Своеобразие гоголевского юмора план конспект

Обновлено: 07.07.2024

Сатира как высмеивание недостатков и пороков челове­ка и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик). Сатира как важная часть русской литературы – как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и по­сле него.

II. Главная часть

1. Объект гоголевской сатиры – это прежде всею пош­лость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира нмп-г очень широкий тематический диапазон; не случайно Гоголь писал о замысле “Ревизора”:

“Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом по­смеяться над всем”.

2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне – помещики и чиновники:

а) сатирическую критику помещиков Гоголь развертывает в “Мертвых душах”. Характеры Манилова, Собакевича, Ко­робочки и др. строго индивидуальны, но за пестротой поме­щичьих типов просматривается и общее: застой, мертвен­ность, отсутствие духовных интересов, полное нежелание и неумение работать и вообще делать хоть что-нибудь полезное. Гоголь

же видел идеал помещика в человеке, который сумел бы стать полезным и своим крестьянам, и государству. Гии такого помещика он попытался вывести во втором томе поэмы (Костанжогло);

б) сатира на чиновничество содержится и в “Мертвых ду­шах”, и в “Ревизоре”. Главным пороком чиновничества Го­голь считал нарушение им интересов государства, ради со­блюдения которых оно, собственно, и поставлено. Чиновник по самой логике вещей должен быть честен, справедлив, уважать закон, осуществлять государственную власть.

Исли чиновник ведет себя прямо противоположным образом, то он подрывает власть и авторитет монарха. Не случайно в финале “Ревизора” проводится идея, что настоящий ревизор, посланный самим царем, наведет порядок и выведет всех на чистую воду. Основными же пороками чиновничества Гоголь считал казнокрадство и лихоимство.

3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей приро­де, ни в коем случае не носила революционного характера. Го­голь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостни­чество, монархию), а лишь отклонения от нормы.

4. Гоголь один из лучших в мировой литературе масте­ров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель вирту­озно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).

5. Вместе с тем смех Гоголя не бездумен и не развлекате­лен. По собственному признанию, писатель “озирал жизнь” “сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему сле­зы”. Гоголь видел свою задачу сатирика в том, чтобы выста­вить па всеобщее обозрение все пороки общества, высмеять их и тем самым заставить людей задуматься над собой, испра­вить их.

В этом Гоголь наследовал традиции просветитель­ской сатиры (Кантемир, Фонвизин и др.).

На традиции, заложенные Гоголем, опирались впоследст­вии многие русские писатели-сатирики: Щедрин, Чехов, Зо­щенко, Булгаков и др. Однако сатира Гоголя до сих пор оста­ется неповторимой и глубоко оригинальной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г. Коврова Владимирской области

Разработка урока литературы в 8 классе

Рулько Т.В., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 23

г. Ковров

Пояснительная записка к уроку.

Учащиеся на предыдущих уроках подробно рассматривали образы городничего, чиновников, Хлестакова, самого города, поэтому главное, что должны показать ученики - это умение обобщать материал, выделять главное, опираясь на художественную деталь.

Чтобы урок прошёл интересно и детям не было скучно, в нём используются различные методические приёмы.

Урок рассчитан на два часа.

Цели урока:

- формировать умение обобщать материал, собранный при изучении комедии;

- совершенствовать умение составлять сложный план;

- развивать связную устную речь учащихся.

- воспитывать у учащихся негативное отношение к таким человеческим порокам, как ханжество, лесть, чинопочитание, честолюбие и др.

Оборудование урока:

- портрет Н. В. Гоголя (возможна мультимедийная презентация);

- карточки с характеристикой чиновников;

Ход урока.

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.

2.Тема урока.

На доске записан эпиграф к уроку:

Учитель: На предыдущих уроках мы видели, что все персонажи наделены пороками, которые высмеивает автор. Сегодня мы постараемся отыскать в пьесе честное, благородное лицо.

* Вспомните, какой вид драматических произведений избрал Гоголь?

* Что такое комедия? В чём её особенность? (Комедия осмеивает отрицательные черты и свойства людей или общественные пороки)

* Почему Гоголь обратился именно к такой форме литературного произведения? И почему для своей цели он избрал смех?

* Есть ли, на ваш взгляд, среди персонажей пьесы хоть одно положительное лицо?

* Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

б) Работа с эпиграфом к комедии.

* Вспомните эпиграф к комедии. (Зачитать)

Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.

* А теперь подумайте, в чём же смысл эпиграфа к комедии? (Комедия Гоголя была как бы зеркалом, в котором отразились пороки и картины злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской эпохи. Гоголь своим эпиграфом отвечал тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность: нельзя сердиться на зеркало, если в нём видишь истинное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не её изображение.)

в) Обобщение. Работа над планом.

* Давайте посмотрим, как свидетельствуют современники о Николаевской России во времена Гоголя. (Работа с учебником, стр. 280-282).

* Вспомните, из каких основных частей строится план к сочинению.

* Что бы мы могли взять в качестве формулировки к вступлению по данной теме?

На доске (или экране) и в тетради: I . Комедия Гоголя - зеркало, в котором отразились пороки и картины злоупотреблений, характерные для всей русской жизни времён автора.

У Пушкина есть строки: «Рази, осмеивай порок,

* Какое впечатление производят на нас действующие лица? (Они смешат и вызывают негодование).

* Как по-вашему, о чём нужно рассказывать в основной части по нашей теме? ( О гоголевском смехе.)

Учитель: Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала ХIХ века.

* Давайте вспомним основные черты этих персонажей. (Работа на узнавание персонажей по их характеристике.)

(На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии:

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Артемий Филиппович Земляника

Лука Лукич Хлопов

Иван Кузьмич Шпекин.

На карточках записаны следующие худ. детали:

А. А. Сквозник-Дмухановский:

- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

- В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головой.

- Женат, имеет взрослую дочь.

А. Ф.Ляпкин-Тяпкин:

- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

А. Ф. Земляника:

- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Смотритель училищ.

- Имеет чин титулярного советника.

- Почтмейстер, надворный советник.)

* А теперь пять человек выйдут к доске, проверят правильность выполнения задания и дадут свой ответ - характеристику соответствующему чиновнику. (Ответы учащихся).

* Почему каждый из них так боится ревизора и какова основная цель предпринимаемых ими мер?

* Самостоятельно запишите подпункт плана и детализируйте его.

* Кто же является тем противником, с которым чиновники готовятся вести борьбу? ( Хлестаков).

* В чём комизм ситуации?

* Расскажите о Хлестакове.

* Прочитайте в действии 2 явл. 8 реплики городничего в сторону и вслух.

* Чем объяснить расхождения между ними?

* Что мы узнаём о тайных мыслях и намерениях городничего? В чём комизм?

* Сформулируйте второй подпункт основной части.

* О чём же вы будете писать в этой части?

* Расширьте свой подпункт.

* Перечитайте монолог Городничего в д. 5 явл. 8. Какое значение он имеет?

* О чём, по-вашему, думают её участники?

* Сформулируйте четвёртый подпункт основной части.

Учитель: Вспомните, что комедия была поставлена на сцене в 1836 году. Прошло более 170 лет.

* Живут ли среди нас пороки, изображённые Гоголем?

* Можно ли назвать комедию Гоголя актуальной, а его - нашим современником?

* Зачитайте высказывания писателей о Гоголе на стр.285-286 учебника (Работа с учебником).

* Как же мы озаглавим заключительную часть?

На доске и в тетради: III . Гоголь – наш современник.

* Прочитайте ваш план целиком.

( План может быть таким:

I . Комедия Гоголя – зеркало, в котором отразились пороки и картины злоупотреблений, характерные для всей русской жизни времён автора.

1. Подготовка к приезду ревизора;

а) изображение чиновничества уездного города;

б) предпринимаемые меры для встречи ревизора.

а) Хлестаков – псевдоревизор;

4. Реакция персонажей комедии на известие о приезде настоящего ревизора.

III . Гоголь – наш современник.).

( Далее идёт работа по совершенствованию плана).

3. Итоги урока.

* Как вы думаете, к кому обращается великий Гоголь?

* Актуально ли это обращение сегодня?

4. Рефлексия.

Ребята (по желанию) высказываются одним предложением, выбирая начало из предложенных рефлексивных фраз (на доске или на экране):

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":

1. Опрос учащихся

2. Инсцинирование сценок

ВложениеРазмер
obobshchayushchiy_revizor.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи

Ананко Анна Ивановна

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи

Цель урока: знать содержание комедии;

уметь анализировать текст; отвечать четко на вопросы.

Эпиграф: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Ну что ж… Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.

2. Беседа по комедии. Опрос.

1) Что произошло в пьесе?

(Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)

2) Какое слово является центральным, главным?

Ревизор для городничего – судья, который должен наказать его за грехи. А поскольку грехи, как и саму жизнь, посылает человеку Бог, то и ревизор чуть ли не посланник божий.)

3) Что является завязкой комедии?

4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

5) Что является кульминацией комедии?

(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор- значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего депортаментом)

6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?

( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генрал-губернатора.)

7) Как характеризуют Хлестакова сцены объяснения в любви?

( В роли безумного влюбленного с головой уходит в игру пылкого , страстного, отчаянного героя романа.)

СЦЕНКА Действие 4 явление 12, 13.14

8) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?

9) Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?

( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.)

10) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?

( Городничий прощает купцов, так как не одному из них помог сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).

СЦЕНКА. Действие 4 . явление 15

Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются, поздравляют Марью Антоновну.

СЦЕНКА. Действие5, явление 5

11) Но тут почмейстер приносит письмо Хлестакова к кому?

12) О чем это письмо?

Какую характеристику дает Хлестаков каждому из чиновников и городничему?

( Городничий глуп, как сивый мерин.

Почмейстер- подлец, пьет горькую.

Надзиратель за богоугодными заведениями Земляника- совершенная свинья в ермолке.

Смотритель училищ - протухнул насквозь луком.

Судья Ляпкин-Тяпкин - в сильнейшей степени люветок (человек дурного тона)

13) Итак, что является развязкой?

14) Ситуация из комической перерастает в трагическую, когда городничий произносит фразу и какую?

( «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь…)

15) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?

( Сатира- это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.

Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.

Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.

Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья и элоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.

Нельзя сердиться на зеркало, если в нем видишь собственное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не ее изображение.

Вопросы на листах для каждой группы.

  1. Жалко ли вам городничего? Если да - когда. Почему?

( Не жалко: жадный, подхалим, мошенник, старается скрыть свои грехи.

Жалко: усилия городничего, который что только не делает, чтоб угодить Хлестакову, обернулись унижением.)

  1. Кто из героев пьесы вызывает ваше сочувствие?

(Сочувствую всем чиновникам, потому что все они живут скучной жизнью. Самое страшное, что ни один герой не стремится к новой жизни. Жаль тех людей, которые находятся в больнице, пожожи на кузнецов)

( Осип, так как понимает все, что происходит)

( Зло смеется над невежеством, хвастливым Хлестаковым, высмеивает услужливых чиновников, взяточников, думающих только о собственной выгоде, смеется над городничим.)

Гоголь смеется над героями неодинаково, то есть герои делятся на инициаторов зла и подчинившихся злу.

Над Осипом и над простыми людьми Гоголь смеется не зло. Он даже хочет показать, что чиновника хуже простого народа. Гоголь добродушно высмеивает глупое поведение Добчинского и Бобчинского, над Марьей Антоновной и Анной Андреевной смеется не так жестоко, как над городничим.)

4.Как звали Хлестакова? ( Иван Андреевич)

6.Какова мораль чиновников? ( Обмануть ловко- доблесть, быть обманутым- нестерпимое оскорбление.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово.


Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Материал позволяет обобщить проделанную работу в классе и дома, обсудить сюжетную линию пьесы, рассмотреть основные положения критического этюда И.А.Гончарова "Мильон терзаний".


урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна.


Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто .

Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)

Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл.

Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступл.

2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне – помещики и чиновники:

3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей приро­де, ни в коем случае не носила революционного характера. Го­голь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостни­чество, монархию), а лишь отклонения от нормы.

4. Гоголь один из лучших в мировой литературе масте­ров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель вирту­озно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).

На традиции, заложенные Гоголем, опирались впоследст­вии многие русские писатели-сатирики: Щедрин, Чехов, Зо­щенко, Булгаков и др. Однако сатира Гоголя до сих пор оста­ется неповторимой и глубоко оригинальной.

Здесь искали:

Всматриваясь в сатирические образы, приходишь к выводу, что они непременно определенным образом эмоционально окрашены.Эмоциональная оценка в сатире—всегда отрицание изображаемого смехом над ним.

Юмор намного реже предполагает отрицание; смех, рождаемый юмористическим отношением, по своей тональности отличается от сатирического смеха.

Но в понятие юмор вкладывается и другой смысл. По сути, без юмора немыслима никакая сатира.

«Самая бичующая, самая гневная, самая скорб­ная сатира должна содержать в себе хоть каплю на­смешки—иначе она перестанет быть сатирой. А юмор со своей стороны всегда содержит в себе элементы сатиры

Надо прежде знать о том, что Гоголь был про­должателем и в известном отношении учеником Пушкина. Подобно Пушкину, Гоголь считал, что писатель должен прав­диво, верно отображать реальную действительность, ставя пе­ред собой при этом общественно-воспитательные задачи. Но вместе с тем одной из наиболее существенных отличительных особенностей Гоголя, сравнительно с Пушкиным, был его юмор, переходящий в последних, лучших его произведениях в общественно-политическую сатиру.

Похожие статьи:

Простое предложение в древнерусском языке. Типы предложений по цели высказывания Повествовательные предложения представляют собой основной тип предложения по цели высказывания. В Супрасльской летописи этот тип предложений наиболее широко представлены: и послаша зо море ко варягомъ, к Руси; нача княжити Ярополк в Киеве …

Уильям Мейкпис Теккерей (1811—1863) Современник Диккенса, еще один замечательный мастер английского реалистического романа XIXв., блестящий сатирик, Уильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте в 1811 г., в состоятельной семье колониального чиновника. После смерти отца в шес …

Древнегерманские племена и их языки Классификация древнегерманских племен. Вопрос о древнегерманских языках и их классификации неразрывно связан с вопросом о племенах — носителях этих языков, с вопросом о классификации этих племен с точки зрения исторической науки. Первую …

В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя:

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сатирические мотивы в творчестве Н. В. Гоголя

Сатирически изображая дворянство и чинов­ническое общество, никчемность их существо­вания, Гоголь прославляет русский народ, силы которого не находят применения. С особым чув­ством пишет Гоголь о народе: здесь уже нет об­личающей сатиры, а есть сожаление и печаль. И все-таки писателю присущ оптимизм, он ве­рит в светлое будущее России.

Читайте также: