Чистов русская причеть конспект

Обновлено: 05.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


веселым нравом; гостям сулили богатство, здоровье, успех в делах. После исполнения величаний звучало требование вознаграждения:

Так же, как и в календарных обрядах, исполнялись корильные песни. Корильная песня содержала мнимые проклятия тем, кто идет против воли мифических покровителей, поэтому они не вызывали обиды. Позднее они стали шуточными песнями с элементами осуждения и высмеивали скупость, чванство, заносчивость и другие недостатки.

Основная литература

Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю.Г.Круглов.- Л.,1987. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,М.,1983. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.- М.,1986. – С.67-84. Аникин В.П. Русский фольклор. –М.,1987.- С. 183-219. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.163-202. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002 – С.86-112. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.,1982 Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. М.,1978.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л.,1962. Русские свадебные песни Сибири. Сост. Р.П. Потаниной. – М.,1979. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Сост. И примеч. Р.П.Потаниной. – Новосибирск, 1981. Народная свадьба. Сборник статей и материалов. - Омск, 1997. Причитания. Сост. К.В.Чистов.- Ленинград, 1960. Чердынская свадьба. Записал и составил И.Зырянов.-Пермь, 1969.

Князева И.Н. Русская свадьба казахстанского Прииртышья. – Павлодар, 2002.

15. Причитания. Вступ.ст. и примеч. К.В.Чистова.-Л.,1960.

16. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г.Круглов.-М.,1986. Статьи:. Чистов К.В. Русская причеть. Тема: Похоронный обряд. Рекрутский обряд, плачи и причитания

Похоронный обряд. Основные типы причитаний. Рекрутские обряды и причитания.

Похоронный обряд включал целый цикл причитаний, связанных своими темами, содержанием и системой образов с его различными звеньями.

Сразу же после констатации смерти звучит первая похоронная причеть – плач-вопрошение, в котором причитывающая, обращаясь к умершему, спрашивает его, почему он покинул семью, просит его открыть глаза, встать.

Вторая причеть – плач-оповещение. Он звучит в момент прихода в избу родных и соседей, узнавших о смерти. Основная ее тема – горестный рассказ о том, как наступила смерть.

Третье крупнейшее причитание – плач при вносе гроба. В этом причитании довольно устойчивый круг привычных мотивов – благодарность тем, кто делал гроб, сравнение гроба с избой, в которой нет окон, дверей, постели, стола.

Пятая причеть – плач по дороге на кладбище, который повторяет некоторые мотивы

2. Исторические песни об Иване Грозном. Исторические песни о событиях XVI_XVII в.

  1. Весенне-летний цикл календарной поэзии. Зимний цикл календарной поэзии.

6. Паремы (пословицы, поговорки, приметы и пр.). Сборник В.И. Даля. Загадки (происхождение, темы, виды, поэтика). Сборник Д.Н. Садовникова. Частушки (происхождение, темы, поэтика)

  1. Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология.

8. Хороводные песни и игры.

9. Символика и иносказание в лирике.

Роды и виды детского фольклора.

  1. Духовные песни и стихи (темы, образы, сюжеты, стиль).
  2. Заговоры (виды, композиция, особенности языка).
  3. Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм. Фольклорная гипербола как поэтический прием.
  1. Баллада как жанр.
  2. Причитания как жанр обрядовой поэзии.
  3. Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

17. Тема солдатчины и военной службы в фольклоре. Трудовые песни.

18. Драматическое начало в фольклоре и виды народного театра.

Сборник В.И. Даля. Загадки (происхождение, темы, виды, поэтика). Сборник Д.Н. Садовникова. Частушки (происхождение, темы, поэтика)

1) Фольклор, его свойства: традиционность, вариативность, устность.

2) Исторические песни об Иване Грозном.

4) Змееборческие былины (Добрыня, Алеша Попович)

5) Бытовые сказки (темы, образы, поэтика)

6) Весенне-летний цикл календарной поэзии.

7) Стадии в истории фольклора. Синкретизм и синтез.

8) Сказки о животных (происхождение, сюжеты и поэтика).

9) Паремы (пословицы, поговорки, приметы и пр.). Сборник В.И. Даля.

10) Былины об Илье муромце.

11) Загадки (происхождение, темы, виды, поэтика). Сборник Д.Н. Садовникова.

12) Предания. Бывальщины.

14) Хороводные песни и игры.

15) Былина как жанр.

16) Символика и иносказание в лирике.

17) Хороводные песни и игры.

20) Частушки (происхождение, темы, поэтика)

21) Роды и виды детского фольклора.

22) Исторические песни о событиях XVI_XVII в.

23) Духовные песни и стихи (темы, образы, сюжеты, стиль).

24) Былички. Народная демонология.

25) Заговоры (виды, композиция, особенности языка).

26) Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм.

27) Волшебные сказки (происхождение, основные сюжеты, поэтика).

28) Баллада как жанр.

29) Причитания как жанр обрядовой поэзии.

30) Понятие песенно-эпической циклизации. Образ князя Владимира в былинах.

31) Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

32) Фольклорная гипербола как поэтический прием.

33) Тема солдатчины и военной службы в фольклоре.

34) Новгородские былины (о Садко, Ваське Буслаеве)

35) Драматическое начало в фольклоре и виды народного театра.

37) Зимний цикл календарной поэзии.

38) Трудовые песни.

- "Фольклор и народная культура" Б. Н. Путилова

- "Принципы классификации фольклорных жанров" В. Я. Проппа

- "Жанровый состав русского фольклора" В. Я. Проппа

- "Русские аграрные праздники" В. Я. Проппа (кто-то говорил.что это надо только прочитать. но я в своё время делала конспект) .

- "Русская народная бытовая песня" Н. Колпаковой (фрагмент о величальных песнях)

ЛИЗы Русская причеть по К.В. Чистову)

Думаю, ещё будет проверяться наличие моделей "договора" и "вручения себя" из статьи Ю. М. Лотмана ("Договор" и "вручение себя" как архетипические модели культуры)

Н. Колпакову "Русская народная бытовая песня" раздел. посвящённый лирическим песням

Федотова Г. П. "Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам" - статья есть в интернете.

Ф. М. Селиванов "Народные духовные стихи". - .

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Дорога Домой - славяне|традиция|язычество

Дорога Домой - славяне|традиция|язычество

Дорога Домой - славяне|традиция|язычество запись закреплена

1. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.

В книге представлены проблемы, актуальные для этнографии и фольклористики: взаимодействие этих двух наук, место фольклора в духовной культуре этноса, стабильность и вариативность как основные свойства традиции.
Книга предназначена для этнографов, фольклористов, историков.

2.Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция

В новую книгу крупнейшего русского фольклориста К.В.Чистова вошли статьи, написанные в разное время, и на различные темы. Объединяет их, прежде всего, методологическая позиция автора: специфику фольклора К.В.Чистов предлагает искать в особенностях его функционирования, то есть в социально-бытовой сфере. Такой подход позволяет автору по-новому взглянуть на взаимодействие фольклористики с филологией и этнографией, а также предложить оригинальные решения многих теоретических проблем фольклористики и спорных вопросов истории славянского фольклора.
Для фольклористов, антропологов, культурологов, студентов-гуманитариев и всех интересующихся славянской народной культурой.

Содержание.
Фольклор в культурологическом аспекте.
Специфика фольклора в свете теории информации.
К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы.
Устная речь и проблемы фольклора.
Текст письменный - текст устный.
Вариативность и поэтика фольклорного текста.
Традиция и вариативность.
Традиция в свете фольклористической теории.
Традиционные и "вторичные" формы культуры.
Исполнитель фольклора и его текст.
Проблема исполнителя в русской фольклористике XIX - XX веков.
Поэтика славянского фольклорного текста. Коммуникативный аспект.
Причитания у славянских и финно-угорских народов (некоторые итоги и проблемы).
Былина "Рахта Рагнозерский" и предание о Рахкое из Рагнозера.

3. Сборник статей "Фольклор и этнография Русского Севера". Отв. ред. Б.Н. Путилов, К.В. Чистов.

"Русский Север давно привлекает внимание ученых. Без детального изучения истории заселения этих районов выходцами из Новгородской и Ростово-Суздальской земель нельзя понять многих процессов, сыгравших важную роль в социально-экономической истории нашей страны.

Сборник, предлагаемый вниманию читателей, представляет собой один из первых опытов комплексного, разностороннего рассмотрения проблем этнографии и фольклора Русского Севера, которые разрабатывались в последние годы."

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ статьи Толстого Н. И. Славянские верования // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис-Лак,, 1995.

Статьи В СЛОВАРЕ посвящены славянским божествам, персонажам народной демонологии, обычаям славян, традиционным праздникам, мифологии животного и растительного мира, природных явлений и т. д.

Один из немногих по-настоящему НАУЧНЫХ словарей по славянской мифологии (среди авторов статей Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров, Н.И. Толстой, В.Я. Петрухин, А.В. Гура, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая, Е.Э. Будовская, В.В. Усачёва, О.В. Белова, О.В. Санникова, Т.А. Агапкина, В.В. Слащёв, А.А. Плотникова, Е.Е. Левкиевская, Г.И. Кабакова, А.Л. Топорков, А.В. Чернецов и др.), на который есть ссылки во всех значительных академических изданиях по данной теме.

Содержит более 400 статей, посвященных отдельным темам (элементам, символам, стереотипам) традиционной славянской духовной культуры. Цель каждой такой статьи — очертить то культурное содержание толкуемого элемента мира, которое характерно для наивного (т. е. не научного), мифопоэтического сознания, проявляющего себя в традиционных верованиях, мифологических представлениях, обрядовом и бытовом поведении, фольклорных текстах и т. п.

Тематические рамки словаря весьма широки. В статьях рассматриваются:явления природы и стихии (статьи Ветер, Вихрь, Вода, Воздух, Гора, Град, Гром, Дождь, Засуха, Затмение, Звезды, Землетрясение, Земля, Источник, Камень, Луна, Небо, Огонь, Пожар, Радуга, Река, Роса, Свет, Солнце, Тучи);

ритуальные предметы и объекты (Алатырь, Амулет, Бадняк, Венок, Гроб, Зеркало, Идолы, Икона, Кольцо, Мартеница, Колокол, Крест, Куриный бог);

орудия труда, утварь, посуда, одежда (Борона, Веник, Веретено, Горшок, Гребень, Дежа, Замок, Игла, Ключ, Колесо, Лестница, Ложка, Мусор, Нож, Обувь, Одежда, Пест, Посох, Пояс, Прялка, Рубаха, Сеть, Сито, Стол, Ступа. Топор, Фартук, Шапка);

ЭТО ПРИМЕРЫ СТАТЕЙ.

1. Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний // Блок А. А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М., 1971. Или в кн.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Приговоры — стихотворно-драматический, причитания — стихотворно-музыкально-драматический, а песни (за исключением игровых) — стихотворно-музыкальный виды обрядового фольклора

Приговором-заклинанием призывался на поле покро­ витель животных св. Егорий: Егорий, приходи, Коня приводи, И наших коней корми, И овечку корми, И коровку корми! . Таким образом, можно говорить о трех видах обрядо­ вой поэзии — п р и г о в о р а х , п р и ч и т а н и я х и п е с н я х .

То, что было живой необходимостью для первобытного человека, современные люди должны воссоздавать окольными путями образов. Непостижимо для нас древняя душа ощущает как единое и цельное все то, что мы сознаем как различное и враждебное друг другу

Заговоры , их специфика, тематические группы и поэтика.

2. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

В данной книге внимание акцентируется на внутрижанровые и межжанровые взаимосвязи обрядовых песен.

Назначение заговоров , как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом.

Сказка – жанр необрядового фольклора. Самый древний жанр в фольклоре. Жанр эпический, повествовательный. С. - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сказка – то, что сказывают.

Сказки о животных – самые древние сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. Тотемизм – вера в то, что опр. племя, род произошло от опр. родителя – животного.

Кумулятивная сказка.

К.С. – сказка, состоящая из цепи сюжетов, кот. могут быть связаны между собой одним персонажем. Композиция подобных сказок характеризуется нарастающим напряжением и усложнением действия.

Волшебная сказка.

Волшебная сказка – нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица – дети предбрачного возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом инициации). В В.С. существуют сюжеты, нехарактерные, для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет – разворачивание действия в опр. последовательности. Мотив – действие, происх. в рамках сюжета.

3. Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Термин устная словесность правильно характеризует фольклор лишь с технической стороны, но он приемлемее потому, что если в нем и не заключается никакой социологической характеристики предмета, то, с другой стороны, хорошо и то, что в нем не содержится ложных социологических установок.

Здесь возникает вопрос о традиции, которая также некоторыми исследователями рассматривается как существенный признак, отличающий фольклор от литературы.

Одной из особенностей фольклора является наличие в нем моментов синкретизма, т.е. неразрывной связи устного творчества с элементами других искусств. Фольклор входит в область сценического искусства (мимика, жест, драма)

4. Чистов К. В. Русская причеть // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Изначально фольклор принадлежал к области навыков и знаний первобытного коллектива. Фольклор передавал от поколения к поколению важную информацию, нес в себе необходимое для жизни и был однороден как та среда, которой был обязан происхождением. Художественное начало в творчестве только сопутствовало практической деятельности.

В хрестоматии представлены фрагменты из работ классиков марксизма-ленинизма, революционных демократов, русских писателей о фольклоре.

Традиция причети создала своеобразный поэтический стиль, способный выразить предельное трагическое напряжение чувств.

Выдающийся учёный-этнограф и фольклорист, сыгравший значительную роль в развитии этнографии русского и других славянских народов. Один из крупнейших специалистов по народным причитаниям . Труды К. В. Чистова сыграли значительную роль в развитии теории и истории этнографии и фольклористики, стимулировали возникновение целого научного направления.

Причита́ние (при́чет, причёт, причеть, заплачка, плач, вой, вытье, вопли, голошение, голосьба, голоше́ние) — жанр обрядового фольклора , характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии , они существовали ещё в Древней Греции . Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события ( смерти близкого человека, войны , стихийного бедствия и т. д.).

1. Виноградов В. В. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Ему принадлежит п е р в о е практическое руководство по записи детского фольклора. О н мастерски анализировал произведения детскогофольклора.

Используя собственные материалы, автор рассматривает различные стороны детского быта и выделяет основные виды детского фольклора (календарный фольклор, песенки, не прикрепленные к какой-нибудь дате, потешки, заклинания, стишки-небывальщины, дразнилки и поддевки, считалки, скороговорки, загадки, прозвища, прибаутки и остроты, сказки, колыбельные песни, заговоры, детский лубок.

Исследователь показал, что дети используют в основном эпитеты, которые выполняют функцию приложений.

2. Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. – Любое издание; или Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986.

Без пословицы не проживешь – сказано народом, и как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места. Перед вами лучшие пословицы из огромного собрания В.И.Даля – в них заключена вековая народная мудрость, красота и сила русской речи.

Многолетний труд был завершен в 1853г., однако сборник не пошел в печать из-за цензуры. Первое издание увидело свет лишь спустя девять лет - в 1862г. под названием "Пословицы русского народа". В.И. Даль разбил свой сборник на главы, в которые пословицы и поговорки были собраны по общей тематике.

Что за пословицами и поговорками надо идти в народ, в этом никто спорить не станет; в образованном и просвещенном обществе пословицы нет; попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков.

Готовых пословиц высшее общество не принимает, потому что это картины чуждого ему быта, да и не его язык; а своих не слагает, может быть из вежливости и светского приличия: пословица колет не в бровь, а прямо в глаз.

Читайте также: