Сошью маше сарафан конспект интегрированного занятия

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Глушкова Ольга Валерьевна

Группа: 3-4 года

Продолжительность: 15 минут

Место проведения: групповая комната

Дата проведения: 16 ноября 2016 г.

Планируемый результат: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет диалогической речью.

Словарная работа: народный костюм, сарафан, штаны, рубаха-косоворотка, пояска.

Ход занятия:

Хозяйка встречает гостей в платке.

-Проходите, гости дорогие. Красному гостю-красное место. Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.

- Как вы думаете, откуда приехали к нам гости? (Из старой Руси).

-А вы в какой стране живете? (Обращается к детям)

-Послушайте, как созвучны слова Русь и Россия.

-В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась очень интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Рубаха часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой.

- Мужские брюки-штаны- шили всегда одинаково. Они были неширокие холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь – сапоги. Иногда выходные, праздничные шили из ткани в полоску.

Рассматривание представленного костюма .

- Поверх сорочки надевался сарафан-длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили головной убор, который назывался кичка.

Рассматривание представленного костюма .

- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет-благородство, синий цвет-радость, желтый цвет-тепло и ласка, черный цвет-богатство.

- Давайте поиграем, и как зовут кого, узнаем.

- Кому колечко упадет, тот свое имя назовет. Колечко-колечко, выйди на крылечко. (Кладет колечко в ладошки ребенку).

- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, ласковые, добрые).

- К нам пришли эти имена из старины глубокой. Каждое имя имеет свое значение. Например: Ульяна – счастье; Настя – воскресение; Рома-спокойный, рассудительный; Руслан-лев; Артемий-невредимый, безупречное здоровье; Алексей-защитник, помощник и т.д.

- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок- русский наряд.

Загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах. Дети отгадывают загадки и получают костюм из сундучка.

- Гости приехали, нужно гостей угостить. А я забыла самовар поставить. Воды-то нет.

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет диалогической формой речи.

Материл : кукла в русском костюме, костюмы для детей – сарафан, сорочка, кокошник, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.

Словарная работа : народный костюм, сарафан, штаны, кушак, рубаха-косоворотка.

Хозяйка встречает гостей в русском народном костюме и платке.

- Проходите, гости дорогие. Красному гостю – красное место. Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.

- Откуда приехали? (Из старой Руси)

- А вы в какой стране живете? (Обращается к детям).

- Послушайте, как созвучны эти слова – Русь и Россия.

- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась очень интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукав вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.

- Мужские брюки – штаны - шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленные в обувь – сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.

Рассматривание одежды на мальчике .

- Поверх сорочки надевался сарафан – длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.

Рассматривание одежды на девочке.

- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет-благородство, синий цвет-радость, желтый цвет-тепло и ласка, черный цвет-богатство.

- Давайте поиграем и, как зовут кого, узнаем.

- Кому колечко упадет, тот свое имя назовет. Колечко-колечко, выйди на крылечко. (Кладет колечко в ладошки ребенку).

- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, добрые, ласковые).

- К нам пришли эти имена из старины глубокой. Каждое имя имеет свое значение. Например, Ирина – мир, Александр – защитник, Владимир – владелец мира, Марина – морская, Лариса – чайка и т. д.

- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок – русский наряд.

Загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах, кокошнике, кушаке, косоворотке. Дети отгадывают загадки, получают костюм из сундучка и наряжаются.

- Гости приехали, нужно угостить. А я забыла самовар поставить. Воды –то нет.

- Кто пойдет за водой? Аннушка, Нюра?

- А мы пока споем песенку.

Оборудование: сарафаны для девочек из ситца, шелка и шерсти; сарафан из шерсти для воспитателя; цветные рубашки для мальчиков; грамзапись, сундук, матрешка, красивая коробка с бусами.

1. Дети сидят в русской избе на скамеечках. Девочки в сарафанах, мальчики в цветных рубашках

Воспитатель тоже сидит на скамеечке в шерстяном сарафане.

- Дети, кто такой портной?

- Портной – это человек, который шьет одежду.

- Я вам сейчас расскажу, почему его так называют.

В старину, давным-давно, когда еще не было ни вас на свете, ни ваших мам и пап, ни ваших бабушек и дедушек, а жили ваших бабушек и дедушек родители.

В Древней Руси в старину люди в каждой семье шили себе сами одежду. В бедных семьях шила сама хозяйка, а в более богатых семьях шили одежду служанки. Служанки шили одежду, готовили кушать, стирали одежду.

В наши дни, т. е. сейчас говорят в народе так:

швея или портниха сшила сарафан или блузку, рубашку или брюки.

До наших дней повседневной одежды простых людей не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали.

В музеях сохранилась одежда только богатых людей. Эта одежда шилась из дорогой ткани, ее редко надевали и передавали по наследству.

У мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха и сорочка.

- Дети, как вы думаете, кто носил рубахи?

- А кто носил сорочки?

Сундук мы берем,

А потом ручками похлопаем,

И разговор про сарафан поведем.

3. Сарафан – это высокая юбка с лямками.

- Дети, какая юбка в сарафане?

- На чем держится эта юбка?

- На широких полосках, на лямках.

В те дни, когда работали женщины носили сарафаны из грубого полотна с простым узором. До наших дней сохранилось полотенце из такой ткани.

- Дети, а в праздники носили сарафаны из цветного, красочного ситца; из тонкого, легкого шелка, из красивого атласа, из тяжелого, блестящего бархата и парчи.

- Наши с вами сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка и шерсти.

- У Ани, Иры Саши сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка сарафаны у Насти и Гали.

(дети руками трогают сарафаны) .

- А у Светы, Марии сарафаны сшиты из плотной ткани, которая называется шерстяной тканью.

- А вот эта ткань – атлас. Это красивая, блестящая, праздничная ткань.

- Эта ткань бархат. Тоже красивая мягкая блестящая, праздничная ткань.

- Эта ткань (лоскутик) парча.

Из нее шили сарафаны богатым людям. Сейчас из парчи тоже шьют праздничную одежду, церковное одеяние.

4. В гости к нам пришла матрешка. Она принесла вам подарки, но прежде, чем подарить вам, матрешка желает задать вам несколько вопросов.

Сарафаны на Руси сохранили свое величие. Много-много лет шьют и взрослым, и детям.

- Дети, когда надевают сарафаны?

- Летом, когда жарко на улице, когда народные гулянья – праздники;

Когда выступают артисты – поет хор русские народные песни, когда водят хороводы.

- Из какой ткани шили и до сих пор шьют сарафаны?

- Из цветного ситца, из легкого шелка, из блестящего атласа, из шерстяной ткани, из красивого бархата и парчи.

- Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте мою загадку о красавице-дереве, которое носит сарафан.

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (березка)

- Дети, вы мне очень понравились: вы узнали много о сарафанах и тканях и я хочу в знак нашей дружбы подарить вам украшения – бусы и пригласить вас вместе со мной под музыку поплясать. Вы теперь мои сестренки-матрешки.

Дети пляшут под музыку о сарафане и по окончании пляски кланяются гостям.


Оценить 1152 0

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – через интеграцию образовательных областей.

Задачи:1.Познакомить детей с историей матрёшки.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Развивать диалогическую речь.

4.Упражнять в сравнении предметов по двум признакам(величину и качество материала).

5.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера и согласованность движений с характером музыки.

Форма обучения: подгрупповая.

Средства обучения: образно – художественные, игровые, практические, музыкальные, наглядные.

Словарная работа: русская матрёшка, сарафан, платок, фартук, мягкая, твёрдая.

Оборудование: музыкальное сопровождение, матрёшки – игрушки объёмные, плоскостные матрёшки, кисти, краски.

Ход деятельности:

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас я

В гостях у меня!

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Это русская матрёшка.

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Ну что, готовы в путь дорогу?

А вот на чём можно поехать в гости?

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём,

За вагончиком вагон.

2 блок. Познавательно – развлекательный.

Матрёшка: (говорит воспитатель).

Дети: Здравствуй матрёшка!

Матрёшка: (говорит воспитатель).

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Не одна я в домике была, а с подружками своими.

Да где же они , подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.

Дети рассматривают матрёшек. Воспитатель по ходу задаёт вопросы детям:

-Матрёшек много или мало?

-Одинаковые они или нет?

-Назовите их по величине?

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Давайте внимательно их рассмотрим. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А какого цвета используется в росписи больше?

Дети: Желтого и красного.

Правильно вы заметили.

Матрёшка всегда в сарафане. Ярослав скажи матрёшка в сарафане. А теперь София скажи , что у неё кофточка с вышивкой. А на голове что у неё Арина- платок? А поверх сарафана Ангелина – фартук? А теперь повторим все вместе русская матрёшка. Одета она в сарафан, сверху кофточка. А на голове платок.

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы , усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

3 блок. Продуктивный.

Дети усаживаются за столы , на которых лежат заготовки.

Наших матрёшек будем украшать.

Приступаем к работе.

4 блок. Рефлексия.

Вот и матрёшки наши готовы.

Мы весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки(повороты туловища направо, налево).

На ногах у нас сапожки , Ладушки, ладушки(руки перед собой, выставить левую ногу вперёд на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).

В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки. Мы похожи словно сёстры, Ладушки, ладушки(два хлопка слева и справа. Повторить 2-3 раза).

Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?

Дети: Да, понравилось.

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?

Ребята, а матрёшка приготовила вам подарки за ваш труд. (Вручение медалей).

Читайте также: