Каша пища наша конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Дать понятие о том, что каша — традиционная русская еда.

Закрепить умение соотносить существительные с прилагательными;

Дать знания о том, как и из чего варят кашу.

Учить различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено;

Предоставить возможность проявить творчество;

Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию. Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

1. Разные виды круп;

2. Картинки с продуктами для приготовления каши;

3. Цветная бумага, ножницы, клей;

4. Изображение ягод, орехов для украшения каши.

1. Экскурсия на кухню детского сада;

2. Знакомство с пословицами и стихами о каше;

3. Рассматривание разных видов круп;

Ход ЗАНЯТИЯ

…А ну-ка, ребятки загадку отгадайте!

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (каша)

Ребята, а вы часто едите кашу на завтрак?

Воспитатель : Да, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каш. С утра у людей много работы и разной заботы. Вы тоже пришли в детский сад, у вас занятия, потом идете гулять, играть. На всё это нужно много сил и энергии.

Сегодня мы поговорим о вкусной, полезной каше!

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают кашу в народе. Каша являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей.

Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место. Каша была обязательным угощением и для гостей.

Русская каша – сила наша!

Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу Мы с вами знакомились. Вспомните:

Русская каша - матушка наша.

Что за обед - коли каши нет.

Щи да каша - пища наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

Каша кормилица наша.

В родном доме и каша гуще.

Без каши семью не накормишь.

Кашу маслом не испортишь.

Каша мать наша, а хлеб кормилец.

Воспитатель : Молодцы, пословицы вы знаете.

А из какой крупы можно сварить кашу?

Ответы детей (из риса, из гречки, из пшена)

Воспитатель : Ребята, я сейчас буду показывать вам крупу, вы попробуйте назвать её и кашу которую из нее варят. (показываю крупу.)

Игра «Найди крупу

Гречка – гречневая каша.

Манка –манная каша.

Рис – рисовая каша.

Пшено – пшенная каша.

Овсянка – овсяная каша. (геркулесовая.)

Перловка – перловая каша.

Как вы думаете, какая каша самая полезная?

Дети. - все каши полезные.

Воспитатель : Каждая каша полезна по- своему. Есть такая легенда. Один мальчик из Греции с детства очень любил геркулесовую кашу. Когда он вырос, он стал очень сильным и могучим. И люди стали называть Геркулесом

Воспитатель : Что за шум! В группу вбегает озорная девчонка.

Девочка -Здрасьте! А чей - та вы тут делаете?

Воспитатель : Мы о каше говорим. О том какая она полезная. А ты кто такая? Как тебя зовут?

Девочка. - Я девочка Маша. А кашу я не ем, не люблю я эту гадость!

Воспитатель : Ты не права, каша совсем не гадость. Ребята расскажите Маше о пользе каши.

Дети читают стихи:

Лучше нет крупы, чем гречка!

Знает каждое сердце.

В доме нашем знает каждый

Гречка лучшая из каш.

Ну а мой приятель Вовка

Любит поедать перловку

И поэтому наш Вовка

Самый сильный из ребят.

Знаю точно – лучше риса

Нету каши для Бориса

Геркулес Настасья любит

Баба Фрося ест пшено.

На столе дымится каша

Где большая ложка наша?

Будем с кашей мы дружить

Лет до ста мы будем жить.

Маша – Всё равно не люблю! Она не вкусная. Конфета вкуснее!

Воспитатель : Нет, Маша, мы тебе сейчас докажем, что каша полезнее конфет.

Посмотри на наших ребят. Какие они все здоровые, весёлые, щечки у них розовые. Потому что каждый день кашу едят. Наши ребята сильные и редко болеют. Давайте, ребята, покажем Маше нашу силу.

Руки в стороны, сжать кулаки и пригнуть к плечам. (5-6 раз.)

2. И. п. то же. Руки сжаты в кулаки, прижаты к груди. Выбросы вперёд. (5-6 раз.)

3. И. п. то же. Поднимать руки вверх согнуты пальцы в кулак,

Поднимать по очереди.

4. И. п. стоя. Ноги расставлены широко. Наклон к одному колену, пригнув руки

К груди, выпрямиться- руки в стороны. (5-6 раз).

5. И. п. стоя. Упражнение на дыхание.

Вдох – руки к груди,

Выдох – руки в стороны.

Воспитатель : Вы, дети, молодцы показали свою силу. А теперь давайте вспомним, какие продукты нужны, чтобы сварить кашу?

Дети называют продукты.

(крупа, вода, молоко, сахар, соль, масло.)

Воспитатель : А теперь все вместе поиграем. Вставайте все в круг. Это будет горшок. Молоком будет Вова,, Солью - Даша, сахаром - Ваня, крупой – Лена. Как только услышите название своего продукта – выходите в центр круга. Да смотрите, не зевайте, а то каша у нас невкусная получится если чего-то не добавили в нее.

Дети ходят по кругу, взявшись за руки.

Раз, два, три, кашу нам горшок вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!

И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу!

Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.

Воспитатель : Молодцы, показали как кашу нужно варить!

А чтоб каша стала ещё вкусней, что можно добавить?

Ответы детей. (ягоды, курагу, орехи)

Маша. – Мне у вас понравилось. Можно я у вас останусь.

Воспитатель : Конечно, оставайся.

Маша. Хоть я кашу не люблю, но игру про нее знаю.

Маша каши наварила - указательным пальцем правой руки мешать

Маша кашей всех кормила в левой ладошке

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, - загибать по одному пальчику

Жучке – в плошку, на обоих руках

А коту в большую ложку

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, - разжимать пальчики

Всё до крошки раздала. – сдувают воображаемые крошки с ладошки

Воспитатель :. Я предлагаю вам стать поварами. Да не просто поварами а художниками своего дела. Вам нужно будет вырезать тарелку и кашу из бумаги нужного цвета. Потом украсить эту кашу различными добавками. Что можно добавить в кашу? (дети перечисляют добавки)

Для пшенной каши бумага нужна какого цвета?

Для рисовой? (белая)

Для гречневой? (коричневую)

Для манной? (белая)

Для пшенной? (желтая)

Воспитатель :- Молодцы! Какая у всех красивая и полезная каша получилась. Я думаю, что теперь вы все полюбите кашу и расскажите всем своим друзьям о ее пользе.

А теперь давайте послушаем ещё стихи о кашах. (заранее подготовленные дети читают стихи)

1. Кушай кашу Геркулес- это чудо из чудес!

Кушай, станешь силачом, любая гиря нипочём!

2. Каша из гречки, где варилась? В печке.

Кашу хвалили, на всех разделили.

3 Каша белая из риса

Полезней всякого ириса.

Зерна белые тверды,

Но налей в чугун воды,

Да поставь на огонек,

Да посыпь-ка сахарок,

И берись за ложку.

4 Кашу манную люблю,

К ней добавлю курагу,

Очень вкусно и полезно!

Воспитатель : Я тоже знаю стихотворение:

Побывала в домах многих:

И богатых, и убогих.

Много разного видала,

Кашу всякую едала.

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша.

Дома близкие мои,

Варят кашу из любви.

Маша: Мне тоже ваша каша понравилась. Теперь я начну её есть каждый день на завтрак.

Воспитатель : Я предлагаю показать наши каши детям из соседней группы. Пусть и они узнают о пользе каши.

Цель: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.

Задачи:

  • рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
  • познакомить со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • развивать мышление, речь учащихся.

Оборудование: иллюстрации злаковых растений, различные виды круп, таблички с пословицами, названиями злаков, с результатами анкетирования, магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент

Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу!

II. Актуализация знаний

- У нас сегодня занятие по правильному питанию.

- А что значит правильно питаться?

- Для чего это нужно?

III. Формулирование темы занятия

- А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, прослушав отрывки из художественных произведений.

Сорока - белобока по полю летала,
Зерна собирала, печку топила,
Кашу варила, деток созывала,
Кашей угощала.

Раз, два, три, горшочек, вари.
И горшочек варил вкусную кашу.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить.

- Что объединяет эти все произведения?

- А почему я решила наш разговор посвятить каше?

IV. Работа по теме занятия

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.

4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.

6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.

Двигательная минутка

- Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
- Поменялись местами те, кто завтракает.
- Поменялись местами те, кто любит кашу.

- А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?

2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.

2. Виды каш

- Внимательно послушайте стихотворения и скажите, о каких видах каш идет речь.

Дети читают стихи.

1. Гречневая каша-
Развивает ум.
Очень ароматна
И на вкус приятна.

2. Рисовая каша - полезная,
Не дает толстеть.
А овсяную просто
Нужно детям есть.

3. Перловая и ячневая
Особый имеют вкус.
Долго не раздумывай,
А мотай на ус.

4. Пшенная, да если там
Еще и тыква есть,
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.

5. Да, ребята, понял я:
Каша – это сила, каша – это ум.
Ешь на завтрак кашу,
И расти большим.

- О каких видах каши шла речь?

- А от чего же зависят названия видов каш?

- Сейчас мы с вами побудем в роли помощников повара.

- Как их называют?

- Прежде, чем приступить к работе, какие правила гигиены вспомним?

- Вам нужно крупы рассортировать по видам. Если крупа неизвестна, можно обратиться за помощью к другу.

Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая, пшенная.

- Какие крупы вам не знакомы?

- А знаете ли вы, из каких растений получаются эти крупы?

Показ злаковых растений.

- Какая крупа осталась? (Пшено)

- Какую кашу будет варить повар?

- Какой секрет должен знать повар, чтобы правильно сварить кашу?

- Представим, что повар сварил замечательную кашу.

- А как сделать кашу вкуснее?

- Результаты опроса показали, что в нашем классе кашу не любит 1 человек, а любят 15 человек, из них:

  • перловую – 1 чел.
  • пшенную – 1 чел.
  • овсяную – 4 чел.
  • гречневую – 6 чел.
  • манную – 12 чел.

- Какая каша самая любимая?

1. На плите в кастрюле каша кипела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.

2. Кушай, кушай, Маша, манную кашу.
Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.

3. Работа с пословицами

- Давайте вспомним пословицы о каше.

- Давайте, восстановим пословицы:

  • Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь)
  • Щи да каша – здоровым будешь. (Щи да каша – пища наша)
  • Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь)
  • Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша)
  • Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)

V. Рефлексия

Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…

VI. Домашнее задание

- А я подарю вам рецепт известной гурьевской каши. Попросите маму, чтобы она вам ее приготовила.

Литература

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомить воспитанников с традициями в русской кухне, связанных с кашей;

- сформировать представления о пользе каши для организма человека;

- закрепить знания народных пословиц и поговорок о кашах;

- рассказать о традициях и обычаях наших предков;

воспитательные :

- воспитывать у детей потребность в рациональном питании;

- воспитывать желание изучать традиции своего народа;

- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;

развивающие :

- развитие у детей познавательной мотивации;

- развитие саморегуляции и самоконтроля;

- развитие творческих способностей, речи, внимания.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций ,чтение русских народных сказок ,в которых говорится о каше ,заучивание пословиц и поговорок ,беседы о традициях русского народа.

Оборудование: Ноутбук , проектор

- иллюстрации злаковых культур, разная крупа, иллюстрации разных каш , для сценки: бантик, очки, платочек, кепка, бусы, галстук.

- глиняные горшочки, кисти, салфетки, клей ПВА, цветная бумага, ножницы (по количеству детей)

Ход занятия

1.Организационный момент

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться,

И что тут может получиться? (каша)

2 . Основная часть занятия:

1.Беседа «Что мы знаем о каше?

- Какой завтрак считается самым сытным и полезным?

- Какие виды каш вы знаете?

Каши разные бывают,

Из гороха, чечевицы

Кукурузы и пшеницы

Из перловки и овса

Словом , сытная еда.

- Давайте проверим, знаете ли вы какие продукты необходимо для приготовления каши? ( Игра )

- А кто придумал такое блюдо как каша?

Каша-это традиционная русская еда, которая на протяжении многих столетий является практически вторым хлебом. Это блюдо было особенно распространено в крестьянской среде, т.к. отличалась простотой приготовления и отличным вкусом. Каши варили разные: из гречневой, манной, пшеничной, пшенной, ячневой и др. круп. Традиционно ее варили в горшочке в русской печи.

2 слайд . Каша издавна имела в народе особое символическое значение. В старину на Руси без каши не обходились ни свадьбы, ни поминки, ни крестины. У каждой хозяйки был особый оригинальный рецепт, который хранили в тайне .

4 слайд . У каши есть свои праздники - один из них так и называется: Мирская каша. Отмечается 26 июня в день Акулины Гречишницы. Через неделю после праздника по народным приметам, нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрый.

Гречневую кашу всегда включали в укрепляющую диету детей, пожилых и больных людей.

1. Гречка снижает риск возникновения заболеваний сердца и сосудов.

2. Полезна при заболевании печени, сахарном диабете.

3. Гречневая мука в сочетании с гречичным медом отличное средство для улучшения состава крови в организме человека.

4. Трехдневная гречневая диета укрепляет здоровье и снижает вес.

Блюда из гречневой крупы очень сытные. Из нее можно приготовить и обыкновенную кашу, и блины, и оладьи, и крупеники и даже котлеты.

Дети делятся на две команды , встают напротив друг друга и по очереди

называют пословицы . Первая команда начинает , вторая -заканчивает и наоборот .Соединяются парами с тем, кто начал, и кто закончил пословицу.

1) Кашу свари , да ещё в рот положи.

2) Когда каша в печи стоит , не страшен мороз , что на дворе трещит.

3) Разговорами каши не сваришь.

5) Гречневая каша – матушка наша , а хлебец ржаной – отец наш родной.

6) С ним каши не сваришь.

7) Кашу и дурень сварит – была бы крупица , да водица.

1) Хороша кашка, да мала чашка.

2) Щи да каша – пища наша.

3) Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

4) Овсяная каша хвалилась, будто с коровьем маслом родилась.

5) Кашу маслом не испортишь.

6) Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

7) Русского мужика без каши не накормишь.

Все минуточку внимания,

Сейчас проверим ваши знания.

У меня вот здесь крупа,

Да не знаю - какова.

Я хочу у вас узнать:

Сможете крупы разобрать?

Воспитатель объясняет условия задания для детей. На доске расположены иллюстрации различных колосков, в тарелочках - образцы круп под номерами. Задание: соединить крупу , растение и назвать все.

После того, как названа каша, воспитатель спрашивает:

- А кто знает стихотворение об этой каше?

Наша каша хороша

Для любого малыша.

С маслицем, румяная,

Наша каша манная!

А крупа взялась откуда?

Из пшеничного зерна

Это гречневая каша.

Эту кашу любит Саша.

Не бывает в поле тихо,

Если там растёт гречиха.

Пчёлки на неё летят,

Взять нектар они хотят!

Познакомьтесь с кашей новой:

Все зовут её перловой.

Если спросят у меня:

У меня ответ готовый:

Да, зовут её перловой!

Нас порадовать с Наташей

Можно только пшённой кашей.

До чего вкусна она,

Наша каша из пшена!

Из чего взялось оно-

Проще нет для нас вопроса.

Знай: пшено – крупа из проса

Утром Катю кормят вкусной

Тёплой кашей кукурузной.

Росли в поле не на грядке

Кукуруза всякий раз

Вырастает выше нас!

Каши не было одной,

Он не в дальних странах рос-

Рос овёс у нас в округе,

А ни где -нибудь - на юге!

-Все крупы разложили, все каши назвали. Все справились с заданием. Ну, а теперь мы расскажем вам про Машу, которая не любила кашу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект классного часа " Каша -пища наша". Школа России 2 класс.

Цель: Формирование привычки здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

- Дать представление о каше, как наиболее полезном продукте, который необходим человеку каждый день.

- Расширить знания о зерновых культурах, используемых человеком в пищу, значении блюд из зерна в рационе питания человека.

- Объяснить детям важность утреннего приема пищи для сохранения и укрепления здоровья.

Развивающие задачи:

- Развитие умения выделять главное, интересное.

- Развитие памяти, внимания, творческих способностей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки, связанные с соблюдением гигиены и режима питания.

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты

личностные УУД: осознавать ценность полезных свойств каши и необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

метапредметные УУД: регулятивные – адекватно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; познавательные – выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные – слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Оборудование: презентация по теме, карточки с пословицами, контейнеры с крупами, рисунки с изображением каш для аппликации, рисунки детей по теме, презентация

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Начинаем наш классный час.

В добрый час для всех нас!

2. Актуализация знаний

А) Проведение игры “Скатерть-самобранка”.

Ведущий. Но что-то не хочется путешествовать на голодный желудок. Нужно подкрепиться.

– Какой волшебный предмет нам может помочь? (Скатерть - самобранка)

– Где наша скатерть-самобранка? Давайте хором произнесем волшебные слова.

Раз, два, три, скатерть развернись.

Дети хором произносят волшебные слова, и появляется угощение

(Конфеты, печенье, бутерброды с маслом, гамбургер, фрукты, каша, булочки, чипсы)

- Какие угощения приготовила нам скатерть! Всё ли здесь полезно для нашего здоровья?

- Что можно взять со скатерти-самобранки? (Дети выбирают то, что в основном кушают на завтрак).

Б) Формулировка темы внеклассного мероприятия

- Ребята, среди ваших блюд нет традиционного продукта питания, которое любили употреблять в пищу наши предки.

Отгадайте загадку

Крупа мала крошка

В молоке поварят

Кто съест похвалят. (Каша)

Верно – это… КАША.

- Как вы думаете, почему я вам загадала такую загадку?

- Какова тема классного часа? Прочтите название классного часа.

Запись на доске:

Каша – пища наша.

- Сегодня мы о каше разговор свой поведём, чтобы доказать себе, вам и тем, кто не понимает, что каша – это пища наша.

- Кто из вас ест кашу на завтрак? (Ответы детей)

- Почему не все взрослые и дети едят кашу? (Не любят, некогда готовить, мало знают о пользе каши)

- Если бы вы больше знали о кашах, может быть, вы бы с большим удовольствием её кушали? Хотите узнать больше о пользе каши?

3. Работа по теме

1) Узнай кашу

- Как вы думаете, как будет называться каша из этих растений? (Дети отвечают на вопрос, если ответа нет, то помогает учитель)

Слайд 3.

На экране рисунки растений и название каши

Кукуруза кукурузная

Овёс овсяная

Рис рисовая

Пшеница манная

Гречиха гречневая

Просо пшенная

- Молодцы, вы справились с этим трудным заданием.

Учитель. А сейчас познакомимся с некоторыми видами каш.

а) Черна, мала крошка.

Соберут, в воде поварят,

Кто съест – похвалит. (гречка, гречневая каша)

Учитель. О какой каше была загадка? Давайте проверим ваш ответ.

Слайд 4.

- Как называется растение, из которого получают крупу? (Гречиха)

- Как называется крупа из гречихи? (Гречневая крупа)

Учитель. Послушайте старинную русскую сказку об этом растении…

У царя родилась дочь красы неописуемой. Долго думал царь, как назвать дочь и решил: выйду на перекресток и у первой встречной путницы спрошу имя. Так и назову свою дочь. Сказано – сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И царская дочь тоже получила имя Крупеничка.

Когда она выросла, напали на страну враги и увезли красавицу в плен. Только умерла она на чужбине от тоски по родному краю и, обернувшись зернышком, возвратилась домой. Подружки закопали Крупеничку в родную землю. С тех пор, что не год, на этом месте вырастал белый цветок на красном стебельке, который рождал зернышки темные, как волосы девушки.

б) Как во поле, на кургане,

Стоит курица с серьгами.

Сбросит серьги в котелок –

Кушай кашку, мой дружок. (овёс, овсяная каша)

Учитель. Догадались, о чем загадка? Кто назовет кашу? Проверим ваши ответы.

Слайд 5

- Как называется растение, из которого получают крупу для овсяной каши? (Овёс)

- Как называется крупа из овса? (Овсяная крупа)

Это может показаться очень удивительным, но все то, что необходимо вашему организму, находится в овсяной каше. А если утром есть кашу натощак, она поможет взбодриться после сна.

Кто хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде. Она улучшает цвет лица, волосы быстрее растут и становятся блестящими, укрепляются кости и еще много-много можно сказать о достоинствах овсяной каши.

Отвары из овса помогают лечить заболевания крови, почек, а кисель из овсяной муки поможет при бронхите.

в) Была зерном, стала порошком.

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд. (Манная каша)

Учитель. Кто догадался, как называется эта каша? Проверим ответы.

Слайд 6.

- Из какой крупы готовят манную кашу? (Пшеница)

- Как называется крупа из пшеницы? (Манка)

- Какую еще кашу можно приготовить из пшеницы? (Пшеничную)

Учитель. Крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки и перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка. Манная каша самая калорийная. Ее следует, есть перед серьезными нагрузками, перед контрольной работой, соревнованиями. Манную кашу в детстве едят все. Она хорошо усваивается.

Ученик читает стихотворение

Ученик. Наша каша хороша для любого малыша.
С маслицем, румяная наша каша манная!
А крупа взялась откуда?
Из пшеничного зерна.

г) Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытное в брюшке. (Просо, пшенная каша)

Учитель. Может быть, кто-то знает название каши? Давайте помогу. Как называется каша?

Слайд 7.

Учитель.

- Как называется растение, из которого готовят замечательную пшённую кашу? (Просо)

- Как называется крупа из этого растения? (Пшено)

- Назовите домашних животных, которых кормят пшеном?

Интересно, что первыми возделывать просо начали китайцы, которые поняли, что это неприхотливое растение запросто сумеет обеспечить организму необходимые питательные вещества и витамины. Из Китая просо попало и в другие страны.

В последние годы все чаще высказывалось мнение, основанное на опыте лечения, что пшенная каша – одно из средств, способных наилучшим образом выводить из организма антибиотики.

Ученик читает стихотворение.

Ученик. До чего вкусна она,
Наша каша из пшена!
Из чего взялось оно -
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено – крупа из проса!

Учитель. Давайте узнаем самого внимательного слушателя.

- Из какого растения готовят овсяную кашу? (Овес)

- Как называется каша из проса? (Пшенная)

- Из какого растения готовят манную кашу? (Пшеница)

- А какие ещё каши вы знаете? (гороховая, перловая, ячневая, кукурузная)

- Как вы считаете, какая каша самая полезная? (гречневая каша)

- Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.

- С утра много работы, занятий, на это нужно много тратить сил и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ. У нас, на Руси, народ сложил много пословиц про кашу.

Давайте сейчас попробуем их прочитать.

3) Работа в группах

Каждая группа получает задание в конверте: собрать пословицу из слов. Давайте проверим выполненное задание.

Слайд 8.

На экране открываются пословицы.

ХЛЕБ – БАТЮШКА, КАША – МАТУШКА.

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

ЩИ ДА КАША - ПИЩА НАША.

- А какие пословицы о каше знаете вы? (Дети читают пословицы, которые сумели найти)

Каши мало ел.

Густая каша семьи не разгонит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

- Прочтите пословицы, которые на экране.

Слайд 8.

Хороша кашка, когда мала чашка.

Нет щей, так каши больше лей.

Кашу есть зубов не надо.

Слайд 9. (Изображение сороки)

С вами мы сейчас сыграем

В интересную игру.

То, из чего мы варим кашу,

Я сейчас вам назову.

А вы слушайте внимательно,

Отвечайте основательно.

Если скажу верно,

Ну, а если вдруг неверно,


Сорока – белобока

задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

· Парное молоко … (да)

· Куриное яйцо… (нет)

· Крупа манная… (да)

· Капуста кочанная … (нет)

· Соленый огурец… (нет)

· Мясной холодец… (нет)

· Сахар да соль… (да)

· Белая фасоль… (нет)

· Масло топленое… (да)

· Рыбка соленая… (нет)

· Лавровый лист… (нет)

· Китайский рис… (нет)

· Чернослив и изюм… (да)

· Шоколадный лукум… (да)

· Перец болгарский… (нет)

· Соус татарский… (нет)

· Клубничное варенье… (да)

· Бисквитное печенье… (да)

Славная каша получилась.

- Какую кашу варила сорока - белобока? (Манная каша)

5) Немного интересного

Учитель. Вы назвали много каш, а я знаю царскую, солдатскую, суворовскую. Хотите узнать, почему они так называются?

Слайд 10.

Учитель. А еще есть суворовская каша? Почему она так называется? Хотите узнать?

Слайд 11. (Портрет Суворова)

«Суворовская каша получила своё название в честь великого русского

полководца Александра Суворова. После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат войска Суворова не оставалось сил, и в довершении ко всему закончилось пропитание. Старик-командующий – а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась.

Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской. А крупы больше всего в тот момент оказалось пшена, перловки и гороха.

4. Проведение конкурсов

У меня вот здесь крупа,

Да не знаю - какова.

Я хочу у вас узнать:

Сможете крупы разобрать?

Дети разделились на 3 группы. Выбирают участников конкурса. Дети на ощупь должны определить и назвать крупу.

Учитель. Не только пословицы о каше сложил народ, но есть и литературные произведения об этом замечательном продукте.

На экране появляются слайды. Дети должны вспомнить автора и название произведения.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Учитель. А еще наши дети знают о каше частушки. Послушайте их.

Дети исполняют частушки

Ученик 1. Посвятим частушки наши

Мы сегодня славной каше:

Пшенной, манной, овсяной

Крупяной и овощной.

Ученик 2. Мама заставляет Сашу

Ежедневно кушать кашу.

Саша кушать не желает,

Над тарелкой он рыдает

Ученик 3. Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Ученик 4. Много каши съел наш Дима,

Вырос сразу на глазах.

Если б кашу он не ел,

Тогда сразу заболел.

Ученик 5. Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:

Ученик 6. Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,

И конечно похвалить
Маму не забуду.

5. Обобщение знаний.

Учитель. Дети нашего класса тоже любят и употребляют кашу в пищу. Мы провели анкетирование среди учеников. Сейчас узнаем предпочтения ребят.

Слайд 16.

Манная каша- 8 чел.

Гречневая каша- 4 чел.

Рисовая каша-2 чел.

Овсяная каша (геркулес) – 2 чел.

Кукурузная каша- 1 чел.

Учитель. Ребята, а вы знаете, как сделать кашу вкусной? Что можно добавить в кашу?

Слайд 17.

Школьники читают загадки и называют ответ.

Узнаете, ребятки, отгадав мои загадки.

- Что всегда поверх каши лежит? (Масло)

- Не едят меня одну, и без меня ничего не едят. (Соль)

- Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)

- Я бел, как снег, в чести у всех

И нравлюсь вам, но во вред зубам. (Сахар)

- Его делают пчелы. (Мёд)

- Сушеный виноград. (Изюм)

- А что можно еще добавить в кашу, чтобы сделать её еще вкуснее? Посмотрите иназовте продукты.

6. Практическая работа в группах

- Я предлагаю сейчас вам стать кулинарными художниками и украсить свою кашу, добавив в неѐ клубнику, кусочки яблок и апельсинов, орехи и изюм. Для этого у вас есть картинки с руктами и сухофруктами.

- Дети украшают кашу (звучит музыка). По окончании рассказывают, кто что добавил, чтобы каша была вкусней и полезней.

- Молодцы! Как красиво и великолепно у вас получилось украсить кашу.




Ученик читает стихотворение.

Как же вырасти большим?

Это очень просто!

Кушай кашу по утрам

Для большого роста.

7. Рефлексия

- Надеюсь, вы провели это время с пользой для себя, вы узнали много интересного, и

думаю, об этом сможете рассказать своим родителям дома.

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что показалось трудным?

- У вас на столах лежат картинки. Положите перед собой солнышко и дорисуйте ему ротик. В зависимости от вашего настроения.


Читайте также: