Чем отличается сплошной конспект от выборочного

Обновлено: 05.07.2024

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
План. Конспект. Реферат

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

1. Какие виды плана могут быть использованы для информационной переработки текста? Чем они различаются между собой? Чем отличается план научной статьи от плана, например, рассказа?

2. В чем различия конспекта и реферата? Чем отличается краткий конспект от подробного, сплошной от выборочного и монографический от обзорного. Объясните значение слова монография .

3. Укажите правильные варианты управления: конспект (чего?), реферат (чего?), реферат (на что?), реферирование (чего?), план (чего?) .

4. Составьте словосочетания с терминами план, конспект, реферат .

5. Приведите примеры заголовков рефератов, которые вы писали. Какой аспект текста отражает ваш заголовок?

6. Приведите примеры известных вам общепринятых текстовых сокращений.

1. Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.

Конспект


Задания. Укажите правильные варианты управления: конспект (чего?), реферат (чего?), реферат (на что?), реферирование (чего?), план (чего?). Составьте словосочетания с терминами план, конспект, реферат. Приведите примеры заголовков рефератов, которые вы писали. Какой аспект текста отражает ваш заголовок? Приведите примеры известных вам общепринятых текстовых сокращений.

Текст

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
План. Конспект. Реферат

I. Решаем лингвистические задачи

Какие цитаты из русской литературы оказались узнаваемы в этих текстах? Самостоятельно прочитайте рассказ Т. Толстой.

2. Прочитайте отрывок из эссе И. Бродского. Составьте план отрывка, продолжив или вставив предложения.

По глубокому моему убеждению, за вычетом литературы двух последних столетий и, возможно, архитектуры своей бывшей столицы, единственное, чем может гордиться Россия, – это историей собственного флота. Не из-за эффектных его побед, коих было не так уж много, но ввиду благородства духа, оживлявшего сие предприятие. Вы скажете – причуда, а то и вычура; однако порождение ума единственного мечтателя среди русских императоров, Петра Великого, воистину представляется мне гибридом вышеупомянутой литературы с архитектурой. Создававшийся по образцу британского флота, менее функциональный, скорее декоративный, проникнутый духом открытий, а не завоеваний, склонный скорее к героическому жесту и самопожертвованию, чем к выживанию любой ценой, этот флот действительно был мечтой о безупречном порядке, державшемся на водах мировых морей, поскольку не мог быть достигнут нигде на российской почве.

По сей день я полагаю, что страна только выиграла бы, имей она символом нации не двуглавую имперскую птицу или серп и молот, а флаг русского флота – наш славный, поистине прекрасный Андреевский флаг: косой синий крест на девственно белом фоне (И. Бродский. Полторы комнаты).

I. Парадоксальное утверждение автора: […].

II. Обоснование утверждения: […].

III. Аргументация своей точки зрения:
1. […].
2. […].
3. […].

II. Повторяем теорию

1. Прочитайте определения плана, конспекта и реферата, ответьте на вопросы и выполните задания.

План – одна из распространённых форм свёртывания текста, цель которой – выявить последовательность смысловых частей текста и развития авторской мысли. В плане всегда сохраняется главная информация, то есть, следуя плану, текст можно пересказать (развернуть). Для составления плана текст делят на законченные смысловые части и озаглавливают каждую из них.

Конспект – особый вид вторичного текста, основой которого является аналитическая и обобщающая переработка текста-источника. Цель конспектирования – выявить, систематизировать и обобщить информацию, содержащуюся в исходном тексте. При этом известная информация обычно фиксируется кратко, новая – более развёрнуто. В конспекте полученная информация переформулируется, однако он должен обладать связностью и смысловой завершённостью, а потому обычно включает конструкции типа в начале статьи, далее, в заключении и др. Выделяют следующие виды конспекта: краткий и подробный, сплошной и выборочный, монографический и обзорный. Результатом конспектирования должно стать уменьшение объема исходного текста. Однако, исключая избыточную информацию, следует обязательно сохранять дословные формулировки правил, определений, теорем, цитат и т. п., а также имена собственные и даты. В конспекте обычно сокращают повторяющиеся слова, например: массовая литература – М. л., лирический герой – Л. г.

Реферат – изложение содержания исходного текста (статьи, ряда статей, монографии, книги и др.). Цель реферирования – кратко и точно изложить содержание исходного текста с обязательным указанием основных фактических сведений и выводов, но без дополнительной интерпретации их автором реферата. Объем реферата определяется содержанием реферируемого текста и задачами, которые ставит перед собой пишущий. Композиция работы зависит от назначения реферата (для реферата по научной статье, например, оптимальным считается представление результатов и выводов в начале текста реферата).

1. Какие виды плана могут быть использованы для информационной переработки текста? Чем они различаются между собой? Чем отличается план научной статьи от плана, например, рассказа?

2. В чем различия конспекта и реферата? Чем отличается краткий конспект от подробного, сплошной от выборочного и монографический от обзорного. Объясните значение слова монография .

3. Укажите правильные варианты управления: конспект (чего?), реферат (чего?), реферат (на что?), реферирование (чего?), план (чего?) .

4. Составьте словосочетания с терминами план, конспект, реферат .

5. Приведите примеры заголовков рефератов, которые вы писали. Какой аспект текста отражает ваш заголовок?

6. Приведите примеры известных вам общепринятых текстовых сокращений.

1. Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.

Вопросы и задания

1. Озаглавьте текст и мотивируйте выбор заголовка.

2. Разделите текст на смысловые части. Составьте простой план текста. Разверните один из пунктов плана.

3. Напишите памятку по сетевому этикету для пользователей Интернета. Разделите её на несколько смысловых частей, например:
— обращение к пользователям,
— рекомендации по речевому поведению (разрешено/ вежливо/ допустимо/ приветствуется и т. п.),
— запреты на определенные типы речевого поведения в Сети (не разрешено/ невежливо/ недопустимо/ не приветствуется и т. п.),
— заключение.

4. Озаглавьте текст памятки. Какой тип заголовка (связанный с темой текста или с его проблемой) представляется вам оптимально воздействующим на читателя? Почему?

5. Какие графические средства вы включите в памятку? Какие цели будет преследовать подобное включение?

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Сейчас практически почти все школьники старшего возраста работают с компьютером, погружающим их в океан самой разнообразной информации Интернет-мира. Им хорошо известны компьютерные термины. Но вряд ли они достаточно знакомы с их историей. Между тем знание истории этих лексических единиц позволяет еще глубже проникнуть в загадки виртуального пространства Вселенной.

Уже в середине 70-х годов прошлого века после появления ЭВМ в русском компьютерном языке появилось много заимствований, занесенных лингвистическим ветром из английского языка. Большое количество компьютерной техники, привезенной из разных стран, заставляло компьютерщиков в самые краткие сроки переводить техническую документацию. Условия рынка вынуждали использовать готовые английские термины, не заботясь о поиске их адекватного соответствия в русском языке. Вычислительные машины в 1975 г. сменили персональные компьютеры, которые затем объединились в Сеть. В 80-е годы XX в. появились сетевые компьютеры net computers . Идея сетевого компьютера не зародилась внезапно в головах лидеров прогресса, она перекочевала в них из времен начала всеобщей компьютеризации.

Т. Нельсон в 70-х годах XX в. предложил идею гипертекста (

Глобализация всех сфер жизни расширяет навигационные пути слов и выражений в современных языках, отдавая предпочтение наиболее актуальным – образным и метким названиям. Поиски единого языка, позволяющего перешагнуть языковые, временные и пространственные преграды, создает интернациональный язык компьютерной терминологии, быстро меняющийся и адаптирующийся к условиям каждого из перенимающих его языков (По И. Наумовой).

Вопросы и задания

1. Расскажите о происхождении других известных вам компьютерных терминов.

2. Оцените заголовок текста. Предложите своё заглавие статьи.

4. Предложите темы рефератов, посвященных влиянию технического прогресса на процессы, происходящие в современном русском языке. Обоснуйте свою тему. Составьте план и библиографию работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕКСТтеория

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕКСТтеория

Определение Текст [латин. textum, букв. сотканное] – всякая запечатленная в п.

Определение
Текст [латин. textum, букв. сотканное] – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде (Д. Ушаков. Толковый словарь русского языка).
Текст [от лат. textus - ткань, сплетение] – в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности. Текст обладает определенной прагматической установкой, жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь).

Выполните заданиеПрочитайте фрагмент энциклопедической статьи о разных типах.

Выполните задание
Прочитайте фрагмент энциклопедической статьи о разных типах информации в тексте. Заполните пропуски, используя слова для вставки: публицистический, официально-деловой, достоверность, репортажи, заметки, служебная записка, инструкция, статья, тезисы, подзаголовок, эпиграф, реминисценции.

Обратившись к словарям, дайте определения понятий аллюзия, реминисценция, иро.

Обратившись к словарям, дайте определения понятий
аллюзия, реминисценция, ирония, ассоциация, аннотация, коммуникация, контекст, интерпретация.

Ответьте на вопросы и выполните задания. Прочитайте отрывки из энциклопедич.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

Прочитайте разные определения композицииОбъясните, чем отличаются разновиднос.

Прочитайте разные определения композиции
Объясните, чем отличаются разновидности композиции: линейная, инверсионная, кольцевая.

Словарь литературоведческих терминов.КОМПОЗИЦИЯ [от лат. compositio – ‘состав.

Справочник издателя. КОМПОЗИЦИЯ – построение текста, которое должно отвечать.

Справочник издателя.
КОМПОЗИЦИЯ – построение текста, которое должно отвечать ряду требований: обеспечивать выполнение целевого назначения текста любого типа и стиля речи, а также доступное и точное восприятие содержащейся в нем информации читателем.

Большая советская энциклопедия КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произ.

Большая советская энциклопедия

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие; важнейший компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В литературе под композицией понимают расположение и связь разнородных элементов художественной формы литературного произведения: расстановку и соотнесенность характеров (система образов), событий и поступков (композиция сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов), способов повествования (собственно повествовательная композиция). Важнейшим аспектом композиции является также последовательность действий и событий в художественном произведении.

Элементы композицииПрочитайте информацию. Составьте план-конспект статьи.

Элементы композиции
Прочитайте информацию.
Составьте план-конспект статьи.

ИНФОРМАЦОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТААннотация. Резюме. Тезисы. Заголовок.

ИНФОРМАЦОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
Аннотация. Резюме. Тезисы. Заголовок.

ИНФОРМАЦОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА Информационная переработка текста – процесс.

ИНФОРМАЦОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА

Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Информационная переработка научных, научно-популярных, учебно-научных и (реже) публицистических или художественных текстов – это написание на их основе планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. п. Различные виды переработки текста позволяют в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта), развёрнуто или кратко передать его содержание (в форме устного пересказа, подробного, сжатого и выборочного изложения, аннотации, оглавления), создать оригинальный текст на основе текста-источника (в жанре реферата, резюме), выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок). Созданный на основе текста-источника новый текст носит название вторичного.

Вопросы и задания Дайте определения понятия резюме. Какие виды резюме вам изв.

Вопросы и задания

Дайте определения понятия резюме. Какие виды резюме вам известны? Какие задачи они выполняют? В чем заключается отличие резюме от аннотации?
Для чего составляются тезисы? Каковы главные принципы отбора текстовой информации для этого вида переработки текста?
Укажите правильные варианты управления: аннотация (чего?), резюме (на что?), аннотация (на что?), резюме (чего?), аннотация (к чему?), тезисы (чего?), тезисы (к чему?).
Составьте словосочетания с терминами резюме, аннотация, тезисы.

Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения. 1. ___.

Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения.

1. _____________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначения и другие особенности с целью проинформировать о содержании текста-источника.
2. _____________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводы научной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли изучать её целиком.
Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения.3. _____.

Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения.
3. _____________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или проблематике.
4. _____________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей.
5. _____________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста.
Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения.5. _____.

Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения.
5. _____________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста.
6. _____________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др., задача которой – полноценно проинформировать о содержании текста-источника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.
Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА План. Конспект. Реферат

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА

План. Конспект. Реферат

Что такое планПлан – одна из распространённых форм свёртывания текста, цель к.

Что такое план
План – одна из распространённых форм свёртывания текста, цель которой – выявить последовательность смысловых частей текста и развития авторской мысли. В плане всегда сохраняется главная информация, то есть, следуя плану, текст можно пересказать (развернуть). Для составления плана текст делят на законченные смысловые части и озаглавливают каждую из них.

Что такое рефератРеферат - изложение содержания исходного текста (статьи, ряд.

Что такое реферат
Реферат - изложение содержания исходного текста (статьи, ряда статей, монографии, книги и др.). Цель реферирования - кратко и точно изложить содержание исходного текста с обязательным указанием основных фактических сведений и выводов, но без дополнительной интерпретации их автором реферата. Объем реферата определяется содержанием реферируемого текста и задачами, которые ставит перед собой пишущий. Композиция работы зависит от назначения реферата (для реферата по научной статье, например, оптимальным считается представление результатов и выводов в начале текста реферата).

Задания Какие виды плана могут быть использованы для информационной перерабо.

Какие виды плана могут быть использованы для информационной переработки текста? Чем они различаются между собой? Чем отличается план научной статьи от плана, например, рассказа?
В чем различия конспекта и реферата? Чем отличается краткий конспект от подробного, сплошной от выборочного и монографический от обзорного. Объясните значение слова монография.

Задания Укажите правильные варианты управления: конспект (чего?), реферат (че.

Укажите правильные варианты управления: конспект (чего?), реферат (чего?), реферат (на что?), реферирование (чего?), план (чего?).
Составьте словосочетания с терминами план, конспект, реферат.
Приведите примеры заголовков рефератов, которые вы писали. Какой аспект текста отражает ваш заголовок?
Приведите примеры известных вам общепринятых текстовых сокращений.

Что такое конспектКонспект – особый вид вторичного текста, основой которого я.

Что такое конспект
Конспект – особый вид вторичного текста, основой которого является аналитическая и обобщающая переработка текста-источника. Цель конспектирования – выявить, систематизировать и обобщить информацию, содержащуюся в исходном тексте. При этом известная информация обычно фиксируется кратко, новая – более развёрнуто. В конспекте полученная информация переформулируется, однако он должен обладать связностью и смысловой завершённостью, а потому обычно включает конструкции типа в начале статьи, далее, в заключении и др. Выделяют следующие виды конспекта: краткий и подробный, сплошной и выборочный, монографический и обзорный. Результатом конспектирования должно стать уменьшение объема исходного текста. Однако, исключая избыточную информацию, следует обязательно сохранять дословные формулировки правил, определений, теорем, цитат и т. п., а также имена собственные и даты. В конспекте обычно сокращают повторяющиеся слова, например: массовая литература – М. л., лирический герой – Л.г.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Конспект – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.

Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.

Существует две разновидности конспектирования :

- конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья);

Конспект может быть кратким или подробным.

Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.

Если вы работаете с печатным источником, надо знать следующее. Текст состоит из абзацев. Их назначение – облегчить зрительное восприятие текста и обозначить начало новой авторской мысли, положения. Очень важно научиться выражать главную мысль, заключенную в абзаце, своими словами, сохранив при этом логику изложения текста автором. Иногда из абзаца можно извлечь не один, а несколько тезисов.

Форма записи материала может быть различной - в зависимости от специфики изучаемого предмета; уместны и свои краткие пояснения к записям.

Записи ведутся в произвольной форме, важнейшие мысли выделяют цветными фломастерами или применяют боковые пометки, выделяющие подтемы.

Не следует много и подробно все записывать, запись конспекта лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами.

Также целесообразно придерживаться ряда следующих правил.

1. После записи ориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литература) важно попытаться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками, доказательствами, а затем и выводами.

2. Записывать следует основные положения и доказывающие их аргументы, наиболее яркие примеры и факты, поставленные преподавателем вопросы для самостоятельной проработки.

3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение абзацев, подчеркивание главного и т.д.

Сам конспект предполагает дальнейшую самостоятельную работу над ним (глубокое осмысление его содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над конспектом выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях.

1. Основа конспекта – тезис;

2. Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);

3. Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;

4. Не увлекайтесь пересказом;

5. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы;

6. Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.

ЧТЕНИЕ И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Найдя необходимую информацию, следует приступить к чтению и конспектированию материалов по теме.

Не следует стараться сразу приступать к конспектированию той или иной книги или статьи.

Внимательно вчитайтесь в ее заголовок и подзаголовок, прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением. Это поможет в общих чертах понять проблематику книги и логику ее изложения. Прочитайте введение и заключение, так как во введении ставится рассматриваемая(ые) проблема(ы), а в заключении подводится итог исследования, делаются выводы по существу поставленных проблем. Если указанная предварительная работа с книгой будет проведена основательно и вдумчиво, то при дальнейшем конспектировании будет легче отделить главное от второстепенного, одну смысловую единицу книги – от другой. Будет легче отобрать материал, необходимый для решения проблем.

Предварительно ознакомившись с книгой, можно приступать к такому важному этапу, как конспектирование.

Что такое конспект? Конспект – это созданный учеником текст, который в той или иной форме отражает основные моменты конспектируемой литературы. Конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, используя его, можно было ответить на любой вопрос на выбранную тему.

Для конспектирования необходимо завести отдельную общую подписанную тетрадь. Основное место в ней как раз и будут занимать конспекты.

Ученик может конспектировать материал, руководствуясь двумя подходами:

1) конспектирование ведется по отдельным выбранным вопросам;

В каждом подходе есть свои плюсы и минусы. Когда идет конспектирование по вопросам, сначала указывается название вопроса, а затем из каждого материала конспектируется только то, что имеет отношение к данному конкретному вопросу. Предметом конспектирования здесь является не какая-либо книга или статья, а тема, проблема, содержащаяся в вопросе. Поэтому книги и статьи здесь конспектируются не целиком, а лишь в той степени, в какой это необходимо для раскрытия вопроса. Плюсами такого подхода для ученика является то, что весь материал по вопросу находится рядом, легче выстроить план ответа, легче, при необходимости, сравнить различные точки зрения авторов работ.

Что касается конспектирования от начала и до конца, то здесь больше шансов сохранить концепцию и логику автора. Но существует риск, что ученик окажется в плену логики автора книги или статьи.

Какой подход применить при конспектировании – каждый ученик должен определить для себя сам. Но при этом необходимо руководствоваться следующими правилами. Если конспектирование проводится по отдельным вопросам, то на полях (а поля в тетради для конспектов обязательны) необходимо указывать выходные данные статьи, книги и проч., откуда взят материал. Выходные данные книги необходимо переписать с оборота титульного листа и обязательно указать страницу(ы), которая(ые) законспектирована(ы). В выходных данных статьи необходимо указать фамилию автора, название, знак //, название журнала или сборника, откуда законспектирован материал, для журнала – года издания и номер, для сборника – название, место и год издания, и в заключение – номер страницы. Если законспектирована статья или книга целиком, то на полях, кроме номера страниц, к которым относятся фрагменты конспекта, обязательно следует указывать к какому вопросу относится данный материал. Так как при таком методе конспектирования материал по каждому вопросу семинара будет разбросан по всему конспекту, чтобы быстро найти его можно применить закладки, на которых следует указать номера вопросов.

В любом случае, каждый смысловой абзац конспекта должен быть озаглавлен (или должна быть коротко выражена его главная мысль) и эти записи следует делать на полях. Это поможет быстрее ориентироваться в собственном конспекте.

Какие бывают виды конспектов?

Пожалуй, самым доступным для составителя является конспект в виде цитат. В литературе выделяются наиболее принципиальные моменты, связанные друг с другом логическими переходами и заносятся в конспект в виде цитат. Положительной стороной подобного конспекта является его доступность для составителя. Недаром к нему прибегают студенты на начальных этапах своей студенческой биографии. Немаловажно, что в нем практически нельзя исказить мысль автора изучаемой работы (хотя такое, в принципе, возможно, если в качестве цитат будут выделены не принципиальные, а второстепенные положения документа, монографии, статьи и т. п.). Разумеется, в таком виде конспектирования есть и свои слабые стороны. Составляя его, студент привыкает передавать положения изучаемой работы только мыслями ее автора. При этом на второй план уходит самостоятельное осмысление и интерпретация изучаемой литературы. Это особенно проявляется, когда конспект составлен без глубокой проработки материала.

Противоположностью конспекту в виде цитат является конспект в виде реферата. В нем ученик излагает работу изучаемого автора собственными словами в виде краткого текста (реферата). Это, пожалуй, наиболее сложный и, в то же время, наиболее эффективный вид конспектирования, так как приучает студента к умению самостоятельно облекать мысли в различную словесную форму.

В то же время, при составлении подобного конспекта есть риск исказить, неверно интерпретировать или даже просто неточно выразить положения конспектируемой работы. К такому виду конспектирования следует приступать, уже имея опыт в составлении более простых видов конспектов.

Поэтому начинать нарабатывать опыт конспектирования лучше с простой разновидности конспекта, постепенно добавляя в него элементы более сложных видов. Так, часто применяется так называемый смешанный конспект, в котором наиболее важные положения и выводы приводятся в виде цитат, а иллюстративный материал излагается реферативно. Именно такой вид конспектирования можно, пожалуй, считать одним из наиболее оптимальных для студентов.

Существуют и другие виды конспектов, по-своему сложных, к которым целесообразно прибегать, уже имея первоначальный опыт конспектирования. Например, конспект в виде плана или конспект в виде тезисов.

Конспект в виде плана ориентирует на выделение основных структурных единиц изучаемого текста и отражение их в конспекте в определенной взаимосвязи. К таким структурным единицам можно отнести постановку проблемы, цели и задач исследования, историографию проблемы (в данном контексте – историю рассмотрения данной проблемы в исторической литературе), способы решения проблемы, система аргументации и доказательств автора, заключение и выводы. Компактность плана позволяет не запутаться в большом объеме изучаемой литературы, выделить главное. План наглядно отражает последовательность изложения материала в книгах и статьях. Он особенно способствует приобретению такого полезного навыка, как деление текста на смысловые абзацы.

Конспект в виде плана может содержать только пункты, может, помимо пунктов, еще и подпункты, которые детализируют содержание конспектируемого текста.

Если конспект в виде только одного плана позволит ответить на вопрос (а это значит, что ученик понял и запомнил содержание пунктов плана), то можно им и ограничиться. Если такой уверенности нет, то к пунктам плана (всем, или наиболее принципиальным) следует приложить выписки из текста в виде цитат или реферативного изложения. Так получается план-конспект.

Такие виды конспекта имеют и свои недостатки. И план, и план-конспект по определению схематичны, не имеют детального пояснения к законспектированным мыслям и выводам. Поэтому пользоваться такими видами конспекта целесообразно студентам с очень хорошей памятью. Но так как даже самая хорошая память может подвести, то использовать конспектирование только в виде плана не вполне целесообразно. Его лучше сочетать с другими видами конспектов.

Конспект в виде тезисов делает акцент на концептуальной части изучаемой литературы, на том, что автор доказывает или опровергает, на его аргументах, а не на фактах или иллюстративном материале. При формулировке конспекта в виде тезисов студент может отойти от последовательности изложения (на нее обращает внимание конспект в виде плана) для того, чтобы более четко отразить в конспекте логику автора, изучаемой работы.

Понятно, что составить конспект в виде тезисов можно первоначально лишь на основании глав или параграфов (если речь идет о книге) и лишь потом можно составить обобщающие тезисы, которые будут показывать концепцию автора в целом. В этом первая трудность такого вида конспектирования. Другая трудность состоит в том, что в самих тезисах, как уже отмечалось, обычно не приводятся факты и примеры.

Конспекты в виде цитат, реферата, смешанный конспект и тезисы иногда называются в литературе текстуальными конспектами. При необходимости можно составить и хронологическую таблицу, которая будет дополнять текстуальные конспекты и сама будет являться своеобразным конспектом, отражающим хронологическую последовательность событий.

Приведенные выше методические указания по конспектированию касались конспектирования литературы, полученной в библиотеке. Активное использование студентами возможностей Internet делает необходимым сформулировать дополнительные методические указания.

Работа с материалами из Internet.

Материалы из Internet также нуждаются в конспектировании! Некоторые преподаватели настаивают, чтобы материалы из Internet были законспектированы в обычной семинарской тетради традиционными видами конспектирования, естественно, с отсылками на соответствующие электронные адреса. При этом распечаток не требуется. Данное требование исходит из того, что при записи в тетрадь происходит не просто чтение и осмысление материала, а подключается так называемая моторная память, способствующая запоминанию.

Возможен и другой подход. В обычной тетради составляются конспекты литературы. Но к ней прикладывается папка, где в систематизированном виде содержатся распечатки по теме материалов из Internet.. Но главное – с каждой распечаткой должна быть проделана та же работа, что и при обычном конспектировании..

Текст должен быть внимательно прочитан и осмыслен. Основные мысли автора должны быть подчеркнуты (или выделены маркером), то есть должна быть проведена работа, которая осуществляется при составлении конспекта в виде цитат, только переписывание заменяется выделением необходимых строк. Если содержание распечатки требует других видов конспектирования – реферата, плана, тезисов, то они должны быть сделаны на отдельных листах, прикрепленных к тексту распечатки. Каждый лист распечатки должен содержать как можно больше пометок ученика, тех, которые в обычной тетради делаются на полях. Без этого материалы Internet не помогут, в них довольно сложно будет найти ответ на интересуемый вопрос, даже если он там есть.

Любой вид конспекта, составленный в процессе самообучения, нуждается в повторном прочтении, осмыслении и запоминании его основных моментов.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: