Варвары завоеватели конспект урока 6 класс бойцов шукуров

Обновлено: 07.07.2024

Методическая разработка урока по истории на тему: "Завоеватели-германцы" для учащихся 6 классов.

ВложениеРазмер
urok_po_ist_sr.v.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

НА ТЕМУ «ЗАВОЕВАТЕЛИ – ГЕРМАНЦЫ

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНОЙ Н. А.

Дата проведения: 11.09 2007.

Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с жизнью древних

германцев в 4-6 в.в. и подвести к пониманию

причин появления у них неравенства, усвоить

воспитательная: воспитывать у учащихся уважению к

развивающая: продолжить формирование умений работать с

исторической картой, историческими

источниками, давать развернутый ответ на

вопрос, умение анализировать и делать

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: беседа

Д. Н. Альбом по истории культуры средних веков,

Москва,1959 год; таблица 3 «Совет старейшин

Оформление доски: тема урока, новые слова (Тацит, герцог, кровная месть,

народное ополчение, Великое переселение народов),

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Проверка домашнего задания. (8 минут)

- работа по карте «Римская империя в 4-5 в.в. Падение Западной Римской

- проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

- развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

- устный ответ на тест

3. Изучение новой темы. (22 минуты)

- постановка задачи перед учащимися

4. Закрепление изученного на уроке.(3 минуты)

5. Итоги урока. (3 минуты)

- анализ хода урока преподавателем

- оценка знаний учащихся и их активности

6. Домашнее задание (2 минуты)

1. Организационный момент.

- Проверка отсутствующих в журнале.

2. Проверка домашнего задания.

- работа по карте «Римская империя в 4-6 в.в. Падение Западной Римской

1. В 395 году Римская империя была разделена на два государства –

Восточную империю и Западную. Какие территории вошли в состав

Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия.)

2. Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский

полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье,

3. Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов,

франков, вандалов, бургундов.)

4. В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины. (1.

Упадок хозяйства (рабы не были заинтересованы в результатах своего

труда), большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой

борьбы (выступление рабов и крестьян). 3 Ослабление римского войска.

- проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

- развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

Карточка (вариант А)

Византия в раннесредневековой Европе была единственным стабильным

государством. Почему же в Западной Европе человек чувствовал себя

более свободным? (Именно потому, что Византия была централизованным

государством, человек чувствовал себя здесь менее свободно. Ценой

стабильности государства были большие налоги, обязанность несения

военной службы, соблюдение всех норм, установленных церковью,

строгая регламентация повседневной жизни – в одежде, еде, жилище. В

Западной же Европе в период раннего Средневековья еще сохранялись

пережитки прежних отношений – аллодиальная собственность, право, а не

обязанность, служить в ополчении, носить оружие. Человек не чувствовал

себя частью единой, большой системы, поэтому и был более свободен.)

Карточка (вариант В)

происхождение? (Сигнал к обеду подавали слуги, которые трубили в рог,

чтобы призвать гостей мыть руки. Тут же появлялись слуги с тазами и

Карточка (вариант С)

Известно, что уровень гигиены в период раннего Средневековья был

значительно ниже, чем в древности. Какие примеры можно привести,

чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение? (В древности люди

мыли свое тело несколько раз в день, в Средние века мылись в бочках и

нечасто. Бани считали нечистым местом. В эпоху Античности чистили

в Средние века – этого не делали. В городах древности были водопроводы

и канализация. В Средние века их не существовало.

- устный ответ на тест

1. Город, который стал столицей Восточной Римской империи:

2. В Византии правителя называли:

3. Вершины своего могущества Византия достигла в годы правления

4. Соотнесите понятия и их определения:

1) епископ а) человек, находящийся на государственной службе

2) налог б) глава христианской общины в крупном городе

3) чиновник в) плата деньгами, продуктами, ремесленными изделиями

в пользу государства

5. Оцените утверждение: Византийцы называли свою империю

Ромейской, считали ее законной наследницей Древнего Рима.

6. Восстановите последовательность событий:

а) строительство храма Святой Софии в Константинополе

б) смерть Юстиниана

в) перенос столицы Римской империи в Константинополь

7. Сборник законов, составление которого считают главным деянием

8. Живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии на досках:

9. Развитию образования в Византии способствовали:

а) рост населения

б) развитие хозяйства

в) интерес населения к наукам

г) потребность государства в хорошо обученных чиновниках

10. Соотнесите понятия и их определения:

1) василевс а) правительство с неограниченной властью

2) монах б) титул правителя в Византии

3) самиодержавец в) человек, решивший посвятить жизнь молитве и

1. Император Константин торжественно освятил новую столицу на берегу

2. Оцените утверждение: Византийская империя пережила Западную

Римскую империю почти на тысячу лет.

3. Василевс – это:

а) правительство города Константинополя

б) византийский военачальник

в) византийский император

4. Земли бывшей Римской империи наиболее успешно отвоевал император:

а) Октавиан Август

5. Соотнесите понятия и их определения:

1) христианин а) правитель провинции в Римской империи

2) форум б) последователь учения Иисуса Христа

3) наместник в) главная площадь в Риме, центр политической и

культурной жизни города

6. Восстановите последовательность событий:

а) издание кодекса Юстиниана

б) принятие христианства в качестве государственной религии Римской

в) основание греческой колонии Византии

7. При Юстиниане:

а) территория Византийской империи сократилась

б) столица Римской империи была перенесена в Константинополь

в) основание греческой колонии Византии

8. Изображение, выполненное из разноцветных камешек или кусочков

цветного непрозрачного стекла:

9. Государственным языком Византии в 7-8 в.в. стал:

10. В состав Византии не входили:

б) Балканский полуостров

в) Пиренейский полуостров

г) Британские острова

Вариант 1 Вариант 2

6. в), а), б) 6. в), б), а)

10. 1.б), 2.в), 3.а) 10. в), г)

3. Изучение новой темы.

- постановка задачи перед учащимися

Итак, мы с вами вспомнили, что германские племена в 4-6 в.в. начали переселение со своих земель на территорию Римской империи. С этих событий в Европе начинается эпоха средневековья. Поэтому на уроке

сегодня мы выясним следующее: Как жили германцы в 4-6 в.в.?

1. Занятия и быт древних германцев.

2. Появление неравенства у германцев.

3. Великое переселение народов.

1. Занятия и быт древних германцев.

1) Работа по карте и беседа (страница 20 в учебнике).

Где проживали племена древних германцев в первые века нашей эры? (Они жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова.)

2) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать пункт 1 (страницы 15-17) в учебнике.

Беседа по прочитанному:

- Какие занятия существовали у древних германцев? (Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство лесных ягод, орехов, обработка железа, глины.)

- Что продавали германцы римлянам? (Скот, кожи, меха, янтарь.)

- Что покупали у римлян германцы? ) Украшения, оружие, вина, ткани.)

- Кто жил под одной крышей в доме престарелых родителей? (Как правило, их дети со своими семьями, а также вольноотпущенники и рабы.)

- Как назывался коллектив древних германцев? (род, т.е. коллектив близких родственников, связанных общим происхождением. Несколько родов – племя. Объединение племен – племенной союз.)

2. Появление неравенства у германцев.

Для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

3. Великое переселение народов.

1) Рассказ учителя.

С конца 4 века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

2) Работа по карте (страница 20 в учебнике).

- Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в 4-6 веков? (Стрелочкой)

- Где расселились германцы к началу 6 века? (Вандалы – в Северной Африке, вестготы – в Испании, остготы – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы – в Британии.)

- Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

4. Закрепление изученного на уроке.

Выполнить задание № 2 (страница 4) в рабочей тетради.

- анализ хода урока преподавателем

Отвечая на вопрос: Как жили германцы в 4-6 в.в., необходимо подчеркнуть, (обратите внимание на карту) германцы жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, собирательством лесных ягод, орехов, обработкой железа, глины. Коллектив древних германцев назывался – род, несколько родов – племя; объединение племен – племенной союз. С начала нашей эры у германцев появляется неравенство, еще более оно усиливается, когда они начинают набеги на территорию Римской империи т. е. начинается эпоха массовых перемещений племен, в результате которой пала Западная Римская империя и к концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

Предмет: История Средних веков

Тема урока: Варвары-завоеватели.

Тип урока : комбинированный

Предметные результаты: . Описание про цесса формирования варварских королевств. Объяснение значения основных понятий темы урока.

Метапредметные: Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебни ка. Развитие образных и логических способностей, умение работать с картой

Личностные результаты : Познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности.

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: варвары, великое переселение народов.

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Приветствует учеников. Проверка рабочего места, отсутствующие

2. Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вспоминаем раздел Римской империи, столица Восточной

4.Изучение новой темы.

Тема урока в тетради

Варвары у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле - грубые, некультурные, жестокие люди.

Великое переселение народов - Перемещения племен на территорию Римской империи в IV - VI веках

Смотрим по карте – какие племена переселяли на тер Римской империи

Куда они переселялись

Дату записываем 476 год – падение Западной Римской империи

Физкультминутка

Как называлось перове варварское королевство? Когда оно было создано?

Какие племена захватили почти всю Италию?

Самост. Прочитать п. 3, исправьте ошибки в тексте:

Порядки германцев ничем существенно не отличались от римских Очень было развито рабство. Вождя избирало народное собрание. Письменности у германцев не существовало. Обычаи передвались устно из поколения в поколение. Германцы были язичниками, но, позднее, среди них распространилось и християнство.

Разработка урока истории средних веков 6 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Инновационная школа 6 класс, разработка урока истории Средних веков " Варвары- завоеватели" к учебнику Бойцова, Шукурова. Это первый урок второго раздела "Бури на окраинах", знакомит учащихся с причинами Великого переселения народов, развивает умения учащихся использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий в Средневековый период;Тема урока: Варвары -завоеватели Класс: 6 Предмет: история Средних веков Тип урока: открытие нового знания Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение ЦЕЛИ: 1. обучающая: формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; • познакомить с причинами Великого переселения народов • учить работать с гипотезой (предположением, через деятельностный метод и практический подход). • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( вестогы, вандалы, Великое переселение народов, саксы, англы, юты, сарматы, аланы, гунны, сарматы, лангобарды); • • использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий в Средневековый период; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Средневековья; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям средневековой истории

Ещё в 395 г. император Феодосий I завещал разделить Римскую империю между сыновьями. Старшему, Аркадию, досталась тогда восточная её половина со столицей в Константинополе. Младший, Гонорий, получил все земли к западу от Адриатического моря, столицей которых он решил сделать Равенну.

С тех пор пути двух частей Римской империи стали расходиться всё дальше. На Западе под натиском многочисленных варварских племён римское государство распалось уже в конце V в. Его место заняли варварские королевства. На Востоке же ещё и в VI в. нашлись силы для подъёма при Юстиниане I.

Однако в VII в. в Аравии появилась новая религия — ислам. Её приверженцы создали могучую державу, лишив Византию многих её владений и подчинив себе огромные территории от Атлантического океана до границ Китая.

Какие важные процессы происходили в Западной Европе и на Ближнем Востоке во время подъёма и расцвета Византии?

Как возникла и распространялась новая религия — ислам?

1. Великое переселение народов. В IV—VI вв. множество больших и малых племён по разным причинам покидали родные края в поисках новых земель для поселения. Историки называют это время эпохой Великого переселения народов. В Византии власти справлялись с толпами опасных пришельцев. Одних побеждали в бою, от других откупались, третьим давали пустующие земли в приграничье и заставляли служить императору. Зато у правителей западной части империи (Италия, Испания, Северная Африка, Галлия, Британия) всё чаще не хватало средств на пограничные укрепления и войска. Между тем опасные нападения варваров учащались. Самыми настойчивыми и опасными были многолюдные племена германцев, населявшие Северную Европу. Императорская армия к тому времени и сама состояла преимущественно из варваров. Они готовы были служить империи за хорошее вознаграждение, но если им не платили, легко могли превратиться в её врагов.


Римский пограничный город. Свинцовый медальон. Рубеж III —IV вв.

Здесь изображён город Могунтиак (теперь Майнц) на берегу Рейна.

Что представляют собой городские укрепления?

Так нередко бывало, например, с германскими племенами готов. В 410 г. воины вестготов во главе с их вождём Аларихом ворвались в город Рим и подвергли его опустошению. Падение Рима потрясло современников. После разграбления Рима вестготы переселились на юг Галлии, где создали собственное королевство. Позже они распространили свою власть на весь Пиренейский полуостров.

Другое германское племя, вандалы, проделало ещё более длинный путь. От восточных пределов Германии они дошли до Гибралтарского пролива, переправились в Северную Африку и расселились в окрестностях древнего Карфагена. В 455 г. флот вандалов доставил их войско к стенам Вечного города. Римляне сдали город без боя, и две недели кряду вандалы беспощадно его грабили.

В Британии высадились саксы, англы и юты. Римскую Галлию захватили франки. Другие части империи заняли бургунды, свевы, аламанны и иные германские племена.


Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV—V вв. из причерноморских степей на империю нападали восточные кочевые народы — аланы и сарматы. Самый сильный ужас римлянам внушили орды гуннов. Вождь гуннов Аттйла подчинил себе множество племён и в 452 г. предпринял поход на Рим. Только за очень большой выкуп он согласился повернуть назад.


Рукоять готского меча. V в.


Штурм города. Резьба по кости. V в.

Что вам уже известно о Великом переселении народов из истории Древнего мира?

В 493 г. всю Италию подчинили себе остготы. Одоакр был убит. Их государь Теоддрих Великий (см. на с. 33) хотел создать прочное государство, примирив завоевателей-остготов с покорёнными римлянами. Из этого ничего не вышло. Когда при преемниках Теодориха Остготское королевство начало слабеть, император Юстиниан I послал на его завоевание большое войско.

Сначала его армия высадилась в Северной Африке и уничтожила королевство вандалов. Другая армия отняла у вестготов часть побережья Иберии (Испании). Но самые кровопролитные войны полководцам Юстиниана пришлось вести против остготов в Италии.

В ходе этих войн город Рим много раз переходил из рук в руки. В конце концов остготы были побеждены. Но торжество Юстиниана было недолгим. В 568 г. с севера, из-за Альп, вторглись новые германские племена — лангобарды. Они отличались особой дикостью и жестокостью. Лангобарды подчинили себе весь север Италии, отбросив византийцев на юг Апеннинского полуострова.

Проследите по карте (с. 30) маршруты перемещения германских племён, назовите места их нового расселения и создания королевств.

3. Порядки германцев. На занятых ими землях германские племена установили порядки, которые сильно отличались от римских. Рабство у германцев было развито слабо, все соплеменники считались свободными людьми, каждый владел собственным участком пахотной земли, и притом немалым, а лугами, лесами, водоёмами пользовались сообща.

У германцев была своя знать: они верили, что члены некоторых семей обладают особой доблестью и удачливостью. Из них-то обычно и выходили вожди и старейшины племён. Вождя избирало народное собрание, на которое сходились мужчины-воины. Вожди подчинялись народному собранию и почитали обычаи племени. У германцев не было письменности, поэтому обычаи не записывались, а сохранялись в памяти и устно передавались из поколения в поколение.

Первоначально германцы были язычниками, верили в богов грома, войны, плодородия. Однако время от времени в Германии появлялись проповедники христианства из Римской империи и успешно проповедовали новую веру. Когда же германцы стали селиться на землях империи, они оказывались в окружении многочисленных христиан и довольно быстро сами принимали христианство.

1. Какие признаки первобытнообщинного строя сохранялись у германцев в начале раннего Средневековья? Что ускорило переход германцев к цивилизации?

2. К каким последствиям для германцев должно было приводить принятие ими христианства?


Германский воин. Миниатюра. VII в.


Деталь воинского шлема с изображением германского правителя. VI—VII вв.

1. Когда и почему началось Великое переселение народов и каковы были его результаты?

2. Нарисуйте в тетрадях линию времени. Отметьте на ней важнейшие даты, относящиеся к истории Великого переселения народов и возникновения варварских королевств.

4. Определите, названия каких варварских племён в той или иной форме сохранились на современной карте Западной Европы.

ТЕОДОРИХ ОСТГОТСКИЙ (493—526)

Ещё ребёнком Теодорих попал заложником в Константинополь и провёл там около 10 лет, на всю жизнь проникшись почтением к культуре римлян и греков. Позже он стал вождём многочисленного племени остготов. Константинопольский император Зенон поручил Теодориху вернуть империи Италию, оказавшуюся в руках Одоакра. (На самом деле император более всего желал удалить Теодориха с его народом подальше от стен Константинополя.) Теодорих разбил войска Одоакра, но после трёх лет осады так и не смог взять Равенну. Договорившись с Одоакром о мире и совместном управлении Италией, Теодорих через несколько дней собственноручно убил его на пиру.



1. Дворец Теодориха в Равенне. Мозаика. VI в.

2. Гробница Теодориха в Равенне. VI в.

Теодорих уважительно относился к правам и имуществу римлян. Для них действовал лишь один запрет — носить оружие. Городу Риму Теодорих предоставлял привилегии, восстанавливал пришедшие в упадок общественные здания, устраивал роскошные игры в Колизее. Теодорих любил подчёркивать, что его королевство — это часть Римской империи и он правит им от имени константинопольского императора. (На самом деле король не допускал никакого вмешательства со стороны Константинополя.)

Государь остготов любил окружать себя образованными людьми. Некоторое время в большом доверии у него находился римский философ Боэций. Он даже занимал главный пост в правительстве Теодориха. Однако до Теодориха дошли слухи о готовящемся заговоре: римляне якобы собирались избавиться от готов и с помощью константинопольских войск восстановить свою власть. Тогда король казнил многих знатных римлян, в том числе и Боэция.

Почему Теодорих, варвар по происхождению, с уважением относился к римлянам и их культуре, ценил учёных?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Образование варварских королевств. Государство франков в 5-8 вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Урок-беседа

Цель урока: объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия.

Предметные: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом, уметь выделять главное, делать выводы.

Личностные: воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: ис­то­рия Средних веков 6 класс, мультимедиа проектор, презентация (слайды).

1) Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, знакомиться с новым учебником.

2) Актуализация знаний

Устная проверка домашнего задания в вопросно-ответной форме.

3) Изучение материала (открытие знаний)

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживали 6-8 млн человек.
Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами. Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство между четырьмя сыновьями.
Задание: предположите, какие последствия мог иметь этот шаг короля.
(Ученики выдвигают версии.)
Вы совершенно верно указали два основных последствия раздела государства франков:
— войны потомков Хлодвига;
— разорение земледельцев.
В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?
Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:

Отдача под покровительство

Захват земли силой

Закабаление за долги

Последствия:

Рост крупных земельных владений знати и церкви.

Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы

4. Хлодвиг и христианская церковь

— Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания?

Проблемный вопрос. Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви.

— Почему король принял такое решение?

— Почему их союз был взаимно выгоден?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден:

для короля франков:

вера в единого Бога сплачивала людей

церковь могла примирить людей с новыми податями

церковь укрепляла авторитет правителей

церковь уверяла, что власть короля угодна Богу

руководителя церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания

короли охраняли богатства и привилегии церкви.

короли щедро дарили ей земли и ценные вещи.

руководители церкви были ближайшими советниками королей

К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.

5. Духовенство и миряне
В связи с усилением роли христианской церкви все население можно было условно поделить на мирян, людей, которые не порывали с житейскими делами, и духовенство — особый слой населения, которое руководило духовной жизнью людей.

Читайте также: