Атомы и молекулы конспект физика

Обновлено: 04.07.2024

Что будет, если вещество начать делить на мельчайшие составляющие? Мы дойдем до частицы, разделив которую, вещество утратит свои свойства.

Рассмотрим это на примере воды. 1 грамм воды составляют $3,35 \cdot 10^$ равных частиц, каждая из которых обладает свойствами воды. Они называются молекулами.

Молекула – это самая мелкая частица вещества, которая сохраняет все химические свойства вещества

Вода образовывается в процессе сжигания некоторых веществ: газа, бензина, древесины и пр. Ее также выделяет водородный двигатель, но не в том виде, что мы привыкли, а в молекулярном, но это все же вода.

Размер молекулы

Каковы же размеры молекул? Если бы мы смогли уложить в один ряд 10 000 000 молекул воды, то получилась бы нить длиной в 2 мм. А в $1 см^3$ воздуха содержится около $27 \cdot 10^$ молекул.

Если представить, что маленькое отверстие пропускают по миллиону молекул в секунду, тогда указанное количество молекул пройдет только через 840 000 лет.

Еще немного интересный факт: если размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну.

Современная наука позволяет нам увидеть эти малейшие составляющие нашего мира с помощью электронного микроскопа. На рисунке 5 представлены фотографии молекул, полученные с помощью электронного микроскопа, и их графическая интерпретация.


Рисунок 5. Фотографии молекул, полученные с помощью электронного микроскопа.

Помните, что все тела, окружающие нас, похожие друг на друга, всегда будут различны. В природе вы не встретите ни двух одинаковых снежинок, ни людей, ни песчинок, ни животных, но молекулы одного и то же вещества всегда будут одинаковы.

Атомы

Будем ли мы считать молекулы самыми мельчайшими частицами? Например, если мы разделим молекулы воды, то свойства воды потеряются. Мы получим атомы двух химических элементов: 1 атом кислорода (O) и 2 атома водорода (H).

Атом – это частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств

Каждый атом — это химический элемент. Все химические элементы перечислены в таблице Менделеева (рисунок 6).


Рисунок 6. Периодическая таблица Менделеева.

Мы можем сравнить атомы с буквами, при помощи которых собирается бесконечное количество слов — молекул. Таким образом, из атомов водорода и кислорода (взятые в разных количествах) мы получим молекулы разных веществ.

Например, если взять 2 атома водорода (H) и 1 атом кислорода(O), то получим молекулу воды $H_2 O$ (рисунок 7)

Рисунок 7. Молекула воды.

А если взять 2 атома водорода (H) и 2 атома кислорода (O), то получим перекись водорода $H_2O_2$ (рисунок 8).

Рисунок 8. Молекула перекиси водорода.

Итак, физические тела состоят из вещества, вещество состоит из молекул, а молекулы состоят из атомов (рисунок 9).

Рисунок 9. Схема строения вещества.

Сложные и простые вещества

У сложных веществ молекулы состоят из атомов нескольких химических элементов. Например, молекула воды состоит из атомов кислорода и водорода, поэтому вода — сложное вещество.

У простых веществ молекулы состоят только из одного химического элемента. Например — кислород. Наглядное изображение приведено на рисунке 10.

Одно из главных отличий современного урока от традиционного состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

ВложениеРазмер
urok_stroenie_veshchestva.doc 779 КБ

Предварительный просмотр:

город Казань Кировский район

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135

Разработка конспекта урока по физике в 7 классе по теме

на основе системно – деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС ООО,

с приложением технологической карты урока

Выполнила: Широкова Ирина Борисовна –

учитель физики I квалификационной категории

Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала.

– образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
  3. Этап получения новых знания (8 мин);
  4. Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);
  5. Этап обобщения и закрепления нового материала (13 мин);
  6. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);
  7. Рефлексия (2 мин).

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

II. Целеполагание и мотивация

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.

Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0 ° С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?

Тема урока : Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель , которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы

1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?

2. Какими размерами и массами определяются частицы вещества ?

3. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество ?

4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?

III. Первичное усвоение новых знаний

Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.

А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу .(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. /В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом/

Почему же так происходит? (Действенные конструктивные вопросы)

Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу .(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6 нм ( нано метр).

Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили. (слайд № 11)

Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы (слайд № 12), молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы (слайд № 13). На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…

IV. Первичная проверка понимания

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами? (Действенные фасильтирующие вопросы)

Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу .(Сингал Релли Робин)

Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием. (Тэйк – Оф – Тач Даун). Спасибо!

V. Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения.

Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик. (Зум Ин)

Подумали, обсудили в парах .(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что он сам думает, как он сам ответил)

VII. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания: рефлексия учебных знаний .(слайд № 15-16)

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.(слайд № 17) На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) под ред. А.Г. Асмолова. – 2 е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Технология подготовки урока в современной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).

3. Разумовский В.Г., Майер В.В. Проблемы ФГОС и научной грамотности школьников или новый стандарт образования в действии: обучение и воспитание творчески мыслящей личности на уроках физики. // Физика в школе. – 2012. - №5.

4. Найденов А.М. Новые образовательные стандарты как средство развития учащихся. // Физика в школе. – 2012. - №5

5. Фещенко Т.С., Чурилов В.И. Учимся работать по новым стандартам. Новое качество работы учителя – новые успехи ученика. // Физика. Все для учителя. – 2012. - №6.


строение вещества

Строение вещества

Мельчайшей частицей вещества, которая определяет все свойства данного вещества, является молекула. Молекула состоит из атомов. Число атомов и их распределение в молекуле является различным. В природе существует немногим более сотни атомов различного вида. Элементы обобщены и расположены в периодической таблице химических элементов, им даны наименования, например, водород, азот, углерод.

строение вещества

Движение частиц вещества называют тепловым движением.

Броуновское движение — беспорядочное движение микроскопических видимых, плавающих в жидкости или газе частиц твёрдого вещества, вызываемое тепловым движением частиц жидкости или газа.

диффузия

Состояние вещества.

Вещества в природе встречаются в трёх состояниях:

Молекулы одного и того же вещества в различных состояниях не отличаются друг от друга. Различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены иначе и движутся по-разному.

Каждому твёрдому телу характерна твёрдость. Твёрдость — способность тела сопротивляться воздействию другого тела. Твёрдость вещества выясняют, царапая его каким-либо другим веществом.

Существуют различные шкалы твёрдости. Одна из них составлена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом. Она состоит из 10 уровней, самым мягким веществом в ней является тальк, а самым твёрдым — алмаз. Алмаз в 58 раз твёрже стоящего на втором месте по твёрдости минерала корунда, из которого изготавливают рубины и сапфиры.

Свойством тел, изготовленных из твёрдого вещества, является их деформация. Деформация — изменение формы или размера тела под воздействием другого тела.

Эластичностью называют возможность тела после деформации возвращать себе первоначальную форму. Пластилин является пластичным, ему легко придать любую форму, которая сохраняется.

Прочность — способность вещества сопротивляться разрушению. У каждого материала имеется свой предел прочности. Стекло нельзя гнуть, т.к. оно хрупкое. Очень прочными являются металлы.

Кристаллы — это твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, упорядоченно, образуя кристаллическую решётку. Это лёд, соль, металлы, минералы и т.д.

В отличие от кристаллов, стабильно-аморфные вещества не затвердевают с образованием кристаллических граней.

Структуры жидкостей и аморфных тел имеют много общего. По этой причине принято считать аморфные тела очень густыми, вязкими, застывшими жидкостями. Аморфные вещества могут находиться либо в стеклообразном состоянии при низких температурах, либо в состоянии расплава при высоких температурах. Аморфные тела обладают текучестью, хотя и значительно меньшей, чем жидкости. При повышении температуры текучесть аморфных тел увеличивается. Благодаря этому из капли нагретого стекла можно выдуть стеклянный сосуд.

строение вещества

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по теме

Цель урока: подвести учащихся на основе известных фактов к идее дискретного строения вещества.

Задачи:

образовательные: сформировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

развивающие: развивать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и искать им подтверждения, развивать логическое мышление.

воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: воздушный надутый шарик, модель упругих пружин, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, сахар, закрытая колба с дымом.

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин.

Организационный момент (1 мин);

Постановка цели и задач урока (5 мин);

Этап получения новых знания (15 мин);

Исследовательская работа учащихся (10 мин);

Этап обобщения и закрепления нового материала (10 мин);

Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);

Рефлексия (2 мин).

Организационная часть

Целеполагание и мотивация

Если бы я захотел читать, еще не

зная букв, это было бы бессмыслицей.

Точно так же, если бы я захотел

судить о явлениях природы, не имея

никакого представления о началах

вещей, это было бы такой же бессмыслицей.

М.В. Ломоносов

Задолго до нашей эры народы Древнего Востока пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое. Они накопили множество естественнонаучных и технических знаний, первоначальных сведений о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных тел.

Первые высказывания о строении тел принадлежат ученым античного мира - Фалесу Милетскому, Анаксимену, Гераклиту Эфесскому. Фалес утверждал, что первоначалом всех вещей является вода, а Анаксимен учил, что весь мир построен из воздуха . Древнегреческий мудрец Гераклит говорил, что первичной формой вещества является огонь .

Их представления, конечно, были ошибочны, но они впервые задумались над тем, из чего состоят окружающие нас тела, сплошные ли они или построены из каких-то маленьких частичек, которые нельзя увидеть, но о существовании которых можно догадаться на основании наблюдений: испарении воды, стирания лезвия ножа при длительной работе, дуновения ветра и других.

Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частичек- атомов , которые находятся в движении и, взаимодействуя друг с другом, образуют все тела природы. Демокрит считал, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц. "Они бесконечно разнообразны, имеют впадины и выпуклости, которыми сцепляются, образуя все материальные тела, а в природе существуют только атомы и пустота.
Догадка Демокрита была надолго забыта. Однако, его взгляды на строение вещества дошли до нас благодаря римскому поэту Лукрецию Кару: ". все вещи, как мы замечаем, становятся меньше, И как бы тают они в течение долгого века. "

В России развитие идей древних ученых о внутреннем строении вещества продолжил великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на сто лет опередили науку того времени. Так он впервые разграничил понятия молекула и атом, доказал, что тепловые явления обусловлены движением материальных частиц, он объяснил упругость газов взаимодействием и движением частиц из которых они состоят.

Мы все знаем, что вещества могут находится в жидком, твердом и газообразном состоянии. Пример - вода, лед и водяной пар.

Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара ? Может кто-то затрудняется ответить. Рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода. Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу? Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее строение тел.

Тема нашего урока : Строение вещества. Молекулы и атомы.

Цель : получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы

1. Какие опыты и наблюдения доказывают сложное строение вещества?

2. Каковы размеры и масса частиц?

3. Есть ли промежутки между частицами вещества?

4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?

5. Как можно определить размеры малых тел?

III . Первичное усвоение новых знаний

Все вещества состоят из мельчайших частиц- атомов и молекул

Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Существует два способа: прямое и экспериментальное. Воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул, так как для наблюдения за молекулами нам нужно очень сложное оборудование - электронный микроскоп.

Рассмотрим следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане. Какой вывод можно сделать?

(Небольшое количество частичек краски будет содержаться в последней мензурке) . Молекула - это мельчайшая частица вещества, обладающая свойствами этого вещества. Так, молекула сахара - сладкая, а соли - соленая.

Молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать новые вещества с нужными для человека свойствами. Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а все молекулы одного и того же вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы. А на вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках.

Размеры молекул ничтожно малы.

А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из этого оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.

Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт. В мензурку нальём 100 мл воды и поместим в нее 100 г сахара. Объем сладкой воды получился меньше 200 мл. Кто может ответить почему? Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и сахара.

Почему же так происходит?

В оздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?

Между молекулами есть промежутки . Запишите в таблицу второе утверждение. Доказательствами существования промежутков служат изменение объема вещества, т.е. расширение и сжатие вещества при изменении температуры, и явление диффузии. Молекулы вещества находятся в непрерывном тепловом движении.

Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из этого оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения.

Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки!

Но, все тела мы видим сплошными. Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для того чтобы увидеть молекулы. Можно ли вообразить себе, насколько малы эти размеры? Можно ли, например, показать при помощи пальцев расстояние между молекулами газов, входящих в состав воздуха, которые примерно в 10 раз больше диаметра самих молекул?

Это интересно:

1.Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40 м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головой в Луну !

2.Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!

3.Если удалить пустые промежутки из всех атомов человеческого тела, то все, что останется, сможет пролезть через игольное ушко.

Размеры молекул ничтожно малы.

Размеры молекул были определены во многих опытах. Один из них провел английский ученый Роберт Рэлей. Поможет в определении размера молекул эксперимент с маслом и водой. В чистый широкий сосуд налили воду и на ее поверхность поместили каплю оливкового масла. Капля растеклась по поверхности воды и образовала круглую пленку. Постепенно площадь пленки увеличивалась, но затем растекание прекратилось и площадь перестала изменяться. Релей предположил, что молекулы расположились в один ряд, т. е. толщина пленки стала равна как раз размеру одной молекулы, и решил определить ее толщину. При этом, конечно, нужно учесть, что объем пленки равен объему капли.

Размер молекулы масла d=1,6·10¯⁹м=1,6·10¯ 7 см.

Какие существуют способы определения размеров малых тел?

Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к "методу рядов".

Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер "l" одного тела.

N - количество тел или частиц в ряду
L - длина ряда.
Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!

IV . Первичная проверка понимания

У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?

Ребята, прочитайте свои ответы. Спасибо!

V . Первичное закрепление новых знаний.

Выбери правильные утверждения

1. Все вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.

2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа.

3. Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размеру.

4. Молекула – мельчайшая частица вещества.

5. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше.

6. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь.

7. Молекулы воды отличаются от молекул льда.

8. Объем тела равен сумме объемов его молекул.

9. Атомы состоят из молекул.

VII . Подведение итогов урока

Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям. На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости.

VIII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– домашний эксперимент. На салфетку капнуть несколько капель спирта или одеколона. Пронаблюдать, что с ним произойдет, сделать вывод.

IX . Рефлексия

В ходе урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование, делать правильные выводы.

Частицы, из которых состоят вещества, называются молекулами.

Молекула – мельчайшая частица данного вещества.

Молекулы состоят из атомов.

Ключевые слова

Строение вещества, молекула, атом.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: