Конспект на тему одиночество

Обновлено: 05.07.2024

Социально-психологическая проблема одиночества в современном мире.

Одиночество…. Как часто мы встречаемся с данной проблемой в нашей жизни. Многие люди боятся остаться одни, а многие привыкают к этому и чувствуют себя комфортно. Большое количество людей пожилого возраста испытывает чувство одиночества в результате развода или смерти супруга, переезда их детей в другой город и т.д. В связи с этим хотелось бы дать рекомендации родным человека, потерявшего в случае смерти или развода близкого человека:

1.Как можно чаще находиться рядом, особенно в первое время.

2.Человеку, перенесшему утрату очень важна поддержка близких.

3.В дальнейшем обращать внимание на эмоциональное состояние человека.

4.Помочь человеку, испытывающему чувство одиночества найти ресурсы, любимые занятия, которые могли бы отвлечь его и улучшить его эмоциональное состояние.

И это является одним из факторов, которые приводят многих подростков и людей более старшего возраста к неуверенному поведению, большому количеству суицидов, депрессиям, вовлечению в разные субкультуры, группы, имеющих отрицательную направленность, большому количеству зависимостям.

Хотелось бы дать рекомендации родителям или лицам их заменяющим подростков:

  1. Разговаривать со своими детьми как можно чаще, быть не просто родителем, а лучшим другом для него.

2. Интересоваться не только учебой, но и остальными сферами жизни своего подростка: друзьями, его увлечениями.

3. Посвящать хотя бы выходные дни совместному отдыху с детьми.

4.Как можно чаще обнимать своего ребенка, говорить, что вы его любите не за что-то, например, за: хорошие оценки, успехи в спорте, а просто за то, что он у вас есть-то есть безусловной любовью.

Цель: обсудить проблемы одиночества. Выяснить причины одиночества и способы преодоления чувства одиночества.

- укреплять интерес детей к изучению самих себя;

- формировать представления о важности и необходимости

соблюдения в мире людей общечеловеческих, нравственных норм.

- формирование чувства толерантности.

УУД регулятивные (волевая саморегуляция), личностные (действие смыслообразования, развитие эмпатии), коммуникативные (сотрудничество)

Оборудование: проектор, музыка.

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Тема занятия. Цели.

3. Что такое одиночество для…?

5. Работа по сказке.

6. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

Рассаживание детей, проверка стульев, актуализация правил поведения на занятии.

Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Как вы думаете, зачем люди приветствуют друг друга? Сегодня я предлагаю тем, кто желает, поприветствовать всех присутствующих ласковой улыбкой и пожеланиями.

Педагог: ребята обратите внимание на слайд. Как вы думаете, что объединяет эти картинки? Что чувствуют эти люди? (Чувство одиночества)

Совершенно верно, сегодня мы на занятии поговорим об одиночестве.

Если мы с вами говорим об одиночестве, какие цели мы можем поставить? Для чего нам это нужно?

Цель: обсудить проблемы одиночества. Выяснить причины одиночества и способы преодоления чувства одиночества.

Одиночество – это встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения. Одинокие люди зачастую чувствуют себя никому не нужными, не интересными, ничего не знающими и нелюбимыми.

А было ли вам одиноко, когда, где?

Одиночество испытывают люди разных сословий и статусов и разных социальных ролей.

Что значит одиночество для мамы?

Что значит одиночество для ребенка?

В далекой Синей-синей стране, за синими-синими горами лежало синее-синее Море. Это было самое красивое Море на свете. Каждый, кто его видел, думал, что попал в сказку, - настолько оно очаровывало своим необыкновенным глубоким синим цветом. Даже у самого злого и бессердечного человека начинало что-то стучать в груди, и на глазах наворачивались слёзы, когда он смотрел в прозрачные голубые воды Моря. Люди уходили от моря с необыкновенно лёгким сердцем, с хорошим настроением, а главное – с желанием сделать кому-нибудь что-то доброе и полезное. Поэтому жители Синей-синей страны очень гордились и любили своё чудесное Море.

Море было не только красивым, но и очень гостеприимным. В нём жили миллионы существ, самых-самых разных и необыкновенных. Здесь были причудливые морские звёзды, лежащие в задумчивости на ветвях кораллов, и забавные морские коньки, и деловые крабы, вечно занятые какими-то своими серьёзными мыслями, и весёлые морские ежи, и ещё много-много других обитателей глубин. Всем им было очень хорошо в этом синем море, потому что это был их дом.

Но больше всего море любили рыбки, которых было здесь великое множество. Никто, кроме них, не знал море так хорошо. Рыбки целыми днями носились по бескрайним морским просторам, любуясь красотами дна и открывая всё новые и новые интересные места. Только ночью они успокаивались и засыпали: кто-то зарывался в мелкий чистый песок, кто-то заплывал в холодные морские пещеры, кто-то прятался в цветных водорослях или кораллах. И морская жизнь как будто замирала… Но как только первые солнечные лучи пробивались сквозь толщу воды, всё опять оживало и казалось таким счастливым и беззаботным…

Но жила в этом море одна маленькая Рыбка, которая не чувствовала себя такой уж счастливой. Она считала себя самой неприметной и некрасивой среди рыбок. У неё не было ни переливающегося хвостика, ни ажурных плавничков, даже её чешуя, в отличие от её разноцветных подружек, была обычного серого цвета.

Эта маленькая Рыбка очень страдала от одиночества, потому что никто не дружил с ней, её никогда не приглашали играть и разговаривали с ней совсем мало. Вообще, все всегда вели себя так, как будто её просто не существует. А ей так хотелось присоединиться к стайке весёлых подружек, поиграть с ними в прятки, поплавать наперегонки или просто попутешествовать по морскому дну… Но её никогда не звали. Подружки просто не замечали её. А от своей застенчивости она боялась подойти и заговорить сама. Ей казалось, что раз она такая некрасивая, то её обязательно прогонят. Представляете, как было одиноко и тяжело маленькой, маленькой Рыбке в таком огромном-огромном море?

И вот однажды ей стало настолько грустно и тоскливо, что она вдруг перестала различать цвета. Она перестала видеть красоту, которая её окружала. Ничто не радовало её, ничто не интересовало. Это великолепное синее-синее Море стало казаться ей обычной большой серой лужей, в которой живут и плавают такие же серые и бледные стаи рыб. И меньше всего на свете ей хотелось с ними разговаривать…

И решила эта Рыбка уплыть туда, где она ничего этого больше не увидит. Она плыла очень долго и увидела пещеру.

Нырнув внутрь, Рыбка оказалась в полной темноте, но почему-то ей совсем не стало от этого лучше, и от отчаяния она заплакала.

Вдруг она услышала чей-то ласковый голос.

- Почему ты плачешь? – спросил он.

- Потому что мне одиноко, - ответила Рыбка.

- А почему тебе одиноко?

- Потому, что никто не хочет играть со мной, и ещё потому, что я не могу смотреть на такое серое некрасивое Море. Лучше уж не видеть его совсем.

- Серое некрасивое Море? – переспросил голос. – О каком море ты говоришь? Некрасивых морей не бывает, а наше Море вообще самое красивое на свете. По крайней мере, мне так кажется.

Тут наша Рыбка вдруг подумала, что за последнее время это первое существо, которое с ней охотно разговаривает. Она сразу перестала плакать.

- А почему же ты тогда сидишь в этой пещере? – спросила Рыбка.

- Потому что иногда просто хочется побыть одному. Но я ни за что не останусь здесь навсегда. Жизнь слишком интересна и прекрасна, чтобы прятаться от неё. Ты говорила, что с тобой никто не играет? Почему? – спросил голос.

- Потому что я серая и некрасивая и никто меня не замечает, - ответила Рыбка.

- Но это неправда. На самом деле ты просто очаровательная и с тобой очень интересно!

- Откуда ты знаешь? – удивилась Рыбка.

- Не знаю, но именно такой ты мне и кажешься. А давай с тобой дружить? – вдруг спросил голос.

Рыбка растерялась от неожиданности – ей никто никогда не говорил таких слов.

- Давай… А ты кто? – спросила она.

- Я – такая же маленькая рыбка, как и ты.

- Да, очень, - отвечала маленькая рыбка. – Давай выплывем из пещеры.

- Давай, - согласилась Рыбка.

Когда они вплыли из пещеры, то, наконец, увидели друг друга.

Новый знакомый нашей рыбки оказался серым сомиком, но он почему-то показался ей очень симпатичным. Ей и в голову не пришло бы его назвать обычным и неинтересным. Она с любопытством разглядывала его.

- Почему ты говорила, что некрасивая? – в свою очередь удивился Сомик. – Смотри!

Он подплыл к какому-то стеклянному кусочку на дне. Наша рыбка взглянула туда и … не поверила своим глазам. Оттуда на неё смотрела чудесная, очень изящная, с необыкновенной серебристой чешуёй рыбка.

- Неужели… неужели это я? – не могла поверить Рыбка.

- Конечно, ты. Просто раньше ты этого не замечала, не хотела замечать. Природа ничего не создаёт серого и некрасивого. Главное - хотеть видеть эту красоту и тогда ты обязательно её увидишь , - отвечал Сомик.

Наша Рыбка счастливо улыбнулась и …замерла: Море вдруг опять вспыхнуло всеми цветами радуги. Оно сияло и переливалось. Таким красивым Рыбка его ещё никогда не видела.

- Спасибо, спасибо тебе, Сомик! – воскликнула она. – Слушай, а давай пойдём гулять?! Я могу показать тебе много интересного, чего ты ещё точно не видел!

- Конечно, пойдём! – с радостью согласился Сомик. И они поплыли прочь от тёмной пещеры. И не было во всём синем-синем Море более счастливых существ, чем две эти маленькие рыбки.

Педагог: Понравилась сказка? Прежде чем приступить к её анализу, я предлагаю провести физминутку.

Если я скажу одиночество – нужно присесть на корточки и закрыть руками лицо.

Если я скажу рыбка – вы стоя вытягиваете руки вперёд и совершаете плавательные движения.

Если я скажу сомик – вы стоя обнимаете себя.

Если я скажу радость – вы стоя вращаете руками и головой вот так (в локтевых и лучезапястных суставах и вращательные движения шеей).

5. Работа по сказке.

Итак, вы прослушали необычную сказку, сейчас посмотрим, кто и как её понял.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

От чего страдала маленькая рыбка? ( От того, что она чувствовала себя одинокой. Её никто не понимал, ей не с кем было играть. Она думала, что не красивая, поэтому с ней никто не общается)

Вы её понимаете? (Да)

Расскажите, что она чувствовала? (Она чувствовала одиночество. Рыбка постоянно грустила, и от этого ей стало казаться всё вокруг неинтересным, скучным)

Почему рыбка не видела свою красоту и красоту окружающего мира? (Потому что у неё не было друзей, она всё время проводила наедине с собой, ей не с кем было поделиться своими эмоциями, впечатлениями.)

Если мы перенесём сказку на нашу жизнь, с кем можно сравнить рыбок и море? (Рыбки – это люди, а море – это то, что окружает их.)

Считаете ли, что вы можете избавить человека от одиночества и как? (Любой человек нуждается во внимании, в общении, и если он одинок, значит, ему всего этого не хватает. Каждый из нас может любого избавить от одиночества, просто для этого надо понять человека, общаться с ним.) И т.п.

А как вы считаете почему люди бывают одиноки (причины одиночества)?

6. Подведение итогов.

Педагог: Какое счастье не быть одиноким, иметь много друзей, знакомых, тех, кому ты нужен. И какая это беда – быть одиноким в мире людей, когда никого нет рядом, кому бы ты мог обратиться и в горе и в радости. Я не перестану вам повторять, что вы – вершители своей жизни, и в ваших силах сделать людей, живущих рядом с вами, счастливыми. Для этого нужно дарить людям добро, радость общения. Помните, слово не воробей – вылетит не поймаешь, следите за тем, что, как, кому вы говорите. Своим равнодушием вы можете ранить человека. Так давайте с пониманием относиться друг к другу, и тогда жизнь станет намного приятней и прекрасней.

Наше занятие подходит к концу. Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?

Закончить его я хотела бы песенкой дружбы, которую можно принять как девиз жизни: от улыбки станет мир светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется.

Я благодарю вас за активное участие на уроке, за ваши добрые глаза и радостные лица. Желаю чтобы состояние радости не покидало вас и дарю вам символ радости на память. Успехов всем!

Список использованной литературы и интернет- ресурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данным уроком можно начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. .


Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе.

Социальный проект "Дом без одиночества"



Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор.


Занятие "Одиночество - одна из причин жизненных затруднений. Из трудностей в одиночку не выйти".

Занятие для подростков на тему "Как бороться с одиночеством".


Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания и анализ стихотворения "Парус".

Холодный взгляд

Что такое одиночество?

Почувствовать себя одиноким можно даже во время общения с близким человеком, неожиданно осознав, что нет желанного уровня понимания или эмоциональной связи. Он вроде и слушает, но при этом не слышит.

Таким образом, одиночество – это отсутствие возможности удовлетворить потребность в эмоциональной близости. Кому-то не хватает романтических чувств, кому-то – настоящей дружбы, а кому-то – близкого человека, которому можно было бы доверить свои душевные переживания.

Виды одиночества

Одиночество может быть принудительным или добровольным. Первый случай возможен, если человеку по каким-то причинам ограничивают возможность общаться с другими людьми. Добровольно же люди могут подвергать себя одиночеству, если им мешают комплексы либо какие-то тайны, из-за которых они не хотят ни с кем сближаться. А у некоторых людей изредка возникает желание побыть в полном одиночестве, чтобы отдохнуть от общения и навязчивости окружающих.

С научной точки зрения, существуют следующие виды одиночества:

  1. Психологическое. Отсутствие (и ощущение нехватки) доверительного общения. Невозможность ощутить эмоциональную близость с другим человеком из-за личностных особенностей или внутреннего конфликта.
  2. Физическое. Это может быть типичное желание одинокого человека проснуться утром в чьих-то теплых объятиях. А иногда людям просто не хватает ощущения того, что рядом (в комнате) физически присутствуют другие люди.
  3. Социальное. Этот вид одиночества проявляется в отсутствии связи с какой-либо социальной средой. Причины могут быть разными. Иногда человек просто не может найти общество, в котором ему комфортно. Иногда его комплексы мешают ему поверить, что он может быть кому-то интересен.
  4. Хроническое. Иногда люди по разным причинам надолго остаются одинокими и привыкают к тому, что рядом никого нет. Все три вида одиночества, перечисленные выше, могут переходить в хроническую форму.
  5. Ситуативное. Это состояние может возникать, если человек попал в передрягу и осознаёт, что придётся справляться в одиночку. Бывает и наоборот: происходит нечто хорошее, и он расстраивается, что не с кем разделить миг триумфа.

Причины одиночества

Чувство одиночества может возникать по разным причинам – как внутренним, так и внешним. Рассмотрим основные факторы, которые приводят людей в такое состояние.

1. Семейные конфликты

Непонимание и напряжение в семейных отношениях постепенно приводит к тому, что дорогие друг другу люди всё сильнее отдаляются в эмоциональном плане. Постепенно назревают конфликты, возникают сильные размолвки, высказываются наболевшие обиды. Со временем приходится признать, что былого взаимопонимания и душевной близости больше нет.

Так у человека возникает внутреннее ощущение полного эмоционального одиночества, хотя формально он не одинок. Ему становится сложно думать о будущем, снижается самооценка и пропадает желание к чему-то стремиться. Выйти из такого состояния можно, только восстановив уровень доверия в семье.

2. Непонимание со стороны близких

Отсутствие понимания со стороны дорогих людей – это тяжелое испытание. Оставшись наедине со своими мыслями и переживаниями, человек чувствует разочарование и опустошенность. Ему кажется, что никому не интересны его чувства, а значит, и он сам никому не нужен. Именно в этот момент он по-настоящему понимает, что такое одиночество. Он осознаёт, что у него нет человека, который захотел бы разделить с ним его переживания, понял бы его и поддержал.

3. Напряжение в отношениях

Бывает так, что самый близкий и дорогой человек начинает трепать нервы и постоянно поддерживает нас в напряжении. Приходится тратить все силы на то, чтобы соответствовать его запросам, но это всё равно не получается. В итоге бессмысленно растрачивается эмоциональная энергия, а ощущение душевной близости испаряется.

Кроме того, такие отношения обычно являются односторонними. Человек, постоянно требующий внимания, своим вниманием делиться, как правило, не готов. И когда приходит осознание, как много сил и времени уходит на эти отношения, и что приходится получать взамен, возникает ощущение настоящего одиночества.

4. Отсутствие самореализации

Плюсы и минусы одиночества

  • Никаких предательств и обманов. Не приходится переживать, что любимый человек совершит некрасивый поступок. Если у вас нет парня или девушки, никто вам не изменит, не соврёт и даже не перетянет на себя одеяло холодной ночью.
  • Возможность отдохнуть от людей. Согласитесь, иногда хочется побыть в полном одиночестве, от которого никто не сможет отвлечь.
  • Масса времени для самоанализа. Иногда мы находимся на распутье и чувствуем, что нам нужно хорошо обдумать, чего мы хотим от жизни. У одинокого человека есть масса времени для размышлений.
  • Возможность заниматься только собой. Можно проводить время в спортзале или играть в компьютерные игры, заниматься саморазвитием или посещать ночные клубы, пустить все силы на карьерный рост или найти интересное увлечение.
  • Личная свобода. Если отбросить отрицательные моменты, то одиночество – это свобода во всех смыслах: свобода чувств, свобода желаний, свобода выбора, свобода распоряжаться своей жизнью и временем.
  • Вред для здоровья. Хоть это и не очевидно, но в большинстве случаев одиночество действительно вредит здоровью. Если человек долго живёт один, он не соблюдает график сна, ест в разное время суток, да и вообще забывает о здоровой пище.
  • Недоверие к окружающим. Это характерная черта личностей, испытывающих недостаток близкого общения. Особенно сильно это проявляется у тех, кто стал одиноким в результате предательства со стороны дорогого человека.
  • Замкнутость. Если человек долгое время живёт одиноко, он уходит в себя, сокращает количество общения и становится всё более замкнутым.
  • Снижение самооценки. У одинокого человека всегда найдётся время для рефлексии и самокопания. И самооценка из-за этого страдает довольно часто.

Как избавиться от одиночества?

Эта тема достаточно обширна, поэтому мы рассмотрели её в отдельной статье, из которой Вы узнаете 12 способов избавиться от одиночества.

Заключение

Одиночество считается нежелательным состоянием, лишающим человека многих радостей и мешающим ему в полной мере наслаждаться жизнью. Однако есть у него и положительные моменты. В частности, это полная свобода, которая обычно несколько ограничена у человека, связавшего с кем-то свою жизнь. И все же большинство людей не желает оставаться одинокими и всячески старается избавиться от этого состояния.

Одиночество – это особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя. Одинокий человек теряет ощущение самого себя из-за отсутствия контактов с другими людьми, он проваливается в пустоту, в которой его, как личности, нет. Это эмоциональное состояние возникает в тот момент, когда человек не получает полноценного внимания со стороны других людей, когда он не чувствует положительной эмоциональной связи с людьми или боится ее потерять. При этом людей вокруг него может быть много и они даже могут с ним общаться. Все дело в форме этого общения – человека могут просто не слушать, не слышать и не понимать. Часто, общаясь с людьми, мы чувствуем, что они нас просто не слышат, а значит и не понимают, и поэтому мы начинаем чувствовать себя одинокими. Получается, что общение с людьми у нас вроде и происходит, но оно напоминает общение со стенкой, от которого мало проку. Так что вовсе необязательно жить на необитаемом острове и быть изолированным от общества, чтобы чувствовать себя одиноким, можно и в окружении огромного числа людей, не только чувствовать, но и действительно быть одиноким человеком – если всем на тебя наплевать.

Но почему нам самим не наплевать на тех, кому наплевать на нас? А потому, что существа мы социальные, мы все зависим друг от друга, потому что являемся частичками единого целого, не говоря уже о том, что каждому из нас необходим партнер для полноценной жизни. Так задумала природа, чтобы человек стремился продолжить свой род и поддерживал жизнь на земле и чтобы заботился не только о себе, но и об окружающих его людях, поскольку это повышает его выживаемость. Вместе, люди способны на многое, они смогли построить цивилизацию и сообща могут решить любые возникающие у них проблемы, а вот поодиночке они просто вымрут. Поэтому такое социально-психологическое явление, как одиночество, вполне объяснимо. Мы чувствуем себя одинокими потому, что мы себя сами такими делаем – мы отчуждаемся, уходим друг от друга, мы подчеркиваем свою индивидуальность, забывая о необходимости вписаться в окружающее нас общество, заметив в нем других людей и став заметными самим. И нам никогда не будет комфортно, пока мы объективно будем одинокими, пока мы не научимся быть не только самими собой, но и частью того общества, в котором мы живем, а желательно, и частью всего человечества. Так что мы не можем быть равнодушными к другим людям, особенно в тех случаях, когда нам не хватает внимания, общения, понимания, уважения и любви. Однако если мы получаем от других людей слишком много внимания, мы неизбежно начинаем им пренебрегать, мы начинаем выбирать – с кем нам интересно и выгодно общаться, а с кем нет. Если у вас нет друзей, нет подходящего партнера – вы конечно же будете чувствовать себя одинокими. Но вполне возможно, друзья, что сами вы тоже в настоящий момент кого-нибудь не замечаете, кто замечает вас. Подумайте об этом.

У одиночества, между тем, есть и положительная сторона – это уединенность. Некоторые люди не нуждаются в постоянном и обильном общении с другими людьми, они могут вести полноценный внутренний диалог с самими собой, они могут размышлять, читать книги, делать какие-нибудь любимые дела и им будет вполне комфортно. Одиночество для таких людей не наказание, а благодать, правда, в умеренных количествах, ибо как уже было сказано выше – в контактах с людьми и в их внимании к нам, нуждаемся мы все. Но в определенной степени мы все нуждаемся и в одиночестве, другое дело, что из-за этого мы не должны закрываться от внешнего мира, иначе мы станем изгоями, одиночками, замкнутыми в себе людьми. А это нам на пользу не пойдет, будьте уверены. Поэтому не старайтесь заменить общение с людьми общением с самим собой, от одиночества вас это не спасет. Дополнить общение с людьми общением с собой – дополните, но не заменяйте им его, живите полноценной жизнью – ищите себе подходящих собеседников и общайтесь с ними.

Но вернемся с вами к негативной стороне одиночества, в конце концов, для большинства людей одиночество является проблемой, а не благом, которую им как-то надо решить, чтобы не страдать из-за нее. А как ее можно решить? Для начала, друзья, необходимо выяснить, что эту проблему вызывает. Обратите внимание на образ вашей жизни и на ваше отношение к другим людям. Если вы ведете отчужденный образ жизни, если вы по каким-то причинам изолированы от других людей, то эту ситуацию вам необходимо исправлять – вам необходимо выходить в люди, чтобы иметь возможность общаться с ними. Если же вы общаетесь с людьми, но при этом не понимаете их, а они не понимают вас, из-за чего у вас возникают конфликты во время общения, вынуждающие вас отстраняться от них или их отстраняться от вас, тогда вам обязательно необходимо поработать над вашей манерой общения. В большинстве случаев мы лишаемся внимания к себе со стороны других людей, из-за нашего их непонимания, которое трактуем, как непонимание ими нас. Но обвинять других людей в том, что они не хотят с нами общаться или не хотят нас понимать – просто бессмысленно. Люди ведут себя с нами так, как им хочется и как они вынуждены себя вести, и что самое главное, они ведут себя с нами так – как мы позволяем им себя с нами вести. Так что если мы не хотим слышать друг друга, тогда наше общение будет настолько бессмысленным, что его можно будет сравнить с общением со стенкой, и следовательно, ни о каком взаимопонимании и речи быть не может при таком мертвом общении. Так почему же мы плюем друг на друга, почему друг друга не замечаем, не слышим друг друга и не хотим друг друга понять? Все дело в нашем воспитании? Да, и в нем тоже, многие люди эгоистичны и поэтому безразличны к другим людям, а те в свою очередь, безразличны к ним. Вот и чувствуем мы все себя одинокими, даже в крупных городах, где полно людей, и даже имея под рукой интернет, в котором можно общаться с кем угодно и на какие угодно темы. Но эгоизм эгоизмом, а основной проблемой для человека, делающего одинокими других людей, а заодно и самого себя, является отсутствие у него необходимости в других людях. Мы не нуждаемся друг в друге настолько сильно, чтобы желать друг друга понять. Вернее, мы считаем, что не нуждаемся друг в друге, и мы чаще видим в других людях больше врагов, чем друзей и поэтому стараемся от них отстраниться или просто не замечать их. Из-за этого, как я уже сказал выше – мы сами делаем себя одинокими. У нас должна быть потребность в тех, кто вокруг нас, тогда мы будем более открытыми и доброжелательными к ним, а если мы этой потребности чувствовать не будем, тогда другие люди нам будут только мешать.

Как часто мы жалуемся на то, что нам не хватает внимания, любви, уважения, понимания? А что лично мы сделали для того, чтобы это все у нас было? Мы принимаем ту любовь, которую предлагают нам другие люди, которые искренне нас любят, мы уважаем их внимание к нам, мы пытаемся понять других людей, когда общаемся с ними? Увы, друзья, но в большинстве случаев мы ничего этого не делаем, во всяком случае, большинство из нас – не ценят должным образом внимание, любовь, понимание и уважение к себе со стороны других людей. И в итоге некоторые из нас приходят к гордому одиночеству, в котором некоторые люди из-за своей гордости и упорства пребывают в течение всей своей жизни. А ведь всего-то надо, попытаться понять других людей, попытаться услышать их и найти с ними общий язык. Но люди слишком эгоистичны для этого, они в основном ориентируются на собственные чувства, на собственные желания, на собственные интересы, а до других им дела нет. Иногда это оправдано, иногда нет, но в большинстве случаев, не чувствуя потребности во внимании к себе со стороны некоторых людей, мы лишаем себя возможности жить насыщенной и полноценной жизнью, в которой у нас будет много друзей и поклонников. Одинокими просто так не становятся, этому обязательно предшествуют определенные действия со стороны человека, которые вынуждают людей отстраниться от него. Иногда друзья, действительно следует быть проще, чтобы к тебе начали тянуться люди.

Я абсолютно уверен в том, что в каждом из нас нуждаются многие люди, равно как и мы сами, тоже нуждаемся во многих из них. Мы все нуждаемся друг в друге, в той или иной мере. Стоит нам это осознать, и мы непременно откроемся друг другу и станем друг к другу ближе, и не физически ближе, с этим сегодня вроде проблем нет, а духовно. Пора бы нам отказаться от потребительского отношения к людям и перейти на новую ступень восприятия этого мира, при котором наши отношения друг с другом приобретут качественно новую форму. Люди должны расти и развиваться, чтобы такие примитивные и бессмысленные проблемы, как одиночество перестали их беспокоить. Рекомендую вам также заняться какой-нибудь творческой деятельностью, которая с лихвой компенсирует вам недостаток внимания к вам со стороны других людей. Иногда мы просто чувствуем себя одинокими, но не являемся таковыми на самом деле, мы просто не имеем возможности выразить себя и поэтому нам кажется, что никто нас не понимает. Выразите себя в какой-нибудь интересной вам работе, ведь в каждом без исключения человеке есть какой-то талант, выявив и развив который он способен удивить мир своим чудесным творением и выразить этим самого себя. Тогда и внимание, и признание, и уважение, и любовь вам будут обеспечены. Люди не смогут не заметить человека, который создал что-то прекрасное.

И не бойтесь людей, друзья. Они, конечно, не идеальны, а иногда и опасны, но все же без них никто из нас жить полноценной жизнью не сможет. Вам не обязательно общаться со всеми людьми, общайтесь только с теми из них, кто ближе вам по духу и характеру, этого будет вполне достаточно для того, чтобы вы не чувствовали себя одинокими. Старайтесь изучить людей, понять их, изучить их интересы, цели, желания, и тогда вы сможете влиться в их картину мира и помочь им понять вас. Обратите их внимание на себя с помощью своей активности и энергичности, ведь активных и энергичных людей сложно не заметить. Имейте в виду, что многие люди просто не понимают, какой должна быть их жизнь, какими людьми им следует в этой жизни себя окружить, и кому они сами в ней нужны. Поэтому постарайтесь убедить их в том, что им нужны вы, покажите им себя во всей красе. И вас примут. Люди запутались в ими же созданном мире, в котором так много информации, что в ней можно утонуть. Поэтому им часто сложно сосредоточить свое внимание даже на самих себе, не говоря уже о ком-то другом, кто их окружает. Люди вокруг есть, а человек их не замечает, не общается с ними полноценно, поэтому и чувствует себя одиноким. Одиночество – это придуманная нами проблема, в действительности его не существует. Есть только непонимание людьми друг друга и их невнимание друг к другу, из-за которых и возникает это тяжелое чувство.

1. Научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.

3. Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Ход классного часа:

I. Орг. Момент

II. Введение.

- Ц.З. Послушайте отрывок современной песни и скажите, какое настроение у вас после прослушивания этой песни?

- Ц.З. Какое настроение у вас после прослушивания этой песни? (Музыка действительно зажигательная и энергичная).

- Давайте обратимся к словам песни. О чём эта песня?

Каменная леди, ледяная сказка

Вместо сердца - камень, вместо чувства маска,

И что, больно всё равно.

Одинокой кошкой вольным диким зверем.

Никогда не плачет, никому не верит,

И что, больно всё равно.

Я не чувствую сердце, я не чувствую руку

Я сама так решила, тишина мне подруга

Лучше б я согрешила, одиночество-мука.

- Как автор песни называет одиночество? (сволочь, скука, мука)

- Какие слова использует автор, описывая состояние человека испытывающего одиночество?

- Ребята, кто готов назвать тему нашего сегодняшнего классного часа. (Одиночество)

IV. Основная часть.

- Что для вас одиночество?

- Ребята, а вы когда-нибудь испытывали ли чувство одиночества?

- Скажите, что такое одиночество?

- Одиночество у подростка – это ОСТРОЕ БЕСПОКОЙСТВО И НАПРЯЖЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ СО СТРЕМЛЕНИЕМ ИМЕТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

- Одиночество у подростка – это состояние, когда тебя не понимают окружающие.

- Как вы думаете, одинокому человеку легко жить в состоянии, когда его не понимают или тяжело?

- Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера присущи ему? Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос. Сейчас мы будем выбирать прилагательные, которые характеризуют одинокого человека. Прочитайте все слова, исключите лишние по вашему мнению.

-Злой, угрюмый, улыбчивый, задумчивый, печальный, отзывчивый, хмурый, ласковый, смеющийся, щедрый, жизнерадостный, открытый, мрачный, беззаботный, молчаливый, добрый, понимающий, умеющий слушать, нелюдимый, общительный, эгоистичный, самовлюблённый.

-Итог: Как вы думаете, одиночество мальчиков и девочек проявляется по-разному или одинаково?

- У мальчиков выражается в страхах и агрессивном поведении. У девочек – обостряется чувство одиночества и отчужденности.

- У одиночества подростка есть две стороны - положительная и отрицательная.

Разбери в две колонки высказывания и докажи, 1 группа – положительную сторону, 2 группа – отрицательную сторону:

стремление к уединению

попытка разобраться в самом себе

привести себя в состояние равновесия

способствует развитию тяжелого расстройства личности

теряется вера в дружбу, любовь

появляется чувство не нужности

формируются различные комплексы

- При какой стороне одиночества подростку необходима помощь?

г) Состояние одинокого подростка.

- Что вы испытали, когда были одиноки?

- Какие чувства испытывает подросток, когда он становится одиноким? Постарайтесь вместе обсудить и исключить лишнее, по вашему мнению

хочется съесть что-нибудь вкусненькое

ощущение физического нездоровья,

здоров и полон сил

весёлый и общительный

непредсказуемость в поступках,

постоянное недовольство собой.

- Как вы думаете, легко ли находится в таком состоянии?

Упражнение направлено на взаимопонимание, снятие напряжения, развитие умения справляться с одиночеством и депрессией. Это стимулирует аффилиативную потребность подростка: быть с другими нестрашно, поскольку в чем–то ты похож на других.

д) Анализ рисунков предварительно нарисованных учащимися.

Краски оптимизма и пессимизма.

Цель: Дать возможность участникам подумать над причинами своего одиночества.
Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Левой рукой, выбирая карандаш того цвета, который вам нравится, начинайте рисовать произвольные линии. Старайтесь не задумываться, а рисовать спонтанно, освобождая руку от влияния своих мыслей и подчиняясь только внутреннему желанию. Если через какое-то время вам захочется взять карандаш другого цвета, сделайте это. Каждый раз выбирайте цвет карандашей и направленность рисунка в соответствии со своим желанием. Ваш свободный рисунок, состоящий из различных цветных линий, должен постепенно заполнить все пространство листа. Не должно оставаться никаких свободных мест.
После того как рисунок будет закончен, посмотрите на него. Карандаши каких цветов вы предпочли? Не удивляйтесь тому, что, кроме темных цветов, вы выбирали также светлые и, возможно, даже яркие.
Это свидетельствует о том, что в действительности свое настроение мы оцениваем более негативно, чем на самом деле. Спонтанный рисунок левой рукой отражает наше внутреннее состояние близко к тому, каково оно на самом деле (на рисунок 15 минут).
Вопросы для обсуждения в общем кругу:
1. Что для вас одиночество?
2. Что вы испытываете, когда совсем одиноки?
3. Что помогает вам преодолеть это чувство?

- Все ребята рассаживаются по кругу. В центре круга стоит стул, на котором сидит так называемый актер из числа желающих учащихся, который должен играть роль замкнутого и одинокого человека.

Учащиеся имеют право к нему прикасаться, обращаться к нему и т. д. Времени ученику дается лишь одна минута.

Итог. Если вы испытываете чувство одиночества, и это стало уже проблемой. Какие пути выхода из этой проблемы вы видите?

- Проблема одиночества актуально во все времена. Посмотрите внимательно ролик Питерских студентов и ответьте на вопрос.

Ц.З.- Какой выход может найти подросток, если одиночество стало для него проблемой?

- Чем опасно одиночество, если оно стало уже проблемой, бедой.

- Решают ли проблему одиночества данные пути выхода?

IV . Заключительная часть.

а) Пути выхода из состояния одиночества

- Что делать, чтобы выйти из состояния одиночества или депрессии?

стань нужным другим

заботься о ком – нибудь

проявляй участие и сострадание

цени собственное достоинство

заботься о безопасности не только своей, но и окружающих

- Как вы думаете, кто сможет помочь вам, когда вы испытываете чувство одиночества?

Разговор с человеком с похожей проблемой

всероссийский телефон доверия для детей - 8 800 2000 122

помощь близких людей

школьный психолог, классный руководитель

Это смотря с какой стороны посмотреть.. . Я не сторонница четкиx диагнозов типа: беда или вина или даже роскошь, ведь одиночество это прежде всего - состояние, а причина и следствие могут быть какими угодно. например, если все xорошо , и ты занят чем-то дельным , то одиночество воспринимается как награда , если ты по-жизни неприкаянный , то одиночество будет бедой … . Тут все от человека зависит .
. для меня например одиночество в радость.

V . Итог. Рефлексия.

Упражнение направлено на развитие взаимопонимания.

Какое у тебя настроение?

У тебя много друзей?

Ты можешь утверждать, что ты одинок?

Легко ли жить одинокому человеку?

Можешь ли ты помочь другу преодолеть одиночество?

С кем ты готов поделиться, если тебе одиноко?

У тебя есть друзья в классе, которые тебе смогут помочь?

Какие у тебя есть положительные качества в характере ?

Твоя душа полна стремленьем жить.

И обязательно найдешь свою дорогу.

Ты обязательно счастливым должен быть!

Пусть утихают беды понемногу.

В тебе так много звонкой доброты.

В тебе так много нежности, вниманья

И так же много детской чистоты,

Которая за гранью пониманья.

Ты - человек, которому всегда

Отдашь без сожаленья свои мысли.

И пусть с небес холодная вода,

И пусть меняются года, недели, числа.

Ты будь счастливым. К этому иди.

Ведь всё на свете этого лишь стоит.

У тебя так много впереди!

А жизнь всё за тебя сама достроит!

- Пусть о слове Одиночество вы слышите только из песни. А если оно вас посетило, то пусть только в радость.
Презентация "Одиночество"
PPTX / 852.15 Кб

Читайте также: