Конспект урока поле и его обитатели

Обновлено: 05.07.2024

развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

развивать способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.

Ход урока

Друзья, я хочу, чтобы вы улыбались,

работой своей довольны остались,

чтоб этот урок нас порадовал всех,

и каждый из вас ощутил свой успех.

— Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

— А от кого зависит, будет ли урок таким?

Проверка домашнего задания

1. На полях Беларуси выращивают культурные растения. (Да.)

2. Хлебный каравай сравнивают с солнцем. (Да.)

4. Выращивают на полях Беларуси овощные культуры: свёклу, капусту, морковь. (Да.)

— Ребята, какие животные являются обитателями леса?

— Ребята, какие животные являются обитателями болота?

мышь (полевая) ?

ЛЕС БОЛОТО поле

— У меня есть ещё 2 картинки. Куда этих животных можно отнести?

мышь (полевая)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Животные поля < СЛАЙД 5>

— В процессе урока мы выясним, какие же животные являются обитателями поля.

Животные поля

Звери Птицы Насекомые

— В этом нам поможет сказка. Прослушайте её и потом перечислите обитателей поля, которые встретятся в сказке.

Разговоры полевых птиц и зверей

Как-то пролетал Ветер над полем, где пшеница посеяна.

— Кто в хлебах, кто в низких прячется?

— Это я, Жаворонок с птенчиками. Больше никого нет.

Дни проходят. Растёт пшеница, колосится. Опять пролетает Ветер.

— Кто в хлебах живёт? Кто в кустистых прячется?

— Это я, Жаворонок с птенчиками.

— Это я, Куропатка с детками. Больше нет никого.

Дни проходят. Растёт пшеница, колосится. Опять пролетает Ветер.

— Кто в хлебах живёт, кто в высоких прячется?

— Это мы, Жаворонки.

— Это мы, Перепёлки.

— Это мы, Куропатки.

— Это мы, Волки с волчатами, больше никто не помещается.

— Ребята, перечислите обитателей поля, которые встретились в сказке.

Животные поля

Звери Птицы Насекомые

— Как вы думаете, почему в поле так много птиц? (Они кормятся семенами и зелёными частями культурных растений, сорняками, мелкими насекомыми.)

— Волк с лисой тоже частенько наведываются сюда. Они тоже семенами питаются? (Нет, они питаются мелкими грызунами, птицами, которых в поле очень много.)

Работа по учебнику

— Какие ещё животные обитают в поле, мы узнаем, прочитав текст в учебнике

на с. 75-76. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.

— О каких полевых животных еще вы узнали?

Животные поля

Звери Птицы Насекомые

— Ребята, про какую группу полевых животных мы ещё не говорили сегодня на уроке? (Насекомые.)

— Насекомые чаще других групп животных встречаются на полях.

— Ребята, насекомые очень важны для поддержания жизни на Земле. Например, насекомые опыляют растения, а растения – пища для животных и источник кислорода. А большинство растений исчезнет, если не будет оставлять семян, а семена

1) в них развиваются только после опыления;

2) участвуют в образовании почвы.

—Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

—Поле — сообщество, созданное человеком. Для многих животных поле является домом, но иногда человек нарушает равновесие данного сообщества.

—Природа — это как паутинка. Коснётесь одной и дрогнут другие.

- Стр. 75-76 и ответы на вопросы

—6. Итог урока.

- С какими животными поля вы познакомились на уроке?

- Как мы должны относиться к этим животным? (Быть друзьями животных полей. Не разорять гнёзда птиц. Оберегать божьих коровок, жаб. Делать скворечники. Подкармливать птиц зимой.)

- Ребята, мы с вами поговорили только о некоторых животных поля. Если вас заинтересовала эта тема, вы можете поискать сведения о других животных поля в книгах или журналах, а на следующем уроке поделиться своими знаниями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формировать представления о поле как сообществе, искусственно созданном человеком для культурных растений;

Педагогические задачи : создать условия для формирования представления о поле как искусственно созданном человеком природном сообществе для выращивания культурных растений; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира поля и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений работы с разными источниками информации

Планируемые результаты

получат представление о том, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений;

Метапредметные :

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные : оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

Образовательные ресурсы : иллюстрации и рисунки с изображением животных и растений поля; гербарии или рисунки культурных и сорных растений поля, гербарии или рисунки растений леса и луга

Тип урока: комбинированный

I . Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас.

II . Мотивационный этап

И в этот храм природы с его законами и тайнами, с его обитателями, я вас приглашаю войти. Итак, мы снова отправляемся в гости к природе.

III . Актуализация опорных знаний.

- Расскажите, куда вы путешествовали на прошлом уроке? Давайте вспомним ваше путешествие по лугу. И проверим как вы усвоили тему прошлого урока с помощью теста. Для этого у вас на столах лежат карточки по вариантам. (даются 2 варианта с одинаковыми вопросами в разном порядке)

А) Луг – это…

1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

2) ровный участок земли с травой.

Б) Какие животные встречаются на лугу?

1) Заяц, медведь, волк

2) Кузнечик, перепел, канюк

3) Пчелы, лиса, пустельга

В) Сколько ярусов на лугу?

Г) В каком ярусе растут мхи?

Д) Растения, животные, грибы, бактерии образуют _______________________________________________________________

Е) Назовите несколько растений луга : __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж) Назовите несколько животных луга : __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ к ответам: 1, 2, 2, 1, природное сообщество.

Ваш тест проверит сосед с помощью ключа, который вы видите на экране.

IV . Постановка учебной задачи и её решение.

- Я загадаю загадки (слова отгадки вывешиваются на доску)

1)В поле метёлкой, а в мешке- золотом. ( Овёс)

2)В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (пшеница)

3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (подсолнух)

4) Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает ? (рожь)

5) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (хлопок)

Скажите, что объединяет эти слова? (Это растения.)

Как вы думаете, где растут эти растения?

Куда же мы сегодня отправимся?

Целеполагание

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

V . Решение частных задач.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о поле, узнаем что растет на полях, какие обитатели там есть.

- Но вначале, скажите мне, что такое поле?

- Давайте сверим наши варианты с определением учебника.

- Итак, скажите, чем поле отличается от луга?

- Хорошо! Скажите, а что выращивают на полях? Как называется одним словом ? (культурные растения)

- Почему их называют культурными ?(выращены человеком)

Работа с книгой.

Прочитайте на с. 55 информацию о культурных полевых растениях.

На какие культуры разделяют растения поля? (зерновые, овощные, масляничные, прядильные, кормовые.) Назовите несколько видов каждой группы (зерновые-рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза, гречиха; овощные- капуста, свекла, картофель, горох, морковь, помидор; кормовые- люцерна, люпин; масляничные- подсолнух; прядильные- лен, хлопок)

Что получают из этих растений при переработке? (Продукты питания, ткань)

Кто-нибудь бывал на поле? Скажите, а что еще встречается на полях? (сорняки)

Хорошо! Прочитайте информацию на с. 56. Как вы думаете, чем отличаются сорняки от культурных растений?

Вывод : У сорняков развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные вещества. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света.

Будет ли хорошим урожай, где на поле растут сорняки? Как можно избавиться от сорняков?

VI . Физминутка .

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

VII . Работа с книгой.

- Посмотрите на поле. Чем оно необычно? Может кого-то не хватает? (На поле нет животных.)

- На полях много растений, значит и много пищи для животных. Поэтому на полях много разнообразных животных.

- Каких бы животных из лежащих на столе картинок вы бы поселили в поле?

(колорадский жук, мышь, крот, заяц, пчелы, лиса, белка, медведь)

Работа с книгой.

- Верно! Давайте теперь прочитаем информацию о жителях поля на с. 57-58.

- Как вы думаете, зависит ли жизнь хищных птиц от растений поля? Почему?

Посмотрите, ребята, среди обитателей поля есть полезные и вредные жители. Но все они необходимы полю.

1)Посмотрите на поле и подумайте, что произойдет с полем если:

На поле будет много осота, васильков, лебеды…. (Плохой урожай, потому что много сорняков.)

2) Поле картофеля заселено колорадским жуком… ( Плохой урожай , Жуки съедают листья у картофеля,.)

3) На поле пшеницы было нашествие кротов….. ( Плохой урожай кроты грызут клубни.)

Прежде, чем начнём работать в тетради, давайте вспомним с чего начинаем составлять цепь питания? (С растения)

Работа в тетради стр. 19 № 24.

1.Зерно-мыши-ежи-совы

2.Картофель-колорадский жук-куропатка-хищные птицы

3.Капуста-тля-божья коровка

VIII . Итог урока. Оценивание работы учащихся.

- Наш закончился урок,

Подведем ему итог.

Итак, скажите, какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали?

Давайте посмотрим на наше поле. Понравилось ли оно вам и чем?

Скажите, а что такое поле? Чем поле отличается от луга?

Человек является главным режиссером на поле. Здесь как в пьесе, есть как положительные герои, так и отрицательные. Наша с вами задача, ребята, стараться сохранить уникальный природный мир поля, его обитателей, бережно относиться к природе.

IX . Рефлексия.

- Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. В карточке вам нужно выбрать вариант наиболее подходящий вам.

1. Я считаю, что урок был интересным ________ скучным _________.

2. Я научился многому ____________ малому ___________.

3. Я думаю, что слушал других внимательно _______ невнимательно ___.

4. Я принимал участие в работе группы часто ____ редко _____.

5. Результатами своей работы на уроке я доволен ____ не доволен _____.

Ставлю себе ___________ за урок.

На этом наш урок окончен.

X . Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формировать первичное представление учащихся о поле, как об искусственном природном сообществе, созданном человеком для выращивания культурных растений.

Тема урока: Поле и его обитатели.

Цель урока: Формировать первичное представление учащихся о поле, как об искусственном природном сообществе, созданном человеком для выращивания культурных растений.

Развивать логическое мышление ( учить рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно- следственные связи, составлять логические цепочки –рассуждения), память (зрительную, слуховую, оперативную), внимание (устойчивое, концентрированное). Развивать познавательный интерес учащихся, расширять кругозор (установление метапредметных связей), словарный запас .

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, хлебу, уважение к людям труда, культуру учебного труда, нравственные качества.

А) Личностные УУД (мотивирование уч-ся к учебной деятельности, создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность).

Б) Познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска в учебнике, хрестоматии, словаре, с помощью компьютерных средств, ИКТ-технологий; смысловое чтение; моделирование; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

В) Регулятивные УУД (умение планировать , осуществлять контроль и самооценку учебной деятельности на разных этапах, мобилизовывать энергию и волю к преодолению трудностей).

Г) Коммуникативные УУД (умение осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество в учебных парах и группах, формировать умение слушать и слышать своих сверстников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь).

Оборудование: учебники, хрестоматия, ТПО, проектор, презентация, ЭФУ, ЭФТ.

Тип урока: получение новых знаний.

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная , групповая , фронтальная.

Оргмомент. (организация направленного внимания на начало учебного занятия).

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

-Проверти готовность к уроку.

- Кто считает, что готов к уроку? Почему?

2. Постановка целей и задач (один учащийся у н/бука)

-Откройте содержание учебника.

- Назовите главу, которую изучаем.(Природные сообщества)

-Назовите тему, которую изучали на прошлом уроке.(Луг и его обитатели).

-Назовите следующую тему главы. (Поле и его обитатели)

-Определите страницу нашего урока (стр.55)

-Откройте данную страницу

-Рассмотрите страницы по теме урока, сколько их?

-Какие новые знания вы хотели бы получить на уроке?

-Учебная задача: познакомиться с полем и его растительным и животным миром.

- Спланируйте нашу работу. Вспомните план по которому мы изучаем природные сообщества

1.Что такое поле.

2. Растительный мир поля.

3. Животный мир поля.

4.Цепи питания поля. (ТПО)

5. Поля Алтайского края.

-Из каких источников мы можем получить информацию на интересующие нас вопросы? (Хрестоматия, учебник, энциклопедии, интернет).

3. Актуализация знаний. Первичное восприятие нового теоретического материала

- Вспомните, какие зерновые растения люди выращивают на полях и какие продукты питания из них получаются? (Рожь, пшеницу, овес, кукурузу, гречиху, ячмень. Главные продукты из зерновых культур – хлеб и крупы)

-У кого есть желание прочитать задание классу?

-Какое задание нужно выполнить?(Найти новые сведения)

-Расскажите в паре друг другу.

-Кто желает рассказать классу?

поле - это большие участки земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников;

Поле – это природное сообщество, но оно искусственно создано человеком для культурных растений;

На полях растут не только культурные растения, но и сорняки;

- Кто бы хотел дополнить?

- Продолжаем работать по плану. Следующий пункт плана……

-Прочитайте первый абзац на стр. 56.

- Что нового узнали?

Сорняки наносят вред культурным растениям. У сорняков очень развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные соли. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света, поэтому на полях, где много сорняков, всегда плохой урожай;

Сельские труженики стараются избавиться от сорняков на полях и проводят прополку.

Культурные растения - поднимаем руки вверх и хлопаем в ладоши

Рожь, пшеница, осот, хлопок, пырей, лебеда, сурепка, просо, вьюнок, гречиха, люцерна.

- Над каким пунктом плана будем работать дальше?

-Рассмотрите на стр. 56 рисунки животных, которые обитают в поле. Назовите их. А сосед по парте расскажет, чем они питаются.

- Кто желает рассказать классу?

-Как вы думаете, обо всех ли животных поля вы рассказали?

- Вспомните правила работы в группе

У вас на партах лежат карточки. На выполнение задания, 7 минут.

-Какая группа хотела бы представить результат?

-Кто желает дополнить?

-Заполните лист самооценки.

- Над каким пунктом плана будем работать дальше? Что вы заметили рядом с пунктом плана? (ТПО)

- Откройте ТПО. (Один ученик работает с ЭФТ)

- На какой странице открыли. Почему? Какие номера можно выполнить по данной теме урока? (22, 23, 24)

- Какой номер соответствует нашему пункту плана? (24)

- Как вы считаете, нужно ли нам читать еще дополнительный материал по этому вопросу или вы уже сможете ответить? Почему вы так считаете?

- Посмотрите на план работы, на все ли вопросы нам удалось ответить на уроке?

- Предлагаю найти ответы на 5 вопрос дома.

-Назовите тему урока.

- Какие новые знания вы хотели получить на уроке?

-Какие открытия вы для себя сделали на уроке?

-Оцените себя по шкале успеха.

-Если вы ответили на все волнующие вас вопросы, открыли новые знания о поле, о животных и растениях, отметьте себя на верхней планке шкалы.

- Если у вас остались еще вопросы и вам не все понятно о природном сообществе поле, можете отметить себя на средней планке

- Если вы открытия на уроке для себя не сделали, отметьте себя на нижней планке.

Встаньте те, кто отметил себя на верхней планке. Вы молодцы, желаю дальше быть активными.

-Поднимите руку, кто отметил себя на второй планке. Вы молодцы, желаю вам быть более активными.

- Кого бы вы хотели похвалить в классе за активную работу на уроке?

Давайте им подарим аплодисменты.

5. Домашнее задание: у. стр. 58, устно ответить на вопросы. Ответы вы найдете в учебнике.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Окружающему миру "Поле и его обитатели. Жизнь поля" 3 класс

Тема: Поле и его обитатели. Жизнь поля

Цели: 1. создать условия для формирования первичного представления о поле и большом разнообразии полевых культур, об обитателях поля; уметь составлять цепи питания;

2. раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека;

3. продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ)

4. воспитывать любовь к природе и необходимости ее охранять..

Оборудование: учебник по окружающему миру 3 класс Федотова О.Н., презентация, карточки на столах у каждой группы.

I Организационный момент.

И в этот храм природы с его законами и тайнами, с его обитателями, я вас приглашаю войти. Итак, мы снова отправляемся в гости к природе

II Проверка домашнего задания.

-Куда мы путешествовали на прошлом уроке? Проверим ваши знания о луге с помощью теста?

1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

2) ровный участок земли с травой.

Б) На лугу есть ярусы:

В) В каком ярусе растут васильки, тысячелистник?

Г) В каком ярусе растут мхи?

Д) Вставь пропущенное звено:

З) Растения, животные, грибы, бактерии образуют _______________________________________________________________

Ключ к ответам: 1, 3, 1, 1, мышь, природное сообщество.

Ваш тест проверит партнер по плечу с помощью ключа, который лежит у вас на столах.

III Проблемная ситуация.

-У вас на столах лежат рисунки растений. Разделите их на две группы.

/клевер, василек, колокольчик, кукуруза, хлопчатник, подсолнечник)

-Какие же группы получились?

(луговые растения и полевые)

-Куда же мы сегодня отправимся?

-Что вы хотите узнать сегодня о поле?

IV Работа над темой урока.

1) -Что такое поле?

-Сравним свои ответы с определением в учебнике на стр.55 первый абзац.

-Но в чем отличие поля от луга?

-Что выращивают в поле?

2) СТРУКТУРА КОНЭРС

-У вас на столах лежат карточки с названиями растений. Ваша задача, найти к какой группе относится ваше растение, и встать в эту группу.. Группы записаны в углах класса.

(овощные, бобовые, прядильные, зерновые, масличные)

/рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, капуста, картофель, морковь, горох, фасоль, лен, подсолнечник, хлопок, огурцы, помидор, свекла

-Дети в структуре ТАЙМД-ПЭА-ШЭА объясняют, почему они отнесли свое растение к той или иной группе..

3) Трое ребят рассказывают о хлопке, картофеле и подсолнухе.

Хлопок - это своего рода шерсть. Географическое происхождение хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6, а то более 12 метров к осени вызревали худосочные коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд.

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой. Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца. Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли. Является основной масличной культурой в России и на Украине и одной из важнейших масличных культур в мире. Промышленное производство подсолнечного масла впервые было начато в 1716 году в Англии .

4) Но кроме культурных растений на полях растут сорняки.

-Прочитаем о них на стр.56

5) Значит, чтобы был хороший урожай, что нужно делать?

-Ребята если есть растения, то должны быть и животные.

Каких бы животных из лежащих на столе картинок вы бы поселили в поле?

(колорадский жук, мышь, крот, заяц, пчелы, лиса, белка, медведь)

6) Работа по столам.

1,2 столы – 2 абзац на с.57; Готовят ответ о вредителях поля.

3,4 – 3 абзац на с.57 – 58; Готовят ответ о друзьях поля.

5,6 – 2 абзац на с.58. Готовят ответ о животных поля.

Дети рассказывают о животных.

Божья коровка - полезнейшее насекомое, т.к. сама и ее личинка пожирает тлю в большом количестве. Коровкой прозвана потому что выделяет из лапок оранжевое "молочко" которое отпугивает хищников. А "Божья" - наверное потому что летает.

Крот – мелкое млекопитающее с большим аппетитом. Относится к семейству кротовых –отряду насекомоядных. Все кроты любят селиться в ровных плодородных местностях. О своем местопребывании крот дает знать по земляным кучам, которые он постоянно выбрасывает. Эти кучи верно указывают направление и протяжение того участка, на котором крот охотиться.

Читайте также: