Процесс художественной коммуникации 8 класс музыка конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Последние десятилетия ознаменованы бурным расцветом оперного искусства. Наибольшей популярности добиваются певцы, способствующие популяризации оперы на мировой сцене. К их числу относятся Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский, Дмитрий Мацуев и другие всемирно известные исполнители.

ВложениеРазмер
nasledie_vydayushchihsya_otechestvennyh_i_zarubezhnyh_ispolniteley_klassicheskoy_muzyki.docx 18.94 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки.

Цель: знакомство с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.

Задачи образовательные: познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;

Задачи развивающие: развитие музыкально – творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации.

Задачи воспитывающие: приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся исполнителей.

Музыкальный материал: Лучано Паваротти, Дмитрий Хворостовский, Монсеррат Кабалье, Дмитрий Мацуев.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимися певческими голосами.

Женские делятся на сопрано, меццо-сопрано и контральто.

Мужские баритон, бас, тенор, дискант.

Последние десятилетия ознаменованы бурным расцветом оперного искусства. Наибольшей популярности добиваются певцы, способствующие популяризации оперы на мировой сцене. К их числу относятся Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский, Дмитрий Мацуев и другие всемирно известные исполнители.

Дмитрий Хворостовский – один из самых известных оперных певцов современности. Его драматический баритон пьянит и завораживает, интонации его вокальных партий пробирают до дрожи. В послужном списке певца значится огромное количество наград и званий: Народный артист РФ, лауреат почетной премии имени Глинки, обладатель награды Opera News Award – международной премии, вручаемой за вклад в оперное искусство.

Итальянский оперный певец Лучано Паваротти является одним из выдающихся лирических теноров современности. Благодаря потрясающим вокальным данным и огромному репертуару он стал яркой звездой оперной сцены. Творческая карьера Паваротти началась в 26 лет. В последующие годы он исполнял роли в операх Пуччини, Доницетти, Верди и других композиторов. На своих сольных концертах певец собирал десятки, а иногда и сотни тысяч слушателей. Паваротти был занесен в Книгу рекордов Гиннеса за самые продолжительные предназначавшиеся ему аплодисменты. Несмотря на смерть певца в 2007 году, видеозаписи его концертов до сих пор пользуются большой популярностью.

Испанская оперная певица Монсеррат Кабалье заслужила мировую славу мастерским исполнением ролей в итальянских операх Доницетти, Беллини и Пуччини. Она обладает прекрасным лирико-колоратурным сопрано и блестяще владеет вокальным мастерством. Ее репертуар насчитывает 88 ролей и более 800 камерных произведений. Певица выступала во всех крупнейших театрах оперы в Европе, а также дала множество концертов по всему миру. Монсеррат Кабалье сотрудничала с Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Фредди Меркьюри, Николаем Басковым и другими всемирно известными исполнителями.

Уникальным голосом Анны Нетребко — лирико-драматическим сопрано — сегодня восхищаются миллионы людей в десятках стран мира. Оперная дива — одна из величайших исполнительниц России XXI столетия. Ее роскошные сценические партии заставляют полюбить оперное пение даже тех, кто ранее прохладно воспринимал этот музыкальный жанр.

Каждый из этих великих людей сначала учился сам, а потом сам становился примером и учителем для других.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей. Обобщение знаний о музыкально-театральном искусстве, как неотъемлемой части духовно-нравственного развития общества.

Задачи урока:

-Организация деятельности учащихся для знакомства с новыми произведениями, отработка умения определять характер музыки, давать характеристику музыкально-театральному произведению.

-Развитие творческого воображения, эмоционального отклика на музыкальные произведения, музыкальной памяти.

-Пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству, способствующему потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками.

1.Организационный момент.

Встало солнце рано - рано:

Плещут волны океана:

И звенят задорно птицы:

Эй, ребята - малышата,

С высоты кивают горы:

И в твоё окошко ветер

Постучится на рассвете:

Над родною стороною

И с тобою и со мною

А страна у нас такая

Нету ей конца и края!

Мы ей тоже дружно скажем:

- Какое настроение у этой песни?

-О чем поется в этой песне?

Учитель приветствует: здравствуйте ребята!

Психологический настрой на урок

А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы готовы к работе на уроке?

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

-Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу, сыграю,

Всё, что смогу - спою.

- О чем сегодня пойдет речь? Конечно, о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.

2.Повторение и закрепление пройденного материала.

- Как вы понимаете эти слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира? (ответы детей) Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

- Кто из вас любит театр? Часто ли вы туда ходите? (ответы детей).

- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актерская игра на сцене.

- Как правило, театральные представления носят комический, трагический, либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства.

- Назовите их (дети перечисляют сами):

  • сценическое действие,
  • литература,
  • музыка,
  • изобразительное искусство (костюмы, декорации),
  • возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.

3.Изучение нового материала:

- Какую роль в этой драме играет вальс? Можно ли было обойтись в сцене бала без музыки? Конечно, нет. Музыка здесь не только создает особо праздничную атмосферу, но и играет весьма важную драматургическую роль. Вальс этот часто исполняется вне театральной постановки и приобрел мировую славу.

- Музыка к драматическому спектаклю была заказана Хачатуряну театром имени Е.Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной - 21 июня 1941 года. Молодой композитор в то время не написал ещё ни "Танец с саблями", ни балет "Спартак", но уже получил первую Сталинскую премию за свой знаменитый Скрипичный концерт.

- Какой характер носит эта музыка? Она создает ощущение скорости, движения, в ней чувствуется тревога и волнение. В 1954 году спектакль в переводе Б.Пастернака был поставлен режиссером Г.Козинцевым в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина Санкт-Петербурга.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u310318/p174690/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA6%281%29.jpg

- Что передает эта музыка? Предвещает ли она беду? Интонационное своеобразие музыкального языка, колоритные краски симфонической палитры воссоздают атмосферу средневекового итальянского города, где разворачиваются события шекспировской трагедии.

- Вспомните, о чем повествует эта трагедия, какими словами она начиналась и как развивались основные сюжетные линии. На ближайших следующих уроках нам предстоит более подробно остановиться на этом и некоторых других спектаклях, музыка к которым вошла в золотой фонд мировой классики.

4.Организация вокально-хоровой деятельности:

- Театр всегда вызывал интерес общества и волновал воображение. Вот почему немало песен посвящено театру, и сегодня мы разучим одну из них.

1. Много в городе театров,

Много в городе артистов,

И растем мы им на смену,

Подрастаем очень быстро,

А у нас сегодня праздник

Тихо занавес раскрылся

И на сцене вдруг проказник

Буратино появился.

Припев:

Чудо есть на белом свете,

В сказку верится не даром,

Это чудо, знают дети, –

Называется театром!

2. Парики наденем сами,

Будем плакать и смеяться,

А в костюмы и в героев

Начинаем превращаться.

Много музыки на сцене,

Много плясок много песен,

Дети любят свой театр,

Он всегда им интересен.

Припев:

Чудо есть на белом свете,

В сказку верится не даром,

Это чудо, знают дети,–

Называется театром!

5.Практическая работа:

- Посмотрите на следующий слайд.

- Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Это знаменитый Большой театр в Москве - крупнейший в мире центр музыкально-театральной жизни. Именно на этой сцене впервые проходили многие музыкальные спектакли мира. Давайте вспомним некоторые значительные произведения музыкального театра.

- Откройте свои тетради и посмотрите на экран. Перед вами названия сценических произведений. Распределите их по жанрам и впишите в таблицу, классифицируя по следующему принципу:

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох

№ слайда 1

Задачи: Образовательная: Дать понятие художественной коммуникации. Сформировать

№ слайда 2

Задачи: Образовательная: Дать понятие художественной коммуникации. Сформировать знания о функции и назначении искусства; Развивающая: развивать самостоятельную творческую активность. выделять главное, развивать умение применять полученные знания; развивать навыки монологической речи; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению темы. Воспитательная: умение выражать свое отношение к проблеме; воспитывать умение слушать и слышать другого человека; способствовать эстетическому воспитанию и формированию нравственных ценностей.

Этапы урока: Этап 1 Организационный этап Цель: Создать эмоциональный настрой, за

№ слайда 3

Этапы урока: Этап 1 Организационный этап Цель: Создать эмоциональный настрой, задать определённый темп.

Этап 2 (завязка) Эпиграфы к уроку: «Все виды искусств служат величайшему из иску

№ слайда 4

Работа с терминологией: ИСКУССТВО 1. Творческое отражение, воспроизведение дейст

№ слайда 5

Работа с терминологией: ИСКУССТВО 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Этап 3 (постановка проблемы и ее разработка) Как общее понятие, оно предстает пе

№ слайда 6

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь).

№ слайда 7

Колонна Траяна

№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 13


№ слайда 14


№ слайда 15


№ слайда 16

Функции искусства Искусство представляет собой внутреннее стремление к гармонии

№ слайда 17

Функции искусства Искусство представляет собой внутреннее стремление к гармонии (красоте). Искусство — это способ ощутить свою связь со Вселенной. Обращение к неограниченному кругу лиц. Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру. Некоторые авторы сознательно оставляют свои творения в малодоступных местах, например, на горных вершинах. Ритуальные и символические функции. Во многих культурах красочные ритуалы, представления и танцы являются символом или способом украсить некие события. Искусство дает способ применить воображение невербальным способом, без ограничений, накладываемых языком.

Я и социум нравственные и эстетические идеалы; - нормы и образцы поведения; - на

№ слайда 18

Я и социум нравственные и эстетические идеалы; - нормы и образцы поведения; - национальные традиции и обычаи; - фольклор; - произведения культуры и искусства; - имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; - уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

 Задачи: Образовательная: Дать понятие художественной коммуникации. Сформировать знания о функции и назначении искусства; Развивающая: развивать самостоятельную творческую активность. выделять главное, развивать умение применять полученные знания; развивать навыки монологической речи; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению темы. Воспитательная: умение выражать свое отношение к проблеме; воспитывать умение слушать и слышать другого человека; способствовать эстетическому воспитанию и формированию нравственных ценностей.

Слайд 2

Задачи: Образовательная: Дать понятие художественной коммуникации. Сформировать знания о функции и назначении искусства; Развивающая: развивать самостоятельную творческую активность. выделять главное, развивать умение применять полученные знания; развивать навыки монологической речи; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению темы. Воспитательная: умение выражать свое отношение к проблеме; воспитывать умение слушать и слышать другого человека; способствовать эстетическому воспитанию и формированию нравственных ценностей.

 Этапы урока: Этап 1 Организационный этап Цель: Создать эмоциональный настрой, задать определённый темп.

Слайд 3

Этапы урока: Этап 1 Организационный этап Цель: Создать эмоциональный настрой, задать определённый темп.

 Работа с терминологией: ИСКУССТВО 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Слайд 5

Работа с терминологией: ИСКУССТВО 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

 Колонна Траяна

Слайд 10

 Функции искусства Искусство представляет собой внутреннее стремление к гармонии (красоте). Искусство — это способ ощутить свою связь со Вселенной. Обращение к неограниченному кругу лиц. Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру. Некоторые авторы сознательно оставляют свои творения в малодоступных местах, например, на горных вершинах. Ритуальные и символические функции. Во многих культурах красочные ритуалы, представления и танцы являются символом или способом украсить некие события. Искусство дает способ применить воображение невербальным способом, без ограничений, накладываемых языком.

Слайд 17

Функции искусства Искусство представляет собой внутреннее стремление к гармонии (красоте). Искусство — это способ ощутить свою связь со Вселенной. Обращение к неограниченному кругу лиц. Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру. Некоторые авторы сознательно оставляют свои творения в малодоступных местах, например, на горных вершинах. Ритуальные и символические функции. Во многих культурах красочные ритуалы, представления и танцы являются символом или способом украсить некие события. Искусство дает способ применить воображение невербальным способом, без ограничений, накладываемых языком.

Читайте также: