Конспект безопасность на льду 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

План – конспект урока

Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности, связанной нахождением на льду, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.

Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Задачи:

Обучающие – рассмотреть правила поведения на льду; рассмотреть вопросы, связанные с последствиями нарушений этих правил; познакомится с советами спасателей на случай возникновения этих явлений.

Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;

Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

- Что значат эти слова? (Вешки – специальные знаки, указатели, которые обозначают дорогу. Чтобы люди знали, где эта дорога находится. А вот чтобы люди знали, как себя вести в опасной ситуации, они должны соблюдать правила, которые не будут нигде написаны, они должны их знать).

II. Проверка домашнего задания

- А какие погодные условия влияют на безопасность человека? (Молния, ураган, метель)

- Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.
III. Актуализация опорных знаний.

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

О чём говорится в загадке? (здесь говорится о трёх состояниях воды).

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (зимой - снег, лёд).
- Ребята, послушаем стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить дальше.
Ваня шёл купаться с другом

И с большим красивым кругом

Ваня плавал на кругу

Друг стоял на берегу.

Думал друг: "А если вдруг

Лопнет круг - утонет друг!

Подниму-ка лучше лай:

"Далеко не заплывай!"

"Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!"
- Так о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

- А какое сейчас время года?

- А во что превращается вода зимой?

-Чем привлекательны замёрзшие водоёмы? (можно играть, кататься на коньках, использовать лёд как переправу на другой берег).

-А всегда ли это безопасно? (нет)

-Ребята, так какая у нас тема урока сегодня?
IV. Изучение нового материала.


    1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

    2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.

    3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

    4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.

    5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

    - Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!

    Существуют правила безопасности на льду.

    - Какие правила вы знаете?

    Правила передвижения по льду.

    1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

    - Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

    2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

    - А в каких местах лёд может быть тонким?

    В тех местах, где бьют ключи,

    И бегут в реку ручьи,

    Или где стоит завод -

    Значит, там непрочен лёд.
    - Какой лёд считается прочным? (Если его толщина 7 см - для одного человека, для группы - не менее 12 см. Очень прочным считается лёд, если его толщина 20-25 см)
    3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.

    -На что это похоже? (лыжи)

    4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)

    А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

    5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.

    Правила оказания помощи провалившемуся под лёд.
    V. Фзкультминутка.
    VI. Закрепление пройденного материала.

    - Что случилось с девочкой?

    - Кто пришел им на помощь?

    -Как действовал Дима? Толик?

    -Почему другие ребята стояли в стороне?

    -Могли ли девочки сами спастись и выбраться из полыньи?

    -Какие правила поведения на льду были нарушены?

    2) Просмотр видеоролика.

    3) Тестирование по пройденному материалу. (Приложение 2)
    (Ключ теста высвечивается на экран, проверяет каждый у себя).

    VII. Домашнее задание.

    Изобразить одно из правил в виде рисунка.

    VIII. Итог урока

    Приложение 1

    Ух, здорово лететь с высокой горки! Компания ребят снова и снова съезжала на припорошенный снегом речной лед. Так увлеклись, что не сразу услышали отчаянный крик: “Помогите!”

    А когда опомнились, оценили: две девочки из их компании – Маша и Аленка – барахтались в проруби. Дима, не раздумывая, побежал спасать одноклассниц. Но не успел он сделать последний прыжок, как сам оказался в воде “Держитесь, ребята помогут!” - крикнул он девчонкам.

    Но одноклассники боялись ступить на хрупкий лед.

    Маша с трудом цеплялась за кромку льда. Аленка барахталась из последних сил. И тут Маша первая заметила Толика. Он полз к ним на животе по льду, осторожно проталкивая впереди себя длинную палку. Первым за нее схватилась Аленка – она была ближе всех. “Ползли осторожно назад!” - велел Толик. Теперь его палочка выручалочка спасал Машу. Наконец очередь дошла до Димы. Теперь Маша, лежала на животе, держала за ноги Толика, а он тянул Диму из последних сил.

    Наконец вся компания добралась до берега, где ждали перепуганные одноклассники и взрослые, которых ребята успели позвать на помощь.

    “Марш домой одеваться! - скомандовал чей – то папа. – И выпейте горячего чая с малиной, а то заболеете!”

    Наутро ребята с нетерпением ждали Толика. “Откуда ты знал, как спасать девочек?” - открыл классную пресс-конференцию Дима.

    “Ребята, Толин папа-спасатель! – вступила в разговор учительница Марина Николаевна. – Он, наверное, рассказывал сыну, что делать, если человек провалился под лед. Но главное: нельзя играть на середине реки, где лед особенно хрупкий, не стоит рыбачить весной, когда вскрываются реки… Толя, продолжай!”

    Толя немного смущенно добавил: “Ни в коем случае нельзя бежать по хрупкому льду, как это сделал Дима, и тем более прыгать по льдинкам. Надо осторожно подползти к лунке на животе, слушая, не трещит ли лед.

    Запомните: как только тонущий может ухватиться за палку или шарф, спасателю дальше ползти нельзя. Иначе он сам рискует провалиться под лед”.

    Приложение 2
    ТЕСТ

    1.По льду какой минимальной толщины можно пройти группой?

    2. Лёд какого оттенка наиболее крепок?

    В) сине-зеленого или стального.

    3. В каком месте реки лед крепче?

    А) около впадения притоков;

    Б) в местах расширения русла, у пологих берегов;

    В) у обрывистых берегов.

    4. На льду какой толщины можно организовать каток?

    Б) не менее 10 см;

    5. Как правильно подстраховываться при переправе по тонкому льду?

    А) идти скользящим шагом, проверяя лед ударами шеста;

    Б) надо пересечь речку на большой скорости, нигде не задерживаясь;

    В) обязательно проверять лед ударами каблуков.

    6. Человек провалился под лед. Как ему помочь?

    А) добежать до полыньи и помочь ему выползти на лед.

    Б) осторожно подползти и подать ему руку;

    В) подползти на длинной доске и подать шарф или ремень.

    7. Какое из спасательных средств не относится к зимним?

    А) спасательная доска;

    Б) спасательный круг;

    В) спасательный шест.

    8. Провалившись под лед, вы постараетесь:

    А) сразу избавиться от одежды и обуви;

    Б) если возможна помощь со стороны упретесь ногами и руками в

    кромки льда, не сбрасывая одежды;

    В) станете проламывать лед к ближнему берегу;

    Г) попробуете выползти на лед, помогая себе ножом, ключами или

    браслетом от часов.

    9. Выбравшись из полыньи, будете ли вы:

    А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;

    Б) прыгать в мокрой одежде;

    В) не снимая одежды, бежать к населенному пункту.

    ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

    1.В 2.В 3.Б 4.В 5.А 6.В 7.Б 8.БГ 9.

    Если общество скроено по нашей мерке, мы называем это свободой. Роберт Фрост
    ещё >>


    Автор: Ушакова Лариса Ивановна, воспитатель, КГУ "Областная специальная(коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
    Описание:конспект занятия предназначен для воспитателей и учителей начальных классов при проведении беседы по ОБЖ о безопасном поведении на льду и снежных горках для учащихся 5 класса коррекционных школ.
    Цель: формирование знаний учащихся о безопасном поведении зимой.
    Задачи:
    Образовательная: Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
    Воспитательная: Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих.
    Развивающая: Развитие основных мыслительных процессов, памяти, внимания, логики; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
    Коррекционная: Развитие слухового восприятия, внимания; формирование навыков правильного произношения.
    Речевой материал: Зимние забавы, неокрепший лед, проезжая часть, гололед, травма, сгруппироваться.
    Оборудование: таблички, картинки, слайды.



    - У вас интересные игры. Но знаете ли вы, что эти зимние забавы не безопасны?
    - Да, знаем.
    - Чтобы не случилось беды, давайте вспомним, как правильно себя вести зимой на и снежной горке.
    Ответы детей.



    - Прочитаем загадку.
    Под гору лечу,
    В гору тащу (саночки).
    - Запомните! Не катайся на санках и лыжах, коньках на улицах и дорогах. Для игр отводятся специальные места во дворе, на детских площадках и парках, стадионах. Спуск со снежной или ледяной горки не должен выходить на проезжую часть или вести к водоему с неокрепшим льдом. На горку подниматься осторожно и не толкать других ребят.




    Это слой плотного льда, на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы. Гололед на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенно опасно падение (на спину, вверх лицом).
    -Какие меры предосторожности следует соблюдать, чтобы не получить травму?
    • Подобрать не скользящую обувь.



    • Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
    • Если вы поскользнулись, cгруппируйтесь, чтобы исключить падение на спину, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара).



    4.Итог:
    -Что мы делали?
    - Мы говорили, думали, отгадывали загадку, смотрели слайды, играли, беседовали.
    - Как нужно вести себя на горке? На льду?
    Ответы детей.
    - Работали хорошо, молодцы.

    Сформировать навыки поведения в гололед и в случае попадания человека в ледяную воду.

    Изучить правила поведения на льду.

    Развить умение правильно истолковывать правила поведения на льду

    Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасному поведению на льду и в случае попадания человека в ледяную воду.

    Обратить внимание на порядочность и благородство человека, соблюдающего правила БЖ во всех сферах жизнедеятельности.

    Тип урока: комбинированный.

    Здравствуйте, ребята. Вот уже наступила зима. Еще немного и наступят долгожданные каникулы. А чем вы любите заниматься на зимних каникулах?

    Молодцы. Вы любите подвижные игры, и зима вам не преграда. Ребята, прежде, чем приступить к нашей новой теме, я предлагаю вам проверить ваши знания по ОБЖ и разгадать кроссворд.

    5. Движение льда весной по реке.
    6.?Край земли у водной поверхности.
    8.?Незамерзшее место на ледяной поверхности водоема.
    10.?Площадка для катания на коньках, покрытая льдом.

    1.?Наметенная ветром куча снега.
    2.?Тяжелый лом, которым долбят лед.
    3.?Ледяная корка на поверхности земли.
    4.?Твердое состояние воды.
    7.?Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
    9.?Естественный водный поток.

    По горизонтали: 5. Ледоход. 6. Берег. 8. Полынья. 10. Каток.

    По вертикали: 1. Сугроб. 2. Пешня. 3. Гололед. 4. Лед. 7. Коньки. 9. Река.

    Ребята, скажите, пожалуйста, какая у нас сегодня тема урока? Конечно, вы догадались правильно. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно себя вести на льду.

    Хорошо играть на льду, весело и быстро гонять шайбу или кататься на коньках. Только для этого нужно твердо знать, что лед на поверхности водоема прочный, вода под ним неглубокая, а рядом есть кто – то из взрослых или твоих друзей (а также веревка, длиной не менее 5м, длинная палка, так, на всякий случай).

    Если необходимо по льду перейти реку, озеро, всегда будь готов к тому, что можешь поскользнуться, удариться, порезаться о лед, а ещё хуже провалиться.

    Чтобы этого не случилось, всегда проверяйте прочность льда.

    Давайте с вами запишем основные правила поведения на льду.

    На что стоит обратить внимание?

    Перед выходом на лёд следует обратить внимание на то, какого он цвета.?Матово-белый или желтоватый оттенок говорит о том, что на поверхность ступать нельзя.

    Чтобы убедиться, что по льду можно идти, нужно аккуратно наступить на него и посмотреть, образуются ли на его поверхности трещины.?

    При хождении по замёрзшему водоёму рекомендуется иметь при себе палку. Если при постукивании по льду в месте удара образовалась лужа воды, следует возвращаться обратно, скользя и не отрывая ступни от поверхности.

    Как избежать несчастного случая?

    Во время прогулок или вынужденного перехода через покрытый льдом водоём нельзя:

    — выходить на тёмные участки льда, так как вы можете провалиться;

    — собираться большой толпой на одном участке льда. При необходимости перехода водоёма группой рассредоточьтесь и идите на небольшом расстоянии друг за другом;

    — прыгать и бегать по льду;

    — выходить на лёд в тёмное время суток.

    Что делать, если вы провалились под лёд?

    Первое, что надо сделать, — позвать на помощь.

    Провалившись под лёд, нужно без резких движений широко раскинуть руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться под воду с головой.?

    Избавившись от лишних тяжестей, выбираться из воды следует спиной к выбранному месту. Как только большая часть тела окажется на льду, нужно перекатиться на живот и отползти подальше от места провала в ту сторону, откуда пришли.

    Если удаётся достать ногами до противоположного края провала, нужно в горизонтальном положении опереться на край полыньи и вытащить на лёд сначала одну ногу, а затем другую.

    Оказавшись на берегу, необходимо снять и отжать всю одежду, после чего быстрым шагом добираться до тёплого помещения.

    В тёплом помещении следует переодеться или хотя бы снять мокрую одежду, по возможности принять ванну температурой 37–38 °C, выпить горячий чай с коньяком.

    Как оказать помощь пострадавшему?

    Чтобы оказать помощь человеку, провалившемуся под лёд, нужно:

    — сообщить пострадавшему криком, что идёте ему на помощь;

    — осторожно подползти к полынье, широко раскинув руки и ноги. Подходить к пострадавшему стоя нельзя, так как можно самому провалиться под лёд;?

    — подложить под себя лыжи, шест, фанеру или доску и ползти на них;

    — за 3–4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть верёвку или шарф или любое другое подручное средство. Если оказывающий помощь не имеет спасательного пояса, то он должен обвязаться верёвкой, предварительно закрепив её на берегу или в лунке твёрдого льда. Руку пострадавшему подавать нельзя, так как при приближении к полынье нагрузка на лёд увеличивается;

    — отползти назад и постепенно вытащить пострадавшего на крепкий лёд;

    — доставить пострадавшего в тёплое помещение и переодеть в сухую одежду;

    — вызвать скорую помощь.

    Ребята, давайте с вами поработаем с учебником и ответим на вопросы в конце статьи.

    Работа с учебником

    Перед вами на доске прикреплены кружки – синие и красные. Синие – это правила поведения на льду, а красные - первая помощь. Ваша задача ответить на вопросы.

    1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?

    2. Лед какого цвета считается опасным?

    3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?

    4. Какого цвета лед является крепким?

    5. Можно ли без разрешения ходить на озеро гулять на льду?

    Можно ли подходить близко к провалившемуся под лед?

    Как оказать первую помощь провалившемуся под лед?

    Обязательно ли вызывать скорую помощь?

    Какие напитки можно дать пострадавшему?

    Ребята, вы ответили все правильно. Будьте осторожны, и не забывайте правила поведения на льду. Расскажите о них своим друзьям. Ведь если человек подготовлен, то ему проще выжить.

    Полозков Александр Сергеевич, преподаватель-организатор ОБЖ
    МБОУ "Инжавинская СОШ" Караульский филиал им.Б.Н. Чичерина
    село Караул

    План – конспект урока

    Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности, связанной нахождением на льду, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.

    Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
    Задачи:

    Обучающие – рассмотреть правила поведения на льду; рассмотреть вопросы, связанные с последствиями нарушений этих правил; познакомится с советами спасателей на случай возникновения этих явлений.

    Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;

    Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

    - Что значат эти слова? (Вешки – специальные знаки, указатели, которые обозначают дорогу. Чтобы люди знали, где эта дорога находится. А вот чтобы люди знали, как себя вести в опасной ситуации, они должны соблюдать правила, которые не будут нигде написаны, они должны их знать).

    II. Проверка домашнего задания

    - А какие погодные условия влияют на безопасность человека? (Молния, ураган, метель)

    - Человек должен быть внимателен к изменениям в природе, в окружающем мире, принимать меры для охраны своего здоровья.
    III. Актуализация опорных знаний.

    Я и туча и туман,

    Я ручей и океан,

    Я летаю и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    О чём говорится в загадке? (здесь говорится о трёх состояниях воды).

    - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

    - Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

    - Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (зимой - снег, лёд).
    - Ребята, послушаем стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить дальше.
    Ваня шёл купаться с другом

    И с большим красивым кругом

    Ваня плавал на кругу

    Друг стоял на берегу.

    Думал друг: "А если вдруг

    Лопнет круг - утонет друг!

    Подниму-ка лучше лай:

    "Далеко не заплывай!"

    "Не волнуйся, Дружок,

    Выхожу на бережок!"
    - Так о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

    - А какое сейчас время года?

    - А во что превращается вода зимой?

    -Чем привлекательны замёрзшие водоёмы? (можно играть, кататься на коньках, использовать лёд как переправу на другой берег).

    -А всегда ли это безопасно? (нет)

    -Ребята, так какая у нас тема урока сегодня?
    IV. Изучение нового материала.


      1. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

      2. Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.

      3. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

      4. Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.

      5. Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

      - Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!

      Существуют правила безопасности на льду.

      - Какие правила вы знаете?

      Правила передвижения по льду.

      1. Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.

      - Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

      2. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

      - А в каких местах лёд может быть тонким?

      В тех местах, где бьют ключи,

      И бегут в реку ручьи,

      Или где стоит завод -

      Значит, там непрочен лёд.
      - Какой лёд считается прочным? (Если его толщина 7 см - для одного человека, для группы - не менее 12 см. Очень прочным считается лёд, если его толщина 20-25 см)
      3. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.

      -На что это похоже? (лыжи)

      4. Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)

      А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

      5. При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не мене 4 – 5 метров друг от друга.

      Правила оказания помощи провалившемуся под лёд.
      V. Фзкультминутка.
      VI. Закрепление пройденного материала.

      - Что случилось с девочкой?

      - Кто пришел им на помощь?

      -Как действовал Дима? Толик?

      -Почему другие ребята стояли в стороне?

      -Могли ли девочки сами спастись и выбраться из полыньи?

      -Какие правила поведения на льду были нарушены?

      2) Просмотр видеоролика.

      3) Тестирование по пройденному материалу. (Приложение 2)
      (Ключ теста высвечивается на экран, проверяет каждый у себя).

      VII. Домашнее задание.

      Изобразить одно из правил в виде рисунка.

      VIII. Итог урока

      Приложение 1

      Ух, здорово лететь с высокой горки! Компания ребят снова и снова съезжала на припорошенный снегом речной лед. Так увлеклись, что не сразу услышали отчаянный крик: “Помогите!”

      А когда опомнились, оценили: две девочки из их компании – Маша и Аленка – барахтались в проруби. Дима, не раздумывая, побежал спасать одноклассниц. Но не успел он сделать последний прыжок, как сам оказался в воде “Держитесь, ребята помогут!” - крикнул он девчонкам.

      Но одноклассники боялись ступить на хрупкий лед.

      Маша с трудом цеплялась за кромку льда. Аленка барахталась из последних сил. И тут Маша первая заметила Толика. Он полз к ним на животе по льду, осторожно проталкивая впереди себя длинную палку. Первым за нее схватилась Аленка – она была ближе всех. “Ползли осторожно назад!” - велел Толик. Теперь его палочка выручалочка спасал Машу. Наконец очередь дошла до Димы. Теперь Маша, лежала на животе, держала за ноги Толика, а он тянул Диму из последних сил.

      Наконец вся компания добралась до берега, где ждали перепуганные одноклассники и взрослые, которых ребята успели позвать на помощь.

      “Марш домой одеваться! - скомандовал чей – то папа. – И выпейте горячего чая с малиной, а то заболеете!”

      Наутро ребята с нетерпением ждали Толика. “Откуда ты знал, как спасать девочек?” - открыл классную пресс-конференцию Дима.

      “Ребята, Толин папа-спасатель! – вступила в разговор учительница Марина Николаевна. – Он, наверное, рассказывал сыну, что делать, если человек провалился под лед. Но главное: нельзя играть на середине реки, где лед особенно хрупкий, не стоит рыбачить весной, когда вскрываются реки… Толя, продолжай!”

      Толя немного смущенно добавил: “Ни в коем случае нельзя бежать по хрупкому льду, как это сделал Дима, и тем более прыгать по льдинкам. Надо осторожно подползти к лунке на животе, слушая, не трещит ли лед.

      Запомните: как только тонущий может ухватиться за палку или шарф, спасателю дальше ползти нельзя. Иначе он сам рискует провалиться под лед”.

      Приложение 2
      ТЕСТ

      1.По льду какой минимальной толщины можно пройти группой?

      2. Лёд какого оттенка наиболее крепок?

      В) сине-зеленого или стального.

      3. В каком месте реки лед крепче?

      А) около впадения притоков;

      Б) в местах расширения русла, у пологих берегов;

      В) у обрывистых берегов.

      4. На льду какой толщины можно организовать каток?

      Б) не менее 10 см;

      5. Как правильно подстраховываться при переправе по тонкому льду?

      А) идти скользящим шагом, проверяя лед ударами шеста;

      Б) надо пересечь речку на большой скорости, нигде не задерживаясь;

      В) обязательно проверять лед ударами каблуков.

      6. Человек провалился под лед. Как ему помочь?

      А) добежать до полыньи и помочь ему выползти на лед.

      Б) осторожно подползти и подать ему руку;

      В) подползти на длинной доске и подать шарф или ремень.

      7. Какое из спасательных средств не относится к зимним?

      А) спасательная доска;

      Б) спасательный круг;

      В) спасательный шест.

      8. Провалившись под лед, вы постараетесь:

      А) сразу избавиться от одежды и обуви;

      Б) если возможна помощь со стороны упретесь ногами и руками в

      кромки льда, не сбрасывая одежды;

      В) станете проламывать лед к ближнему берегу;

      Г) попробуете выползти на лед, помогая себе ножом, ключами или

      браслетом от часов.

      9. Выбравшись из полыньи, будете ли вы:

      А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;

      Б) прыгать в мокрой одежде;

      В) не снимая одежды, бежать к населенному пункту.

      ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

      1.В 2.В 3.Б 4.В 5.А 6.В 7.Б 8.БГ 9.

      Тот, кто настойчиво повторяет, что он не дурак, обычно не полностью в этом уверен. Уилсон Мизнер
      ещё >>

      Читайте также: