Кинематика конспект для егэ

Обновлено: 01.07.2024

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.

Равномерное прямолинейное движение. Уравнение равномерного движения. Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном движении. Скорость. Средняя скорость движения. Относительность движения. Сложение скоростей.

Равноускоренное прямолинейное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении. Уравнения движения, скорости при равноускоренном движении. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения.

Механическое движение - это изменение положения тел в пространстве относительно других тел. Механическое движение относительно: тело движется по-разному относительно разных тел.

Тело отсчета – тело, относительно которого рассматривают движение. Тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для измерения времени составляют систему отсчета .

Траектория – линия, вдоль которой тело движется.

Путь – это длина траектория. В

Перемещение – вектор, соединяющий начальную и траектория

конечную точку траектории.

Материальная точка - тело, размерами которого можно в данных условиях пренебречь.

Равномерное прямолинейное движение - это движение при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути.

Скорость – это физическая величина, показывающая какое перемещение совершило тело за единицу времени.

- скорость. Единица измерения – 1 м/с;

Средняя скорость – физическая величина, равная отношению всего пройденного пути ко всему времени.

Уравнение равномерного движения: Х = Х 0 + S ; X = X 0 + V · t ;

X – координата тела, Х 0 – начальная координата.

Равноускоренное движение - это движение, при котором, скорость тела за любые равные промежутки времени увеличивается одинаково.

Ускорение – это физическая векторная величина, численно равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.

Единица измерения - м/с 2 ;

Формулы равноускоренного движения: S = V 0 t + S =

V 0 – начальная скорость, V – конечная скорость тела.

Уравнение движения равноускоренного движения:

Х = Х 0 + S; X = X 0 + V 0 ·t +

Падение тела в вакууме под действием притяжения Земли называют свободным падением .

Все свободно падающие тела движутся равноускоренно с постоянным ускорение равным 9,8 м/с 2 . Это ускорение называют ускорением свободного падения.

Н = V 0 t + V = V 0 + g t ; H =

Равномерное движение. Равноускоренное движение. Равнозамедленное движение.

Графики скорости. На графике скорости площадь заштрихованной части равна модулю перемещения.

Равномерное движение. Равноускоренное движение. Равнозамедленное движение.

Равномерное движение. Равноускоренное движение. Равнозамедленное движение.

Кинематика. 1. Свободное падение.

2. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

y Уравнения движения: :

Максимальная высота Н мак =

V 0 H мак Дальность полета: Х =

4.Движение тела, брошенного горизонтально с некоторой высоты.

у Время полета такое же, как при свободном падении с той же

высоты при V 0 = 0.

h у = h - время движения: у = 0; h = gt 2 /2; t =

х ( дальность полета)

11 класс. Подготовка к ЕГЭ. Кинематика Часть А.

1. Тело движется вдоль оси Ох. На рисунке изображен график зависимости проекции ускорения а х от времени. В момент времени t = 0 проекция скорости тела V x = 3 м/с. Чему равна V x в момент времени t = 2c? а х м/с

1) 6 м/с; 2) 2 м/с; 3) 3 м/с; 4) 4 м/с;

2. На рисунке изображен график зависимости проекции скорости тела на ось времени. В момент времени t = 0 координата тела х 0 = 0. В какой момент времени на интервале от 0 до 11 с модуль координаты х имеет максимальное значение?

1) 7 с; 2) 9с; 3) 11 с; 4) 6с;

0 2 4 6 8 10 t , c

3.Тело движется вдоль оси ОХ. На рисунке 2 4 6

изображен график зависимости проекции скорости V x

от времени. В момент времени t =0 координата тела

х 0 = 20 м. Чему равна координата тела в момент времени -4

1) 16 м; 2) 8 м; 3) 4 м; 4) 24 м;

4. Мяч бросили вертикально вниз с начальной V y , м/с

скоростью. В течение первых 3 с движения его. 19,6

скорость изменялась, как показано на графике.

Найдите модуль перемещения мяча за первые 3 с. 9,8

5.Для пружинного маятника известны: масса маятника m, коэффициент жесткости пружины K, амплитуда колебаний А. Определите скорость груза при прохождении положения равновесия.

6. Уменьшить частоту малых колебаний математического

маятника, совершающего гармонические колебания, X ,м

1) уменьшением длины подвеса;

2) увеличением амплитуды колебаний 7

3) увеличением массы груза

4) увеличением длины подвеса; 5

9(240) Тело движется вдоль оси ОХ. На рисунке

приведен график (парабола) зависимости координаты 3

тела от времени. В момент времени t = 0 скорость тела V 0 x = 0. Чему равна скорость тела в момент времени 1 2 3 t , c

16. Мальчик на санках равноускоренно съезжает со снежной горки. Скорость санок в конце спуска 10 м/с. Каково ускорение движения мальчика на санках? Спуск начинается из состояния покоя.

1) 0,05 м/с 2 . 2) 0,5 м/с 2 . 3) 2 м/с 2 . 4) 200 м/с 2 .

17.Тело, брошенное вертикально вверх, через некоторое время упало на Землю. Какой из приведенных графиков зависимости проекции скорости V у на вертикальную ось ОУ от времени соответствует указанному движению тела? Система отсчета связана с Землей, ось ОУ направлена вверх.

t 1 t 2 t t 1 t 2 t t 1 t 2 t t 1 t 2 t

18.(252-05) Четыре тела движутся вдоль оси Х. 3

На рисунке изображены графики зависимости

проекции скоростей V x этих тел от времени. Г

Какое из этих тел совершит наибольшее по 1

модулю перемещение за первые 2 с движения7 1 2 3 4 t , c

1) А; 2) Б 3) В 4) Г

20.(233) Ускорение материальной точки, совершающей гармонические колебания, изменяется по закону а(t) = 0,1 cos (0,4 t + где величины выражены в СИ. Определите ускорение точки в начальный момент времени. 1) 0,1 м/с 2 ; 2) 0,05 м/с 2 ; 3) 0,08 м/с 2 ; 4 ) 0,09 м/с 2 ;

21(135) Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью10 м/с. Если сопротивлением воздуха пренебречь, то через одну секунду после броска модуль скорости тела будет равен

1) -5 м/с; 2) 0; 3) 5 м/с; 4) 10 м/с;

22. Ускорение велосипедиста на одном из спусков трассы равно 1,2 м/с 2 . На этом спуске его скорость увеличивается на 18 м/с. Велосипедист заканчивает свой спуск после его начала через

1) 0,07 с 20 7,5 с; 3) 15 с; 4) 21,6 с

26(27) Велосипедист начинает спускаться с горы, имея скорость 2 м/с. Время спуска 40 с. Ускорение велосипедиста при спуске постоянно и равно 0,5 м/с 2 . какова скорость в конце спуска? 1) 20 м/с; 2) 22 м/с; 3) 40 м/с; 4) 42 м/с;

28. (11-5) Два автомобиля движутся по прямому шоссе: первый – со скоростью , второй – со скоростью ( -3). Какова скорость второго автомобиля относительно первого? 1) ; 2) - 4; 3) -2; 4) 4;

30.(10-5) Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам. Скорость первого относительно дороги по модулю равна V, а модуль скорости второго относительно первого равен 2 V. В этом случае модуль скорости второго автомобиля относительно дороги равен 1) 0,5 V.2) 3) V; 4) 2V;

32. Скорость велосипедиста на одном из спусков при прямолинейном движении с постоянным ускорением увеличивается на 10 м/с. Спуск заканчивается через 40 с. Ускорение велосипедиста

1) 1 м/с 2 . 2) 2 м/с 2 3) 0,25 м/с 2 4) 0,5 м/с 2 .

34(235-5) Скорость мяча, брошенного вертикально

вверх, изменяется, как показано на графике. 19,8

Найдите координату мяча через 3 с движения, считая

начальную координату равной 0. 9,8

1) 14,7 м; 2) 9,8 м; 3) – 4,9 м; 4) 24,5 м; 1 2 3 4 t,c

36.(9-5) . Два автомобиля движутся по прямой дороге в одном направлении: один со скоростью 50 км/час, а другой – со скоростью 70 км/ч. При этом они 1) сближаются. 20 удаляются. 3) не изменяют расстояние друг от друга. 4) могут сближаться, а могут и удаляться.

39.(26) Как изменится период свободных гармонических колебаний математического маятника, если массу груза уменьшить в 4 раза?

1) увеличится в 4 раза; 2) уменьшится в 2 раза; 3) уменьшится в 4 раза; 4) не изменится;

40.(3-02) На рисунке изображен график изменения

координаты тела с течением времени. В какой Х,м

промежуток времени скорость тела была равна 0?. 3

1) только при t = 0. 2) только от 2 до 5 с. 2

3) только от 5 до 8 с. 4) от 2 до 8 с.

1 2 3 4 5 6 7 8

41. (4-02) Координата тела меняется с течением времени согласно формуле х = 5 – 3 t. Чему равна координата этого тела через 5 с после начала движения? 1) -15 м. 2) – 10 м. 3) 10 м. 4) 15 м.

42.(5-02) При свободном падении тела из состояния покоя его скорость за вторую секунду увеличивается на 1) 10 м/с; 2) 5 м/с; 3) 0 м/с; 4) 20 м/с.

43 (9-02) Какой график соответствует равномерному движению?

0 t 0 t 0 t 0 t

Кинематика. Часть В. Подготовка ЕГЭ.

1.(9-5) Небольшой камень, брошенный с ровной горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту, упал на Землю в 20 м от места броска. Чему была равна скорость камня через 1 с после броска, если в этот момент она была направлена горизонтально?

2.(11-5) Небольшой камень бросили с ровной горизонтальной поверхности земли под углом 60 0 к горизонту. На какую максимальную высоту поднялся камень, если через 1 с после броска его скорость была направлена горизонтально?

3. (10-5) Небольшой камень, брошенный с ровной горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту, упал на Землю в 20 м от места броска. Сколько времени прошло от броска до того момента. Когда его скорость оказалась, направлена горизонтально и равна 10 м/с?

5(3-06) Небольшой камень, брошенный с ровной горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту, достиг максимальной высоты 5 м и упал на Землю в 20 м от места броска. Чему равна минимальная скорость камня за время полета?

6(130-5) Какое максимальное ускорение сообщает Марсу Земля своим притяжением? Минимальное расстояние между Землей и Марсом составляет примерно 12 тысяч радиусов Земли. Ответ выразите в м/с 2 , умножьте на 10 8 м, округлите до целых.

7.(235-5) Вагон движется с постоянной по модулю скоростью по рельсам, проложенным по дуге окружности радиусом R =100м. Ускорение вагона при этом составляет 0,25 м/с 2 . За какое время вагон пройдет путь, равный 150 м?

8.(253-5) Скорость лодки относительно воды равна 4 м/с и направлена перпендикулярно к берегу, скорость течения реки равна 3 м/с. Какова скорость лодки относительно берега?

9.(254-5) Капля дождя, падающие отвесно, составляют на окне вагона. движущегося по горизонтальному пути со скоростью 40 км/час, след. Составляющий угол 30 0 с вертикалью. Какова скорость падения капель относительно Земли? Ответ выразите в км/ч и округлите до целых.

10(1-02) Тело массой 0,1 кг колеблется так, что проекция а х ускорения его движения зависит от времени в соответствии уравнением а х = 10 sin Чему равна проекция силы на ось ОХ, действующей в момент времени t = 5/6 с? Умножьте ответ на 10 и полученное число запишите в бланк.

11. На рисунке изображен график зависимости а, м/с 2

проекции ускорения тела от времени в инерциальной

системе отсчета. В течение какого промежутка 2

времени скорость тела убывала?

4) таких промежутков времени нет. 1 2 3 4 5 6 7 8

12. На рисунке изображен график зависимости а, м/с 2

проекции ускорения тела от времени в инерциальной

системе отсчета. В течение, какого промежутка 1

времени скорость тела не изменялась?

1) 0 – 2 c. 2) 2 – 3 с. 3) 4 – 5 с. 4) 5 – 6 с.

Похожие документы:

Система работы преподавателя по подготовке к егэ по физике

Рассматриваемые вопросы:  Цели и этапы подготовки к егэ по физике

Организация информационной работы (информационная деятельность)

. для подготовки к ЕГЭ. Весь материал разбит на различные тематические блоки, например: "Кинематика", "Динамика . , в большинстве своем объединяющие темы "Квантовая теория" и "Электродинамика". Самое сложные задания Тип .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел 1. Механика.

Тема 1. Механическое движение

Механическое движение – это изменение положения тела (или его частей) в пространстве относительно других тел с течением времени.

Если тело А меняет свое положение относительно тела В, то и тело В меняет свое положение относительно тела А. Таким образом, механическое движение является относительным (для описания движения необходимо указать, относительно какого тела оно рассматривается).

Пример : пассажир спокоен относительно поезда, в котором он едет, и движется относительно столба на дороге.

Тело отсчета – это тело, относительно которого рассматривается движение.

Основная задача механики – определение положения движущегося тела в любой момент времени.

Для решения этой задачи удобно представить движение тела как изменение координат его точек с течением времени. Чтобы найти координаты -нужна система координат. Чтобы измерить время -нужны часы. Все это образует систему отсчета.

Система отсчета – совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат и часов.

система отсчета.jpg

Материальная точка – это тело, размерами которого можно пренебречь в условиях заданной задачи.

Пример : поезд можно считать материальной точкой при его движении из Москвы в Саратов, но не при посадке в него людей. Землю можно считать материальной точкой при описании ее движения вокруг Солнца, но не вокруг собственной оси.

Проекция – это скалярная величина, равная разности координат конца и начала вектора на данную ось.

Радиус-вектор – вектор, начало которого совпадает с началом координат, а конец совпадает с положением тела в данный момент времени. Проекции радиус-вектора на оси координат определяют координаты тела в данный момент времени.

радиус вектор.jpg

Радиус-вектор позволяет задать положение материальной точки в заданной системе отсчета:

проекция.jpg

Знак проекции скорости зависит от направления вектора скорости и оси координат:

скорости знак.jpg

ср скорость.jpg

Ускорение – это векторная физическая величина, показывающая, на сколько изменяется скорость тела за 1 сек.

проекция уск.jpg

Знаки проекции ускорения зависят от направления вектора ускорения и оси ОХ:

напр ускорения.jpg

велич 2.jpg

Тема 2. Виды механического движения.

По характеру движения точек различают три вида движения:

Поступательное – это движение, при котором все точки тела движутся одинаково и любая прямая, мысленно проведенная в теле, остается параллельна сама себе;

поступательное.jpg

Вращательное – это движение, при котором все точки тела движутся по окружности;

вращательное.jpg

Колебательное – это движение, которое повторяется или почти повторяется. В отличие от вращательного движения, колебательное происходит в двух взаимно противоположных направлениях.

колеб.JPG

По виду траектории:

Прямолинейное. Траекторией движения служит прямая линия.

прямолине.jpg

Криволинейное . Траекторией движения служит кривая линия.

кривол.jpg

Частный случай криволинейного движения – это движение по окружности.

Равномерное. Тело за любые равные отрезки времени проходит одинаковое расстояние. Величина скорости остается постоянной.

Неравномерное. Тело за равные промежутки времени совершает неравные перемещения.

Равноускоренное. Движение тела с положительным ускорением, то есть при таком движении тело разгоняется с неизменным ускорением. В случае равноускоренного движения модуль скорости тела с течением времени возрастает, направление ускорения совпадает с направлением скорости движения.

Равнозамедленное. Д вижение тела с отрицательным ускорением, то есть при таком движении тело равномерно замедляется. При равнозамедленном движении векторы скорости и ускорения противоположны, а модуль скорости с течением времени уменьшается.

Свободное падение – движение тела вблизи поверхности Земли без учета сопротивления воздуха.

св падение.jpg

Тема 3. Траектория. Путь. Перемещение.

Траектория – это линия, вдоль которой движется тела.

Путь – это длина участка траектории, пройденного телом за данный промежуток времени.

Перемещение – это вектор, соединяющий начальное и конечное положение тела.

траек движ путь.jpg

Тема 4. Горизонтальный бросок.

гориз 1.jpg

гориз 2.jpg

Тема 5. Бросок под углом к горизонту

углом 1.jpg

углом 2.jpg

Тема 6. Падения с высоты

падение 1.jpg

падение 2.jpg

Тема 7. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Любой участок криволинейного движения можно представить в виде движения по дуге окружности или по участку ломанной.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью – простейший вид криволинейного движения.

окр.jpg

Величины, характеризующие движение по окружности с постоянной по модулю скоростью:

Период Т (с) – время одного полного оборота:

, где:

N – число оборотов (шт);

– частота (Гц).

Частота (Гц) –количество полных оборотов за 1 секунду:

,где:

N – число оборотов (шт);

Линейная скорость v (м/ c ) показывает, какой путь проходит тело за 1 секунду:

лин ск.jpg

, где:

R – радиус окружности (м);

N – число оборотов (шт);

w – угловая скорость (рад./с).

Угловая скорость w (рад./с) показывает, на какой угол поворачивается тело за 1 сек.:

угл ск.jpg

, где:

R – радиус окружности (м);

N – число оборотов (шт);

w – угловая скорость (рад./с);

– частота (Гц);

– угол поворота (рад.).

Центростремительное ускорение а (м/с 2 ) изменяет направление вектора скорости :

цс.jpg

,где :

R – радиус окружности (м);

w – угловая скорость (рад./с);

Число оборотов N – число полных оборотов за время t :

,где:

N – число оборотов (шт);

– частота (Гц).

Путь L (м) – расстояние, пройденное телом:

тело прошло.jpg

,где:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные понятия кинематики. Относительность движения"

Кинематика — это раздел механики, в котором изучают движение тел, без рассмотрения причин, вызвавших это движение.

Основной задачей кинематики является нахождение положения тела в произвольный момент времени, если известны его положение, скорость и ускорение в начальный момент времени.

Наиболее простым видом движения в природе является механическое движение. Под механическим движением понимают изменение положения тел (или частей одного тела) друг относительно друга в пространстве с течением времени.

Простым примером механического движения может служить лодка, плывущая по реке. Она меняет свое положение относительно берега, деревьев и человека, находящихся на берегу. И таких примеров можно привести достаточно много.


Чтобы изучать движение тела, нужно прежде всего уметь определять это положение. Здесь важно помнить, что положение тела можно задать только относительно какого-либо другого тела, которое, обычно, называют телом отсчета. И так, тело отсчета — это тело (или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел.

Тело отсчета можно выбрать совершенно произвольно. В рассмотренном примере, им может служить рыбак, стоящий на берегу реки, или деревья, кусты, береговая линия.

Для описания движения мало выбрать тело отсчета, необходимо еще указать и систему координат, связав ее с телом отсчета, и способ измерения времени. Так вот, совокупность тела отсчета, системы координат и способа измерения времени создают систему отсчета, относительно которой и рассматривают движение тела.



Положение тела в пространстве можно определить с помощью радиус-вектора или при помощи координат. Радиус-вектор — это вектор, который соединяет исследуемую точку и начало координат. Радиус-вектор обозначается латинской буквой и, как и любой другой вектор, имеет длину и направление.


Под координатой точки понимают проекцию конца радиус-вектора на выбранную координатную ось.


Таким образом, для того, чтобы в рассмотренном примере определить координату точки М, необходимо опустить с конца радиус-вектора два перпендикуляра — на ось Ox и ось Oy. Тогда найденные значения x и y и будут являться координатами точки M.

Еще одно затруднение, с которым можно столкнуться, при изучении движения тела, это то, что каждое тело имеет определенные размеры, следовательно, разные его части, разные точки тела находятся в разных местах простран­ства. Так как же определить положение всего тела? В общем слу­чае это сделать трудно. Но оказывается, во многих случаях нет необхо­димости указывать положение каждой точки движущего­ся тела.

Зачем, например, описывать движение каждой точки самолета, если эти движения ничем не различаются между собой?


Движение тела, при котором все его точки движутся одина­ково, называют поступа­тельным.

Не нужно описывать движение каждой точки тела и тогда, когда размеры тела малы по сравнению с расстоянием, которое оно проходит, или по сравнению с расстояниями от него до дру­гих тел.

На­пример, сидя в автомобиле, его нельзя считать точкой, по отношению к водителю или пассажиру, но, например, автомобиль мал по сравнению с протяженностью расстояния, которое ему предстоит преодолеть, и поэтому автомобиль считают точкой при описании его движения.

Так же поступают в астрономии при изучении движений небесных тел. Планеты, звезды и Солнце, конечно, не малые тела.

А можно ли галактику принять за точку? Конечно же да, но только в случаях рассмотрения ее движения относительно других галактик или всей Вселенной.

Поэтому говоря в дальнейшем о движении тела, в действительности будем иметь в виду движение какой-нибудь точки этого тела. Не надо забывать при этом, что эта точка ма­териальна, то есть она отличается от обычных тел лишь тем, что она не имеет размеров.

Таким образом, материальная точка — это тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

Линия, которую описывает движущееся тело в определенной системе координат, называется траекторией. Например, в идеализированной модели движения Луны вокруг Земли, в системе отсчета, связанной с Землей, траекторией движения Луны будет являться окружность.


А в системе отсчета, связанной с Солнцем это кривая, чем-то напоминающая лепестки цветка (такую кривую еще называют циклоидой).

Если можно найти длину траектории, которую описало тело за некоторый промежуток времени, то можно определить путь, пройденный телом. Обозначается путь малой латинской буквой s. Следует также помнить, что путь — величина скалярная и всегда положительная.


В тех случаях, когда траектория движения не известна, определить положение тела, то есть его координаты, в конце пути нельзя, даже если известны начальное положение тела и длина пройденного им пути.

Допустим, известно, что некоторое тело начинает двигаться из точки О и за один час проходит 20 км.


Для ответа на вопрос, где будет находиться тело спустя один час после его выхода из точки О, не хватает информации о его движении. Ведь тело могло, например, двигаться прямолинейно в северном направлении и оказаться в точке А, находящейся на расстоянии 20 км. А могло также, дойдя до точки B, находящейся на расстоянии 10 км от точки О, повернуть на восток и вернуться в точку О. При этом пройденный путь также окажется равным 20 км. При заданном значении пути, тело могло оказаться в любой точке пространства, ограниченного окружностью, радиуса 20 км.

Чтобы избежать такой неопределенности, для нахождения положения тела в пространстве в заданный момент времени, была введена физическая величина, называемая перемещением.

Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его конечным положением.


Как видно из рисунка, перемещение тела равно геометрической разности радиус-векторов тела в начальный и конечный моменты времени.

Для того, чтобы определить проекцию перемещения на выбранную координатную ось, необходимо найти координаты тела в начальный и конечный моменты времени, и найти их разность.

Необходимо отметить, что модуль перемещения не может быть больше пути.


Знак равенства относится только к случаю прямолинейного движения, если направление движения не изменяется.

Скорость — это мера механического состояния тела, которая характеризует быстроту изменения положения тела относительно данной системы отсчета и является векторной физической величиной.

Известно, что тело в редких случаях движется с неизменной скоростью, поэтому для характеристики такого движения было введено понятие средней скорости. И так, средняя скорость — это векторная физическая величина, численно равная отношению перемещения к промежутку времени, за который оно произошло, и направленная вдоль перемещения.



Так же в физике различают понятие мгновенной скорости, то есть скорости тела в данный момент времени или в данной точке траектории. Она равна пределу, к которому стремится средняя скорость за бесконечно малый промежуток времени.



– это производная от радиус-вектора по времени.

Следует помнить, что мгновенная скорость всегда направлена по касательной к траектории движения тела, а в случае прямолинейного движения совпадает с ней.

Следующей важной характеристикой движения является ускорение. Ускорение — это векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости. Оно показывает, на какую величину изменяется скорость тела за единицу времени.

Среднее ускорение — векторная физическая величина, численно равная отношению изменения скорости ко времени, за который оно произошло.



где — это производная от скорости по времени.

Для того, чтобы найти направление вектора среднего ускорения, необходимо найти направление вектора изменения скорости. Для этого параллельным переносом совмещают начало вектора начальной скорости с началом вектора конечной скорости и строят их разность.


Вектор среднего ускорения направлен параллельно вектору скорости в сторону вогнутости траектории.

Важно запомнить, что, зная траекторию движения тела, можно определить направление вектора его скорости, но не ускорения. Ведь направление ускорения определяется направлением равнодействующей сил, действующих на тело.


На рисунке изображен автомобиль. Что можно сказать о данном автомобиле: движется он или покоится? Однозначного ответа нет. Ведь не известно, относительно чего рассматривать его движение.


Здесь можно сказать, что автомобиль движется относительно дороги.

А что можно сказать о водителе данного автомобиля: он движется или покоится?

В данном примере оба ответа будут правильными, ведь относительно дороги водитель действительно движется вместе с автомобилем, а относительно автомобиля он покоится.

А что можно сказать о траектории его движения? И опять здесь нет однозначного ответа.

Так как в разных системах отсчета будут различны вид траектории, значение скорости и других величин! В этом и заключается относительность движения.

Вот еще один пример. Два велосипедиста на велосипеде-тандеме движутся по проселочной дороге. Движутся ли они относительно друг друга?

А вот еще один классический пример. Мальчик переходит с кормы на нос лодки, которая сама движется по течению реки. Когда мальчик доходит до носа лодки, отсчет времени прекращают. Каково перемещение мальчика относительно берега реки?


Для ответа на этот вопрос необходимо определить перемещение мальчика, относительно лодки.

И перемещение лодки относительно берега, за этот промежуток времени.

Тогда очевидно, что перемещение мальчика относительно берега будет равно геометрической сумме перемещений мальчика относительно лодки, и лодки, относительно берега.


Таким образом, если тело одновременно участвует в нескольких движениях, то результирующее перемещение точки равно векторной сумме перемещений, совершаемых ею в каждом из движений. В этом состоит установленный экспериментально принцип независимости движений.

Основные выводы:

В рамках данной темы были повторены основные понятия кинематики, поговорили о механическом движении тел и способах его описания. А также разобрались с понятием относительности механического движения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: повторение основных понятий кинематики, видов движения, графиков и формул кинематики в соответствии с кодификатором ЕГЭ.

Урок составила и провела:

учитель физики высшей категории

Ставропольского края

Шпаковского района

Цель урока: повторение основных понятий кинематики, видов движения, графиков и формул кинематики в соответствии с кодификатором ЕГЭ.

Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять физические явления и процессы.

Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал (карточки с разноуровневами задачами, тесты),презентация.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Этапы урока:

1. Оргмомент (1 мин.).
2. Этап актуализации знаний (4 мин.).
3. Обобщение знаний (Блиц опрос)( (6 мин.).
4. Упражнения на понимание(работа в группах)( 18 мин.).
5. Тест(самостоятельно) (10 мин.).
6. Домашнее задание (1 мин.).

1. Организационный момент.(слайд1)

Вступительное слово преподавателя (объявление темы, целей урока и определение задач).

Сегодня на уроке мы повторим все виды механического движения, закрепим навыки решения задач разного типа.

2. Этап актуализации знаний

А) Основные понятия кинематики(верю-не верю)(слайд2-6)

Б) Записать обозначения и единицы измерения физических величин.(слайд7-8)

S, м ; v, t,c; a, ; Т , с ; , Гц ; , .





















Г) Выбрать формулы равномерного и неравномерного движения (слайд11-12)

1) х =2t
2) v=2t
3) х =3+2t
4) х =3t+2
5) х =3t+3t 2
6) v=t+1
7) х =2-3t
8) v=6 ( оценить )

3. Обобщение знаний (Блиц опрос) (слайд13-25)

4. Упражнения на понимание (работа в группах, с разбором задач у доски) (слайд 26)

Класс заранее разделен на 4 группы по 5 человек в каждой.

Итак, давайте решим следующие задачи.

1.Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 36 км/ч. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с 2 . Сколько времени длится спуск?

2.Дано уравнение движения х=2+ t -2 t 2 .
Определите характер движения тела, величины входящие в уравнение, запишите уравнение v ( t ) и постройте график v ( t ).

3. При аварийном торможении автомобиль .движущегося со скоростью 72 км/ч,остановился через 5 с. Найти тормозной путь?

4.Тело движется по окружности радиусом 500см со скоростью 20π м/с. Чему равна частота обращения?

Проверка(сканируем работы на принтере ,выводим на экран и вместе разбираем задачи исправляем ошибки.)

5. Тест (самостоятельно)

Проверка (слайд 27)

За работу на уроке оцените себя сами,

(выставите оценки каждому самостоятельно) (слайд 28)

6. Домашнее задание (1 мин.) (слайд 29)

Напутственное слово учителя.

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в нем способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Хочу пожелать вам, чтобы ваши способности тоже проснулись, а лень заснула, и вы хорошо сдали экзамены.

Готовимся к ЕГЭ Кинематика

Готовимся к ЕГЭ

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня , и я научусь.

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня , и я научусь.

Основные понятия кинематики

Основные понятия кинематики

1.Механическим движением тела (точки) называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. 2. Материальная точка – тело, размерами и формой которого в условиях рассматриваемой задачи можно пренебречь. 3.Траектория – воображаемая линия, по которой движется тело. 4.Путь – длина траектории. 5. Перемещение – вектор, соединяющий начальную и конечную точки траектории.

1.Механическим движением тела (точки) называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. 2. Материальная точка – тело, размерами и формой которого в условиях рассматриваемой задачи можно пренебречь.

3.Траектория – воображаемая линия, по которой движется тело.

4.Путь – длина траектории.

5. Перемещение – вектор, соединяющий начальную и конечную точки траектории.

6. Равномерное движение - -движение тела с изменяющейся скоростью. 7. Неравномерное движение- движение тела с постоянной скоростью. 8. Путь – векторная величина. 9.Ускорение тела , при равноускоренном движении - величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло. 10.Скорость - физическая векторная величина, характеризующая направление и быстроту движения. 11. Ускорение свободного падения – g ≈ 9,8 м/с 2

6. Равномерное движение - -движение тела с изменяющейся скоростью. 7. Неравномерное движение- движение тела с постоянной скоростью. 8. Путь – векторная величина. 9.Ускорение тела , при равноускоренном движении - величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло.

10.Скорость - физическая векторная величина, характеризующая направление и быстроту движения.

11. Ускорение свободного падения – g ≈ 9,8 м/с 2

12. Равномерно движущееся по окружности тело имеет ускорение, направленное к центру окружности (перпендикулярно скорости) – центростремительное ускорение. 13. Период обращения – время, в течение которого тело совершает один полный оборот. 14. Перемещение есть скалярная величина.

12. Равномерно движущееся по окружности тело имеет ускорение, направленное к центру окружности (перпендикулярно скорости) – центростремительное ускорение. 13. Период обращения – время, в течение которого тело совершает один полный оборот. 14. Перемещение есть скалярная величина.

Читайте также: