среди них был и известный мастер Феофан Грек, который расписывал соборы Московского Кремля.

С пятнадцатого века в Москву начали съезжаться и венецианцы. Среди купцов и торговцев, которые приезжали в Москву, было много немцев, а также латышей и эстонцев. В столице оседали выходцы из стран Европы и Азии.

Притоку нового населения способствовала и активная внешняя политика московских князей, которая привела к расширению территории княжества.

В ходе урока вы узнаете: об изменениях в порядке владения землёй в Московском княжестве, о развитии ремесла и торговли, московском князе Василии I, междоусобной войне второй четверти пятнадцатого века.

Причиной изменения в порядке владения землёй в Московском княжестве стало расширение его территории.

Это привело к увеличению количества тех людей, которые владели землёй.

В связи с этим в княжестве сложилось два вида землевладения.

Первый вид – вотчины. Это крупные наследственные земельные владения.

Крупными вотчинниками были бояре. Они были заинтересованы в расширении своих владений.


Однако по условиям соглашений с князем бояре не могли покупать земли в других княжествах. Поэтому им было выгодно объединение русских земель.

Они организовывались на вновь присоединённых вотчинах у тех владельцев, которые были враждебно настроены по отношению к Москве. Московские князья забирали у бояр земли и раздавали их людям, которые находились у них на княжеской службе. Владельцев поместий стали называть помещиками.


Московские князья ставили своей целью увеличить слой служилых людей за счёт увеличения числа поместий. Помещики были заинтересованы в укреплении княжеской власти, поэтому великие князья могли использовать их в качестве поддержки. Ещё одним крупным земельным собственником и опорой великого князя была Церковь. Церковное землевладение увеличивалось благодаря скупке земель, оплате долгов либо за счёт подаренных территорий.

Кроме изменений в порядке владения землёй, в Московском княжестве в начале XV века особое развитие получили ремесло и торговля. Москва стала крупнейшим ремесленным центром. От других городов она отличалась тем, что в ней были сконцентрированы сложные и редкие ремёсла.

Так, например, в Оружейной и Бронной слободах жили и работали оружейные мастера. Они изготавливали в том числе и огнестрельное оружие.

Было развито и кузнечное ремесло. Московские кузнецы раньше других освоили литейное дело и другие сложные техники обработки металлов. Например, ювелирное мастерство. Московские мастера также изготавливали одежду, меховые и кожаные изделия. Высоко ценилось производство поясов для русской знати.


Кроме ремесленной деятельности, в Москве на высоком уровне была развита торговля.

Расширению торговых связей способствовало объединение русских земель. Практически все торговые пути Северо-Восточной Руси пересекались в Москве. Поэтому ей принадлежала главная роль в развитии торговых отношений. На Красной площади, возле Кремля находился главный торг. Там продавали мясо, птицу, сало, кожи из Ярославля, Костромы, Рязани, коноплю и лён из Новгородской и Псковской земель. Ловчих птиц поставляли с Печоры и Северного Урала.


Меха из Пермской области и Северного Приуралья продавались не только на Руси, но и в Орде, Византии и Литве. Также в других государствах продавали лён, коноплю, моржовый клык, кожу, сало, шерсть, воск и мёд.

Русь с Востоком соединяла Москва-река. Она была частью Великого волжского пути и связывала Москву с Ордой, Персией, Средней Азией, Кавказом. По Москве-реке и Оке из Москвы за 2-3 месяца можно было добраться до Константинополя.


Развитие торговой и ремесленной деятельности сформировало экономические предпосылки объединения русских земель. Одной из политических предпосылок к сплачиванию русских земель было зависимое положение от Орды.

После смерти Дмитрия Донского московский и владимирский престол занял его старший сын Василий I. Он правил с 1389 по 1425 годы. Как и Дмитрий Донской, он продолжил расширять территорию Московского княжества. Василий Дмитриевич присоединил Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества.

Василий I воспользовался тем, что Золотая Орда была ослаблена после нашествия Тамерлана. Он перестал выплачивать ежегодную дань ордынцам и прекратил поездки за ярлыками.

В завещании Василий I передал власть в Московском княжестве своему малолетнему сыну от литовской княжны Софьи – Василию II. Опекуном Василия Васильевича стал его дед – великий князь литовский Витовт.

На московский престол претендовал и младший брат Василия I Юрий Дмитриевич. Однако пока был жив Витовт Юрий не решался выступить против его внука в борьбе за власть.

Князь Витовт умер в 1430 году, и уже в 1433 году Юрий Дмитриевич выгнал

Василия II из Москвы и занял престол. Но Юрию пришлось уехать из Москвы, потому что местные бояре не приняли нового правителя. Через год ему снова удалось захватить город.

Василий II смог получить все права на власть в Московском княжестве только после смерти Юрия Дмитриевича в 1434 году. Однако теперь на московский престол начали претендовать сыновья Юрия – Василий Косой и Дмитрий Шемяка.


Боевые действия шли по всем землям Московского княжества. Сжигались города и сёла, уничтожались посевы, население уводилось в плен.

В борьбе за власть соперники использовали самые жестокие методы. Например, Василий Васильевич ослепил своего двоюродного брата Василия Юрьевича, когда тот попал к нему в плен. А Дмитрий Шемяка, когда захватил Москву в 1446 году, приказал выколоть глаза Василию II.


После этих событий Василий Васильевич получил прозвище Тёмный.

Усобица ослабила Русь. Используя ситуацию, ордынцы совершили поход на русские земли в 1445 году и ещё больше разорили её.

В 1447 году благодаря поддержке Русской церкви, Василий II смог вернуть себе власть в московском княжестве. Но сама междоусобная война завершилась только после смерти Дмитрия Шемяки в 1453 году.

Таким образом, в ходе усобицы второй четверти XV века Василием II была укреплена великокняжеская власть и ликвидированы все мелкие уделы в Московском княжестве.

Однако в то же время усилилась зависимость от Орды и замедлилось собирание русских земель.

Итак, можно сделать следующие выводы: в первой половине XV века в московском государстве изменился порядок владения землёй, развитие ремесла и торговли способствовали сплачиванию земель вокруг Москвы, при Василии II в Московском княжестве начала укрепляться великокняжеская власть.

Благодаря этим экономическим и политическим процессам шло формирование единого Русского государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с изменениями в порядке владения землей; выявить предпосылки объединения русских земель; определить факторы, тормозящие процесс объединения; проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Василия I; характеризовать причины и следствия междоусобной войны второй четверти XV в.

Планируемые результаты: предметные:

выявлять и описывать слои населения, которые были заинтересованы в централизации русских земель;

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности политики Василия 1;

объяснять причины междоусобной войны второй четверти XV в. и ее влияние на процесс объединения русских земель;

характеризовать изменения в отношениях Московского княжества с Литвой и Золотой Ордой;

метапредметные УУД :

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать российскую гражданскую идентичность.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Межпредметные и внутрикурсовые связи

История Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов.

Вознесли любовно внуки

Среди прочих городов!

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

III. Актуализация знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили ранее изученный материал. СЛАЙД 2

СЛАЙД 5 со смайликом.

( Целеполагание, постановка проблемы)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

1. Изменения в порядке владения землей.

2. Развитие ремесла.

3. Развитие торговли.

5. Междоусобная война второй четверти XV в.

Проблемные вопросы

— Какие перемены в жизни русских земель создавали предпосылки для их объединения?

— Что тормозило такое объединение?

IV. Введение в новый материал

-Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте сначала вспомним,

Что же дало возможность Москве получить великое княжение и увеличиться, и каким путем шло это возвышение?

Что же способствовало возвышению Москвы?( ответы детей)

В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕБЯТА НЕ ОТВЕТЯТ: (запасной вариант)

Самостоятельная работа с историческим документом

-Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы.

Николай Иванович Костомаров полагал, что, усилению Москвы помогало духовенство, которому, при владении большим количеством земли, было выгодно отсутствие междоусобиц в Московском княжестве, и утвержденный твердый порядок передачи власти от отца к сыну и сверх того полнота власти московского князя соответствовала их высоким представлениям об единодержавной власти государя, вынесенным из Византии. Далее деятельность бояр была направлена также на помощь московским государям.

Дмитрий Иванович Иловайский главной причиной роста Москвы, как политического центра, считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться…

Так в чем же причины возвышения именно Москвы, по мнению этих историков? Работают по тексту- ИНДИВИДУАЛЬНО!

Выделяем причины возвышения Москвы вслух, по тексту.

Москва как собиратель русских земель постепенно превращается в центр Руси. Политика московских князей привела не только к увеличению территории Московского княжества, но и изменила порядок владения землей.

Нам необходимо выяснить, какие слои населения и почему были заинтересованы в создании единого Русского государства. Какими были предпосылки для объединения русских земель

Как вы думаете, какие группы населения были заинтересованы и хотели объединения русских земель? ( ответы детей – землевладельцы: князья, бояре, дружинники, ремесленники, купцы) чтобы удостовериться в наших ответах, я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача - прочитать, проанализировать текст и составить сравнительную таблицу.

Читайте также: