Конспект бюджетное финансирование образования

Обновлено: 04.07.2024

По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по обеспечению достижения этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи.

Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования.

К ним можно отнести:

• определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;

• планирование расходов бюджетов на образование;

• обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;

• обеспечение правильного расходования средств;

• обеспечение эффективного расходования средств.

Следует отметить, что понятие эффективного расходования бюджетных средств до настоящего времени определения не получило. Считается, что правильно оформленное расходование средств в соответствии с утвержденной сметой и является эффективным. Такое определение вызывает вопросы.

Перечисленные задачи разделяются на 4 основные группы:

3) расходование средств в соответствии с целями и планом;

4) контроль за расходованием средств.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

• системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;

• процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;

• процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.

Можно, конечно, продолжить этот перечень, включив в него систему контроля за расходованием средств, бухгалтерский учет и т. д., но это приведет к излишней детализации процесса за счет частностей. На данном этапе можно ограничиться изучением приведенных выше факторов.

Система органов, участвующих в процессе финансирования образования

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

• Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);

• Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть);

• Правительство Российской Федерации (исполнительная власть);

• Министерство финансов Российской Федерации;

• федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

• Федеральное казначейство, Государственный банк;

• образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).

На уровне субъектов Российской Федерации:

• Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);

• законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель);

• правительства субъектов федерации;

• министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации;

• министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т. д.);

• образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).

На муниципальном уровне:

• законодатели муниципального уровня;

• отделы народного образования;

• казначейства, банки, отделения банков;

• муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).

Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в табл. 6.1.


Рис. 6.1. Общая схема бюджетного финансирования образования

На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование:

• разработка проекта бюджета;

• внесение проекта бюджета на утверждение;

• принятие и утверждение бюджета;

• доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;

Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом и никаких особенностей, касающихся системы образования, не имеют, поскольку являются едиными для всей бюджетной системы.

Таблица 6.1. Основные функции участников процесса финансирования образования



Тем не менее, на некоторых составляющих этого процесса в сфере образования следует остановиться более подробно.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Государственные расходы на образование ежегодно растут, о чем свидетельствуют данные за 2001 - 2006 годы, приведенные в табл. 2 .Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является относительно стабильным показателем.

За счет средств федерального бюджета финансируется в основном высшее профессиональное образование. Структура основных расходов федерального бюджета на образование на примере 2006 и 2007 годов, наглядно отражающих увеличение финансирования этой социально значимой сферы, представлена в таблице 3.

Около 20% от общих федеральных расходов на образование получают министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения. Наиболее крупными бюджетополучателями, помимо Министерства образования и науки, являются Минсельхоз, МПС, Минздрав, Минтранс, Минкультуры.

Основную долю расходов на образование несут местные и региональные бюджеты ( около 80%).

Из бюджетов субъектов РФ финансируются в основном расходы на содержание средних специальных образовательных учреждений, учреждений интернатного типа, детских домов, профессионально­технических училищ, педагогических училищ и учреждений пе­реподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Дошкольные учреждения, школы всех видов, различные учреждения

дополнительного внешкольного образования финансируются за счет местных бюджетов.

На долю местных бюджетов приходится основная часть расходов на образование .

Законом устанавливается государственная ответственность за финансирование общеобразовательной школы.

С 2004 года органам местного самоуправления выделяются субвенции из бюджетов субъектов РФ на реализацию государственных стандартов общего образования, оплату труда работников образования, обеспечение учебного процесса( кроме коммунальных услуг).

С 2004 года начался процесс передачи образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов РФ. В компетенции федеральных властей остаются училища, которые подготавливают квалифицированные кадры сразу для нескольких регионов или решают задачи федерального уровня (училища МПС, атомной промышленности), а также ПТУ в системе Минюста, в местах заключения. Одним из критериев, по которому училища останутся на федеральном уровне, состоит в следующем: половина учащихся в них должна быть жителями других субъектов федерации.

В федеральном бюджете предусмотрен фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Средства фонда направляются на покрытие разницы между доходами и расходами региона. Осуществляется это с помощью трансферта. Трансферт - это безадресное финансирование региона, т.е. средства полученные по трансферту могут быть использованы на любые цели по решению администрации. В последние годы все больший удельный вес в фонде финансовой поддержки регионов занимают субвенции. Субвенция - адресное, целевое направление денег из федерального или регионального бюджета.

Контроль расходования средств федерального бюджета на образования осуществляется Счетной палатой Российской Федерации как высшим органом государственного финансового контроля.

Несмотря на увеличение объемов финансирования, уровень государственных расходов на образование в России остается более низким, чем в экономически развитых странах. Так, расходы консолидированного бюджета на образование в Российской Федерации составили в 2005 году 3,7% от ВВП, в 2006 году — 3,5% , в то время как в Канаде, США, Швеции, Франции и ряде других экономически развитых стран эта доля превышает 5%.

Ежегодно возрастают объемы финансирования образования за счет внебюджетных источников, что в первую очередь связано с увеличением числа негосударственных образовательных учреждений и ростом численности обучающихся в государственных учебных заведениях на платной основе.

Бюджетные расходы на финансирование образования подразделяются на программные и непрограммные. На достижение стратегических целей и решение тактических задач средства бюджета направляются путем сметного финансирования учреждений (непрограммная часть) и на конкурсной основе (в рамках бюджетных программ).




Программно-целевое бюджетное планирование в отличие от сметного планирования, осуществляемого в основном путем индексации сложившихся затрат, исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за дости - жением намеченных целей и результатов.

В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом ре­ализации политики государства с использованием программно -целевых методов являются федеральные целевые программы (далее — ФЦП).

Разработка и реализация федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, регламентируются Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Можно говорить о российской специфике, однако, практика финансирования образовательных уровней в развитых странах показывает совсем другие пропорции и приоритеты. В среднем по ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) подушевая обеспеченность студентов ВПО в 2 раза превышает обеспеченность учащегося НПО (неправительственная организация) (в США - в 2,7 раза, в Финляндии и Швеции - в 2,4 раза, во Франции - в 1,8 раза). Таким образом, экономически развитые страны не предполагают равного финансирования сфер высшего и начального профессионального образования. В Швеции и США наблюдаются примерно одинаковые душевые расходы на учащихся начального и среднего профессионального образования, в то время как в Финляндии и Франции дифференциация по этим уровням составляет около 1,5 раза. Общая тенденция, характерная для развитых зарубежных стран заключается в значительном увеличении подушевого финансирования с ростом образовательного уровня. В Российской Федерации, как уже указывалось, почти сопоставимы по расходам на одного учащегося системы общего и среднего профессионального образования, а также высшего и начального профессионального образования.

Бюджетные расходы в области образования в удельном плане в России являются достаточно высокими и составляют порядка 4,5 % от всех расходов федерального бюджета. Эта цифра близка к аналогичным расходам в странах ЕС. К сожалению, в абсолютном выражении расходы на образование высокими назвать нельзя. Если пересчитать расходы всех уровней бюджетов в России, то в 2004 году в области высшего профессионального образования ВПО эти расходы составляли 855 долларов/студента (74 млрд. рублей расходы бюджетов всех уровней и 3 002 301 бюджетных студентов). Этот же показатель в Странах Северной Европы имеет следующие значения: Швеция - более 12 тыс. долларов, Дания и Норвегия - около 8 тыс. долларов.

Основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Государственные расходы на образование ежегодно растут, о чем свидетельствуют данные за 2001 - 2006 годы, приведенные в табл. 2 .Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является относительно стабильным показателем.

За счет средств федерального бюджета финансируется в основном высшее профессиональное образование. Структура основных расходов федерального бюджета на образование на примере 2006 и 2007 годов, наглядно отражающих увеличение финансирования этой социально значимой сферы, представлена в таблице 3.

Около 20% от общих федеральных расходов на образование получают министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения. Наиболее крупными бюджетополучателями, помимо Министерства образования и науки, являются Минсельхоз, МПС, Минздрав, Минтранс, Минкультуры.

Основную долю расходов на образование несут местные и региональные бюджеты ( около 80%).

Из бюджетов субъектов РФ финансируются в основном расходы на содержание средних специальных образовательных учреждений, учреждений интернатного типа, детских домов, профессионально­технических училищ, педагогических училищ и учреждений пе­реподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Дошкольные учреждения, школы всех видов, различные учреждения

дополнительного внешкольного образования финансируются за счет местных бюджетов.

На долю местных бюджетов приходится основная часть расходов на образование .

Законом устанавливается государственная ответственность за финансирование общеобразовательной школы.

С 2004 года органам местного самоуправления выделяются субвенции из бюджетов субъектов РФ на реализацию государственных стандартов общего образования, оплату труда работников образования, обеспечение учебного процесса( кроме коммунальных услуг).

С 2004 года начался процесс передачи образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов РФ. В компетенции федеральных властей остаются училища, которые подготавливают квалифицированные кадры сразу для нескольких регионов или решают задачи федерального уровня (училища МПС, атомной промышленности), а также ПТУ в системе Минюста, в местах заключения. Одним из критериев, по которому училища останутся на федеральном уровне, состоит в следующем: половина учащихся в них должна быть жителями других субъектов федерации.

В федеральном бюджете предусмотрен фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Средства фонда направляются на покрытие разницы между доходами и расходами региона. Осуществляется это с помощью трансферта. Трансферт - это безадресное финансирование региона, т.е. средства полученные по трансферту могут быть использованы на любые цели по решению администрации. В последние годы все больший удельный вес в фонде финансовой поддержки регионов занимают субвенции. Субвенция - адресное, целевое направление денег из федерального или регионального бюджета.

Контроль расходования средств федерального бюджета на образования осуществляется Счетной палатой Российской Федерации как высшим органом государственного финансового контроля.

Несмотря на увеличение объемов финансирования, уровень государственных расходов на образование в России остается более низким, чем в экономически развитых странах. Так, расходы консолидированного бюджета на образование в Российской Федерации составили в 2005 году 3,7% от ВВП, в 2006 году — 3,5% , в то время как в Канаде, США, Швеции, Франции и ряде других экономически развитых стран эта доля превышает 5%.

Ежегодно возрастают объемы финансирования образования за счет внебюджетных источников, что в первую очередь связано с увеличением числа негосударственных образовательных учреждений и ростом численности обучающихся в государственных учебных заведениях на платной основе.

Бюджетные расходы на финансирование образования подразделяются на программные и непрограммные. На достижение стратегических целей и решение тактических задач средства бюджета направляются путем сметного финансирования учреждений (непрограммная часть) и на конкурсной основе (в рамках бюджетных программ).

Программно-целевое бюджетное планирование в отличие от сметного планирования, осуществляемого в основном путем индексации сложившихся затрат, исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за дости - жением намеченных целей и результатов.

В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом ре­ализации политики государства с использованием программно -целевых методов являются федеральные целевые программы (далее — ФЦП).

Разработка и реализация федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, регламентируются Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Можно говорить о российской специфике, однако, практика финансирования образовательных уровней в развитых странах показывает совсем другие пропорции и приоритеты. В среднем по ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) подушевая обеспеченность студентов ВПО в 2 раза превышает обеспеченность учащегося НПО (неправительственная организация) (в США - в 2,7 раза, в Финляндии и Швеции - в 2,4 раза, во Франции - в 1,8 раза). Таким образом, экономически развитые страны не предполагают равного финансирования сфер высшего и начального профессионального образования. В Швеции и США наблюдаются примерно одинаковые душевые расходы на учащихся начального и среднего профессионального образования, в то время как в Финляндии и Франции дифференциация по этим уровням составляет около 1,5 раза. Общая тенденция, характерная для развитых зарубежных стран заключается в значительном увеличении подушевого финансирования с ростом образовательного уровня. В Российской Федерации, как уже указывалось, почти сопоставимы по расходам на одного учащегося системы общего и среднего профессионального образования, а также высшего и начального профессионального образования.

Бюджетные расходы в области образования в удельном плане в России являются достаточно высокими и составляют порядка 4,5 % от всех расходов федерального бюджета. Эта цифра близка к аналогичным расходам в странах ЕС. К сожалению, в абсолютном выражении расходы на образование высокими назвать нельзя. Если пересчитать расходы всех уровней бюджетов в России, то в 2004 году в области высшего профессионального образования ВПО эти расходы составляли 855 долларов/студента (74 млрд. рублей расходы бюджетов всех уровней и 3 002 301 бюджетных студентов). Этот же показатель в Странах Северной Европы имеет следующие значения: Швеция - более 12 тыс. долларов, Дания и Норвегия - около 8 тыс. долларов.

Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, — это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.
Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

  1. безвозвратности;
  2. целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
  3. финансирования по мере выполнения работ, услуг;
  4. соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 БК РФ).

Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.
Хозяйственные организации в системе бюджетного финансирования занимают особое место. Это определяется тем, что свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством. Так, в федеральном бюджете на 1994 г. бюджетные средства были выделены в виде государственной поддержки отраслей народного хозяйства на базовые отрасли промышленности (угольная отрасль), конверсию оборонной промышленности, другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, некоторые отрасли продовольствия и т.д.

Государственные бюджетные организации, так называемая бюджетная сфера, имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей членов общества. К ним относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.
В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций,

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 41 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

Читайте также: