Сошью маше сарафан конспект интегрированного занятия
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Глушкова Ольга Валерьевна
Группа: 3-4 года
Продолжительность: 15 минут
Место проведения: групповая комната
Дата проведения: 16 ноября 2016 г.
Планируемый результат: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет диалогической речью.
Словарная работа: народный костюм, сарафан, штаны, рубаха-косоворотка, пояска.
Ход занятия:
Хозяйка встречает гостей в платке.
-Проходите, гости дорогие. Красному гостю-красное место. Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.
- Как вы думаете, откуда приехали к нам гости? (Из старой Руси).
-А вы в какой стране живете? (Обращается к детям)
-Послушайте, как созвучны слова Русь и Россия.
-В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась очень интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Рубаха часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой.
- Мужские брюки-штаны- шили всегда одинаково. Они были неширокие холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь – сапоги. Иногда выходные, праздничные шили из ткани в полоску.
Рассматривание представленного костюма .
- Поверх сорочки надевался сарафан-длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили головной убор, который назывался кичка.
Рассматривание представленного костюма .
- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет-благородство, синий цвет-радость, желтый цвет-тепло и ласка, черный цвет-богатство.
- Давайте поиграем, и как зовут кого, узнаем.
- Кому колечко упадет, тот свое имя назовет. Колечко-колечко, выйди на крылечко. (Кладет колечко в ладошки ребенку).
- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, ласковые, добрые).
- К нам пришли эти имена из старины глубокой. Каждое имя имеет свое значение. Например: Ульяна – счастье; Настя – воскресение; Рома-спокойный, рассудительный; Руслан-лев; Артемий-невредимый, безупречное здоровье; Алексей-защитник, помощник и т.д.
- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок- русский наряд.
Загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах. Дети отгадывают загадки и получают костюм из сундучка.
- Гости приехали, нужно гостей угостить. А я забыла самовар поставить. Воды-то нет.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет диалогической формой речи.
Материл : кукла в русском костюме, костюмы для детей – сарафан, сорочка, кокошник, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.
Словарная работа : народный костюм, сарафан, штаны, кушак, рубаха-косоворотка.
Хозяйка встречает гостей в русском народном костюме и платке.
- Проходите, гости дорогие. Красному гостю – красное место. Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.
- Откуда приехали? (Из старой Руси)
- А вы в какой стране живете? (Обращается к детям).
- Послушайте, как созвучны эти слова – Русь и Россия.
- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась очень интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукав вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
- Мужские брюки – штаны - шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленные в обувь – сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.
Рассматривание одежды на мальчике .
- Поверх сорочки надевался сарафан – длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.
Рассматривание одежды на девочке.
- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет-благородство, синий цвет-радость, желтый цвет-тепло и ласка, черный цвет-богатство.
- Давайте поиграем и, как зовут кого, узнаем.
- Кому колечко упадет, тот свое имя назовет. Колечко-колечко, выйди на крылечко. (Кладет колечко в ладошки ребенку).
- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, добрые, ласковые).
- К нам пришли эти имена из старины глубокой. Каждое имя имеет свое значение. Например, Ирина – мир, Александр – защитник, Владимир – владелец мира, Марина – морская, Лариса – чайка и т. д.
- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок – русский наряд.
Загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах, кокошнике, кушаке, косоворотке. Дети отгадывают загадки, получают костюм из сундучка и наряжаются.
- Гости приехали, нужно угостить. А я забыла самовар поставить. Воды –то нет.
- Кто пойдет за водой? Аннушка, Нюра?
- А мы пока споем песенку.
Оборудование: сарафаны для девочек из ситца, шелка и шерсти; сарафан из шерсти для воспитателя; цветные рубашки для мальчиков; грамзапись, сундук, матрешка, красивая коробка с бусами.
1. Дети сидят в русской избе на скамеечках. Девочки в сарафанах, мальчики в цветных рубашках
Воспитатель тоже сидит на скамеечке в шерстяном сарафане.
- Дети, кто такой портной?
- Портной – это человек, который шьет одежду.
- Я вам сейчас расскажу, почему его так называют.
В старину, давным-давно, когда еще не было ни вас на свете, ни ваших мам и пап, ни ваших бабушек и дедушек, а жили ваших бабушек и дедушек родители.
В Древней Руси в старину люди в каждой семье шили себе сами одежду. В бедных семьях шила сама хозяйка, а в более богатых семьях шили одежду служанки. Служанки шили одежду, готовили кушать, стирали одежду.
В наши дни, т. е. сейчас говорят в народе так:
швея или портниха сшила сарафан или блузку, рубашку или брюки.
До наших дней повседневной одежды простых людей не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали.
В музеях сохранилась одежда только богатых людей. Эта одежда шилась из дорогой ткани, ее редко надевали и передавали по наследству.
У мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха и сорочка.
- Дети, как вы думаете, кто носил рубахи?
- А кто носил сорочки?
Сундук мы берем,
А потом ручками похлопаем,
И разговор про сарафан поведем.
3. Сарафан – это высокая юбка с лямками.
- Дети, какая юбка в сарафане?
- На чем держится эта юбка?
- На широких полосках, на лямках.
В те дни, когда работали женщины носили сарафаны из грубого полотна с простым узором. До наших дней сохранилось полотенце из такой ткани.
- Дети, а в праздники носили сарафаны из цветного, красочного ситца; из тонкого, легкого шелка, из красивого атласа, из тяжелого, блестящего бархата и парчи.
- Наши с вами сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка и шерсти.
- У Ани, Иры Саши сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка сарафаны у Насти и Гали.
(дети руками трогают сарафаны) .
- А у Светы, Марии сарафаны сшиты из плотной ткани, которая называется шерстяной тканью.
- А вот эта ткань – атлас. Это красивая, блестящая, праздничная ткань.
- Эта ткань бархат. Тоже красивая мягкая блестящая, праздничная ткань.
- Эта ткань (лоскутик) парча.
Из нее шили сарафаны богатым людям. Сейчас из парчи тоже шьют праздничную одежду, церковное одеяние.
4. В гости к нам пришла матрешка. Она принесла вам подарки, но прежде, чем подарить вам, матрешка желает задать вам несколько вопросов.
Сарафаны на Руси сохранили свое величие. Много-много лет шьют и взрослым, и детям.
- Дети, когда надевают сарафаны?
- Летом, когда жарко на улице, когда народные гулянья – праздники;
Когда выступают артисты – поет хор русские народные песни, когда водят хороводы.
- Из какой ткани шили и до сих пор шьют сарафаны?
- Из цветного ситца, из легкого шелка, из блестящего атласа, из шерстяной ткани, из красивого бархата и парчи.
- Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте мою загадку о красавице-дереве, которое носит сарафан.
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (березка)
- Дети, вы мне очень понравились: вы узнали много о сарафанах и тканях и я хочу в знак нашей дружбы подарить вам украшения – бусы и пригласить вас вместе со мной под музыку поплясать. Вы теперь мои сестренки-матрешки.
Дети пляшут под музыку о сарафане и по окончании пляски кланяются гостям.
Оценить 1152 0
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – через интеграцию образовательных областей.
Задачи:1.Познакомить детей с историей матрёшки.
2.Расширять и активизировать словарный запас.
3.Развивать диалогическую речь.
4.Упражнять в сравнении предметов по двум признакам(величину и качество материала).
5.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера и согласованность движений с характером музыки.
Форма обучения: подгрупповая.
Средства обучения: образно – художественные, игровые, практические, музыкальные, наглядные.
Словарная работа: русская матрёшка, сарафан, платок, фартук, мягкая, твёрдая.
Оборудование: музыкальное сопровождение, матрёшки – игрушки объёмные, плоскостные матрёшки, кисти, краски.
Ход деятельности:
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В гостях у меня!
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Это русская матрёшка.
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
А вот на чём можно поехать в гости?
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
2 блок. Познавательно – развлекательный.
Матрёшка: (говорит воспитатель).
Дети: Здравствуй матрёшка!
Матрёшка: (говорит воспитатель).
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Да где же они , подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.
Дети рассматривают матрёшек. Воспитатель по ходу задаёт вопросы детям:
-Матрёшек много или мало?
-Одинаковые они или нет?
-Назовите их по величине?
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Давайте внимательно их рассмотрим. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А какого цвета используется в росписи больше?
Дети: Желтого и красного.
Правильно вы заметили.
Матрёшка всегда в сарафане. Ярослав скажи матрёшка в сарафане. А теперь София скажи , что у неё кофточка с вышивкой. А на голове что у неё Арина- платок? А поверх сарафана Ангелина – фартук? А теперь повторим все вместе русская матрёшка. Одета она в сарафан, сверху кофточка. А на голове платок.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы , усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.
3 блок. Продуктивный.
Дети усаживаются за столы , на которых лежат заготовки.
Наших матрёшек будем украшать.
Приступаем к работе.
4 блок. Рефлексия.
Вот и матрёшки наши готовы.
Мы весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки(повороты туловища направо, налево).
На ногах у нас сапожки , Ладушки, ладушки(руки перед собой, выставить левую ногу вперёд на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).
В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки. Мы похожи словно сёстры, Ладушки, ладушки(два хлопка слева и справа. Повторить 2-3 раза).
Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?
Дети: Да, понравилось.
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?
Ребята, а матрёшка приготовила вам подарки за ваш труд. (Вручение медалей).
Читайте также: