Биологические последствия адаптации конспект

Обновлено: 07.07.2024

Воспитывающая: содействовать формированию причинно-следственных связей и отношений между путями макроэволюции и направлениями биологического прогресса

ВложениеРазмер
urok._biologicheskie_posledstviya_adaptatsii._makroevolyutsiya.doc 202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока: Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Вариант учебного плана

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин.

Артемьева М.С . Учитель ВКК,лицей 265, Красногвардейского района.

Цели изучения темы:

Развивающие: развить умения обобщать , сравнивать и делат ь выводы по изучаемым фактам и понятиям.

Воспитывающая : содействовать формированию причинно-следственных связей и отношений между путями макроэволюции и направлениями биологического прогресса .

2.Обеспечить усвоение основных понятий данной темы.

3.Закрепить, изученный материал..

Элементы критического мышления; информационные технологии.

Применяемые формы работы

Урок комбинированный. Применялись общеклассная и индивидуальная формы работы .

Устный опрос по теме. Биологический диктант.

Обратить внимание на термины данной темы :микроэволюция, вид, популяция, критерии вида.

2.Беседа по основным аспектам темы.

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

3.Закрепите свои знания:

придумайте синквейн с существительными: Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Составьте биологический диктант по изученной теме.

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 27 материалов





















5145760 5080177 5075182 4403492 4351588 4188912 3889826 3664562 3535525 3512250 3337303 3198804 3107178 2998824 2982179 2980111 2688346 2646571 2631358 2585300

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений к условиям среды.

Задачи: Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о приспособлениях организмов, типах адаптаций: активные и пассивные механизмы адаптаций, рассмотреть примеры адаптаций у растений и животных.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать; развитие умений работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся; развитие умений использовать знания для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе.

Воспитательные: способствовать воспитанию физически и нравственно здоровой личности; воспитанию научного мировоззрения учащихся.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: технология проблемного обучения, технологии учебно-поисковой деятельности, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

Предметные: знание базовых биологических понятий; умения применять полученные ранее знания для решения проблемных вопросов, применять знания в новых ситуациях; формирование научного типа мышления; описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего сна у животных.

Метапредметные: умения работать с учебником, извлекать нужную информацию; осуществлять сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; самостоятельно определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; умение вести диалог с другими людьми, приводить аргументы, выступать перед аудиторией; воспитание основ экологической культуры.

Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 9 класса, рисунки и таблицы, раздаточный дидактический материал.

Базовые понятия и термины: приспособленность, адаптация, анабиоз, оцепенение, спячка, пойкилотермные животные, гомойотермные животные.

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу, желаю успехов!

II. Актуализация знаний (5-7 мин.)

Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Некоторые учащиеся работают с карточками, остальные в классе – фронтальный опрос.

Распределите факторы среды на три группы:

Лесной пожар, снегопад, лиса охотится на зайца, выбросы в атмосферу, медведь поедает малину, опыление растений с помощью птиц, резкое снижение температуры, выхлопные газы, создание заказника, выделение хвойными растениями фитонцидов, ловля рыбы человеком, ловля рыбы медведем.


Макроэволюция. Направления и пути эволюции

Раздел ЕГЭ: 6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Макроэволюция органического мира — совокупность эволюционных процессов, которые приводят к образованию надвидовых систематических категорий (родов, семейств, типов, отделов). Реально в природе существуют только виды, надвидовые категории введены учеными для их систематизации.

В основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивная изоляция.

Основные типы эволюционного процесса (типы эволюции)

  • Дивергенция — расхождение признаков в процессе эволюции, приводящее к образованию новых форм или таксонов организмов от общего предка.
  • Филогенез — последовательное изменение исходного вида через ряд промежуточных видов без образования боковых ветвей.
  • Конвергенция — независимое возникновение подобных признаков у организмов, неродственных друг другу, или у органов, имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющих сходные функции.
  • Параллелизм — конвергентное сходство, появляющееся независимо друг от друга у разных групп, бывших когда-то близкими.

Основные направления эволюционного процесса (направления эволюции):

  1. биологический прогресс (направление эволюции, характеризующееся повышением адаптации организмов определённой систематической группы к окружающей среде);
  2. биологический регресс (приводит к снижению уровня приспособленности к условиям обитания).

Пути достижения биологического прогресса (по А. Н. Северцову)

  • Ароморфоз — усложнение строения и функций организма, обусловливающих повышение строения общего уровня его организации и жизнеспособности.
  • Идиоадаптация — частные приспособления к условиям среды, обеспечивающие освоение новых мест обитания организмов и существование их в конкретных условиях внешней среды.
  • Общая дегенерация — упрощение организации, что приводит к узкой специализации, способности существовать в весьма ограниченных условиях среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить основные направления эволюционного процесса.

Глава 6 Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция.

Глава 6 Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция.

Тема урока: Главные направления эволюции. Цель: изучить основные направления эволюционного процесса.

Тема урока: Главные направления эволюции.

Цель: изучить основные направления эволюционного процесса.

Мотивация учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности

Открытие новых знаний.

  • Биологические последствия адаптаций. Понятие о макроэволюции.
  • Что такое адаптация, адаптациогенез? В чем их биологический смысл?
  • Что такое процветание вида?


Проблемный вопрос:

Проблемный вопрос:

1. Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу.

Признаки (свойства)

Биологический прогресс

Изменение интенсивности размножения

Биологический регресс

Изменение численности групп

Изменение размера ареала

Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами

Изменение интенсивности отбора

Изменение числа подчинённых систематических групп

2. Приведите определение макроэволюции и укажите её главный результат.

это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.

возникают новые типы, классы, отряды .

Главные направления эволюции Представители российской школы А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен говорили о том, что живые организмы идут к одному и результату разными путями.

Главные направления эволюции

  • Представители российской школы А. Н. Северцов и

И. И. Шмальгаузен говорили о том, что живые организмы идут к одному и результату разными путями.

3. Перечислите основные направления эволюционного процесса.

3. Перечислите основные направления эволюционного процесса.

4. Основные пути эволюционного процесса.

Определение

Основные пути эволюционного процесса

Основные пути эволюционного процесса

  • Ароморфоз – усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.
  • Перечислите основные свойства ароморфозов (пользуясь текстом учебника, стр. 60, 63). 1. Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов. 2. Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды. 3. Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды. 4. Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов. 5. Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования. 6. Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции. 7. Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

? Приведите примеры ароморфозов в: - двигательной системе позвоночных животных ____________________________________________ - пищеварительной системе позвоночных животных _____________________________________________

? Приведите примеры ароморфозов в: - дыхательной системе позвоночных животных _____________________________________________ - кровеносной системе позвоночных животных _____________________________________________

? Охарактеризуйте эволюционные результаты идиоадаптаций. Приведите по два примера из зоологии и ботаники.

? Ответьте, как называется крайняя степень идиоадаптации, и каковы ее последствия для вида. Приведите два примера. Крайняя степень идиоадаптации называется специализацией.

? Ответьте, как называется крайняя степень идиоадаптации, и каковы ее последствия для вида. Приведите два примера.

Крайняя степень идиоадаптации называется специализацией.

? Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии, иллюстрирующих достижение видом биологического процветания (биологического прогресса) путем общей дегенерации.

? Вставьте недостающее слово (слова). Общая дегенерация характерно для _____________ формы (форм) организмов.

Читайте также: