Казачья хата конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

-Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 1. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

Новый материал. Устройство и убранство хаты.

-Царицей в доме считалась печь(груба). Как вы думаете почему?

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

Я приготовила для ва сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2группа.

Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3 группа .

Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.


Полный текст материала Конспект урока по кубановедению по теме "Казачья хата", 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Спасибо за публикацию, Любовь Анатольевна! Очень интересный материал. Только укажите, пожалуйста, в комментариях список литературы, которой Вы пользовались при составлении урока.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНАЯОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

П. ЕРИК, АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Урок кубановедения

2 класс

hello_html_2f445396.jpg

Учитель нач.классов

Ботвинникова Н.В.

17 января 2018г.

Тип урока: изучение нового

Цель: продолжить знакомство учащихся с традициями и бытом кубанских казаков.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с жизнью и бытом казаков.

- д ать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

- познакомить с историей и обрядом постройки казачьей хаты, её убранством.

- развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края.

- развитие образного логического мышления.

- развитие памяти, воображения, внимания и речи.

- воспитывать любовь к родному краю, к отчему дому.

- воспитывать интерес и уважение к традициям казаков.

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе Кубани.

- умение работать в коллективе.

Оборудование: рабочие тетради, презентация, карточки с пословицами, карточки с заданием, раздаточный материал детям для дополнительной подготовки.

Формирование УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Формировать желание выполнять учебные действия.

2.Формировать общее представление о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Национальная и этническая идентификация личности ребёнка.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

2. Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Переработка полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

4. Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

5.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в парах.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

Технологическая карта урока

Организационный момент

-Здравствуйте, дети. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня урок кубановедения проведу у вас я.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

И начать урок я бы хотела с этих строк (слайд)

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Настраивают себя на работу

3.Проверка готовности к уроку.

-Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? На столах у вас должны лежать: рабочие тетради, учебник, дневник и пенал. на уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными.

Организуют свое рабочее место.

Актуализация знаний

Работа в парах. Фронтальная

- У вас на партах лежат карточки. Это пословицы. Но беда в том, что пока я их вам несла, они у меня упали и рассыпались. Помогите мне собрать их. Для этого нужно к началу каждой пословицы найти ее окончание. Начало пословиц напечатаны на голубых листах, а окончание – на желтых.

- Даю вам 5 минут, для того, чтобы вы собрали пословицы. Кто справился с заданием – поднимает руку.

- О чём эти пословицы?

-Какое слово, встречается во всех пословицах?

-А что такое Родина?

-Ребята, скажите, как называется наша страна, которой мы считаем своей родиной?

-Есть страна Россия, которую мы считаем Родиной, но ещё есть малая Родина.

-Что является вашей малой Родиной?

- Почему мы называем нашу малую родину Кубань?

Выполняют работу в парах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формулирование темы и целей.

- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое. А помощником нам в этом станет путевой лист, на котором мы будем выполнять задания во время урока. Посмоторите, рядом с каждым заданием есть пустой кружочек. В нем вы будете изображать смайлик, после выполнения задания. Если вам легко было выполнить его то смайлик веселый, если были некоторые затруднения то смайлик спокойный, а если было сложно, то грустный.

- С первым заданием вы уже справились. Найдите на листе первый смайлик и раскрасьте его.

- А теперь переходим ко второму заданию, надо определить о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Прочитайте, что вам нужно сделать:

1. Подберите пропущенное слово, подходящее по смыслу:

Кубанская________

станица

Дом казака-это________

2. Вставьте пропущенные слова в определение.

СТАНИЦА - это поселение казаков, в ней строились ХАТЫ.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

Оцените свое выполнение.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о хате казака. Это и есть тема нашего урока "Казачья хата". Запишите ее в своем путевом листе.

- А что бы вы хотели узнать о хате? На какие вопросы хотели бы найти ответы?

- Сегодня мы с вами узнаем, как строили хаты, из чего, их немного заглянем внутрь хаты.

Разгадывают кроссвордное задание, формулируют тему урока.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

III . Работа по теме урока

- Давайте сначала подумаем, какие материалы могли использовать казаки при строительстве хаты?

- Рассмотрите на своих путевых листах изображения строительных материалов. Подумайте, что здесь лишнее и зачеркните эту картинку. (на доске изображения материалов)

- Как вы считаете, что лишнее?

- Почему при строительстве казаки использовали именно эти материалы?

- Все верно, жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

- Казачьи хаты делились на два вида:

- Понятны ли вам эти слова?

- Чтобы узнать, что это за хаты, нужно ответить на вопрос, что такое саман и турлук.

- Где мы можем найти ответ на наш вопрос?

- Правильно, в толковом словаре. Обратимся к словарю. Там даются такие понятия:

Саман - кирпич из глины с примесью соломы.

Турлук – частокол, плетень.

-Запишите их в свой путевой лист.

- Сделайте вывод, из чего делали саманные дома? А турлучные?

- Оцените свою работу.

Усваивают методику изучения нового материала;

Осознают основное содержание изученного материала.

Самостоятельно добывают знания и овладевают способами действий

Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Слушают собеседника. Формулируют свою точку зрения и позицию. .

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Задают вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят рассуждения. Владеют монологической и диалогической формами речи.

Учатся работать по предложенному учителем плану.

Работают в группах. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Задают вопросы.

Организует работу по карте и в учебнике.

Организует деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий;

по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

III . Физминутка.

Цель: снять мышечное и умственное напряжение

- Вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь.

Осуществляет показ движений.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

Повторяют упражнения за учителем

- Вы нашли ответы на вопрос, что такое саманный дом, а что такое турлучный, и чем они отличаются.

- А теперь послушайте, как строили эти хаты. (рассказ сопровождается слайдами)

- Как строились турлучные хаты: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы, которые переплетались гибкими стеблями кустарников или лозой.

Саманная хата. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили.

Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой.

Обряды при строительстве жилья

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

Царицей в доме считалась печь.

-Как вы думаете почему? (Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой)

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Закрепление изученного материала

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить последние задания.

1. В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира , дом, хата.

Саманный, деревянный , турлучный.

Определите последовательность основных этапов строительства домов и пронумеруйте их по порядку.

Проверка: первые два ученика, справившиеся с заданиями выполняют их на доске.

- Оцените свою работу с эти м заданием. Поднимите руку, кто справился. А теперь те, кому было сложно.

Слушают учителя, находят ошибку в пословицах

Личностные: осмысление своих действий.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу.

Познавательные: строят рассуждения.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Подведение итогов урока

Фронтальная. Словесный, беседа.

Обобщить полученные на уроке сведения.

- Ребята, давайте подведём итог нашему увлекательному путешествию в прошлую жизнь казаков.

- Как называется жилище казака?

-Какие виды бывают?

- Какие строительные материалы использовали?

- Что такое турлук?

-А что такое саман?

-Кто запомнил, что бросали на место строительства?

- Что вмуровывали в передний угол стены?

Какой традиционный элемент украшения присутствовал в кубанском жилище?

-Молодцы! Вы очень внимательно слушали меня и смогли ответить на мои вопросы.

-Сегодня мы подробно познакомились с казачьим жилищем. Вы для себя отметили, что казаки любили свой дом.

- Каждому казаку - хозяину хотелось, чтобы в доме был достаток, тепло, все члены семьи были счастливы и здоровы.

- Если человек научится любить малое: свой дом, в котором родился и вырос, свою школу, в которой учился, то он научится любить большее…

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные: речевая деятельность.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Посмотрите на смайлики, которые вы изображали в течение урока. У вас на столах лежат тоже смайлики. Подведите итог своей работе на уроке и поднимите тот смайлик, который подходит вам.

Проводят самооценку, рефлексию. Определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Цели и задачи урока:

- знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;

- развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;

- воспитание любви к родному краю;

- развивать речь и мышление учащихся;

- развивать творческие способности детей;

- продолжать обучать детей работать в группах.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

I . Организационный момент

Дети сидят группами по 4-5 человек.

Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

II . Актуализация знаний

Учитель: Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

III . Самоопределение к деятельности

- Скажите, как называется жильё казаков? (хата)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)

IV . Работа по теме урока

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

- Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.

Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

- Как назывались такие хаты ? (турлучные)

- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.

На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

Царицей в доме считалась печь (груба).

- Как вы думаете почему?

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

- Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга)

- Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)

-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

VI . Закрепление изученного материала

Работа в группах.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

Оценить 915 0

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Геленджика

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №8

Закрепить понятия: саманный, турлучный.

Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

Развивать речь и мышление учащихся.

Развивать творческие способности детей.

Продолжать обучать детей работать в группах.

Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

Материал для проектной деятельности: силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.

Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход урока.

Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости! Ребята поприветствуем наших гостей! Сядем прямо и вспомним, как мы работаем в группе. Слайд 3.

Учитель: Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

И так, готовы Мы начинаем!

Учитель: Чтобы определить тему урока, мы должны выполнить три задания:

Слайд 4. Подберите подходящее по смыслу слово:

Деревня - корень "дерево", то есть "место очищенное от леса". А казаки обживались в степи.

Село - населенный пункт.

Станица - большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место,

Из трёх карточек ученик выбирает слово "станица" закрепляем на доске.

Дом казака - это . (хата).

Изба - деревянный, крестьянский дом в деревне.

Терем - высокий богатый дом на Руси.

Хата - постройка на юге, которая начиналась на земле.

Из трёх карточек ученик выбирает слово "хата", прикрепляем на доску.

Учитель: Для того, чтобы выполнить 3-е задание, мы вспомним тему прошло-

- О каком строительном материале идёт речь?

Слайд 5 . (Кирпич из глины с примесью соломы) саман. Ученик прикрепляет карточку со словом "саман" на доску.

(Частокол, плетень обмазанный глиной) - турлук. Ученик прикрепляет карточку на доску.

Учитель: Подскажите ребята, как объединить эти слова: СТАНИЦА, ХАТА,

Учитель: -Правильно. СТАНИЦА - это селение казака, в ней строились ХАТЫ,

а хаты были САМАННЫЕ или ТУРЛУЧНЫЕ.

Учитель:- Ребята, кто же мне подскажет тему нашего урока?

Слайд 1.- Да, сегодня мы представим, как выглядела хата казака внутри. Это

и есть тема нашего урока "Казачья хата".

Учитель: - Так как у нас 4 команды, то каждая команды собирает свою хату,

но мы ещё соберем большую импровизированную хату.

Учитель: - Как вы думаете, с чего нам начать облагораживать жилище?

- Какое место в хате было центральным, святым?

- У кого казаки просили помощи в любых делах, кем они были?

Слайд 9. - Правильно, православные, поэтому "Красный угол" в хате был центральным местом. Давайте прикрепим икону в углу хаты.

- В самом освещённом месте помещались иконы, внизу ставили

свечи, книжки с молитвами.

Выставляется карточка со словами "Красный угол" , "Божница".

Учитель: - Чем украшены иконы?

- Полотенцем белым, с ярким узором. Как называется такое

полотенце с вышивкой?

Учитель: - Правильно Рушник. Выставляется карточка на доске.

- Для чего они были нужны, почему так назывались?

Слайд10. Командам выдается карточка с названием рушника, ученики от

команд дают пояснение. ("Крючковые" - вешали на гвоздь, на

крючок. "Утирач" - им вытирали лицо, "Зеркальные" - ими украша-

ли зеркала, "Церковные" - украшали иконы).

Учитель: - Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию:

вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников.

Учитель: - Что вышивкой украшали женщины? ( одежду, скатерти, наволочки,

Считалось, что вышивка защищала от злых духов.

- Что ещё было из тканных изделий ? (половики, лоскутные одеяла)

ФИЗМИНУТКА. Слайд 11. Играет кубанская песня.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

И присели на свои места.

Учитель:- А вы знаете, что в хате казака называли - "матушкой"?

- Чтобы узнать, отгадайте загадку:

Если работает ,она

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она. печь! Карточка со словом "печь" на доску.

Выставляется макет печки, а дети ставят у себя.

Слайд 12. - В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки никак нельзя. Про неё говорили в народе: "Печка кормит, печка греет, печка - мать родная".

Учитель: - Скажите, а в каких сказках были волшебные печи? ("Про Алёнушку

и братца Иванушку"," По щучьему велению")

- Где Емеля лежал на печке

- Это место называется - "лежанка". Карточка со словом на доску.

Учитель: - Покажите, где в печи готовили еду? Куда ставили посуду?

Это место называется "устье".

Учитель: - Отгадайте загадки и узнаете, какой посудой пользовалась

Командам раздаются задания с загадками и набор букв-отгадок.

1 команда - Книзу узок, верх широк,

не кастрюля . (чугунок)

2 команда - Круглая, глубокая,

В печи обожженная,

От кувшина - низка

3 команда - Стоит толстячок, подбочинивши бочок, шипит и

кипит. Всем пить чай велит. (самовар)

Слайд 13. Все предметы представлены на слайде. Все отгадки, слова выставляются на доске.

Учитель:- Что ещё у нас не хватает в хате

Учитель: - Правильно. Стола, лавок и сундука, вы расставите у себя на макете, а я у доски. Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.

Учитель: - Вот мы с вами расставили все предметы в казачьей хате. Я думаю, что теперь каждый из вас может быть экскурсоводом по истории быта казачества.

Учитель: - Подведём итог нашего урока. Назовите тему урока. - Заключительное соревнование, чья команда быстрее и больше всех запишет предметов из казачьей хаты.

Сегодня многие слова стали устаревшие, мы их видим на доске, но мы знаем, помним, так как это история нашего края.

- Молодцы! Ребята все отвечали на уроке. Спасибо за урок.

Учитель: - В заключение хочу сказать, что под "Божницей" стоял длинный стол, где собиралась большая семья казака и гости. Ведь казаки были гостеприимными, хлебосольными хозяевами. Поэтому мы тоже покажем свое гостеприимство угости наших гостей чаем из самовара.

Ученики читают стихи: Фоном казачьи песни.

1. Степные просторы,

два ласковых моря -

2. Родная станица,

3. И хутор, и город

Имеют свой норов,

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: